ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Тайцы. Церковь Алексия, митрополита Московского.

Церковь Святителя Алексия в Тайцах


Церковь. Действует.  
Престолы:Алексия, митрополита Московского
Архитектурный стиль:Неорусский стиль
Год постройки:Между 1916 и 1922.
Архитектор:И.В. Экскузович
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
188340, Ленинградская область, Гатчинский район, пос. Таицы, Гатчинское шоссе, д.24

Координаты:59.66538, 30.11438
Проезд:С Балтийского вокзала СПб до ст. Тайцы. На а/м по Киевскому шоссе из СПб до п. Володарский, поворот направо на Тайцы (плохая дорога), лучше по шоссе Красное Село – Гатчина с любой стороны.


Добавить фотографию
Церковь Алексия, митрополита Московского - Тайцы - Гатчинский район - Ленинградская область
Церковь Алексия Митрополита Московского. Тайцы
Игорь Майоров
22 февраля 2015
Церковь Алексия, митрополита Московского - Тайцы - Гатчинский район - Ленинградская область
Михаил Владимиров
17 октября 2014
Церковь Алексия, митрополита Московского - Тайцы - Гатчинский район - Ленинградская область
Михаил Владимиров
17 октября 2014
Церковь Алексия, митрополита Московского - Тайцы - Гатчинский район - Ленинградская область
Елена Бойкова
15 августа 2009
Церковь Алексия, митрополита Московского - Тайцы - Гатчинский район - Ленинградская область
Семен Арутюнян
27 июня 2008
Церковь Алексия, митрополита Московского - Тайцы - Гатчинский район - Ленинградская область
Вадим Павлов
11 апреля 2004
Церковь Алексия, митрополита Московского - Тайцы - Гатчинский район - Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
апрель 2002
Церковь Алексия, митрополита Московского - Тайцы - Гатчинский район - Ленинградская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1996
Церковь Алексия, митрополита Московского - Тайцы - Гатчинский район - Ленинградская область
фото с сайта http://taizy-spb.narod.ru/galereya2.html
Андрей Агафонов
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Вадим Павлов,  3 октября 2004

Проезжая из Красного Села через Тайцы в сторону Гатчины, по левой стороне дороги взору открывается величественный белокаменный храм с устремленным ввысь шлемовидным куполом, словно древнерусский богатырь, застывший на передовой. Как-то невольно, само-собой, хочется остановиться и подольше полюбоваться этим творением, столь неожиданно возникшем в казалось бы, мало чем примечательном поселке…

…Спустя несколько лет, прошедших с момента постройки первой деревянной церкви святителя Алексия, таицкие дачники смогли, наконец, собрать некоторый капитал и образовать строительную комиссию, которая взяла на себя хлопоты, связанные с постройкой нового каменного храма в ознаменование рождения Наследника Цесаревича. Прошедшие в 1913 году торжества по случаю 300-летия Царствования Дома Романовых послужили реальным толчком к осуществлению задуманного дела.

Место под постройку нового каменного храма было отведено на участке рядом с уже существующим деревянным и 15 июня 1914 года епископ Гдовский Вениамин (Казанский) совершил его закладку. Проект церкви, рассчитанной на 1000 человек, выдержанный в древнерусском стиле с необычным шлемовидным куполом, разработал известный петербургский архитектор Иван Васильевич Экскузович, а наблюдение за ее постройкой осуществляли гражданские инженеры Н.И. Постников и С.И. Барет.

Благодаря умелым и энергичным действиям председателя строительной комиссии А.А. Алексеева, проживавшего здесь же, в Тайцах, на Романовском проспекте, уже к началу 1916 года постройка храма была вчерне завершена и на него подняты кресты. Интересным является то, что в его строительстве были использованы железобетонные конструкции, в начале XX века начавшие находить применение и в церковной архитектуре.

Несмотря на столь быстрый ход строительных работ освятить храм к 1917 году так и не успели, а начавшаяся вскоре гражданская война отодвинула время его освящения еще на несколько лет. Судя по всему, богослужения в храме стали совершаться еще задолго до его освящения по полному чину, поскольку уже в августе 1919 года была составлена опись его церковного имущества, из которой явствует, что уже к этому времени в нем находилось несколько икон в довольно массивных серебряных ризах и серебряные лампады (так, например, риза на Тихвинской иконе Божией Матери весила 2,73 кг). Согласно дошедшим до нас сведениям, новопостроенный каменный храм был освящен лишь в 1921 году епископом Кронштадтским Венедиктом (Плотниковым, будущим священномучеником) во имя Святителя Алексия, митрополита Московского. Находившаяся по соседству деревянная церковь спустя два года разобрана и перенесена на новое Таицкое кладбище.

К сожалению, к архивным материалам о довоенной истории Таицкой церкви доступа в настоящее время нет, и ее приходится восстанавливать по воспоминаниям старожилов и отдельным документам, обнаруженным в других архивах.

С 8 сентября 1922 года настоятелем Алексиевской церкви становится молодой священник Петр Белавский, до этого в течение двух лет сослуживший своему отцу протоиерею Иоанну Петровичу Белавскому в Александро-Невской церкви в селе Александровском. Во многом дальнейший духовный и жизненный путь о. Петра определил будущий священномученик Владыка Григорий (Лебедев), прибывший в Петроград в 1923 году в качестве викария - епископа Шлиссельбургского. Живя на даче в Тайцах, он нередко служил и проповедовал в Алексиевской церкви, ведя по вечерам с о. Петром долгие беседы…

Согласно воспоминаниям старожилов, именно в эти годы храм отличался наибольшим благолепием. До революции и некоторое время после нее в Тайцах существовала традиция устраивать на Пасху праздничные фейерверки, а храм украшать разноцветными фонариками. Особым почитанием среди местных жителей пользовались находящиеся в храме иконы святителя Алексия, святителя Николая Чудотворца (изображение в полный рост), Иоанна Предтечи («Во плоти ангел»), Феодоровской Божией Матери и св. блгв. княгини Анны Кашинской с частицей ее мощей. Внутри храма, над входом на хоры, висела картина, изображающая Спасителя и Марию Магдалину. Интересно, что на самих хорах в 1920-1930-е годы никогда не пели. Церковный хор всегда находился на правом клиросе, который полностью закрывали большие иконы.

Среди таицких жителей особо почитался в те годы блаженный Михаил, безмолвник, зарабатывавший на жизнь пилкой дров. Он же предсказал и раскулачивание, приведя однажды ко храму корову и ударив в набат.

С 1927 года о. Петр Белавский находился в молитвенном общении с митрополитом Петроградским Иосифом (Петровых) и архиереями, ему единомысленными, отказавшимися поддержать декларацию митр. Сергия (Страгородского) о лояльности советской власти, и именно при нем Тайцы превращаются в один из центров «иосифлянства»

Власти были прекрасно осведомлены о сложившейся церковной ситуации в Тайцах, и о. Петр знал это, чувствуя, что рано или поздно ему придется пострадать за свои убеждения, и это произошло 29 ноября 1929 года, когда он был арестован и заключен в тюрьму, а спустя год приговорен к 5-ти годам лагерей и отправлен на Соловки.

О священниках, служивших в храме после ареста о. Петра Белавского сведений сохранилось немного. Здесь служили иеромонах Аркадий (сведений о нем обнаружить не удалось), иеромонах Никострат (Лаврешов) из Ново-Афонского подворья в Санкт-Петербурге, с 1927 года служивший в Александро-Невской церкви и арестованный в апреле 1931 г. по делу Истинно-Православной Церкви. Об остальных священниках известно еще меньше: здесь служил протоиерей Иоанн Смолин, в 1932 году в храме служил протоиерей Александр Федорович Васильев (вскоре высланный, о его дальнейшей судьбе также ничего не известно), а после него о. Петр (его фамилию выяснить пока не удалось).

До своей высылки в Сибирь в 1929 году при храме постоянно проживали настоятельница подворья Серафимо-Дивеевского женского монастыря в Старом Петергофе игумения Варсонофия и группа монахинь. Одна из них, монахиня Клавдия, строгая иосифлянка, жила в притворе храма в сторожке.

Первую попытку закрытия храма власти предприняли в мая 1936 года, когда Леноблисполком принял решение о его «ликвидации», однако оно, слава Богу, тогда не было реализовано. Гонения на церковь, тем не менее, в те годы становились все масштабнее, и 11 мая 1939 года по постановлению того же Леноблисполкома последняя Таицкая церковь была все-таки закрыта. В ее стенах власти устроили клуб, однако, по воспоминаниям старожилов, в него никто не ходил.

После закрытия находившиеся в храме иконы и церковная утварь были разграблены или оказались в других храмах. Икона святителя Алексия была чудесным образом спасена жительницей Тайцев Александрой Ивановной Саввиной, после войны икона была передана в Гатчину о. Петру Белавскому и в настоящее время пребывает в Покровской церкви в Мариенбурге. Находившийся в храме иконостас был разобран и, судя по всему, уничтожен. Останки погребенного за алтарем храма председателя строительной комиссии храма Алексея Алексеева были перезахоронены на новом Таицком кладбище (до настоящего времени его могила не сохранилась). На целых два года в храме воцарилась мерзость запустения…

В августе 1941 года безбожная советская власть на время отступила - в Тайцы вошли немецкие части. Местные жители тут же обратились к командованию с просьбой открыть свой любимый храм и разрешить совершение в нем богослужений. Немецкое командование не только откликнулось на их просьбу, но и помогло привести храм в более-менее подобающий ему вид.

Старожилы вспоминают, как вскоре рядом с храмом запылал огромный костер - местные жители и немецкие солдаты выносили из церкви подшивки большевицких газет, портреты Ленина, Сталина и другой хлам и бросали все это в огонь. Немцы помогли даже побелить стены храма и изготовить для него кресты. Из Александро-Невской церкви в Алексиевскую был перенесен и установлен чудом сохранившийся там иконостас, и уже в конце 1941 года в храме вновь затеплились лампады, и стали совершаться богослужения. Интересно, что на первую службу, вместе с местными жителями, пришли и немецкие солдаты («совсем молодые ребята», как вспоминают старожилы), некоторые из них перед этим помогали украшать храм. Первым священником, возобновившим в храме богослужения, стал протоиерей Иоанн Петрович Чудович, в декабре 1942 года перемещенный к Петропавловской церкви на ст. Сиверская (в июне 1944 года он был арестован советскими органами, осужден на 10 лет и бесследно исчез).

По сравнению с другими оккупированными территориями, немецкие части, находившиеся в Тайцах, к местным жителям относились неплохо, наказывая лишь за работу в воскресные дни, когда следовало идти в храм. Церковный хор нередко приглашался для выступления в немецкий санаторий, разместившийся в бывшей усадьбе Демидова.

После перевода о. Иоанна из Тайцев на его место был назначен священник Покровской церкви в Мариенбурге Василий Николаевич Апраксин, начавший с этого времени окормлять одновременно Мариенбургский и Таицкий приходы. Последнее богослужение в Алексиевской церкви было совершено в августе 1943 года, т. к. складывающаяся на фронте обстановка призывала немцев готовиться к отступлению…

Государственная политика, ставшая после войны немного более терпимой по отношению к религии, давала какую-то надежду, что верующим вновь смогут вернуть их церковь. В августе 1946 года жители Тайцев направили ходатайство митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию (Чукову) с просьбой открыть храм, сообщая, что «…Богослужения последний раз совершались в августе 1943 года, …образа, подсвечники и колокол сохранены и находятся в храме…» Благочинный пригородного округа в своем письме на имя митрополита добавлял, что «…храм сохранился хорошо, местами есть пробоины от снарядов, стекол нет, [но] иконостас и иконы в нем сохранились». К сожалению, все вопросы об открытии храмов в те годы решались властями, а не Церковью, а их политика в этом вопросе была очевидна. В самих Тайцах, по словам старожилов, особенно рьяным противником открытия храма была председатель местного сельсовета (ее имени уже никто не помнит).

Несмотря на то, что вскоре находившийся в храме иконостас и часть утвари были переданы в открытую в 1947 году Красносельскую Александро-Невскую церковь, местные жители не потеряли надежды на возвращение своего храма. В январе 1954 года они вновь направляют ходатайство, на этот раз патриарху Алексию (Симанскому), сообщая, что «…храм хотят переоборудовать под клуб…, иконостас увезен в Красное Село, кресты с глав сняты и колоколов нет,… [но, несмотря ни на что] население готово восстановить храм за свой счет». Следующее обращение к митрополиту Григорию было направлено в феврале 1955 года, однако и оно оказалось безрезультатным, а в своем рапорте от 21 февраля 1957 года благочинный протоиерей Василий Раевский сообщал митрополиту Ленинградскому и Ладожскому Елевферию (Воронцову), что храм в настоящее время уже занят под клуб, и купола на нем нет.

Последнее обращение с ходатайством о возвращении и об открытии храма жители Тайцев направили на имя патриарха Алексия в феврале 1957 года. Как явствует из архивных документов, к этому времени уже и благочинный пригородного округа протоиерей Василий Раевский во внутренней переписке высказывался против возвращения Таицкого храма, аргументируя это тем, что восстановить его своими силами жителям будет довольно тяжело и, к тому же, в Красном Селе и Гатчине уже есть действующие храмы…

Так белокаменная церковь-красавица вновь, почти на полвека, была предана мерзости запустения.

Лишь к 1990 году благодаря энтузиазму местных жителей, в сердцах которых все эти годы теплилась надежда, полуразрушенный и оскверненный храм (подвал которого был затоплен водой) был возвращен его законному владельцу - Русской Православной Церкви, и с января 1991 года в нем возобновились богослужения. Его первым настоятелем был назначен священник Петр Молчанов. К настоящему времени, благодаря трудам его настоятеля протоиерея Игоря Ковальчука (возглавившего приход в 1992 году), храм вновь предстал во всем своем былом великолепии - восстановлены купол и боковые главки, очищены и побелены стены, сводчатый потолок украшает массивное вызолоченное паникадило, а центральный придел - новый четырехъярусный иконостас. При храме действует и детская воскресная школа. Во всем этом благолепии есть частица труда как простых прихожан - местных жителей, так и щедрых благотворителей.


Идея строительства храма появилась в начале ХХ столетия в связи с бурным развитием Таицкои железной дороги под Петербургом. Церковь была возведена в 1913 - 1914 годах на денежные пожертвования по проекту архитекторов Н. И. Постникова и И. В. Экскузовича и торжественно освящена епископом Гдовским Вениамином во имя святителя Алексия, метрополита Московского. Большой вклад в создание храма внес генера-адьютант К. Н. Нилов.

Белоснежный храм с высоким шлемообразным куполом был расчитан на 700 прихожан.

После революции судьба не пощадила и эту святыню. В 1939 году Таицкий храм был закрыт и превращен в клуб. На время фашистской оккупации, в 1941 - 1944 годах храм был открыт для верующих, а после освобождения Тайцев в нем разместился склад, а позднее поселковый дом культуры, в 1937 году на землю был сброшен большой церковный купол.

В мае 1990 года сходом жителей поселка Тайцы было принято решение о возрождении храма. За короткое время здание храма отреставрировали и в 1992 году в церкви, которая предстала перед нами в первозданном виде, возобновили богослужения.

Также тайцкий храм является памятью погибшим войнам Великой Отечественной воины. В братской могиле на территории храма нашли свой приют 386 павших на полях сражений советских солдат и офицеров.

Использованы материалы http://www.mitropolia-spb.ru/vedomosty/n30/43.html


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  8 сентября 2016

Церковь Св. Алексия, Митрополита Московского расположена недалеко от вокзала (Гатчинское шоссе, 24). Построена в 1913-1914 годах инженером и архитектором И.В. Экскузовичем. Он больше известен как инженер петроградских театров и автор замечательной книги «Техника театральной сцены в прошлом и настоящем».

Храм в Тайцах принадлежит к ряду церквей, построенных в честь празднования 300-летия дома Романовых. К сожалению, художественное убранство храма утрачено. В архивах сохранилась только полная схема росписи церкви, составленная известным мастером академической церковной живописи В.В. Беляевым в 1915 году. Трудно сказать, что из задуманных росписей и мозаичных панно было выполнено. В 1939 году, церковь закрыли, действовала она в 1941-1944 годах, потом снова была закрыта, а в 1992 году восстановлена (внешне) и передана верующим.

http://history-gatchina.ru/town/railway/taitsy.htm


Статью добавил(а): Сергей Ковров ,  23 июня 2018

Храм был заложен 15 июня 1914 года. К началу 1916 года храм был вчерне завершен и на него были подняты кресты. Однако из-за революции и гражданской войны освятили его только в 1921 году. Богослужения по полному чину шли здесь задолго до освящения. В мае 1936 года Леноблисполком принимает решение о закрытии храма. В тот раз верующим удалось отстоять храм, но 11 мая 1939 года его все-таки закрыли, а в здании разместился клуб.

В 1941 году Тайцы оккупирован немцами, которые разрешили местным жителям открыть храм. Последнее богослужение в храме было проведено в августе 1943 года, а после освобождения Тайцев храм вновь был закрыт и превращен в клуб, несмотря на многочисленные ходатайства верующих.

Вновь храм возвратили церкви в 1990 году, и с 1991 года здесь возобновились богослужения. В ограде храма расположено братское кладбище советских солдат, погибших при обороне и освобождении поселка.

http://gatchina-blago.pravorg.ru/xram-svyatitelya-aleksiya-moskovskogo-v-pos-tajcy/

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.