ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Красная Ляга, урочище. Сретено-Михайловская церковь.


Красная Ляга, урочище. Сретено-Михайловская церковь
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Михаила Архангела
Архитектурный стиль:Шатровые храмы
Год постройки:1655.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Архангельская область, Каргопольский район, урочище Красная Ляга

Координаты: 61.59867, 38.661435
Проезд:Из Каргополя на автомобиле: выезд из города по дороге в Лядины и Пудож; двигаться по ней прямо до с. Печникова, где свернуть направо по указателю на Кучепалду. Через примерно 6 км в урочище Красная Ляга церковь будет справа у дороги



Сретено-Михайловская церковь-Красная Ляга, урочище-Каргопольский район-Архангельская область
Автор: Plutik
Снято: 7 октября 2021 Добавлено: 28 января 2023
Условия использования фотографии нужно согласовать с автором.
Сретено-Михайловская церковь-Красная Ляга, урочище-Каргопольский район-Архангельская область-Plutik
Plutik
7 октября 2021
Сретено-Михайловская церковь-Красная Ляга, урочище-Каргопольский район-Архангельская область-Pashkin
Северный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
24 июня 2016
Сретено-Михайловская церковь-Красная Ляга, урочище-Каргопольский район-Архангельская область-uchazdneg
декор алтарной апсиды, видны замененные в 2011 г. полицы, верхние ряды кровли алтарной бочки и знаменитая "роза" на ее восточном фасаде
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
4 октября 2013
Сретено-Михайловская церковь-Красная Ляга, урочище-Каргопольский район-Архангельская область-JohnIngham
JohnIngham
28 июля 2013
Сортировка:

Сретено-Михайловская церковь, , Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
Plutik
7 октября 2021
Сретено-Михайловская церковь, , Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 августа 2010
Сретено-Михайловская церковь, , Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
Александр Антонов
17 сентября 2023
Сретено-Михайловская церковь, , Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
Александр Антонов
17 сентября 2023
Сретено-Михайловская церковь, , Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
Александр Антонов
17 сентября 2022
Сретено-Михайловская церковь, Церковь зимой<br>, Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
Церковь зимой
Виктория Быкова
13 февраля 2022
Сретено-Михайловская церковь, Северный фасад<br>, Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
Северный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
24 июня 2016
Сретено-Михайловская церковь, Вид с юго-запада<br>, Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
Вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
7 января 2016
Сретено-Михайловская церковь, Вид с юго-востока<br>, Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
Вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
7 января 2016
Сретено-Михайловская церковь, Вид с востока<br>, Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
Вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
7 января 2016
Сретено-Михайловская церковь, вид с севера<br>, Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
вид с севера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 августа 2010
Сретено-Михайловская церковь, вид с северо-запада<br>, Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 августа 2010
Сретено-Михайловская церковь, , Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
Nadin-kuz
7 июля 2006
Сретено-Михайловская церковь, Сказочное место :)<br>, Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
Сказочное место :)
SmartCat
21 августа 2005
Сретено-Михайловская церковь, август 2022<br>, Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
август 2022
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Николай
1 августа 2022
Сретено-Михайловская церковь, , Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
15 июня 2015
Сретено-Михайловская церковь, , Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
15 июня 2015
Сретено-Михайловская церковь, , Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
15 июня 2015
Сретено-Михайловская церковь, , Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
15 июня 2015
Сретено-Михайловская церковь, , Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
15 июля 2014
Сретено-Михайловская церковь, Состояние алтарной главы в ходе работ 2014 года.<br>, Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
Состояние алтарной главы в ходе работ 2014 года.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
8 июля 2014
Сретено-Михайловская церковь, Декор главного карниза с сохранившимися фрагментами раскраски. Северо-западная сторона.<br>, Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
Декор главного карниза с сохранившимися фрагментами раскраски. Северо-западная сторона.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
8 июля 2014
Сретено-Михайловская церковь, Кровля крыльца до консервационных работ, северная сторона.<br>, Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
Кровля крыльца до консервационных работ, северная сторона.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
8 июля 2014
Сретено-Михайловская церковь, Работы 2014 года. Свежеуложенная вместо сгнившей двойная тесовая кровля на северной стороне притвора. Дороженый тес уложен ядерной частью строго кверху, а у подтеска наоборот - чтобы при высыхании доска изгибалась в правильном направлении. Стыки верхнего слоя совмещены с желобками нижнего. К недочетам можно отнести отсутствие заглубления торцов подтеска относительно верхнего слоя, на южной стороне притвора ошибка была исправлена.<br>, Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
Работы 2014 года. Свежеуложенная вместо сгнившей двойная тесовая кровля на северной стороне притвора. Дороженый тес уложен ядерной частью строго кверху, а у подтеска наоборот - чтобы при высыхании доска изгибалась в правильном направлении. Стыки верхнего слоя совмещены с желобками нижнего. К недочетам можно отнести отсутствие заглубления торцов подтеска относительно верхнего слоя, на южной стороне притвора ошибка была исправлена.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
8 июля 2014
Сретено-Михайловская церковь, Работы 2014 года. Непострадавший фрагмент прежней тесовой кровли (ширина доски 26 см) на северной стороне притвора оставлен специально для будущих реставраторов.<br>, Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
Работы 2014 года. Непострадавший фрагмент прежней тесовой кровли (ширина доски 26 см) на северной стороне притвора оставлен специально для будущих реставраторов.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
8 июля 2014
Сретено-Михайловская церковь, , Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
JohnIngham
26 июня 2014
Сретено-Михайловская церковь, центральная глава с отвалившимся и повисшим на громоотводе крестом<br>, Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
центральная глава с отвалившимся и повисшим на громоотводе крестом
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
4 октября 2013
Сретено-Михайловская церковь, Декор верхней части восьмерика, юго-восточная сторона. Видны следы разноцветной раскраски карниза, состояние алтарной главки, замененные в 2011-12 гг. верхние ряды кровли алтарной бочки, искривление постамента шатра относительно основного сруба восьмерика<br>, Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
Декор верхней части восьмерика, юго-восточная сторона. Видны следы разноцветной раскраски карниза, состояние алтарной главки, замененные в 2011-12 гг. верхние ряды кровли алтарной бочки, искривление постамента шатра относительно основного сруба восьмерика
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
4 октября 2013
Сретено-Михайловская церковь, декор алтарной апсиды, видны замененные в 2011 г. полицы, верхние ряды кровли алтарной бочки и знаменитая "роза" на ее восточном фасаде<br>, Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
декор алтарной апсиды, видны замененные в 2011 г. полицы, верхние ряды кровли алтарной бочки и знаменитая "роза" на ее восточном фасаде
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
4 октября 2013
Сретено-Михайловская церковь, состояние нижней части крыльца<br>, Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
состояние нижней части крыльца
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
4 октября 2013
Сретено-Михайловская церковь, кровля и подкровельные конструкции крыльца, вид снизу<br>, Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
кровля и подкровельные конструкции крыльца, вид снизу
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
4 октября 2013
Сретено-Михайловская церковь, крест притвора с частично утраченными деталями<br>, Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
крест притвора с частично утраченными деталями
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
4 октября 2013
Сретено-Михайловская церковь, состояние южной части кровли крыльца<br>, Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
состояние южной части кровли крыльца
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
4 октября 2013
Сретено-Михайловская церковь, , Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
JohnIngham
28 июля 2013
Сретено-Михайловская церковь, декор бжного и восточного фасадов<br>, Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
декор бжного и восточного фасадов
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
15 августа 2010
Сретено-Михайловская церковь, декор западного фасада<br>, Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
декор западного фасада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 августа 2010
Сретено-Михайловская церковь, Обшивка алтарной бочки <br>, Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
Обшивка алтарной бочки
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
16 июля 2008
Сретено-Михайловская церковь, , Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
yozik
14 июля 2008
Сретено-Михайловская церковь, , Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
yozik
14 июля 2008
Сретено-Михайловская церковь, , Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
yozik
14 июля 2008
Сретено-Михайловская церковь, Начало работ в интерьере. Впервые за долгие годы храм залит солнечным светом через снятые оконные щиты в алтаре. В основном объеме слева сложен реставрационный материал, по центру снимка - заготовка под потолочную алтарную матицу, взамен сгнившей.<br>, Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
Начало работ в интерьере. Впервые за долгие годы храм залит солнечным светом через снятые оконные щиты в алтаре. В основном объеме слева сложен реставрационный материал, по центру снимка - заготовка под потолочную алтарную матицу, взамен сгнившей.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
8 июля 2014
Сретено-Михайловская церковь, , Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
JohnIngham
26 июня 2014
Сретено-Михайловская церковь, Интерьер, вид на запад<br>, Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
Интерьер, вид на запад
JohnIngham
26 июня 2014
Сретено-Михайловская церковь, Алтарь.<br>, Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
Алтарь.
yozik
1 декабря 2011
Сретено-Михайловская церковь, фрагмент иконостаса<br>, Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
фрагмент иконостаса
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 августа 2010
Сретено-Михайловская церковь, Вид изнутри, fish-eye<br>, Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
Вид изнутри, fish-eye
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
8 августа 2007
Сретено-Михайловская церковь, Работы 2014 года. Восстановление потолка в алтаре.<br>, Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
Работы 2014 года. Восстановление потолка в алтаре.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
8 июля 2014
Сретено-Михайловская церковь, Всё то же сказочное место :)<br>, Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
Всё то же сказочное место :)
SmartCat
21 августа 2005
Сретено-Михайловская церковь, Фото из журнала "Художественные сокровища России".<br>, Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
Фото из журнала "Художественные сокровища России".
Андрей Агафонов
1 января 1901
Сретено-Михайловская церковь, Известия ИАК 1914 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
Известия ИАК 1914 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1 января 1900
Сретено-Михайловская церковь, коллектив реставраторов во главе с Д.А. Соколовым (с фотоаппаратом)<br>, Красная Ляга, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
коллектив реставраторов во главе с Д.А. Соколовым (с фотоаппаратом)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
18 июля 2014



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Екатерина Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  22 сентября 2010

По В.И. Далю: "Ляга сев. непросышная лужа, лыва, бакалдина, колдобина, ямина с водою". Открытая всем ветрам и непогодам, одинокая и беззащитная, стоит посреди зарастающего поля древняя шатровая церковь. Когда-то здесь было озеро, но оно ушло в землю; когда-то здесь жили люди, но ушли навсегда и они. Осталась теперь лишь она - Сретено-Михайловская церковь построенная в 1655 году. Как и многие другие деревянные храмы, церковь села Красная Ляга пережила в начале 20-го века множество переделок - её окна были растёсаны, стены обшиты и обильно декорированы накладной резьбой, изменено завершение западного притвора, визуально уменьшены размеры шатра. Но сохранилось главное - столь редко встречавшийся восьмигранный сруб, от самой земли, и два симметричных прируба, алтарь и притвор, крытые, некогда, бочками. Это единственный памятник такого типа, уцелевший в Поонежье. Ныне храм брошен и опустошён. То, что можно - унесено людьми; что не нужно - привнесено птицами. Ещё сохранилось, частично, перекрытие "небом", усыпанное золотыми звёздами. 

На картах и в литературе куст деревень Красная Ляга зачастую фигурирует под следующими именами: Шеино, Шеина, Шейна, Шейна-Погост, Красноляжский погост. Причина этого в том, что куст Красная Ляга состоял из двух поселений: Шейна (Шеино) и Зенкова (Заляжий). Сохранившаяся церковь стояла в первом из них. Из статьи, подготовленной А. Тилипманом специально для проекта "Малые Острова России": В шести километрах в сторону от Печникова находится Красная Ляга (Шейна). Ляга - по-северному лужа, а также небольшое озерко. Действительно, когда-то здесь было небольшое озерко карстового происхождения, от которого осталась воронкообразная сухая впадина. Но не своим некогда "красным ", красивым озерком знаменито это место. Здесь стоит памятник непреходящей художественной ценности - Сретено-Михайловская церковь 1655 года. Памятник этот недостаточно оценен до сих пор. Между тем это одна из немногих уцелевших древнейшего типа восьмериковых шатровых церквей, подобная утраченной церкви в Астафьеве и одного с ней времени. В начале века облик храма после ремонта стал другим. Были прорезаны высокие окна. заменено покрытие прирубов, и все здание снизу доверху обшито тесом и изукрашено резьбой. С большим искусством резчики имитировали свешивающиеся полотенца. При этом за счет декоративного постамента над повалом скрадывались подлинные размеры шатра - мастера понимали, что грандиозный шатер раздавит их декоративный замысел и потому постарались украсить сам шатер. Никто не живет теперь в Красной Ляге. Среди неширокого окоема, замкнутого в кольцо лесами, среди золотистого поля злаков стоит древний памятник - память почти трех с половиной веков... Ходишь взад-вперед по полевой дороге, отмечаешь, как расчетливо поставлена церковь относительно дорожной оси, как строже становится на удалении силуэт церкви с возносящимся шатром, ощутимее его подлинная древность. И к восторгу примешивается и чувство тревоги за этот одиноко стоящий памятник. Недостаточно охранной доски, необходимо понимание всеми, приходящими сюда, его неизмеримой ценности и красоты.

Книжка эта, "Каргополье-Онега" Г.П. Гунна, была написана за десять лет до того, как я сам очутился в Красной Ляге. Я не увидел уже резных полотенец, нашел высокие окна наглухо заколоченными. Только одно - в левой части западного притвора - было открыто, и любопытные уже приставили к нему в качестве лестницы большой щит, который это окно раньше закрывал. Конечно же, я не мог упустить шанс взглянуть на храм изнутри. ...Внутренняя разруха оказалась куда более основательной. Возле стен, под толстым слоем паутины и пыли были сложены секции расписного когда-то неба, посреди помещения, на изгаженном голубями и людьми полу с круглой доски беспомощно глядел вверх белый голубь - Святой Дух - рухнувший с центра восьмигранного неба и оттого сильно потрескавшийся. Пахло сыростью и гнилью. Могучие бревна, из которых был сложен восьмерик, повсюду проглядывали через дыры в дощатой обшивке стен. От иконостаса - когда-то резного и богатого - остались жалкие лохмотья. Словом, церковь изнутри выглядела так, словно сюда попала бомба. Не по себе мне стало от этого зрелища и я поспешил покинуть храм.

 Фрагмент статьи о Красной Ляге с сайта Сергея Загацкого «Поэзия дерева»: http://www.derzod.by.ru/lyaga.html

Красная Ляга — исчезнувшее село Каргопольского района Архангельской области. Ещё относительно недавно представляло собой конгломерат из трёх деревень. В селе стоит самая древняя церковь Каргопольского района — Сретенско-Михайловская церковь (1655 г.). Шатровая, испорчена наслоениями начала ХХ века; колокольня не сохранилась (согласно молве, её сожгла местная молодёжь в отместку за то, что настоятель храма не дал позвонить в колокол). Церковь в плачевном состоянии; внутреннее убранство почти не сохранилось.

Материал из Википедии


uchazdneg
 
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  2 июня 2013

Церковь была возведена в 1655 году. В 1884 г. церковь обновлялась в духе петербургских дач. При этом она была обшита тесом и украшена снаружи сохранившимся доныне резным накладным декором. Вероятно тогда же венчавшая притвор бочка была заменена двускатной кровлей. К тому же времени относится и крыльцо на западном фасаде.

До 1940 г. в селе, приблизительно в 20 метрах южнее сохранившейся существовала еще одна деревянная церковь второй половины XIX века: двухсветный пятиглавый храм с пятигранной апсидой и шатровой колокольней над притвором. В настоящее время от этой церкви прослеживаются лишь фундаменты.

В епархиальных клировых ведомостях значится, что Сретенская церковь поставлена на месте прежней церкви Рождества Пречистыя Богородицы и тождественна по формам Преображенской церкви в селе Агафоновском.

К центральному объему восьмерика примыкает апсида с двумя алтарями с востока и притвор и крытое крыльцо с запада. Восьмерик церкви покрыт шатром, завершенным барабаном и куполом. Апсида также имеет главку, а на щипце притвора установлен крест. Фасады церкви богато декорированы орнаментальными фризами, декоративными поясами и наличниками. Четыре резные колонны поддерживают навес крыльца. Шатер покрыт лемехом. В интерьере церкви два неба: шестнадцатигранное голубое с желтыми звездами в центральной части и шестнадцатигранное  росписью в апсиде. Сохранились остатки иконостаса с витыми колоннами и решетчатыми Царскими вратами.

Информация из паспорта объекта культурного наследия http://kulturnoe-nasledie.ru/monuments.php?id=2910046000


Бодэ А.Б.  24 сентября 2013

Сретено-Михайловская церковь – один из самых значительных и древнейших памятников деревянного зодчества Каргополья. Церковь находится в стороне от дорог на месте исчезнувшей деревни. Памятник датируется 1655 г. и представляет собой один из немногих уцелевших образцов восьмигранных шатровых храмов. Сретено-Михайловская церковь прошла несколько строительных этапов, на последнем из которых здание было сильно перестроено, и первоначальный его облик оказался скрытым под слоем обшивки. Церковь бегло представлена в нескольких научных и научно-популярных изданиях. Однако до сих пор ее строительная история и архитектурно-конструктивные особенности остаются не изученными.

Летом 2010 г. были произведены натурные обследования памятника, в результате чего были выявлены этапы его строительной истории, определены архитектурные решения, свойственные каждому этапу, зафиксированы уникальные архитектурные детали. Стал понятен в деталях первоначальный архитектурный облик памятника. Немало интересных сведений параллельно почерпнуто из архивных источников.

Сретено-Михайловская церковь в основе представляет собой восьмерик с двумя прирубами с востока и запада. Восьмерик покрыт шатром, в основании которого устроен небольшой постамент. Над алтарным прирубом возвышается бочка, притвор имеет простое двухскатное покрытие. Церковь стоит на белокаменном ленточном фундаменте. Стены имеют обильно декорированную обшивку. По всем сторонам восьмерика устроены в два яруса одинаковые по величине высокие окна, внутри восьмерика образуется высокое двухсветное пространство.

Реконструктивная история памятника прослеживается с 1842 г., когда был составлен проект перестройки. Судя по имеющимся в архиве Республики Карелия двум планам, первоначально церковь имела галерею-паперть, огибавшую здание с трех сторон. На галерею вели два крыльца, южное было более развитое, на два всхода. На северной и южной стенах восьмерика были дверные проемы. На проектном чертеже изображено здание с удаленной папертью и устроенным новым входом. Притвор, раньше соединявшийся с молитвенным помещением, теперь отделен от него стеной. Внутри него устроена лестница.

Результаты этой перестройки мы видим на фотографии конца XIX в., хранящейся в Каргопольском музее. На южной стене восьмерика прочитывается след от удаленной паперти (отпиленные кронштейны, гнезда балок покрытия). Частично заложен дверной проем, на его месте устроено окно. Первоначальные сдвоенные и одинарные небольшие окна сохранилось на северной стене алтаря и на восьмерике. Судя по высоте крыльца, лестница, как и предполагалось, была устроена внутри притвора. Снаружи – скромное крыльцо, лишенное той парадности, что предусматривалась в проекте. По фотографии видно, что покосился шатер, да и сам восьмерик просел относительно прирубов.

Очевидно, что к концу XIX в. назрела необходимость капитального ремонта здания, что и было произведено в 1894 – 1895 гг. Срубная часть здания была перебрана и собрана в основном из старого материала в течение 1894 г., о чем имеется соответствующая документальная запись. После реконструкции церковь стала однопрестольной и была заново освящена в честь Архистратига Михаила.

В процессе обследования выявлено много следов различных утраченных элементов. Сейчас стены здания снаружи скрыты плотной обшивкой, но внутри обшивка снята большими фрагментами, раскрывая следы строительной истории. О переборке срубов напоминает маркировка бревен, сделанная красным мелом. Высота стен основного сруба после переборки почти не изменилась.

Стены сложены из старых бревен толщиной до 40 см, с внутренней стороны они не отесаны, за исключением алтарного прируба. В некоторых местах можно увидеть новые вставки. Например, на северной стороне алтаря новое окно было устроено посередине стены, а старое сдвоенное окно оказалось во вновь образовавшемся простенке. Чтобы не делать закладку окна, ослабляющую конструкцию стены, простенок был сделан полностью из новых бревен. То же самое можно увидеть на юго-западной стене восьмерика, где раньше было окно второго света. Определенно, вставки новых бревен были сделаны для усиления конструктивных связей старого сруба в местах бывших проемов.

Выявлено, что полностью сохранилось первоначальное бочечное покрытие алтарного прируба. В его завершении имеются врубки от четырех стоек, которые служили конструктивной основой первоначальной достаточно крупной главы на длинной шее. Нынешняя более легкая глава опирается на одну стойку.

Сейчас на стенах восьмерика и на боковых стенах прирубов размещены одинаковые по величине высокие оконные проемы. На восточной стене алтаря два одинаковых окна напоминают о существовании в прошлом двух престолов. На боковых стенах восьмерика, где были проходы на галерею, по бокам существующих окон видны глубокие затески, по которым можно определить размеры бывшего дверного проема. Заметно, что он не соответствует существующему уровню пола. Первоначально пол находился на 1 м выше. Сейчас это место скрывается за обшивкой цоколя. Примерно в полуметре над ним прочитывается след от пристенной лавки. Справа и слева от бывшей двери там, где должны были располагаться ножки лавок, на стенах вырублены вертикальные пазы. На юго-западной и северо-западной стене восьмерика были прорублены длинные окна-щели для того, чтобы с галереи можно было наблюдать за службой. Части этих смотровых щелей сохранились по бокам ныне существующих окон.

Галерею поддерживали кронштейны-выпуски перерубов под полом и выпуски бревен стен западного прируба. Все они были срезаны, когда удалялась галерея. Следы выпусков-перерубов хорошо видны на южной стороне притвора сквозь щели наружной обшивки. Кронштейн состоял из пяти бревен.

Обнаружено, что первоначально полы в церкви были сделаны из широких плах – половин бревен. При перестройке они были использованы для устройства чернового пола, но уложены плоской стороной вниз на толстые поперечные бревна-балки. Поверх плах был настелен чистовой пол из досок по небольшим выравнивающим брускам.

Уникальной деталью является балка с росписью, вторично использованная в конструкции крыльца. Она обнаружилась после того, как с крыльца начала обваливаться обшивка. На эту деталь указал архитектор-реставратор И.Н. Шургин, он же и определил, что это тябло более раннего потолка – «небо». Согласно сделанным обмерам ее длина немногим более 4 м, сечение – 17 на 18 см с двумя симметричными пазами. Роспись хорошо сохранилась: растительный орнамент, выполненный черной обводкой с заливкой частей белилами, охрой и красным цветом. Нынешнее «небо» находится на высоте более 10 м от уровня пола. Более ранний потолок – «небо» с расписными тяблами, судя по аналогам XVII в., должен был находиться значительно ниже. Выяснить, на какой он был высоте, можно только освободив от обшивки весь интерьер церкви.

Существующий позднейший иконостас устроен вдоль трех стен молитвенного помещения. От него сохранилась основа в виде стоечно-балочной конструкции, оформленной в духе позднего классицизма. Этому иконостасу, несомненно, предшествовал традиционный иконостас, состоявший из ряда узких полок-тябл, на которые ставились иконы. Обычно от таких полок остаются характерные врубки в противоположных углах на продольных стенах. В Сретено-Михайловской церкви места, где могут быть обнаружены следы тяблового иконостаса, скрыты под обшивкой. Хотя на северной и южной стенах восьмерика в восточных углах есть симметричные врубки, которые могли остаться от тябл. В таком случае на юго-восточной и северо-восточной стенах над первоначальными небольшими окнами располагалось по одному ряду икон.

Обращает на себя внимание декоративная обработка фасадов, сделанная при последней перестройке. Обшивка перегружена эклектичным декором и совершенно не соответствует первоначальному архитектурному решению. С другой стороны утрата галереи, частичное изменение форм покрытий, устройство больших окон сформировало уже иной, далекий от первоначального архитектурный облик, составляющей которого стала и обшивка. Во всяком случае, она уже неотделима от этого памятника.

При внимательном осмотре обшивки обнаруживается, что каждая ее деталь была ярко раскрашена. Следы окраски сохранились главным образом на северном фасаде. Основу цветового решения составлял белый фон, на котором выделялись пятна наличников, раскрашенные с преобладанием красного и синего цветов. Верхняя вертикальная часть обшивки была окрашена охрой. Карниз был раскрашен теми же цветами, что и наличники, и выделялся широкой яркой полосой. Кровельный тес на нижней части бочки сохранил окраску зеленым кобальтом.

По архитектурно-декоративной обработке фасадов церковь в Красной Ляге заметно отличается от других деревянных церквей Каргополья. Большинство из них при позднейших перестройках приобрели гладкую обшивку стен, простые обрамления окон, классицистические карнизы, кое-где подобия пилястр, антаблементов и фронтонов. Соответственно и раскраска их была более сдержанная, с преобладанием охры и белил. Решение фасадов церкви в Красной Ляге далеко от традиций деревянного зодчества. Вместе с тем, в нем отчетливо прослеживаются мотивы народного декоративного искусства. При всей своей яркости и пестроте оно не лишено художественной цельности. Раскраска фасадов представляется, пожалуй, самой оригинальной особенностью Сретено-Михайловской церкви, выявленной в процессе ее обследования. Остатки галереи, первоначальные проемы, следы лавок, полы из плах принципиально не отличаются от аналогичных элементов на других деревянных храмах XVII – XVIII вв.

Итак, Сретено-Михайловская церковь в своем первоначальном виде представляла собой хорошо известный тип восьмигранного в основании шатрового храма с двумя прирубами и огибающей его с трех сторон галереей. В процессе обследования выявлено, что памятник прошел три строительных этапа:

1. Классический восьмериковый храм с шатровым завершением, где монументальный основной объем был окружен галереей на консолях с двумя крыльцами (1665 – 1840-е годы).
2. Такое же решение, но без галереи и с одним упрощенным крыльцом. Внутри западного прируба устроена лестница и стена, отделяющая его от молитвенного помещения (1840-е – 1894 год).
3. Перебранный восьмерик с прирубами остался в габаритах XVII в. Из первоначальных покрытий сохранилась только бочка алтаря. Шатер и покрытие притвора были сделаны заново. Перестройка сопровождалась устройством ярко раскрашенной декоративной обшивки стен, новых окон и нового крыльца (с 1895 года).

Восьмигранные в основании храмы считаются одними из древнейших в русском деревянном зодчестве. Этот тип церквей получил наибольшее распространение в бассейне Северной Двины. В Поонежье восьмигранные храмы известны только в верхнем и среднем течении. В районе верхней Онеги зафиксировано пять подобных построек. Кроме рассматриваемого объекта, среди них Никольская церковь середины XVII в. деревне Астафьево, Преображенская 1678 г. в селе Андреевское, Преображенская 1756 г. в селе Поздышево (Агафоново), Богоявленская церковь 1786 г. в деревне Погост (село Ошевенское). На средней Онеге известно еще две восьмигранные церкви. Это Ильинская 1622 г. в деревне Задняя Дуброва и Благовещенская 1775 (?) г. в Усть-Моше. На нижней Онеге и в прилегающей части Беломорья они не встречаются вообще. Особенностью поонежских восьмигранных шатровых храмов являются стройные пропорции и высокие завершения.

Церковь в Красной Ляге, обладая именно такими пропорциями, является характерным образцом одного из типов деревянных храмов существовавших в Поонежье в XVII в. Большинство из перечисленных поонежских восьмигранных храмов утрачено. От Ильинской церкви в Задней Дуброве остался только покосившийся восьмерик с отпиленным алтарем и разрушенным верхом. К счастью, сохранилась в относительно хорошем состоянии церковь в Ошевенском. Сретено-Михайловская церковь остается единственным на Онеге подобным памятником, ведущим свою историю с XVII в. и в общих чертах сохранившим свое древнее архитектурное решение.

Бодэ А.Б., Дионисьева Г.Е. Историко-архитектурные обследования Сретено-Михайловской церкви в урочище Красная Ляга

Цит. по http://www.niitag.ru/info/doc/?374


Бодэ А.Б.  24 сентября 2013

Сретено-Михайловская церковь в бывшей деревне Красная Ляга Каргопольского района – один из самых выдающихся памятников деревянного зодчества. Это своего рода знаковый объект, отражающий всю трагичность сегодняшней жизни Севера и шире – всей российской провинции. Исчезло поселение, земля не используется, люди ушли – и только древняя церковь упрямо возвышается к небу. Посещение Красной Ляги никого не оставляет равнодушным. Место завораживающее: церковь одиноко стоит посредине поля, окаймленного дальним лесом, от деревни не осталось и следа. Здесь ощущается молчаливое, освобожденное от житейской суеты предстояние Богу.

Какой духовной и физической силой обладали люди, построившие столь грандиозный храм на относительно небольшом сельском погосте! А ведь в XVII веке рядом стояла еще одна шатровая церковь Рождества Богородицы, предназначенная для служб в зимнее время. В прошлом Красноляжский приход включал окрестные деревни Кучепалду, Максимовскую и Часовенскую. По данным середины XIX в. в Красной Ляге было 30 дворов, в которых проживал 191 человек. В деревне Кучепалда жило 469 человек, в Максимовской – 148 человек, в Часовенской – 9 человек. Сейчас постоянно здесь не живет никто.

По архитектурному решению Сретено-Михайловская церковь представляет собой архаичный тип – восьмерик с двумя прирубами с востока и запада. Над алтарем – бочка, восьмерик завершается шатром. За историю своего существования церковь перестраивалась не менее трех раз. Первоначально церковь имела галерею-паперть, огибавшую здание с трех сторон. На северной и южной стене восьмерика были дверные проемы, следы которых читаются до сих пор. На галерею вели два высоких крыльца – западное и южное. В середине XIX века галерею за ветхостью удалили, соответственно переделали вход в здание, убрав лестницу внутрь притвора, а снаружи сделав низкое крыльцо. К исходу XIX века назрела необходимость капитального ремонта церкви, что и было осуществлено в 1894 – 1895 годах. Здание было разобрано и под него сделан белокаменный ленточный фундамент. Церковь была вновь собрана в основном из старого материала, поэтому форма и высота срубов практически не изменилась. Появилась дощатая обшивка, новые окна, крыльцо, но прежней осталась высота шатра, бочка алтаря, сохранилось немало интересных деталей, относящихся к XVII веку.

Если сопоставить Сретено-Михайловскую церковь с другими постройками Поонежья, то мы обнаружим, что это, во-первых самый древний памятник в окрестностях Каргополя, а во-вторых единственная сохранившаяся на Онеге церковь XVII в., относящаяся к редкому типу с восьмигранным основанием. Аналогичная церковь в Астафьево – давно утрачена, в Задней Дуброве остался только готовый обрушиться сруб.

В 2010 году по гранту РГНФ были проведены историко-архитектурные исследования памятника, включавшие натурные обследования, архитектурные обмеры, сбор архивных данных. Итогом этой работы стал ряд публикаций, самая важная из которых – брошюра «Сретено-Михайловская церковь в Красной Ляге».

В 2011–2012 годах на средства, предоставленные общественной организацией «Общее дело», были произведены первоочередные противоаварийные работы, направленные главным образом на устранение протечек кровли. Работы проводились по проекту и в установленном порядке на основании разрешения Министерства культуры Архангельской области.

Однако для действительного сохранения памятника требуется значительно больше усилий и средств. Церковь стоит на расстоянии 5 км от ближайшего жилья – села Печниково. Памятник находится без присмотра и по-прежнему в аварийном состоянии. Страшный пожар на Покрово-Власьевской церкви и колокольне в соседнем селе Лядины вселяет тревогу за остальные немногие сохранившиеся памятники, и особенно за церковь в Красной Ляге.

В сфере реставрации деревянных памятников в стране сложилась особенно тяжелая ситуация. Имеются законодательные, кадровые, технологические и иные проблемы. Выделяемые средства используются малоэффективно, в итоге памятники исчезают либо в результате естественного разрушения, либо искажаются вследствие грубых реставраций. Если так будет продолжаться и далее, то через несколько десятилетий страна лишится наиболее самобытной и яркой части своего культурного наследия. Только целенаправленное объединение возможностей государственных организаций, усилий местных жителей, частных и общественных инициатив способно спасти и возродить к жизни погибающие памятники деревянного зодчества.


Марина Зуйкова  18 ноября 2018

Историч[еское] сведение 2-го благочиния Красноляжского погоста

1. О древности места. Красноляжский погост от г[орода] Каргополя в 20 вер[ст] к северу. На месте, имеющем ровное и приятное положение; с коих времен жительство в нем началось и как устроился приход, об этом никакого сведения по древности и ненаблюдению жителей получить не можно.

2. Свящ[енные] здания. 1) Две церкви деревянные, шатровые, древнего строения. Первая Рождества (Л. 15 об.) Пр[есвятой] Богородицы в вышину 15 саж[ен], а в длину 10. Вторая Сретения Господня в вышину 18, а в длину 9 саж[ен]. Устроены снизу осьмериком, а другая четвериком. Одноглавая Рождественская обита тесом и окрашена желтою краскою. А другая требует поправки, холодная. У Рождества в трапезе устроен теплый предел и колокольня деревянная, шатровая, в вышину 13 саж[ен]. И ныне как церковь, так и колокольня поновляются. 2) Рождества Богородицы построена в 1618 году, а Сретения Господня построена в 1655 году вместе с колокольнею обывателями сего прихода, чего же стоит здание и какими мастерами строено, неизвестно. 3) Часовни в приходе и при них примечательности и достопамятности никакой нет.

3. Свящ[енные] вещи. А) Иконостас столярной работы выкрашен голубою краскою с небольшою порескою, в пристойных местах золоченою, в обеих церквах одинаковый. Б) Св[ятые] иконы как местные, так и прочие писаны древним греч[еским] письмом и некоторые из них требуют поправки; чудотв[орных] и явленных нет. В) Свящ[енные] сосуды двои: одни серебряные позлащенные, а другие оловянные; два креста, один серебряный, а другой медный, золоченый двойником.

4. Напрестольных Евангелий три: обложены одно зеленым бархатом, на нем евангелисты сребряные золоченые, другое обложено красным (Л. 16) плисом, евангелисты сребрянные, а третье старонареченное обложено трифом красным, [евангелисты] на нем медные.

5. Ризы двои штофные с парчевыми наплечьями, и одни атласные, и двои шелковые, и двои выбойчатые, и трои ветхие; подризник один шелковый, а другой ситцевый. Стихарей два бумажные.

6. Книг недостаточно; церковный круг неполный, миней месячных нет полугода, а кои есть, то старонареченные и октоихи такие же.

7. Колоколев пять древнего фасона.

8. Приходские праздники: А) Их быв[ает] четыре на храмовые дни. Б) Уставлены они в честь тех дней, в кои устроены во церквах престолы. В) Особенных обычаев никаких при них нет. Г) Крестных ходов не бывает.

9. Священно-церковнослужители: 1) Их по штату положено издревле один священник и два причетника. 2) В разсуждение их перемен и в содержании их никогда не бывало.

10. Прихожане: 1) В приходе 5 деревень; в них мужеска 328, а женска 320 душ и раскольников 20 человек; дальние деревни из них от церкви в 5 верстах, а прочие поблизости. 2) Все они — государственные крестьяне издревле, никогда никому не принадлежали.

11. Достопримечательностей в приходе и особенных историч[еских] событий и древних вещей никогда не бывало и не имеется.

Свящ[енник] Дмитр[ий] Малинин.

Старицын А.Н. Уникальный источник по истории сельских приходов Каргопольского уезда


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  18 ноября 2018

Сведение о построении церквей Рождества Пресвятые Богородицы и Сретения Господня Олонецкой епархии Каргопольского уезда Красноляжского погоста, составленное священноцерковнослужителями того погоста в точности

1. О церкви Р[ождества] Пресвятой Богородицы. Церковь сия построена в 1618 году. Это видно только из древней записи, находящейся во внутренности оной церкви на дске, которая прибита к стене, она есть следующая: «Освятися сей храм во имя Рожд[ества] Пресвят[ой] Богородицы в лето мироздания 7126 месяца сентября 22 день». Но в это[м] ли именно году построена она, более никакой записи не имеется.

2. О церкви Стретения Господня. Церковь сия построена 1655 году. Это видно тоже из записи, находящейся на древнем деревянном кресте, а она суть следующая: «Освятися олтарь Господа нашего Исуса Христа, водружен бысть крест сей в церкви Стретения Господа нашего Исуса Христа лета 7163 месяца ноября в 30 день на память св. апостола Андрея Первозваннаго при благоверном царе и великом князе Алексие Михайловиче всея России, при Патриархе Московском Никоне и всея России, при митрополите Новгородском Макарии, при священнике Григории (Л. 98) Федорове и при сыне его дьячке Стефане Григорьеве». Но в этом ли году она построена, или в другом, по неимению на си записки, неизвестно.

Что и утверждаем своим рукоприкладствием. К сему сведению Красноляжского погоста священник Василий Федоров Покровский руку приложил. Дьячок Александр Иванов Попов. Удостоверил благочинный Лекшмозерского погоста свящ[енник] Димитрий Малинин.

Старицын А.Н. Уникальный источник по истории сельских приходов Каргопольского уезда


Марина Зуйкова  30 июля 2020

Сретено-Михайловская церковь в бывшей деревне Красная Ляга Каргопольского района – один из самых выдающихся памятников деревянного зодчества. Это своего рода знаковый объект, отражающий всю трагичность сегодняшней жизни Севера и шире – всей российской провинции. Исчезло поселение, земля не используется, люди ушли, и только древняя церковь упрямо возвышается к небу. Посещение Красной Ляги никого не оставляет равнодушным. Это место – поистине завораживающее: церковь одиноко стоит посредине поля, окаймленного дальним лесом, от деревни не осталось и следа. Здесь ощущается молчаливое, освобожденное от житейской суеты предстояние Богу.

Какой духовной и физической силой обладали люди, построившие столь грандиозный храм на относительно небольшом сельском погосте! А ведь в XVII веке рядом стояла еще одна шатровая церковь Рождества Богородицы, предназначенная для служб в зимнее время. В прошлом Красноляжский приход включал окрестные деревни Кучепалду, Максимовскую и Часовенскую. По данным середины XIX в. в Красной Ляге было 30 дворов, в которых проживал 191 человек. В деревне Кучепалда жило 469 человек, в Максимовской – 148 человек, в Часовенской – 9 человек. Сейчас постоянно здесь не живет никто.

В 2010 году по гранту РГНФ были проведены историко-архитектурные исследования памятника, включавшие натурные обследования, архитектурные обмеры, сбор архивных данных. Итогом этой работы стал ряд публикаций, основая из которых – брошюра «Сретено-Михайловская церковь в Красной Ляге». В результате исследований была раскрыта строительная история памятника, выявлены реконструктивные этапы, определен первоначальный облик.

Сретено-Михайловская церковь в основе представляет собой восьмерик с двумя прирубами с востока и запада. Восьмерик покрыт шатром, в основании которого устроен небольшой постамент. Над алтарным прирубом возвышается бочка, притвор имеет простое двухскатное покрытие. Церковь стоит на белокаменном ленточном фундаменте. Стены имеют обильно декорированную обшивку. По всем сторонам восьмерика устроены в два яруса одинаковые по величине высокие окна, внутри восьмерика образуется высокое двухсветное пространство.

Реконструктивная история памятника прослеживается с 1842 г., когда был составлен проект перестройки.1 Судя двум архивным планам, первоначально церковь имела галерею-паперть, огибавшую здание с трех сторон. На галерею вели два крыльца, южное было на два всхода. На северной и южной стене восьмерика были дверные проемы. На проектном чертеже изображено здание с удаленной папертью и устроенным новым входом. Притвор, раньше соединявшийся с молитвенным помещением, теперь отделен от него стеной. Внутри него устроена лестница. Результаты этой перестройки мы видим на фотографии конца XIX в., хранящейся в Каргопольском музее. На южной стене восьмерика прочитываются следы удаленной паперти. Частично заложен дверной проем, на его месте устроено окно. Первоначальные сдвоенные и одинарные небольшие окна сохранилось на северной стене алтаря и на восьмерике. Судя по высоте крыльца, лестница, как и предполагалось, была устроена внутри притвора. Снаружи – скромное крыльцо, лишенное той парадности, что предусматривалась в проекте.

Очевидно, что к концу XIX в. назрела необходимость капитального ремонта здания, что и было произведено в 1894 – 1895 гг. Срубная часть здания была перебрана и собрана в основном из старого материала в течение 1894 г., о чем имеется соответствующая документальная запись.2 После реконструкции церковь стала однопрестольной и была заново освящена в честь Архистратига Михаила.

В процессе обследования было выявлено много следов различных утраченных элементов. О переборке срубов напоминает маркировка бревен. Стены сложены из старых бревен толщиной до 40 см, с внутренней стороны они не отесаны, за исключением алтарного прируба. В некоторых местах можно увидеть новые вставки, которые были сделаны для усиления конструктивных связей старого сруба в местах бывших проемов. Полностью сохранилось первоначальное бочечное покрытие алтарного прируба. В его завершении имеются врубки от четырех стоек, которые служили конструктивной основой первоначальной главы. На боковых стенах восьмерика, где были проходы на галерею, по бокам существующих окон видны глубокие затески, по которым можно определить размеры бывшего дверного проема. Заметно, что он не соответствует существующему уровню пола. Первоначально пол находился на 1 м выше. Примерно в полуметре над ним прочитывается след от пристенной лавки. На юго-западной и северо-западной стене восьмерика были длинные окна-щели, сделанные для того, чтобы с галереи можно было наблюдать за службой. Галерею поддерживали кронштейны-выпуски перерубов под полом и выпуски бревен стен западного прируба. Остатки срезанных выпусков-перерубов сохранились под наружной обшивки.

Обшивка стен перегружена эклектичным декором и совершенно не соответствует первоначальному архитектурному решению. С другой стороны, утрата галереи, частичное изменение форм покрытий, устройство больших окон сформировало уже иной, далекий от первоначального архитектурный облик, составляющей которого стала и обшивка. Во всяком случае, она уже неотделима от этого памятника.
Итак, Сретено-Михайловская церковь в своем первоначальном виде представляла собой хорошо известный тип восьмигранного в основании шатрового храма с двумя прирубами и огибающей его с трех сторон галереей. В процессе обследования выявлено, что памятник прошел три строительных этапа:

1. Классический восьмериковый храм с шатровым завершением, где монументальный основной объем был окружен галереей на консолях с двумя крыльцами (1665 – 1840-е годы). 2. Такое же решение, но без галереи и с одним упрощенным крыльцом. Внутри западного прируба устроена лестница и стена, отделяющая его от молитвенного помещения (1840-е – 1894 год). 3. Перебранный восьмерик с прирубами остался в габаритах XVII в. Из первоначальных покрытий сохранилась только бочка алтаря. Шатер и покрытие притвора были сделаны заново. Перестройка сопровождалась устройством ярко раскрашенной декоративной обшивки стен, новых окон и нового крыльца (с 1895 года)

Восьмигранные в основании храмы считаются одними из древнейших в русском деревянном зодчестве. Этот тип церквей получил наибольшее распространение в бассейне Северной Двины. В Поонежье восьмигранные шатровые храмы известны только в верхнем и среднем течении. Сретено-Михайловская церковь остается единственным на Онеге подобным памятником, ведущим свою историю с XVII в.

В 2011 – 2012 годах на средства, предоставленные общественной организацией «Общее дело», были произведены первоочередные противоаварийные работы, направленные главным образом на устранение протечек кровли. Работы проводились онежскими плотниками В.И. Казаковым, С.В. Головченко и В.Н. Рогачевым по проекту и в установленном порядке на основании разрешения Министерства культуры Архангельской области.

Дальнейшие работы по приведению в порядок Сретено-Михайловской церкви продолжились в июле 2014 года. Они проводились поистине на народные деньги, сбор которых был объявлен полгода назад на сайте Соборы.ру. Работы проводились в установленном порядке с разрешения Министерства культуры Архангельской области. На объект была приглашена большая бригада плотников под руководством Д.А. Соколова, имеющего немалый опыт работ на памятниках деревянного зодчества Каргополья. Организационную работу осуществлял М.В. Ильин, один из модераторов сайта Соборы.ру. Деятельное участие и неравнодушие к делу проявили многие жители Каргополя и села Печниково. В итоге удалось восстановить пол и потолок в алтаре, полностью заменить крышу притвора, отремонтировать конструкции и декоративные детали на стенах, восстановить крест над входом. Работы выполнены профессионально и добросовестно с высоким качеством.

В 2016 г. были произведены работы по установке креста на основной главе. Для этого пришлось возвести систему трапов по шатру и леса вокруг главы. Когда получили доступ к главе и разобрали ее верхнюю часть, выяснилось, что осевой столб прогнил на значительную высоту. Была произведена очень сложная и опасная операция по его замене без разборки главы. В итоге установили крест, срастили его с новой мачтой, свели к мачте журавцы и верхнюю часть главы временно покрыли рубероидом. В основании креста восстановили яблоко, но пока не покрыли его железом, как это было исторически. Конструкции главы, сделанные в 1894 г. с использованием старого материала неряшливо и непрочно, находятся в очень плохом состоянии. Поэтому восстанавливать покрытие металлом по такой основе сейчас нецелесообразно. Внутри главы пока установили укрепляющие раскосы и стяжки. Кстати глава над алтарем сделана таким же образом и нуждается в укреплении и ремонте.
Работы производились плотниками В.И. Казаковым, Г.В. Смирновым, большую помощь оказывали добровольцы. Таким образом, наметились работы и на следующий год. Мы планируем восстановить крест и на алтарной главе, покрыть обе главы металлом, предварительно отремонтировав конструкции глав.

Надо сказать, что впервые на памятнике истории и культуры федерального значения проводятся на общественные средства столь масштабные мероприятия. Этот опыт показывает возможность общественных инициатив по сохранению культурного наследия. Вместе с тем обозначилось и немало проблем, связанных с дальнейшим сохранением и использованием памятника. Объем работ, который еще предстоит провести, достаточно велик и требует привлечения дополнительных средств. Деревянное здание, имеющее более чем трехсотлетнюю историю, нуждается в постоянном уходе и единовременных локальных мер для ее поддержания недостаточно. Церковь одиноко стоит на месте бывшего поселения, но посещается туристами почти каждый день. Объект должен быть более полноценно включен в туристическую инфраструктуру Каргополья. Нужен хозяин – группа людей или организация, которые бы могли взять на себя заботу о памятнике и его содержании. Дел впереди еще очень много, но верится, что добросовестное и участливое отношение к делу поможет разрешить многие проблемы.

В 2017 г. были отремонтированы конструкции центральной главы. Для этого глава была разобрана и все поврежденные элементы были заменены новыми, изготовленными по образцу старых. Глава была покрыта металлом с полимерным покрытием под старое железо. Такое решение продиктовано нынешним состоянием стен, когда былая яркая раскраски уже давно выцвели, и храм стал серебристо-серым. Изначально глава, скорее всего, была покрашена зеленой краской. Соединение листов стоячими вертикальными фальцами и лежачими горизонтальными в точности повторяет исторический образец. Также были произведены замены сгнивших досок обшивки барабана, в том числе резных подзоров. Новые элементы были покрыты составом: лессириующий антисептик Тиккурила Валтти колор (цвет северный олень). Эта обработка предохраняет дощатые элементы от увлажнения и придает поверхности вид старого дерева. Таким же составом в прошлом году был обработан и крест.
Демонтаж лесов отложен до следующего года, поскольку кровельные работы завершались уже в ноябре, и погодные условия ничего более уже делать не позволяли.

http://poeziasevera.ru/iir2.php


Марина Зуйкова  20 августа 2020

Первая за 83 года Литургия в храме в Красной Ляге!

В воскресный день, 16 августа 2020 года, руководитель проекта "Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера" протоиерей Алексей Яковлев совершил Божественную литургию в Сретено-Михайловском храме в Красной Ляге Каргопольского района Архангельской области. Первую Литургию с 1937 года. В этот день храм посетили местные жители, добровольцы проекта Общее Дело и съемочная группа телеканала "Союз". Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Общее дело. Возрождение деревянных храмов Русского Севера


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  16 мая 2021

В чистом поле этот храм производит сюрреалистическое впечатление: кругом лес, безлюдье и тишина, которую нарушают лишь редкие крики чаек. А в зарастающем березняком поле одиноко смотрит в небо церковь-свеча. Восьмигранный сруб Сретенско-Михайловской церкви стоит на этом месте с незапамятных времён, аж с 1655 года. Как раз тогда на Руси перестали строить шатровые храмы - запретил патриарх Никон. Но на далёкий Север весть о патриаршей воле, кажется, так и не добралась. И какой-то безымянный, но, несомненно, одарённый зодчий-плотник увенчал своё детище запретным рубленым шатром.

Сегодня Сретенско-Михайловский храм признан шедевром деревянной архитектуры. Нет, первоначально его, конечно же, поставили не в лесу и не в чистом поле. Здесь, в 25 километрах от городка Каргополя, было большое село Красная Ляга. Теперь его нет. По Далю, красная - значит красивая, прекрасная, а ляга - большая лужа, ямина с водой. Правда, ни пруда, ни даже тоненького ручейка в окрестностях не найти. Недаром эта местность зовётся каргопольской сушью. Но если повнимательней оглядеть плоскую, как стол равнину, неподалёку можно заметить конус большой воронки. Бывшее карстовое озеро, на берегу которого и раскинулась Красная Ляга. А потом вода вдруг пропала. За одну ночь озеро с рыбой ушло под землю... Так жители села остались без воды. Но сильнее природных катаклизмов ударил по Красной Ляге великий и жестокий ХХ век. Бедствия Первой мировой войны, революционные потрясения, коллективизация, разрушившая крепкие крестьянские хозяйства, а после неё - укрупнение совхозов, арест последнего священника Сретенско-Михайловского храма...

В 1960-х годах Красную Лягу с окрестными деревнями признали неперспективными. И всё больше людей покидали родные места, разбирали и увозили дома. На старых фотографиях, если смотреть их в хронологическом порядке, хорошо видно, как пустеет пространство вокруг храма. Несколько десятков домов, как говорится - корова языком слизала. А с ними - амбары, сараи, баньки. Не осталось ничегошеньки, местность совершенно обезлюдела. О том, что здесь некогда была жизнь, о многих поколениях крестьян напоминают лишь жалкие кустики выродившейся смородины на берегу сухой ляги.

Изумительных северных церквей осталось совсем мало: они горели, ветшали, своё дело делали катаклизмы природы, а что не сделала природа, то не в меру хозяйственные граждане раскатывали их по брёвнышку. А вот Сретенско-Михаиловский храм, что в чистом поле, охраняемый лишь прибитой на дверь проржавевшей табличкой, чудом сохранился до наших дней. Да, потрескался, почернел от дождей, пролившихся на него за три с половиной столетия. Несколько раз перестроенный и подновлённый, лишившийся высокой галереи, обшитый декоративной резьбой и выкрашенный яркой краской, которая, впрочем, давно слетела как ненужный наряд, возносит как и 366 лет назад, сегодня свой шатёр к небу этот храм.

Одно время была идея перевезти уникальную церковь в Музей деревянного зодчества "Малые Карелы", но как говорится: "воз и ныне там". Наверное, разумно было считать, что северная глушь спасла древний храм, а лес спрятал и защитил его. А теперь эта выжившая вопреки всему церковь стала символом возрождения русского деревянного зодчества. Каждый год энтузиасты проводят опашку земли вокруг, чтобы не добрался огонь. Расчищают поле, подсекают подрастающие деревья. И, главное, собирают деньги на реставрацию. Сделано уже очень многое: починены кровля и купол, на котором вновь появился крест, укреплены стены, в алтаре отремонтированы пол с потолком. Теперь существованию прекрасного памятника напрямую ничто не угрожает. Но работы ещё не початый край: устройство молниеотвода, гидроизоляция, реставрация крыльца, иконостаса, в будущем - интерьера церкви.

Сегодня это самый яркий пример, когда памятник федерального значения восстанавливают на народные деньги. Летом 2020 года в Сретенско-Михайловской церкви даже прошла служба - первая с 1937 года. Рассчитывать на то, что богослужения станут регулярными, не приходится - прихожане этого храма давно разъехались по России-матушке. Но любители увидеть чудо деревянной архитектуры, затерянное в архангельских лесистых землях, приезжают сюда почти каждый день: полюбоваться на чудесный образчик деревянного зодчества и задуматься о том, как странно и прихотливо складываются порой судьбы памятников архитектуры.

Из газеты: "Вечерняя Москва", 29 апреля-6 мая 2021 №16 (28815)/Александр Лосото. "В чистом поле храм"



Комментарии и обсуждение


Под руководством архитектора А.Б. Бодэ было сделано обследование памятника. В 2012 году получено разрешение Министерства культуры Архангельской области на проект противоаварийных работ. Заново перекрыта бочка алтаря.  В 2012 году восстановлена тесовая кровля полиц в основании шатра общей площядью 120 м.кв. Планируется восстановление кровли на притворе, ремонт пола и потолка в алтаре, восстановление главки с крестом над алтарем, ремонт и укрепление декоративных деталей.

 Источник: сайт «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера»

17 декабря 2012, Т..

Вышла в свет брошюра, посвященная одному из самых популярных памятников деревянного зодчества Русского Севера - Сретено-Михайловской церкви в Красной Ляге.
Автор текста - А. Б. Бодэ.

В научно-популярном изложении представляется история строительства церкви и рассказывается о ее архитектурных особенностях.
СКАЧАТЬ можно тут -> https://sobory.ru/forum3/viewtopic.php?t=26555