В деревню, в глушь, к Богданову......

Схемы и описания проезда, время работы, и прочие темы, связанные с посещением храмов и монастырей
Ответить
Аватара пользователя
Юрий Булкин
Модератор
Сообщения: 2177
Зарегистрирован: 13 дек 2005, 21:33
Откуда: Московская область

В деревню, в глушь, к Богданову......

Сообщение Юрий Булкин »

(Беспристрастные заметки о поездке в родную Ивановскую область, с отступлениями и размышлениями)

Перефразируя А.С. Грибоедова, я имел ввиду - прочь из Москвы, из каменных джунглей...
Это же самое подтвердил и один из уважаемых участников предполагаемого путешествия. На вопрос: "Куда будем строить маршрут?", ответ прозвучал стремительно и лаконично: "Из Москвы...!"

И как раз этому духу соответствует фото, сделанное Володей Архиповым уже в этой "глуши". Дорога, машина, бездонное небо, тишина и три одинокие фигуры, страждущих до прекрасного.
IMG_9939_DxO 11.jpg
Бытует такое утверждение, что тому, кто себя мнит путешественником, начиная сборы за два-три дня до отъезда, необходимо в скором порядке обратиться к невропатологу, как минимум. Настоящий путешественник забрасывает вещи, по этому утверждению, необходимые для поездки, прямо перед выходом из двери. И уже в дороге или вечером в гостинице обнаруживает настольный календарь за прошлый год, разделочную доску, подаренную тещей или книжку Носова "Незнайка на луне". За таких путешественников бытующее утверждение спокойно. С ним всё в порядке.
И еще, в порядке такого маленького отступления от главной темы нашей поездки, хотелось бы заметить, что мы не зависим от тщательно планируемого путешествия, заблуждаясь, что всё зависит от нас. Путешествие само планирует за нас, внося порой такие загогулины, что только диву даёшься, как круто и безжалостно были сломаны нарисованные нами маршруты и планы. Это необходимо понимать и не расстраиваться. И не думать о психиатре.

Поэтому в деревню, в глушь и так далее......

День первый. 05.10.2018 г.
Москва. ст. проспект Мира, 08:35 ч. ☞

☁ ☀ t -+10° облачно. Долгота дня 11:14

1. Годеново. Церковь Иоанна Златоуста, 1794 г. 11:53 ☞ 12:10
DSC04287.jpg
Пятница явно не паломнический день. Можно сказать - санитарный. Никакой давки, очереди, скопления автобусов перед храмом, ажиотажа у церковной лавки. Тишина и покой у главной святыни. Только одинокий псевдоказак на подступах к ней. Так и хочется процитировать Сергея Попова: "А где ж твой конь, казак?!"
За минувшие восемь лет, как я здесь впервые побывал, территория сильно обновилась. Появились новые объекты, новые памятники. Не понятно только, с какой целью они поставлены. Например, причем в этом месте памятник царской семье? В программе уже заложено строительство нового, большого храма. Так и напрашивается вопрос к определителям многообъектности - это будет уже: комплекс или архитектурный ансамбль?

2.Погост-Крест. Монастырь Животворящего Креста Господня 12:24 ☞ 12:34
DSC04307.jpg
Стоит на высоком холме, над широкой долиной усыхающей реки Иорданки.
Можно уверенно сказать, что новодел, за исключением некоторых фрагментов.

3. Антушково. Церковь Казанской иконы Божией Матери 12:43 ☞12:45
DSC04317.jpg
Новодел и новодел. Не припомню, зачем Владимир здесь остановился?



4. Погост Дмитрия Солунского. Храмовый комплекс. Церкви Димитрия Солунского и Митрофана Воронежского 1801 - 1867 гг. 13:30 ☞13:50
DSC04330.jpg
"Своеобразный памятник запоздалого провинциального барокко с использованием элементов классицизма".

"Редкая сохранность этого развитого храмового комплекса дает хорошее представление о культовом зодчестве 19 столетия".
Развитой классицизм, развитой модернизм, развитой капитализм……..

"... с парадными Святыми воротами. Их широкий арочный проезд, забранный изящной ампирной решеткой, фланкируют пары массивных тосканских колонн, а над проездом возвышается антаблемент-аттик с пологим трапециевидным фронтоном...."

Попробую перевести на нормальный язык простого путешественника:
- эти парадные ворота (по поводу ширины я бы поспорил) с полукруглым сводом, изящной массивной решеткой, состоящей из различных геометрических фигур. Боковые части композиции оформлены (бесполезными) парами гладких колонн с простым круглым завершением. А над самим проездом возвышается декоративная стенка, возведённая в виде трапеции, заканчивающаяся двумя скатами крыши по бокам.

Пусть Сергей Юрьевич поправит, если есть неточности...

5.Гари. Церковь Троицы Живоначальной 1810 г. 14:25 ☞ 14:40
DSC04367.jpg
"ГАРИ (ЯКОВЛЕВСКОЕ В ГАРЯХ) Поставлена на холме, на правом берегу р. Сахта, доминирует в застройке села".
Безумно жаль, что клеевая живопись середины 19 в. пришла всё-таки в негодность.
Владимир как-то тихим сапом собирался проехать этот впечатляющий объект. Но истинные ценители заброшек настояли задержаться, и всё-таки наспех осмотрели, по-моему мнению, заслуживающий внимания этот объект.
После была дискуссия на тему названия. К общему мнению, ясно как день, не пришли. Слово "Гари" - во множественном числе - говорит о постоянном здесь горении. Построили – сгорело, отстроили – опять сгорело. Причины этих горений в споре выяснить не удалось...

6.Кулачёво. Церковь Успения Пресвятой Богородицы 1787 г. 12:50 ☞ 13:00
DSC04372.jpg
"Так и хочется перетащить несколько церквей такого типа из Ивановской области к нам, в Ленинградскую – их там так много, что интереса у окружающих уже не вызывают, а у нас – наперечёт. Вот эту я бы забрал – всё равно пропадает. Шатер какой-то закопченный – поджечь, что ли, пытались?"

И я бы забрал, чтобы разбавить ампирно-классический дух дворянского сословия.

7.Спас-Городец. Церковь Спаса Преображения 1804 г. 15:00 ☞15:05
DSC04385.jpg
В общем, не плох. Достоин объект посещения. Но стоит пока в лесах. Штукатурят и белят его. Правда, кресты по образу старых уже выковать и некому.

8.Аньково. Церковь Сергия Радонежского 1860 г. 15:21 ☞ 15:23
DSC04387.jpg
"Скромный по размерам храм с редким для своего времени псевдоготическим убранством".

9.Аньково. Церковь Казанской иконы Божией Матери 1830 г. 15:27 ☞15:40
DSC04404.jpg
Аньковский Центральный Сельский Дом Культуры. АЦСДК. Окно бывшей церкви завешано пестрым плакатом с надписью: "Долгой жизни и процветания селу Аньково и его жителям".
Если есть центральный, значит есть ещё и другие, более мелкие дома культуры в селе. К сожалению, нам они не повстречались.

10.Аньково. Колокольня церкви Троицы Живоначальной 1710 г.. ☞ 15:45

Можно сказать про целый комплекс в селе Аньково. Скульптура, грациозная колокольня и церковь - дом культуры.. Всё гармонично смотрится.
DSC04397.jpg
"Расположен на центральной торговой площади села, замыкает перспективу двух его основных улиц — Советской и Садовой. Поярусно грани декорированы ширинками с муравлеными(?) изразцами, прямоугольными филенками с характерными для барокко вынутыми углами..."

По поводу муравленых изразцов я бы немного посомневался, так как самым распространенным мотивом орнамента изразцов был растительный узор с изображением травяных растений, спиралей, виноградной лозы, пальмовых ветвей, различных садовых фруктов, но доверимся, наверное, специалистам-искусствоведам.



Памятник В.И. Ленину. Установлен в советское время в 50-60 гг. Недавно обновлен за счет жителей села, так как на баланс его и не поставили.

Памятник Лукичу, как я его называю, чтобы не травмировать демократические чувства населения страны, как и многие другие такие же памятники и монументы, не ординарен по своему замыслу и исполнению. Вспомним хотя бы памятник в Переяславле-Залесском. Лукич своей большой рукой указывает точно на место снесенного храма.
Если хорошо присмотреться к некоторым изваяниям, можно увидеть скрытый смысл данного произведения. Вот памятник в этом селе. Просматривается и задумка неизвестного скульптора, и возможного местного архитектора. Лукич исполнен какой-то энергией и желанием. Он что-то для себя решил. Он уже в движении и решимости, которые ведут его прямо к храму. То ли он решил покаяться в храме, то ли покаяться перед народом, выходящим из храма.
А может и совсем другое. Сейчас он кинет кепку в создавших в Казанском храме центральный сельский клуб, распахнет левой рукой свое знаменитое пальто и... вытащит товарища маузера из нагрудного кармана.
А может.... А может и нет.

11.Веска. Храмовый комплекс. Церкви иконы Божией Матери Знамение и Покрова Пресвятой Богородицы 1794 г. 15:47 ☞ 16:20

"Стены храма и трапезной с приделом имеют развитый барочный декор, напоминающий столичную архитектуру 2-й четв. 18 в. В нем особенно выделяются фигурные наличники с лучковыми сандриками, ушами и фартуками".
DSC04426.jpg
В Покровской церкви, к большому сожалению, клеевая роспись нач. 18 в. приходит в негодность. Церковь заросла - сразу и не поймешь, что это комплекс.
DSC04462.jpg
А сам памятник с колокольней заслуживает внимание. Умели же строить!
Колокольня так и кажется, что улетит. Сейчас прозвучит: "Ключ на старт"... и "Поехали" ..., и взмах рукой... И тут меня посетила мысль - Циолковскому не нужно было придумывать... образ ракеты. Посмотрел на пару таких колоколен, пририсовал оперение и можно мечтать...


12.Писчугово. Церковь Спаса Преображения 1702 г. 17:19 ☞17:36
DSC04504.jpg
В каталоге обозначен как нарышкинское барокко.
DSC04474.jpg
"Дорога по бетонным плитам через торфяники, но оно того стоило. Совершенно неожиданное для этого места и времени постройки - огромное барочное здание – восьмерик на четверике, настоящая нарышкинская церковь с излишествами, но, увы, в очень тяжелом состоянии".

Для этого объекта придется написать отдельную страничку, так как и впрямь храм неординарный. И интерес к нему выразили все участники пробега.


13. Новосёлки. Церковь Спаса Нерукотворного Образа 1809 г. 17:55 ☞18:00

"Доминирующая в композиции колокольня тяготеет к формам Древней Руси: на низком четверике с притвором с запада возвышается высокий восьмигранный столп (дополнительные грани чуть сужены), несущий ярус звона и завершенный стройным шатром с тремя рядами слухов и миниатюрной главкой".
DSC04513.jpg
Хотелось бы услышать комментарии наших уважаемых экспертов о тяготении...
Как определили участники экспедиции, и что странно - сошлись во мнении, тип церкви – кирпичный!
Светлое время подошло к концу. Необходимо подумать об усвоении увиденного. Познать, так сказать, всю широту полученных впечатлений.


Волгореченск. Гостиница. 19:20

Небольшое отступление от заданной темы каталога. Размышления не об архитектурных достоинствах.

Советская гостиница. Сколько нежных дифирамбов тебе спели постояльцы. Сколько историй и вымыслов было рассказано. Вспомнить нашу старую гостиницу в Солигаличе. Было еще одно удивительное чудо - в Сонково Тверской области. Но уже закрыто. Это же воспоминания на десятилетия!
Итак, гостиница. Похоже, что была переоборудована из советского общежития. Исчезновение из номера туалета – этим испугать настоящих путешественников довольно сложно. Ну, исчез почему-то и исчез. Главное, и это по-советски, – койко-место. Койко- место всегда на своем месте. То, что ресторан не исчез, и то замечательно. Но, как и во всех провинциальных городах, его на выходные до конца следующего лета застолбили страждущие расписаться в местном ЗАГСе. И это можно только приветствовать, так как и в Ивановской области выполняются так нужные стране поручения. Путешествующие быстро находят какой-нибудь еще работающий магазинчик, и вечер перестает быть томным. Быстро нарезается, накладывается всё купленное в этом магазинчике, и вот готовый ужин с провинциальным - в самом хорошем, долгожданном смысле - привкусом готов. Все счастливы и довольны.
А еще в советских гостиницах в провинциальных городках заботливые хозяева на каждом этаже ставят небольшие диванчики. Это выглядит очень мило. Московским четырехзвездочным отелям надо бы поучиться. Вдруг какой-нибудь постоялец не сможет попасть в свой номер по разным причинам или устанет, или сил после осмотра достопримечательностей не хватит подняться выше на этаж. Ну, что же. Всегда в его распоряжении этот маленький диванчик. Если он уже не занят такими же путешественниками.


(продолжение следует, всё-таки три дня...)
Аватара пользователя
Дмитрий Лоптев
Модератор
Сообщения: 932
Зарегистрирован: 01 дек 2014, 19:58
Откуда: г. Киров (Вятка)

Re: В деревню, в глушь, к Богданову......

Сообщение Дмитрий Лоптев »

...белой завистью....))
Аватара пользователя
Александр Богданов
Модератор
Сообщения: 5848
Зарегистрирован: 20 фев 2007, 08:33
Откуда: Ивановская область, г.Кинешма

Re: В деревню, в глушь, к Богданову......

Сообщение Александр Богданов »

Юрий Булкин писал(а): 12 ноя 2018, 19:26 Но, как и во всех провинциальных городах, его на выходные до конца следующего лета застолбили страждущие расписаться в местном ЗАГСе. И это можно только приветствовать, так как и в Ивановской области выполняются так нужные стране поручения.
Юрий Николаевич! Правды ради, Волгореченск всё же в Костромской губернии находится.
Про гостиницу: строилась как гостиница, таковой и остается по сей день. Замечу, что Волгореченск городом стал не так давно, а по поселковым меркам гостиница в четыре этажа на главной площади - это шик и блеск!
Я там лет 30 назад целый месяц прожил, когда был на производственной практике на Волгореченской ГРЭС. Судя по вашим впечатлениям - ничего не изменилось.
Гостиница строилась для командировочных, помогавших с пуском ГРЭС. Интересный факт: не знаю как сейчас, но в момент запуска именно на этой ГРЭС был установлен самый мощный в Европе... а вот тут я умолкаю, кому интересно, тот сам найдет информацию про "волгореченский миллионник"
С уважением, А. Богданов
Аватара пользователя
Pashkin
Сообщения: 317
Зарегистрирован: 11 ноя 2014, 22:35
Контактная информация:

Re: В деревню, в глушь, к Богданову......

Сообщение Pashkin »

самый мощный в Европе... "волгореченский миллионник"
А почему только в Европе?
Разве кроме питерских "Силовых машин" кто-то выпускает паровые турбины для тепловых станций единичной мощностью 1200 МВт и более.
Сейчас, кстати, в нашей стране агрегатами аналогичной мощности могут похвастаться также новые блоки вторых очередей Нововоронежской и Ленинградской атомных станций.
Аватара пользователя
Юрий Булкин
Модератор
Сообщения: 2177
Зарегистрирован: 13 дек 2005, 21:33
Откуда: Московская область

Re: В деревню, в глушь, к Богданову......

Сообщение Юрий Булкин »

Дмитрий Лоптев писал(а): 12 ноя 2018, 20:20 ...белой завистью....))
По правде сказать я последние два года предлагаю навестить Лоптева и познакомиться с такой неизвестной областью, как Кировская.Здесь у меня вообще, как и у многих моих спутников, белое пятно. Какая здесь может быть поездка! Правда она называться будет по другому..........
Юрий Булкин
Аватара пользователя
Pashkin
Сообщения: 317
Зарегистрирован: 11 ноя 2014, 22:35
Контактная информация:

Re: В деревню, в глушь, к Богданову......

Сообщение Pashkin »

В дополнение к предыдущему комментарию глянул тут, как в данной области у наших «заклятых партнеров» дела обстоят. Оказалось, что там с 1973 по 1989 годы было введено в работу аж 7 угольных блоков с турбинами по 1300 МВт.
Так что да, ограничиваем уникальность 9-ого энергоблока Костромской ГРЭС нашим континентом)
Аватара пользователя
Юрий Булкин
Модератор
Сообщения: 2177
Зарегистрирован: 13 дек 2005, 21:33
Откуда: Московская область

Re: В деревню, в глушь, к Богданову......

Сообщение Юрий Булкин »

Александр Богданов писал(а): 13 ноя 2018, 05:35
Про гостиницу: строилась как гостиница, таковой и остается по сей день. Замечу, что Волгореченск городом стал не так давно, а по поселковым меркам гостиница в четыре этажа на главной площади - это шик и блеск!
Да-а, нормальная гостиница. Для нас то, видевших нечто? Просто мы про гостиницы мало пишем, а это вообщем-то не последний важный атрибут в поездках.
Юрий Булкин
Аватара пользователя
Юрий Булкин
Модератор
Сообщения: 2177
Зарегистрирован: 13 дек 2005, 21:33
Откуда: Московская область

Re: В деревню, в глушь, к Богданову......

Сообщение Юрий Булкин »

День второй. 06.10.2018 г.

☂ t - +12° пасмурно. Долгота дня 11:09
Второй день - он самый важный в многодневной поездке. Особенно утро. От воздуха, широты просторов, прекрасной архитектуры, замечательных людей и свободы можно просто задохнуться человеку, который вырвался из мегаполиса с сумасшедшим ритмом жизни, где треть жителей любят свой город и считают его своим, а другая его треть пока не определилась, любить ли и считать ли, потому что где-то у них есть своя маленькая родина, которую они любят и где находятся их корни, и последняя треть, которым всё равно, потому что у них совершенно другая культура, сознание, воспитание и они рассматривают этот мегаполис лишь только как объект добывания материальных средств. Ну, и совсем небольшая когорта жителей, которые считают своим городом, например, Лондон......
DSC04527н.jpg
1. Густомесово. Церковь Успения Пресвятой Богородицы 1904 г.. 09:30 ☞ 09:50
В каталоге помечена как эклектика, псевдорусский стиль.
DSC04522н.jpg
"Церковь Успения в селе Густомесово бывшего Нерехтского уезда (ныне Красносельского района) - яркий пример приходского храма в русском стиле, в оригинальной объёмной композиции которого заметно влияние модерна".

Так пока и не удалось узнать, что же так густо мешали в этом селе жители, чтобы название прикрепилось к нему. А может, это когда-то буква "Т" случайно выскочила и Густоместово превратилось в Густомесово? Вспоминаю Телебукино, на Рязанщине. Долго думали краеведы с искусствоведами, да ничего лучшего не смогли придумать - "...Название села, вероятно, происходит от татарского слова "делибуг" - высокий берег реки..." Причем здесь Дели и Буг?

2. Приволжск. Никольский женский монастырь 1998 г. 10:37 ☞ 10:55
DSC04546н.jpg
"Никольский храм в Приволжске (бывшее село Большое Яковлевское) был построен в традициях барокко в 1779 г. костромскими мастерами на месте деревянной шатровой церкви. Колокольня в шатровом исполнении высотой 56 м. Рядом с монастырем находится святой источник, забивший на месте явления Тихвинской иконы Божией Матери".

Небольшой такой, тихий монастырь, в центре города, как мне показалось, наспех созданный из того, что было.
Если бы Никольскую церковь не использовали под склад, как уже было не раз замечено, пропала бы церковь. А так уже и источник забил.

3. Фурманов. Собор иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость 1897 г. 11:17 ☞ 11:36
DSC04552н.jpg
"В народе называется собор Скорбящей Богоматери. Да, это в самом деле Notre Damme – собор на 2,5 тыс. человек, построенный в конце XIX в. в конгломерации текстильных поселков с населением 6 тыс. Сохранился (внешне) полностью, весь состоит из излишеств (аналог – Спас на Крови в Питере). К сожалению, был заперт, но огромные поленницы во дворе свидетельствуют о подготовке к отопительному сезону. Ошеломляющее зрелище – особенно там, где не ждешь".

Нам повезло больше. Мы остановили служку прямо перед закрытием дверей. Она позволила осмотреть храм на пять минут. Размеры, конечно, поражают. Но ещё больше поразили меня двери. Массивные, тяжелые. Как эта женщина, да и прихожане их открывают-закрывают? А вот замок, которым я помогал закрывать двери, был еще чудесней. Он выплыл из далекого советского прошлого. Огромный – в две человеческие руки. Амбарный. Такие в керосинках, если еще кто помнит, продавались. И ключ, которым можно покалечить, чтоб не сказать больше, если кого-нибудь призывать к порядку.

4. Фурманов. Церковь Вознесения Господня 1727 г. 11:44 ☞ 11:50
DSC04576н.jpg
"Углы главного четверика огибают лопатки, над которыми раскрепован карниз, включающий поребрик и трехрядную пилу".

Действительно, пила имеется. Правда, сразу и не заметишь, если бы не было так поэтично красиво написано. И где такому учат?

5. Шухомош. Церковь Иоанна Предтечи 1788 г. 11:57☞ 12:15
DSC04584н.jpg
"Название села финно-угорского происхождения, означает – «открытое место». Первое упоминание о Шухомоше относится к 1459 году. И речка Шухомка".

Что бы не означало название села на финском, карельском, венгерском и других языках - это очень красивое и запоминающее название. "Необычайно стройная и высокая колокольня служит эффектным вертикальным акцентом в широком равнинном пейзаже".

Действительно служит.
Обнесена забором. Где же вход в этом заборе - выяснить не удалось, туда просто не дошли. Скорее всего. с северо-западной стороны. Землю оградили по-хозяйски. Для чего? Ведь теперь финно-угорское название - "открытое место" не соответствует действительности. Как будет по финно-угорски "обнесенное место" - для меня тайна. Спросить было не у кого. Ни души. Ни звука. Только осенний ветерок шелестел пожелтевшими листьями берез.

6. Погост. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы 1820 г. 12:26 ☞ 12:40
DSC04606н.jpg
"Несмотря на утрату основного ротондального объема в 1935-51 гг., это значительное произведение в формах зрелого классицизма, отличающееся достаточно редкой композицией - с двумя одинаковыми колокольнями на западном фасаде двусветной трапезной".

Замечательный образец двухколокольного храма. Как выглядел алтарь и завершение? Сергей Юрьевич что-то предположил. Наверное, уточнит...

7. Игнатовское. Церковь Михаила Архангела 1815 г. 12:55 ☞ 13:05
DSC04633н.jpg
"В архитектуре довольно крупного храма с высокой колокольней сочетаются ранний классицизм и барокко".

Очередное непредвиденное отступление от заданной темы.
Просматривая материалы по раннеклассическому и позднебарочному Михайловскому храму, наткнулся в Каталоге на статью на его странице. Что-то мне стиль показался знакомым. Приведу его, наверное, полностью:
"Существующий ныне каменный храм построен вместо деревянного в 1813-1815 г.г. Двусветный пятиглавый четверик со скругленными углами, с двухпридельной трапезной и трёхъярусной колокольней со шпилем. Приделы Ильинский и Георгиевский. Закрыта не позже 1930-х г.г.

Договор с общиной был расторгнут решением президиума облисполкома от 13 февраля 1937 г. Решение утвердил президиум ВЦИК 10 сентября 1937 г. В храме размещались продовольственный магазин и склад. В настоящее время основной объём храма заброшен, в трапезной устроен магазин.
http://fr-ignatovskoe.cerkov.ru; Храмы России"

И не смог пройти мимо.
Автор в первой части статьи дословно повторяет текст Александра Валерьевича Бокарёва. Ну, если кто не знает, подскажу, что это «…человек и пароход…». Информацию он берет из своих, только ему известных источников, которая в основном достоверна и действительно многие ею пользуются, в том числе и я. Но у меня возникает в этом (а я подразумеваю и другие) случае вопрос – а зачем скрупулезно переписывать уже известные факты с сайта Александра? Ведь если присмотреться к страничке Каталога, там и ссылочка есть на Темплес, как раз на такую же статью. Может, здесь кроется какое-то ноу-хау, мне не известное? Или ещё что-то?

Но есть ещё и вторая часть этой же статьи. Про договор и решение понятно. Про склад понятно. А про магазин не вполне. В трапезной, как мы не искали, в настоящее время нет никакого магазина. Это старая информация, а статья добавлена наисвежайшая! Заросло всё там… и тропа страждущих жителей, делавших покупки в этом магазине, заросла бурьянчиком. Наверное, хозяева этого самого магазина всё-таки застеснялись после фиксации Александра Витальевича боковой двери с расписанием 11 лет назад и решительно покинули трапезную.
Как мне кажется, не нужно вводить людей в заблуждение, вдруг мы и ехали в этот один единственный магазин в этом месте, а там только трапезная в заброшенном храме… :D

8. Острецово. Церковь Троицы Живоначальной 1770 - 1811 гг. 13:25 ☞ 13:43
DSC04647н.jpg
"Храм, построенный Трофимом Лялиным с крестьянами, в стиле зрелого классицизма, воплотил в себя всю идею Русского православия. До революции в угловых башнях храма находились часовни и иконные лавки".

Мне почему-то показалось про угловые башни храма - это в копилку Сергея Попова.

Родники, кафе "Встреча" 14:10 ☞ 15:00
DSC04737н.jpg
Кафе с долгожданным названием, так как здесь нам суждено было встретить одного из подвижников… и моторов Каталога – Александра Витальевича. В принципе, путешествующие выполнили две задачи, озаглавленный в начале поездки – настоящие деревни увидели с удивительными памятниками, залезли в глушь. Оставалось только увидеться с Богдановым. Дальше можно было бы поворачивать назад и снова окунуться в мир столичной суеты. Но соавторы каталога не ищут легких путей! Их влечет всё к новым и новым открытиям...
DSC04666н.jpg
Вот и Александр подтвердил звание «мотора», вырвавшись в напряженную заготовительную пору (в разных Педиях и Мапиях при описании состояния экономики региона обязательно добавляют магические слова - «Большую роль играют личные, подсобные хозяйства»), чтобы встретиться с сотоварищами. Встреча была недолгой, но полезной. Александр Витальевич, как и остальные члены команды, расчувствовался и поехал вместе с нами в Вичугу, на время забыв про осенние заготовки и их роль в наполнении экономики Ивановской области.

9. Вичуга. Церковь Воскресения Христова в Тезине 1911 г. 15:25☞ 16:05
DSC04739н.jpg
"Увенчанное пятиглавием монументальное кирпичное здание в неорусском стиле".

При составлении данного отчета буквально на днях наткнулся на вот такое замечание в Исе:
«…очень прошу убрать, мягко говоря, устаревшее и несущее негативные коннотации словоупотребление "псевдорусский". Уже с сер. 1990-х гг. в приличных публикациях употребляется термин "русский стиль". Прот. А. Берташ, канд. иск….».

"Поражает не имеющее ни столбов, ни колонн огромное внутреннее пространство храма, сплошь покрытого живописью, масляными красками, выполненной художниками мастерской известного палехского иконописца Сафонова.
DSC04684н.jpg
С середины семидесятых здесь был оборудован склад промышленных товаров Вичугского торга.
Над тремя входами в храм, а с восточной стороны – над алтарем, разместились огромные многоцветные майоликовые панно в стиле модерн с изображением святых и символических многофигурных композиций".
DSC04668н.jpg
Если присмотреться повнимательнее, видно, что панно поновлялось (заменялась часть утраченной майолики) в некоторых местах не совсем удачно. Но это нисколько не умаляет его достоинство и красоту. В Юрьев-Польском на Преображенском соборе вообще плитки перепутаны в разных местах. А там профессионалы реставрировали…
DSC04743н.jpg
В противовес Дуниловским монастырям - очень доброжелательный приход, начиная от детворы, которая крутится возле церкви, и кончая батюшкой. Пожалуйста, снимайте все 400 сюжетов, которыми расписан храм.

10. Пархачёво. Церковь Успения Пресвятой Богородицы 1818 г. 16:42 ☞ 17:00
DSC04749н.jpg
"Роспись клеевыми красками и лепной декор 1-й пол. 19 в. создают единый ансамбль и являются незаурядным для Ивановской обл. произведением монументального искусства в стиле классицизма.
Ведущую роль в убранстве интерьера играет лепнина и гармонирующая с ней, выполненная в разбеленных охристых и голубых тонах, гризайльная живопись (сохранились фрагментарно в куполе, барабане, арках и трапезной)".

От клеевых росписей, к сожалению, уже ничего не осталось. Лепные розетки постепенно исчезают, падая вниз. Будьте внимательнее при нахождении под куполом.

11. Парское. Ансамбль церквей Усекновения главы Иоанна Предтечи и Вознесения Господня 1773 – 1863 гг. 17:03 ☞ 17:25
DSC04796н.jpg
"Две церкви в весьма запущенном состоянии, но за душу взяли. Более старая Усекновения главы Иоанна Предтечи – классика здешнего жанра, вторая – очень прилично подобранная в пару. Одно из малоизвестных, непосещаемых, но весьма достойных мест. Добавим сюда потрясающую фотогеничность – сколько раз здесь бывал, впотьмах, в грозу, даже впервые взяв в руки фотоаппарат – получались привлекательные снимки".
DSCF1880н.jpg
Почему-то к этому ансамблю мы добираемся только к вечеру и в ненастную погоду. Подъехали, и вот пожалуйста, дождик заморосил. Вняв оптимизму Василия, ещё раз осмотрели действительно достойное место. Как бы ничего не изменилось и всё на месте. Дорога, правда, с нашего последнего визита не ремонтировалась.

(продолжение следует...)
Аватара пользователя
Юрий Булкин
Модератор
Сообщения: 2177
Зарегистрирован: 13 дек 2005, 21:33
Откуда: Московская область

Re: В деревню, в глушь, к Богданову......

Сообщение Юрий Булкин »

День третий.
☁ ☀ t +12° облачно Долгота дня : 11:04

1. Дунилово. Успенский женский монастырь 1650 г. 09:33 ☞ 09:43
DSC04831_1н.jpg
"В 1991 году на месте бывшей Успенской Пустыни был учрежден общежительный женский монастырь в честь Успения Божией Матери. Реставрацию начали с Покровского храма. Потом начали восстанавливать Успенский храм, сильно разрушенный".
Загадочный монастырь. И недоброжелательный. Явно здесь туристическо-паломнический поток никому не нужен. Вспоминается Высоцкий монастырь в Серпухове в бытность настоятеля Кирилла. Прошли те времена, и при нынешнем настоятеле всё повернулось лицом к посетителям. Может, и здесь когда-нибудь поменяются порядки…


2. Дунилово. Храмовый комплекс бывшего Благовещенского монастыря 1675 г.
. 09:40 ☞ 10:07
DSC04838_1н.jpg
"Самая ранняя из сохранившихся кирпичных церквей монастыря, да и самого Дунилово, датируется 1675 годом. Это Благовещенская церковь, которая входит в монастырский комплекс. Сейчас в стенах обители располагается Благовещенско-Казанское подворье Успенского Дуниловского женского монастыря Шуйской епархии РПЦ".

А я всё думал, чего это двери все закрыты? Мы и в прошлую поездку не попали к архитектурному объекту. Как мы не старались в это раз с Дмитричем найти хотя бы щелочку, всё было безуспешно. Ведь это чье подворье-то? Хорошо хоть не подняли тревогу и не заарестовали, как злостных искусителей нарушения спокойствия.

3. Горицы. Храмовый комплекс. Церкви Рождества Пресвятой Богородицы и Вознесения Господня 1800 – 1820 гг.. 10:12 ☞ 10:30
DSC04891_1н.jpg
"Одно из наиболее старых и живописных сел области. Расположено на высоком правом берегу р. Теза, напротив с. Дунилово, при переправе из Шуи на Кострому. Выразительный по силуэту комплекс играет ведущую роль в формировании панорамы села из-за реки и в перспективе ул. Центральная".

Как была Рождественская церковь покрашена с трех сторон хитрыми ивановскими "реставраторами", так до сих пор и стоит.

"...особенно богат карниз четверика из рядов поребрика, пилы и городков, раскрепованный под пятами четырех крупных кокошников (по четыре с каждой стороны), архивольты которых обработаны зубцами..."
Какая поэтика. Не устаю восторгаться. Спасибо писавшему это...

4. Дунилово. Храмовый комплекс. Церкви Покрова Пресвятой Богородицы и Всех Святых 1685 – 1742 гг.. 10:12 ☞ 10:30
DSC04897_1н.jpg
"Состоит из крупной пятиглавой летней Покровской церкви 1685-1704 гг., возведенной по заказу владельца села боярина Ф.А. Лопухина, и небольшой зимней во имя Всех Святых, поставленной в 1142—43 гг. параллельно первой к северу от нее. Западные фасады храмов и соответствующий участок кирпичной ограды 1-й четв. 19 в. с главными воротами обращены к торговой площади".

Несмотря ни на что, а мне нравится бывать в Дунилове. По хорошему, это посещение должно занимать целый летний солнечный теплый день. Чтобы можно было с разных ракурсов наблюдать и фотографировать красивейшие церкви на фоне удивительной природы, посидеть и полюбоваться водами речки Тезы, закинуть удочку и поймать "..простого русского окунька...", поесть вкусные пирожки из местной пекарни, запивая молоком или самодельным лимонадом, подумать…

5. Лух. Ансамбль Воскресенской и Успенской церквей и Троицкого собора 1680 – 1775 гг.
11:43 ☞ 12:25
DSC04971_1н.jpg
«Расположен в центре, на главной площади города, к востоку от крепости. Складывался на протяжении двух с половиной столетий. Колокольня, отдельно стоящая перед западными фасадами церквей Успения и Троицы, построена, вероятно, одновременно с первой из них в традициях древнерусского зодчества и является одним из лучших примеров столпообразных колоколен этой части области».
DSC04960_1н.jpg
Как-то стороной обошла этот удивительный городок всемогущая туристическая программа и мощный туристический центр здесь не появился. Хотя, как я слышал, деньги все-таки выделялись – на постройку «макета крепости».
Лух... Одно только название притягивает настоящего путешественника в это место. Тишина в воскресный день на главной площади. Бабульки продают баночки со своими заготовками. Не спеша разговаривают соседки. А вокруг - золото осени, извилистая речка Лух и прекрасные памятники далекого прошлого. Заметил, что с последнего нашего прибывания лет пять назад как-будто ничего не изменилось. Время застыло. Надолго ли? Вдруг кому-нибудь придет в голову мысль – продолжить строительство «крепости» по всему периметру?


6. Благовещенье. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы 1822 г. 12:38 ☞ 12:45
DSC04991_1.jpg
«Храм в стиле раннего классицизма, характерный для приволжских р-нов бывш. Костромской губ., отличается четкой прорисовкой деталей и графичностью фасадной композиции».
«…в центре на троне - Мария с младенцем, ее окружают ангелы в развевающихся одеждах с экспрессивно изображенными крыльями...»

Не мог удержаться, чтобы не отметить экспрессию ангелов с крыльями.

7. Порздни. Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Спаса Преображения 1751 – 1768 гг. 13:00 ☞ 13:45
DSC04995_1.jpg
"Расположен на возвышенности в центре села, виден издалека с оживленной в прошлом торговой дороги Лух-Пучеж..."
DSC05058_1н.jpg
"Церковь Преображения - крупный сельский храм.
Окна восьмерика фланкируются гризайльными пилястрами, написанными на блекло-охристом фоне".

Попробуем перевести на язык путешественника: Окна восьмиугольного в плане сооружения оформленные искусственными барельефами в виде колонн, написанные на жёлто-коричневом фоне.
Про этот комплекс попробую написать поподробней.

8. Лух. Церковь Спаса Преображения 1797 г. 13:55 ☞ 14:05
DSC05113_1н.jpg
"Расположена к юго-западу от города, на территории кладбища. Построена в 1797 г. из кирпича, имеет наружную известковую обмазку. Сохранилась каменная ограда вокруг кладбища и монументальные одноарочные ворота с аттиком и массивным венчающим фронтоном, построенные в 1-й трети 19 в. в стиле позднего классицизма. Церковь - один из наиболее оригинальных в районе памятников провинциального культового зодчества посл. четв. 18 в., отразивший переход от барокко к классицизму".

Интересная, по-моему, такая колокольня, особенно верхний четверик – с колоннами по углам и завершением восьмигранным куполом со слуховыми окнами и шпилем.

9. Воскресенское. Храмовый комплекс. Церкви Воскресения Христова и Николая Чудотворца 1713 - 1791 гг. 15:08 ☞ 15:20
DSC05127_1н.jpg
«Является композиционным ядром сельской застройки, доминирует в окружающем пейзаже. Состоит из двух храмов: холодной церкви Воскресения и теплой - Николая Чудотворца, а также колокольни.
Роспись маслом, сохранившаяся фрагментарно на стенах основного объема и трапезной, выполнена в 3-й четв. 19 в. Хороший образец живописи, следующей барочным традициям".
DSC05135_1н.jpg
К сожалению, времени было отведено достаточно мало для более детального рассмотрения храма, что характерно для объектов, попадающихся по дороге по возвращении домой. Путешественники уже насытились различными впечатлениями и спокойно наблюдают за пробегающими за окном объектами. Но этот объект внимания заслуживает. На колокольне верхний барабан кажется всё-таки маловат для её завершения. Интересный объект из-за этого кажется приземистым.
Масляная роспись ещё сохранила яркость красок.

Москва. Курский вокзал. 20: 20

Грустно ли возвращаться домой из такой далекой, но ставшей ближе Ивановской области? А это нужно спросить у Дмитрича, который, подняв высоко голову, наблюдал за пролетавшим над ним и Успенским храмом «кукурузником» и думал о путешествии. А вот летчик, смотря вниз и видя полуразрушенную церковь и точку, которой являлась Дмитричем, думал, возможно, о возвращении домой.

Говорят, что из путешествий мы возвращаемся другими, что незаметно для себя меняемся с каждым отъездом. Вот и мы скорее всего немного поменялись. Я очень на это надеюсь. Поэтому ездите, исследуйте, фотографируйте, находите, определяйте, выходите из паутины, встречайтесь, обсуждайте… И не верьте, если вам будут рассказывать про диванных участниках соборов. Это не про нас……
DSC05002_1н.jpg
Спасибо за хорошую компанию и терпение Владимиру Архипову, отдельное спасибо Маргарите Архиповой за наш непритязательный быт, Сергею Попову за академические знания по архитектуре и созвездиям, Виктору Куркову за философские определения, в которых выражены сущностные характеристики главного субъекта социального бытия, и Александру Богданову просто за встречу.
DSC04932_1н.jpg
P.S. И в завершение этих заметок немного совсем постороннего материала, который присутствует всегда в любом путешествии.
Вот такой имеется кадр в наличии. К объекту его не поместишь, скажут – реклама чего-то или много людей на переднем плане, хотя попробовать можно было бы с типом – дополнительная информация.
DSC04415_1н.jpg
Что там пытается Сергей Юрьевич показать – мне не понятно, так как я стоял довольно далеко. Но можно пофантазировать.
В рыболовстве, кажется, не замечен. В любительском овощеводстве – тоже. Голову Лукича не измерял – не тот профиль. Не грибник, чтобы показывать лукошко. Футболом интересуется, летом болел за Дзюбу и Иран, но мяч такого размера?! Рассказывает про свернувшегося ежика под кустом? М-да. Про то, как хотел стать космонавтом и увидеть землю в иллюминатор? Или как вселенная расширяется?
Что-то другое. Дмитрич удивленно и подозрительно посматривает в его сторону и так боком-боком, как мне кажется, удаляется.
Ничего путного не придумывается, поэтому думаю остановится на географии и глобусе...

В цитатах использовались материалы Соборы.ру и Рейтинга достопримечательностей Eeyore.
Юрий Булкин
Ответить