ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Черленково. Церковь Николая Чудотворца.

Никольская церковь, Введенская церковь


Церковь. Не действует.  
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:не позже 1562. перестроена в середине XIX в..
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Московская область, Шаховской район, с. Черленково

Координаты:55.9469, 35.4772


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
МОРПЕХ879
28 марта 2009
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
Илья Смирнов
3 октября 2008
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
28 марта 2007
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
28 марта 2007
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
strusto
18 ноября 2006
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
МОРПЕХ879
26 января 2014
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
Лобготт Пипзам
9 августа 2013
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
Лобготт Пипзам
9 августа 2013
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
Hramsohran
6 августа 2013
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
МОРПЕХ879
28 марта 2009
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
23 февраля 2009
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
Илья Смирнов
3 октября 2008
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
Олег Гусаров
14 июля 2007
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
Олег Гусаров
14 июля 2007
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
Олег Гусаров
14 июля 2007
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
Олег Гусаров
14 июля 2007
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
strusto
18 ноября 2006
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
Андрей Агафонов
1 августа 1999
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
Собственная съемка
Андрей Агафонов
1 августа 1989
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
Илья Смирнов
3 октября 2008
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
Олег Гусаров
14 июля 2007
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
Олег Гусаров
14 июля 2007
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
Олег Гусаров
14 июля 2007
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
МОРПЕХ879
26 января 2014
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
Лобготт Пипзам
9 августа 2013
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
Лобготт Пипзам
9 августа 2013
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
Лобготт Пипзам
9 августа 2013
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
Лобготт Пипзам
9 августа 2013
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
Лобготт Пипзам
9 августа 2013
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
Лобготт Пипзам
9 августа 2013
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
Hramsohran
6 августа 2013
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
Hramsohran
6 августа 2013
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
Hramsohran
6 августа 2013
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
Hramsohran
6 августа 2013
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
Hramsohran
6 августа 2013
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
Hramsohran
6 августа 2013
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
Hramsohran
6 августа 2013
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
вид на трапезную из основного объема
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
23 февраля 2009
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
вид на северный придел из главного нефа
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
23 февраля 2009
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
Илья Смирнов
3 октября 2008
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
Илья Смирнов
3 октября 2008
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
Олег Гусаров
14 июля 2007
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
Олег Гусаров
14 июля 2007
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
Олег Гусаров
14 июля 2007
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
strusto
18 ноября 2006
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
strusto
18 ноября 2006
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
strusto
18 ноября 2006
Церковь Николая Чудотворца - Черленково - Шаховской район - Московская область
фото 1988
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
1 января 1988




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Юрий Менделеев,  14 марта 2004

Никольская (по одному из приделов также называемая Введенской) церковь в с. Черленково Шаховского района построена в 16 веке, перестроена в середине 19 века. Сохранились фрагменты росписей 19 века.


Статью добавил(а): Александр Хмелевский,  11 июня 2006

В XVI ст. в Черленкове находился небольшой монастырь, приписанный к Иосифо-Волоцкому монастырю и построенный на его средства. В нем было 12 келий, здесь постригались местные вкладчики из крестьян и начальствовали свои игумены. Монастырская церковь во имя свт. Николая построена в 1562 г. и представляла собой монументальный четырехстолпный одноглавый храм с тремя мощными пониженными апсидами на булыжном фундаменте и дубовых сваях. На четверике стояла настенная звонница. В середине XIX ст. верх храма перестроили, одновременно пристроив к западному фасаду здания трапезную. В советское время храм закрыли. Во время войны в храм попал снаряд, полностью уничтожив два алтарных полукружия. В 2000 г. при храме создана православная община.

Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Архиповы Маргарита и Владимир,  9 мая 2011

Никольская церковь в селе Черленкове Шаховского района Московской области в списках памятников архитектуры не зна­чится. Принадлежность Никольской церк­ви XVI столетию была установлена авто­ром при следующих обстоятельствах. Ра­ботая с актами Иосифо-Волоколамского монастыря, мы обратили внимание на ме­новую грамоту от 21 сентября 1562 г., из которой следовало, что церковь Николая Чудотворца монастырского села Черленкова на реке Рузе древнего Хованского стана Волоцкого уезда в указанном году была каменной. Автор по опыту знал, что каменные вотчинные храмы, построенные ранее XVIII в., относительно мало страда­ли от перестроек последующих двух столе­тий и далеко не всегда разбирались до основания, и в 1980 г. предпринял поездку в Черленково (западная граница Москов­ской области) с целью выяснения судьбы упомянутого в древней грамоте храма. По прибытии в Черленково его ожидания под­твердились: в большом, сильно перестроен­ном четверике современной Никольской церкви без труда угадывалось здание XVI столетия.

Проведенные в 1981 г. натурные и архео­графические исследования позволили полу­чить о памятнике следующую предвари­тельную информацию. Существующее зда­ние Никольской церкви заключает в себе два строительных периода. Его изначаль­ным ядром является четырехстолпная, квадратная в плане церковь крестовокупольной конструкции, с тремя понижен­ными алтарными полукружиями. Степы церкви сложены из кирпича 27,5х12,5—13Х7 см, на булыжных фундаментах и дубовых связях. Размеры четверика 13 Х Х13 м, подкупольные столбы незначитель­но смещены к востоку.

В середине XIX в. древнее здание подверглось капитальной перестройке. Его верхи были разобра­ны по нижнюю отметку храмового кар­низа и реконструированы в псевдорус­ском стиле, а сама церковь расширена путем пристройки к ее западному фаса­ду обширной трехнефной трапезной и трехъярусной колокольни (не сохрани­лась). Тогда же были растесаны и пере­лицованы все окна памятника, за исклю­чением попавшего в закладку западно­го окна верхнего света . На месте запад­ного портала была пробита арка, а южный и северный оказались перестроенными до неузнаваемости. Не менее крупным пере­делкам подвергся интерьер храма. Утра­ченными оказались своды пяти основных компартиментов, подпружные арки подкупольного квадрата и угловых закрестий (следы показывают, что те и другие распо­лагались на разных уровнях) и барабан. Лучше всего сохранились своды и арки алтарной части (они были только перебра­ны с сохранением древних очертаний), од­нако во время войны в здание попал сна­ряд, и два алтарных полукружия с конхами сейчас почти полностью утрачены. При реконструкции церкви система сводов была изменена. Строители отказались от пони­женных подпружных арок в западной час­ти храма и подняли своды угловых ком­партиментов на высоту сводов основного креста. Этот прием потребовал примене­ния для перекрытия всех пяти компарти­ментов крестовых сводов. При разборке пониженных подпружных арок оба запад­ных столба были до половины высоты разо­браны и сложены заново.

Несмотря на столь внушительный объем утрат, памятник благодаря исключительной простоте и ясности его архитектуры хорошо реконструируется. Это был большой кубообразный храм с мощными алтарными полу­кружиями. Его почти равновеликие по ши­рине прясла венчались широкими закомара­ми, под которыми проходил крепованный антаблемент. Большие щелевидного типа окна с «рассветом» не имели наличников. На южном и северном фасадах было по три окна, на западном — одно и по одному ок­ну было в каждом из алтарных полукру­жий. В храм вели три, вероятно перспективных, портала. Согласно Клировым ведо­мостям за 1838 г., до своей перестройки в 40-е годы XIX в. Никольская церковь была, как и сейчас, одноглавой. Непосред­ственно на четверике стояла древняя на­стенная звонница. Перед западным фаса­дом храма долгие годы существовала дере­вяная паперть.

Интерьер храма и сегодня, после многих разрушений, производит величественное впечатление. Однако в древности он был еще внушительнее. Высокие подпружные арки на широко расставленных столбах несли большой широкий барабан (сейчас вместо него — шатровый восьмигранный барабан на конусовидном основании), центральный неф и трансепт были пере­крыты коробовыми сводами, а пониженные угловые компартименты — или коробовы­ми, или крестовыми (из-за отсутствия на памятнике лесов конфигурация древних сводов осталась до конца не выясненной). В дьяконнике находился изолированный от храма придел. По восточным граням алтарных столбов проходила каменная алтар­ная преграда, а горнее место было помещено в огромную, достигавшую пят сво­дов, оконную нишу.

Стилистические и строительные приемы, в которых выстроено здание Никольской церкви, позволяют уверенно датировать ее серединой XVI в. На 50-е годы XVI в. указывают применение в обломе храмового карниза маломерного кирпича (из него выполнена полка архитрава, уширение стен позади порталов и огрубленный характер кирпичного храмового цоколя.

Стилистическую датировку Никольской церкви косвенно подтверждает относящий­ся к Черленкову актовый материал Иоси-фо-Волоколамского архива. Село Черленково — древняя вотчина князей Хованских. В 1540 г. по приказу Ивана Андреевича Хованского-Косого Черленково с деревня­ми было передано вкладом по его душе в Иосифо-Волоколамский монастырь. Душеприказчиком Хованского, который умер бездетным, был сам великий князь. Даже если бы мы не имели возможности датировать памятник по стилистическим и техническим приемам, этот факт полно­стью исключает возможность строительст­ва каменной Никольской церкви самим вотчинником до 1540 г. Опыт изучения древнерусского вотчинного строительства показывает, что назначением каменных (и некоторой части деревянных) вотчинных церквей было служить «родовым богомолием» — местом погребения и вечной па­мяти владельцу и его роду. Но условиям своего времени сооружение и содержание родовых богомолий делалось возможным только при наличии у вотчинника муж­ского потомства и означало, что вотчинник и его род отказываются от чести быть погребенными и особо поминаемыми в местном монастыре. К И. А. Хованскому-Косому последнее относиться не может. Князья Хованские имели в Иосифо-Волоколамском монастыре свою общую родо­вую усыпальншгу — на левой стороне мо­настырской Успенской церкви, в «старом приделе без престола» . Здесь, справа у церковной стены, рядом с другими Хован­скими был погребен и Хованский-Косой. За свой очень крупный вклад (село с де­ревнями) он был поминаем в монастыре по высшему разряду — с заупокойным кор­мом.

Из сказанного следует, что каменная церковь в Черленкове могла быть выстрое­на только в монастырский период — между 1543—1544 (дата сотной монастырской грамоты, косвенно удостоверяющей, что Никольская церковь была в это время де­ревянной) и 1562 гг. С какой целью? Мы знаем, что монастыри строили для своих крестьян в вотчинах исключительно дере­вянные церкви . Между тем Никольская церковь одними только своими размерами превосходит любую из известных нам ка­менных вотчинных церквей. Эта вмести­тельная крестовокупольиая постройка с просторным, как бы предназначенным для соборных богослужений алтарем могла быть соборной монастырской, но никак не приходской и тем более сельской вотчинной церковью. Единственная гипотеза, объясня­ющая ее появление в Черленкове в монастырский период, заключается в следую­щем. Древнерусские монастыри широко пользовались правом на строительство пу­стыней, скитов, подворий и малых припис­ных монастырей для содержания так назы­ваемых «нищих» — малоимущих вкладчи­ков. Такими дочерними монастырями у Иосифо-Волоколамского монастыря были Божедомный Введенский в Спирове — для погребения странников и убогих, и «нищий» Богорадный, тоже Введенский — вблизи стен большого Успенского мона­стыря, на том месте, где сейчас Святые ворота с Петропавловской (Введенской) церковью. В этих малых монастырях постригались мелкие вкладчики из крестьян, в них жила братия и начальствовали свои игумены. Введенская Спировская церковь была деревянной, Введенская Богорадная (по данным XVII в.) — каменной, с дере­вянным шатром. Своеобразным мона­стырским филиалом, но не монастырем бы­ло и Московское Иосифовское подворье в Китай-городе с каменной Благовещенской церковью XVI в. Существование обоих ма­лых монастырей и подворья нашло отраже­ние во множестве документов, однако в монастырских вкладных книгах, представляющих собой своеобразный реестр расхо­дов монастыря в связи с церковным и крепостным строительством, об их сооружении нет упоминаний. Дело, очевидно, в том, что эти здания строились, как и деревян­ные приходские церкви по селам, не «от вкладчиков», а «из казны». Не является ли церковь в Черленкове остатками такой специально заведенной от монастыря бого­молий, выстроенной из монастырской каз­ны и не попавшей поэтому ни во вклад­ные, ни в дачные книги?

Существуют три документа, прямо или косвенно подтверждающие эту гипотезу. Первый — Расходная ведомость Иосифо-Волоколамского монастыря за 1547— 1561 гг., куда монастырский казначей заносил выплату жалованных денег мона­стырским работникам и слугам и куда с 1549 г. он стал записывать ругу сельским церковнослужителям. В ней по прошествии двух лет после начала ружных записей мы впервые встречаем сразу две расписки «Черленковского игумена Гаврилы», взяв­шего ругу за 1551—1552 и за «прошлый» 1550—1551 гг. Особый характер записей позволяет сделать предположение, что игу­мен Гаврила брал ругу у казначея в пер­вый раз. В дальнейшем «черленковскому игумену» деньги выдавались в 1554, 1555, 1556 и 1557 гг. — уже без расписки, а в 1560 г. (данные за 1561 г. утрачены) ругу получил «черленковский поп Игнатей». Упоминание в документах игумена, да еще вместе с сослужащим ему попом, оз­начает, что все эти годы в Черленкове был монастырь, причем не ниже степенью, чем два «ближних» Иосифо-Волоколамских монастыря — Спировский и Богорадный, где в это время также служили поп с игуменом. Попа Игнатия мы встречаем еще раз в поздних приписках к Описи ризницы и книгохранительницы Иосифо-Волоколам-ского монастыря 1545 г., где под 1560—1561 гг. записан вклад «Игнатия игумена черленковского». Наконец, третьим доку­ментом является ранее упомянутая жало­ванная меновая грамота, из которой сле­дует, что в 1562 г. при Никольской церкви в Черленкове было 12 келий. Грамота не говорит, чьи это были кельи — иноков или живших на подаяние нищих (в Древней Руси нищие жили при приходских церквах в своих кельях «монастырями» или артелями), однако в свете приведенных фактов ясно, что это были иноческие кельи.

Таким образом, с 1550—1551 по 1562 г., год царской промены (о чем ниже), в Черленкове существовал приписной к Иосифо-Волоколамскому монастырек, или малая пустыня, с каменной Никольской цер­ковью. К сожалению, уточнить год по­стройки последней по источникам не пред­ставляется возможным, но вполне вероят­но, что год учреждения монастыря совпа­дает с годом постройки каменного храма. В таком случае мы вновь получаем уже однажды названную нами дату — около 1550 г. Сейчас трудно ответить на вопрос, чем руководствовались осифовские старцы, ус­траивая на месте приходской сельской церкви князей Хованских монастырь. Воз­можны два предположения. В нескольких верстах от Черленкова, вблизи соседнего с ним большого села Середы, в древности находился известный Успенский Левкиев Волоколамский монастырь — конкурент и соперник Иосифо-Волоколамского монастыря. Соборный храм этого монастыря, выстроенный где-то во второй четверти XVI в., имел близкие к Никольской церкви габариты и тождественные объемы. Оба храма находились едва ли не в пределах видимости один от другого. Не было ли строительство Черленковского монастыря актом соперничества с Левкиевым мона­стырем и не должен ли был Никольский монастырь играть роль форпоста Иосифо-Волоколамского монастыря в этих краях? Возможно и другое объяснение: в районе Черленкова, вдоль берега Рузы, нахо­дились старинные и крупнейшие вотчи­ны Иосифо-Волоколамского монастыря, крестьяне которых, согласно древнему обычаю, имели преимущественное право на пострижение, что и привело в конце концов к созданию при Волоцком монасты­ре еще одного «богорадного» или «бога­дельного» монастыря.

Судьба Черленковской обители пред­ставляется из ряда вон выходящей. 21 сен­тября 1562 г. Черленково (с соседним Ярополчем) было взято у монастыря Иваном Грозным в обмен на 40 буегородских дере­вень. Известно, что царь часто менялся землями с монастырями, иногда по соб­ственному произволу, иногда отвечая на встречную просьбу монастырских властей, однако до сих пор считалось, что он выме­нивал у монастырей только хозяйственные села и никогда не касался пустыней и дру­гих монастырских богомолий. В случае же с Черленковым известный своим благоче­стием и щедростью к монастырям царь по каким-то причинам не остановился перед тем, чтобы разорить обитель и выгнать иноков. Чувствительный удар осифлянам нанесло и изъятие у них только что вы­строенного дорогостоящего и очень большо­го по масштабам своего времени каменно­го храма, который с 1562 г. навсегда сде­лался сельской приходской церковью. Подобный факт нам становится известным впервые.

В. В. Кавельмахер
http://shahovskoe-blag.ucoz.ru


Статью добавил(а): Анонимный участник,  20 мая 2015

Кирпичная церковь Николая Чудотворца - первоначально одноглавый четырехстолпный храм крестовокупольного типа в традицияъх соборного зодчества XVI в. с настенной звонницей. Была собором "малого" монастыря, приписанного к Иосифо-Волоцкому и построена на его средства в середине XVI в. (между 1550-1562 гг.). С 1562 г. приходская церковь. В 1842 -1857 гг. церковь реконструирована: перестроен верх храма, устроен новый световой барабан с глухим шатром, пристроена трапезная с приделами Введения во Храм и Илии Пророка и колокольня. Одновременно церковь получила новое декоративное оформление в формах эклектики, сочетая классицистические и древнерусские мотивы. В годы Великой Отечественной войны были утрачены алтарные апсиды (попал снаряд). Около 1943 г. храм был окончательно закрыт и заброшен, сломана колокольня. В интерьере сохранялись остатки росписей XIX в. В 2000 г. зарегистрирована церковная община.

Церковь Николая Чудотворца по адресу: Шаховской район, с.Черленково, является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. № 84/9).

Современный адрес: с/п Степаньковское, с.Черленково.

Кирилл Аминов, 20 мая 2015 г.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  22 октября 2018

В писцовых книгах 1626 г. говорится: «дворцового села Вишенок приселок Черлеников на реке Рузе, а в нем церковь Николы чудотворца, семь мест церковных келейных, поповы пашни 6 десятин в поле…».

Село Черленково в 1678 г. принадлежало князю Александру Михайловичу Шаховскому; в 1692 г. оно досталось его дочери княжне Федосье. Она с тем имением в 1700 г. вышла замуж за стольника Семена Гавриловича Наумова.

В 1715 г. церковь Николая чудотворца в селе Черленкове была каменная. При ней состояли в 1710 – 15 гг. «поп Гаврила Афанасьев, диакон Андрей Григорьев, дьячок Григорий Иванов».

После смерти Семена Гавриловича Наумова селом владели в 1733 г. его дети Александр и Иван, в 1734 и в 1773 гг. оно продано Спиридону Ивановичу Ковырзину.

«Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.» В. и Г. Холмогоровых. Выпуск 9, Волоколамская и Серпуховская десятины Московской губернии. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1896 г.

Комментарии и обсуждение

Приделы трапезной - Илии Пророка, Введения во Храм

К.В.Аминов

13 августа 2014.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.