Не смотря на трудность сообщения между городом С.-Петербургом и Охтой, особенно в то время, когда еще не было ни одного постоянного моста через Неву и когда во время распутицы нельзя было никаким образом попасть из города на Охту, Георгиевское кладбище еще в прошлом столетии начало быстро замещаться телами умерших городских обывателей. По всей вероятности, сюда многих привлекала для погребения умерших высокая, сухая и красивая местность Охты.
Судя по уцелевшим документам, нужно заключать, что здесь, еще с прошлого столетия, хоронились тела людей, имевших большое значение в государстве. На ряду с государственными деятелями хоронились именитые и состоятельные торговцы; в числе последних находилось семейство богатых купцов Никоновых.
В 1812 г. настоятелем Большеохтинских церквей был деятельный протоиерей Андрей Иоаннович Журавлев, а начальником охтинской верфи капитан 1-го ранга Орловский, зять Никоновых. Может быть, личными беседами, а вернее всего, при участии капитана Орловского, протоиерей убедил Григория Никонова построить храм на Большеохтинском кладбище. Нужда в таком храме была обязательная, потому что в однопрестольном Георгиевском храме нельзя было совершать отдельных литургий.
По указу духовной консистории от 23 августа 1812 г. с.-петербургский купец Григорий Никонов 24 числа того же месяца заложил на месте погребения своих родителей и на свои средства устроил небольшую каменную церковь, которая освящена 27 сентября 1814 г. во имя Святителя и Чудотворца Николая. Устроенная на средства частного лица означенная церковь хотя и передана была в ведение епархиальной власти, но долгое время поддерживалась и ремонтировалась на средства наследников строителя, частным образом; а потому в церковном архиве за прежнее время нет никаких документов касательно сего предмета.
При описании Георгиевской церкви мы упомянули о рапорте благочинного Н. Парийского от 19 июля 1869 г., в котором к числу церквей, требующих ремонта, отнесена и церковь Никольская; сказали также, что по сему предмету представлены были причтом четыре сметы, из которых две не утверждены и возвращены для изыскания денежных средств. Одна из этих смет касалась именно поправки Никольской церкви.
Средства на этот предмет скоро отыскались; явились усердные жертвователи, которые приняли на сбой счет ремонт означенной церкви: братья Елисеевы пожертвовали 1 400 рублей; почетный гражданин Алексей Васильевич Алферовский (зять Никоновых) 500 руб. и г. Синебрюхов 200 руб. На этот капитал произведены следующие работы: железная крыша переделана и выкрашена масляной зеленой краской; наружная штукатурка вся исправлена и окрашена; оконные рамы сделаны новые; вместо плитных холодных полов настланы деревянные; печи все перекладены; внутренняя штукатурка вся исправлена и окрашена; купол и своды расписаны орнаментами; в парусах изображены евангелисты. По благословению высокопреосвященнейшего митрополита Исидора возобновленная Никольская церковь освящена местным благочинным Н. Парийским 22 октября 1870 г.
В конце 1879 г. усердием Петра Стефановича Елисеева она снова вычищена и подновлена с перекладкою всех печей, в каковом вид существует доселе. Украшение церкви прилично, но особенных редкостей - древних, ценных или художественных, в ней нет.
Весь иконостас писан на холсте, но кем - неизвестно. В алтаре с правой стороны горнего места помещается глава Спасителя весьма хорошей работы, но имя художника опять неизвестно. За правым клиросом в особом киоте поставлена икона Господа Вседержителя, древнего писания, в сребропозлащенной ризе, пожертвованная купцом Иваном Андреевичем Авериным. За левым клиросом, в золоченом киоте находится икона Тихвинской Божией Матери, пожертвованная купцом Исаевым. На южной стене, над могилою Никоновых, устроен серого мрамора киот с двумя родовыми их иконами: Спасителя и Божией Матери.
Служба в Никольской церкви совершается, кроме храмового праздника, по просьбе лиц, желающих отдельно возносить свои молитвы при погребении или поминовении усопших. Кроме случайных заказчиков, в настоящее время усерднейшими молитвенниками в ней являются: зять Никоновых, похороненных под храмом, Алексей Васильевич Алферовский и Петр Стефанович Елисеев, по желанию которого совершаются две литургии еженедельно, впредь до освящения устрояемого им нового храма.
«Историко – статистические сведения о С.-Петербургской епархии.» Выпуск 7, Санкт-Петербург, 1883 г. Типографии Департамента Уделов (Моховая ул., д. № 36).