Главная Поиск Оглавление Карта  Участники Розыск Ссылки Форум О проекте

Санкт-Петербург. Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь, , Наталия
Наталия
Снято: 12 мая 2007
Добавлено: 16 мая 2007


Санкт-Петербург. Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь, , Александр Разумов
Александр Разумов
Снято: 24 июня 2003
Добавлено: 22 ноября 2003


Санкт-Петербург. Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь, , Андреева Ирина
Андреева Ирина
Снято: 17 августа 2008
Добавлено: 29 ноября 2008


Санкт-Петербург. Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь, , Александр Андреев
Александр Андреев
Снято: 27 февраля 2008
Добавлено: 3 марта 2008


Санкт-Петербург. Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь, , Александр Разумов
Александр Разумов
Снято: 24 июня 2003
Добавлено: 22 ноября 2003


Санкт-Петербург. Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь, , Александр Разумов
Александр Разумов
Снято: 24 июня 2003
Добавлено: 22 ноября 2003


Санкт-Петербург. Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь, , Андрей Агафонов
Андрей Агафонов
Снято: 1 апреля 1995
Добавлено: 16 мая 2014


Санкт-Петербург. Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь, Часовня Спаса Нерукотоворного, Елена Бойкова
Елена Бойкова
Снято: 18 октября 2011
Добавлено: 7 ноября 2011
Часовня Спаса Нерукотоворного

Санкт-Петербург. Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь, Звонница., Митьковна
Митьковна
Снято: 8 июня 2014
Добавлено: 12 июня 2014
Звонница.

Санкт-Петербург. Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь, , Елена Бойкова
Елена Бойкова
Снято: 20 января 2010
Добавлено: 25 января 2010


Санкт-Петербург. Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь, Вид на Сергиевскую церковь и склеп генерала Чичерина, Александр Разумов
Александр Разумов
Снято: 24 июня 2003
Добавлено: 25 февраля 2005
Вид на Сергиевскую церковь и склеп генерала Чичерина

Санкт-Петербург. Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь, , Андрей Агафонов
Андрей Агафонов
Снято: 1 апреля 1995
Добавлено: 23 мая 2013


Санкт-Петербург. Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь, , Андрей Агафонов
Андрей Агафонов
Снято: 1 апреля 1994
Добавлено: 13 мая 2013


Санкт-Петербург. Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь, , Андрей Агафонов
Андрей Агафонов
Снято: 1 апреля 1994
Добавлено: 18 мая 2013



    Санкт-Петербург. Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь

    Монастырь. Действует.   (все монастыри в каталоге →)
    Престолы: Троицы Живоначальной
    Год основания: не ранее 1734.
    Адрес:
    Ленинградская область, Санкт-Петербург, Стрельна, Петербургское шоссе, д. 15 (месторасположение Троице-Сергиевой пустыни - на выезде из С.-Петербурга в сторону Стрельны-Петергофа на шоссе)

    Проезд: от ст. метро "Автово" - трамвай 36, комм. автобус 224-К до монастыря
    Cайт http://www.pustin.spb.ru
    Координаты: 59.852993,30.090276     Посмотреть на Яндекс-картах Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь  Посмотреть на Народной Яндекс-карте Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь  Посмотреть на карте Google Maps Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь  Посмотреть на Космоснимках Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь  Посмотреть на OpenStreetMap Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь  Посмотреть на WikiMapia Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь
Показать ближайшие объекты
Александр Разумов. 22 ноября 2003

Жемчужиной русской истории, архитектуры и духовной культуры называли пустынь историки Петербурга. Она была основана здесь в 19 верстах от Петербурга, на берегу Финского залива, на землях переданных императрицей Анной Иоанновной в 1734 году ее духовнику, настоятелю Троице-Сергиевой лавры архимандриту Варлааму (в миру Василию Высоцкому). В ноябре того же года императрица разрешила перевезти деревянную церковь Успения Божьей Матери из загородного дома царицы Параскевы Фёдоровны на Фонтанке и повелела освятить ее во имя Преподобного Сергия чудотворца Радонежского. Освящение состоялось 12 мая 1735 года. Для братии были выстроены деревянные келии, а для настоятеля – каменный флигель. В июне 1735 г. Анна Иоанновна посетила пустынь и пожаловала в новопостроенный храм богослужебные книги. В первое время пустынь не имела особого штата монахов. Для совершения богослужения сюда присылались лица из числа братии Троице-Сергиева монастыря. Управлял юной пустынью ее основатель архимандрит Варлаам.

Архимандрит Варлаам скончался в июле 1737 года и был погребен в основанной им обители. Анна Иоанновна именным указом от 30 января 1738 года повелела описать пустынь. После этого церковь считалась приписанной Троице-Сергиевой Лавре. Новая обитель в первые годы своего существования называлась Приморской Троице-Сергиева монастыря дачей. Внешнее устройство пустыни производилось на средства Троице-Сергиевой Лавры. Жизнь и деятельность братии находилась также под наблюдением и руководством Лавры. В 1764 году в России были учреждены монастырские штаты, по которым Троице-Сергиева пустынь отделялась от Троице-Сергиевой Лавры и возводилась во 2-й класс. 4 мая 1764 года из конторы Св. Синода последовал указ, в котором говорилось: "Состоящую при С.-Петербурге, по Петергофской дороге недавно построенную пустыню, за неимением при С.-Петербурге монастырей, приписать к С.-Петербургской епархии".

Постепенно мужской монастырь стал застраиваться по планировочному проекту, разработанному П. А. Трезини. По этому проекту были отделаны две угловые башни, весь двор вымощен камнем. В 1760 г. по проекту Ф. Б. Растрелли построены настоятельские кельи. В них была картинная галерея, в которой в числе других находились два редких портрета Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Центром ансамбля стал построенный в 1756 – 1760 годах под смотрением Б.-Ф. Растрелли по проекту П. А. Трезини каменный пятиглавый храм во имя Святой Живоначальной Троицы с приделами во имя святых Апостолов Петра и Павла и во имя Святых Праведных Захария и Елисаветы. Он был невелик, вмещал всего 600 человек, снаружи обильно украшен барочными колоннами и пилястрами, а внутри – высоким золоченым иконостасом. Строгим изяществом были отмечены его пять свободно расставленных куполов, декорированных легкими колоннами. Собор послужил прототипом для многих церковных сооружений, возведенных в два последующих десятилетия. (В 1919 году собор был закрыт. Великолепный Троицкий собор погиб - закрытый и приспособленный под хозяйственные нужды, он пострадал во время Великой Отечественной войны и был взорван летом 1962 года, хотя уже был готов проект реставрации этого памятника архитектуры XVIII века.)

Архитектор Луиджи Руска в 1805 - 1809 годах построил Инвалидный дом в западной части монастыря с церковью святого мученика Валериана. Храм был освящен в июне 1809 года, а инвалидный дом начал работать через пять лет. В храме была могила Валериана Зубова, георгиевского кавалера и кавалера ордена Андрея Первозванного, покорителя Дербента. Церковь с богадельней для увечных воинов была построена его братьями графами Дмитрием, Платоном и Николаем Александровичами Зубовыми. В крипте церкви впоследствии были похоронены и сами Николай, Дмитрий и Платон (князь Римской империи) Зубовы, а также дочь и внук А. В. Суворова – Наталья Александровна Зубова и Александр Аркадьевич Суворов, дети и внуки графов Зубовых. При перестройке церкви в советское время все эти захоронения были уничтожены.

В 1833 году настоятелем пустыни становится 27-летний святитель (канонизирован церковью в 1988 году) Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов). Пустынь была переведена в I класс, выросла в образцовый монастырь и стала известна не только в России, но и далеко за её пределами. При нем в монастыре были выстроены поминальные церкви – Покрова Богородицы и Григория Богослова, часовни, кельи для монахов, Святые ворота. Главный объем по проектированию новых построек и переделке старых пришелся в этот период на долю архитектора Алексея Максимовича Горностаева. Две часовни – Покровская и Спасская – перед монастырем, построенные Горностаевым из красного гранита в 1845 году, сохранились до нашего времени. Обе нарядные, с завершающими их килевидными киотами, образами и крестами, не мешают панораме монастырских сооружений, распахнувшейся в сторону Большой Петергофской дороги. За часовнями и оградой А. М. Горностаев в 1859 - 1863 годах возвел Святые ворота с кельями, высокой шатровой башней и домовой церковью св. Саввы Стратилата, устроенной на средства штаб-ротмистра М. В. Шишмарёва в память деда его жены Саввы Яковлевича Яковлева, умершего в 1784 году и похороненного в Троице-Сергиевой пустыни. Церковь по неизвестным причинам так и не была освящена. В 1899 году на башне над Святыми воротами были установлены часы, а затем корпус надстроен. Церковь и кельи выстроены в кирпиче, красивы и живописны в зеленом окружении и сказочны в зимнее время. Их оригинальный силуэт в постоянно меняющемся ракурсе созвучен пейзажному окружению.

Дело своего наставника продолжал в 1857 - 1897 годах новый настоятель пустыни архимандрит Игнатий (Иван Васильевич Малышев), который, будучи художественно одаренным человеком, украсил пустынь прекрасными постройками и довел ее духовное состояние до очень высокого уровня. Самым крупным сооружением в монастыре в тот период надо назвать постройку А. М. Горностаевым церкви Преподобного Сергия Радонежского. Первую каменную церковь на месте прежней деревяннойпоставили в 1758 году, а горностаевский храм был сооружен в 1854 - 1859 годах и освящен в сентябре 1859 г. Внешний облик церкви не представляет собой ничего необычного. Это трехэтажное, в 18 сажень длиной здание с алтарной апсидой на востоке, пятью главами, двумя церквами: нижней и верхней. Входной портал находится в центре южного фасада и отмечен гранитными колоннами. Лучковые формы фронтонов окон, тройные пилястры, обработанные рустами, словно повторяют декор стоящих рядом трапезной и настоятельского корпуса. Внутреннее же пространство храма не повторяло ни одного из построенных в России. Здание церкви представляет собой базилику с тремя нефами и двумя рядами тёмно-красных гранитных колонн высотой пять метров, поддерживающих хоры. Колонны имеют различные по рисунку капители. Высокие арки, послушно следуя за колоннами, ритмично вторят этому плавному движению, направляя молящихся к алтарю. Вмещающий 2000 человек храм получает свет из высоких полуциркульных окон-витражей, расположенных на южной и северной стенах. Потолок, как в ранне-византийских базиликах, был перекрыт деревянными балками. Меж арок Р. Ф. Виноградов (по эскизам М. Н. Васильева) написал на золотом фоне византийский орнамент. Алтарную часть церкви отделял невысокий византийского типа двухъярусный иконостас, выполненный из мрамора со вставками из малахита, ляпис-лазури и мозаики. Образа в Царских вратах исполнили академик Н. А. Лавров, автор фресок, и М. Н. Васильев. В боковых нефах находились небольшие мраморные иконостасы, инкрустированные цветными камнями. Плоскости стен, соединяющие церковь с трапезной, были расписаны художником Беляковым и Игнатием Малышевым. Над западной частью церкви были устроены хоры. Мозаичный пол, выполненный по проекту Горностаева, представляет собой многоцветную орнаментальную композицию. Нижняя, поминальная, церковь была устроена по типу древних крипт или христианских катакомб и имела многочисленные захоронения. В приделе, освященном 4 июля 1857 г. во имя Христа Спасителя, находилась усыпальница графов Апраксиных с 20 захоронениями. Придел во имя мученицы Зинаиды, освященный 28 апреля 1861 года, где был иконостас из розового кипариса, имел 33 захоронения Юсуповых. Кроме того, в нижней церкви нашли свой последний приют князья Чернышевы, Шишмаревы, Карцевы, Строгановы, Волконские, Щербатовы, граф Клейнмихель, барон Фредерикс. Ныне церковь является единственным действующим храмом на территории монастыря. Закрытый в 1919 году, частично разрушенный и перестроенный, храм восстанавливается и украшается. Восстановлена лепнина фасадов церкви, восстанавливаются росписи интерьеров.

Освященная в мае 1857 года церковь Святителя Григория Богослова ("Кушелевская") находится в северо-восточной части обители. Она была возведена в 1855 – 1857 годах по проекту придворного архитектора А. М. Штакеншнейдера в русско-византийском стиле над могилой любимца Павла I, генерал-лейтенанта графа Григория Григорьевича Кушелева на деньги его вдовы Екатерины Дмитриевны. В церкви был двухъярусный иконостас, образа которого написаны на золотом фоне. В центре храма – спуск в усыпальницу, облицованную белым мрамором. Церковь эта была закрыта в 1919 - 1920 годах. Одно из лучших творений архитектора А. И. Штакеншнейдера сохранилось, хотя и в переделанном виде.

Поминальная церковь Покрова Пресвятой Богородицы ("Кочубеевская"), знаменитая своим флорентийским куполом, располагалась справа от Святых ворот. Она была заложена в июле 1844 года над могилой княгини Марии Ивановны Кочубей, урожденной княжны Барятинской. Это было однокупольное восьмигранное здание, облицованное шотландским камнем, в котором свет падал через круглые окна. Церковь строилась в 1859 - 1863 годах по проекту архитекторов Р. А. Кузьмина и Г. Э. Боссе на деньги князя Михаила Викторовича Кочубея. Освящена церковь в 1863 году архимандритом Игнатием (Малышевым). Храм действовал до ноября 1931 года. В середине 1960-х годов он был взорван.

Часовня во имя Тихвинской иконы Божией матери была возведена близ алтаря Троицкого собора над могилой первого настоятеля Пустыни архимандрита Варлаама на деньги монастыря по проекту А. М. Горностаева в 1864 году, уже после смерти архитектора, скончавшегося в 1862 году. В ней же был похоронен сподвижник Игнатия Брянчанинова схимонах Михаил (Чихачев). В ноябре 1931 года, после закрытия "Кочубеевской" церкви, часовня стала приходским храмом. Закрыли её в 1935 году. Здание часовни не сохранилось.

Часовня во имя Рудненской иконы Божией Матери была сооружена на одном из островов пруда в восточной части монастыря. Проект часовни, освященной в 1876 году, был выполнен архитектором Д.И. Гриммом. Здание часовни не сохранилось.

По проекту архимандрита Игнатия (Малышева) и архитектора А. А. Парланда в 1872 – 1884 годах в пустыни возвели церковь Воскресения Христова. Здание церкви было возведено на месте стоявшей здесь ранее церкви Святого Апостола Иакова, построенной в 1791 году. Новый храм был пятиглавым, с куполами и фасадами, решенными в духе форм и мотивов позднего византийского зодчества. В нижнем этаже была расположена церковь Святого Архистратига Михаила, созданная в память погребенного здесь вице-адмирала князя М. П. Голицына, вдова которого и пожертвовала средства на строительство. Престол церкви был освящен в 1884 году одновременно с алтарём главного помещения Воскресенского собора в верхнем этаже здания. Здание отмечали великолепное мастерство исполнения, сочетание уступчатых высоких фронтонов и арочного венчания куполов. На фасаде из разноцветного кирпича были большие барельефы с изображением Спасителя, шествующего по водам, и русских святых всех веков. Золоченые царские врата поддерживали посеребренные ангелы. Все образа в Царских вратах написаны на перламутре, а в иконостасе – на золотом фоне. Архимандрит Игнатий (Малышев) написал для собора около 70 икон. Церковь сыграла важную роль в формировании ансамбля сооружений Троице-Сергиевой пустыни. В усыпальнице выстроенного им собора и был похоронен И. В. Малышев. Храм был закрыт в 1919 году, его здание - первое творение архимандрита Игнатия и архитектора А. А. Парланда (по их совместному проекту позже в С-Петербурге будет возведен великолепный "Спас-на-Крови" на месте смертельного ранения Александра II) - снесено в 1968 году. Летом 1998 года мощи архимандрита Игнатия были обретены под землей на месте бывшего Воскресенского собора и перенесены в храм Преподобного Сергия Радонежского.

Троице-Сергиева пустынь была закрыта в 1931 году, насельники монастыря были арестованы и отправлены в ссылку. Варварски и планомерно уничтожалось кладбище монастыря, в XIX веке считавшееся одним из самых красивых в Европе. С екатерининских времен на нем, подобно кладбищам Александро-Невской лавры, Донского и Симонова монастырей в Москве, хоронили умерших из знатных родовитых семей: Апраксиных, Мятлевых, Строгановых, Дурасовых. Здесь были похоронены архитекторы А. М. Горностаев и А. И. Штакеншнейдер. Архитектурный ансамбль Свято-Троицкой Сергиевой пустыни серьезно пострадал вначале в ходе варварских перестроек 1930-х годов, а затем в результате разрушений в период Великой Отечественной войны. В 1960-х годах снесены полуразрушенные войной храмы обители. К сожалению, не сохранились растреллиевско-трезиниевский Троицкий собор, церковь Покрова, построенная в пустыни архитекторами Р. И. Кузьминым и Г. Э. Боссе и церковь Воскресения. С 1964 года на территории монастыря находилась специальная средняя школа милиции. В 1973 году как в насмешку, всего через несколько лет после того как были снесены вышеперечисленные храмы, архитектурный комплекс монастыря поставлен под охрану государства.

В марте 1993 года в обители возобновилась монашеская жизнь. Шесть лет насельникам монастыря приходилось делить территорию пустыни со школой милиции, которая наконец-то в 1999 году освободила здания обители. Ныне богослужения проходят в восстанавливаемой церкви Сергия Радонежского.

Сохранился также храм Григория Богослова, правда приведение его в порядок потребует значительных средств.

Данные взяты по большей части из книги "Митрополит Санкт-Петербургский Владимир. Жизнь и труды". (СПб. 2000 г. ) и из описания обители, в ней распространяемой.

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Богданов Александр Витальевич (cfif). 22 марта 2007
Троице-Сергиева пустынь, 1 класса, в 19 верстах от Санкт-Петербурга, на берегу Финского залива, близ железнодорожной станции Сергиево. Основана в 1734 году духовником императрицы Анны Иоанновны, настоятелем Троице-Сергиевой лавры, архимандритом Варлаамом. До 1764 года приписана была к Александре-Невской лавре. Пятиглавый Троицкий собор сооружен в 1756 году на средства Лавры. Здесь находится особо чтимая икона пр. Сергия Радонежского, а при ней крест с частицею святых мощей его. В соборном храме во имя пр. Сергия, построенном в 1859 году, находится ковчег с частицами святых мощей Египетских пустынников. Третий, соборный храм Воскресения Христова, — византийской архитектуры, пятиглавый; освящен в 1884 году. Он разделяется на 2 храма: нижний, имеющий усыпальницы строителей и благотворителей, и верхний, предназначенный для постоянных богослужений. Пред входом в храме, у дверей направо и налево, помещены два изваяния Спасителя и первых насадителей в нашей стране христианства, равнопрестольной княгини Ольги и мучеников Федора и сына его Иоанна. При входе в собор видно в окнах восточной алтарной стены несколько прозрачных, приготовленных из цветного стекла икон весьма художественной работы. Иконостас выделяется тою особенностью, что имеет только две небольшие местные иконы: Спасителя и Божией Матери, в киотах, богато исполненных из мрамора и других ценных минералов. Между иконами находятся два бронзовых посеребренных изваяния архангелов, сидящих, как стражи святыни, у входа в алтарь. Бронзовые золоченые двери необыкновенно низки, так что через них алтарная стена почти вся оказывается на виду. На солее пред иконостасом поставлены 2 драгоценных многосвещника, которые бесподобны по высоко художественному исполнению. Дорогая ляпис-лазурь и золоченая бронза составляют материал, из которого они исполнены. Стенное письмо внутри собора, в большей части, принадлежит кисти почившего настоятеля и строителя собора архимандрита Игнатия. По его же мысли, по обеим стенам собора, на так называемом поясе, изображены все святые, прославленные российскою православною Церковью, начиная с X века, от равноапостольных великих князей Ольги и великого князя Владимира и кончая XIX веком, до новопрославленных святых угодников: Иннокентия, Митрофана и Тихона. На острове Иорданского пруда находится часовня с особо чтимой древней иконой Пресвятой Богородицы, нарицаемой Руденскою. Ежегодно 5 июля и 25 сентября совершается вокруг монастыря крестный ход. С 1892 года в память 500-летия кончины преподобного Сергия ежегодно 25-го сентября совершается обществом трезвости крестный ход в пустынь из Покровской братской церкви в Санкт-Петербурге. При пустыни двухклассная школа, инвалидный и странноприимный дом и больница.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».
Комментарии посетителей (1):
    В 19 верстах от северной столицы, на берегу Финского залива, в 18 веке была основана Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь. Историки Петербурга дали название обители «жемчужина русской истории, архитектуры и духовной культуры». Об истории уникального монастыря, о его настоящем, и о том, как здесь чтут преподобного небесного покровителя: Видеосюжет
Т.. 28 октября 2013
             Добавить:  Добавить информацию
статью/комментарий
  Добавить фотографию
фотографию
           
Каталог Православное Христианство.Ру
Рейтинг@Mail.ru
Быстрый переход
ВОЙТИ | СТАТЬ СОАВТОРОМ | ГЛАВНАЯ | ПОИСК | ОГЛАВЛЕНИЕ | КАРТА | ЕПАРХИИ | ХРАМЫ МОСКВЫ | УЧАСТНИКИ | РОЗЫСК | СЛОВАРЬ | ФОРУМ | О ПРОЕКТЕ | ССЫЛКИ | МОНАСТЫРИ РОССИИ | ПОСВЯЩЕНИЯ | ДЕРЕВЯННЫЕ ЦЕРКВИ И ЧАСОВНИ | СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ | ФОРМИРОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО СТИЛЯ