Вологда-Устюг-Каргополь 2015 г.
Спонтанность в начале какого-нибудь путешествия - это не состояние человека, а необходимая потребность в быстрой реализации того или иного действия.
(Мысли,навеянные общением с С.Ю.Поповым)
Вся программа нашей поездки сложилась, как и полагается у нас, - неожиданно. Сидели тихо-мирно, обсуждали проблемы каталога, запивая решения хорошим пивом. Думали, как будем использовать предоставленные правительством выходные дни. И тут между важным делом кто-то решил позвонить Сергею Попову. И в разговоре вдруг слышатся названия «Тотьма» и «Великий Устюг». А уж когда Сергей (по телефону) сказал, что у него и маршрутик имеется, тут сразу все прониклись этой идеей... и поехали… Скажу сразу, что формат изложения я на сей раз поменял, чтобы попытаться убрать пресность из изложения. Получилось - не получилось, что равняется нравится - не нравится, судить не мне.
Москва. Ярославское шоссе. Радостная встреча - 22:45
День первый. 12.06.2015 г.
1. Горушка. Казанский Даниловский женский монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери. 1901-1918 гг. Архитектор Василий Антонович Косяков.
Расстояние всего-то 350 км, 04:45
Махровый ретроспективизм. Церквей, отмеченных у нас на соборах, числится 315, что говорит о популярности стиля в начале 20 века. Скорее, их больше и со временем их количество будет увеличиваться. Термин ретроспективизм - сугубо российский. Хотел прокомментировать Сергея Попова, но у него, к сожалению, про этот стиль ничего не написано. Недоработка.
Исторические сведения: В 1931 году организовалась сельхозартель под названием «Красная Горушка», все желающие быстро заселились в монашеских кельях. Воспользовавшись монастырским хозяйством, колхоз сразу же стал передовым. Колокольня была взорвана до основания. Собор использовали под колхозное хранилище и склады.
Благодаря колхозу, как я уже неоднократно замечал, собор сохранился. Вот только колокольню ума не хватило приспособить, так бы, может, эта артель была в рядах зачинателей стахановского движения в своей области. Могли бы хоть приспособить под водонапорную башню, например. Но, наверное, кирпич понадобился для доски почета передовикам.
Путь наш дальше лежал в губернский город Вологду, где мы должны были набраться сил для дальнейшего путешествия.
130 км, 06:00
Вологда. На территории города выявлено 224 памятника истории, архитектуры, культуры; 128 из них взяты под охрану государством. Про охрану все, конечно, наслышаны, так что не буду здесь усугублять. Историки и археологи, как им и полагается, продолжают спорить о времени возникновения города. Ищут. Но наш путь лежал дальше к удивительным памятникам этой самой области, которые ещё не поставлены на охрану, а если и поставлены, то как-то странно охраняются.
2. Замошье. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 1805-1812 гг.
Расстояние - 60 км, 14:00
Архитектурный стиль барокко, к которому на страницах каталога и отнесли эту церковь. Всего же к этому стилю относятся 1053 церкви, что вселяет надежду.
Исторические сведения: На втором этаже церкви разместили зерносклад, на первом - картофелесушилку, в алтаре была кузница, а позднее - склад газовых баллонов.
Мы тщательно отфотографировали этот шедевр и, как оказывается, совершенно не зря.
К глубокому сожалению, в сентябре 2017 г. рухнула часть церкви. На наших фотографиях она еще цела. Вот так и задумаешься - может, лучше бы картофелесушилка там и оставалась? Может, и церковь цела была, и чипсами вся округа была снабжена.
3. Варницы. Церковь Воскресения Христова, 1743-1775 гг.
Совсем немного, по нашим меркам, - 180 км, 16:35
Топонимы в этой местности восхищают: Хоробардина гора возвышается над речкой Ковдой, над пустошью, где стояли некогда соляные варницы и где бежит среди буйных трав речка с интересным названием Солонуха. Наш главный специалист по стилям безошибочно, не задумываясь, определяет, что это барокко, и молниеносно добавляет «тотемское», что сразу же поверилось в это.
Решил почитать о достоинствах этого изумительного памятника. И заблудился. Наши искусствоведы так занялись описанием объектов, что порой не понимаешь, что слова, сложенные из русского алфавита, означают совершенно не то, что предполагаешь. Отсюда вывод: искусствоведы должны работать в разведке. Чтобы их послания, попавшие врагу, никто не мог расшифровать.
Юстас Алексу: «Его фасады украшают все те же пилястры на консолях, цокольный пояс с валиками и поребриком, завершающий карниз с поясом фестончатых зубчиков и, наконец, рамочные оконные наличники с килевидными фронтонами на манер XVII века».
Через два дня в Москве перевели: «Наружные стены строения украшают все те же вертикальные выступы, изображающие колонны на опорах, нижнюю часть здания с полукруглым выступом и орнаментальной кирпичной кладкой, с ребром наружу, завершающей горизонтальный выступ на стене с рядом орнаментальной полосы с обращенным вниз в виде ступенчатых зубцов и, наконец, оконные наличники, напоминающие перевёрнутый киль корабля на манер 17 века…
Что означает: в южном направлении проследовал грузовой состав с техникой на колесах, танками и орудиями, завершает состав - несколько вагонов с боеприпасами, и наконец, 17 теплушек с обслуживающим персоналом…
Родоначальница стиля тотемского барокко нынче брошена, но всё равно замечательна. Соль кончилась, вера кончилась, люди ещё живут мало-мало…
Исторические сведения: В советские годы были уничтожены навершие колокольни со шпилем и церковная ограда; в конце 1940-х годов храм горел. Впоследствии в здании размещались ремонтные мастерские совхоза "Тотемский". В этом разрушенном храме были в наше время явления святого Максима: его видели в алтаре, одетого в одну лишь рубаху.
Одна из легенд о Тотьме связана с ее названием. Петр Великий, известный своей неуемной энергией, плыл мимо городка по речке Сухоне. Увидев на противоположном берегу нечто, вскинул руку в сторону дремучего леса и молвил: «То – тьма!». Но как поясняют краеведы, Тотьма начинает свою историю с XII века и слово это на языке живших уже здесь чуди - финно-угорских племен - означает «сырое низкое место».
Ну вот, краеведы обязательно выведут что-то свое, отличное от занимательных легенд. И от такого подхода становится как-то скучновато.
Интересные сведения: Как утверждают, Тотьма – единственный в России город, на гербе которого присутствует заокеанский зверь – черная лисица, обитающая на американских Алеутских островах. Герб этот, якобы, утверждала сама императрица Екатерина II. В советские времена лисицу то перекрашивали в рыжий цвет, как и подобает её русской соотечественнице, то вместо нее рисовали собаку. Но от истории нельзя укрыть чёрное под рыжим, или лису под собакой. Всё равно выплывет.
Загадок в этом крае достаточно много, поэтому и нужно ехать в Тотьму и приглядеться к ее чудесам. Мы и поехали. Сильнее всех волновался Сергей. Он бывал здесь в годы своей юности и ему не терпелось увидеть места, дорогие его воспоминаниям. Поток этих воспоминаний из далекого прошлого, замешанный на личном опыте и скрупулезно почерпнутый из справочников, гнал его с нами к этому изумительному месту.
4. Тотьма. Храмовый комплекс. Церкви Входа Господня в Иерусалим и Иоанна Предтечи.
Рядом - 2 км, 17:20
Тотьма. Церковь Входа Господня в Иерусалим, 1794 г.
В архитектурном облике преобладают черты барокко. Красивейший храм города, бесспорный шедевр “тотемского барокко”. Церковь используется в качестве музея мореходов. К великому сожалению, дальнейшего развития этот стиль на Вологодчине не получил.
Самый, вероятно, яркий представитель тотемского барокко – типичный корабль. Если вы видите храм, напоминающий этот – в стиле можно не сомневаться. Недействующая. Внутри - музей мореплавателей, коих Тотьма исправно поставляла русскому флоту. Стоит посетить.
Плоские, на углах парные пилястры, опирающиеся на оригинальные висячие консоли, членят стены, увенчанные сочным карнизом из простых профилей с раскреповками и выразительными фестончиками под нижним полувалом.
Просто песня. Умеют же описывать…
«Сочный карниз» меня сподвиг на еще большее углубление описания: «Красочно-плоские, на углах изумительно выраженные колоритные парные пилястры, опирающиеся на оригинальные, ядреные висячие консоли, членят, бьющие в глаза, стены, увенчанные сочным, душистым карнизом, из простых, нажористых профилей с тучными раскреповками и выразительно-пронзительными фестончиками под живописным нижним подвалом…
Исторические сведения: В советские годы в здании церкви был винзавод. Использование помещения под винзавод мне попадается также впервые. То ли дело - склад, керосинка… Но, как оказалось, наш экскурсовод про винзавод ничего не знал. Он всё наше внимание обращал на сочность архитектурных достоинств. И надо сказать, это ему удалось. Мы моментально этим прониклись.
На церкви висит объявление серьезного содержания.
Хорошо, что оно нам попалось на глаза. Мы и не стали звонить.
Тотьма. Церковь Иоанна Предтечи, 1738-1744 гг.
Напротив - 200 м.
Если бы не оставшийся декор да апсида, да еще соборы.ру, так и не подумал бы, что это был когда-то двухъярусный четверик с небольшим восьмериком и главкой. И ходил бы я сюда за мебелью и стройматериалами да восхищался: какое крепкое здание соорудили себе кооператоры.
5. Тотьма. Церковь Рождества Христова, 1746-1793 гг.
Близко - 300 м.
По соседству с великолепной Входоиерусалимской церковью стоит более скромная церковь Рождества Христова.
За 5 лет превратилась из невнятной руины в воздушный торт – украшение города. Наряду с Входоиерусалимской церковью подсвечивается в темное время – красотища необыкновенная! Вот бы у кого гламуру поучиться.
В послереволюционное время здание использовалось в хозяйственных целях. В каких именно - историки пока умалчивают. Скорее всего, как дополнение к винзаводу. Может, там сусло бродило в стеклянной таре. И получался любимый напиток советских трудящихся - портвейн типа «Золотистое» или «Плодово-ягодное»…
6. Тотьма. Спасо-Суморин монастырь, 1554 г.
Немного дальше - 1,5 км, 18:00
Расположен на западной окраине города на берегу Песьей Деньги. Полуразрушен.
Наиболее величественной постройкой монастыря является Вознесенский собор 1796 г. Здание церкви в стиле зрелого классицизма, трехэтажное, построенное по проекту В.М. Казакова.
Река Песья Деньга. Замечательное название, таящее в себе легенду. Попробую пересказать. Ехал царь Иван Грозный в Тотьму и перед самым городом его царская повозка увязла в ручье. Тут сразу же на помощь подскочили местные мужики и на руках вынесли царя с повозкой на твердое место. Грозный царь самолично расплатился с мужиками. Протянул несколько серебряных монет. И вот одна из них возьми, да и выскользни из царевых рук. И упала она в ручей, и скрылась из глаз. «А пес с ней, с деньгой!» - воскликнули тотемские мужики. - С самим царем рядом стоим!» Растрогался царь, ничего больше не дал взамен утерянному и поехал дальше. А может мужики, глядя вслед царской повозке, произнесли уже другое?
Исторические сведения: После закрытия в 1919 году здания Спасо-Суморина монастыря использовались для различных хозяйственных целей, в разное время здесь размещался техникум, воинская часть, отделы музея и другие учреждения.
7. Тотьма. Храмовый комплекс. Церкви Воскресения Христова и Успения Пресвятой Богородицы, 1744-1808 гг.
Недалеко - 2,5 км, 18:40
Ниже по течению Сухоны на её высоком берегу стоит храмовый ансамбль, заметный, в первую очередь, благодаря высокой колокольне. Рядом видна массивная кубическая постройка, в которой с первого взгляда довольно трудно признать церковь. Церковь Успения выполнена в духе провинциального классицизма и откровенно проигрывает другим тотемским храмам. Спасает комплекс великолепная колокольня, которая служит доминантой всей восточной части города. Её начали строить рядом со старой Успенской церковью в 1790-е годы, а завершили одновременно с новым скромным храмом.
Исторические сведения: С 1937 по 1962 год в храме размещался цех пищепрома, потом - кондитерский цех. Так и хочется представить себе, как по всей округе с раннего утра разливался зазывающий запах ванили, шоколада и крема «патиссе». С начала 1960-х по 1973 год в здании северной палатки, что примыкает к колокольне, находился магазин по продаже керосина, гвоздей и рабочего инвентаря. Сегодня в здании размещается филиал Тотемского музейного объединения - Музейно-выставочный центр "На Большой Садовой".
Музей церковной утвари, колокольня, на которую нужно залезть. Рядом - почти незаметный огрызок Воскресенской церкви, когда-то составлявшей с Успенской приличный ансамбль.
Главная достопримечательность - это, конечно, колокольня. Она завораживает.
8. Тотьма. Собор Богоявления Господня, 1863-1872 гг.
Опять недалеко - 460 м.
Монументальный двухэтажный Богоявленский собор (ныне Дом культуры) тяжеловесен, непропорционален и сух. Так и брызжет классицизмом.
А мне, если посмотреть на старые фотографии, собор понравился. Сух он или непропорционален - может быть, а понравился. Еще при подъезде напоминает какое-то административное здание. Ну, или Дом культуры вконец. Культуры в стране должно быть много и она должна быть Большая…
Исторические сведения: При советской власти после очередного пожара, оставившего собор без куполов, здание в 1929 году приспособили под кинотеатр "Октябрь", а в наше время - под городской центр культуры, который и поныне пребывает в его стенах.
Всё-таки, как ни крути, мы к культуре тянемся.
День второй. 13.06.2015 г.
9. Нюба. Церковь Николая Чудотворца, 1821 г., барокко.
Не испугаешь - 350 км.
Церковь двухэтажная, в одной связи с колокольней. Окружена была каменной оградой.
Исторические сведения: В 1932 году церковь была упразднена, после чего её помещения использовались под клуб, общественную столовую, склад.
Ну, ограду, понятно, растащили местные жители. Но возможно, это было сделано из предосторожности к культурно отдыхающей молодежи. Вообще, просматривается такая тенденция и ее можно проследить, сравнив области России. Например, во Владимирской области все больше помещения использовались под механические агрегаты и склады запчастей к ним. А вот в Вологодской народ просто насыщался культурой и тягой к складированию, сохранению, торговле.
Вспомнился такой эпизод из истории церкви в Подмосковье, где церковь тоже приспособили под клуб. Огородили деревянным заборчиком и стали по субботам проводить танцы. Так вот, в воскресенье все работники клуба выходили дружно на субботник - ремонтировать забор, а на стене церкви-клуба появилось красочное объявление: «Администрация убедительно просит отдыхающих не разбирать забор на орудия выяснения отношений».
Композиция получилась весьма оригинальная - это традиционный здесь корабль с колокольней на «плечах», трапезной, длинным предбанником и крылечком. Похоже, никак не используется.
Мы же застали ее использующуюся по загон для скота, как мне показалось - крупнорогатого.
Про саму деревню с поэтическим названием Нюба практически ничего сыскать не удалось.
Из СМИ: В 2011 году начались восстановительные работы. (И в чём это выразилось, мне, стоящему посреди церкви-хлева, было непонятно). Постоянных жителей здесь меньше десятка. Старинная деревня в 60-е присоединилась к местному совхозу. 400 человек выращивали овощи, зерновые, производили мясо, молоко. В совхозе работали целые династии. В последние годы опустевшая было деревня начала оживать, и задача - возродить храм.
Приход появился еще в начале 17 века. Сначала здесь была деревянная церковь. В 1818 году силами прихожан построили каменную. Благословение на восстановление дал епископ Котласский и Вельский Василий. Недавно здесь прошел первый молебен. Вот это описание датируется 04 июлем 2015 года. Я же осматривал церковь 13 июня 2015 года. И за две недели такой прорыв?
Наш путь лежал к Сольвычегодску.
10. Сольвычегодск. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы, 1584 г.
Совсем рядом - 11 км, 12:30
Для начала можно посмотреть на него из-за Вычегды - уже производит впечатление. Вблизи не хуже, хотя годы неухоженности оставили отпечаток - даже шпиль загибается. Собор - музей с часами работы. Попасть внутрь категорически рекомендуется.
Благовещенский собор - центральный памятник Сольвычегодска. Благовещенский собор являлся для построившего его купца Аники Строганова «с сыновьями и внуками» не только храмом, но и укрепленной цитаделью. В подвалах собора размещались склады пушнины, хранились ценности. Здесь же были устроены тюремные казематы.
Суровые такие тотемские купцы. Далеко в будущее смотрели. Чуть что, недовольство или пушнины мало принес – сразу в казематы на отрезвление. И тут же можно в грехах покаяться.
11. Сольвычегодск. Церковь Спаса Нерукотворного Образа, 1697 г., барокко.
Неплоха, но очень печальна. Начинают её восстанавливать (оцинковка уже блестит), но хватит ли запала и средств? Как привлечь внимание к этому уголку России - ума не приложу. Лес дорубят - все уйдут.
Исторические сведения: В послевоенное время на первом этаже Спасообыденного храма размещались гараж местного совхоза и склад ГОРПО, а на верхнем - общежитие для рабочих. Дважды там располагался магазин (последний раз - в период с начала 1978 до середины 1993 года).
Вот кто-нибудь может сегодня сказать, что это за таинственное ГОРПО? А это - городское потребительское общество - по-простому кооператив, который закупал у населения и колхозов сырьё, дикорастущие плоды, ягоды, грибы, лекарственные травы. Удобно. Вверху жилье, внизу рабочее место. Знали бы это купцы…
12. Сольвычегодск. Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы, 1696 г.
Один из Строгановских храмов – само собой, уже знак качества. Всё как положено - узоры, кудри, изразцы (точь-в-точь как балахнинские - немудрено, у Строгановых были особые интересы в Нижнем). Храм с часами службы. Попасть внутрь категорически рекомендуется. Рядом - соленый источник, символ былого процветания Строгановых - а стало быть, и всего города.
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы бывшего Введенского монастыря, построена в 1689-1693 гг. из красного кирпича в стиле «московского барокко». У нас на соборах Сергей отметил, что нарышкинское и строгановское барокко. Он является первым в ряду оригинальнейших построек рубежа XVII-XVIII веков, которые составляют особое направление в развитии стиля московского барокко и по имени их основного заказчика Г.Д. Строганова именуются строгановскими. Для этих культовых зданий характерны особый тип храма и подчеркнутая пышность внешнего декора, основанного на широком использовании ордерной системы.
Нарышкинского барокко у нас на карте 97. Это радует. Строгановского всего 6. Это печалит. Московского барокко со всеми сюда входящими направлениями - 1054 штуки. Это настраивает на оптимизм.
Исторические сведения: В 1920 году Введенский собор передали Сольвычегодскому музею. В 1930 году колокольня, ограда и часть монастырских строений собора были сломаны, так как комиссия решила, что они не имеют художественного значения. В 1943 году Введенский собор благодаря просьбам верующих и разрешению властей приходу вернули. В настоящее время Введенский собор является действующим.
В фотографировании внутри нам отказали. Батюшка был неприступен и подозрительно нас осматривал. Можно, конечно, было бы и из-под полы, но мы на это не повелись. Всё-таки не менее серьезные люди, чем батюшка.
Переправа. Паромом на Козьмино. Каждый час. Время в пути 10 минут. 15:10
13. Морозовица. Троице-Гледенский монастырь, 1200 г.
Опять не так уж далеко - 110 км, 16:50
Архитектурный облик монастыря сложился в конце XVII - первой половине XVIII века, когда на средства богатых устюжских купцов были построен каменный Троицкий собор.
Собор напоминает снаружи Михаило-Архангельский в Устюге, остальные храмы невыразительны - разруха. Одна из башенок ограды весьма симпатична. Иконостас собора - неожиданное барокко, выполнен мастерски и с фантазией (обратите внимание на форму картушей, царские врата и пр.). Собор открыт для доступа, безусловно, летом, а в мае и сентябре - по погоде.
Иконостас удивительный. Сохранившийся. Можно разглядывать часами и открывать для себя всё новые и новые мотивы.
Исторические сведения: В декабре 1918 года монахини создают Троицкую сельскохозяйственную коммуну, но фактически в монастыре остаются прежние порядки. В 1925 году коммуна ликвидируется с выселением всех монахинь. Территория монастыря отдается под размещение колонии для беспризорников. В сентябре 1929 года Троице-Гледенский монастырь передается коммуне «Зарево». Позднее под дом престарелых, с 1952 года – дом инвалидов. В начале 1980-х годов весь монастырский комплекс был передан в ведение музея.
Умели же придумывать красочные названия. Не зарница, не заря, а целое Зарево!
14. Дымково. Ансамбль церквей Димитрия Солунского и Сергия Радонежского, 1680 г.
По дороге - 8,8 км, 17:50
Комплекс этот расположен на противоположном по отношению к городу правом берегу Сухоны. Основным аспектом этого комплекса всегда служил его восточный фасад, обращенный к реке и к городу, а самые интересные видовые точки открываются на Дымково с городской Набережной. Вокруг церквей построена каменная ограда с двумя небольшими башенками на углах.
Ансамбль стоит напротив Великого Устюга, в заречной Дымковской слободе. Сперва, конечно, нужно долго глядеть через реку на город – выглядит бесподобно. Потом обернуться и восхититься не менее эффектной парой церквей – одноглавой и пятиглавой. К сожалению, заперты, зато целы.
Великий Устюг - небольшой город с небольшим количеством населения, но в то же время здесь находится большое количество интересных архитектурных объектов - богатое культурное наследие. В его названии запечатлено географическое положение города - в устье реки Юга.
Да, тяжеловато с легендами по поводу названия. Краеведы явно не доработали.
Но особую известность город приобрел в 1999 году, когда его официально объявили родиной Деда Мороза. По прибытии в этот, как пишут, небольшой городок, я участникам поездки несколько раз предлагал посетить эту резиденцию. Ну, чтобы ощущения от пребывания были полными. Но Сергей и Владимир наотрез отказались пополнить мои впечатления. Не вникли в мои мечты оставить записку с просьбой из моего прошлого, навеянного далекими новогодними встречами с ним в местном клубе моего фабричного поселка. А вдруг Дед Мороз там настоящий?
15. Великий Устюг. Церковь Симеона Столпника, 1747 г.
Приехали - 8,2 км, 19:40
Церковь Симеона Столпника по своей композиции не имеет аналогий в русской архитектуре 18 века. Выполнена в стиле барокко - богато отделана, как заметил Сергей – тотемского. Композиция церкви существенно отличается от других храмов Великого Устюга.
Хотите полюбоваться чудом? Тогда вам сюда. Явно чувствуется рука купца «Иголкина».
Свежеотреставрирована, единственный представитель европейского барокко в городе. Калькой со столиц не выглядит, держится с достоинством.
Отступлю от описания. Согласен с Василием, он точно определил, что многие церкви - держатся. Вцепились в эту землю. Собрали в себе энергию, заложенную нашими предками. Наперекор всем непогодам, революциям, колхозам, экологиям, министерствам культуры, «доброжелателям» - стоят и держатся. Непонятная страна, у которой есть какая-то своя тайна.
16. Великий Устюг. Храмовый комплекс. Церкви Жен-Мироносиц и Сретения Владимирской иконы Божией Матери, 1690-1722 гг.
20:10
Кстати, Сергей наотрез отказался определить архитектурный стиль.
Исторические сведения: В мае 1925 года началась перестройка Сретенско-Мироносицкой церкви под клуб водников (Клуб речников). С западной стороны сделали двухэтажную пристройку, где разместились фойе и ряд помещений. С южной стороны пристроили вестибюль. С восточной – аппаратную. 15 мая 1926 года в бывшей Сретенско-Мироносицкой церкви торжественно открылся Клуб водников (Клуб речников). 25 января 2002 года клуб сгорел, в настоящее время от Сретенско-Мироносицкой церкви остался лишь обгоревший остов.
Как я понимаю, у водников или речников денег на восстановление своего «клуба» не нашлось. А что еще водники хотели? Сколько же можно было испытывать терпение?.. Пусть идут и свечки в соседнюю церковь поставят, что их клуб не сгорел намного раньше.
Церковь Жен-Мироносиц.
Яркая и блестящая - музей елочной игрушки как-никак. Однако и формы не подкачали. Стоящая с ней в паре громоздкая Сретенская в убитом состоянии.
17. Великий Устюг. Церковь Вознесения Господня, 1648 г.
20:20
Среди многочисленных храмов Великого Устюга церковь Вознесения стоит особняком, отличаясь исключительным богатством декоративного убранства, которое роднит ее с известными храмами "царственной" Москвы - церквами Троицы в Никитниках (1628-1654) и Рождества в Путинках (1649-1652), «иждивением» купца Никифора Ревякина, является самой древней из сохранившихся.
Увидеть великолепное узорочье в этом крае было крайне приятно.
Безусловно – украшение города, и без того богатого на всякие дива. Очень кудрявая, апофеоз кокошничества, но всё уместно. Музей иконостасов – сейчас выставлено 4, после реставрации ожидается 7 по числу престолов. Весьма рекомендую к посещению.
18. Великий Устюг. Церковь Николая Чудотворца, 1682 и 1720 гг.
20:40
Это самый ранний пример устюжского каменного двухэтажного храма, объединившего зимнюю и летнюю церкви.
И церковь, и колокольня - в вычурных кирпичных орнаментах. На колокольню можно залезть, но обзор не очень удачный - с набережной даже лучше. Вообще, колокольня уникальная – на двухэтажном основании (нечто подобное есть ещё в Соликамске). Церковь обойдите кругом - у неё очень трогательный придельчик.
Наш экскурсовод обычно произносит, видя что-то неординарное, смешной придельчик. Я бы определил как занимательный. Но трогательный придельчик тоже вписывается в этот ряд. Совершенно согласен.
Исторические сведения: В 1930 году Никольская церковь была закрыта и лишена главки с крестом. В том же году здание использовалось под пересыльный лагерь, потом как мастерские. В 1986 году после проведения реставрационных работ в здании Никольской церкви открыли выставочный зал музея. Богатые фондовые коллекции позволили показать разнообразие народного искусства устюжского края XVII - начала XX века: узорное ткачество (пестрядь, ремизное, браное, выборное), вышивку, кубовую набойку, резьбу и роспись по дереву, ковку и просечку, керамику.
19. Великий Устюг. Соборное дворище, 1650 г.
21:00
Шесть замечательных церквей и соборов, в одном из них - музей (история, краеведение, ремесла и т.п.). Века практически не тронули. Успенский собор с колокольней сделали бы честь любой столице. Малые соборы - Прокопия и Иоанна Устюжских - более камерные, но со вкусом. Удивительно, что выполненные в разных стилях постройки сложились в ансамбль без напряжения.
Среди многочисленных ансамблей Великого Устюга в первую очередь следует отметить центральный соборный комплекс, который с древнейших времен и вплоть до наших дней определяет собой архитектурное лицо города. Одна из наиболее живописных перспектив раскрывалась со стороны реки, куда соборная группа была обращена своим главным фасадом. 8 июня 1922 года во время празднования Круггородного воскресенья, при огромном стечении богомольцев, во время обедни в Успенский собор залетела молния, буквально через два месяца после изъятия имущества церкви.
Круггородное воскресенье, первое воскресенье Петрова поста. Почему именно "круггородное", мне узнать так и не удалось. По традиции, в этот день начиналось проведение крестных ходов. Самым продолжительным (около 10 верст) и самым многолюдным был крестный ход вокруг города. С декабря 1929 и до 1976 года здание Успенского собора используется под складские помещения.
1 марта 1940 года собор закрыт, в 1946 году вновь передан верующим. В 1964 году собор опять закрыт и передан в ведение краеведческого музея, в Прокопьевском соборе разместился филиал музея и планетарий.
Церковь Богоявления Господня. Вот просто без каких-то специальных изысканий - церковь-склад.
Церковь во имя митрополита Алексия. С 1923 по 1927 год в здании церкви находился губернский архив. В 1941 году все помещения Архиерейского двора отданы под госпиталь.
Церковь Всеградская Всемилостивого Спаса.
В 1919 году Спасская церковь отдана пожарному обществу, позднее переделана в клуб Дома крестьянина.
Меня в данном случае привлек сам Дом крестьянина, который, наверное, находился поблизости. Что же это за учреждение, да еще и с клубом… Оказывается, здесь крестьяне обеспечивались жильём и едой. Им предоставлялась правовая помощь, различные консультации и советы по ряду проблем. А в клубе с крестьянами проводилась и культурная работа: художественные постановки, экскурсии, радиопередачи. Вот такое занятное и полезное учреждение.
20. Великий Устюг. Михаило-Архангельский монастырь, 1212 г.
21:20
Древнейший из монастырей Великого Устюга - Михайло-Архангельский. Сохранность монастыря немного удивляет. Тем более, если посмотреть, как использовались помещения после революции. Удивляет и восхищает.
Композиционный центр архитектурного ансамбля - монументальный пятиглавый Михайло-Архангельский собор с высокой шатровой колокольней. Уникальной является стенопись рубежа XVII-XVIII вв., названная в описях ХVIII века «Притчи старческие», назидательные сюжеты которой показывают путь духовно-нравственного совершенствования монаха.
В постройках - автошкола с гаражом, библиотека и пр., главный собор – из лучших образцов устюжского 17-го века - во время моих визитов запирают на замок. Замечательная надвратная Владимирская церковь, приемлемая небольшая церковь Преполовения Пятидесятницы, а наиболее покореженная Введенская, зато соединена с собором крытой галереей с крылечком.
Исторические сведения: В 1919 году монастырь был закрыт решением исполкома Великоустюгского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Здания были переданы под организацию концентрационного лагеря. К 1924 году здания Михайло-Архангельского собора и Владимирской надвратной церкви переданы Великоустюгскому музею. В годы войны на территории монастыря находилось Пуховическое военное пехотное училище.
С сентября 1945 года территорию гражданских сооружений монастыря занимает автотранспортный техникум. В 1930 году лагерь занимал следующие помещения: подклеть Михайло-Архангельского собора: склады, мастерские, клуб. Колокольня Михайло-Архангельского собора: столярная и малярная мастерские. Киприяновская церковь: столярка и кузница. Владимирская церковь: слесарная мастерская и склады. Введенская церковь: «общежитие» для заключенных. Настоятельский корпус: жилые комнаты администрации.
А вечером, как и водится - прогулка, после спортивной прогулки по улочкам города с так полюбившемся брусничным морсом не грех подумать и о завтрашнем дне.