Церковь Дмитрия Мироточивого построена в XVIII в. Не действует.
Церковь Дмитрия Мироточивого построена в XVIII в. Не действует.
Село Щелейки (ударение на первый слог), расположено на самом востоке Ленинградской области, невдалеке от берега Онежского озера, на дороге Петрозаводск - Вознесенье. Щелейки раскинулись на возвышенности примерно в километре от берега Онеги. В сторону озера открывается прекрасный вид, спускаются дорожки. Одна из них начинается прямо от церкви Дмитрия Мироточивого (Солунского) - главной достопримечательности села, и, петляя по окрестным лесам, выходит к Онеге у мыса Подщелье в 4-х километрах к северу. В этом месте на сотни метров протянулся песчаный пляж, соседствующий с сосновым бором и характерными для Карелии скалистыми выступами.
Красивейшая деревянная церковь Дмитрия Мироточивого (Солунского), построенна в 1783 году. Церковь и колокольня, в данном случае, расположены на одной продольной оси. Оба сооружения связаны воедино деревянным мостиком - переходом.
Архитектурное описание церкви, позаимствованное нами из книги "Архитектурное наследие Ленинградской земли, Лениздат 1983", гласит: "Прямоугольный сруб церкви разделен на две части - низкую трапезную и высокий четверик собственно храма, к которому прирублен алтарь. Завершается церковь покрытием, имевшим широкое распространение в русском деревянном зодчестве, - так называемой крещатой бочкой (соединением под прямым углом двух простых бочек). Щипец каждой бочки увенчан главкой на барабане, а в центре перекрытия врублен глухой восьмерик, на котором стоит центральная глава. В итоге получилось оригинальное, изящное по силуэту и, к тому же, отвечавшее официальным канонам пятиглавое завершение."
Интересно, что сегодняшнее состояние церковь приобрела после реставрации, которая убрала многие "новшества" внесенные в портрет церкви в веке 19-м. Тогда церковь обшили тесом, покрыли деревянные главки железом. Сегодня церковь действующая и находится в хорошем состоянии.
В 15 км к северу от Вознесенья находится село Щелейки, славившееся в XVIII в. ярмарками. Его название происходит от древнеславянского слова «щели», означающего скалы. Недалеко от деревни, вдоль Онежского озера, протянулись отвесные скалы из чёрного габбро-диабаза. Село известно не только скалами, но и уникальным памятником деревянного зодчества - церковью во имя Дмитрия Солунского, построенной в 1780-1783 гг. на месте предыдущей, упоминаемой в 1628 г. Она относится к типу многоглавых обонежских храмов, вершиной которых являются памятники в Кижах, и представляет собой объёмную вытянутую по продольной оси композицию, состоящую из колокольни типа «восьмерик на четверике», трёхрундучного крыльца и моста, соединяющих колокольню с выразительной по своему трёхчастному силуэту церковью. Четверик колокольни - своеобразный вестибюль перед входом в церковь. Кровля четверика со всех сторон опоясывает основание восьмерика, подчёркивая ярусность колокольни. За колокольней - широко расставленные рундуки крыльца приглашают подняться наверх, чтобы обозреть окрестности.
В плане храм представляет собой прямоугольник, разделённый на две части: меньшую по площади трапезную и большую - собственно церковь. С востока к срубу церкви примыкает пяти гранный алтарный прируб. Клеть церкви значительно возвышающаяся над трапез ной и алтарём, имеет небольшие повалы и покрыта крещатой бочкой, из центра которой поднимается глухой восьмери» с луковичной главкой на глухом барабане. В щипец каждой бочки врублены барабаны главок меньших размеров. Алтарный прируб покрыт пятигранной кровлей верх которой заканчивается шестой главкой. Дмитриевская церковь Щелейского погоста в 1834 г. была обшита тёсом. При обшивке было переделано крыльцо, «рашиты» окна, а в 1868 г. заменены железные кровли главок и бочарного покрытия и сделан переход, соединяющий церковь с колокольней, что нарушило пропорциональность здания.
При реставрации 1972-1978 гг. сооружению вернули первоначальный облик. Село имеет уличную планировку и совсем недавно каждая из улиц составляла свою деревню, которые назывались Артёмовская и Ларионовская.
…В старинных переписных книгах Прионежья первая запись о существовании в поселении "на Щелейце" церкви Дмитрия Солунского датирована 1583 годом. О внешнем виде предшественниц нынешнего храма остаётся только догадываться. Церковь, обновлённая реплика которой дошла до наших дней, была построена в 1783 году. В 1834 году бревенчатые стены храма и колокольни были укрыты тесовой обшивкой, разобрано крыльцо, ведущее в храм, а колокольня с церковью объединены громоздким переходом-трапезной, существенно исказившей облик памятника. В 1868 год все шесть глав и бочки покрыты железом. В таком виде архитектурный ансамбль-двойка простоял более века – до 1972 года, когда были начаты исследования и обмеры для составления проекта будущей реставрации уникальной многоглавой церкви.
Работами руководил Марк Иванович Коляда. Реставрация продолжалась до 1978 года, в её ходе были сняты обшивка и железо, полностью перебраны главки вместе с журавцами, укреплены барабаны и бочки, заменена кровля и восстановлено демонтированное в 1834 году двухвсходное западное крыльцо. Практически заново отстроена колокольня, возобновлён её искаженный нижний четверик, разобран переход-трапезная, вместо которого воссоздан крытый воздушный помост между колокольней и крыльцом. Все элементы восстанавливались по сохранившимся следам и врубкам, что сводило к минимуму вероятность несоответствия оригиналу.
К сожалению, реставрационные работы в 1970-х гг. осуществлялись плотниками, не обладавшими необходимыми профессиональными навыками – халтура при работе с деревом аукнулась уже через два десятилетия. Храм стоит на берегу, сырость и ветры вкупе с недобросовестно выполненной гидроизоляцией привели к протечкам кровли, древний сруб, в семидесятые годы не подновлявшийся, начал усиленно гнить и зарастать грибком, а главы могли попросту рухнуть в любой момент, ибо вместе со сгнившими бочками держались на честном слове. К началу 2010-х гг. тот же Марк Коляда вновь забил тревогу, но решение вопроса застопорилось в силу отсутствия средств и необходимости прохождения множества бюрократических процедур.
Наконец, к 2014 году, когда к зданию уже попросту страшно было подходить ввиду реальной ежеминутной угрозы обрушения конструкций, вопрос с финансированием и подрядчиком вроде был улажен. В сентябре 2014 года был проведен аукцион, по условиям которого работы должны были завершиться к 5 декабря 2014 года (срок нереальный для работ такого объёма, но в реставрации это в порядке вещей, как бы дико это ни звучало), из областного бюджета выделили средства в размере 15,2 млн руб. В задачи исполнителя входила реставрация кровли, куполов, глав, воссоздание балок перекрытий и стропильных конструкций, огнезащита и антисептирование. К концу 2014 года, уже в зимние холода, горе-мастера разобрали купола, барабаны, верхнюю часть сруба … и в таком состоянии в прямом смысле слова бросили храм на произвол судьбы, отказавшись от дальнейшего выполнения работ. На дворе – зима, снег, оттепель, вновь мороз, весна с дождями, а храм даже укрыть ничем не удосужились, верхние венцы промокли насквозь.
Лишь к лету 2015 года смогли по-новой найти уже опытных, проверенных делом реставраторов, которым и пришлось спасать от гибели угробленный памятник. В первую очередь просушили стены, лишь после этого приступили к работам. Были приглашены эксперты, исследовавшие структуру древнего дерева, для анализа степени поражения грибком. Верхние венцы менялись полностью, а в нижних вырезались сгнившие куски бревен, на место которых вживлялись свежие сосновые фрагменты (врезки заметны на срубе), перестилались перекрытия и полы, заново восстанавливалось крыльцо, все барабаны, купола и бочки – обновлена вся верхняя часть храма. Перекосившуюся шестигранную колокольню выпрямили, реконструировали помост-переход, ярус звона, шатер и портик с колоннами над входной аркой. На всё про всё ушло два года и 22 млн рублей вдобавок к первоначальным 15,2 млн.
Комментарии и обсуждение