ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Переславль-Залесский. Церковь Петра Митрополита.


Переславль-Залесский. Церковь Петра Митрополита
Церковь. Не действует.  
Престолы:Петра, митрополита Московского, Михаила Архангела
Год постройки:1584.
Адрес:
Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, Красная площадь, д. 6

Координаты: 56.735494, 38.85155



Сортировка:

Церковь Петра Митрополита, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Altaets
12 апреля 2021
Церковь Петра Митрополита, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
19 августа 2018
Церковь Петра Митрополита, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Илья Смирнов
24 февраля 2015
Церковь Петра Митрополита, Вид с юго-востока<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
29 июня 2014
Церковь Петра Митрополита, Вид с востока<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
29 июня 2014
Церковь Петра Митрополита, Вид с северо-запада<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
17 мая 2014
Церковь Петра Митрополита, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Андреева Ирина
3 августа 2013
Церковь Петра Митрополита, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Алексей Кротов
12 сентября 2012
Церковь Петра Митрополита, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Чупринин Михаил
28 апреля 2011
Церковь Петра Митрополита, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
1 декабря 2008
Церковь Петра Митрополита, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
1 декабря 2008
Церковь Петра Митрополита, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
JuNe
23 февраля 2006
Церковь Петра Митрополита, Хорошо виден подклет, окруженный галерями.<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Хорошо виден подклет, окруженный галерями.
JuNe
23 февраля 2006
Церковь Петра Митрополита, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
JuNe
23 февраля 2006
Церковь Петра Митрополита, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
JuNe
23 февраля 2006
Церковь Петра Митрополита, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
JuNe
31 октября 2005
Церковь Петра Митрополита, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Alex
5 мая 2005
Церковь Петра Митрополита, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Alex
5 мая 2005
Церковь Петра Митрополита, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
04.01.2003 - 15.01.2003
Церковь Петра Митрополита, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
04.01.2003 - 15.01.2003
Церковь Петра Митрополита, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
10 сентября 2000
Церковь Петра Митрополита, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
19 августа 2018
Церковь Петра Митрополита, Крест церкви<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Крест церкви
oldboy
3 октября 2015
Церковь Петра Митрополита, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Андреева Ирина
3 августа 2013
Церковь Петра Митрополита, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Андреева Ирина
3 августа 2013
Церковь Петра Митрополита, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Андреева Ирина
3 августа 2013
Церковь Петра Митрополита, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
19 августа 2018
Церковь Петра Митрополита, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
10 сентября 2000
Церковь Петра Митрополита, Фото из журнала "Зодчий"<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Фото из журнала "Зодчий"
Андрей Агафонов
1914
Церковь Петра Митрополита, http://нэб.рф/catalog/000202_000006_9681a001-dc0b-4963-8cc5-d2bb9966455d/viewer/?page=61&positionpart=1<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
http://нэб.рф/catalog/000202_000006_9681a001-dc0b-4963-8cc5-d2bb9966455d/viewer/?page=61&positionpart=1
Андрей Агафонов
1904
Церковь Петра Митрополита, http://нэб.рф/catalog/000202_000006_9681a001-dc0b-4963-8cc5-d2bb9966455d/viewer/?page=61&positionpart=1<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
http://нэб.рф/catalog/000202_000006_9681a001-dc0b-4963-8cc5-d2bb9966455d/viewer/?page=61&positionpart=1
Андрей Агафонов
1904
Церковь Петра Митрополита, http://нэб.рф/catalog/000202_000006_9681a001-dc0b-4963-8cc5-d2bb9966455d/viewer/?page=61&positionpart=1<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
http://нэб.рф/catalog/000202_000006_9681a001-dc0b-4963-8cc5-d2bb9966455d/viewer/?page=61&positionpart=1
Андрей Агафонов
1904
Церковь Петра Митрополита, Рис.  из иллюстрированного приложения к газете "Новое Время"<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Рис. из иллюстрированного приложения к газете "Новое Время"
Андрей Агафонов
1898
Церковь Петра Митрополита, Фото с сайта http://andcvet.narod.ru<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Фото с сайта http://andcvet.narod.ru
Андрей Агафонов
Церковь Петра Митрополита, Фотоснимок с почтовой фотокарточки нач. ХХ века.<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Фотоснимок с почтовой фотокарточки нач. ХХ века.
Алексей Кротов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Павел
 
ПавелАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  31 марта 2003

Увенчанная стройным шатром церковь Петра Митрополита (1585 г.) поставлена в честь митрополита Петра, много сделавшего для укрепления Московского княжества и возвышения Москвы. Основной объем храма перекрыт ступенчатыми арками, на которых покоится восьмерик и граненый шатер, завершающийся барабаном и главкой. Все это создает ощущение торжественности, парадности. Настенные росписи и деревянная резьба, украшающие внутренние помещения, относятся к прошлому веку. В XIX в. отстроена стоящая рядом колокольня.


JuNe  3 апреля 2006

Церковь Петра Митрополита (шатровая), 1584 год

Церковь Петра Митрополита находится в историческом центре Переславля в 250 метрах к юго-востоку от древнего Спасо-Преображенского Собора. Этот храм – красивейшее архитектурное сооружение города. В плане крестообразная, церковь имеет подклетный этаж; ее отличительная особенность – отсутствие выступающих апсид. Стройный граненый шатер храма с трех сторон окружает открытая двухэтажная галерея-гульбище.

По преданию, одноименная деревянная церковь здесь была построена в конце XIV – начале XV века на месте, где в 1310 году состоялся суд над Митрополитом Петром, обвиненном тверскими князьями в торговле священническими должностями. На Переславском соборе благодаря великим Московским князьям митрополит был оправдан. Полагают, что деревянную церковь построили после вскрытия святых мощей Митрополита (1360 год) на средства великого Дмитрия Донского в благодарность за духовную помощь Святителя Петра укрепляющийся Москве.

Церковь Петра митрополита была отстроена в камне (из кирпича с дубовыми связями) в 1584 году на средства Грозного. Столь недешевое строение в период экономического кризиса, видимо. Было связано с искуплением царского греха после трагической гибели царевича Ивана. В патриарших окладных книгах Петроитрополитская церковь упомянута в первый раз в 1654 году, тогда она платила дани «…2 алтына, заезда гривну». До 1781 года она состояла «на жалованьи государства». Примечательно, что подвалы храма являлись хранилищем боеприпасов для переславского гарнизона и тюрьмой для государственных преступников. В конце XVIII века в подклете здания была устроена теплая церковь. В XIX веке вместо старой звонницы к церкви пристроили колокольню. Приход этой церкви в это время составлял более трехсот человек.

В конце XIX столетия церковь реставрировали под руководством известного исследователя древнерусской архитектуры академика В.Суслова. В 1940 году церковь Петра Митрополита еще находилась в ведении общества верующих. Через несколько лет ее закрыли и использовали как склад.

В 1950-1960-х гг. Ярославская научно-реставрационная мастерская восстановила древнюю форму кровли и первоначальные формы оконных проемов, частично укрепила кладку стен и вскрыла под толстым слоем штукатурки древние арки. Церковь Митрополита Петра сохранилась до настоящего времени как памятник государственного значения . Этот великолепный храм является одним из последних памятников, завершающих «классический» период в развитии древнерусского зодчества. В настоящее время церковь передана Русской православной церкви.

По материалам книги Н.Ермаковой «Храмы Переславля: существующие и утраченные», Славпринт, 2004


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  12 февраля 2015

Петромитрополитская церковь в честь св. Петра, митрополита московского нужно считать древнейшею каменною церковью после Спасопреображенского собора. По старинным актам она значится на государевом старом дворе или в теремах. О времени построения этой церкви не сохранилось никаких письменных свидетельств.

По преданию, эта церковь построена или в конце XIV или вначале XV вв. В виду того, что церковь значится с XVII в. на государевом старом дворе, можно думать, что она была домовой дворцовой церковью и что строителем ее был кто-нибудь из великих князей московских. Относить постройку данной церкви к XV в. заставляет и оригинальный шатровый верх ее, который появляется в архитектуре наших церквей с этого времени.

Церковь сложена из кирпича с дубовыми связями в форме равноконечного креста. Каждая сторона храма снаружи разделена на 3 части плоскими колоннами, вверху соединенными дугообразными перемычками. В середине находится по одному окну, расширенному уже впоследствии. Прямо на сводах, без внутренних столбов, утвержден восьмигранный фонарь, оканчивающийся вверху висячим карнизом, поддерживаемым на каждой грани двумя кронштейнами; по карнизу выведены дугообразные небольшие лопатки с небольшими промежутками. Над фонарем выведен конусообразный восьмигранник, на вершине которого небольшой восьмигранный фонарь с щелеобразными окнами. Он отделен от конуса поясом, на фонаре чешуйчатая железная глава в виде срезанной луковицы. Все здание горизонтальным поясом разделено на два яруса; в нижнем этаже с конца прошлого столетия устроена теплая церковь. С трех сторон церкви устроена крытая галерея на полукруглых арках. В настоящее время эти арки заложены и галерея непосредственно соединена с теплой церковью. В верхнюю церковь ведут 3 двери; притолоки - в виде полукруглых колонок, верх стрельчатый.

В патриарших окладных книгах Петромитрополитская церковь упомянута в первый раз в 1654 г., до 1781 г. она была ружною, состояла на жаловании государства. Колокольня при церкви устроена в сравнительно недавнее время, но в каком именно году, сведений не сохранилось. Престолов в настоящее время в церкви два: в верхней холодной - во имя св. Петра митрополита, в нижней теплой - в честь Архистратига Михаила. Жертвенник в верхней церкви устроен в окне. В церковных сводах сохранились голосники, бывшие прежде хоры уничтожены. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточна. Из священных предметов старины в церкви сохранился только древний образ св. Петра митрополита.

Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с того же года. Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается: процентов с причтового капитала в 2915 руб. - 116 руб. 60 коп.; от служб и треб – 615 руб., а всего до 730 руб. в год. Церковных домов для причта нет. Церкви принадлежит капитал 1285 руб., процентами с коего она и пользуется. В приходе по клировым ведомостям числится: 158 душ муж. пола и 179 жен.; все православные.

Добронравов В. Г. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии». Выпуск 2, г. Владимир. Типо-Литография В. Паркова, 1895 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  15 июня 2019

Ныне существующая каменная церковь Петра митрополита построена в 1584 г. на средства Грозного. В XIX в. вместо звонницы возведена колокольня. В переписной книге 1677 г. указывается: «...ружной церкви Петра Митрополита двор попа Ивана Иванова, да двор диакона Степана Вавилова...»

В 1803 г. к церкви Петра Митрополита был определен во священника из богословского отделения Владимирской семинарии Василий Маркович Радугин. В 1812 г. сюда же был определен брат о. Василия, Иван Маркович Радугин, в 1817 г. переведенный к Крестовоздвиженской церкви Переславля. В 1832 г. священником Петромитрополитанской церкви Переславля назначен о. Феодор Антонович Травянкий. В 1836 г. он переведен к церкви с. Пожарского. В 1836 г к церкви Петра Митрополита был определён выпускник Владимирской Духовной семинарии о. Димитрий Николаевич Константиновский (ум. 1850). В 1850 г. к церкви Петра Митрополита был назначен священник Антон Степанович Лебедев, выпускник Владимирской семинарии (окончил в 1846 г.) Отец Антоний скончался в 1889 г.

В 1876 г. церкви Рождества Христова, Знамения и Петра Митрополита были объединены в один приход. В церкви Петра Митрополита служили священник Антоний Лебедев, диакон Павел Беляев и пономарь Павел Нарцыссов.

Настоятель храма, священник Константин Снятиновский убит в 1918 г. карательным отрядом без суда и следствия. Похоронен у храма Петра Митрополита. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 г. причислил о. Константина к лику новомучеников Российских.

Храм был закрыт и пришёл в аварийное состояние. В 2001 г. возвращён верующим.

http://www.vidania.ru/temple/temple_yaroslavskaya/pereslavskii_raion_petra_mitropolita_pereslavl.html


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  9 ноября 2023

К западу от древнего Спасо-Преображенского собора находится церковь Петра митрополита - замечательный памятник шатровой архитектуры XVI в. В начале XV столетия в источниках впервые упоминается церковь Петра в Переславле - несомненно, деревянная предшественница существующего каменного храма, построенная, возможно, в память происходившего в Переславле суда над митрополитом Петром.

В древних актах церковь значится стоящей «на государевом дворе» или «в теремах». Постройку каменной шатровой церкви следует отнести к 1585 г. Крестообразный план храма несколько напоминает более сложную крестчатость плана церкви Вознесения в Коломенском. Подобно последней, храм имеет подклетный этаж, центр которого крыт вспарушенным крестовым сводом, а ветви креста - коробовыми. Подклет с трёх сторон окружён открытой аркадой, несущей на себе открытый балкон галереи, на которую вела ныне существующая лестница с западной стороны. Здесь же, по некоторым данным, стояла (на месте существующей) старая шатровая колокольня. Низ храма очень широк; его фасады, напоминая одноглавый крестовокупольный храм, членятся плоскими лопатками на три доли; завершают их отрезанные горизонталью карниза декоративные полукруглые кокошники. Тяжёлый восьмерик шатра кажется вдавленным в кровли храма. В обработке карниза кокошниками, опирающимися то на лопатку угла, то на выносную консоль, чувствуется подражание церкви Вознесения в Коломенском, но шатёр с широкими гранями, увенчанный грузной главой, почти лишён динамики. Храм в целом очень наряден и даже торжественен. Рассматривая его наружные формы, нужно помнить, что он подвергся серьёзной реставрации в 1889 г.; надо также представить себе открытой нижнюю аркаду и вместо существующих широких окон - узкие.

Внешность храма не отражает его очень интересную внутреннюю конструкцию. Ветви креста заняты двумя ступенчато повышающимися арками, подводящими к квадрату основания светлого восьмерика, над которым поднимается открытый шатёр со сравнительно тонкими стенками. По старой традиции связи в храме деревянные.

Церковь Петра митрополита является чрезвычайно характерным памятником конца XVI в., когда в архитектуре с новой силой выступают старозаветные формы кубического храма с его главами. Почти одновременно трагикомический «царь» Симеон Бекбулатович строит шатровый храм в своей тверской вотчине Кушалине. Четверик храма облекается в формы Архангельского собора; в первых десятилетиях XVII в. этот тип спокойного и уравновешенного шатрового храма станет традиционным.

В этом смысле интересно сравнить церковь Петра митрополита с шатровой церковью Никиты в вотчине боярина Алексея Даниловича Басманова, в с. Елизарове (Переславский район, в 4 км от ст. Рязанцево Северной железной дороги). Любимец Ивана Грозного и участник Казанского похода 1552 г., Басманов построил храм вскоре после похода, возможно, одновременно с постройкой храма Василия Блаженного в Москве - грандиозного памятника Казанской победы. Связь басмановской церкви с «казанским взятием» несомненна: до ремонта храма по низу его шатра шла надпись с именами павших воинов и завещанием поминать их.

Постройка имеет более простой и выразительный характер, чем церковь Петра митрополита. К четверику низа, фасады которого расчленены на три доли, примыкают высокие алтарные абсиды с отдельной главкой над диакоником (приделом Онуфрия). Переход от четверика к восьмерику сильно выражен восемью полукруглыми кокошниками в его основании. Грани восьмерика с узенькими оконцами обработаны филёнками, как бы сдавленными тяжеловатым карнизом, над которым идёт широкая полица шатра, живо напоминающая деревянные источники этой формы. Благодаря полице, шатёр, завершённый высокой главкой, очень строен и лёгок. Двойные гурты его рёбер, «стрелы» на гранях, звездчатость основания главки свидетельствуют о знакомстве зодчих с образцами столичной шатровой архитектуры.

Воронин Н.Н. «Переславль-Залесский».


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  10 ноября 2023

Памятник церковного зодчества, с которым я имею намерение познакомить Владимирскую Архивную Комиссию, есть каменная церковь во имя святителя Петра митрополита Киевского, в городе Переславле-Залесском.

В настоящее время, когда с особенным старанием принимаются всевозможные меры к изучению и сохранению памятников отечественной древности и старины, не только в их целом виде, но и в самых мелких деталях, неизлишне будет обратить должное внимание на упомянутую Петромитрополитскую церковь, с одной стороны, как на единственный почти оригинальный и хорошо сохранившийся памятник церковного зодчества первой половины XIV в., с другой, как на безмолвный указатель довольно прискорбного события в иерархии Русской церкви, имевшего место в городе Переславле-Залесском в 1310 г.

Святитель Пётр, митрополит Киевский, неожиданно для себя и для всех глубоко почитавших его, был оклеветан пред Афанасием, патриархом Константинопольским, в каких-то очень тяжких винах. Святитель русской церкви, не находя за собой каких-либо преступных деяний, в обвинении, возводимом на него, видел лишь искушение врага рода человеческого. Чиновник патриарший, присланный патриархом Афанасием для расследования обвинений на святителя Петра, немедленно по прибытии в Россию созвал собор в пригороде Московского удела, в Переславле-Залесском, в 1310 г. В это время в Переславле сидел на княжении князь Иоанн Данилович, сын Даниила Александровича, внук святого Александра Ярославича Невского. Переславский князь принял живое участие в обвиняемом святителе русской церкви. Отсюда и началась та святая любовь между князем и святителем, о которой писатель жития святого Петра так замечает: «Его же (князя Иоанна Даниловича) зело от души возлюби великий чудотворец Пётр... Великий князь Иван Данилович всегда необычна старца (то есть святого Петра) пришествия ожидашь».

Известно, что начиная с великого князя Всеволода Георгиевича, с 1175 г. почти до начала XVI в., в Переславле проживали великие князья. Здесь они рождались, росли и умирали. Великий князь Ярослав Всеволодович почти безвыездно проживал в Переславле со всей довольно многочисленной своей семьёй. Очевидно, после сего, для помещения великих князей с их семействами и многочисленной дворней должны были находиться в городе обширные княжеские хоромы с теремами, сенницами, клетями, подклетями, повалушками и другими хоромными строениями. Хоромы эти находились близ Преображенского собора, на месте, занимаемом ныне Петромитрополитскою церковью. Вот здесь-то, в хоромах князя Иоанна Даниловича, прибывший на суд святитель Пётр и нашёл себе приют и успокоение.

Вслед за святителем Петром прибыли в Переславль: патриарший чиновник, доносчик на митрополита - Андрей, епископ Тверской, Симеон, епископ Ростовский, игумен Прохор, впоследствии епископ Ростовский, и другие лучшие из игуменов, монахов, и священников множество. Сюда же прибыли из города Твери малолетние дети великого князя Михаила Ярославича Дмитрий и Александр Михайловичи с своими боярами. Много прибыло также других бояр и вельмож. Собор открыт был патриаршим чиновником. Когда в присутствии доносчика и обвиняемого прочитан был пред собором полный дерзкой клеветы донос, омрачавший светлый образ жизни и деяний святителя русской церкви, с открытым негодованием все тогда восстали на доносчика, - «толика бо молва бысть», замечает писатель жития святого Петра, «яко вмале не безместно что бысть, аще не бы сам святитель Божий человек вопль уставил». Кроткий и ни в чём не повинный святитель, желая прекратить возникшее из-за него волнение, сказал присутствовавшим на соборе: «братия! я не лучше пророка Ионы; если из-за меня такое смятение, выбросьте меня из среды вашей...» Обращаясь затем к клеветнику, кротко сказал ему: «мир тебе, чадо! не ты виновен, а древний ненавистник людей, диавол. Отныне берегись лжи, а прошедшее да простит тебе Бог». Собор в г. Переславле кончился совершенным оправданием митрополита Петра.

Неизвестно, долго ли пребывал святитель Пётр в Переславле; однако за время пребывания своего в нём он снискал глубокое уважение и искреннюю любовь гостеприимного переславского князя Иоанна Даниловича и сам «зело его возлюби». Возлюбил святитель Пётр также и граждан переславских за их искреннее радушие и благоговение к нему как к святителю Божию. Уезжая из Переславля, святитель увёз с собой добрую память как о князе переславском, так и о гражданах его. Вещественным памятником такой взаимной святой любви служат оставшиеся до настоящего времени - во-первых - икона Божией Матери, писанная самим святителем для одного из переславских граждан, с следующею подписью: «Божиею благостию написася сей образ в пресловущем граде Москве от имени креплеющейся рукою Петр митрополит на благословение усердному прошателю во град Переславль затворником монастыря в лето 6318 (1310) Господня. Благословен дом и место яже тя Матерь Божию имат и с верою приимет», и - во-вторых - каменная церковь во имя святителя и чудотворца Петра митрополита.

Прошло несколько лет после того, как святитель Пётр оставил Переславль, однако отношения переславского князя к митрополиту Петру и обратно, начавшиеся в 1310 г. в Переславле, не только не ослабли, но ещё более укрепились. Святитель Пётр, в последующие за сим годы своей жизни, годы его скорбей и бед, в неоднократных беседах с Иоанном Даниловичем находил отдых и успокоение душе своей. Равно и благочестивый князь не только утешался беседою с святителем Божиим, но спешил всегда исполнить советы и наставления его. Насколько 1326 год, год блаженной кончины святителя Петра, был горестным годом для великого князя Иоанна Даниловича, настолько 1339 год, год, в котором митрополитом Феогностом, с подобающей торжественностью, установлено общецерковное торжество в честь святителя и чудотворца Петра, был годом великой радости для тогда уже Московского великого князя. Под влиянием такой радости Иоанн Данилович потщился воздвигнуть в честь новопрославленного любимого своего друга и советника, святителя Петра каменный храм. Но где должен быть этот вещественный памятник любви и благоговения к святому иерарху русской церкви? Великий князь вспомнил тот печальный в жизни святителя случай, когда митрополит Пётр проводил в переславских княжеских хоромах дни великой скорби от клеветы своего врага; поэтому благочестивый князь решил воздвигнуть памятник - каменный храм - святому другу своему на переславском княжеском своём дворе, среди тех ещё хором, в коих пребывал святитель. Что действительно ныне существующая каменная церковь во имя святого Петра митрополита построена на княжеском дворе, видно из названий, которые она имела до 1781 г. Церковь эта называлась то ружною, то на государевом дворе, то на старом государевом дворе, то церковью на государевом жалованье, то, наконец, церковью в теремах.

За неимением точных указаний о времени построения этого Петромитрополитского храма, неизлишне будет воспользоваться косвенными для сего указаниями, проливающими достаточно света на годы построения его.

Если, как сказано, храм этот построен на дворе княжеских теремов и, по переславскому преданию, никем другим, как великим князем Иоанном Даниловичем, то год построения его будет 1339, - год канонизации святого Петра, во всяком случае, не позднее 1340 г., - года смерти великого князя. Есть точные, впрочем, указания на то, что Петромитрополитская церковь в 1420 г. уже существовала. Киевский митрополит Фотий в грамоте своей 1420 года на село Славитино Переславского уезда с деревнями упоминает о Петромитрополитской церкви как о давно уже существующей, которой идёт оброк с означенного села.

Вся в совокупности внешняя архитектура Петромитрополитской церкви довольно проста и несложна, она не типична, а оригинальна. Основанием церкви положен четырёхконечный крест. Вся церковь сложена из хорошо обожжённого кирпича, с заложенными в стенах дубовыми брусьями - связями, с фундаментом из того же кирпича. Карнизообразным обрезом церковь разделена на два неодинаковые по величине яруса. Каждая оконечность креста разделена на три отделения лопатками, сведёнными кверху в три арки, образующие собою три углубления. Основанием арок служат плоские колонны с пилообразным карнизом, вытянутым по всей окружности церкви. В каждом среднем отделении имеется по одному щелеобразному окну, за исключением восточной стороны, в северном отделении которой сделано одно небольшое продолговатое окно, для освещения жертвенника в алтаре. Над верхним карнизом каждой средней арки имеются квадратные углубления - вместилища, может быть, для икон. Своды арок, углубляясь внутрь церкви, дали возможность зодчему основать на них невысокий, но изящный восьмигранный фонарь с небольшим щелеобразным окном в каждой грани. По всему верху этого фонаря вытянут карниз с - двумя кронштейнами на каждой грани, послужившими основанием для теремков, которыми увенчан фонарь. Изящные теремки эти дают вид фонарю зубчатой башни. Фонарь, в свою очередь, послужил основанием пирамидальному осмигранному верху с валикообразным карнизом. Благодаря такому устройству верха, внутри церкви образовался не свод или потолок, но так называемый в описях древних церквей «верх холодный без подволоки». На пирамидальном верхе основан небольшой семигранный фонарь с грушевидною главой, покрытой кафлей.

Петромитрополитская церковь имеет два этажа. В нижнем - под толстыми сводами помещается с конца XVIII столетия тёплая церковь во имя святого Архистратига Михаила, для устройства которой потребовалось пробить стены для окон. Первоначальное устройство этого нижнего этажа, с толстыми стенами и сводами, по переславскому преданию, назначено было для заточения лиц, подпавших под опалу великого князя, и если это предание о помещении под сводами Петромитрополитской церкви страшной тюрьмы заслуживает доверия, то, может быть, здесь, под этими самыми сводами, в 1491 г., по воле великого князя Иоанна Васильевича, заточён был Углицкий князь Андрей Васильевич с детьми своими Дмитрием и Иоанном, схваченные в Угличе и привезённые в железах в Переславль. Иоанн Андреевич томился здесь в заточении 32 года. В Переславле же заточён был в 1543 г. князь Иван Кубенский. Впоследствии здесь, под сводами, помещалась денежная казна Переславской Провинциальной Канцелярии. В 1778 г. священник Петромитрополитской церкви Пётр Яковлев доносил преосвященному Феофилакту, что «под сводами де каменной церкви хранится из давних лет, за неимением каменной палаты, Переславской Провинциальной Канцелярии денежная казна без всякой платы церкви. А на церкови от давняго построения», продолжает священник Яковлев, «крыша пришла в ветхость, также и бель вся слезла, а оное возобновить нечем». За соблюдение хранящейся под церковью денежной казны священник ходатайствовал пред преосвященным, чтобы указанные ветхости исправлены были на счёт Провинциальной Канцелярии. Исправлены ли были ветхости церкви на счёт Переславской Провинциальной Канцелярии - из дела по поводу сказанного донесения священника не видно. Нужно полагать, привлечение Провинциальной Канцелярии к исправлению ветхостей Петромитрополитской церкви было не более как попыткой со стороны причта и прихожан вытеснить из нижнего помещения церкви казну Провинциальной Канцелярии, чтоб устроить в нём тёплую церковь. В 1790 г. причт и прихожане снова возбуждают дело о выселении казначейства, и в более решительной и настоятельной форме. В этом году священник Иродион Дмитриев с прихожанами обратились с просьбой к епархиальному начальству о дозволении им внизу, под сводами церкви, в «палатке», как сказано в прошении, устроить тёплую церковь. Конечно, просьба эта была отклонена ввиду того, что помещение было занято государевой казной. Однако, несмотря на это, священником с прихожанами стал заготовляться нужный для устройства церкви материал, что, наконец, и понудило Провинциальную Канцелярию найти для государевой денежной казны более подходящее помещение, и к 1792 году помещение под церковью было очищено. В этом же году указом Суздальской Духовной Консистории от 3 июня повелено было Успенского собора протоиерею Лебедеву освидетельствовать упоминаемую в прошении священника Дмитриева «палатку» под церковью. По освидетельствовании палатка оказалась не совсем тесною, с двумя окнами, которых, по мнению протоиерея Лебедева, для освещения церкви недостаточно, даже и в том случае, если будет пробито ещё в алтарной части окно. Материал же нужный для устройства церкви хотя и заготовлен, но не весь. Более об устройстве тёплой церкви сведений не имеется. Но, несомненно, она устроена вскоре после освидетельствования протоиереем Лебедевым, потому что в 1807 году она уже ремонтировалась.

Одновременно с церковью, с южной, западной и северной сторон устроены были на арках - пролётах - крытые каменные переходы, послужившие, чрез закладку пролётов и устройства в них окон, удобным расширением тёплой церкви. С указанных сторон устроены в настоящую Петромитрополитскую церковь входные двери. Откосы этих дверей украшены колонками с шариками и капительками; верх дверей стрельчатый.

До 1821 г. при церкви была деревянная колокольня, которая в этом году, за совершенною ветхостию, была разобрана и устроена с южной стороны небольшая каменная.

Великий князь, устроив каменную церковь на своём княжеском дворе, украсил её ризницею, утварью и всякими иными лепотами. Но частые нашествия на Переславль татар, опустошение города и храмов его литовцами и неоднократные пожары города лишили Петромитрополитскую церковь всех сокровищ, так что к настоящему времени не осталось в ней никаких даже признаков прежнего благолепия. Бедность церкви замечена была ещё во второй половине XVIII столетия. Священник Петромитрополитской церкви Пётр Яковлев в 1763 г. так описывает состояние своей церкви: Старанием моим явилась оная церковь святыми иконами возобновлена и каменною работою исправлена; точию в оной церкви церковной утвари имеется самое малое число и то всё ветхое: «святое Евангелие старонареченное, сосуды оловянные, крест благословенный и ризы обветшали» и так далее.

Единственно - что уцелело до настоящего времени - это храмовая икона святителя Петра. Икона эта писана вглубь, на светло-ореховом фоне; святитель Пётр изображён в святительском облачении, с простёртыми руками; пальцы правой руки сложены для благословения именословно, левая рука держит на пелене книгу, на голове монашеский клобук с крепой. Над главой святителя монограммы: Иис. Хс., а на поле иконы слова: «Святы Петр митрополит». В церкви имеется ещё икона древнего письма, на которой изображена встреча иконы Божией Матери митрополитом Киприаном.

В церкви сохранились до настоящего времени два холщовые антиминса конца XVI века. Первый из них имеет следующую надпись: «Иже во святых отца нашего Петра митрополита киевскаго всея руси подписан быс... антиминс преосвященным Дионисием митрополитом всея рус при благоверном царе и великом князе Феодоре Ивановиче всея рус. Лета 7093 (1585) сентября 27 день на святых мученик Калистрата и дружины ево. Вруце лето д».

Второй антиминс славянскою скорописью имеет следующую подпись: «Освятися от Святаго Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа иже во святых отца нашего Петра митрополита Кеевскаго всея руси подписан бысть антиминс при святейшем патриархе Иове всея руси при благоверном великом князе Борисе Феодоровиче всея руси. Лета 7107 (1599) апреля в f день на память мученик Евксихия... (трудно разобрать). Вруце лето з».

Антиминсы, несмотря на свою относительную старину, очень хорошо сохранились в престоле церкви; теперь хранятся в древлехранилище Братства Святого Александра Невского.

В Петромитрополитской церкви имеются две книги от конца XVIII века - Толковое Евангелие и сентябрьская минея. На первой из этих книг следующая подпись по листам: «Сия книга Толковое Евангелие церкви Петра митрополита, что на старом дворце, куплена в Московской типографии на церковныя деньги». На минее выхода 1701 г. подписано по листам: «Сия книга глаголемая минея месячная Переславля Залесскаго церкви святаго Петра митрополита, что в городе Переславле Залесском тоя церкви священником Петром Иаковлевым... от Переславской духовной консистории с настасьинскаго дьячка Якова Евфимова деньги 1766 года февраля 19 дня».

В делах архива Владимирской Духовной Консистории найдено пояснение этой подписи. Упоминаемый в подписи Яков Евфимов был дьячком церкви святой великомученицы Анастасии в г. Переславле. Церковь эта, вместе с церковью святого великомученика Дмитрия Солунского, в 1762 г. сгорела; имущество той и другой, уцелевшее от огня, снесено было в Преображенский собор на хранение, а книги - минеи месячные с сентября по март и октоих - отданы для временного пользования священнику и дьячку сгоревшей Анастасьинской церкви. В 1762 году вновь определённый к Петромитрополитской церкви священник Пётр Яковлев, найдя свою церковь очень бедною утварью и богослужебными книгами, просил епархиальное начальство, за невозможностью вновь построить сгоревшие церкви, утварь и книги их отдать в Петромитрополитскую церковь. Но так как данные для пользования дьячком Яковом Евфимиевым книги были утеряны, то Переславская Духовная Консистория, взыскав за утерянные книги с дьячка Евфимиева 5 руб. 25 коп., передала оные в Петромитрополитскую церковь, на которые и куплена была упомянутая месячная минея.

«Петромитрополитская церковь в городе Переславле-Залесском».


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  29 июля 2024

Церковь Петра Митрополита в Переславле издавна и традиционно считается незаурядным памятником русского шатрового зодчества 80-х гг. XVI в. Это самая красивая из древних церквей города и одна из красивейших на территории Ростово-Ярославской епархии, с ней связаны старинные предания об эпохе Ивана Грозного.

К истории храма неоднократно обращались местные краеведы XIX в. П. В. Ильинский, В. Г. Добронравов, М. И. Смирнов. Его исследованием и реставрацией занимался В. В. Суслов. В последние десятилетия церковь Петра Митрополита была объектом пристального внимания крупнейших историков архитектуры П. А. Раппопорта и М. А. Ильина. При этом до сих пор памятник не имеет окончательной датировки и объяснения причин его строительства в период экономической разрухи, вызванной пагубной для России внутренней и внешней политикой Ивана Грозного 1560-х — 1580-х гг.

Чтобы прояснить эти моменты, рассмотрим ещё раз историю создания храма.

Известная нам кирпичная шатровая церковь была построена, видимо, на месте ранее существовавшей деревянной или каменной, упоминание о которой встречается в грамоте киевского митрополита Фотия 1420 г.: «...а что из того села Славитинского шло десятое Святому Юрью и Святому Петру митрополиту чудотворну шло оттоле же оброком на год...»

Первоначальная церковь на этом месте была построена в память о событии 1310 (1311) г., произошедшем в Переславле, только что присоединившемся к Московскому княжеству. Здесь состоялся общерусский церковный собор, разбиравший дело митрополита киевского и всея Руси Петра, обвинённого тверским архиепископом Андреем в стяжательстве и казнокрадстве. Пётр поддерживал московских князей, и процесс против него был инспирирован их конкурентами в борьбе за великое княжение — князьями тверскими. На переславском соборе митрополита оправдали, и вскоре после этого он фактически перенёс центр своей митрополии из Владимира в Москву.

Церковь Петра Митрополита, таким образом, стала памятником не только самому святителю, но и торжеству московской централизаторской политики. После своей смерти митрополит Пётр стал одним из идеологических козырей московских великих князей, необычайно ими почитался и выделялся среди русских святителей. Его гробница была установлена в Успенском соборе Московского Кремля, где происходило венчание на царство московских государей, над его мощами произносилась епископальная присяга.

Первая Петромитрополитская церковь в Переславле была построена после канонизации митрополита в 1339 г. или после обретения его мощей в 1360 (1361) г. Возводили её, видимо, на средства московского князя. Это подтверждается тем, что до 1781 г. в цитированных П. В. Ильинским «старинных актах» она называлась то «на государевом дворе», то «на старом государевом дворе», то «на государевом жалованьи», то «в теремах». Переписная книга 1677 г. также подтверждает, что в это время церковь считалась «ружной», то есть находилась на государственном жалованье. Таким образом, храм с самого начала находился на территории «государева двора», где, по преданию, останавливался митрополит Пётр во время своего пребывания в Переславле-Залесском.

В конце XVI в. древнее здание церкви было заменено новым каменным. Вероятнее всего, ныне известная церковь была построена на месте старой после того, как та была разобрана, так как в существующем здании не заметно никаких следов или частей, относящихся ко времени старше XVI в.

В научной и популярной литературе наблюдается путаница с датировкой этого нового храма. Дело в том, что в церкви, а потом в древлехранилище братства Александра Невского во Владимире хранились два холщовых антиминса XVI в., надписи на которых опубликованы П. В. Ильинским.

Первый из них имел следующую надпись: Иже во святых отца нашего Петра митрополита киевского всея руси подписан быс... антиминс преосвященным Дионисием митрополитом всея рус при благоверном царе и великом князе Феодоре Ивановиче всея рус. Лета 7093 (1585) сентября 27 день на святых мученик Калистрата и дружины ево...

На втором значилось: Освятися от Святаго Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа иже во святых отца нашего Петра Митрополита Киевского всея руси подписан быстъ антиминс при святейшем патриархе Иове всея руси при благоверном великом князе Борисе Фёдоровиче всея руси. Лета 7107 апреля в 9 день на память мученика Евксихия...

Таким образом, мы имеем две даты: 27 сентября 7093 (1584) и 9 апреля 7107 (1599) г. Видимо, следует признать верным вывод П. А. Раппопорта, что датой постройки церкви Петра Митрополита нужно считать всё же 1584 г. Исследователь считал, что первый антиминс относится к освящению церкви после постройки, а второй — к её ремонту, переделке или росписи, так как, если бы в первый раз была освящена временная деревянная церковь, то её антиминс вряд ли бы сохранился в новом храме ничто не указывает и на то, что церковь была построена в два этапа или значительно перестроена в 90-е гг. XVI в. Датировка церкви Петра Митрополита 1584 г. согласуется и с устной переславской традицией, которая относит её постройку ко времени Ивана Грозного.

К сожалению, далее П. А. Раппопорт вступает в противоречие с самим собой, начиная называть церковь Петра Митрополита памятником шатрового зодчества годуновского времени.

Первый антиминс церкви Петра Митрополита действительно подписан уже при царе Фёдоре Иоанновиче, время правления которого некоторые историки считают началом годуновской эпохи, однако это произошло всего лишь через шесть месяцев после смерти Ивана Грозного. Известно, что церковь при Фёдоре Иоанновиче была закончена, но строительство её могло начаться ещё при Иване IV, то есть исторически более верным следует считать её отнесение к грозненской эпохе.

В архитектуре церкви Петра Митрополита можно проследить черты, характерные как для памятников середины XVI в., так и для сооружений конца того же столетия. Как большинство шатровых храмов конца XVI в., церковь отличается единством композиции, у основания её шатра проходят полосой мелкие кокошники, наружный переход от четверика к восьмерику осуществлён без декорирования кокошниками, внутреннее пространство шатра открыто, завершение четверика имеет традиционную форму с тремя декоративными закомарами. В то же время церковь Петра Митрополита имеет крестообразный план — единственный пример в шатровом зодчестве конца XVI в.

Разнообразие же планов шатровых церквей характерно именно для середины XVI столетия. И это связывает рассматриваемый нами памятник с зодчеством более раннего времени. Учитывая довольно длительный перерыв в строительстве шатровых храмов с 1560-х по 1580-е гг., связанный с экономическими трудностями периода Опричнины, думается, что церковь Петра Митрополита следует считать не первым памятником годуновского стиля в истории шатрового зодчества, а памятником переходного типа, сочетающим в себе черты старого и нового. Подтверждением тому является факт, установленный П. А. Раппопортом: в конце XVI в. все отдельно стоящие шатровые церкви, кроме рассматриваемой, относятся к одному типу — имеют в плане квадрат с тремя апсидами.

Остаётся неясным, по случаю какого события построен или, вернее, «обновлён» столь необычный храм, каковы были обстоятельства его создания. Ещё П. А. Раппопорт предположил, что церковь была возведена не силами посадских людей или местных церковных властей, а зодчими, присланными в Переславль-Залесский царским или митрополичьим двором. Об этом свидетельствуют сравнительно большие размеры храма, построенного в те годы, когда по вине экономических причин строительство вообще было затруднено; и тот факт, что он находится в центре города на месте бывшего «государева двора», близ дороги из Москвы к Белому морю.

Как мы уже выяснили выше, церковь Петра Митрополита была построена в последний год жизни Ивана Грозного или в первый год царствования Фёдора Иоанновича. Россия в это время переживала период острейшего кризиса. В стране царили экономическая разруха и внутриполитическая нестабильность. В последние годы своего правления Иван IV переживал не только крах своей политики, но и личную трагедию. От руки отца погиб наследник престола царевич Иоанн. И Иван Грозный, будучи в состоянии душевного разлада, совершает ряд необычных для него поступков: признает себя виновным в смерти сына, прощает бояр Мстиславских, признавшихся в своих намерениях бежать из России; приказывает составить синодики опальных, засыпает богатствами духовенство.

Возможно, что в связи с этими событиями Иван IV вспомнил о церкви Петра Митрополита в Переславле-Залесском. Напомним, что во времена Ивана Грозного в Переславле велось большое каменное строительство, которое ограничивалось пригородными монастырями, а центр города оставался деревянным. И вдруг, после большого перерыва в строительстве, в центре города возводится новая каменная церковь. При этом в источниках этого времени не зарегистрировано ни большого пожара, ни разрушения старой церкви в силу каких-либо других естественных причин. Возникает вопрос: не было ли строительство нового храма своеобразным обращением за заступничеством к митрополиту Петру в связи с гибелью царевича Ивана, так как его рождение, по легенде, тоже было связано с Переславлем-Залесским.

Из материалов об Иване Грозном, обнаруженных М. Н. Тихомировым, известно, что в 1554 г., возвращаясь в Москву из Белозёрского монастыря, царь с царицей посетили переславский Никитский монастырь. Царь ночевал «на своём царьском дворе», и с этого времени царица зачала. А церковь Петра Митрополита, как известно, находилась на этом самом «царьском дворе». Кроме того, митрополит Пётр был святым-покровителем московского великокняжеского дома. Ему, вместе с митрополитами Алексеем и Ионой, посвящены приделы в церкви Иоанна Предтечи в с. Дьякове 1547 г и соборе Василия Блаженного 1555—1560 гг. За заступничеством к этим московским святителям Иван Грозный обращался и ранее, опять же в связи с царевичем Иваном. Через год после своего рождения царевич тяжело заболел. Для спасения своего сына от смерти «...паки повеле государь в ложницы его молебны петь, един по единому, спасу и пречистой богородици и великим чудотворцем, Петру, Алексею и Ионе митрополиту и всем святым».

Известно, что в Переславле-Залесском и ранее возводились храмы по обету или в благодарность за свершившееся событие: Троицкий собор Данилова монастыря 1530 г. — в память о рождении Ивана Грозного; Фёдоровский собор Фёдоровского монастыря 1557 г. — в память о рождении царевича Фёдора, Никитский собор Никитского монастыря 1564 г. — в благодарность о рождении и избавлении от детских болезней царевича Ивана. Указ о строительстве нового каменного храма святому покровителю своей семьи Петру Митрополиту на «государевом дворе» в Переславле-Залесском мог отдать царь Иван Грозный, скорбя о загубленном сыне в тяжёлые для себя и государства дни.

У строительства храма могла быть и ещё одна причина, тоже чисто духовного свойства. Так и не дождавшийся при жизни Страшного суда, назначенного православными книжниками на 1560-е гг., Иван Грозный в конце жизни был вынужден не только каяться, но и всерьёз заботиться о загробном будущем как для себя самого, так и для своих близких. А согласно текстам русских эсхатологических книг (в первую очередь, синодиков), много грешивший на земле человек мог спасти свою душу только строительством церкви и милостыней (см., например, синодичную «Повесть о посаднике Щиле» и другие). К чему, может быть, и стремился царь, возводя новый храм своему небесному «молитвеннику».

Впрочем, руководствуясь теми же мотивами, храм мог построить и царь Фёдор Иоаннович, молясь о грешных душах отца и старшего брата.

О перестройке церкви в XVI в. на средства царского двора свидетельствует и тот факт, что до самого конца XVIII столетия она получала пособие на своё содержание из государственной казны. Храм Петра Митрополита использовался государством и в утилитарных целях: в его подклете была тюрьма для государственных преступников, а потом хранилась «государева казна» (порох и боеприпасы для переславского гарнизона) «из давних лет». С 1781 г. церковь Петра Митрополита стала обычным городским приходским храмом. А в 1793 г. в её подклете была устроена тёплая церковь архистратига Михаила. В XIX в. к древнему храму была пристроена каменная классицистическая колокольня.

Печально, что с момента своего закрытия в 1923 г. до сего времени церковь Петра Митрополита так и не обрела своего настоящего хозяина. И сейчас этот замечательный историко-архитектурный памятник остро нуждается не только в исследовании, но и в охране, и в реставрации.

Источник: Сукина Л. Б. Ещё раз о дате строительства церкви Петра Митрополита в Переславле-Залесском: опыт историко-культурной интерпретации причин «обновления» храма / Л. Б. Сукина // История и культура Ростовской земли, 1999 г. — Ростов, 2000.

http://www.rusarch.ru/sukina2.pdf


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  15 октября 2024

«…Территория вокруг Спасо-Преображенского собора называется Красной площадью, и на ней находятся еще три церкви. Владимирская церковь отличается очень странным пятиглавием, где центральная глава почти вдвое больше и выше боковых, а сами главки покрашены в ярко-голубой цвет. Церковь Александра Невского, построенная в конце XVIII века, ничем особым не примечательна, но интересна как тип: именно такие церкви преобладают в старом Переславле.

Наконец, церковь Петра Митрополита (1585) - простой и очень изящный шатровый храм, довольно сильно отличающийся от шатровых церквей Подмосковья. Это сооружение с редким для церкви именем построено на месте, где, по преданию, собирался Собор, для вершения суда над митрополитом Петром. Произошло это в 1311 году. Тверской князь обвинил митрополита в том, что тот продавал церковные должности (очевидно, вместо того чтобы отдавать их достойнейшим, например друзьям князя). Конечно, сегодня, когда подобная практика приняла общегосударственные масштабы, вызывает некоторое удивление, почему проблема не была решена как всегда.

В те годы не было взрывных устройств и снайперских винтовок, как сейчас, но очень многие политические деятели уже в то время переходили в мир иной при «невыясненных, весьма странных обстоятельствах». Тем не менее собравшийся Собор не усмотрел в деяниях митрополита какого-либо криминала. Разумеется, нет оснований сомневаться в справедливости соборного вердикта, вынесенного 688 лет назад, но практика показывает, что дача взяток (симония и мздоимство) - дело труднодоказуемое во все времена. Тверской князь остался ни с чем, а герой, подвиг которого заключался в том, что он не продавал церковные должности, воздвиг себе вечный памятник - церковь Петра Митрополита…»

Источник: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 474



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.