Один из интереснейших храмов петровской эпохи на Брянщине, выполненный в стиле барокко, расположен на правом берегу реки Снежеть в южной части города Карачева. Название церкви свидетельствует о его назначении быть духовным щитом для жителей города, его ополчения и православного воинства.
Храм Архистратига Михаила имеет древнюю историю, которая восходит к ХII cтолетию и непосредственно связана с историей города Карачева, основанного как город-крепость в 1146 году. Как и все древние города Руси, Карачев от многочисленных врагов был укреплён земляными валами, на которых стоял древний острог, долгое время являвшийся резиденцией Карачевских князей. Одним из храмов крепости был храм во имя Святого великомученика Георгия, который, вероятно, был разрушен в годы Смуты польским отрядом пана Лисовского. Известно, что в ХVII веке на этом месте стоял деревянный собор Архангела Михаила (выстроенный в 1621-26 гг.), который в 1745 году был заменён каменным. Но когда, кем и по какому случаю возведено нынешнее здание соборного храма, доподлинно неизвестно.
Сооружение имеет любопытную строительную историю. Первоначально это был традиционный храм. В 1768 году устроен придел Страстной Богоматери, в 1809 году - придел Димитрия Ростовского, выстроена колокольня. В середине ХIХ столетия карачевский купец Н. Бочаров возвёл нынешнюю трапезную с приделом Богоматери "Взыскания погибших", а староста К. Писковитин соорудил придел во имя вмч. Георгия Победоносца. Окружив собор, одинаковые полукруглые приделы придали его плану четырёхлепестковый вид, напоминающий план знаменитой Покровской церкви в Филях в Москве. Капитальный ремонт Михаило-Архангельского храма произведён в 1900 году. Тогда были сооружены новые иконостасы в более древних приделах церкви. Здание получило новую отделку и деревянную звонницу вместо разобранной колокольни.
Главная святыня собора Михаила Архангела - икона Божией Матери "Страстная". Первоначально она находилась в бывшем Карачевском Введенском монастыре, после упразднения которого в ХVIII столетии перешла в соборный храм, став его неотъемлемой собственностью. Почитание иконы началось, по преданию, после достопримечательного случая, связанного с именем императрицы Елизаветы Петровны. Во сне её было откровение, что она избавится от болезни глаз тогда, когда помолится пред Страстной иконой Божией Матери, находившейся в Карачевском Введенском монастыре. Исполненная веры императрица послала уполномоченных людей за Страстною иконою в Карачев и по совершении моления получила благодатное исцеление.
В 2012 году специалисты Института археологии Российской Академии наук сообщили общественности о научном открытии - обнаружении остатков каменного храма, относящегося к домонгольскому периоду. При проведении ремонта фундамента настоятель отец Александр обратил внимание на то, что с внешней стороны храма просматривается старая кирпичная кладка. Специалисты предположили: кладка состоит не из обычного кирпича, а из плинфы. Это характерный для древнерусского домонгольского зодчества тонкий обожжёный кирпич, ширина которого примерно равнялась длине. Трудно поверить, но на месте ныне действующего храма в ХII веке стоял киричный! Его стена лежит в земле и в целом хорошо сохранилась.
Храм Михаила Архангела в Карачеве был закрыт в 1938 году. Перед Великой Отечественной войной была разобрана звонница. В 1941 году во время немецкой оккупации города, храм был открыт и долгое время в церкви проходили Богослужения. В 1961 году местные власти церковь снова закрыли. В 1973 году здание передано детской спортивной школе, затем в ней устроен склад стройматериалов. В 1989 году здание храма Михаила Архангела было возвращено верующим и в нём начались восстановительные работы. В 1990-92 гг. воссозданы росписи интерьера, в 1994-96 востановлена колокольня. С 2008 года при храме действует воскресная школа.
Собор Михаила Архангела - один из интереснейших храмов петровской эпохи на Брянщине, выполненный в стиле барокко. Кирпичное и оштукатуренное здание типа восьмерик на четверике первоначально имело своеобразное центрическое, четырёхлепестковое в плане построение. Невысокий массивный четверик несёт широкий восьмерик с окнами в нижней части и пологим куполом, увенчанным стройной главкой на гранёной шейке. С трёх сторон к четверику примыкают крупные закруглённые объёмы боковых приделов и алтаря. Они оставляют углы четверика открытыми и в тоже время высокими выпуклыми кровлями закрывают его карнизы и даже низ восьмерика. Впечатление тяжеловесности усиливает обширная трапезная, над входом в которую до 1994 года возвышалась маленькая деревянная звонница.
К первоначальному убранству здания можно отнести лишь пучки из трёх полуколонок на углах четверика и простой цокольный пояс. В целом в оформлении фасадов преобладают классицистические формы, сильно огрубленные поздней штукатурной отделкой: профилированные рамочные наличники окон и ниш с лучковыми перемычками, каннелированные пилястры на углах восьмерика и арочные окна в его гранях с круглыми ложными проёмами над ними. Необычны лишь верхние полукруглые окна и ниши у боковых приделов, в широком поясе между пилястрами расположены широкие прямоугольные порталы. Основой декора трапезной является мотив тройных арок: средняя обрамляет оконный проём, а боковые ложные. В интерьере основное помещение храма имеет трёхступенчатые тромпы при переходе к восьмерику и гранёный сомкнутый свод. Оно объединено широкими арками с боковыми приделами и тремя узкими проёмами с алтарём, которые перекрыты коробовыми сводами с конхами и распалубками над проёмами. Два столба в центре трапезной поддерживают по две арки, ориентированные по линии восток-запад, на которые опираются коробовые своды трёх продольных нефов (крайние нефы в западных торцах имеют лотки). Обособленный внутри неё нижний ярус колокольни с толстыми стенами и коробовым сводом служил входной папертью.
Живопись на своде и стенах выполнена клеевыми красками в середине ХIХ столетия, в 1900 году поновлена, а композиции в алтаре и боковых и боковых приделах полностью переписаны. Четырёхъярусный иконостас конца ХVIII века - незаурядный памятник периода раннего классицизма в Брянской области, отличающийся ясной конструкцией и соразмерностью отдельных частей. На белом фоне ярко выделяется позолоченная резьба, придающая сооружению торжественно-приподнятый характер.
Из книг: "Православные святыни Брянщины". - Брянск, 2014 и "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область". - М: Наука, 1998.