ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Вичуга. Церковь Воскресения Христова в Тезине.

Красная церковь


Церковь. Действует.  
Престолы:Воскресения Христова, Всех Святых, Лидии, Надежды
Архитектурный стиль:Модерн
Год постройки:не ранее 1911.
Архитектор:Кузнецов И.С.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Ивановская область, г.Вичуга, ул. 1-я Библиотечная

Координаты:57.195995, 41.903444


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Воскресения Христова в Тезине - Вичуга - Вичугский район - Ивановская область
Лобготт Пипзам
25 августа 2013
Церковь Воскресения Христова в Тезине - Вичуга - Вичугский район - Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
10 февраля 2011
Церковь Воскресения Христова в Тезине - Вичуга - Вичугский район - Ивановская область
Юрий Зварцев
8 августа 2009
Церковь Воскресения Христова в Тезине - Вичуга - Вичугский район - Ивановская область
Ив Мерлу
28 сентября 2007
Церковь Воскресения Христова в Тезине - Вичуга - Вичугский район - Ивановская область
Жукова Елена
18 марта 2006
Церковь Воскресения Христова в Тезине - Вичуга - Вичугский район - Ивановская область
Жукова Елена
18 марта 2006
Церковь Воскресения Христова в Тезине - Вичуга - Вичугский район - Ивановская область
Dmitry N.
11 июня 2012
Церковь Воскресения Христова в Тезине - Вичуга - Вичугский район - Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
2 июля 2011
Церковь Воскресения Христова в Тезине - Вичуга - Вичугский район - Ивановская область
Михаил Суханов
2 января 2009
Церковь Воскресения Христова в Тезине - Вичуга - Вичугский район - Ивановская область
Галкин Александр
18 февраля 2005
Церковь Воскресения Христова в Тезине - Вичуга - Вичугский район - Ивановская область
Алексей Кротов
18 марта 2014
Церковь Воскресения Христова в Тезине - Вичуга - Вичугский район - Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
10 февраля 2011
Церковь Воскресения Христова в Тезине - Вичуга - Вичугский район - Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
10 февраля 2011
Церковь Воскресения Христова в Тезине - Вичуга - Вичугский район - Ивановская область
Михаил Суханов
2 января 2009
Церковь Воскресения Христова в Тезине - Вичуга - Вичугский район - Ивановская область
Михаил Суханов
2 января 2009
Церковь Воскресения Христова в Тезине - Вичуга - Вичугский район - Ивановская область
oldboy
6 октября 2018
Церковь Воскресения Христова в Тезине - Вичуга - Вичугский район - Ивановская область
М.Арсений
1 сентября 2011
Церковь Воскресения Христова в Тезине - Вичуга - Вичугский район - Ивановская область
М.Арсений
1 сентября 2011
Церковь Воскресения Христова в Тезине - Вичуга - Вичугский район - Ивановская область
Воскресная школа при Красном храме
Юрий Зварцев
8 августа 2009
Церковь Воскресения Христова в Тезине - Вичуга - Вичугский район - Ивановская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.
Андрей Агафонов
1 января 1988
Церковь Воскресения Христова в Тезине - Вичуга - Вичугский район - Ивановская область
1910—1911 год.Направление съемки:юго-запад с сайта https://pastvu.com/p/316920
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1911
Церковь Воскресения Христова в Тезине - Вичуга - Вичугский район - Ивановская область
Открытка №5 начала XX века изд. А.А.Рожина-Рыбакова. Из личного архива
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
??
Церковь Воскресения Христова в Тезине - Вичуга - Вичугский район - Ивановская область
Открытка №4 начала XX века изд. А.А.Рожина-Рыбакова. Из личного архива
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
??
Церковь Воскресения Христова в Тезине - Вичуга - Вичугский район - Ивановская область
Открытка №2 начала XX века изд. А.А.Рожина-Рыбакова. Из личного архива
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
??
Церковь Воскресения Христова в Тезине - Вичуга - Вичугский район - Ивановская область
Открытка №1 начала XX века изд. А.А.Рожина-Рыбакова. Из личного архива
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
??
Церковь Воскресения Христова в Тезине - Вичуга - Вичугский район - Ивановская область
Фото начала XX века. Строительство храма Воскресения Христова в с.Тезино Костромской губ. Из личного архива
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
??
Церковь Воскресения Христова в Тезине - Вичуга - Вичугский район - Ивановская область
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1910-1911 гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Галкин Александр,  17 февраля 2005

Храм Воскресения Христова расположен в части города Вичуги, где раньше располагалось село Тезино. До середины шестидесятых годов девятнадцатого века Тезино было деревней прихода Покровской церкви села Хренова. Дальность расстояния приходских деревень от церкви вынуждали заботиться об образовании самостоятельных приходов с устройством новых храмов. По этой причине в 1864 году в Тезине был построен деревянный храм Апостолов Петра и Павла с приделом в честь Смоленской иконы Божией матери.

Со временем население Тезина увеличилось, и появилась необходимость в создании нового, более просторного храма, который и был построен в 1911 году на средства фабриканта И. Кокорева в память о его трагически погибшей дочери. Увенчанное пятиглавием монументальное кирпичное здание в неорусском стиле возведено по проекту московского архитектора И.С. Кузнецова. Фасады церкви, соединенной с высотой, украшенной несколькими рядами кокошников колокольней, декорированы уникальными майоликовыми панно, не встречающимися более ни в одном сооружении и, к большому сожалению, почти утраченными в настоящее время. Поражает не имеющее ни столбов, ни колонн огромное внутреннее пространство храма, сплошь покрытого живописью, масляными красками, выполненной художниками мастерской известного палехского иконописца Сафонова.

В 1930-е годы храм был закрыт для прихожан. Первоначально в здании располагалась кузница, потом в нем была установлена трансформаторная подстанция фабрики «Красный Профинтерн» и телевизионный ретранслятор. С середины семидесятых здесь был оборудован склад промышленных товаров Вичугского торга.

В декабре 1989 года исполком городского Совета народных депутатов принял решение о передаче здания для нужд верующих. С этого времени началась большая работа по заготовке материалов и проведению ремонта, были восстановлены купола, подняты на колокольню и установлены колокола, выполнена реконструкция иконостаса, ведется роспись стен и сводов храма.

Сайт Воскресенского храма - www.tezino.narod.ru


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  11 августа 2006

До середины XIX века деревня Тезино относилась к приходу Покровской церкви села Хреново, которое было удалено от нее на пять с лишним верст. Дальность расстояния от приходского храма создавала большие неудобства для жителей деревни. В 1864г. на средства Никанора Алексеевича Разоренова (внука Дмитрия Андреевича Разоренова, основавшего в 1822 году первую тезинскую мануфактуру) в деревне была выстроена небольшая церковь Петра и Павла с приделом Смоленской иконы Божей Матери, рассчитанная на 200 верующих. Именно после этого события Тезиха превратилась в село Тезино. В последующие годы расширение фабричного производства привело к увеличению количества жителей села и, поэтому назрела необходимость расширения храма. С этой целью в 1880 году на средства уже Герасима Дмитриевича Разоренова к храму были сделаны боковые пристройки. Но к началу нынешнего века стало очевидно, что без строительства новой церкви не обойтись. Было ясно, что новый храм обойдется во многие десятки тысяч рублей, и постройка его по разным причинам откладывалась из года в год. Но повод для строительства внезапно возник сам собой – неожиданный и трагичный.

В 1894 году владельцем фабрики становиться Иван Александрович Кокорев. У него и у его жены – Анны Герасимовны (в девичестве Разореновой) было шестеро детей, младшей по возрасту была дочь Лидия. Поздним вечером 26 мая 1907 года Лидия перед сном поправляла у иконы лампадку. Внезапно из открытого окна подул сильный ветер, и от стоящих на столе свечей на девушке вспыхнула одежда. Лидии была оказана помощь, но ожоги были так велики, что как местные, так и приглашенные московские врачи, признали ее состояние безнадежным, и спустя пять дней она скончалась. Горе отца было беспредельно, и в память о дочери Иван Александрович решил выстроить храм Воскресения Христова. Проект был составлен известным московским архитектором И.С. Кузнецовым и 30 мая 1908 года, в годину смерти Лидии, была произведена торжественная закладка храма. За три года, благодаря быстрой поставке материалов и множеству привлеченных рабочих, строительство было завершено.

Освящение храма состоялось 5 июня 1911 года. Правый придел был посвящен мученице Лидии. Здание признали одной из лучших в России построек года. Фотографии фасадов и внутреннего убранства были помещены в ежегодном альбоме, издаваемом Обществом архитекторов – художников России. По внешнему облику церковь представляет собой оригинальное сочетание мотивов древнерусской архитектуры XV-XVI веков и стиля модерна. «Древний» вид храму придают узкие щелевидные окна, разделенные на три части фасада, завершенные полукружиями – закомарами. Вся постройка выполнена из красного кирпича на извести в смеси с яичными белками без облицовки. Особой необычностью архитектурных форм поражала современников узкая высокая колокольня, чем-то напоминающая фабричную трубу. Над тремя входами в храм, а с восточной стороны – над алтарем, разместились огромные многоцветные майоликовые панно в стиле модерн с изображением святых и символических многофигурных композиций. Помещение не имеет опорных столбов, а кровля устроена на бетонных сводах. Церковь может вместить до 3000 человек. Интерьер украшает огромный шестиярусный иконостас 14 метров высотой, богато украшенный в древнерусском стиле. Живопись, сплошь покрывавшая внутри стены и своды, выполнена также в древнерусской манере художниками палехской мастерской Сафонова и состоит из более чем 400 сюжетов. Богатейшее внутреннее убранство, включая лампады, паникадила, хоругви, подсвечники, было выполнено в едином стиле по эскизам И.С. Кузнецова. Вот такая «визитная карточка» для Вичуги была заказана архитектору Кузнецову фабрикантом И. Кокоревым.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  12 октября 2018

В Воскресенском храме был реализован замысел объединения в гармоничное целое двух знаковых символов России - Успенского собора и колокольни Ивана Великого Московского Кремля. Монументальное здание огромных размеров, по композиции ориентированное на формы архитектуры Успенского собора, своеобразно варьирует тип соборного пятиглавого храма, но без столбов. Мощный кубический двусветный объём с тремя крупными полукружиями выступов алтаря увенчан высокими цилиндрическими световыми барабанами глав с более крупным средним. Оригинальны, играющие роль поддержки сводов, сильно вынесенные массивные столбы, которые членят фасады на три уровня. Необычны выступы в центре боковых фасадов с крупными, облицованными майоликой нишами - экседрами, где расположены входы с пологими лестницами перед ними. Низкая крытая паперть соединяет западный фасад с высокой пятиярусной колокольней, прототипом которой является столп Ивана Великого в Кремле.

Колокольня Воскресенского храма сделана более узкой, чем колокольня Московского кремля, перекликаясь образно с фабричными трубами (символами местного процветания в начале ХХ века), но немного выше (высота - около 80 м) московского прототипа (это было личное пожелание заказчика храма Ивана Кокорева). Большой, равновысокий храму четверик колокольни в два уровня с полукружиями наружных стен на каждом фасаде несёт глухой восьмерик с тремя ярусами кокошников. Выше расположен стройный восьмерик с ярусом звона и одним рядом кокошников, а затем - ещё меньший восьмерик с узкими арочными проёмами. Переходом к цилиндрическому барабану главы служат три ряда мелких кокошников "вперебежку". Утраченная золоченая надпись в два ряда куполов колокольни раньше ещё больше подчёркивала сходство с Иваном Великим. Для храма на колокольном заводе Забенкиных в г. Костроме был отлит гигантский колокол весом в 1700 пудов (более 27 тонн). В убранстве фасадов выделяется аркатурно-колончатый пояс на половине высоты стен храма и колокольни и в завершении апсид, прерывающийся на пилонах ширинками с контррельефными крестами и ромбами. На пилоны опираются архивольты закомар сильного выноса, особенно далеко выдвинутые на восточном фасаде над апсидами, где их поддерживают группы из четырёх тонких колонок, не имеющие аналогов на Руси. Узкие вертикальные окна (нижние прямоугольные, верхние арочные) лишены обрамлений.

Пятиглавая церковь, с очень высокой столпообразной колокольней, поражает своей грандиозностью, которая особенно сильно ощущается на фоне окружающей одноэтажной застройки. Впечатляют огромные майоликовые панно в оригинальных вогнутых нишах-экседрах с порталами, расположенные на нижнем ярусе колокольни. Они были изготовлены на знаменитом Абрамцевском гончарном заводе по рисункам Ивана Кузнецова и аналогов не имеют, являясь уникальным, и вместе с тем характерным, произведением искусства эпохи модерна. Входы в храм, сохранившие эффектные металлические двуполые двери с филёнками, декорированы майоликовыми панно - уникальными произведениями монументального искусства начала ХХ века. По приблизительным подсчётам, майолика "Красного" храма состояла из 12-14 тысяч керамических плиток.

Следует заметить, что глубоко верующий Иван Кокорев, являясь старообрядцем по происхождению и духу и единоверцем по форме, в храме Воскресения Христа реализовал гигантский проект единения старой и новой церквей, осознавая главную угрозу не в официальном православии, а в нарастающем безбожии. И идея единой церкви была реализована в знаковых древнерусских символах. Композиции панно представляют собой оригинальную переработку традиционных древнерусских образцов ХVII века. Главенствующая роль в них отведена линии, точно очерчивающей контуры изображений и прорисовывающей детали. Особую изысканность и лёгкость придаёт сценам характерный для модерна нежный холодный колорит, сочетающий светло-голубые, фиолетовые, изумрудно-зелёные и приглушённые красные тона. Западную стену нижнего яруса колокольни занимало панно, изображавшее "Деисус" и двенадцать апостолов в круглых медальонах. К сожалению, в 2004 году это панно, которое выглядело наиболее сохранившимся, было утрачено. Оно обрушилось. На западном портале с килевидным завершением представлены "Спас Нерукотворный" и склоняющиеся к нему святые. Самые большие композиции украшают плоскости и полукруглые ниши на южном и северном фасадах. В них помещены сцены, обычно располагавшиеся в ХVII веке на своде храмов. На южном панно вверху - Господь Саваоф в сиянии. Ниже было крупное изображение Христа, по сторонам входного портала на облаках - архангелы Михаил и Гавриил, а на портале, в круглых медальонах - "Деисус". Северную полукруглую нишу занимает композиция "Да молчит всякая плоть", как правило, располагавшаяся на восточной стене центрального алтаря в памятниках Древней Руси. На портале в медальонах - Христос Еммануил, ангелы и отцы церкви. На вертикальных стенах над полукружиями алтаря помещены ещё три панно: "Достойно есть", "Новозаветная Троица" и Богоматерь Оранта". Композиционная схема каждого из них подчинена мотиву круга.

Майоликовые панно Воскресенской церкви - своеобразное "эхо" наружной росписи московского Успенского собора. Восточный фасад особенно оригинален, панно как бы спрятаны под вынесёнными далеко вперёд "арками" полукружий, оказавшись, словно в киотах, разделённых между собой группами тонких колонок. Колокольня в верхних частях схожа с колокольней Ивана Великого. Раньше это сходство подчёркивалось ещё и наличием под куполом золочёной надписи в два ряда. Вместе с тем, три яруса полукруглых кокошников заимствованы у храма Василия Блаженного. Но вичугской колокольне не присущи спокойствие и статичность колокольни Ивана Великого - она будто неудержимо тянется вверх.

Основное помещение храма не имеет опорных столбов, кровля опирается на бетонные своды. Это нововедение позволило внутреннее пространство храма существенно расширить как зрительно, так и фактически. Церковь может вместить 3000 человек. Интерьер храма - помещение зального типа с двумя мощными арками между боковыми столбами, на которые в каждом пролёте опираются ещё две дополнительные арки, которые расположены по осям межалтарных стен. В результате этого перекрытие членится на девять ячеек. Над квадратными ячейками в центре и по углам поставлены световые барабаны с куполами, а прямоугольные рукава креста перекрыты сводами. Нижний ярус колокольни перекрыт сомкнутым сводом.

Богатейшее внутреннее убранство было выполнено в едином стиле по эскизам Кузнецова. Живопись, сплошь покрывавшая стены и своды храма, была выполнена в древнерусском стиле художниками палехской школы Софронова и состояла более чем из четырёхсот сюжетов. Но росписи 1911 года сильно пострадали во время пожара в 1970-х годах, когда собор служил в качестве хозяйственного склада. Частично сохранилась лишь роспись притвора, где на коробовом своде и западной стене написана сцена "Страшного суда" в характерной для конца ХVII века манере - с многочисленными персонажами, измельчённой проработкой ликов и одежд. Все изображения даны на золотом фоне. Шестиярусный иконостас выполненный в духе эклектики, богато украшенный позолоченной резьбой в древнерусском стиле, был одним из самых грандиозных в Центральной России (его высота была 14 метров). Он, к сожалению не сохранился. В 1994 году был изготовлен и установлен временный иконостас, который и был освящён Высокопреосвященнейшим Амвросием, архиепископом Ивановским и Кинешемским.

Из буклета: Беззубов С. С. "Воскресенский кафедральный собор города Вичуги", издательство "Икспресс". г. Иваново, 2015 г.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  12 октября 2018

Всего 16 лет после освящения были открыты для верующих двери Воскресенского храма. Службы в Тезинской церкви прекратились в 1927 году, а в соответствии с решением облисполкома от 28 декабря 1930 года Воскресенская церковь была закрыта. В здании устроили ссыпной пункт зерна. Местные жители вспоминали, как с церкви сбрасывали кресты, как с грохотом упал 820-пудовый колокол. Были закрыты и другие храмы в окрестностях Вичуги.

В начале 30-х годов был сожжён и Петропавловский храм на базарной площади Тезино. Долгие годы верующие ходили в церковь посёлка Старая Вичуга и села Филисово Родниковского района. Однако в зимнее время из-за плохих дорог и отсутствия транспорта это было весьма затруднительно. В разное время в храме располагалась кузница, тренировочная вышка для прыжков с парашютом. Но после того как разбился один из курсантов, вышка была закрыта. Потом в здании была установлена трансформаторная подстанция фабрики "Красный Профинтерн" и телевизионный ретранслятор. В первые послевоенные годы произошло некоторое возрождение православия в стране.

С мая 1954 года началось активное движение за открытие Воскресенского храма в Тезино. Побудил к этому священник Сергиевской церкви из Старой Вичуги Н. В. Никольский. Возглавил движение за возрождение храма рабочий фабрики имени Ногина Л. П. Трутнев. К этому времени здание Воскресенской церкви не использовалось и стало убежищем воров и прочего сброда, которые в храме хранили краденое добро. Территория была превращена в свалку. В прямом смысле воплотились слова Иисуса Христа: "Дом мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников". Всё это конечно возмущало верующих. Чтобы решить проблему, в Вичугском городском исполнительном комитете был поставлен вопрос о сносе храма, но это только усилило активность народа.

Верующие многократно обращались к уполномоченным по делам религии в Вичуге и Иванове. Писали письма в Центральный комитет коммунистической партии СССР, Н. С. Хрущёву, К. Е. Ворошилову... Все письма возвращались в Ивановский областной исполнительный комитет, где открытие указанной церкви находили нецелесообразным, а ходатайство верующих необоснованным. Храм пытались передать артели "Победа", затем промкомбинату, но им он был не нужен. Наконец, здесь устроили склад Вичугского ТОРГА. Вичужанин А. Кашинцев, в 70-е годы работавший шофёром в военизированной пожарной части Вичуги, вспоминал, как на уникальных росписях храма метровыми буквами было написано "Не курить". В середине 70-х на складе произошёл пожар, внутренняя палехская роспись, состоявшая более чем из 400 сюжетов, погибла в пожаре. Местные жители помнят, как из колокольни, как из трубы шли клубы густого чёрного дыма. За годы запустения сильно пострадали майоликовые панно. Многие плитки отвалились, на некоторых были непотребные надписи.

В декабре 1989 года исполком городского Совета народных депутатов принял решение о передаче здания для нужд верующих. С этого времени началась большая работа по заготовке материалов для проведения восстановительно-ремонтных работ. 12 мая 1990 года после десятилетий забвения в Воскресенском храме состоялась первая служба. В 1991 году для восстановления осквернённого храма и организации приходской жизни настоятелем прихода назначается протоирей Пётр Косянчук. В августе того же года начались работы по изготовлению куполов и покрытию их оцинкованным железом. В 1992 году установлены 4 малых купола с крестами, в 1993 году установлены большой средний купол и крест. Произведена очистка и промывка стен от копоти, побелены стены внутри церкви. В 1994 году был изготовлен и установлен временный иконостас. В том же году Воскресенский храм освящён Высокопреосвященнейшим Амвросиеи, архиепископом Ивановским и Кинешемским. В 1996 году начались работы по росписи внутреннего пространства, завершение которых в трапезной состоялось в 2005 году. В 1997 году установлена ограда храма по переднему фасаду; работы продолжились в 2010 году благоустройством территории вокруг храма и установкой вокруг церкви уличных светильников. В 2009 году завершились работы по замене покрытия на куполах Тезинского Воскресенского храма. В планах по восстановлению исторического облика собора замена майолики на южной стороне, приобретение новых колоколов, замена иконостаса.

Из буклета: Беззубов С. С. "Воскресенский кафедральный собор города Вичуги", издательство "Икспресс", г. Иваново, 2015 г.

Комментарии и обсуждение

Церковь именуется по преобладающей окраске "красной" в отличие от другой, "белой" Воскресенской (Свято-Воскресенской) церкви, расположенной в том же городе. Раньше церкви стояли в разных селах - соответственно Тезино и Бонячки. Теперь оба села - в черте города.

31 марта 2006, Игорь Демин.

статья "Красная церковь в Вичуге" в Википедии
24 фото "Красной церкви"
33 фото абрамцевской майолики на храме
(часть майолики заменена на малохудожественную роспись после обрушения в 2004 г.)
27 февраля 2007, Ив Мерлу.

По свидетельству старожилов, в 1911 году в Воскресенском храме служил отец Михаил Василевский - родитель будущего маршала А.М. Василевского. Судьба его семьи весьма примечательна для нас. В начале 1915 года, досрочно сдав выпускные экзамены в Костромкой Духовной семинарии, А.М.Василевский ушёл на фронт, начав свою военную карьеру. В начале 1926 года все сыновья священника прервали свою связь с отцом; можно не сомневаться, что в ином случае ничего хорошего в стране Советов его детей ожидать не может. Лишь в 1940 году по "милостивому" личному решению Сталина сам А.М. Василевский, а затем и его братья, восстановят общение со стариками-родителями...

Из книги: Архиепископ Александр "Священномученик Никодим: жизнь, отданная Богу и людям". Кострома. 2001

В конце 2000-х гг. оригинальные серебристые купола зачем-то заменены нитрид-титановыми, имитирующими золотые.

15 ноября 2017, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Егор Сельский.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.