Памятник церковного зодчества, с которым я имею намерение познакомить Владимирскую Архивную Комиссию, есть каменная церковь во имя святителя Петра митрополита Киевского, в городе Переславле-Залесском.
В настоящее время, когда с особенным старанием принимаются всевозможные меры к изучению и сохранению памятников отечественной древности и старины, не только в их целом виде, но и в самых мелких деталях, неизлишне будет обратить должное внимание на упомянутую Петромитрополитскую церковь, с одной стороны, как на единственный почти оригинальный и хорошо сохранившийся памятник церковного зодчества первой половины XIV в., с другой, как на безмолвный указатель довольно прискорбного события в иерархии Русской церкви, имевшего место в городе Переславле-Залесском в 1310 г.
Святитель Пётр, митрополит Киевский, неожиданно для себя и для всех глубоко почитавших его, был оклеветан пред Афанасием, патриархом Константинопольским, в каких-то очень тяжких винах. Святитель русской церкви, не находя за собой каких-либо преступных деяний, в обвинении, возводимом на него, видел лишь искушение врага рода человеческого. Чиновник патриарший, присланный патриархом Афанасием для расследования обвинений на святителя Петра, немедленно по прибытии в Россию созвал собор в пригороде Московского удела, в Переславле-Залесском, в 1310 г. В это время в Переславле сидел на княжении князь Иоанн Данилович, сын Даниила Александровича, внук святого Александра Ярославича Невского. Переславский князь принял живое участие в обвиняемом святителе русской церкви. Отсюда и началась та святая любовь между князем и святителем, о которой писатель жития святого Петра так замечает: «Его же (князя Иоанна Даниловича) зело от души возлюби великий чудотворец Пётр... Великий князь Иван Данилович всегда необычна старца (то есть святого Петра) пришествия ожидашь».
Известно, что начиная с великого князя Всеволода Георгиевича, с 1175 г. почти до начала XVI в., в Переславле проживали великие князья. Здесь они рождались, росли и умирали. Великий князь Ярослав Всеволодович почти безвыездно проживал в Переславле со всей довольно многочисленной своей семьёй. Очевидно, после сего, для помещения великих князей с их семействами и многочисленной дворней должны были находиться в городе обширные княжеские хоромы с теремами, сенницами, клетями, подклетями, повалушками и другими хоромными строениями. Хоромы эти находились близ Преображенского собора, на месте, занимаемом ныне Петромитрополитскою церковью. Вот здесь-то, в хоромах князя Иоанна Даниловича, прибывший на суд святитель Пётр и нашёл себе приют и успокоение.
Вслед за святителем Петром прибыли в Переславль: патриарший чиновник, доносчик на митрополита - Андрей, епископ Тверской, Симеон, епископ Ростовский, игумен Прохор, впоследствии епископ Ростовский, и другие лучшие из игуменов, монахов, и священников множество. Сюда же прибыли из города Твери малолетние дети великого князя Михаила Ярославича Дмитрий и Александр Михайловичи с своими боярами. Много прибыло также других бояр и вельмож. Собор открыт был патриаршим чиновником. Когда в присутствии доносчика и обвиняемого прочитан был пред собором полный дерзкой клеветы донос, омрачавший светлый образ жизни и деяний святителя русской церкви, с открытым негодованием все тогда восстали на доносчика, - «толика бо молва бысть», замечает писатель жития святого Петра, «яко вмале не безместно что бысть, аще не бы сам святитель Божий человек вопль уставил». Кроткий и ни в чём не повинный святитель, желая прекратить возникшее из-за него волнение, сказал присутствовавшим на соборе: «братия! я не лучше пророка Ионы; если из-за меня такое смятение, выбросьте меня из среды вашей...» Обращаясь затем к клеветнику, кротко сказал ему: «мир тебе, чадо! не ты виновен, а древний ненавистник людей, диавол. Отныне берегись лжи, а прошедшее да простит тебе Бог». Собор в г. Переславле кончился совершенным оправданием митрополита Петра.
Неизвестно, долго ли пребывал святитель Пётр в Переславле; однако за время пребывания своего в нём он снискал глубокое уважение и искреннюю любовь гостеприимного переславского князя Иоанна Даниловича и сам «зело его возлюби». Возлюбил святитель Пётр также и граждан переславских за их искреннее радушие и благоговение к нему как к святителю Божию. Уезжая из Переславля, святитель увёз с собой добрую память как о князе переславском, так и о гражданах его. Вещественным памятником такой взаимной святой любви служат оставшиеся до настоящего времени - во-первых - икона Божией Матери, писанная самим святителем для одного из переславских граждан, с следующею подписью: «Божиею благостию написася сей образ в пресловущем граде Москве от имени креплеющейся рукою Петр митрополит на благословение усердному прошателю во град Переславль затворником монастыря в лето 6318 (1310) Господня. Благословен дом и место яже тя Матерь Божию имат и с верою приимет», и - во-вторых - каменная церковь во имя святителя и чудотворца Петра митрополита.
Прошло несколько лет после того, как святитель Пётр оставил Переславль, однако отношения переславского князя к митрополиту Петру и обратно, начавшиеся в 1310 г. в Переславле, не только не ослабли, но ещё более укрепились. Святитель Пётр, в последующие за сим годы своей жизни, годы его скорбей и бед, в неоднократных беседах с Иоанном Даниловичем находил отдых и успокоение душе своей. Равно и благочестивый князь не только утешался беседою с святителем Божиим, но спешил всегда исполнить советы и наставления его. Насколько 1326 год, год блаженной кончины святителя Петра, был горестным годом для великого князя Иоанна Даниловича, настолько 1339 год, год, в котором митрополитом Феогностом, с подобающей торжественностью, установлено общецерковное торжество в честь святителя и чудотворца Петра, был годом великой радости для тогда уже Московского великого князя. Под влиянием такой радости Иоанн Данилович потщился воздвигнуть в честь новопрославленного любимого своего друга и советника, святителя Петра каменный храм. Но где должен быть этот вещественный памятник любви и благоговения к святому иерарху русской церкви? Великий князь вспомнил тот печальный в жизни святителя случай, когда митрополит Пётр проводил в переславских княжеских хоромах дни великой скорби от клеветы своего врага; поэтому благочестивый князь решил воздвигнуть памятник - каменный храм - святому другу своему на переславском княжеском своём дворе, среди тех ещё хором, в коих пребывал святитель. Что действительно ныне существующая каменная церковь во имя святого Петра митрополита построена на княжеском дворе, видно из названий, которые она имела до 1781 г. Церковь эта называлась то ружною, то на государевом дворе, то на старом государевом дворе, то церковью на государевом жалованье, то, наконец, церковью в теремах.
За неимением точных указаний о времени построения этого Петромитрополитского храма, неизлишне будет воспользоваться косвенными для сего указаниями, проливающими достаточно света на годы построения его.
Если, как сказано, храм этот построен на дворе княжеских теремов и, по переславскому преданию, никем другим, как великим князем Иоанном Даниловичем, то год построения его будет 1339, - год канонизации святого Петра, во всяком случае, не позднее 1340 г., - года смерти великого князя. Есть точные, впрочем, указания на то, что Петромитрополитская церковь в 1420 г. уже существовала. Киевский митрополит Фотий в грамоте своей 1420 года на село Славитино Переславского уезда с деревнями упоминает о Петромитрополитской церкви как о давно уже существующей, которой идёт оброк с означенного села.
Вся в совокупности внешняя архитектура Петромитрополитской церкви довольно проста и несложна, она не типична, а оригинальна. Основанием церкви положен четырёхконечный крест. Вся церковь сложена из хорошо обожжённого кирпича, с заложенными в стенах дубовыми брусьями - связями, с фундаментом из того же кирпича. Карнизообразным обрезом церковь разделена на два неодинаковые по величине яруса. Каждая оконечность креста разделена на три отделения лопатками, сведёнными кверху в три арки, образующие собою три углубления. Основанием арок служат плоские колонны с пилообразным карнизом, вытянутым по всей окружности церкви. В каждом среднем отделении имеется по одному щелеобразному окну, за исключением восточной стороны, в северном отделении которой сделано одно небольшое продолговатое окно, для освещения жертвенника в алтаре. Над верхним карнизом каждой средней арки имеются квадратные углубления - вместилища, может быть, для икон. Своды арок, углубляясь внутрь церкви, дали возможность зодчему основать на них невысокий, но изящный восьмигранный фонарь с небольшим щелеобразным окном в каждой грани. По всему верху этого фонаря вытянут карниз с - двумя кронштейнами на каждой грани, послужившими основанием для теремков, которыми увенчан фонарь. Изящные теремки эти дают вид фонарю зубчатой башни. Фонарь, в свою очередь, послужил основанием пирамидальному осмигранному верху с валикообразным карнизом. Благодаря такому устройству верха, внутри церкви образовался не свод или потолок, но так называемый в описях древних церквей «верх холодный без подволоки». На пирамидальном верхе основан небольшой семигранный фонарь с грушевидною главой, покрытой кафлей.
Петромитрополитская церковь имеет два этажа. В нижнем - под толстыми сводами помещается с конца XVIII столетия тёплая церковь во имя святого Архистратига Михаила, для устройства которой потребовалось пробить стены для окон. Первоначальное устройство этого нижнего этажа, с толстыми стенами и сводами, по переславскому преданию, назначено было для заточения лиц, подпавших под опалу великого князя, и если это предание о помещении под сводами Петромитрополитской церкви страшной тюрьмы заслуживает доверия, то, может быть, здесь, под этими самыми сводами, в 1491 г., по воле великого князя Иоанна Васильевича, заточён был Углицкий князь Андрей Васильевич с детьми своими Дмитрием и Иоанном, схваченные в Угличе и привезённые в железах в Переславль. Иоанн Андреевич томился здесь в заточении 32 года. В Переславле же заточён был в 1543 г. князь Иван Кубенский. Впоследствии здесь, под сводами, помещалась денежная казна Переславской Провинциальной Канцелярии. В 1778 г. священник Петромитрополитской церкви Пётр Яковлев доносил преосвященному Феофилакту, что «под сводами де каменной церкви хранится из давних лет, за неимением каменной палаты, Переславской Провинциальной Канцелярии денежная казна без всякой платы церкви. А на церкови от давняго построения», продолжает священник Яковлев, «крыша пришла в ветхость, также и бель вся слезла, а оное возобновить нечем». За соблюдение хранящейся под церковью денежной казны священник ходатайствовал пред преосвященным, чтобы указанные ветхости исправлены были на счёт Провинциальной Канцелярии. Исправлены ли были ветхости церкви на счёт Переславской Провинциальной Канцелярии - из дела по поводу сказанного донесения священника не видно. Нужно полагать, привлечение Провинциальной Канцелярии к исправлению ветхостей Петромитрополитской церкви было не более как попыткой со стороны причта и прихожан вытеснить из нижнего помещения церкви казну Провинциальной Канцелярии, чтоб устроить в нём тёплую церковь. В 1790 г. причт и прихожане снова возбуждают дело о выселении казначейства, и в более решительной и настоятельной форме. В этом году священник Иродион Дмитриев с прихожанами обратились с просьбой к епархиальному начальству о дозволении им внизу, под сводами церкви, в «палатке», как сказано в прошении, устроить тёплую церковь. Конечно, просьба эта была отклонена ввиду того, что помещение было занято государевой казной. Однако, несмотря на это, священником с прихожанами стал заготовляться нужный для устройства церкви материал, что, наконец, и понудило Провинциальную Канцелярию найти для государевой денежной казны более подходящее помещение, и к 1792 году помещение под церковью было очищено. В этом же году указом Суздальской Духовной Консистории от 3 июня повелено было Успенского собора протоиерею Лебедеву освидетельствовать упоминаемую в прошении священника Дмитриева «палатку» под церковью. По освидетельствовании палатка оказалась не совсем тесною, с двумя окнами, которых, по мнению протоиерея Лебедева, для освещения церкви недостаточно, даже и в том случае, если будет пробито ещё в алтарной части окно. Материал же нужный для устройства церкви хотя и заготовлен, но не весь. Более об устройстве тёплой церкви сведений не имеется. Но, несомненно, она устроена вскоре после освидетельствования протоиереем Лебедевым, потому что в 1807 году она уже ремонтировалась.
Одновременно с церковью, с южной, западной и северной сторон устроены были на арках - пролётах - крытые каменные переходы, послужившие, чрез закладку пролётов и устройства в них окон, удобным расширением тёплой церкви. С указанных сторон устроены в настоящую Петромитрополитскую церковь входные двери. Откосы этих дверей украшены колонками с шариками и капительками; верх дверей стрельчатый.
До 1821 г. при церкви была деревянная колокольня, которая в этом году, за совершенною ветхостию, была разобрана и устроена с южной стороны небольшая каменная.
Великий князь, устроив каменную церковь на своём княжеском дворе, украсил её ризницею, утварью и всякими иными лепотами. Но частые нашествия на Переславль татар, опустошение города и храмов его литовцами и неоднократные пожары города лишили Петромитрополитскую церковь всех сокровищ, так что к настоящему времени не осталось в ней никаких даже признаков прежнего благолепия. Бедность церкви замечена была ещё во второй половине XVIII столетия. Священник Петромитрополитской церкви Пётр Яковлев в 1763 г. так описывает состояние своей церкви: Старанием моим явилась оная церковь святыми иконами возобновлена и каменною работою исправлена; точию в оной церкви церковной утвари имеется самое малое число и то всё ветхое: «святое Евангелие старонареченное, сосуды оловянные, крест благословенный и ризы обветшали» и так далее.
Единственно - что уцелело до настоящего времени - это храмовая икона святителя Петра. Икона эта писана вглубь, на светло-ореховом фоне; святитель Пётр изображён в святительском облачении, с простёртыми руками; пальцы правой руки сложены для благословения именословно, левая рука держит на пелене книгу, на голове монашеский клобук с крепой. Над главой святителя монограммы: Иис. Хс., а на поле иконы слова: «Святы Петр митрополит». В церкви имеется ещё икона древнего письма, на которой изображена встреча иконы Божией Матери митрополитом Киприаном.
В церкви сохранились до настоящего времени два холщовые антиминса конца XVI века. Первый из них имеет следующую надпись: «Иже во святых отца нашего Петра митрополита киевскаго всея руси подписан быс... антиминс преосвященным Дионисием митрополитом всея рус при благоверном царе и великом князе Феодоре Ивановиче всея рус. Лета 7093 (1585) сентября 27 день на святых мученик Калистрата и дружины ево. Вруце лето д».
Второй антиминс славянскою скорописью имеет следующую подпись: «Освятися от Святаго Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа иже во святых отца нашего Петра митрополита Кеевскаго всея руси подписан бысть антиминс при святейшем патриархе Иове всея руси при благоверном великом князе Борисе Феодоровиче всея руси. Лета 7107 (1599) апреля в f день на память мученик Евксихия... (трудно разобрать). Вруце лето з».
Антиминсы, несмотря на свою относительную старину, очень хорошо сохранились в престоле церкви; теперь хранятся в древлехранилище Братства Святого Александра Невского.
В Петромитрополитской церкви имеются две книги от конца XVIII века - Толковое Евангелие и сентябрьская минея. На первой из этих книг следующая подпись по листам: «Сия книга Толковое Евангелие церкви Петра митрополита, что на старом дворце, куплена в Московской типографии на церковныя деньги». На минее выхода 1701 г. подписано по листам: «Сия книга глаголемая минея месячная Переславля Залесскаго церкви святаго Петра митрополита, что в городе Переславле Залесском тоя церкви священником Петром Иаковлевым... от Переславской духовной консистории с настасьинскаго дьячка Якова Евфимова деньги 1766 года февраля 19 дня».
В делах архива Владимирской Духовной Консистории найдено пояснение этой подписи. Упоминаемый в подписи Яков Евфимов был дьячком церкви святой великомученицы Анастасии в г. Переславле. Церковь эта, вместе с церковью святого великомученика Дмитрия Солунского, в 1762 г. сгорела; имущество той и другой, уцелевшее от огня, снесено было в Преображенский собор на хранение, а книги - минеи месячные с сентября по март и октоих - отданы для временного пользования священнику и дьячку сгоревшей Анастасьинской церкви. В 1762 году вновь определённый к Петромитрополитской церкви священник Пётр Яковлев, найдя свою церковь очень бедною утварью и богослужебными книгами, просил епархиальное начальство, за невозможностью вновь построить сгоревшие церкви, утварь и книги их отдать в Петромитрополитскую церковь. Но так как данные для пользования дьячком Яковом Евфимиевым книги были утеряны, то Переславская Духовная Консистория, взыскав за утерянные книги с дьячка Евфимиева 5 руб. 25 коп., передала оные в Петромитрополитскую церковь, на которые и куплена была упомянутая месячная минея.
«Петромитрополитская церковь в городе Переславле-Залесском».