ЦЕРКОВЬ ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ, посл. четв. 19 в. ул. 1-я Трудящихся, 1. Находится в юго-восточной части города, неподалеку от железнодорожной станции. Первоначальный объем - небольшой храм на 200 человек - был возведен в 1886—87 г. по заказу фабриканта И.И. Скворцова. С увеличением населения Середы храм перестал вмещать прихожан и в 1897-1905 г. по заказу М.И. и П.А. Павловых был превращен в громадную церковь, рассчитанную на 2-2,5 тыс. молящихся. Проект выполнил московский архит. П.П. Зыков. Во время строительства храма рядом с ним была поставлена маленькая каменная церковь, так называемый "малый храм", позже превращенная в усыпальницу Скворцовых (не сохр.). Храм Всех Скорбящих Радость сооружен в лицевой кирпичной кладке с включением белого камня. В 1938 г. в юго-западный угол встроен одноэтажный склад. Яркое произведение культовой архитектуры данного периода, отличающееся сложной объемной композицией и насыщенным фасадным декором, основанным на формах 16 и 17 в.
В объемной композиции доминирует основной объем: центральный четверик с крупным барабаном, увенчанным огромной луковицей. С севера и юга к нему примыкают приделы с алтарями - полукруглыми внутри и шестигранными снаружи; приделы завершены пирамидами кокошников и тесно сдвинутым пятиглавием. К востоку от основного четверика выдвинут совсем небольшой кубический объем первоначальной церкви, увенчанный низким глухим шатром, заканчивающийся квадратным алтарем. Над коротким западным притвором поднимается массивная невысокая колокольня с четырьмя главками в основании тяжеловесного шатра. Фасадная пластика чрезвычайно насыщена: лопатки и пилястры, ниша и ширинки различных конфигураций, наборные наличники высоких арочных окон, килевидные и треугольные кокошники разных размеров и т.п. Этому обилию декора созвучны и богатые узорные решетки окон. Каменные ступени высоких открытых крылец ведут к широким порталам (боковые - в виде тройных висячих арок). Внутри центральное помещение (в плане - квадрат со срезанными углами) завершено куполом со световым барабаном, покоящимся на подпружных арках. В него открываются паперть под колокольней, перекрытая крестовым сводом, крупные помещения приделов и. меньший восточный объем (все с уплощенными парусными сводами). Главный и придельные алтари перекрыты цилиндрическими сводами (главный — с лотком над восточной стеной, придельные - с конхами). По древней традиции, в каждый алтарь ведут три прохода; необычна сложная в плане форма разделяющих их столбов. В торцах паперти выделены небольшие помещения, в северном из них — чугунная лестница с узорчатыми подступенками, ведущая на хоры. Фрагменты масляной живописи кон. 19 - нач. 20 в. сохранились в барабане (фигуры святых) и на арке (орнамент в стиле модерн). Роспись была выдержана "в темных красках по золотому фону в русско-византийском стиле". Три мраморных иконостаса того же периода выполнены мастером Козловым-Гладковым. Все их иконы, исполненные палехскими художниками Струнниковым, Зайцевым, Кадниковым и Антиповым во главе с Н.М. Сафоновым, и царские врата утрачены.
Иконостасы храма - уникальные для Ивановской обл. произведения, стилизованные в духе византийских темплонов, - отличаются высоким уровнем исполнения, выразительной пластичностью композиции и изысканным резным декором. На фоне белого мрамора, из которого выполнены иконостасы, ярко выделяются более темные полированные колонки, что усиливает парадность их облика. Главный трехъярусный иконостас - более скромный, небольших размеров, с выдвинутой вперед центральной частью. В центре - полуциркульная арка с фестонами. В верхнем суженном ярусе посредине помещены три килевидные арки, по флангам - маленькие круглые медальоны. Иконостас декорирован низкими гранеными колонками, филенками в верхнем ярусе и резным растительным орнаментом. В алтаре сохранился белокаменный киот: между двумя полуколонками с византийскими капителями и на высоких постаментах перекинута арка. Более эффектны придельные иконостасы со сложной пространственной композицией: их центр заглублен, а боковые части, изломанные уступами, заходят на прилегающие стену и пилон. Сооружения представляют собой высокие двухъярусные арочные колоннады, наложенные на кирпичную стену. Средняя повышенная часть выделена щипцовым фронтоном в первом ярусе и широкой аркой с мелкими фестонами во втором; над аркой расположен небольшой прямоугольный аттик с полукруглым подвышением. Пространство между ярусами декорировано филенками, розетками и поясом сухариков. Фронтон покрывает резьба растительного рисунка. В завершении - резной фриз, состоящий из пальметт. На уровне первого яруса иконостасы зрительно взаимодействуют с близко поставленными киотами у пилонов и у стен, образуя развитую композицию. Наиболее интересны киоты у восточных пилонов, завершения которых повторяют формы придельных иконостасов. Частично уцелело мраморное ограждение солеи в южном приделе. Сохранились массивные чугунные решетки ограждения хор и кругового обхода в основании барабана, а также кованые створки дверей, украшенные крупными крестами. Пол выстлан метлахской плиткой.
Товарищество мануфактур, основанных, 1913, с. 53-60; Казаринова, 1978, с. 99-100; По земле Ивановской, 1983, с. 257-258. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 328-331