ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Царёво. Церковь Николая Чудотворца.

Никольская церковь


Царёво. Церковь Николая Чудотворца
Церковь. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца, Илии Пророка, Агриппины мученицы
Архитектурный стиль:Псевдоготика
Год постройки:Между 1812 и 1815.
Архитектор:И.В. Еготов
Ссылки: Ссылка на temples.ru  Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Московская область, Пушкинский район, село Царево

Координаты: 56.08535, 38.08973
Проезд:С Ярославского вокзала до станции "Пушкино", далее автобусом на Красноармейск до остановки "Царево". От ВДНХ экспрессом на Красноармейск до остановки "Царево"; от ст.Пушкино в сторону г. Красноармейска авт. 21 до ост. с.Царево; от ст.метро ВДНХ автобус 317, до ост. с.Царево.



Сортировка:

Церковь Николая Чудотворца, , Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
oldboy
24 января 2018
Церковь Николая Чудотворца, , Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
20 января 2018
Церковь Николая Чудотворца, Вид с юго-запада<br>, Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
21 мая 2017
Церковь Николая Чудотворца, Северный фасад<br>, Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Северный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
21 мая 2017
Церковь Николая Чудотворца, Вид с юго-запада<br>, Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
21 мая 2017
Церковь Николая Чудотворца, , Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Илья Смирнов
31 мая 2015
Церковь Николая Чудотворца, , Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 апреля 2015
Церковь Николая Чудотворца, , Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Hramsohran
19 ноября 2013
Церковь Николая Чудотворца, , Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Алексей Кротов
14 сентября 2011
Церковь Николая Чудотворца, Общий вид<br>, Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Общий вид
Михалыч
13 ноября 2005
Церковь Николая Чудотворца, , Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1998
Церковь Николая Чудотворца, , Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1998
Церковь Николая Чудотворца, Фото из архива Черных Г.М.<br>, Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Фото из архива Черных Г.М.
Юрий Буров
5 сентября 1976
Церковь Николая Чудотворца, Фото из архива Черных Г.М.<br>, Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Фото из архива Черных Г.М.
Юрий Буров
5 сентября 1976
Церковь Николая Чудотворца, Фото из архива Черных Г.М.<br>, Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Фото из архива Черных Г.М.
Юрий Буров
5 сентября 1976
Церковь Николая Чудотворца, , Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
АЛТ
4 июня 2022
Церковь Николая Чудотворца, , Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
АЛТ
4 июня 2022
Церковь Николая Чудотворца, Крыльцо<br>, Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Крыльцо
АЛТ
4 июня 2022
Церковь Николая Чудотворца, , Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
АЛТ
4 июня 2022
Церковь Николая Чудотворца, Паникадило<br>, Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Паникадило
АЛТ
4 июня 2022
Церковь Николая Чудотворца, Завершения<br>, Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Завершения
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
21 мая 2017
Церковь Николая Чудотворца, , Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Илья Смирнов
31 мая 2015
Церковь Николая Чудотворца, , Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Илья Смирнов
31 мая 2015
Церковь Николая Чудотворца, , Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 апреля 2015
Церковь Николая Чудотворца, , Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 апреля 2015
Церковь Николая Чудотворца, , Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Hramsohran
19 ноября 2013
Церковь Николая Чудотворца, Фрагмент фриза<br>, Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Фрагмент фриза
Михалыч
13 ноября 2005
Церковь Николая Чудотворца, Фрагмент фриза<br>, Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Фрагмент фриза
Михалыч
13 ноября 2005
Церковь Николая Чудотворца, , Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
АЛТ
4 июня 2022
Церковь Николая Чудотворца, Правая часть иконостаса<br>, Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Правая часть иконостаса
АЛТ
4 июня 2022
Церковь Николая Чудотворца, , Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
АЛТ
4 июня 2022
Церковь Николая Чудотворца, , Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Алексей Кротов
22 марта 2021
Церковь Николая Чудотворца, , Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Алексей Кротов
22 марта 2021
Церковь Николая Чудотворца, , Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Алексей Кротов
22 марта 2021
Церковь Николая Чудотворца, , Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Алексей Кротов
22 марта 2021
Церковь Николая Чудотворца, , Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Алексей Кротов
22 марта 2021
Церковь Николая Чудотворца, , Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 апреля 2015
Церковь Николая Чудотворца, , Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 апреля 2015
Церковь Николая Чудотворца, , Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 апреля 2015
Церковь Николая Чудотворца, Южный придел.<br>, Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Южный придел.
Михалыч
13 ноября 2005
Церковь Николая Чудотворца, , Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Михалыч
13 ноября 2005
Церковь Николая Чудотворца, Часовня Николая Чудотворца.<br>, Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Часовня Николая Чудотворца.
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
27 июля 2017
Церковь Николая Чудотворца, , Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
oldboy
5 мая 2013
Церковь Николая Чудотворца, , Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Алексей Кротов
4 сентября 2011
Церковь Николая Чудотворца, часовня около церкви<br>, Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
часовня около церкви
Андрей Агафонов
1 июля 2004
Церковь Николая Чудотворца, Никольский храм с. Царево, 1952 г.<br>, Царёво, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Никольский храм с. Царево, 1952 г.
Елена Григорьева
1 июня 1952



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Борис Акулов  2 марта 2004

Каменный Никольский храм возведен сравнительно за короткие сроки (1812-1815гг.) на средства владельцев села князей Дурасовых. Автор проекта в документах не значится, но есть достаточно оснований полагать, что им был архитектор И. Еготов, ученик Баженова и Казакова. Кирпичный храм с богатым белокаменным и лепным декором, выделяющимся на красном фоне неоштукатуренных стен, принадлежит к наиболее значимым в Подмосковье памятникам псевдоготической архитектуры. Фасады здания, расчлененные сильно вытянутыми стволами каменных трехчетвертных колонн, опоясаны барельефным фризом прекрасного рисунка работы скульптора Г. Замараева. В интерьере находится современный церкви иконостас в четыре яруса. Ранее на месте нынешней была деревянная Никольская церковь, впервые упомянутая в архивах 1585 года. Документально обозначены и имена владельцев села (Вылузгины, Царевы, Шереметевы, Голицыны, Дурасовы) и более раннее название села Иевлево. С местом, на котором собор сменил деревянный храм, связана довольно загадочная и доселе не раскрытая историческая тайна. Предполагают, что прежде на месте церкви стояла часовня, воздвигнутая над могилой сына Ивана Грозного, умершего в возрасте 1-2 года, Василия, от второй жены, Черкесской княжны Марии. Упомянутый в немногих архивных записях младенец, якобы умер во время поездки в Александровскую слободу по Троицкой дороге.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  1 июня 2018

Как свидетельствуют сохранившиеся исторические документы ХVI-ХVII веков, в то время на месте существующего сегодня каменного храма стояла деревянная шатровая Никольская церковь. Первое упоминание о ней можно найти в записях, относящихся к 1575 году. Церковь возвели "на каменном деле" (то есть на каменном фундамете), и в ней имелись приделы Святой Мученицы Параскевы и Мученика Елизария.

В ХVI веке в России началось массовое строительство шатровых храмов, вызванное объёдинением русских земель и стабилизацией государственной власти. Ещё одно документальное подтверждённое свидетельство, касающееся деревянной Никольской церкви, относится к 1623 году, когда она стояла "без пения", то есть богослужения в ней не проводились. Это было связано с последствиями драматических событий Смутного времени, а точнее, с героической 16-месячной обороной Троице-Сергиевого монастыря от польско-литовских интервентов, разграбивших находящиеся неподалёку населённые пункты, в том числе и Царёво. Вся округа опустела и обезлюдела. Только к 1678 году деревянную Никольскую церковь не только восстановили, но и расширили за счёт третьего придела, освящённого во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1811 году, когда Царёвым владел известный московский барин Николай Алексеевич Дурасов, Никольской церкви было суждено пережить второе рождение. Усадьбы здесь не было, так как село насчитывало всего два десятка дворов. Зато имение Н. А. Дурасова в Люблине снискало известность своим оригинальным архитектурным ансамблем, ландшафтными парками, оранжереями, театром и оркестром, умелым обустройством сложного хозяйства. Богатый русский помещик, он славился своим хлебосольством и, следуя моде того времени, любил удивлять и поражать приезжавших к нему гостей. Но именно в Царёве, вдали от больших населённых пунктов и главных дорог, Дурасов решает возвести монументальный и величественный каменный храм. Почему? Скорее всего, главным побудительным мотивом стало стремление глубоко верующего человека возвести храм в честь своего небесного покровителя Николая Чудотворца и в память о своей матери Агриппине Ивановне Дурасовой (Мясниковой).

Благословенную грамоту на строительство Никольского каменного храма в Царёве на месте деревянного, изучив "планы и фасады", 6 декабря 1811 года дал епископ Дмитровский Августин. По предположениям историков архитектуры, для возведения каменного храма в Царёве Н. А. Дурасов пригласил известного московского архитектора Ивана Васильевича Еготова, строившего в 1801 году барский дом Дурасова в Люблине. Нарушив все традиции русского храмового строительства, существовавшие веками в этой части Центральной России, И. В. Еготов, участвовавший в реставрации и перестройке башен Московского Кремля, разрабатывает проект приходской церкви в стиле русской готики. Получив благословенную грамоту, Дурасов приказывает аккуратно разобрать деревянную церковь. С наступлением 1812 года на её месте начинается строительство нового каменного храма. Вскоре в Царёве вырастает величественный красавец-храм, удивляя всех размерами и уникальной для этой части России архитектурой. 12 июня 1812 года 600-тысячная французская армия пересекла реку Неман и вторглась в пределы Российской империи - началась Отечественная война. Строительство Никольского храма останавливается. Возобновляется оно только в 1813 году, а в 1815 году Царёвский храм обрёл очертания, сохранившиеся до наших дней. Победа русского народа в Отечественной войне 1812 года впоследствии найдёт косвенное отражение в росписях храма. Имеется ещё одно косвенное доказательство авторства Еготова в проекте Никольской церкви. Получив первые художественные навыки в школе лепного искусства, Иван Васильевич использовал в декоре многих своих проектов скульптурные барельефы. Барельефный фриз на библейские темы опоясывает и фасад храма в Царёве. Его выполнил в 1814-1815 годах скульптор Г. Т. Замараев.

Величественный храм в небольшом селе Царёве, посвящённый Николаю Чудотворцу, считается у местных жителей символом их малой родины. С момента возведения он всегда привлекал внимание необычными пропорциями и красно-белым убранством. Отмечая 40-ю годовщину изгнания французов из Москвы, известный государственный и военный деятель России начала ХIХ века - А. А. Закревский, занимаясь благоустройством владений своей супруги Аграфены Фёдоровны Закревской (Толстой), племянницы Дурасова, не мог обойти вниманием и Никольский храм в Царёве. Предположительно, он участвовал в его благоукрашении и заказал итальянским мастерам внутреннюю роспись. Начиная с А. А. Закревского, благоустройством церкви продолжили заниматься затем владельцы процветавшей царёвской мануфактуры, стараниями которых в середине ХIХ века роспись храма была завершена. Церковь благоукрашалась и ремонтировалась на протяжении всего ХIХ века. По документам фонда Московской духовной консистории известно, что в 1885 году ремонтировалась кровля храма, получившая значительные повреждения. В 1893-м в храме устроили Ильинский придел. Примерно тогда же открылась церковно-приходская школа.

После прихода к власти большевиков Никольскую церковь ждала печальная участь тысячи храмов, закрытых и разграбленных, превращённых в склады, клубы или другие помещения хозяйственного назначения. 1922 год стал очередной страницей в трагической истории Русской Церкви. 23 февраля 1922 года был издан декрет "об изъятии церковных ценностей". Все ценности должны были изыматься, вплоть до богослужебных сосудов. Акция прикрывалась помощью жертвам страшного голода в Поволжье. Не обошла эта акция и Никольский храм. До 1940 года в Царёвской церкви проводились службы, существовал свой приход. Затем местные власти всё-таки закрыли храм, но когда началась Великая Отечественная война, дали разрешение на проведение богослужений.

С момента постройки церкви прошло без малого полтора века, и внутренние росписи храма за это время потемнели от копоти и сажи, стали разрушаться от влаги и перепадов температур. Пол в некоторых местах начал проваливаться. Случались и печальные казусы. По воспоминаниям старожилов, не позднее 1949 года в Никольском храме работала некая "бригада" реставраторов. Они "обновили" тонкую темперную живопись, выполненную на полутонах итальянскими мастерами, обычной масляной краской. Накопившиеся за полтора века проблемы с ремонтом храма удалось частично решить в 1980-х годах. Новый настоятель протоиерей Николай Глебов смог убедить уполномоченного по делам религий по Московской области дать разрешение на реставрацию и выделить средства. Это дало возможность позолотить крест на куполе, перекрыть железом кровлю, промыть храм внутри и покрасить снаружи, укрепить лепнину на стенах, отремонтировать окна в световом барабане и алтаре, провести отопление в зимнюю часть церкви. Денег хватило также на то, чтобы отреставрировать ступени крыльца, заменить входную дверь и ворота ограды, благоустроить территорию вокруг храма. К декабрю 1999 года было построено здание воскресной школы, наследнице церковно-приходской школы, существовавшей в Царёве до 1917 года. Ктиторами строительства и заботами о церкви стали супруги Михаил и Елена Полюдовы. С 1999 года, благодаря их постоянной заботе и жертвенным трудам, произошли разительные перемены: решены бытовые вопросы (церковь обеспечена водой, модернизировано электрохозяйство), проведены масштабные реставрационные работы - как внешнего облика, так и внутреннего убранства, обновлены росписи. Это дало возможность предстать храму во всём своём величие и красоте.

В 2010-м году была проведена реставрация фасада храма, которая включала золочение крестов, замену белого камня на карнизах и ступенях боковых входов, перекрытие купола и крыши медью, реставрацию скульптурного фриза. К Пасхе 2010 года на церковную звонницу были подняты девять новых колоколов, отлитых на Тутаевском колокольном заводе также на средства семьи Полюдовых. В юбилейном, 2012 году, реставрационно-восстановительные работы продолжились. Очередь дошла до реставрации росписей в главном алтаре. Был приглашён для проведения этих работ член Союза художников В. М. Бибиков, принимавший участие в росписи храма Христа Спасителя. 19 декабря 2012 года, в день памяти святителя Николая, Никольский храм села Царёва отметил 200-летний юбилей. В апреле 2016 года все работы были завершены, а 5 июня свершилось радостное событие - по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия архиепископ Можайский Григорий возглавил торжества по случаю завершения реставрации церкви.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №293, 2018 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  1 июня 2018

Никольский храм в подмосковном селе Царёве стал одним из лучших образцов стиля псевдоготика, популярном в конце ХVIII - начале ХIХ века. Искусствоведы усматривают преемственность русской псевдоготики с древнерусской архитектурной традицией. Черты русской художественной самобытности они видят в мотивах и деталях, в соотношении материалов, а также в общем живописном понимании архитектуры.

Основной объём храма - ротонда, завершённая массивным световым барабаном, - покоится на восьми устоях. Купол венчает гранёный трибун со шпилем, массивным крестом и четырьмя пинаклями. Аналогичная композиция завершает небольшую звонницу над притвором, а также псевдозвонницу, устроенную над главным алтарём. Центральный шпиль высокий, четыре боковых, плотно прижатых к нему, меньших размеров. Раньше все они были увенчаны крестами, но в наши дни сохранился только один центральный крест. Высота храма со шпилем достигает 57 метров. Фасады здания расчленены сильно вытянутыми стволами каменных трёхчетвертных колонн, опоясаны барельефным фризом работы известного скульптора Г. Т. Замараева. Сюжеты фриза изображают различные сцены из Евангелия. Под широким классическим фризом проведён ещё один - аркатурный, в готическом стиле. Обрамления стрельчатых окон и аркатурный пояс над ними придают архитектуре здания законченность и строгость, не нарушая ясности всей композиции.

Храм выстроен из красного кирпича и украшен белым камнем. Россия громко праздновала победу в Отечественной войне 1812 года, и, скорее всего, те радостные события, славившие не только мощь и силу русского оружия, но силу духа всех сословий русского народа, нашли своё отражение и в архитектуре Царёво-Никольского храма, и в его внутреннем убранстве. Возьмём, к примеру, росписи. В Никольском алтаре за престолом, где обычно изображают воскресшего Христа, помещена сцена Рождества Христова. А в световом барабане, под куполом - ангельский гимн "Слава в вышних Богу и на земле мир в человецех благоволение", возвестивший пастухам о Рождении в мир Спасителя. Даже сегодня, спустя 200 с лишним лет после возведения, храм поражает пространством и обилием света, который поступает через высокие окна ротонды и нижнего яруса.

Иконостас впечатляет гармонией, искусно выполненной резьбой и отреставрированными иконами. Боковые приделы исполнены в стиле классицизма и имеют массивные колонны по бокам иконостасов. Храм условно делится на две части - зимнюю и летнюю. В зимней два придела: Святого Пророка Илии и Святой Мученицы Агриппины. После завершения строительства в начале ХIХ века зимняя часть храма имела только один алтарь. В 1893 году здесь устраивается ещё один алтарь в честь пророка Илии. Алтарные преграды с массивными колоннами по бокам иконостасов оформляются в едином стиле. В конце ХIХ века для них пишется серия икон - "Тайная вечеря", образы Евангелистов, Богородицы и Архангела Гавриила для царских врат. Резким контрастом с этой группой икон является икона Святой Мученицы Агриппины. Иконостас в четыре яруса сохранился со времён возведения храма, поскольку он практически не закрывался. Росписи на стенах и сводах второй половины ХIХ века приписываются неизвестным итальянским мастерам. В ходе масштабной реконструкции, проведённой в 2007-2016 годах, росписи были очищены от копоти, старой краски и отреставрированы членом Союза художников СССР В. М. Бибиковым на личные средства благотворителей - супругов Михаила и Елены Полюдовых.

Главной святыней Никольского храма считается икона Святителя Николая Чудотворца, написанная, по мнению специалистов, в конце ХVII века. Уникальной особенностью иконы Николая Чудотворца Никольского храма является наличие на ней 20 клейм: по шесть в верхнем и нижнем рядах, и по четыре - справа и слева от центрального образа. Рядом с иконой Николая Чудотворца с 2012 года располагается мощевик с частицей мощей этого великого святого. К особо значимым иконам Никольского храма относится и образ Преподобного Сергия Радонежского с частицей, взятой от его гроба.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №293, 2018 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  25 марта 2019

Первое название села Царёво – Иевлево. Первые упоминания о нём в летописях относятся к 1503 г. В актах землевладения владельцем этих земель значится Тимофей Царёв. По его фамилии село и получило своё нынешнее название. Примерно в 1623 г. в летописях упоминается: «село Иевлево, Царёво тож, на речке Талице да на речке Морванице». Два этих названия используются до середины XVIII в., но уже с 1744 г. в употреблении остается только одно Царёво, дошедшее до наших дней. Хотя в XIX в. встречается название Царёво-Никольское. Существует ещё одна версия возникновения названия села Царёво. По легенде, здесь был похоронен сын царя Ивана Грозного от его второй жены - черкесской княжны Марии, умерший в возрасте полутора лет во время поездки царя из Москвы в Александровскую слободу (современный город Александров).

Под покровительством святителя Николая село Царево находится с середины XVI в. В 1575 г. в селе упоминается деревянная церковь «на каменном деле» Николая Чудотворца с приделами Святой мученицы Параскевы и мученика Елизария. В 1623 г. деревянная шатровая церковь стояла «без пения», то есть богослужения в ней не совершались. О той, деревянной церкви сведений мало. Возможно, что она перестраивалась, так как в 1678 г. в селе упоминается Никольская церковь с приделами мученицы Параскевы, мучеников Маккавеев и Сергия Чудотворца.

В разные века село принадлежало известным в России родам: Вылузгиным, Шереметьевым, Голицыным, Щербатовым. В 1774 г. владельцами села становятся Дурасовы - наследники богатых уральских горнозаводчиков Твердышевых и Мясниковых. С именем Николая Алексеевича Дурасова связано строительство в начале XIX века храма в том облике, каким мы видим его сейчас.

6 декабря 1811 г. строительство каменного храма на месте деревянного в селе Царево, изучив «планы и фасады», благословил епископ Дмитровский Августин: «Божией милостью Святейший Августин епископ Дмитровский Московский викарий. Просил нас Николай Алексеевич Дурасов о дозволении ему в вотчине его, Дмитровской округи селе Царёве построить вновь церковь вместо деревянной, на том же месте каменным зданием, во имя Чудотворца Николая, с приделом святыя мученицы Агриппины. Из представленной же от Московской духовной консистории справки построению сей церкви препятствий не оказалось: сего ради благословили Мы помянутую церковь во имя святителя Николая Чудотворца с приделом святыя мученицы Агриппины каменным зданием ему, просителю по апробированному Нами плану и фасаду построить на восток алтарём по подобию прочих святых церквей, доброю и благопристойною архитектурой».

Начало строительства нового каменного храма относится к 1812 г. Этот год в памяти нашего Отечества связан с войной России с армией Наполеона. Как известно, 25 декабря 1812 г., в день Рождества Христова, последний француз был изгнан с территории нашей страны. Хотя для России война еще не закончилась, но именно в этот день император Александр I издал Манифест в благодарность Христу Спасителю построить в Москве храм. Неслучайно в росписях храма присутствуют сюжеты, напоминающие те события: в Никольском алтаре за престолом, где обычно изображают воскресшего Христа, помещена сцена Рождества Христова, а в световом барабане, под куполом - ангельский гимн «Слава в вышних Богу и на земле мир в человецех благоволение», возвестивший пастухам о Рождении в мир Спасителя.

Архитектором при строительстве храма был Иван Васильевич Еготов – ученик В. И. Баженова и М. Ф. Казакова. Кроме Никольской церкви,  последними работами Еготова, умершего в 1815 г., стало восстановление взорванных французами в 1812 г. Никольской и Водовзводной башен Московского Кремля.

Здание Никольского храма выстроено в величественном стиле русской готики, или неоготики, популярном в XVIII и в начале XIX в. Массивный основной объем храма, состоящий из четверика и большой широкой ротонды, венчает купол и восьмерик, на который поставлены пять шпилей вместо главок. Центральный шпиль - высокий, четыре плотно прижатых к нему боковых - поменьше. Все они были увенчаны крестами, но в наши дни сохранился только один центральный крест. Ротонду по кругу также украшают маленькие шпили. На фоне огромной ротонды почти незаметна небольшая колоколенка, также увенчанная остроконечными завершениями с крестами. Симметрично колокольне, с восточной стороны, над алтарной частью возведена такая же башенка - сказывается влияние классицизма с его приверженностью к строгой симметрии. Необычно смотрится на готическом храме широкий красивый фриз из барельефов работы скульптора Гавриила Тихоновича Замараева. Фигуры фриза изображают различные сцены из Евангелия. Под широким классицистическим фризом проведен еще один - аркатурный, в готическом стиле. Внутри храм впечатляет своим пространством. Огромный основной объем великолепно освещается высокими окнами ротонды и нижнего яруса, величественно смотрится иконостас с красивой резьбой и иконами. Боковые приделы выполнены в стиле классицизма, с массивными колоннами по бокам иконостасов.

В течение всего XIX в. храм благоукрашался. В описи фонда Московской Духовной Консистории в Мосгорархиве есть упоминания о работах, проводимых в храме, например: 1859-1863 г.г.: «Об устройстве нового иконостаса в Николаевской церкви села Царёво Дмитровского уезда»; 1885-1886 г.г.: «О повреждениях кровли в Николаевской церкви с. Царёво Дмитровского уезда»; 1893 г.: «Об устройстве придела в церкви села Царёво». В последнем документе речь идёт об устройстве Ильинского придела: Антиминс на престоле в Ильинском алтаре подписан 1898 г. Кто были те благотворители, чьими силами украшался храм во второй половине девятнадцатого века, нам неизвестно. В двадцатом веке богослужения в церкви продолжались до 1940 г., когда храм был закрыт, но после начала Великой Отечественной войны жизнь прихода возобновилась.

Благодаря уцелевшим документам при оформлении брачных свидетельств, установлены имена священников церкви с момента её построения. Так, с 1922 по 1930 г.г., настоятелем храма был иерей Сергий Кротков, который в 2000 г. на Архиерейском Соборе Русской православной церкви был причислен к лику святых как священномученик.

В 1948 г. в храме проводились реставрационные работы, но эти мероприятия только исказили внутреннее убранство, так как рабочие неумело, бытовой масляной краской, записали тонкую темперную живопись, выполненную, по преданию, итальянскими мастерами. К 80-м годам здание храма стало сильно разрушаться. Каменные напольные плиты проваливались, крыша летней части прогнила, а с купола, из-за протечек, осыпалась штукатурка. Протоиерею Николаю Глебову, назначенному в 1984 г. настоятелем храма, удалось добиться от уполномоченного по делам религий по Московской области получить разрешение на ремонт здания. Власти надеялись, что религия в стране отомрет сама собой и не поощряли ремонтные работы в церквях. Но тогда храм все-таки немного привели в порядок: перекрыли крышу новым железом, отремонтировали пол, провели отопление в летнюю часть, заменили сгнившие окна в световом барабане и алтаре.

До Октябрьской революции 1917 г. при Царёво-Никольской церкви была церковно-приходская школа. После революции школу закрыли, а здание занял сельсовет. В 1988 г. здание школы разобрали из-за ветхости. И 6 февраля 1994 г. по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия при Царёво-Никольской церкви вновь открылась школа. Под учебные классы приспособили помещения в церковной сторожке и церковном архиве. Благодаря жертвенной помощи семьи Полюдовых, в 2000 г. было завершено строительство нового здания церковно-приходской школы и с сентября в нём начались занятия, а 5 ноября 2000 г. состоялось торжественное Богослужение в храме и освящение нового здания школы архиепископом Можайским Григорием.

Помимо школы, был построен глубинный колодец с надкладезной часовней. В 2004 г. приступили к реставрации и благоукрашению внутреннего убранства Никольского храма. В 2008–2010 г.г. позолочены напольные киоты и отреставрированы хранящиеся в них иконы. В мае 2010 г. началась реставрация фасада храма, которая включает золочение крестов, замену белого камня на карнизах и ступенях боковых входов, перекрытие купола и крыши медью и покраску. К Пасхе 2010 г. на церковную звонницу были подняты девять новых колоколов, отлитых на тутаевском заводе на средства семьи Полюдовых и прихожан церкви. Всего на звоннице располагаются 11 колоколов, два из которых чудом сохранились от советского времени. 24 июня 2012 г. закончилась реставрация Алтаря. В 2013 г. проведена реставрация «местного» ряда икон в иконостасе Никольского придела на средства ктиторов храма.

http://tsarevo.prihod.ru/abouthram


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  3 апреля 2024

Церковь Николая Чудотворца стоит в селе Царево недалеко от города Красноармейска. Ее возвели в начале XIXвека в стиле русской готики. Храм действовал в советские годы, поэтому сохранил старые иконы, включая почитаемый образ святителя Николая. Сохранился и уникальный для Подмосковья настенный каменный фриз со сценами из Библии. В этой статье мы рассмотрим, каким темам скульптор Гавриил Тихонович Замараев посвятил барельефы храма в Царево.

На сайте прихода Никольского храма в Царево указано: «фигуры фриза изображают различные сцены из Евангелия». На самом деле семь из двадцати четырех барельефов посвящены сценам Ветхого Завета. Четыре из них образуют цепочку сюжетов об Аврааме, его сыне Исааке и внуке Иакове.

Барельефы «Гостеприимство Авраама» и «Жертвоприношение Исаака» располагаются в разных частях фриза, но близки по содержанию. На барельефе «Гостеприимство Авраама» изображены три ангела за столом и стоящий на коленях старец. Видение Аврааму в дубраве Мамре описано в 18 главе книги Бытия. Авраам сидел у шатра во время зноя и увидел перед собой трех странников. Он поклонился им до земли и предложил омыть ноги, поесть и отдохнуть под дубом. За трапезой один из ангелов предрек, что у престарелых и бездетных Авраама и Сарры родится сын Исаак. Эти слова рассмешили Сарру, но ангел подтвердил, что от Исаака «произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли». Барельеф «Жертвоприношение Исаака» иллюстрирует историю из 22 главы книги Бытия. Обещание Господа сбылось – у Авраама и Сарры родился сын Исаак. Мальчик подрос, и Авраам получил от Бога страшное повеление принести единственного и любимого сына в жертву. Авраам послушался: взял нож, наколол дров для огня, оседлал осла и направился с мальчиком к горе для жертвоприношения. Когда Авраам уже разложил дрова, связал сына и хотел умертвить, ему явился ангел и велел опустить нож. Жертвоприношение не состоялось, но за доверие Богу Авраам услышал от ангела благословение: «умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря… и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушал гласа Моего».

Следующие два барельефа «Благословение Исааком Иакова» и «Бегство Иакова в Харран» продолжают иллюстрировать повествование из книги Бытия. На первом изображен состарившийся Исаак с женой Ревеккой, а перед ним склонился их младший сын Иаков. Перед смертью Исаак захотел благословить старшего сына Исава, но сначала велел ему поймать дичи и приготовить поесть. Когда Исав ушел на охоту, Ревекка подговорила второго сына надеть одежду старшего брата и хитростью получить благословение отца. Исаак в старости ослеп, поэтому его можно было легко обмануть. Иаков вошел в шатер к отцу, представился Исавом и предложил кушанье. Исаак благословил Иакова, думая, что это старший сын Исав.

На следующем барельефе изображено «Бегство Иакова в Харран». Исав вернулся с охоты и выяснил, что брат Иаков обманом получил отцовское благословение, пока его не было. Престарелый Исаак тоже понял ошибку, но, несмотря на уговоры Исава, не стал менять благословение. С тех пор Исав возненавидел младшего брата и решил его убить. Узнав об этом, Ревекка велела Иакову бежать в землю Харран, пока не пройдет гнев брата. Еще один интересный сюжет из Ветхого Завета «Соломоново решение» расположен на части фриза алтарного выступа. История содержится в третьей главе 3-й книги Царств. Две женщины родили сыновей в одном доме и в одно время. Первая случайно удавила во сне новорожденного и ночью подменила его, взяв у соседки живого. Утром обе женщины пришли на суд к царю Соломону, и каждая утверждала, что живой ребенок ее, а мертвый – соседки. Царь велел стражнику взять меч и разрубить живого младенца пополам, чтобы отдать каждой по половине. Услышав о таком решении Соломона, одна женщина стала умолять не рубить ребенка и согласилась оставить его соседке, а другая заговорила: «пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите». Так царь определил настоящую мать, и велел отдать ребенка той, что согласилась оставить сына сопернице.

Барельефы на евангельские сюжеты длиннее и больше по числу персонажей в сравнении с ветхозаветными сценами. Здесь число героев доходит до шестнадцати, а ветхозаветные сцены часто ограничиваются тремя фигурами. Кроме того, барельефы на тему Евангелия расположены в более значимых и видных местах церкви: у входа, на выступах и у алтаря. Почти все посвящены теме казни и воскресения Христа или событиям, которые этому предшествовали.

Слева и справа от входа на выступах боковых приделов расположены два больших барельефа «Суд у Пилата» и «Несение креста». На барельефе «Суд у Пилата» изображено двенадцать фигур. Связанный солдатами Иисус Христос смотрит в сторону судьи, которому слуга льет из кувшина воду на руки. Пилат не нашел вины Иисуса, но отдал на казнь по требованию толпы. Он умыл руки, показывая народу, что не хотел смерти праведника. На барельефе «Несение креста» помещено шестнадцать фигур. Воины заставили случайного прохожего по имени Симон Киринеянин нести крест Иисуса.

Над входом в храм и со стороны алтаря расположены два одинаковых барельефа с «Тайной вечерей». Это была последняя трапеза Иисуса Христа с учениками перед взятием под стражу. На боковой стене между приделом и основной частью храма есть еще одна композиция, напоминающая «Тайную вечерю». Рассадка за столом и повороты фигур апостолов будто повторяют барельеф «Тайная вечеря», но есть важное отличие. У ног Иисуса склонилась женщина с кувшином в руках. Она помазывает его ноги драгоценным миром. Помазание ног Иисуса произошло в доме Симона прокаженного в Вифании незадолго до ареста и казни. Некоторые ученики осудили расточительный поступок женщины, потратившей дорогое миро, но Иисус ответил: «она доброе дело сделала для меня… приготовила меня к погребению». В то время в Палестине умерших растирали благовонными маслами.

Дважды на фризе у алтарной части повторена сцена «Уверение Фомы». Среди двенадцати апостолов и жен-мироносиц стоит воскресший Иисус со знаменем в руке. Апостол Фома не поверил рассказам женщин и других апостолов о том, что после смерти на кресте Иисус являлся живым, а в гробе не нашли тела. Он сказал: «Если не увижу на руках его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра его, не поверю». На барельефе изображена сцена, когда Иисус взял руку Фомы и поднес ее к своей ране от удара копья римского солдата.

Среди двадцати четырех частей фриза есть не только сложные композиции, но и одиночные фигуры. С четырех сторон основного объема храма помещены апостолы и евангелисты Иоанн, Лука, Матфей и Марк. Над входом справа и слева от барельефа «Тайная вечеря» изображены архангелы Михаил и Гавриил. Один держит в руках скрижали с десятью заповедями, а дугой – крест и книгу.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Библейский фриз храма в Царёво



Комментарии и обсуждение


Храмоздатель, бригадир Н.И.Дурасов, похоронен у церкви. Церковь святителя Николая в с.Царево (Никольское) является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Приложение № 1, Указ Президента России от 20.02.1995 г. № 176). Кирилл Аминов 15 марта 2015 г.
15 марта 2015.