В.В. Кавельмахер, сетевые публикации, наследие
-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
В.В. Кавельмахер, сетевые публикации, наследие
Колоссальный вклад в научно-реставрационную науку и практику принадлежит неутомимому исследователю и ученому Вольфгангу Вольфганговичу Кавельмахеру.
Невозможно быть образованным человеком, глубоко интересоваться историей храмов и памятников архитектуры России, не будучи знакомым с этой известной фигурой в отечественной реставрации -русскому немцу, посвятившему свою жизнь изучению архитектуры православных храмов, собственноручно на объектах исследований сделавшему множество бесценных научных открытий.
Сегодня, просматривая поисковые системы, я нашел несколько очень интересных, если не сказать захватывающих, научных публикаций по теме Каталога Православной Архитектуры.
Информация по наследию ученого разбросана как зерна жемчуга в густых зарослях Всемирной Паутины. И как ее консолидировать у нас, на собрах.ру, непосредственно на страницах Каталога неясно.
К огромному сожалению В.В. Кавельмахер ушел из жизни в 2004 году. Кто и как распоряжается его наследием я не знаю, вполне возможно его сын, известный ученый-реставратор С.В.Заграевский. Если возникнут вопросы по целесообразности нижеследующей публикации рукописи, я готов их немедленно решить. Дело в том, что в 1991 году мне посчастливилось из его собственных рук принять в подарок небольшую рукопись с тезисами доклада по истории дворцовых построек Александровой Слободы времен Ивана Грозного. Публикую её здесь.
В.В. Кавельмахер
Постройки Государева Двора в Александровой слободе.
Тезисы Доклада, прочитанного 16 января 1990г. в ЛОИА на конференции "Памяти П.А.Раппопорта".
"...<текст утрачен>...
к эпохе Василия III относятся только Покровская церковь и небольшаая столпообразная церковь под колоколы Алексея митрополита, выявленная в 40-ые годы нашего века архитектором П.С.Полонским внутри Распятской колокольни. Все остальные здания, в первую очередь, - домовые церкви Троицкая в Осыпи и Успенская в Буграх, а также три больших палаты, - принято без достаточных оснований относить к т.н. "опричному" периоду в жизни Слободы, к эпохе Ивана Грозного.
Последнее не находит себе подтверждения. Все четыре церковных здания к часть раскопанных палат построены в одно время, из материала сходных кондиций (белый камень и кирпич одного стандарта, однородное связующее, идентичное "якорное" связное железо), в едином итальянизирующем "графическом" стиле русской придворной архитектуры ХVI столетия, с применением одних и тех же узлов и деталей. Из белого камня выложены погреба, подклети, стены и столбы этих зданий, из кирпича - их т.н. "верхи" - своды, барабаны и закомары.
Использовался кирпич и как декоративный материал. Принцип его использования уникален: между белокаменными лопатками церковных прясел, начиная от цоколя, помечены расписанные "под кирпич" кирпичные же инкрустации в виде прямоугольных или арочных "впадин", с кирпичным же вокруг них ковчегом. Аналогичными корытообразными ковчегами или филенками обработаны белокаменные лопатки Троицкой и Успенской домовых церквей и простенки паперти Покровского собора. Венчающие тяги и капители большинства здании имеют один и тот жe восходящий к классическому антаблементу трехчастный профиль.
Различаются постройки Слободы между собой только объемом и качеством прокрывающей их элементы оригинальной фряжской резьбы, однако, стиль этой резьбы, за исключением скопированных с собора Троице-Сергиева монастыря орнаментальных поясов Покровского собора, - единый.
Все храмы Слободы (кроме церкви под колоколы Алексея митрополита) выстроены с приделами и смежными палатами а Троцкая и Успенская церкви даже с погребами, что более всего говорит о едином утилитарном замысле строителей.
Об архитектуре утраченных больших палат мы имеем возможность судить по извлеченным из раскопок фрагментам и по белокаменным замковым розеткам из их сводов, перенесенных в новые помещения при постройке монастырских келий. Фасадные решения восьми церковных объемов (в Слободе было четыре основных церкви и четыре придельных) различаются в зависимости от типа перекрытия. Оба крестовокупольных храма - Покровский и Успенский - были перекрыты по закомарам, четыре бесстолпных придела с бесстолпной же большой домовой Троицкой церковью и колокольня - завершались массивными некрепованными карнизами с кокошниками. Все храмы Государева двора до 70-х годов XVI в. были одноглавыми.
В опричный период, при Грозном, две церкви из четырех - Алексея митрополита под колоколы и Троицкая в Осыпи - подверглись капитальной перестройке и были превращены из одноглавых в шатровые. Строительный материал этого периода - почти исключительно кирпич, однако, стиль перестроенных сооружений при этом соблюден полностью. Судя по примененному при новом строительстве связному железу с обухами и скованным одною рукой верхолазным скобам, оба шатра возводились одновременно. Поскольку же известно, что реконструкция церкви под колоколы была вызвана необходимостью поместить при ней вывезенный из разгромленного Новгорода 300-пудовый пименовский колокол (для чего в новом здании была предусмотрена особая звонница на столбах), мы получаем возможность датировать новый строительный период в жизни Слободы 70-ми годами ХVI в. К 70-м годам должна быть отнесена и фресковая роспись Покровской и Троицкой церквей, выполненная после превращения одной из них - в шатровую. О "постройке" в Слободе при Грозном двух церквей, причем, - "с колоколами", - сообщают Таубе и Круе.
Что касается также приписываемой Грозному Успенской церкви, то поводом для этой достаточно произвольной атрибуции (Троицкая и Успенская церкви построены одной рукой, - одна на половине великого князя, другая - на половине великой княгини) послужила поздняя монастырская легенда, согласно которой вблизи северного Никольского придела Успенского храма существовал особый двор с палатой - будто бы самого Ивана Грозного, жившего в Слободе будто бы - келейно. Источник этой легенды ясен. В Писцовых книгах Переяславского уезда 20-х г.г.ХVII в. имеется одна и та же загадочная фраза о некоем приделе Николая чудотворца. После обычного "...город осыпной..., а в нем храм каменный собор Покров пресвятые Богородицы, - следует, - в городе же в осыпи место, что бывал Государев двор, придел Николая чудотворца Живоначальные Троицы, Алексея митрополита, Успения пресвятые Богородицы..."
В данном описании вызывают недоумение три момента. Во-первых, Писцовые книги как бы отделяют Покровскую церковь от Государева двора, хотя по логике вещей и согласно известию 1513 г., она должна быть его частью. Во-вторых, перечень церквей, составляющих достоверную территорию Государева двора, начинается почему-то с придела, а не с Успенской церкви, при которой этот придел якобы находился. И в-третьих, церковь и придел в перечне отделены друг от друга. Всему этому удалось найти объяснение: в Слободе был не один, а два Никольских придела, второй - при той самой Покровской церкви, которую Писцовые книги пытаются выделять в особое владение, и с него-то и брал начало Государев двор.
В подобном разделении соборной церкви нет ничего необычного. Известно, что городские и архиерейские соборы на Руси сплошь и рядом находились в совместном владении разных общественных институтов или лиц, их представляющих, - ради общей церковной жизни и совместного соборного служения. Лучший тому пример - Успенский собор в Москве, в строительстве и эксплуатации которого принимали участие в равной мере великий князь и митрополит, государство и церковь. Как и домовый Благовещенский собор на Государевом дворе в Москве, Покровский собор располагался «на сенях", в преддверии дворца, о чем и сегодня воочию говорят его частично сохранившиеся западные "пропилеи" между двумя фланкирующими, суровой архитектуры палатами.
Играя в Слободе роль открытой для общественных богослужений соборной церкви, Покровская церковь имела, однако, и свою, связанную с особым дворцовым обиходом внутреннюю, интимную часть - спрятанный в ее глубине Никольский придел. Придел сохранился, и доступен изучению. Он расположен внутри алтарей Покровского собора - в дъяконнике, и с паперти попасть в него невозможно. В отличие от обычных приделов при алтарях, Никольский придел (в монастырский период он был переименован в Симеоновский) имеет совершенно оригинальное архитектурное решение: его пространственное ядро составляет высокий дьяконник крестовокупольного храма с открытым в него с юга пониженным трехстенным объемом, закамуфлированным снаружи под самостоятельный церковный четверик с крохотной полуапсидкой и световым барабаном (разобран в 20-ые гг. XIXв.).
Из-за скромных размеров лжечетверика барабан был прислонен к церковной закомаре юго-восточного соборного компартимента вплотную. Дьяконник и "придел" как бы "врезаются" друг в друга. Причину такой, едва ли не единственной в своем роде компоновки объемов (позднее этог прием в еще более утрированной форме был повторен в соборе Никитского монастыря в Переяс-лавле), мы видим в том, что с востока на южную паперть изначально вела особая дверь, соединявшая здание собора с находившимися за алтарями деревянными палатами, - вероятно, - государева духовника. Для устройства этой "лишней" двери и прохода к ней четверик южного придела и пришлось "задвинуть" в дьяконник.
Несмотря на подражательный, заданный по отношению к архитектуре Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря характер, роскошь, с которой построен Покровский собор, не уступает московским дворцовым церквам великого князя. В нем совершенно уникальны вышеупомянутые "пропилеи" с лестницей, лес круглых поддерживающих кровлю папертей колонн, с каменными между ними филенчатыми простенками, огромные каменные полуциркульные тимпаны напротив трех церковных дверей (не сохранились), изощренная раскрашенная резьба порталов и киота и т.д.
Естественно, что этот главный дворцовый храм Слободы был расписан. Нет сомнения, что Святая Святых Государева двора - Никольский придел Писцовых книг - находился именно здесь.
Из сказанного следует, что в 1513г. в Слободе был закончен отделкою второй по величине, красоте и богатству Государев двор или дворец - с погребами, подклетами, большими и малыми палатами, тронной палатой, и несколькими церквами, не говоря уже о множестве деревянных палат и переходов между ними. Вот почему, покидая в декабре 1564г. года Москву, царский поезд повернул из Коломенского на север, в Слободу, где царя и его семью всегда ждал готовым к приезду комфортабельный и надежно укрепленный дворцовый ансамбль, лишь немногим уступавший Большому кремлевскому дворцу в Москве. Выбор новой столицы был, т.о., предрешен."
==========
Интересные ссылки на публикации В.В. Кавельмахера и о нём лично
Успенский собор Московского кремля
Остатки белокаменного храма XIV в. на Соборной площади Московского Кремля
Радиопередача радиостанции Свобода о Кавельмахере с его интервью 2002г. Стенограмма
Способы колокольного звона и древнерусские колокольни
Александрова Слобода. Зубовские чтения. 2004
Уникальное собственноручное открытие Кавельмахером итальянской резьбы, ранее полностью скрытой под штукатуркой, отражено и в нашем Каталоге
Невозможно быть образованным человеком, глубоко интересоваться историей храмов и памятников архитектуры России, не будучи знакомым с этой известной фигурой в отечественной реставрации -русскому немцу, посвятившему свою жизнь изучению архитектуры православных храмов, собственноручно на объектах исследований сделавшему множество бесценных научных открытий.
Сегодня, просматривая поисковые системы, я нашел несколько очень интересных, если не сказать захватывающих, научных публикаций по теме Каталога Православной Архитектуры.
Информация по наследию ученого разбросана как зерна жемчуга в густых зарослях Всемирной Паутины. И как ее консолидировать у нас, на собрах.ру, непосредственно на страницах Каталога неясно.
К огромному сожалению В.В. Кавельмахер ушел из жизни в 2004 году. Кто и как распоряжается его наследием я не знаю, вполне возможно его сын, известный ученый-реставратор С.В.Заграевский. Если возникнут вопросы по целесообразности нижеследующей публикации рукописи, я готов их немедленно решить. Дело в том, что в 1991 году мне посчастливилось из его собственных рук принять в подарок небольшую рукопись с тезисами доклада по истории дворцовых построек Александровой Слободы времен Ивана Грозного. Публикую её здесь.
В.В. Кавельмахер
Постройки Государева Двора в Александровой слободе.
Тезисы Доклада, прочитанного 16 января 1990г. в ЛОИА на конференции "Памяти П.А.Раппопорта".
"...<текст утрачен>...
к эпохе Василия III относятся только Покровская церковь и небольшаая столпообразная церковь под колоколы Алексея митрополита, выявленная в 40-ые годы нашего века архитектором П.С.Полонским внутри Распятской колокольни. Все остальные здания, в первую очередь, - домовые церкви Троицкая в Осыпи и Успенская в Буграх, а также три больших палаты, - принято без достаточных оснований относить к т.н. "опричному" периоду в жизни Слободы, к эпохе Ивана Грозного.
Последнее не находит себе подтверждения. Все четыре церковных здания к часть раскопанных палат построены в одно время, из материала сходных кондиций (белый камень и кирпич одного стандарта, однородное связующее, идентичное "якорное" связное железо), в едином итальянизирующем "графическом" стиле русской придворной архитектуры ХVI столетия, с применением одних и тех же узлов и деталей. Из белого камня выложены погреба, подклети, стены и столбы этих зданий, из кирпича - их т.н. "верхи" - своды, барабаны и закомары.
Использовался кирпич и как декоративный материал. Принцип его использования уникален: между белокаменными лопатками церковных прясел, начиная от цоколя, помечены расписанные "под кирпич" кирпичные же инкрустации в виде прямоугольных или арочных "впадин", с кирпичным же вокруг них ковчегом. Аналогичными корытообразными ковчегами или филенками обработаны белокаменные лопатки Троицкой и Успенской домовых церквей и простенки паперти Покровского собора. Венчающие тяги и капители большинства здании имеют один и тот жe восходящий к классическому антаблементу трехчастный профиль.
Различаются постройки Слободы между собой только объемом и качеством прокрывающей их элементы оригинальной фряжской резьбы, однако, стиль этой резьбы, за исключением скопированных с собора Троице-Сергиева монастыря орнаментальных поясов Покровского собора, - единый.
Все храмы Слободы (кроме церкви под колоколы Алексея митрополита) выстроены с приделами и смежными палатами а Троцкая и Успенская церкви даже с погребами, что более всего говорит о едином утилитарном замысле строителей.
Об архитектуре утраченных больших палат мы имеем возможность судить по извлеченным из раскопок фрагментам и по белокаменным замковым розеткам из их сводов, перенесенных в новые помещения при постройке монастырских келий. Фасадные решения восьми церковных объемов (в Слободе было четыре основных церкви и четыре придельных) различаются в зависимости от типа перекрытия. Оба крестовокупольных храма - Покровский и Успенский - были перекрыты по закомарам, четыре бесстолпных придела с бесстолпной же большой домовой Троицкой церковью и колокольня - завершались массивными некрепованными карнизами с кокошниками. Все храмы Государева двора до 70-х годов XVI в. были одноглавыми.
В опричный период, при Грозном, две церкви из четырех - Алексея митрополита под колоколы и Троицкая в Осыпи - подверглись капитальной перестройке и были превращены из одноглавых в шатровые. Строительный материал этого периода - почти исключительно кирпич, однако, стиль перестроенных сооружений при этом соблюден полностью. Судя по примененному при новом строительстве связному железу с обухами и скованным одною рукой верхолазным скобам, оба шатра возводились одновременно. Поскольку же известно, что реконструкция церкви под колоколы была вызвана необходимостью поместить при ней вывезенный из разгромленного Новгорода 300-пудовый пименовский колокол (для чего в новом здании была предусмотрена особая звонница на столбах), мы получаем возможность датировать новый строительный период в жизни Слободы 70-ми годами ХVI в. К 70-м годам должна быть отнесена и фресковая роспись Покровской и Троицкой церквей, выполненная после превращения одной из них - в шатровую. О "постройке" в Слободе при Грозном двух церквей, причем, - "с колоколами", - сообщают Таубе и Круе.
Что касается также приписываемой Грозному Успенской церкви, то поводом для этой достаточно произвольной атрибуции (Троицкая и Успенская церкви построены одной рукой, - одна на половине великого князя, другая - на половине великой княгини) послужила поздняя монастырская легенда, согласно которой вблизи северного Никольского придела Успенского храма существовал особый двор с палатой - будто бы самого Ивана Грозного, жившего в Слободе будто бы - келейно. Источник этой легенды ясен. В Писцовых книгах Переяславского уезда 20-х г.г.ХVII в. имеется одна и та же загадочная фраза о некоем приделе Николая чудотворца. После обычного "...город осыпной..., а в нем храм каменный собор Покров пресвятые Богородицы, - следует, - в городе же в осыпи место, что бывал Государев двор, придел Николая чудотворца Живоначальные Троицы, Алексея митрополита, Успения пресвятые Богородицы..."
В данном описании вызывают недоумение три момента. Во-первых, Писцовые книги как бы отделяют Покровскую церковь от Государева двора, хотя по логике вещей и согласно известию 1513 г., она должна быть его частью. Во-вторых, перечень церквей, составляющих достоверную территорию Государева двора, начинается почему-то с придела, а не с Успенской церкви, при которой этот придел якобы находился. И в-третьих, церковь и придел в перечне отделены друг от друга. Всему этому удалось найти объяснение: в Слободе был не один, а два Никольских придела, второй - при той самой Покровской церкви, которую Писцовые книги пытаются выделять в особое владение, и с него-то и брал начало Государев двор.
В подобном разделении соборной церкви нет ничего необычного. Известно, что городские и архиерейские соборы на Руси сплошь и рядом находились в совместном владении разных общественных институтов или лиц, их представляющих, - ради общей церковной жизни и совместного соборного служения. Лучший тому пример - Успенский собор в Москве, в строительстве и эксплуатации которого принимали участие в равной мере великий князь и митрополит, государство и церковь. Как и домовый Благовещенский собор на Государевом дворе в Москве, Покровский собор располагался «на сенях", в преддверии дворца, о чем и сегодня воочию говорят его частично сохранившиеся западные "пропилеи" между двумя фланкирующими, суровой архитектуры палатами.
Играя в Слободе роль открытой для общественных богослужений соборной церкви, Покровская церковь имела, однако, и свою, связанную с особым дворцовым обиходом внутреннюю, интимную часть - спрятанный в ее глубине Никольский придел. Придел сохранился, и доступен изучению. Он расположен внутри алтарей Покровского собора - в дъяконнике, и с паперти попасть в него невозможно. В отличие от обычных приделов при алтарях, Никольский придел (в монастырский период он был переименован в Симеоновский) имеет совершенно оригинальное архитектурное решение: его пространственное ядро составляет высокий дьяконник крестовокупольного храма с открытым в него с юга пониженным трехстенным объемом, закамуфлированным снаружи под самостоятельный церковный четверик с крохотной полуапсидкой и световым барабаном (разобран в 20-ые гг. XIXв.).
Из-за скромных размеров лжечетверика барабан был прислонен к церковной закомаре юго-восточного соборного компартимента вплотную. Дьяконник и "придел" как бы "врезаются" друг в друга. Причину такой, едва ли не единственной в своем роде компоновки объемов (позднее этог прием в еще более утрированной форме был повторен в соборе Никитского монастыря в Переяс-лавле), мы видим в том, что с востока на южную паперть изначально вела особая дверь, соединявшая здание собора с находившимися за алтарями деревянными палатами, - вероятно, - государева духовника. Для устройства этой "лишней" двери и прохода к ней четверик южного придела и пришлось "задвинуть" в дьяконник.
Несмотря на подражательный, заданный по отношению к архитектуре Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря характер, роскошь, с которой построен Покровский собор, не уступает московским дворцовым церквам великого князя. В нем совершенно уникальны вышеупомянутые "пропилеи" с лестницей, лес круглых поддерживающих кровлю папертей колонн, с каменными между ними филенчатыми простенками, огромные каменные полуциркульные тимпаны напротив трех церковных дверей (не сохранились), изощренная раскрашенная резьба порталов и киота и т.д.
Естественно, что этот главный дворцовый храм Слободы был расписан. Нет сомнения, что Святая Святых Государева двора - Никольский придел Писцовых книг - находился именно здесь.
Из сказанного следует, что в 1513г. в Слободе был закончен отделкою второй по величине, красоте и богатству Государев двор или дворец - с погребами, подклетами, большими и малыми палатами, тронной палатой, и несколькими церквами, не говоря уже о множестве деревянных палат и переходов между ними. Вот почему, покидая в декабре 1564г. года Москву, царский поезд повернул из Коломенского на север, в Слободу, где царя и его семью всегда ждал готовым к приезду комфортабельный и надежно укрепленный дворцовый ансамбль, лишь немногим уступавший Большому кремлевскому дворцу в Москве. Выбор новой столицы был, т.о., предрешен."
==========
Интересные ссылки на публикации В.В. Кавельмахера и о нём лично
Успенский собор Московского кремля
Остатки белокаменного храма XIV в. на Соборной площади Московского Кремля
Радиопередача радиостанции Свобода о Кавельмахере с его интервью 2002г. Стенограмма
Способы колокольного звона и древнерусские колокольни
Александрова Слобода. Зубовские чтения. 2004
Уникальное собственноручное открытие Кавельмахером итальянской резьбы, ранее полностью скрытой под штукатуркой, отражено и в нашем Каталоге
Благодарю Вас за теплые слова в адрес В.В.Кавельмахера. Надеюсь, эта ссылка Вас заинтересует:
http://www.zagraevsky.ru/kavelmakher1.htm
http://www.zagraevsky.ru/kavelmakher1.htm
-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
Спасибо Сергей за хороший линк и очень приятно Вас видеть здесь, на соборах.ру
Напрасно Вы пренебрегаете счетчиками на своей страничке. Зарегистрировавшись и поставив у себя баннер rambler100 или hotlog вы без хлопот сразу автоматически зашьете свой ресурс во все поисковые машины и системы, и он станет известным более широкому кругу общественности, в т.ч. специалистов
Напрасно Вы пренебрегаете счетчиками на своей страничке. Зарегистрировавшись и поставив у себя баннер rambler100 или hotlog вы без хлопот сразу автоматически зашьете свой ресурс во все поисковые машины и системы, и он станет известным более широкому кругу общественности, в т.ч. специалистов
-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
- Павел @sobory.ru
- Модератор
- Сообщения: 4830
- Зарегистрирован: 04 апр 2004, 22:00
- Контактная информация:
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: В.В. Кавельмахер, сетевые публикации, наследие
Случайно наткнулся на эту старую тему и решил уточнить, что на ресурсе "РусАрх" публикаций ученого уже давно не "несколько", а почти все:
http://rusarch.ru/kavelmakher.htm
А еще существует полноценный сайт памяти ученого:
http://kawelmacher.ru
http://rusarch.ru/kavelmakher.htm
А еще существует полноценный сайт памяти ученого:
http://kawelmacher.ru
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: В.В. Кавельмахер, сетевые публикации, наследие
Вольфганг Вольфгангович Кавельмахер умер в Мюнхене в 2004 году и был похоронен там. В этом году, наконец, я нашел возможность перевезти его прах на родину. Процесс был сложным и длительным, но вот он, наконец, благополучно завершился.
Теперь В.В. Кавельмахер похоронен на кладбище села Абрамцева Сергиево-Посадского района М.О., 9-я могила с правой стороны главной аллеи старой части кладбища.
Для тех учеников и почитателей ученого, кто захочет посетить могилу, уточню: к кладбищу ведет ул. Горького, это примерно 20 минут пешком от станции Радонеж Ярославской ж.д.
Я рад, что прах отца, наконец, упокоился в России. А нам всем остались его научные труды и память о нем как о примере бескорыстного служения науке.
Напоминаю, что его сайт - http://kawelmacher.ru .
Теперь В.В. Кавельмахер похоронен на кладбище села Абрамцева Сергиево-Посадского района М.О., 9-я могила с правой стороны главной аллеи старой части кладбища.
Для тех учеников и почитателей ученого, кто захочет посетить могилу, уточню: к кладбищу ведет ул. Горького, это примерно 20 минут пешком от станции Радонеж Ярославской ж.д.
Я рад, что прах отца, наконец, упокоился в России. А нам всем остались его научные труды и память о нем как о примере бескорыстного служения науке.
Напоминаю, что его сайт - http://kawelmacher.ru .
-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
Re: В.В. Кавельмахер, сетевые публикации, наследие
Заеду как-нибудь следующим летом. Я как-то проезжал через Абрамцево, представляю эти места, очень чистые, спокойные и красивые.
-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
Сергей Заграевский 20.08.1964-06.07.2020
https://ren.tv/news/v-rossii/719801-sko ... agraevskii
Череда несчастий на соборах.ру. Неожиданно, внезапно, непонятно.
Очень жаль. И отца, и сына. Знал обоих лично.
Череда несчастий на соборах.ру. Неожиданно, внезапно, непонятно.
Очень жаль. И отца, и сына. Знал обоих лично.
- Павел @sobory.ru
- Модератор
- Сообщения: 4830
- Зарегистрирован: 04 апр 2004, 22:00
- Контактная информация:
Re: В.В. Кавельмахер, сетевые публикации, наследие
Очень неожиданно. Большая потеря. 55 лет всего.
- Дмитрий Лоптев
- Модератор
- Сообщения: 947
- Зарегистрирован: 01 дек 2014, 19:58
- Откуда: г. Киров (Вятка)
Re: В.В. Кавельмахер, сетевые публикации, наследие
Жаль, очень умный, интересный и знающий человек.
- Павел @sobory.ru
- Модератор
- Сообщения: 4830
- Зарегистрирован: 04 апр 2004, 22:00
- Контактная информация:
Re: В.В. Кавельмахер, сетевые публикации, наследие
Церемония прощания с художником Сергеем Заграевским, который скончался в ночь на 6 июля в возрасте 55 лет, пройдет 8 июля в Николо-Архангельском крематории, сообщила агентству «Москва» его помощница Ольга Озолина.
«Отпевание состоится завтра, 8 июля, в 11:00 в Москве в морге №4 по адресу: Волховский пер., 25, вход напротив заправки. Прощание состоится в Николо-Архангельском крематории, в 13:00. Прийти могут все желающие. Кремация пройдет в этот же день», - рассказала собеседница издания.
«Отпевание состоится завтра, 8 июля, в 11:00 в Москве в морге №4 по адресу: Волховский пер., 25, вход напротив заправки. Прощание состоится в Николо-Архангельском крематории, в 13:00. Прийти могут все желающие. Кремация пройдет в этот же день», - рассказала собеседница издания.
- Юрий Булкин
- Модератор
- Сообщения: 2196
- Зарегистрирован: 13 дек 2005, 21:33
- Откуда: Московская область
Re: В.В. Кавельмахер, сетевые публикации, наследие
Мне очень жаль. Просто так неожиданно. Виделись на пятидесятилетии. Переписывались. Спорили об Андрее Боголюбском и Покрове на Нерли. Еще больше не доспорили о белокаменном зодчестве Руси.
Для меня это большая потеря. Соболезную.
Для меня это большая потеря. Соболезную.
Юрий Булкин
Re: В.В. Кавельмахер, сетевые публикации, наследие
Жаль его... Тоже рано ушел... Еще многое мог бы сделать! Соболезную...