ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Котельники. Церковь Казанской иконы Божией Матери.

Казанская церковь


Котельники. Церковь Казанской иконы Божией Матери
Церковь. Действует.  
Престолы:Казанской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца, Панкратия Римского, Феодосия Черниговского
Архитектурный стиль:Узорочье
Год постройки:1684.
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
МО, Люберецкий район, г. Котельники, ул. М. Колхозная, д. 62А

Координаты: 55.64782, 37.87815
Проезд:Автобус №26 от станции Люберцы, маршрутным такси №1 от микрорайона «Белая Дача» и по городу Котельники. Храм находится близко от районов Москвы Марьино и Люблино, в 2 км от МКАД.



Сортировка:

Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Котельники, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Алексей Кротов
7 марта 2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Вид с северо-востока<br>, Котельники, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Вид с северо-востока
Иванов Дмитрий
23 мая 2012
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Вид с юго-запада<br>, Котельники, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Вид с юго-запада
Александр Викторович Шипилин
20 февраля 2004
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Котельники, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Алексей Кротов
7 марта 2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Котельники, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Алексей Кротов
7 марта 2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Котельники, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Алексей Кротов
7 марта 2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Восточный фасад<br>, Котельники, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Восточный фасад
Иванов Дмитрий
23 мая 2012
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Средняя часть храма, вид с севера<br>, Котельники, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Средняя часть храма, вид с севера
Иванов Дмитрий
23 мая 2012
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Фрагмент южного фасада основного объема храма<br>, Котельники, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Фрагмент южного фасада основного объема храма
Иванов Дмитрий
23 мая 2012
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Фрагмент западного фасада основного объема храма<br>, Котельники, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Фрагмент западного фасада основного объема храма
Иванов Дмитрий
23 мая 2012
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Фрагмент южного фасада основного объема храма<br>, Котельники, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Фрагмент южного фасада основного объема храма
Иванов Дмитрий
23 мая 2012
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Южный фасад<br>, Котельники, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Южный фасад
Иванов Дмитрий
23 мая 2012
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Колокольня, вид с юго-востока<br>, Котельники, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Колокольня, вид с юго-востока
Иванов Дмитрий
23 мая 2012
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Фрагмент южного фасада средней части храма<br>, Котельники, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Фрагмент южного фасада средней части храма
Иванов Дмитрий
23 мая 2012
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Изображение старца Пахомия на одноименном приделе<br>, Котельники, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Изображение старца Пахомия на одноименном приделе
Иванов Дмитрий
23 мая 2012
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Котельники, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Юлен
5 февраля 2008
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Котельники, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
24 сентября 2004
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Котельники, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
24 сентября 2004
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Котельники, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
24 сентября 2004
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Роспись свода трапезной<br>, Котельники, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Роспись свода трапезной
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
26 февраля 2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Котельники, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
26 февраля 2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Котельники, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
26 февраля 2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Царские врата<br>, Котельники, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Царские врата
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
26 февраля 2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Котельники, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
26 февраля 2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери, общий вид интерьера<br>, Котельники, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
общий вид интерьера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
6 июня 2022
Церковь Казанской иконы Божией Матери, иконостас<br>, Котельники, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
иконостас
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
6 июня 2022
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Свод нижнего яруса колокольни<br>, Котельники, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Свод нижнего яруса колокольни
Иванов Дмитрий
23 мая 2012
Церковь Казанской иконы Божией Матери, церковные ворота<br>, Котельники, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
церковные ворота
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
6 июня 2022
Церковь Казанской иконы Божией Матери, памятник митрополиту Московскому и Коломенскому Макарию (Невскому) у храма<br>, Котельники, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
памятник митрополиту Московскому и Коломенскому Макарию (Невскому) у храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
6 июня 2022
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Ворота храма<br>, Котельники, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Ворота храма
Иванов Дмитрий
23 мая 2012
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Котельники, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
24 сентября 2004
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Котельники, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
24 сентября 2004
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Фото из книги "Памятники архитектуры Московской области" п.р. Е.Н. Подъяпольской М1999<br>, Котельники, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Фото из книги "Памятники архитектуры Московской области" п.р. Е.Н. Подъяпольской М1999
Андрей Агафонов
1 января 1930
Церковь Казанской иконы Божией Матери, 1920—1929,Источник:Из архива Тимофея Яржомбека. Направление съемки:север с сайта https://pastvu.com/p/32176<br>, Котельники, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
1920—1929,Источник:Из архива Тимофея Яржомбека. Направление съемки:север с сайта https://pastvu.com/p/32176
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1929
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Внутренний вид храма Казанской иконы Божией матери в Котельниках 1911—1912,год.Фотография была представлена на выставку, посвященную 300-летию Дома Романовых священником И. М. Ансеровым в 1912 году. Направление съемки:восток. с сайта https://pastvu.com/p/223513<br>, Котельники, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Внутренний вид храма Казанской иконы Божией матери в Котельниках 1911—1912,год.Фотография была представлена на выставку, посвященную 300-летию Дома Романовых священником И. М. Ансеровым в 1912 году. Направление съемки:восток. с сайта https://pastvu.com/p/223513
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1912
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Котельники, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1985



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Первые упоминания о Котельниках относятся к началу XVII в. В 1651г. село купил Борис Иванович Морозов. При нем здесь уже стояла церковь «Пресвятыя Богородицы иконы Казанския». После смерти в ссылке боярыни Феодосии Морозовой в 1676 г. село Котельники было передано дворцовому ведомству. В 1683-1684 гг. мастера Каменного приказа построили новую церковь — из камня, на высоком подклете, с пятью изящными главками и двумя ярусами кокошников. При ее освящении патриархом Иоакимом присутствовали царевичи Петр и Иоанн вместе с матерью — Натальей Кирилловной Нарышкиной, которая поднесла в подарок храму чтимый список с чудотворной Казанской иконы, в настоящее время пребывающей в храме. В 1745 г. были объявлены иконостаса для Казанской церкви по рисунку архитектора Ивана Мичурина.

В начале XIX в. храм подвергся реконструкции. Так, новый владелец села князь С.М. Голицын вместо недовершенного придела священномученика Харлампия создал придел во имя мученика Панкратия, отделив его придела арками. Работы по ремонту и перестройке церкви в Котельниках продолжались во все время владения селом князя С.М. Голицына, который привлек к работам известных мастеров. Автором проекта иконостаса стал архитектор Д.И. Жилярди. В работе над иконостасом принимали участие резчик Дормидонт Быковский, живописец Федор Федотов, золотых дел мастер Н.И. Хованский и скульптор И.П. Витали. Новая четырехъярусная колокольня была возведена по проекту А.О. Жилярди. В 1902 г. в верхнем храме производились работы по устройству придела во имя святителя Феодосия Черниговского. Прихожане купили в новый придел икону святого, подсвечник и паникадило.

В 1922 г. из церкви изъяли часть церковной утвари, в том числе ризу с Казанской иконы Божией Матери, украшенную жемчугом, изумрудами и алмазами. В 1938 г. церковь закрыли, в начале 1940-х гг. с нее сняли главы, в колокольне разобрали верхние этажи и шатер и в 1957 г. установили резервуар для воды. В 1960 г. храм стал памятником архитектуры республиканского значения. Однако за годы «охраны» государством не реставрировался. Производственный комбинат всесоюзного музыкального общества разместил в алтаре Никольского придела гараж и мастерскую по ремонту машин.

В 1990 г. храм вернули Православной Церкви, начались регулярные богослужения. Все позднейшие перестройки внутри и снаружи храма устранены и по переданным из Швейцарии чертежам А.О. Жилярди восстановлены разобранные этажи, звонница и шатер колокольни. Произведены археологические раскопки, восстановлены фундаменты и столбы обходной галереи.

Главной святыней храма является Казанская икона Божией Матери XVII в., написанная мастерами Оружейной Палаты. В храме имеются иконы и ковчежцы с частицами святых мощей. В местном ряду иконостаса находится икона святителя Макария (Невского), Митрополита Московского, находившегося в поселке Котельники. Отпевание его происходило здесь, за алтарем церкви он и был похоронен в 1926 г. (ныне честные мощисвятителя почивают в Троице-Сергиевой Лавре). История храма неразрывно связана с именем священномученика Вячеслава (Занкова), служившего в храме Казанской иконы Божией Матери в Котельниках до своей мученической кончины на полигоне Бутово 13 октября 1937 года.

http://k-hram.ru/o-khrame


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 мая 2018

Церковь Казанской Пресвятой Богородицы в селе Котельниках в 1680 г. была каменная, построенная вновь, нужно полагать, боярином Морозовым, но когда – неизвестно. При церкви находились: «во дворе поп Матвей Федоров, которому выдана ставленная грамота к оной церкви в 1674-75 гг., во дворе дьячок Афонка Захарьев. Поп той церкви Матвей (при досмотре церквей по указу патриарха) сказал, что та церковь Пресвятой Богородицы Одигитрии данью не обложена, а приходских дворов у той церкви – деревни Быковой 20 крестьянских дворов, да деревни Чагиной 15 дворов крестьянских, а церковной земли пашни и сенных покосов к той церкви не дано, учинена де ему, попу, из Приказа Большого дворца руга».

По писцовым книгам 1680-81 гг. «в дворцовом селе Котельниках церковной земли около кладбища и околицы 2 десятины, на церковной земле под дворами и огородами попова, дьячкова и просвирницына усадебной земли десятина без четверти». 26 ноября 1683 г. по указу патриарха «обложена данью вновь церковь Пресвятой Богородицы Казанской в Воховской десятине, в государевом дворцовом селе Котельниках, а дани с той церкви положено, по дозорным книгам Ивана Соболева 1680 г… по указной статье 12 алтын 3 деньги, заезда гривна. И те деньги велено взять за 1683 и 1684 гг. и впредь имать, а пашни и сенных покосов к той церкви ничего нет, иметь той церкви попу ругу из Приказа Большого дворца; 29 июля те данные деньги платил той церкви поп Володимир с причетники».

По ружной книге Приказа Большого дворца 1699 г. выдавалось руги церкви Пресвятой Богородицы Казанской в селе Котельниках: попу 8 руб., ржи и овса 7 чети и полдва четверика, дьячку 6 руб., ржи и овса по 6 чети, просвирне пономарю по рублю, им же праздничных за два празднества по 3 руб. в год», отмечено: «давать сполна ругу, буде земли и приходских дворов нет, а праздничные оставить».

По сказке попа с причетниками и по справке с Приказом Большого дворца дано им на выпуск животины земли 4 десятины, в том селе крестьянских и бобыльских 69 дворов. 11 июля 1700 г., великий государь, слушав сеи выписки, указал: того села Котельникова попу с причетники денежную и хлебную ругу не давать и из окладу выложить, а удовольствоваться им подаянием приходских людей и выпускною землею владеть им по-прежнему.

Село Котельники в 1623 г. – деревня Котельниково Московского уезда, «поместье за Ефимом Григорьевичем Телепневым, по государевой грамоте 1623 г., что было в поместье за Тихоном Жемчужниковым, а после было за Евдокимом и Иваном Витофтовыми, в деревне двор помещиков да крестьян 3 двора». После деревнею Котельниковою владели: боярин Борис Иванович Морозов (1651 г.), его жена вдова боярыня Анна Ильинична (1665 г.) и Иван Глебович Морозов (1668 г.).

В 1676 г. Котельниково значится селом на прудах и колодцах, которое находится в дворцовом ведомстве, «а в селе государев двор, что прежде бывал вотчинников, двор, где живет приказчик, в селе два сада – верхний и нижний, в верхнем саду пруд, а в тех садах вишни, яблони, смородина и малина; в садах 3 двора садовниковых». В 1763 г. село Котельники с деревнею Чагиною именным указом пожаловано Федору Ивановичу Вадковскому, после которого оно находилось во владении в 1779-90 гг. у его сына Ильи.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 6, Вохонская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1868 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  27 декабря 2019

Котельники здешние старожилы считают одной из высочайших точек всей Московской области. Не случайно церковь Казанской иконы Божией Матери, стоящая на холме в бывшем селе Котельники, хорошо видна всем, кто проезжает по оживлённому Новорязанскому шоссе. Поэтому на протяжении всей истории храма богомольцы и паломники легко находили к нему дорогу; к тому же Казанская церковь была весьма известна в округе.

Самые первые упоминания о Котельниках в официальных документах датируются началом ХVII века. В этот период здесь размещалось поместье хозяина села, землевладельца Тихона Жемчужникова, которого затем сменили Ефим Телепнев и Иван Витовтов. Это были приближённые Фёдора Никитича Романова, Патриарха Филарета и отца первого русского царя Михаила Фёдоровича. Именно Иван Телепнев, сын Ефима, в 1651 году продал Котельники Борису Ивановичу Морозову (1590-1661), исторической личности всероссийского масштаба. По некоторым сведениям, к моменту приобретения Котельников Морозовым там уже стояла деревянная церковь, ставшая предшественницей нынешнего храма. Новый хозяин выкорчевал местную редколесицу, осушил немало заболоченных земель и первым принялся разводить в Котельниках фруктовые сады. Село преобразилось, и его церковь уже фигурирует в сведениях российской переписи 1667 года как освящённая в честь "Пресвятыя Богородицы иконы Казанская". После знаменитого Соляного бунта 1648 года в Москве были убиты несколько близких Морозову сановников, а его самого выслали из Первопрестольной. Впрочем, всесильный свояк сохранил как благорасположение государя, так и свои земельные владения, которые после смерти Бориса Ивановича унаследовала его вдова Анна Ильинична. С 1668 года Котельниками номинально владел племянник государева свояка, малолетний Иван Глебович, на деле же всеми угольями и поместьями управляла его мать, деятельная и энергичная Федосья Прокопьевна. После её гибели в Боровске Котельники перешли в дворцовое ведомство, здесь поселился управляющий приказчик.

Между тем ещё в 1676 году в ряде сёл Подмосковья начали активно строить церкви. Вслед за Котельниками строительство развернулось в Тайнинском - храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, и Алексеевском - храм Тихвинской иконы Божией Матери. Примечательно, что это были здания схожей структуры: каждая с традиционным русским пятиглавием и характерными галереями-гульбищами, благодаря которым можно было обойти весь храм по периметру. О первоначальном внешнем виде первого каменного храма в Котельниках в связи с утратой технической документации за давностью лет сегодня можно лишь строить предположения. Один из наиболее вероятных вариантов в виде макета здания ныне представлен в краеведческом музее соседнего города Люберцы. Известен и план села Котельники ХVII столетия, где наряду с жилыми и хозяйственными строениями были нанесены Государев и церковный двор, предположительно огороженный, с храмом в центре. Его здание имело колокольню и было окружено папертью-галереей, имевшей выходы в виде крылец с трёх сторон за исключением восточной, где традиционно располагается алтарная часть. В этой области храм граничил с Государевым двором, имевшим выходы к церкви в своей ограде. Справа от здания церкви стояли жилые дома причта. В верхние помещения храма можно было попасть с северного крыльца, а подклетная часть всего архитектурного ансамбля пустовала вплоть до окончания Отечественной войны 1812 года.

Датой окончания строительных работ в церкви Казанской иконы Божией Матери в Котельниках историки называют период 1683-1684 годов. Здание работы мастеров Каменного приказа получилось величественным и нарядным - из добротного камня, на высоком подклете, с изящными главами и двойным ярусом кокошников. К сожалению, установить имена строителей Казанского храма не удалось, поскольку все связанные с постройкой здания церковные документы погибли во время одного из пожаров. Сразу после окончания строительных работ в 1684 году церковь была освящена. Торжественный обряд провёл тогдашний Патриарх Иоаким, в прошлом - поручик рейтарской службы русских полков "нового строя" Иван Петрович Савёлов. На церемонии присутстсвовали царевичи Пётр и Иоанн под бдительным присмотром свой матушки, царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной. По окончании освящения она поднесла в дар храму особо чтимый список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Эта главная святыня нового храма хранится здесь и ныне.

Почти сто лет Котельники пребывали в ранге государственного села. Наконец, в 1763 году его пожаловали Фёдору Ивановичу Вадковскому (1712-1783) "за спасение отечества от угрожавших ему бедствий". К подарку придавались восемь сотен крепостного люда: так щедро Екатерина II отблагодарила офицера Семёновского полка, который в 1762 году во многом обеспечил успех государственного переворота, приведшего её на российский трон. В дальнейшем Фёдор Вадковский командовал лейб-гвардии Семёновским полком, дослужился до генерал-аншефа и в 1779-м получил назначение сенатора, передав, ввиду государственной занятости, владение Котельниками своему сыну Илье. С первых лет своего образования штатный церковный причт Казанского храма в Котельниках состоял из трёх человек - священника, дьячка и пономаря. Это было связано, в первую очередь, с величиной прихода. В России с 1722 года действовал Высочайший указ "О штате священно- и церковнослужителей при соборах и приходских церквах", который регламентировал число служащих в храме представителей духовенства в зависимости от количества приходских дворов. В данном случае 100-150 дворов прихода духовно окормляли именно священник, дьячок и пономарь. При этом состоятельные хозяева сёл платили им вполне достойное жалованье.

В начале ХIХ века Котельники принадлежали уже представителям старинного дворянского рода Чириковых. С 1806 года Московскому митрополиту Платону стали поступать прошения о ремонте их сельской церкви. Три года спустя разобрали открытое "гульбище". Однако дальнейшие строительные работы прервала война с Наполеоном, в ходе которой село подверглось варварскому разорению. Немалую часть Котельников французы сожгли дотла, а храм, хоть и уцелел, однако был почти полностью разграблен и осквернён. В первый послевоенный год решено было обустроить в прежде неиспользуемом подклетном этаже тёплый придел во имя священномученика Харлампия. Одновременно в подалтарной области нижнего этажа создаётся придел во имя святителя Николая Чудотворца, для чего были прорезаны дверные и оконные проёмы и в новом приделе, и в алтаре. Однако придел священномученика Харлампия не был завершён: в 1818 году Котельники за долги купил с аукциона князь Сергей Михайлович Голицын, уже владевший соседним селом Кузьминки, именуемым Влахернским. Решив обустроить Котельники и восстановить местный Казанский храм, новый хозяин отказался от завершения придела во имя священномученика Харлампия, обустроив придел во имя мученика Панкратия, разделённый с Никольским арками. Работы по реконструкции храма продолжались во все годы владения селом князя. Голицын пригласил в Котельники архитекторов, строивших имение в Кузьминках, и прежде всего - зодчих Доменико Жилярди и его кузена Алессандро, именуемым на русский манер Александром Осиповичем. Скульптурными работами руководили Иван Витали и Михаил И Дормидонт Быковские. Именно этому творческому содружеству во главе с князем Голицыным мы и обязаны нынешним обликом храма в Котельниках - красы и гордости всей округи.

На протяжении ХIХ столетия облик Казанского храма постепенно обретал черты, ставившие его в один ряд с красивейшими памятниками православного зодчества всего Подмосковья. Шли годы, менялись владельцы села, но храм в Котельниках продолжал хорошеть и процветать заботами своих радетелей, меценатов и прихожан. Под занавес уходящего века хозяином села, как это ни удивительно, был вновь князь Сергей Михайлович Голицын (1843-1915). Бывшему благодетелю села Казанского храма и своему полному тёзке Сергей Голицын, главный директор больницы в Москве, полковник, купец 1-й гильдии и меценат православных храмов в Ницце, Женеве и Каннах, приходился внучатым племянником.

Архитектурная ценность Казанской церкви в Котельниках была столь велика и общепризнана, что в 1902 году Духовная консистория сама выступила инициатором подготовки страхового акта на храм с приделами и всеми принадлежащими ему строениями. В 1910 году соглашение было заключено, причём в числе подписавших его со стороны храма был и псаломщик Дмитрий Смирнов (1868-1937), прослуживший тут 22 года и в будущем возведённый в ранг священномучеников Церкви.

С приходом к власти большевиков в октябре 1917 года в округе начали закрывать храмы, оставшиеся же подвергали разного рода "экспроприациям", а чаще откровенному разграблению. Неоднократно это происходило и с церковью в Котельниках, например изъятие части церковной утвари в 1922 году, в том числе ризы с Казанской иконы Божией матери, украшенную жемчугом, изумрудами и алмазами. А три года спустя в жизни церкви и всего села наконец-то произошло и знаменаттельное событие: после закрытия Николо-Угрешского монастыря оттуда в Котельники верной паствой был перевезён парализованный митрополит Макарий (Невский). Однако здоровье пастыря было уже подорвано, и в плохо отапливаемом доме Макарий вдобавок заболел пневмонией. Здесь же он и скончался 1 марта 1926 года, после чего был погребён в ограде Казанской церкви, а на могилу владыки ещё долго шли паломники со всей округи.

Действующий храм всё больше раздражал власти, тем не менее в 1930-е годы специальная комиссия составила паспорт Казанской церкви для Центральных государственных реставрационных мастерских Наркомпроса и дала оценку его архитектурным достоинствам. Несмотря на явно предвзятое отношение к "логову церковников", храм был признан значимым памятником дворцового усадебного зодчества середины ХVII века со своими интересными особенностями, такими как хоры в трапезной и оригинальный декор. Также была признана целесообразность ремонта и восстановления галереи с раскрытием её заблокированных боковых ходов. Реакция властей на призывы реставраторов вполне предсказуемо оказалась прямо противоположной: в 1938-м церковь была закрыта, а в начале 1940-х её колокольня лишилась верхних ярусов, главы и шатра. Впоследствии на нижнем ярусе развернули водонапорное хозяйство: в 1957 году там установили большой резервуар для воды. Был частично разобран и верхний этаж храма.

Трагичной оказалась и судьба служителя Казанского храма протоиерея Вячеслава Занкова, будущий священномученик, переведён служить в Казанскую церковь в 1936 году, когда над ней уже сгущались тучи. 44-летний батюшка по мере сил нёс Слово Божие, исповедовал и причащал селян. После очередной проповеди летом 1937 года, когда батюшка призвал прихожан побеспокоится о ремонте храма, здание которого уже полностью пришло в упадок, стали собирать деньги на стройматериалы. Однако власти тут же обвинили прихожан якобы в хищении извести с соседнего силикатного завода. Это было серьёзное преступление. В ночь на 17 сентября 1937 года отца Вячеслава арестовали как вдохновителя и организатора хищений, а также за злостную религиозную агитацию. Двадцать дней спустя тройка УНКВД постановила расстрелять Вячеслава Зенкова. 13 октября священник был казнён на стяжавшем мрачную славу подмосковного полигона в Бутове, а священник Димитрий Смрнов в 1938 году скончался в Таганской тюрьме. На первом этаже здания местные власти устроили зернохранилище, а на втором организовали пошивочную мастерскую. По воспоминаниям современников, одно время в стенах церкви даже работала баня! В итоге историческое здание 1670-х годов стремительно разрушалось.

Чтобы хоть как-то остановить это губительный процесс, в августе 1960 года церковь была взята под государственную охрану как памятник архитектуры республиканского значения. Правда, никакой реставрации в стенах храма после этого не последовало. Более того, даже для ремонта окон, дверей или кровли через дыры в которой здание заливали дожди, власти не нашли ни времени, ни средств. "Охрана" обернулась застоем, губительным как мёртвая зыбь. Надежда забрезжила, когда в 1960-е годы здание храма в Котельниках перевели на баланс Министерства культуры РСФСР. Однако вместо того, чтобы восстановить полуразрушенные стены и интерьеры с некогда отменной акустикой, в них разместили рутинные хозяйственные организации. Верхом вандализма было устройство "деятелями культуры" гаража и авторемонтной мастерской в святая святых храма - алтаре Никольского придела. Вредное производство, с которым связана такого рода деятельность, способствовало ещё большему разрушению церкви.

Только в 1990 году Казанский храм обрёл новую жизнь. Он был возвращён верующим, настоятелем его стал иерей Андрей Табачков, под руководством которого начались ремонт и возрождение здания, а также регулярные богослужения. Тогда же произошло ещё одно знаменательное событие: возвратилась главная святыня храма, в честь которой он был освящён. По благословению митрополита Крутицкого Ювеналия в 1992 году в церковь был перенесён чтимый Казанский образ Божией Матери, прежде сберегаемый в Успенском храме соседнего села Жилино. Огромный вклад в процесс восстановления храма внесла архитектор Казанской церкви Н. А. Быковская. В ходе реставрации храма были организованы археологичекие раскопки, по результатам которых восстанавливали фундаменты и установили столбы обходной галереи. Возникла необходимость в строительной документации по колокольне, верхняя часть которой была сломана. Бумаги давно были утрачены, однако в московских архивах удалось разыскать швейцарские чертежи храма. Это был не иначе как Божий промысел: чертежи соответствовали именно нужной части колокольни! К 2003 году колокольня была полностью восстановлена и обрела прежний облик. Впервые за долгие годы село Котельники вновь огласил благовест церковных звонов.

В 2014-2017 гг. проводилась роспись Казанского храма. Двадцать долгих лет и усилия самых разных людей и организаций, от настоятеля и прихожан до местных меценатов, промышленных и производственных предприятий, а также городской администрации понадобились для того, чтобы возродить храм в Котельниках. Великое освящение храма Казанской иконы Божией Матери 19 мая 2019 года провёл митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

Из журнала: "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №376, ООО "Де Агостини", 2019


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  28 декабря 2019

Бывшее село, а ныне подмосковный город Котельники по праву гордится своим Казанским храмом, поскольку этот старинный и уникальный памятник подмосковного зодчества является классическим примером московской архитектурной школы. Именно она в своё время положила начало формированию в России знаменитого на весь мир русского барокко. Примечательно, что историки и краеведы расценивают вклад бывшего хозяина поместья князя Голицына и работавших в селе по его приглашению опытных архитекторов и каменщиков как вполне соизмеримый с самой постройкой этой каменной церкви на исходе ХVII столетия. Именно эти люди сформировали привычный нам сегодня облик Казанского храма. Его здание видно издалека, ведь оно стоит на высочайшей географической точке современного юго-восточного Подмосковья. Добавляет высоты и подклет. В остальном же этот храм имеет довольно традиционную структуру в форме "корабля"; его четверик завершён привычным для православных церквей декоративным пятиглавием. Звонница имеет более позднее происхождение, нежели основной объём, и датируется первой половиной ХIХ столетия. Уже в наше время были восстановлены барабаны основного объёма и обновлены ажурные золочёные кресты, которыми увенчаны купола. Декоративное оформление храма Казанской иконы Божией Матери специалисты относят к стилистике русского узорочья с характерными рядами кокошников, угловыми полуколонками и разнообразным декором оконных проёмов на фасадах. На протяжении своей истории Казанский храм неоднократно достраивался и подвергался перепланировкам, в годы советской власти - насильственным и крайне неразумным. Ещё в 1809 году в ходе починки стен фасадов был заложен входной проём на хоры трапезной с северной стороны здания. При этом высвободившийся при разборке одних деталей здания кирпич использовали для починки других, а излишки камня продавались, дабы вырученные средства направить на дальнейший ремонт Казанского храма. Территория церкви ограждена и благоустроена, в будущем вокруг здания планируется восстановить галерею исторического гульбища.

Сейчас вокруг здания церкви можно видеть столбы не сохранившейся на сегодняшний день крытой церковной галереи-гульбища. Оно характерно для нарышкинского барокко и, по документальным источникам, использовалось в Казанском храме Котельников ещё в 1809 году: по обходной галерее и хорам совершались крестные ходы на Пасху и в дни других церковных праздников. Историки полагают, что гульбище было в своё время разобрано из-за ветхости и чрезвычайной дороговизны его капитального ремонта. При этом исторический облик храма значительно упростился. Сейчас в Котельниках мечтают о восстановлении столь колоритной части структуры церкви. Декоративное оформление храма строго и лаконично, оно основано на чёткой геометрии и кратном делении фасадов. Исключение - и декоративную гордость храма! - составляет двойной ряд крупных кокошников, которые плотно обрамляют верхнюю область основного объёма здания. Кровля церкви крыта "русской черепицей" из меди - лемехом, который воссоздаёт форму оригинальной кровли Казанского храма ХVII века. Своё название этот строительный материал в виде выпуклых дощечек либо деталек получил из-за сходства формы с режущей частью плуга. Лемехи применяли ещё в деревянном строительстве; особенно эффективным считалось их использование для покрытия, словно черепицей, глав, шатров, кокошников и других округлых деталей храмов. Этот процесс в русском храмостроительстве известен как "чешуйчатое обивание". Колокольня выстроена в ХIХ веке (1839) специально приглашённым архитектором итальянского происхождения Алессандро Жилярди. Здание колокольни шатрового типа довольно высокое, благодаря трёхъярусной структуре. Оно считается одной из наиболее ранних подмосковных построек в псевдорусской стилистике. При храме существует и малая, учебная звонница для кружка, на занятиях которого можно освоить непростое, но такое звучное искусство колокольного благовеста и "малиновых звонов".

Паломники и туристы впервые побывав в Казанской церкви, нередко отмечают, что это, то место, куда хочется вернуться. Люди подмечают самые разные детали внутреннего убранства: "икон очень много, они из разных эпох и разные по времени, это завораживает...", "там печное отопление, это придаёт мистики" и т. д. Внутри Казанский храм хорошо освещён, а акустика в помещении такая, что стало традицией проводить здесь фестивали церковных хоров. У здания храма есть интересная особенность: благодаря двухэтажной структуре трапезной и хорам, внутри сформировались подобия двухъярусных арочных галерей. С этих галерей всегда можно было спокойно наблюдать за ходом богослужений, оставаясь при этом скрытым от посторонних глаз. В качестве дополнительных удобств на восточных окончаниях хоров были оборудованы небольшие окошки. Это объясняется очень просто, если вспомнить историю освящения храма, на котором присутствовали члены августейшей семьи. Вместе со свитой и охраной высоким гостям храма было удобно присутствовать на богослужении, излишне себя не афишируя. Подобные внутренние помещения строились и в некоторых других церквях того периода, изначально рассчитанных на посещение первыми лицами государства. Более того, по некоторым сведениям, возле храма стояли специальные "царские" терема, откуда можно было попасть внутрь церкви по закрытым переходам. На это указывает, к примеру, ныне недействующий высокий портал на северной стороне трапезной. Необходимо учесть, что описаний первоначальных интерьеров не сохранилось: они много лет пребывали в ризнице и, скорее всего, были бездумно уничтожены после закрытия властями храма. Известно, что в 1745 году по рисунку архитектора Ивана Мичурина мастера виртуозно "создали" храмовый иконостас.

В 1902-м прихожане купили для нового придела икону и подсвечник с паникадилом, а двадцать лет спустя безбожные власти изъяли из церкви часть утвари, включая украшенную драгоценностями ризу с образа Пресвятой Богородицы, а многие иконы просто-напросто сожгли. Современники сравнивали интерьеры Казанской церкви в период советской власти с муравейником, полным хаотичных перегородок: "на стенах, где прослеживались фрески, остатки росписи, висели баллоны, мазут повсюду - ужасное зрелище..." Понадобилось семь лет, чтобы восстановить интерьеры Казанского храма. К 2016 году была завершена роспись основного объёма и алтаря, затем произвели золочение иконостаса. Ныне стены храма украшают изображения всех двунадесятых церковных праздников и Воскресения Господня. Проект росписи обсуждался с руководством храма, а воплощала его в жизнь бригада из семи художников, мастера позолотных дел и технических сотрудников. В числе святынь церкви Казанской иконы Божией Матери в подмосковных Котельниках есть немало икон, связанных с историей храма и села, а также с судьбами реальных исторических личностей, христианских подвижников и мучеников. Главной же его гордостью справедливо считается чудотворный образ Пресвятой Богородицы - щедрый дар храму от представительницы великой россиской династии Нарышкиных.

Из журнала: "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №376, ООО "Де Агостини", 2019


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  23 марта 2020

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери ХVII в. в городе Котельники - один из уникальных памятников подмосковного зодчества, классический образец московской архитектурной школы, положившей начало формированию знаменитого "нарышкинского" стиля. Простая и вместе с тем драматическая история этого храма тесно переплетена с историей России и Подмосковья. Первые упоминания о селе Котельники относятся к началу ХVII в. В 1651 г. село приобрёл Борис Иванович Морозов, бывший одним из самых заметных бояр при дворе царя Алексея Михайловича Романова. При нём в селе уже стоял деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. После смерти в ссылке боярыни Феодосии Морозовой, Котельники были переданы в Казённое ведомство. Почти сразу после этого началось строительство нового каменного храма: пятиглавого, с обходной галереей - гульбищем. Имена зодчих и строителей первого каменного храма в Котельниках остались неизвестными, но их любовь к Богу, мастеровое искусство и трудолюбие оставили нам подлинную жемчужину русского зодчества. В августе 1685 г. в долгожданный день освящения храма оба молодых царевича - Пётр и Иоанн вместе с царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной прибыли в Котельники и молились за торжественной службой, совершённой Иоакимом, Патриархом царствующего великого града Москвы и всея России. Вдовствующая царица поднесла в дар храму чтимый список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери, по сей день хранящийся в котельниковском храме.

В 1818 г. село Котельники было выставлено на аукцион. Приобрёл его князь Сергей Михайлович Голицын. Это событие стало поворотным и для самого села, и для расположенного в нём храма. Один из богатейших людей своего времени, князь Голицын был меценатом по призванию, жертвующим не ради славы, а по велению души. Великолепно образованный, он отличался прекрасным художественным вкусом и питал искреннюю любовь к архитектуре. Работы, произведённые в котельниковском храме по инициативе нового владельца, были не просто текущим ремонтом, а комплексным обновлением храма, к которому были привлечены известные и популярные архитекторы своего времени, работавшие в те же годы и в имении Голицыных Влахернском в Кузьминках. В течение почти четырёх десятилетий над обустройством котельниковского храма трудились мастера, принадлежавшие к элите тогдашней архитектурной школы: Доменико и Алессандро Жилярди, Джованни Витали, Дормидонт и Михаил Быковские. Автором проекта нового иконостаса стал архитектор Доменико Жилярди (1785-1845). Итальянец по происхождению, он более двух десятилетий проработал в России. Алессандро Жилярди стал автором проекта четырёхъярусной храмовой колокольни и, по-видимому, также и автором проекта иконостаса для нижней придельной Никольской церкви. Закладка новой колокольни состоялась 28 июля 1838 г. На следующий год был сделан золочёный крест из английского белого железа, а ещё год спустя закончены отделочные работы и подняты колокола. Так храм обрёл тот облик, в котором мы и знаем его сегодня. Последним штрихом в оформлении храма стала каменная ограда в псевдорусском стиле, возведённая в 1898 г. по проекту архитектора Осипова.

С судьбой храма связан выдающийся миссионер ХIХ в. - святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский, живший на покое в Котельниках и погребённый в ограде Казанского храма. За многолетние миссионерские труды его называли "Апостолом Алтая" и "Сибирским столпом Православия". В 1912 г. он был назначен митрополитом Московским и Коломенским и оставался на этом посту до 1917 года. После революции прибежищем Макария Алтайского на некоторое время стал Николо-Угрешский монастырь. Однако престарелому святителю, которому в те годы шёл уже девятый десяток, не суждено было мирно окончить свои дни в монастырских стенах. В 1925 г. монастырь был закрыт, и девяностолетнему, тяжело больному архипастырю пришлось перебраться в старый дачный дом, расположенный в Котельниках, неподалёку от железнодорожной станции Носово (с 1930-х гг. - Яничкино). Здесь он и скончался несколько месяцев спустя. 19 февраля 1926 г. архиепископом Иннокентием были совершены заупокойная Литургия и отпевание в храме Казанской иконы Божией Матери. Похоронен митрополит Макарий был в ограде храма, близ алтаря. Впоследствии честные мощи митрополита Макария, причисленного в 2000 г. к лику святых, были перенесены в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. В 2012 г. на территории храма в Котельниках был установлен памятный крест святителю Макарию.

Вплоть до конца 1980-х гг. храм в Котельниках оставался закрытым, с каждым годом всё более и более приходя в запустение. В начале 1940-х гг. с церкви были сняты главы и разобран верх колокольни. Его прекрасные своды были обезображены перегородками, где разместились разномастные учреждения - от зерносклада до хорового общества. В 1957 г. на колокольне был установлен резервуар для воды. Правда, в 1960 г. храм был наконец-то, принят под государственную охрану как "памятник архитектуры республиканского значения". Однако он так и не был отреставрирован. Лишь в 1990 г. по настоятельному требованию верующих здание церкви было наконец-то возвращено православной общине и начались восстановительные работы. С самого начала решено было не просто ремонтировать храм, а восстанавливать его в первоначальном виде в соответствии с историческим обликом. По инициативе приходского совета и настоятеля храма было предпринято комплексное историко-архивное и библиографическое исследование, которое осуществили специалисты проектного института "Спецпроектреставрация". При его составлении в архивах были обнаружены поистине уникальные документы, позволяющие восстановить не только утерянный облик храма, но и всю его многовековую историю. Несмотря на разрушения, чудом сохранились многие детали интерьера, храмовые своды, основания всех пяти глав, основания гульбища. Основываясь на этих деталях, реставраторы приступили к работам. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в храм был возвращён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, много лет хранившийся в Успенском храме села Жилино. Как радостный праздник вспоминают прихожане 21 июля 1992 г., день летнего празднования чудотворной иконы Казанской. К храму святыню несли на руках, усыпая дорогу полевыми цветами.

Сегодня храм в Котельниках обрёл вид истинно царского храма. Именно такой, возможно, и видел её когда-то в своих мечтах царь Алексей Михайлович Романов, подписавший указ о начале строительства. Позолоченный иконостас, выполненный резчиками по мотивам храмов Великого Устюга в старинной технике прорезной резьбы, украшают старинные иконы ХVII в. по уникальным чертежам, сохранившимся в итальянских архивах, восстановлена колокольня, спроектированная некогда Алессандро Жилярди и разобранная в годы запустения храма. Дивным звоном оглашают оскрестности новые колокола, водружённые на звоннице. Возможно, впервые со дня построения церкви украсили её стены прекрасные росписи, также созданные по образцам подлинных храмовых фресок ХVII в. Не за горами и восстановление старинного гульбища-галереи, утраченного в ХIХ в. В 2019 г. завершена архитектурная подсветка церкви, и озарённый светом в вечернее и ночное время, храм стал историческим украшением города, видный проезжающим путникам и автомобилистам по Новорязанскому шоссе. 19 мая 2019 г. митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием совершено Великое освящение церкви, восстановленной после многих десятилетий разорения.

Из статьи: Антонина Крищенко "Казанский храм в Котельниках". Журнал "Московские Епархиальные ведомости". Выпуск №5/2019


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  29 марта 2024

В церкви Казанской Божией Матери в Котельниках особо почитают миссионера, московского митрополита Макария Невского. Пятьдесят лет святитель проповедовал христианство среди народов Алтая, но последние годы жизни провел в Москве и Подмосковье. После революции 1917 года митрополит стал изгнанником в Николо-Угрешском монастыре. Последний год девяностолетний старец провел в подмосковных Котельниках. В 1926 году святитель Макарий скончался, его похоронили у алтаря местной Казанской церкви.

Первые русские миссионеры жили еще в эпоху преподобного Сергия Радонежского. Можно вспомнить святителя Стефана Великопермского – просветителя народа коми, создателя зырянской азбуки и переводчика на местный язык первых церковных книг. Русского миссионера и в XV, и в XIX столетии ждали испытания. Макарий Невский вспоминал быт проповедника: «Мы не говорим о трудностях миссионерских путешествий, которые доводятся…нередко пешком, на лыжах, часто верхом, на лодке под дождем, иногда в снежную метель». Жители городов определяли миссионера по убогой одежде: «на подоле рукава дырявые, сапоги таковые же». Питание было скудное: «Утром – чай с сухарями, вечером опять чай с сухарями, иногда, для разнообразия, с толокном». Судьба миссионера обещала одни трудности: жизнь в диких уголках страны, в суровом климате, часто среди враждебного туземного населения.

Вторая половина XIX и начало XX века стали временем оживления миссионерской работы православной церкви среди коренных народов Сибири и Дальнего Востока. Некоторые православные проповедники шагнули за пределы Российской империи. Например, святители Иннокентий Вениаминов и Тихон Белавин – ставший в 1918 году патриархом Московским – вели проповедь на Аляске, в Канаде и Соединенных Штатах. Другой святитель, Николай Касаткин проповедовал православие в Японии. В этот же период Макарий Невский пошел с проповедью в аилы – полукочевые алтайские селения.

Будущий «апостол Алтая» был шестым ребенком в бедной семье сельского дьячка Владимирской губернии. Епископ Арсений Жадановский записал такие воспоминания святителя Макария о детстве: «Посмотрел он на двор, обнесенный оградой, где рос клевер, и вспомнил, как, будучи ребенком, набивал себе от голода рот «кашкой» – цветами». Бедность подтолкнула семью переехать в Сибирь, где отец рассчитывал получить место церковнослужителя. Михаил – так звали Макария в миру – выучился в Томской семинарии. Там он получил прозвище Невский, ставшее его фамилией. Способный ученик мог поступать в академию, но карьере ученого предпочел судьбу миссионера.

В 1855 году Макарий Невский прибыл на Алтай, где уже существовала миссия с миссионерским училищем в Улалу – нынешнем Горно-Алтайске. Ее основал тезка и предшественник святителя архимандрит Макарий Глухарев. Однако крещеного населения в округе почти не было. Макарий Невский стал изучать алтайский язык. В 1860-х годах миссионер жил некоторое время в Петербурге и Казани. Там он сблизился с известным тюркологом, востоковедом Николаем Ильминским, который разработал собственную миссионерскую систему обучения крещеных татар и создал особый алфавит для тюркоязычных народов на основе кириллицы. Макарий воспользовался опытом крещено-татарских школ в Казани и создал в Чопоше подобное училище для алтайцев. Макарий перевел главные богослужебные и библейские книги на телеутское наречие. Помощь в переводах ему оказал алтаец-священник Михаил Чевалков.

Пятьдесят лет Макарий посвятил проповеди среди алтайцев, но в 1912 в судьбе пожилого миссионера случился неожиданный поворот. Церковное руководство и раньше несколько раз переводило Макария в разные места и города Алтая и Сибири: из Чопоши в Улалу, затем в Бийск и Томск, где он занимал епископские кафедры. Император Николай II пожелал назначить Макария митрополитом в Москву.

Московский период для Макария Невского стал большим испытанием. Его не приняло московское духовенство и часть верующих. «Москва должна была бы радоваться назначению такого светильника, но она, к сожалению, не познала его. Гордые, обольщенные своим образованием современники не оценили просветительской деятельности митрополита Макария», – писал епископ Арсений Жадановский. «Какой старый и непредставительный митрополит. Не в столице ему быть», – говорили москвичи. Среди его собратьев-епископов ходили нелепые слухи о том, что алтайского миссионера назначили митрополитом в Москву по прихоти Григория Распутина.

В феврале 1917 года Макария силой заставили написать отречение от столичной кафедры. Митрополит-миссионер свидетельствовал, что князь Львов из Временного правительства лично приезжал к нему на архиерейское подворье в Санкт-Петербурге и обещал «сгноить» в тюрьме, если «распутинец» не напишет письмо с отказом от духовной власти. Вскоре святителя Макария отправили в заточение в Николо-Угрешский монастырь. Там он провел восемь лет, пока эту обитель не закрыла советская власть.

Митрополит Макарий поселился в подмосковном селе Котельники. Арсений Жадановский вспоминал: «Когда перевозили святителя из Угреши в Котельники, он увидел, что выносят на подводу и его гроб, и заметил: «А вот и он едет с нами, это хорошо. Ничего не надо человеку, кроме такого гробика, а мы все суетимся». В 1926 году святитель, заслуживший любовь тысяч алтайцев, но отвергнутый в столице, скончался в Котельниках. Он был погребен на погосте Казанской церкви.

В 1957 году патриарх Алексий I инициировал перенос праха митрополита Макария Невского в Троице-Сергиеву лавру, потому что Казанский храм в Котельниках был в то время закрыт и осквернен. Главы были разобраны, в верхнем ярусе колокольни установили резервуар с водой, в алтаре был устроен гараж и авторемонтная мастерская. В 2000 году митрополит Макарий Невский был прославлен в лике святых. В августе 2016 года гроб святителя вновь отправился в дорогу: мощи перевезли в Горно-Алтайск к местам главного служения миссионера. В Котельниках у Казанской церкви теперь установлен памятник и поклонный крест в память о святителе.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Апостол Алтая в Котельниках.



Комментарии и обсуждение


Подобные храмы были построены по заказу царя Алексея Михайловича в его селах Тайнинском и Алексеевском. Освящен в 1684 г. патр. Иоакимом в присутствии молодых царей Петра и Иоанна Алексеевичей (Котельники с 1676 г. являлись царским селом). Причем, по преданию, мать Петра I тогда же пожертвовала храму Казанскую икону БМ, которая ныне является главной святыней храма. Колокольня - перв. пол. 19 в. (Д. Жилярди). Храм восстанавливается по образцам 17 в. Настоятель прот. Андрей Львович Табаченков, архитектор-реставратор Н.А. Быковская.

11 января 2005.