Главная Поиск Оглавление Карта  Участники Розыск Ссылки Форум О проекте

Елизарово. Спасо-Елеазаровский женский монастырь, , Юлен
Юлен
Снято: 6 января 2014
Добавлено: 31 января 2014


Елизарово. Спасо-Елеазаровский женский монастырь, , Valensienne
Valensienne
Снято: 22 сентября 2012
Добавлено: 8 октября 2012


Елизарово. Спасо-Елеазаровский женский монастырь, , Valensienne
Valensienne
Снято: 7 сентября 2010
Добавлено: 8 марта 2011


Елизарово. Спасо-Елеазаровский женский монастырь, , Margarita
Margarita
Снято: 25 июля 2010
Добавлено: 25 октября 2010


Елизарово. Спасо-Елеазаровский женский монастырь, Елеазаровский монастырь с самолета., Монастырь
Монастырь
Снято: 20 июля 2010
Добавлено: 16 декабря 2010
Елеазаровский монастырь с самолета.

Елизарово. Спасо-Елеазаровский женский монастырь, Елеазаровский монастырь с высоты птичьего полета., Монастырь
Монастырь
Снято: 20 июля 2010
Добавлено: 16 декабря 2010
Елеазаровский монастырь с высоты птичьего полета.

Елизарово. Спасо-Елеазаровский женский монастырь, , Valensienne
Valensienne
Снято: 7 сентября 2010
Добавлено: 8 марта 2011


Елизарово. Спасо-Елеазаровский женский монастырь, , Valensienne
Valensienne
Снято: 5 сентября 2010
Добавлено: 27 марта 2011


Елизарово. Спасо-Елеазаровский женский монастырь, Вид на Братский корпус (1904г.) и Собор с южным приделом (1902г.), Дмитрий Дроздецкий
Дмитрий Дроздецкий
Снято: ??
Добавлено: 15 марта 2005
Вид на Братский корпус (1904г.) и Собор с южным приделом (1902г.)

Елизарово. Спасо-Елеазаровский женский монастырь, , Юлен
Юлен
Снято: 6 января 2014
Добавлено: 31 января 2014


Елизарово. Спасо-Елеазаровский женский монастырь, , hudozhnitsa
hudozhnitsa
Снято: 11 ноября 2013
Добавлено: 21 марта 2014


Елизарово. Спасо-Елеазаровский женский монастырь, Административный корпус монастыря, Valensienne
Valensienne
Снято: 22 сентября 2012
Добавлено: 8 октября 2012
Административный корпус монастыря

Елизарово. Спасо-Елеазаровский женский монастырь, стена монастыря и новая часовня возведенная в 2010г., Екатерина
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
Снято: 21 августа 2011
Добавлено: 29 сентября 2011
стена монастыря и новая часовня возведенная в 2010г.

Елизарово. Спасо-Елеазаровский женский монастырь, собор Трех Святителей Великих и Церковь Небесных Сил Бесплотных в настоятельском корпусе, Екатерина
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
Снято: 21 августа 2011
Добавлено: 29 сентября 2011
собор Трех Святителей Великих и Церковь Небесных Сил Бесплотных в настоятельском корпусе

Елизарово. Спасо-Елеазаровский женский монастырь, Часовня над Святым источником в 0,5 км от монастыря в сторону Пскова, Дмитрий Дроздецкий
Дмитрий Дроздецкий
Снято: 18 марта 2005
Добавлено: 18 марта 2005
Часовня над Святым источником в 0,5 км от монастыря в сторону Пскова

Елизарово. Спасо-Елеазаровский женский монастырь, Общий вид монастыря со стороны Гдова, Дмитрий Дроздецкий
Дмитрий Дроздецкий
Снято: 15 марта 2005
Добавлено: 15 марта 2005
Общий вид монастыря со стороны Гдова

Елизарово. Спасо-Елеазаровский женский монастырь, Било., yozik
yozik
Снято: 27 апреля 2012
Добавлено: 17 мая 2012
Било.

Елизарово. Спасо-Елеазаровский женский монастырь, , yozik
yozik
Снято: 27 апреля 2012
Добавлено: 17 мая 2012



    Елизарово. Спасо-Елеазаровский женский монастырь

    Спасо-Елизаровский монастырь

Показать ближайшие объекты
Дмитрий Дроздецкий. 15 марта 2005

Спасо-Елеазаровский монастырь основан в 1425(?) году постриженником Снетогорского монастыря, крестьянином деревни Виделебье Ефросином (до пострижения Елеазаром), который похоронен 15 мая 1481г. в основанной им церкви Трёх Святителей (1447г.) Канонизирован как общерусский святой на соборе 1551г. В Москве.

В начале XVI века, здесь возможно, был переписан мусин-пушкинский список "Слова о полку Игореве" и сформулирована основная политическая доктрина Московской Руси - "Москва - третий Рим" (старец Филофей). Монастырь также являлся центром псковского иконописания. Собор с пристройками в средневековье использовался как крепость, в нижних этажах которого располагались огнестрельные орудия. Один из отрядов Батория так и не решился напасть на монастырь из-за внушительного оборонного вида монастыря.

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Богданов Александр Витальевич (cfif). 20 марта 2007
Спасо-Елеазаров Великопустынский монастырь, 2 класса, общежительный, в 25 верстах от Пскова, на реке Толбе. Основан преподобным Евфросином в 1447 году; в 1766 году в него переведен штат закрытого Спасо-Великопустынского монастыря. Здесь почивают мощи преподобного Евфросина, вместе с мощами ученика его преподобного Серапиона (см. 15 мая); здесь же находится чудотворный образ Спасителя и список с Цареградской иконы Божией Матери. Из монастыря совершается крестный ход в Псков в день Преполовения, а 2 июня — в Александровский посад, на озере Псковском. При монастыре богадельня для лиц духовного звания и школа.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».
Олег Мирошниченко. 14 декабря 2011

Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь - не самая известная монашеская обитель, но по значимости для России, для судеб человечества он занимает особое место в мировой истории. Именно сюда, в пустынный, среди лесов расположенный монастырь, как эстафета преемственности была принесена Цареградская икона Божией Матери - дар Константинопольского Патриарха Ганнадия II. Здесь столетие спустя старец Филофей сформулировал идею вселенской ответственности России за православие, за человечество: "Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быти".

Место, где ныне находится Спасо-Елеазаровская обитель, Богом благословенное для монашеской жизни. В давние времена, по преданию, поселились здесь сестры псковского Иоанновского монастыря, но пустынническая жизнь оказалась непосильной для сестер. Спустя десятилетия на это место был призван монах из Снетогорского монастыря Евфросин. Произошло это в 1425 году.

Преподобный Евфросин, в миру - Елеазар(?), получил хорошее образование, он был книжником и богословом. Для выяснения вопросов, связанных с отправлением богослужения, преподобный Евфросин пешком ходил в Константинополь и там был принят самим Константинопольским патриархом, который на благословение пустынножительной обители, основанной у Толвского озера, подарил Цареградскую икону Божией Матери. Дар был сделан накануне принятия Константинополем Флорентийской унии. За четыре столетия до этого события, когда началось разделение Церкви на западную и восточную, именно этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был явлен в Константинополе.

Братия встретила святую икону, выйдя на дорогу, ведущую в Псков. На этом месте забил святой источник, именуемый Пречистенским, и до сей поры он несет людям исцеления.

Преподобный Евфросин желал бы оставаться пустынножителем, но к нему стеклась братия, которая просила основать монастырь. Место было выбрано таким образом, чтобы ничто не нарушало отшельнической жизни подвижника: между двумя рукавами реки, под горкой, так что поставить монастырские строения было негде. Поскольку именно здесь преподобному Евфросину в тонком(?) сне явились три святителя - Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, которые повелели на этом месте создать собор, старец посоветовал братии скопать горку и землей засыпать один рукав реки. На образовавшемся пространстве были построены кельи и поставлен величественный собор, который стал символическим выражением Вселенскости Православия.

Был преподобный Евфросин молитвенником, настоящим старцем. Подобно преподобному Сергию Радонежскому, он стал учителем многих подвижников, которые, выйдя из евфросиновой обители, по благословению старца, основали на Псковщине десять монастырей и были прославлены в сонме святых, - Савва Крыпецкий, Никандр Пустынножитель, Досифей Верхнеостровский, Иларион Псковоезерский, Онуфрий Мальской и другие. По смирению своему преподобный Евфросин, основав обитель, не стал ее настоятелем и даже не получил священнического сана, первым Елеазаровским игуменом был Игнатий. В акафисте, который в XIX веке сложили в Елеазаровском монастыре, поется: "Радуйся, славне и смиренне преподобне отче Евфросине".

Преподобный Евфросин скончался девяноста пяти лет, в 1481 г., приняв схиму с именем Елеазар(?). В память о нем обитель с тех пор стали именовать Елеазаровской. Святые его мощи почивали в Трехсвятительском соборе. На раке было положено завещание, собственноручно написанное святым старцем. В нем говорилось: "Я, раб Божий инок Евфросин, при жизни своей составил завещание о монастырском житии, о вотчине своей, о рыбных ловлях и клетях в городе и обо всем, что есть. Все это отдаю я в распоряжение отцу своему духовному, игумену Харлампию, служителю храма святых святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и преподобного Онуфрия, и всей о Христе братии моей. А игумену в том не корыстоваться, а также и братии, ни келарю, ни посельникам, ни служащим в монастыре. Из этого имущества содержать братию сообща".

Вместе с иконой Пресвятой Богородицы преподобному Евфросину, по-видимому, была открыта тайна о мистической Римской империи, которая есть образ Царства Божия на земле. Но лишь спустя столетие, когда усилилось Московское государство, старец Спасо-Елеазаровской обители Филофей объявил всему миру: "Москва - Третий Рим", - и добавил: "Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти". Царство русское есть последнее мировое царство, за которым наступит вечное царство Христа.

В идеале Святой Руси - не проявление гордыни, а мессианская готовность жертвенно служить Божьему замыслу. Старец Филофей предупреждал Московского князя Василия Ивановича: "Един ты во всей поднебесной христианом царь. Подобает тебе, царю, сие держати со страхом Божиим. Убойся Бога, давшего ти ся, не уповай на злато, богатство и славу, вся бо сия зде собрана и на земли зде остают".

Пустынька преподобного Евфросина, затерянная среди вековечных псковских лесов, была духовным центром объединения русских земель вокруг Москвы. В то время как Псково-Печерская обитель выступала за сохранение псковской независимости, в Елеазаровском монастыре объединились ученые мужи, отстаивавшие необходимость усиления государства вокруг Москвы. Выразителем этой идеи был игумен Филофей, автор теории "Москва - Третий Рим". В своих сочинениях он заявил о решительной поддержке Великого князя как "броздодержателя святых Божиих престол".

В Елеазаровской обители этот союз Москвы и Пскова обозначен в архитектуре соборного храма: к главному, Трехсвятительскому, собору традиционной псковской архитектуры, пристроили придел Рождества Пресвятой Богородицы в московском стиле. Два храма, дополняя друг друга, составляют единый соборный комплекс. В этом заложен глубокий смысл: Псков мыслится как начало русской государственности, Москва как ее становление и величие.

В XIX в. после закрытия более древнего псковского монастыря - Великопустынского - все его имущество вместе с чудотворным образом Спасителя передали в Елизарово.

В начале XX в. третьеклассный монастырь становится второклассным, с числом братии чуть больше двадцати человек, но братия - традиционно образованная, не из крестьянского или мещанского сословия, а из духовенства, и настоятели его назначаются ректорами Псковской Духовной семинарии, принимают архиерейские кафедры по всей России. Старчество до последних дней монастыря здесь не прекращается. Обретаются нетленными мощи елеазаровского настоятеля схиархимандрита Вассиана. В малоизвестную обитель переезжает на жительство знаменитый своей подвижнической жизнью прозорливый старец схиархимандрит Гавриил (Зырянов). Одним из последних настоятелей Спасо-Елеазаровского монастыря стал новомученик, будущий Рязанский епископ Иувеналий (Масловский).

В 1918 году гибнет Царская семья, происходит отступление от веры, и в том же году закрывается Спасо-Елеазаровская обитель, монахи вывозятся на подводах в сторону Петрограда и там принимают мученическую смерть, монастырь закрывается и разоряется.

Еще весной 1920 года действовал монастырский храм, откуда трижды вывозилась церковная утварь "в помощь голодающим Поволжья". Летом того же года на территории монастыря открыли сначала институт, из которого профессора и учащиеся почти сразу же перебрались в Петроград. Затем власти попытались организовать образцово-показательное сельхозпроизводство; несколько месяцев понадобилось, чтобы созданное трудом монахов пошло прахом. Поочередно в Елеазаровской обители открывались Народный дом, дом дефективных детей, детский санаторий и база отдыха. В результате от более чем двадцати строений остались только соборный храм и двухэтажный братский корпус.

На острове Залита, который расположен в Псковском озере напротив Спасо-Елеазаровского монастыря, четыре десятилетия живет отец Николай Гурьянов. Он молился о восстановлении обители, он был хранителем Цареградской иконы Божией Матери, которая прежде находилась в обители преподобного Евфросина. Та дорожка, по которой батюшка ходил с трепетом и благоговением, называется дорогой Спасителя, по ней приносили из монастыря на остров чудотворную икону Спасителя. Батюшка был и остается хранителем монастыря и носителем Божией благодати, освятившей эти места. Его жизнь позволяет представить, какой дух был у Елеазаровской обители, потому что он - продолжение ее. Сподвижник отца Николая - протоиерей Борис Николаев, богослов и молитвенник, - пятьдесят лет живет рядом с Елизарово. Он связан с преподобным Гавриилом (Зыряновым) через своих духовных наставниц - монахинь Иоанно-Предтеченского монастыря, которые окормлялись у елеазаровского старца, и теперь духовно наставляет насельниц евфросиновой обители.

В начале 90-х годов ХХ века собор начал рушиться, упала колокольня, четверик храма зашатался(?), но нашлись люди, которые сделали почти невозможное - сумели пробить государственное финансирование на реставрацию памятника архитектуры. Столпы собора были усилены железобетонными стяжками и собор выстоял.

В 2000 году в короткие сроки было принято решение о передаче монастыря. Возвращение Спасо-Елеазаровского монастыря состоялось в день, когда чествуется византийская святыня - икона Божией Матери "Живоносный источник". Эта обитель, действительно, живой источник Божией благодати. Молитвами Высокопреосвященнейшего Евсевия, архиепископа Псковского и Великолукского, возрождается Спасо-Елеазаровская обитель. Во главе ее поставлена монахиня Елисавета (Беляева), воспитанница старцев Троице-Сергиевой Лавры и стариц Дивеевской обители.

Адрес монастыря: 180523, Псковская область, Псковский район, деревня Елизарово
тел. (811-2) 199-558

По материалам статьи Натальи Огудиной на сайте © ПРАВОСЛАВИЕ.RU.

             Добавить:  Добавить информацию
статью/комментарий
  Добавить фотографию
фотографию
           
Каталог Православное Христианство.Ру
Рейтинг@Mail.ru
Быстрый переход
ВОЙТИ | СТАТЬ СОАВТОРОМ | ГЛАВНАЯ | ПОИСК | ОГЛАВЛЕНИЕ | КАРТА | ЕПАРХИИ | ХРАМЫ МОСКВЫ | УЧАСТНИКИ | РОЗЫСК | СЛОВАРЬ | ФОРУМ | О ПРОЕКТЕ | ССЫЛКИ | МОНАСТЫРИ РОССИИ | ПОСВЯЩЕНИЯ | ДЕРЕВЯННЫЕ ЦЕРКВИ И ЧАСОВНИ | СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ | ФОРМИРОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО СТИЛЯ