Страница 1 из 1
Часовня или церковь (Дунилово)? (+)
Добавлено: 04 авг 2007, 23:16
Василий Шелёмин
Добавлено: 04 авг 2007, 23:46
Олег Щёлоков
А что вдруг взгрустнулось?
Там действительно апсида выглядывает, может и церковь.
Александр Витальевич глав.спец по региону, ему и карты в руки. 1:100.000
Добавлено: 05 авг 2007, 00:15
Василий Шелёмин
Это да, апсида. Я года полтора назад, в очередной раз приехав оттуда:-), интересовался у А.Бокарёва - он в своих необъятных архивах этой церкви не нашёл, хотя про Дунилово материалов полно. Нашёл некую часовню без имени, 1850-го г.р.. Тогда я и записал её в часовни. А взгрустнулось, потому что уважаемый соавтор Елена Жукова прислала через ИС письмо с тем же наблюдением (про апсиду) и осторожным выводом:-). Значит, пора решать, раз Народ - творец сайта переживает...
Добавлено: 05 авг 2007, 13:00
Дмитрий Васильков
К слову пришлось. Может кто-нибудь из уважаемых Соборян дать официальное определение -что такое "храм-часовня"? Раньше о таком и не слыхивали, а в последнее время строить их стало популярно.
Добавлено: 05 авг 2007, 13:58
Олег Щёлоков
Может имеется ввиду, что в принципе есть помещение, куда можно зайти?
Добавлено: 05 авг 2007, 14:52
Игорь Демин
Я уже отвечал на этот вопрос где-то. Теперь уж не найти
Храм-часовня - новый тип сооружения: часовня, имеющая алтарь. В ней можно проводить богослужения, однако регулярно они не проводятся, в отличие от приходского, домового или монастырского храма.
Иногда богослужения в таком строении проводятся всего раз в год (по престольному празднику), а в остальные дни (по преимуществу) оно является часовней.
Во всех классификаторах и справочниках РПЦ, которые я видел, такие храмы упоминаются в разделе "Часовни".
Причины появления такого рода объектов (по моему мнению), следующие:
1. Наличие значительного числа людей, посещающих церкви исключительно в праздники. Картина, знакомая многим горожанам: в обычный день на службе человек десять, а на Пасху небывалое столпотворение, переполненный храм вмещает меньше половины желающих.
2. В соответствии с действующим законодательством построить храм можно только при наличии заранее (!) зарегистрированного прихода (в этом, кстати причина причина появления еще одного интересного объекта - временной церкви при большом строящемся храме). А для строительства часовни приход не нужен. Впоследствие, при появлении прихода, такая часовня может быть преобразована в приходской храм.
Добавлено: 05 авг 2007, 15:40
Олег Щёлоков
Игорь Демин писал(а):В соответствии с действующим законодательством построить храм можно только при наличии заранее (!) зарегистрированного прихода
А где можно глянуть ссылочку на законодательство?
Re: Часовня или церковь (Дунилово)? (+)
Добавлено: 05 авг 2007, 19:16
Парасковья Пятница
Василий.
Что известно мне об истории дуниловских часовен. Александр Витальевич поправит и дополнит. Хотя ваще-то Дунилово - это Владимирская губерния, а это вотчина Олега (Щёлокова).
Первая часовня в Дунилове располагалась там, где сейчас находится Воздвиженская церковь - те. возле моста через Тезу. Это первое каменное здание Дунилова, воздвигнутое в 1654 г. по поводу избавления от морового поветрия (холеры). Кому была посвящена - не знаю. Может, тоже Крестовоздвиженская, может - Никольская, а то как же в таком богатом торговом селе, на перекрёстке водных и прочих дорог - да без Николы?! - Но это гадание.
В 1828 г. приречную часовню сносят, и на её месте строят Воздвиженскую ц-вь.
Но также строят и новую часовню взамен снесённой, в южной части дуниловской торговой площади. Эта часовня, посвящена кому - тоже не знаю, входила в Покровский-Всехсвятский ансамбль. Абсида у часовни имеется.
Думается, часовня закономерно сместилась вслед за главным местом торга, от речных дорог к перекрёстку сухопутных.
В середине 19 века Покровская и Всехсвятская церкви были обстроены каменными торговыми палатками. У Покровской церкви их было 2 (сохранилась одна), у Всехсвятской 7 (сохранились все 7). Палатки пристроены вплотную к церквям и своими наружными стенами включены в общую ограду ансамбля, созданную в это же время. Часовня из ограды (и из ансамбля) выпала. Но не избежала "опалачивания". К ней также была пристроена торговая палатка, повторяющая основной объём.
Так что теперь это зданьице выглядит как два домика-близнеца, стоящие вплотную друг к другу, один из которых с апсидой и с куполом. Два одинаковых фронтончика, одинаковые арочные входы с запада, легко промахнуться, где чипок, где часовня - "шёл в комнату, попал в другую".
Не думаю, что дуниловский люд хотел содержать там постоянный причт. Попов в Дунилове и так хватало. Да и масштаб не тот, не Дуниловский. - Так, датский молебенец раз в год.
Ну а как выглядит в Дунилове торгово-церковный комплекс в случае Всехсвятской церкви - можно взглянуть на плане. Два притвора, семь ларьков. - Слева идёт общая ограда ансамбля, та самая, с двойными красивыми колоннами.
Параскева
Пятница
Добавлено: 06 авг 2007, 11:47
Александр Богданов
Часовня, а я всё таки полагаю, что это часовня, расположена в самом центре Дунилова.
На этой схеме - под цифрой 3.
Добавлено: 06 авг 2007, 11:50
Александр Богданов
А вот так выглядел центр Дунилово в 1987 году, фото из Свода памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3. стр. 582. Справа - "наша" часовня.
Добавлено: 06 авг 2007, 11:51
Александр Богданов
Так же в Своде памятников на стр. 600 имеется план часовни:
Добавлено: 06 авг 2007, 11:53
Александр Богданов
Ну а описание засылаю через ИС.
Добавлено: 07 авг 2007, 11:52
Василий Шелёмин
Парасковья и Александр, спасибо огромное за инфу, вы обои правы:-).
Добавлено: 11 авг 2007, 20:57
Парасковья Пятница
Василий Шелёмин писал(а):Парасковья и Александр, спасибо огромное за инфу, вы обои правы:-).
Василий...
Пришло в голову такое соображение.
Главной ярмаркой Дунилова была Покровская. А сколько было неглавных?
- К чему было Дуниловскому люду столько церквей? Ведь там 6 церквей, плюс ещё 2 (Воробьёва Пустынь), плюс часовня, плюс ещё 3 придела в церквях, плюс 2 церкви в Горицах... Как говорится, нафига козе баян? Ведь это всё содержать никаких денег не хватит.
Все эти церкви разных посвящений (включая горицкие), только Покровская в Воробьёвой дублирует главную Покровскую, но Воробьёва - особ статья. Горицы корректно (и с выгодой для себя) не пересекают Дуниловские посвящения.
А ведь каждому престольному празднику соответствует своё торговое мероприятие, большая, малая или средняя ярмонка. Чем больше церквей, тем больше ярмонок. Вот и плодились церкви, как грибы, торговать-то - было главное Дуниловское дело. - Кстати, Вы можете представить себе да хоть в Московской губернии село с 8-ью (!) церквями, не монастырь.
А церковники, со своей стороны, обстраивали свои церкви торговыми ларьками и предприимчиво сдавали их в аренду за большие деньги. Чтобы не очень резало глаз, окружали всё это единой оградой. - Я, кстати, это только одобряю, как любую полезную людям деятельность. -
Так вот, чтобы иметь ещё один праздник в ярморочном активе, дуниловцы и построили часовню взамен разрушенной. Скорее всего, вначале часовня была без абсиды. Но когда к часовне пристроили торговую палатку, вся композиция стала выглядеть весьма одиозно, как бы принизился статус часовни, приравнялся к палатке, тем более строеньице отделилось визуально от общего комплекса, выпав из ограды.
Чтобы смягчить этот эффект, внутренний редактор посоветовал церковникам после палатки пристроить к часовне ещё и абсиду, смущая умы авторов Народного Каталога. Маленькое зданьице, но какая интересная история.
Параскева
Пятница
Добавлено: 11 авг 2007, 21:33
Василий Шелёмин
Похоже на правду. Меня Дунилово тоже всегда озадачивало своей повышенной религиозностью...
Добавлено: 14 авг 2007, 09:49
Олег Щёлоков
Каноническая территория могущественной Суздальской епархии, всё как в Суздале, массовое храмостроительство в архаизированных формах (термин Свода Памятников) с ростом благосостояния посадских людей и вотчинников.