ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Козья гора. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.


Церковь. Действует.  
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы, Петра и Павла, Николая Чудотворца, Максима Исповедника
Архитектурный стиль:Ретроспективизм
Год постройки:Между 1904 и 1908.
Архитектор:В.А. Косяков
Адрес:
188554, Козья Гора, Ленинградская область, Сланцевский район, п/о Поречье

Координаты:59.010031, 28.776895


Добавить фотографию
Автор: Mura1895
Снято: 21 сентября 2014 Добавлено: 17 октября 2014
Условия использования фотографии нужно согласовать с автором.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы-Козья гора-Сланцевский район-Ленинградская область-Mura1895
Mura1895
21 сентября 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы-Козья гора-Сланцевский район-Ленинградская область-Trofoto
Trofoto
12 июля 2009
Сортировка:


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы - Козья гора - Сланцевский район - Ленинградская область
Trofoto
12 июля 2009
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы - Козья гора - Сланцевский район - Ленинградская область
Trofoto
12 июля 2009
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы - Козья гора - Сланцевский район - Ленинградская область
Михаил Владимиров
8 апреля 2017
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы - Козья гора - Сланцевский район - Ленинградская область
Михаил Владимиров
8 апреля 2017
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы - Козья гора - Сланцевский район - Ленинградская область
Михаил Владимиров
8 апреля 2017
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы - Козья гора - Сланцевский район - Ленинградская область
Mura1895
21 сентября 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы - Козья гора - Сланцевский район - Ленинградская область
Mura1895
21 сентября 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы - Козья гора - Сланцевский район - Ленинградская область
ZlobodneV
14 апреля 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы - Козья гора - Сланцевский район - Ленинградская область
Св. Николай Чудтворец
Михаил Владимиров
8 апреля 2017
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы - Козья гора - Сланцевский район - Ленинградская область
ZlobodneV
14 апреля 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы - Козья гора - Сланцевский район - Ленинградская область
Trofoto
12 июля 2009
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы - Козья гора - Сланцевский район - Ленинградская область
Trofoto
12 июля 2009
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы - Козья гора - Сланцевский район - Ленинградская область
Иконостас
Михаил Владимиров
8 апреля 2017
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы - Козья гора - Сланцевский район - Ленинградская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
1 сентября 1941
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы - Козья гора - Сланцевский район - Ленинградская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
1 сентября 1941
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы - Козья гора - Сланцевский район - Ленинградская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de. на переднем плане дер. церковь преп. Серафима Саровского, сгоревшая в 1944 г.
Михаил Мещанинов
1 сентября 1941
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы - Козья гора - Сланцевский район - Ленинградская область
Фото с сайта http://office.altsoft.spb.ru/cgakffd/cd/4/showObject.do_object=2001617576.html
Андрей Агафонов
1 января 1914




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин,  3 марта 2006

Была построена для Покровского Поречского монастыря, открытого в 1919 году (община - с 1902 г.) и закрытого в 1928 г.. Приделы: апп. Петра и Павла, свт. Николая, прп. Максима Исповедника.

Статью добавил(а): Анонимный участник,  11 сентября 2010

В.И. БУДЬКО
СВЯТО-ПОКРОВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ОБЩИНА В СЕЛЕ ПОРЕЧЬЕ
МАТЕРИАЛЫ И ДОКУМЕНТЫ
Анна Ивановна Мнушко
Пенино, Козья Гора
<К юго-западу от Петербурга, на границе Лужского и Сланцевского районов в с. Пенино (в летописях XV в. - «Сумерский погост», учрежденный св. равноап. кн. Ольгой в 957 г.) сохранились руины церкви Рождества Пресвятой Богородицы, построенной в древнерусском стиле епархиальным арх. Н.Н. Никоновым (1893-1900).
На пилонах церкви - фрески с изображением святых. Цветочный орнамент украшает стены и сохраняется в рисунке белых изразцов пола, что соответствует окружающей природе - белым лилиям в зеленой воде Пенинского озера, голубым колокольчикам и красной гвоздике холмов, ландышам и фиалкам лесов и перелесков. Здесь цветет орхидея (ночная фиалка), поют соловьи и молимся мы, потомки древнего народа. Рядом деревня Кошелевичи, - Нижние Кошелевичи и Горка, где в домах Федосеевых, Благородовых, Савиных останавливалось приезжее духовенство. Святой прав. Иоанн Кронштадтский (освящавший Александро-Невский придел и сам храм в Пенино и приезжавший сюда, по меньшей мере, дважды, в августе 1900 г. и августе 1901 г - Ред.) останавливался в доме Федосеевых.
Белый дом на цоколе, с полуциркульными окнами, обработанный рустом, сохранился по сей день. Рядом - часовня, той же постройки. В доме была молельня о. Иоанна Кронштадтского - комната, обитая голубым шелком с белой кисеей.
После революции в доме была открыта школа. Молодые учительницы в красных косынках, комсомолки атеистических убеждений, одна за другой пытались поселиться в молельне. Однако ночью им были видения. Являлись двое мужчин и сбрасывали их на пол. Это повторялось, и никто не захотел там жить.
В годы Великой Отечественной войны в церквах на территории, оккупированной немцами, совершались богослужения. У меня сохранился молитвенник, изданный «Управлением Православной миссии в освобожденных областях России» в 1942 г.
Миссия предотвратила кровопролитие, но, отступая, немецкие войска сожгли д. Кошелевичи. Дом Федосеевых, который мы называем домом о. Иоанна Кронштадтского, немцы подожгли с 3-х сторон. Пламя погасло само собой. В этом единственном доме с обгоревшими ступеньками парадной лестницы, украшенной медными шарами, нашли приют погорельцы, вернувшись из леса, где прятались от немцев. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы, на который приходили или приезжали на шарабанах люди из соседних деревень, в доме накрывали столы. Св. Иоанн Кронштадтский предсказал судьбу наших церквей и белого дома: «Хороший дом ты построил, Иван Петрович, но жить тебе в нем не придется. Будет он переходить из рук в руки».
Федосеевы владели мельницей. Их раскулачили и сослали в Сибирь. Уезжая, Прасковья Федоровна сказала нам: «Теперь очередь за вами». Мой дед, Михаил Иванович Свинтусов, брал подряды, в Петрограде, в Гельсингфорсе (Хельсинки) и на Карельском перешейке. Он был садовником. Поэтому у нас изъяли сначала столовое серебро, затем все, что оставалось, а когда ничего не осталось, прихватили валенки от постели тяжело больного туберкулезом деда.
Священники жили у нас в деревнях. Один из таких домов в XIX веке купил мой прадед на Горке. В Пенино перевозили дома раскулаченных людей. В 1946 г. в Буряжках построили дом для священника церкви Покрова Пресвятой Богородицы, позднее дом перевезли на Козью Гору. На Козьей Горе был монастырь Покрова Пресвятой Богородицы и храм, построенный по проекту арх. В.А. Косякова в стиле модерн. 11 лет назад в 1989-1990-х гг. были сняты цветные лампады, затем исчез изящный серебряный сервиз для причастия, после чего были похищены иконы. Иконостас пострадал несколько лет назад. Золотая утварь, по преданию, была спрятана на дне озера Самро.
В монастыре несли послушание сестры мачехи моей матери из дома Сайкиных, что в д. Буряжье. Они любили принимать у себя школьников и угощать их яблочными пирогами.
После революции над монашками надругались (в траве находили их платочки) и сослали в Сибирь. Моя тетя, Елена Михайловна Демидова (рожд. Свинтусова), отбывала срок вместе с ними в г. Омске. По окончании срока лжесвидетелям дали по пол буханки хлеба, чтобы подтвердили показания, будто «монахини ругали советскую власть», и срок продлили. В монастырь вернулись немногие. До сих пор рядом с церковью стоит домик Анны Яковлевны, умершей последней. Мы с сестрой ходим убирать их могилки.
В Духов день, после войны, крестный ход из церкви Покрова Пресвятой Богородицы, на лодках направлялся через озеро Самро в с. Песье, в храм Вознесения Господня с изумительной иконописью и деревянной золоченой резьбой. Здесь совершалось богослужение, и крестный ход направлялся к святому источнику среди могучих елей - на водосвятие.
Прекрасные духовные песнопения, голубое озеро, плеск воды, желтые кувшинки и обед. Угощали свежей рыбой в молоке, пирогами с зеленым луком и яйцом, с рыбой, с сагой и киселем.
Праздник Воздвижения Креста Господня в д. Рожновье. Варили пиво для мужчин, женщинам подавали сласти.
В последний путь обычно провожали всей деревней. Землю перед гробом устилали цветами, зимой - еловыми веточками. На перекрестке дорог лежал могильный камень, на который ставили гроб. Отовсюду приходили люди. Что символизировал камень на крестообразном перекрестке дорог?
Прошли годы... В храме Покрова Пресвятой Богородицы совершаются службы. Летом в храм идут наши дети. Они принимают участие в богослужениях: держат чашу или несут хоругви, проходят под иконой и летят, как ласточки, с горы после богослужения.>
Санкт-Петербургская митрополия – официальный сайт.
Санкт-Петербургская Епархия.
Удивительное место
Если посмотреть на карту, то деревень, в названии которых есть слово «гора», только в нашем районе обнаружится немало. Козья гора в этом смысле как будто ничем не отличается от своих «тезок»: легко предположить, что существует некая возвышенность, которая и дала имя населенному пункту. Но на самом деле деревни в привычном понимании здесь нет, если не считать двух скромных дачных домиков, хозяева которых ненадолго приезжают летом. Зато чем знаменито это место, знает, наверное, каждый. Это великолепный храм Покрова Пресвятой Богородицы, действительно выстроенный на высоком холме и от этого словно взмывающий в небо.
Почему он был поставлен именно в этом месте, в стороне от дороги и больших деревень? Местные жители вспоминают, что до революции здесь находился женский монастырь, который по традиции был как духовным, так и культурным центром. Здесь даже был приют для девочек, где их обучали грамоте и разнообразным рукоделиям. Инициатива строительства нового храма принадлежала богатому крестьянину из Поречья, который пожелал направить на это собственные средства. Оказывается, в те годы самым трудным было получить разрешение церковных властей на строительство, и разрешения, действительно, долго не давали, ведь к тому времени по соседству действовали величественные храмы в Старополье и Пенино. В 1907 году было завершено строитель¬ство нового храма. Предание гласит, что он был освящен одним из самых почитаемых праведников, ныне причисленных к лику святых Иоанном Кронштадтским. Будто бы были сказаны им слова: «Стоять сему храму до второго пришествия». И за прошедшие с тех пор почти сто лет храм уцелел. В испытаниях, выпавших на долю большинства российских церквей, это можно считать счастливым исключением.
После революции монастырь был закрыт, прекратились службы и в Покровском храме. Из рассказов местных жителей известно, что в деревянных домиках монастыря размещалась коммуна, работала почта, в часовне был открыт клуб. Молодежь из Поречья не ленилась приходить сюда на собрания и танцы. Но вот что удивительно - ни у кого не поднялась рука разрушить прекрасное церковное здание, даже стекла в окнах не были разбиты. Так храм простоял запертым много лет и только в 1942 году вновь был открыт.
Эту дату уверенно назвала жительница деревни Усадище, что находится недалеко от Козьей Горы. Зоя Ивановна, помощник церковного старосты, в ту пору была ребенком Но она помнит, как приехал откуда-то из-под Ленинграда немолодой священник по имени отец Алексей. Многие жители пригородов были вынуждены спасаться бегством от боев и обстрелов Приехали откуда-то и четыре бывшие монашки и тоже остались жить при церкви Говорят, что они не то привезли с собой ключи, не то отыскали надежно спрятанные много лет назад. Служба в церкви возобновилась, и люди приходили сюда, чтобы помолиться за своих близ¬ких, найти облегчение в своих страданиях. Когда немцы поняли, что их отступление неминуемо, начали жечь и грабить уцелевшие деревни Такая же судьба постигла и монастырь в Козьей Горе, говорят, что одна из старинных каменных построек даже была взорвана Та же участь должна была постигнуть и Покровский храм. Но будто бы навстречу захватчикам с крестом в руках вышел отец Алексей в сопровождении своих близких, готовый погибнуть вместе с церковью. Такое проявление мужества остановило врагов, и они ушли, оставив церковь нетронутой. Так ли это было на самом деле, точно неизвестно, но храм уцелел, и в его истории появилась еще одна красивая легенда. С тех пор лишь 2-3 года в конце сороковых - начале пятидесятых годов храм не действовал, но уже более полувека службы исправно продолжаются, а церковь оставляет в душах верующих ощущение необычной благодати.
14 октября, в день большого церковного праздника Покрова Божьей Матери, - престольный праздник храма на Козьей Горе. Как по заказу, вы¬дался солнечный тихий день, осень словно приберегла для него свои последние яркие краски На фоне пронзительной голубизны неба и золота опадающей листвы, храм выглядел особенно торжественно. Сказать, что было здесь многолюдно, нельзя, но все же несколько десятков верующих по нынешним временам для этих мест уже много. А когда-то, по словам старожилов, людей собиралось на службу столько, что едва хватало места. И все же этот простор, не стесненный большим количеством людей, сейчас особенно дорог верующим. Праздничная служба совершалась по установленному канону. С чувством пел небольшой хор. «Хорошо-то здесь как, - сказала одна из женщин. - От души помолиться можно, на колени свободно встать».
Пожилых женщин среди прихожан много. Для них возвращение к религиозным традициям совершается легче, тем более, что часто это напрямую связано со стремлением помочь близким. Как позаботиться о взрослых, давно ставших самостоятельными, детях? В делах, в городской суете им часто недосуг подумать о душе. Что ж, все придет в свое время, а пока хранят их от бед материнские молитвы...
Впрочем, среди более молодых людей серьезное отношение к вере можно встретить всё чаще. Я подошла к женщине с девочкой, которые немного опоздали на праздничную службу. «Мы пешком шли из Рожновья, - сказала она. - Очень хотели побывать здесь в праздник. У нас нелегкая жизнь, но вера поддерживает и укрепляет». В этом храме часто отмечают торжественные события в своей жизни городские молодые пары: венчаются, крестят детей. «Здесь делается всё как-то по-особому душевно», - сказала другая моя собеседница, оказавшаяся жительницей С.-Петербурга. Поражает и внутреннее убранство церкви, где сохранились многие почитаемые иконы, предметы старинной утвари. Обращает на себя внимание икона Божьей Матери непривычно больших размеров - во всю стену. Как говорят, это копия одной из старинных икон - Старорусской.
А возле нее можно увидеть и вовсе необычную икону - вышитую гладью. Изображает она святых Петра и Павла. Нити подходящих оттенков так искусно подобраны, что создается впечатление плавного перехода полутонов. Эта работа современная, выполнена она помощницей нынешнего настоятеля храма. Людмила Павловна рассказала свою непростую историю. Поворот к вере произошел в её душе всего 12 лет назад, но жизнь с тех пор полностью изменилась. По образованию Людмила Павловна - медицинский работник, муж был офицером. Вместе с ним немало пришлось поездить по Советскому Союзу, а также служить за границей. Но после возвращения на Родину, когда все в стране начало стремительно меняться, пришла пора невеселых раздумий, болезней. Излечить душу и тело помогло обращение к церкви. «Раньше для меня были главными дом, семья, - рассказывала Людмила Павловна - Теперь все изменилось. Дети выросли, мужа я похоронила. А в моей жизни начался новый этап. Этот храм для меня - как подарок. Больше всего люблю наряжать его к праздникам. Я благодарна Господу, что он допустил меня помогать священнику и трудиться в храме. А жить я и мечтала в таком месте, где нет мирской суеты». Обеспечить существование помогает пенсия, огород. Предстоящая зима для Людмилы Павловны в Козьей Горе будет первой. Тихие вечера поможет скоротать увлечение вышивкой и бисероплетением. Долгий разговор состоялся у нас и с настоятелем храма Покрова -Пресвятой Богородицы - отцом Олегом Он несколько лет был священником в Старополье, потом тяжелая болезнь надолго нарушила привычный образ жизни. Когда решался вопрос о дальнейшем служении в церкви, он сам выбрал храм и приход в Козьей Горе - по сердцу и по душе. Для начала пришлось много заниматься хозяйственными делами, оформлять приход юридически. Когда-то монастырю принадлежали большие земельные угодья в округе но о возвращении их речи нет. Сейчас храм располагает на правах аренды земельным участком в 85 соток под строениями и небольшим приусадебным хозяйством. В планах -значительное развитие и расширение деятельности прихода. Одно из планируемых мероприятий - строительство нового корпуса, где разместится канцелярия и гостиница для приезжих. Уже начата работа по сбору архивных и исторических данных о храме. Он заслуживает такого внимания, недаром его именуют жемчужиной нашего края. Конечно, затронули мы и тему сугубо материальную - о средствах необходимых для поддержания здания в порядке, сохранения благолепия и для дальнейшего развития: «Нам нужна конкретная помощь, - прямо сказал отец Олег - Мы благодарны людям за денежные пожертвования, но более результативным было бы выполнение каких-то определенных работ И помощи мы ждем не только от верующих В том чтобы сохранить церковь как исторический памятник - несомненную достопримечательность Сланцевского района, наверное заинтересован каждый человек, считающий себя патриотом родного края. Мимо этой красоты и неверующий не сможет пройти равнодушно».
С.Шишкина.
Литература:
Знамя труда, Сланцы. 22 октября 2004 года.
Последние насельницы в Козьей Горе. 1970-е гг.
Ленинградский мартиролог.
1937–1938.
Сланцевский район.
Климентьева (Клементьева) Татьяна Климентьевна, 1891 г. р., уроженка и жительница д. Плешево Осьминского р-на Лен. обл., русская, беспартийная, член церковной двадцатки, б. монашка Козьегорского монастыря. Арестована 5 июля 1937 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 15 ноября 1937 г. приговорена по ст. ст. 58-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстреляна в г. Ленинград 19 ноября 1937 г. Лавров Александр Николаевич, 1878 г. р., уроженец с. Рель Осьминского р-на Лен. обл., русский, беспартийный, священник Перечицкой церкви, проживал: хут. Заплотье Лужского р-на Лен. обл. Арестован 21 ноября 1937 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 10 декабря 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 14 декабря 1937 г.
Алексеев Филимон Алексеевич, 1866 г. р., уроженец д. Кошалевичи Осьминского р-на Лен. обл., русский, беспартийный, священник Самровской церкви, б. монах Сергиевской пустыни, проживал: д. Самро Осьминского р-на. Арестован 2 августа 1937 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 15 ноября 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 19 ноября 1937 г. Изотов Александр Михайлович, 1905 г. р., уроженец д. Овсище Осьминского р-на Лен. обл., русский, член ВКП(б) в 1927-1937 гг., директор совхоза "Сяглицы" Волховского р-на Лен. обл., проживал по месту работы. Арестован 10 августа 1937 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 25 ноября 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-7-10 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 3 декабря 1937 г.
Изотов Михаил Антонович, 1884 г. р., уроженец и житель д. Большое Овсище Осьминского р-на Лен. обл., русский, беспартийный, монтер 70-го ЭДУ (эксплуатационно-дорожного участка) Ушосдора НКВД. Арестован 8 августа 1937 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 8 сентября 1937 г. приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 9 сентября 1937 г.
Власов Иван Власович, 1871 г. р., уроженец и житель д. Велетово Осьминского р-на Лен. обл., русский, беспартийный, член колхоза "Веселое Самро". Арестован 22 августа 1937 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 15 ноября 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 19 ноября 1937 г. Капустин Павел Степанович, 1888 г. р., уроженец и житель д. Замошье Осьминского р-на Лен. обл., русский, беспартийный, объездчик Осьминского райлесхоза. Арестован 6 августа 1937 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 19 октября 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-10-13 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 25 октября 1937 г.
Николаев Михаил Николаевич, 1889 г. р., уроженец и житель д. Замошье Осьминского р-на Лен. обл., русский, беспартийный, крестьянин-единоличник. Арестован 6 августа 1937 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 13 сентября 1937 г. приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 16 сентября 1937 г.
Самуйлов Петр Самуйлович, 1875 г. р., уроженец и житель д. Замошье Осьминского р-на Лен. обл., русский, беспартийный, член колхоза и портной-кустарь. Арестован 23 октября 1937 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 15 декабря 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-6-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 18 декабря 1937 г.
Баранов Георгий Павлович, 1870 г. р., уроженец и житель д. Заклепье Осьминского р-на Лен. обл., русский, беспартийный, колхозник. Арестован 23 октября 1937 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 19 декабря 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 24 декабря 1937 г.
Романский Павел Васильевич, 1886 г. р., уроженец с. Старополье Рудницкого р-на, русский, беспартийный, священник церкви в с. Лосицы Лядского р-на Лен. обл., проживал по месту работы. Арестован 11 октября 1937 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 15 ноября 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 19 ноября 1937 г.
Морозова Татьяна Егоровна, 1873 г. р., уроженка д. Чудиново Осьминского р-на Лен. обл., русская, беспартийная, домохозяйка, хлебопек при церкви, проживала: д. Б. Клобутицы Лужского р-на Лен. обл. Арестована 1 ноября 1937 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 10 декабря 1937 г. приговорена по ст. ст. 58-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстреляна в г. Ленинград 14 декабря 1937 г.
Ленинградский мартиролог. 1937–1938. Сланцевский район.
www.visz.nlr.ru
В.И. Будько.
Козья Гора - факт топонимики
Самое простое объяснение — на этой горе водились лесные олешки, по-местному «козы».
Козел или Коза — языческие имена, не вошедшие в христианский именослов. «Козел» (соврем., - кличка; оскорбление в уголовной среде), а раньше «Козлок» - «прямик, прямой и честный, но упрямый человек» (Даль). «Козиться» – сердиться и выходить из себя. «Коза» - ссора. «Пошла у них коза». Говорят и сегодня: «Я тебе сейчас козу сделаю».
Названия растений с основой «коз»: козловика (тмин), козыль (бессмертная трава, божье дерево), козелье (ежевика), козий рост, он же козья морда (малая ибунка), а так же: козлобородник, козья жимолость, козья нога, козий язык, козий шарик; козельник – известная повсеместно у нас пижма. Козляк — гриб.
«Козик» - шалаш. «В козиках после войны жили». «Козик» - ночлег, питание, иногда и одежда для пастуха, когда ходили по очереди к хозяевам. «В козике живу, как пастух», т.е. ночую и питаюсь у людей, а то и в шалаше.
Кровать ставилась на козлы, на козлах были качели и мосты. Встарь стропила называли козлы. Их покрывали стружкой или тесом. «Козулина» - отдельная стропила (стропилина). Сушилка для сена делалась в виде козлов. Козлы же - приспособление для пилки дров. Говорили: «На козы дрова-то пилим». «На приспособлении типа козы, по лесам да за спиной носили кирпичи, когда строили храм. Носить было высоко». «Козловня» - заведение по выделке козловой шкуры – сафьяна. Низшие сорта сафьяна делали из овечьих и телячьих шкур.
В музее Загривской школы есть лодочный светец из металла - «коза». Он подсвечивал во время ночного лова (т.н. лучение рыбы). Для подсветки использовалась лучина, дрова и угли. Коза ставилась на носу лодки. Такой же козой пользовались и на Долгом озере для ночного лова снетка. Доложского снетка (очень крупного по сравнению с чудским) ловили в первой трети мая, когда снеток выходил на т.н. «сусмень», - мель возле острова. Иногда с помощью козы и лучины подсвечивали при молотьбе. Жать в темноте считалось грехом. Ночная жатва оправдывалась только, если в доме не хватало рук, где семью поднимала вдова.
«Козелки», они же «козенки и козанки» — игральные кости (они же «бабки»), кости, оставшиеся от скотины после варки студня. «Козанки из костей ставили в ряд и сбивали» - играли. «Козелки» — суставы ног. «Козна» – бита для игры. «Кознь» - водящий в игре. «Кто кознь, тот и козни строит» (отсюда известная поговорка). «Козны ставят парам (парами). Кто не выбил, тот и наварил. - Кон кончился. Кознов нету – деньги ставили в заменку. Спациально возили кознов». «Казны – косточки от животных, которые находились в ногах. Козни ставят колодцем, и если он их сшиб, значит они его». Даль: «Козлок, козон, козк, козанок м. (козны, козанки), альчик, бабка, костыга, для игры в бабки. Сиб. кисть руки, завить, запястье или сустав, суставчик пальца. Козенник м. пск. бабочник, алечник, костыжник».
«Коза» — древнейшее слово праславянского происхождения. По изысканиям этнографов и фольклористов на северной Псковщине, в т. ч. Гдовском районе, понятия «коза» и «нива» — идентичны. Большое вероятие, что Козья гора — это нива на горе.
Гдовичи раньше отстающей жнице кричали: «Тяни козу-то свою! Бе-е-е!» Это значило: «Дожинай скорее полосу свою, дожинай клок поля». «Зинка осталась на козы. – Все уж выжали свои полосы, а она нет». Быть «на козы» - быть отстающим в работе. «Коза» - «клок хлеба, покинутый на пашне несжатым».
Сегодня специалисты считают, что в средневековье в наших местах был некий зооморфный мифологический персонаж «коза», ассоциативно связанный с нивой. Началом, объединяющим ниву и козу является плодовитость. Не случайно снопы в Чудском поозерье называются «козленята». Молочение ржи обычно осуществляли не цепами, а вручную, на приспособлении типа скамейки, - «на козлах».
Некогда был вид народной пляски «козел». Участники пляски стояли и мычали, похлопывая в ладошии, а два парня плясали: один за козла, другой за козу. Возможен забытый языческий ритуал.
И пляска и игра не исключают память о неких приношениях в виде животных или их копыт. Могли быть жертвы в виде ног или мосталыг.
След ноги, лапы, копыта и руки издревле имел сакральную суть. В деревню Лужки предки нынешних жителей принесли т.н. Божий камешек со следами коз и других животных. Первоначальное нахождение камня было где-то у Доложской пещеры. Камень могли унести ввиду его языческой сути. Сегодня об этом камне понятия весьма смутные. В археологическом смысле это камень-следовик. Говаривали о козьих следах на неком камне в воде у Пещеры. Обнаружить его пока не удалось.
Под Козьей Горой в низинке через вязь, частенько звавшуюся встарь «козьим бродом» имеется чтимый камень со следом Илии Пророка. К нему до сих пор приносятся цветы, деньги, свечи. На камне поставлен крестик. Рядом непременный колодец.
Этот камень, не известный археологам, представляет собой валун ледникового происхождения. Природная лентообразная выемка в верхней части напоминает длинный подработанный след. О локализации камня и о его датировке сегодня никто не скажет. До некоторых пор он лежал у часовни, что стояла на Ожевском повороте. Жительница д. Кошелевичи сказала, что камень лежал «на Ожевской повертке».
Кроме камня других археологических объектов в Козьей Горе не известно. Между тем, в Поречье, у начала лесной дороги, которая была вымощена приличными лесинами, лежит уникальный стрелообразный камень, указующий путь паломникам к храму и погосту. По этой дороге еще недавно можно было проехать на телеге. Мне приходилось ездить по ней на мотоцикле. Сегодня дорога заросла, а в церковь едут по другому пути, отсыпанному для машин.
Просто так указатели из камня никто не вырубал. Это единственный стрелообразный камень в присамрянском регионе. Археологическая ценность его в том, что он находится на своем исконном месте. Со временем археологи могут заняться его исследованием, чего нельзя сделать в отношении камня Илии Пророка. Поклонные камни представляют археологический интерес только в местах своей исконной локализации, когда возле них имеется т.н. культурный слой земли.
Деревни при Самро раньше имели т.н. погребальные камни. Они используются до сих пор при похоронах местников. Гробы по обычаю ставят около камней. На камни поставляются кутья и иконы. При камнях жители деревень прощаются с усопшими и далее скорбный груз везут на телеге. Место погребального камня называется в народе «кутейник». Могли ли быть кутейники без камней, не знаю. Возможно, жители помнят о кутейнике, но не помнят о существовании на нем особого камня (д. Каменец).
Все известные мне камни располагались при часовнях или на выезде из деревень. В деревне Бор I камень находился при часовне. Камень удалось осмотреть. Он представляет колотый валун теской кверху. Диаметр камня ок.60 см. При часовне и камне на престольный праздник существовал обычай катать яйца. Яйцо победителя должно было укатиться дальше других и при счастливом варианте попасть в этот камень. Выигравший забирал яйца проигравших.
Два погребальных камня имеются на западном и восточном выездах из деревни Овсище. Т.н. Большое Овсище (западная часть) относится к приходу Старополье, а Малое Овсище (восточная часть) относится к приходу Козья Гора. В соответствии с этим и расположены камни. Кроме этого, при сохранившейся часовне в восточной части деревни имелся известный камень. Камень имел некий указующий смысл (в части географии). Легенды овсищенского камня еще предстоит зафиксировать.
Есть сведения о погребальных камнях в Кошелевичах и Буряжках. Последний камень куда-то «исчез». Жители предполагают, что его забутили в новую дорогу, - где-то на перекрестке. Камень в Кошелевичах пытались по незнанию использовать в строительстве, но намерение не осуществили. Его судьбу тоже надо исследовать.
Слышано о существовании кутейника в деревне Каменец. Теперь в этом месте выстроена новая часовня во имя Пророка Илии. Расположена она на старинном месте, где когда-то протекал ручей. На сегодняшний день ручей иссяк, т.е. «благодать исчезла». Хорошо, что хватило сил и средств возвести часовню. Это первая часовня, построенная у нас после богоборческих времен.
Козьегорский храм (1904-1908 гг. архитектор В.А. Косяков) поставлен на древнем «намоленном месте», которое (не исключено) могло быть каким-то языческим капищем (капа – истукан). Поставление храмов на древних местах - рядовая практика христианизации.
Со временем на горе расположился монастырь, закрытый в 1928 году. Храм закрыли в 1937 году, а возобновили службы уже в 1942-м. История монастыря, к сожалению, пока не написана. По этой теме идет лишь накопление материала. Оно осложнено недоступностью части архивов ХХ века.
Огромная фольклористика связана с козой и козлом. Приведем данные В. Даля. «В девках засиделась, так на том свете козлов паси». «Девки — не люди, коза — не скотина». «Девки все как козы смотрят» (девки дичатся, скромничают). «Коза» - шустрая девка – «Ну ты коза». «Эта девка как брянская коза вверх глядит». «Та не коза, что за волком пошла». «Не учи козу — сама стянет с возу». «Овец не стало и на коз честь пала». «Коза на горе выше коровы в поле». «И козлу недосуг: надо коней на водопой проводить» «Коза на двор, а козел через тын глядит». «Подкуй козла — коням легче». «Охотой пошел, как коза на веревочке». «Коза сыта и капуста цела». «Как дело бывало — коза волка съедала». «Кони на козлах, кучера в хомутах». «Козьи рога в мех не идут». «Бабы – козий род». «В семи бабах половина козьей души». «Тверичи через забор козу пряниками кормили, думали что девка».
В ближнем Поречье была часовенка где стоял чтимый народом крест. В престольный праздники к нему приходил Крестный ход. Крест и часовню уничтожили атеисты, а в боголюбивую и небедную деревню населили ссыльных. Память о монастыре, сестрах и лучших духовниках должна была умереть, но изверги просчитались. Именно козьегорский храм радует нас первозданной красотой. В нем сохранилось достаточно первоначальной утвари, хотя воры неоднократно наведывались сюда.
В 1964 г. археологами в Поречье отмечен жальник, по-нашему кладбище или коломище средневековья.
Не секрет, что домашняя коза сегодня относится к разряду экзотов. Приведем некоторые сведения и о козе: «Коза: — Обыкновенная европейская или домашняя принадлежит к числу животных, содержание которых весьма выгодно в сельском хозяйстве: по довольству скудной растительностью пастбищ, молочности (до 45 ведер молока в год), богатого содержанием жира) и доставляющего хорошее масло и сыр, и ценности мяса, сала, кожи или шкуры, волоса и пуха. К. может быть даже поставлена, при известных условиях, выше овцы. По фон-Миддендорфу, К. дает в Фергане, при однократной стрижке весной, около 11/2 фунта волоса и 1/4 фунта пуха или пуши; последний ценится очень дорого и из него приготовляют известные оренбургские платки.
В западных и юго-западных губерниях коз содержат преимущественно евреи; в общем, число К. не превышает в России 2000000 штук.
В лесном хозяйстве К. очень вредное животное: при пастьбе в лесу козы не довольствуются подножным травяным кормом, но предпочитают поедать листву, почки, ветви и даже вершинки молодых деревьев, и обгладывают кору у старых деревьев, поэтому в большинстве европейских государств закон запрещает пасти К. в лесу» (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПБ, 1890 – 1907).
Ритуально-мифологическая роль козла в древних индоевропейских традициях
«Козел» выступает в древней исландской мифологии как животное, впрягаемое в колесницу божества. В «Эдде» бог грома Тор ездит на колеснице, запряженной парой козлов. Исключительная древность этого образа видна из аналогичных свидетельств ряда индоевропейских традиций: балтийской, где бог Перкунас ездит на козлах, славянской, где мифологические персонажи сидят на козлах и в особенности в древнеиндийской, где козлы как средство передвижения бога приравниваются к коням (козел — конь, в колеснице бога Пушана; тот у кого козлы-кони, тот, кто охраняет скот).
В ведийском отношении архаичность ритуала - приношения в жертву лошади — «ашвамедхи» — перед конем убивают козла, отправляемого к богам как вестника, возвещающего о начале обряда жертвоприношения (козел предвещающий).
…Ритуал жертвоприношения козла засвидетельствован и в других индоевропейских традициях в частности в германской.
…В разветвленной и архаичной германской терминологии, обозначающей козла, козу, а так же ритуальная значимость этого животного в культурной традиции германцев, балтов и славян должна отражать древнейший этап развития индоевропейских диалектов и соответствующий ему период истории материальной и духовной культуры носителей этих диалектов.

Литература:
Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. II. Тбилиси. 1984.
Добавил 11.09.2010 Б.В.И.

Статью добавил(а): Анонимный участник,  25 апреля 2011

Еще одним источником по истории Козьегорской церкви являются семейные воспоминания Михаила Кузьмича Михеева "Отец Иоанн Кронштадтский и род Михеевых", опубликованные в церковно-историческом альманахе "Кронштадтский пастырь", выпуск II (Издат-во "Отчий дом", М., 2010), стр. 470-476.

"Я родился в деревне Поречье (ныне Сланцевский район Ленинградской области) в семье, которая берегла память об отце Иоанне Кронштадтском. Он бывал у нас в Санкт-Петербурге, а когда приезжал в 1903 г. освящать Козьегорскую церковь Покрова Пресвятой Богородицы - и в деревне Поречье.

...Знакомство нашей семьи с отцом Иоанном состоялось благодаря моему деду, Елизару Михеичу Михееву, человеку глубоко религиозному, который сам ездил несколько раз в Кронштадт к Батюшке, и, по семейным рассказам отец Иоанн его заметил и приблизил к себе.

...дедушка продолжал владеть усадьбой и обширным хозяйством в Поречье и, будучи человеком состоятельным и богобоязненным, оказывал помощь в сооружении строящейся неподалеку от нашего дома церкви. Основным строителем Козьегорского храма являлся подрядчик по имени Максим (фамилии не помню), высокообразованный и глубоко религиозный человек. Он и похоронен был в часовне у церкви, стены которой сохранились и сейчас (однако вся внутренняя ее часть разграблена). Заботами моего дедушки здесь же, в Поречье, были сооружены церковная сторожка, ограда и вход на кладбище. В 1903 г. при освящении Козьегорской церкви (называющуюся по местечку Козья гора, на расстоянии километра от деревни Поречье) дедушке удалось пригласить отца Иоанна к себе в дом.

Поречье в то время было большим зажиточным селением (более ста дворов), крепко державшим национальные традиции. Разумеется, строительство Козьегорского храма не означает, что крестьяне жили в этих краях без церкви, - была старая деревянная церковь, а в четырех километрах от Козьей горы, в деревне Пенино, был собор, и жители Поречья и всей округи были его прихожанами.

В альманахе не указан точный период написания этих воспоминаний.

Упоминаемый основной строитель Максим, скорее всего - бывший крестьянин Максим Егорович Егоров, разбогатевший на подрядах в Петербурге. Видимо, выбор одного из престолов в честь св. Максима Исповедника, связан со святым покровителем М.Е. Егорова.

Михеев Михаил Кузьмич (род. 1924)– доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ.

Комментарии и обсуждение

Подробнее о Козьей Горе, о храме, о монастыре можно найти информацию здесь.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.