Мастер-класс редактирования фотографий
Добавлено: 07 дек 2005, 15:21
Вот обещанный "обмен опытом". На истину в последней инстанции я не претендую, скорее это демонстрация возможностей редактирования и приглашение к обсуждению.
---------------------------------------------
Часто на фотографиях архитектуры вертикальные линии сходятся вверх. Это вызвано эффектом перспективы и проявляется тогда, когда фотоаппарат при съемке наклонен вверх. Особенно заметен этот эффект при съемке широкоугольным объективом - такие объективы подчеркивают перспективу.
Отсюда ясно одно из средств борьбы с этим явлением - использовать более длиннофокусные объективы (для "зумов" - устанавливать их на "большее увеличение") и снимать со значительного расстояния. К сожалению, это возможно далеко не всегда - в условиях плотной городской застройки часто с трудом можно найти точку съемки, с которой здание целиком поместится в кадр даже при минимальном фокусном расстоянии. В этом случае волей-неволей приходится задирать камеру вверх, чтобы вписать здание в кадр. И тут уж "завал" здания на снимке неизбежен.
Однако результат можно в какой-то мере скорректировать при обработке фотографии после съемки. В графическом редакторе PhotoShop существует специальная функция - "коррекция перспективы".
В качестве первого примера возьмем снимок церкви Космы и Дамиана в Космодемьянском. Из-за перспективы здание напоминает усеченную пирамиду, а высотные дома на заднем плане вот-вот упадут.
Загрузим изображение в Фотошоп, выделим весь рисунок (либо через Select - All в главном меню, либо нажав Ctrl-A). Немного увеличим окно с изображением, чтобы вокруг него были поля. Затем вызовем режим коррекции перспективы через главное меню (Edit - Transform - Perspective).
Вокруг изображения появятся 8 квадратиков - 4 в углах и 4 - в серединах сторон.
Перемещаем квадратик в левом верхнем углу влево или квадратик в верхнем правом углу вправо (результат одинаков, квадратики двигаются синхронно). Делаем это до тех пор, пока вертикальные линии "в жизни" не станут вертикальными и на изображении.
После этого нажимаем какую-нибудь кнопку на панели инструментов, чтобы дать программе понять, что преобразование закончено. На вопрос "Применять ли преобразование"? отвечаем "Применять" (Apply) - и получаем изображение с исправленной перспективой.
Если при коррекции вертикальные линии на снимке параллельны, но не вертикальны, а немного "завалены" вправо или влево, это можно исправить, немного передвинув квадратик в середине верхней стороны кадра влево или вправо. (Другой способ - немного повернуть скорректированное изображение целиком.)
Вот еще два примера применения перспективной коррекции.
Церковь Иконы Божией Матери "Знамение" в Аксиньино.
До коррекции:
После коррекции:
Успенская церковь в Николо-Рожке (оз. Селигер).
До коррекции:
После коррекции:
Весьма полезна функция коррекции перспективы для снимков табличек на стенах. Таблички, как правило, помещены значительно выше человеческого роста, и снять их без перспективных искажений трудно.
Вот табличка у входа в Успенскую церковь:
Она снята не только снизу, но и несколько сбоку, поэтому перспективу приходится править в двух направлениях. Сперва двигаем верхний правый квадратик вправо, чтобы боковые стороны таблички стали параллельными, а затем - средний вверху, чтобы сделать их вертикальными. После этого двигаем верхний правый квадратик немного вверх. Средний квадратик справа перемещаем так, чтобы верхняя и нижняя стороны стали горизонтальны.
Немного подрезав снимок слева, получаем прямоугольную табличку:
Если Вы работаете с кадром большого размера - то желательно делать перспективную коррекцию до уменьшения размера до требуемого, а не после.
Иногда снимают церковь или колокольню, стоя очень близко от нее и сильно наклонив камеру вверх, например, так:
Такие снимки скорректировать не получится, но вряд ли это и нужно: такой ракурс соответствует виду, когда смотрящий разглядывает здание вблизи, подняв голову, и достаточно естественен.
-----------------------------------------------------------------------------
В заключение - пара "аксиом корректирования".
1. Лучшая коррекция - та, которая не нужна.
Если есть возможность добиться отсутствия искажений при съемке - надо использовать эту возможность, а не надеяться на то, что "потом можно будет выправить".
2. Недокоррекция лучше перекоррекции.
Если сходящиеся вверх вертикальные линии еще можно как-то понять, то расходящиеся будут выглядеть дико.
---------------------------------------------
Часто на фотографиях архитектуры вертикальные линии сходятся вверх. Это вызвано эффектом перспективы и проявляется тогда, когда фотоаппарат при съемке наклонен вверх. Особенно заметен этот эффект при съемке широкоугольным объективом - такие объективы подчеркивают перспективу.
Отсюда ясно одно из средств борьбы с этим явлением - использовать более длиннофокусные объективы (для "зумов" - устанавливать их на "большее увеличение") и снимать со значительного расстояния. К сожалению, это возможно далеко не всегда - в условиях плотной городской застройки часто с трудом можно найти точку съемки, с которой здание целиком поместится в кадр даже при минимальном фокусном расстоянии. В этом случае волей-неволей приходится задирать камеру вверх, чтобы вписать здание в кадр. И тут уж "завал" здания на снимке неизбежен.
Однако результат можно в какой-то мере скорректировать при обработке фотографии после съемки. В графическом редакторе PhotoShop существует специальная функция - "коррекция перспективы".
В качестве первого примера возьмем снимок церкви Космы и Дамиана в Космодемьянском. Из-за перспективы здание напоминает усеченную пирамиду, а высотные дома на заднем плане вот-вот упадут.
![Изображение](http://sobory.ru/forum/kras/kkpsrc1.jpg)
Загрузим изображение в Фотошоп, выделим весь рисунок (либо через Select - All в главном меню, либо нажав Ctrl-A). Немного увеличим окно с изображением, чтобы вокруг него были поля. Затем вызовем режим коррекции перспективы через главное меню (Edit - Transform - Perspective).
![Изображение](http://sobory.ru/forum/kras/kkpfs1.gif)
Вокруг изображения появятся 8 квадратиков - 4 в углах и 4 - в серединах сторон.
![Изображение](http://sobory.ru/forum/kras/kkpwin1.jpg)
Перемещаем квадратик в левом верхнем углу влево или квадратик в верхнем правом углу вправо (результат одинаков, квадратики двигаются синхронно). Делаем это до тех пор, пока вертикальные линии "в жизни" не станут вертикальными и на изображении.
![Изображение](http://sobory.ru/forum/kras/kkpwin2.jpg)
После этого нажимаем какую-нибудь кнопку на панели инструментов, чтобы дать программе понять, что преобразование закончено. На вопрос "Применять ли преобразование"? отвечаем "Применять" (Apply) - и получаем изображение с исправленной перспективой.
![Изображение](http://sobory.ru/forum/kras/kkpfin1.jpg)
Если при коррекции вертикальные линии на снимке параллельны, но не вертикальны, а немного "завалены" вправо или влево, это можно исправить, немного передвинув квадратик в середине верхней стороны кадра влево или вправо. (Другой способ - немного повернуть скорректированное изображение целиком.)
Вот еще два примера применения перспективной коррекции.
Церковь Иконы Божией Матери "Знамение" в Аксиньино.
До коррекции:
![Изображение](http://sobory.ru/forum/kras/kkpsrc4.jpg)
После коррекции:
![Изображение](http://sobory.ru/forum/kras/kkpfin4.jpg)
Успенская церковь в Николо-Рожке (оз. Селигер).
До коррекции:
![Изображение](http://sobory.ru/forum/kras/kkpsrc2.jpg)
После коррекции:
![Изображение](http://sobory.ru/forum/kras/kkpfin2.jpg)
Весьма полезна функция коррекции перспективы для снимков табличек на стенах. Таблички, как правило, помещены значительно выше человеческого роста, и снять их без перспективных искажений трудно.
Вот табличка у входа в Успенскую церковь:
![Изображение](http://sobory.ru/forum/kras/kkpsrc3.jpg)
Она снята не только снизу, но и несколько сбоку, поэтому перспективу приходится править в двух направлениях. Сперва двигаем верхний правый квадратик вправо, чтобы боковые стороны таблички стали параллельными, а затем - средний вверху, чтобы сделать их вертикальными. После этого двигаем верхний правый квадратик немного вверх. Средний квадратик справа перемещаем так, чтобы верхняя и нижняя стороны стали горизонтальны.
![Изображение](http://sobory.ru/forum/kras/kkpwin3.jpg)
Немного подрезав снимок слева, получаем прямоугольную табличку:
![Изображение](http://sobory.ru/forum/kras/kkpfin3.jpg)
Если Вы работаете с кадром большого размера - то желательно делать перспективную коррекцию до уменьшения размера до требуемого, а не после.
Иногда снимают церковь или колокольню, стоя очень близко от нее и сильно наклонив камеру вверх, например, так:
![Изображение](http://sobory.ru/forum/kras/kkpuncor.jpg)
Такие снимки скорректировать не получится, но вряд ли это и нужно: такой ракурс соответствует виду, когда смотрящий разглядывает здание вблизи, подняв голову, и достаточно естественен.
-----------------------------------------------------------------------------
В заключение - пара "аксиом корректирования".
1. Лучшая коррекция - та, которая не нужна.
Если есть возможность добиться отсутствия искажений при съемке - надо использовать эту возможность, а не надеяться на то, что "потом можно будет выправить".
2. Недокоррекция лучше перекоррекции.
Если сходящиеся вверх вертикальные линии еще можно как-то понять, то расходящиеся будут выглядеть дико.