переделки : Ваше отношение
Добавлено: 26 апр 2007, 12:08
Безусловно, многие из любителей церковной архитектуры (с культовой ли, с эстетической ли точки зрения) возмущались теми ли, иными переделками-доделками-новоделками, которым подвергаются храмы по воле их теперешних владельцев.
У РПЦ в этом есть богатый опыт и традиция.
Достаточно вспомнить Красавицу на Нерли.
- В 18 веке чистая случайность (отстутствие своевременного финансирования) спасла её от разборки на кирпичи, по очередному "благославению". Нужен был дешёвый материалец для ремонта в доходном Боголюбове.
- В 19 веке к ней приделали нелепейшую колокольню, от которой её избавила только Советская Власть в 1930-ые годы.
- В самом конце 20-го, после возвращения Красавицы в лоно РПЦ, её окружили по периметру уродским штакетником, грубо нарушив пропорции и связь с Природой.
Есть не столь известный эпизод с иконами Андрея Рублёва, позволю напомнить.
- В 1767 году императрица Екатерина II проездом из Казани в Петербург побывала во Владимире, где посетила Успенский собор. На нее он произвел гнетущее впечатление своей запущенностью. Тут же последовал высочайший указ о его реставрации, на что была отпущена колоссальнейшая по тем временам сумма – 14 тысяч рублей. Епархия решила в ряде случаев заменить старые настенные росписи и иконы новыми, в соответствии со вкусами екатерининской эпохи. Древний обветшалый иконостас был разобран и отправлен в храмовое хранилище. О причастности к нему великого Андрея Рублева давно забыли.
В 1768 году иконостас с 29 иконами приобрели жители богатого торгового села Васильевского Шуйского уезда Владимирской губернии. В число этих икон вошли «Апостол Павел», «Спас в Силах», «Богоматерь»… Для их реставрации в 1852 году был приглашен известный московский художник-реставратор Подключников, который предположил авторство Андрея Рублева или его сподвижников.
Этим предположением воспользовался И.Э. Грабарь, который сразу же после Октябрьской революции снарядил и возглавил экспедицию в Васильевское. Заключения экспертов оказались единодушными – иконы написаны с участием Андрея Рублева. В 1923 году иконы вывезли из Васильевского. В Центральных реставрационных мастерских над их восстановлением трудились лучшие специалисты того времени – И.А. Баранов, И.И. Суслов, Г.О. Чирков и В.О. Жириков. Четыре иконы попали в Русский музей, остальные – в Государственную Третьяковскую галерею.
Из современных "шедевров" - бассейн в сусловском Федино, гигантские "домики священников" везде и всюду, сбитая уникальнейшая абрамцевская керамика в Вичуге, и несть им числа.
Мне любопытно отношение форумчан к этим явлениям.
- Должно ли всё быть предоставлено воле божественного владельца, может, им виднее?
- Нужен ли и возможен ли тут контроль, и какой?
Парасковья
Пятница
У РПЦ в этом есть богатый опыт и традиция.
Достаточно вспомнить Красавицу на Нерли.
- В 18 веке чистая случайность (отстутствие своевременного финансирования) спасла её от разборки на кирпичи, по очередному "благославению". Нужен был дешёвый материалец для ремонта в доходном Боголюбове.
- В 19 веке к ней приделали нелепейшую колокольню, от которой её избавила только Советская Власть в 1930-ые годы.
- В самом конце 20-го, после возвращения Красавицы в лоно РПЦ, её окружили по периметру уродским штакетником, грубо нарушив пропорции и связь с Природой.
Есть не столь известный эпизод с иконами Андрея Рублёва, позволю напомнить.
- В 1767 году императрица Екатерина II проездом из Казани в Петербург побывала во Владимире, где посетила Успенский собор. На нее он произвел гнетущее впечатление своей запущенностью. Тут же последовал высочайший указ о его реставрации, на что была отпущена колоссальнейшая по тем временам сумма – 14 тысяч рублей. Епархия решила в ряде случаев заменить старые настенные росписи и иконы новыми, в соответствии со вкусами екатерининской эпохи. Древний обветшалый иконостас был разобран и отправлен в храмовое хранилище. О причастности к нему великого Андрея Рублева давно забыли.
В 1768 году иконостас с 29 иконами приобрели жители богатого торгового села Васильевского Шуйского уезда Владимирской губернии. В число этих икон вошли «Апостол Павел», «Спас в Силах», «Богоматерь»… Для их реставрации в 1852 году был приглашен известный московский художник-реставратор Подключников, который предположил авторство Андрея Рублева или его сподвижников.
Этим предположением воспользовался И.Э. Грабарь, который сразу же после Октябрьской революции снарядил и возглавил экспедицию в Васильевское. Заключения экспертов оказались единодушными – иконы написаны с участием Андрея Рублева. В 1923 году иконы вывезли из Васильевского. В Центральных реставрационных мастерских над их восстановлением трудились лучшие специалисты того времени – И.А. Баранов, И.И. Суслов, Г.О. Чирков и В.О. Жириков. Четыре иконы попали в Русский музей, остальные – в Государственную Третьяковскую галерею.
Из современных "шедевров" - бассейн в сусловском Федино, гигантские "домики священников" везде и всюду, сбитая уникальнейшая абрамцевская керамика в Вичуге, и несть им числа.
Мне любопытно отношение форумчан к этим явлениям.
- Должно ли всё быть предоставлено воле божественного владельца, может, им виднее?
- Нужен ли и возможен ли тут контроль, и какой?
Парасковья
Пятница