немного исторических материалов

Обсуждение проекта консервационных противоаварийных работ в Сретено-Михайловской церкви в Красной Ляге для сохранения памятника
Ответить
Бокарёв Александр
Сообщения: 326
Зарегистрирован: 19 ноя 2004, 08:46

немного исторических материалов

Сообщение Бокарёв Александр »

ранее в, так сказать, "научный оборот", не вводившихся, к истории Красноляжского прихода
http://albokarev.livejournal.com/45996.html - история до 1917 года
http://albokarev.livejournal.com/46169.html - история после 1917 года
Аватара пользователя
uchazdneg
Модератор
Сообщения: 2864
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 00:38
Откуда: N-37-II
Контактная информация:

Re: немного исторических материалов

Сообщение uchazdneg »

А вот камень из основания разрушенной печниковской церкви с закрепленной на нем мемориальной плитой пострадавшим за Веру печниковцам: http://sobory.ru/photo/?photo=182429. Плита освящена 14 ноября 2012 г.
Аватара пользователя
uchazdneg
Модератор
Сообщения: 2864
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 00:38
Откуда: N-37-II
Контактная информация:

Re: немного исторических материалов

Сообщение uchazdneg »

НВФ 5559 Сретенская церковь.jpg
Фотография конца XIX в. из фондов Каргопольского музея. Северный фасад. Любезно предоставлена сотрудниками музея для нужд проекта (подробное описание архитектурных и конструктивных особенностей предшествующего строительного этапа, частично унаследованных, частично оставивших следы - есть в книжке Бодэ, там же приведена и эта иллюстрация, но очень мелкая, детали не ней были не видны).
Скачать файл .jpg
Аватара пользователя
uchazdneg
Модератор
Сообщения: 2864
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 00:38
Откуда: N-37-II
Контактная информация:

Re: немного исторических материалов

Сообщение uchazdneg »

http://www.sedmitza.ru/data/2011/12/13/ ... aricyn.pdf

Сведения о Красноляжском погосте Карг[опольского] уезда
1. О древности места. Давно ли устроился пр[иход] и как началось здесь
жительство, достоверного сведения получить не можно.
2. Свящ[енные] здания. А) Церковь Рождества Пр[есвятой] Богородицы
с теплым приделом великомучен[ицы] Парасковии деревянная, шатровая, хо
лодная, тверда, обшита тесом и была окрашена желтою краскою. Построена
в 1618 году, в вышину 15 саж[ен], а в длину 10 сажен. 2я церковь Сретения
Господня деревянная же, тверда с приделом св. архистратига Михаила холод
ная, шатровая, построена в 1655 году, в вышину 18 саж[ен], а в длину 9 са
ж[ен]. 3)а Колокольня деревянная, шатровая, в вышину 13 саж[ен]. Она по
строена крестьянами приходскими, чего же стоит строение, того неизвестно.
4) Часовен в приходе две, при них достопамятности и примечательности ни
какой нет…
(Л. 15) Свящ[енник] Василий Покровский.

Историч[еское] сведение
2го благочиния Красноляжского погоста
1. О древности места. Красноляжский погост от г[орода] Каргополя в
20 вер[стах] к северу. На месте, имеющем ровное и приятное положение;
с коих времен жительство в нем началось и как устроился приход, об этом
никакого сведения по древности и ненаблюдению жителей получить не можно.
2. Свящ[енные] здания. 1) Две церкви деревянные, шатровые, древнего
строения. Первая Рождества (Л. 15 об.) Пр[есвятой] Богородицы в вышину
15 саж[ен], а в длину 10. Вторая Сретения Господня в вышину 18, а в длину
9 саж[ен]. Устроены снизу осьмериком, а другая четвериком. Одноглавая Рож
дественская обита тесом и окрашена желтою краскою. А другая требует по
правки, холодная. У Рождества в трапезе устроен теплый предел и колоколь
ня деревянная, шатровая, в вышину 13 саж[ен]. И ныне как церковь, так
и колокольня поновляются. 2) Рождества Богородицы построена в 1618 году,
а Сретения Господня построена в 1655 году вместе с колокольнею обывате
лями сего прихода, чего же стоит здание и какими мастерами строено, неиз
вестно. 3) Часовни в приходе и при них примечательности и достопамятно
сти никакой нет.
3. Свящ[енные] вещи. А) Иконостас столярной работы выкрашен голу
бою краскою с небольшою порескою, в пристойных местах золоченою, в обе
их церквах одинаковый. Б) Св[ятые] иконы как местные, так и прочие пи
саны древним греч[еским] письмом и некоторые из них требуют поправки;
чудотв[орных] и явленных нет. В) Свящ[енные] сосуды двои: одни серебря
ные позлащенные, а другие оловянные; два креста, один серебряный, а дру
гой медный, золоченый двойником.
Гб. Напрестольных Евангелий три: обложены одно зеленым бархатом, на
нем евангелисты сребряные золоченые, другое обложено красным (Л. 16) пли
сом, евангелисты сребрянные, а третье старонареченное обложено трифом
красным, [евангелисты] на нем медные.
5. Ризы двои штофные с парчевыми наплечьями, и одни атласные, и двои
шелковые, и двои выбойчатые, и трои ветхие; подризник один шелковый,
а другой ситцевый. Стихарей два бумажные.
6. Книг недостаточно; церковный круг неполный, миней месячных нет
полугода, а кои есть, то старонареченные и октоихи такие же.
7. Колоколев пять древнего фасона.
8. Приходские праздники: А) Их быв[ает] четыре на храмовые дни.
Б) Уставлены они в честь тех дней, в кои устроены во церквах престолы.
В) Особенных обычаев никаких при них нет. Г) Крестных ходов не бывает.
9. Священноцерковнослужители: 1) Их по штату положено издревле
один священник и два причетника. 2) В разсуждение их перемен и в содер
жании их никогда не бывало.
10. Прихожане: 1) В приходе 5 деревень; в них мужеска 328, а женска
320 душ и раскольников 20 человек; дальние деревни из них от церкви в
5 верстах, а прочие поблизости. 2) Все они — государственные крестьяне из
древле, никогда никому не принадлежали.
11. Достопримечательностей в приходе и особенных историч[еских] со
бытий и древних вещей никогда не бывало и не имеется.
Свящ[енник] Дмитр[ий] Малинин.]

(Л. 97 об.) Сведение о построении церквей
Рождества Пресвятые Богородицы и Сретения Господня
Олонецкой епархии Каргопольского уезда Красноляжского погоста,
составленное священноцерковнослужителями того погоста
в точности
1. О церкви Р[ождества] Пресвятой Богородицы. Церковь сия построе
на в 1618 годуа. Это видно только из древней записи, находящейся во внут
ренности оной церкви на дске, которая прибита к стене, она есть следующая:
«Освятися сей храм во имя Рожд[ества] Пресвят[ой] Богородицы в лето ми
роздания 7126 месяца сентября 22 день». Но в это[м] ли именно году постро
ена она, более никакой записи не имеется.
2. О церкви Стретения Господня. Церковь сия построена 1655 году. Это
видно тоже из записи, находящейся на древнем деревянном кресте, а она суть
следующая: «Освятися олтарь Господа нашего Исуса Христа, водружен бысть
крест сей в церкви Стретения Господа нашего Исуса Христа лета 7163 ме
сяца ноября в 30 день на память св. апостола Андрея Первозваннаго при бла
говерном царе и великом князе Алексие Михайловиче всея России, при Пат
риархе Московском Никоне и всея России, при митрополите Новгородском
Макарии, при священнике Григории (Л. 98) Федорове и при сыне его дьячке
Стефане Григорьеве». Но в этом ли году она построена, или в другом, по не
имению на си записки неизвестно.
Что и утверждаем своим рукоприкладствием. К сему сведению Красно
ляжского погоста священник Василий Федоров Покровский руку приложил.
Дьячок Александр Иванов Попов. Удостоверил благочинный Лекшмозер
ского погоста свящ[енник] Димитрий Малинин.
а Дата указана ошибочно, следует читать: 1617 г.
Аватара пользователя
uchazdneg
Модератор
Сообщения: 2864
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 00:38
Откуда: N-37-II
Контактная информация:

Re: немного исторических материалов

Сообщение uchazdneg »

http://onegaonline.ru/html/dz2/seetext.asp?kod=431

1. Первое упоминание о Красной Ляге встречается в Платёжной книге Каргопольского уезда 1555/56 гг.: «…Волость Печниковская и Красная Ляга и в Востром конце, а в неи тяглых 14 деревень да четыре доли деревни…»

2. По «Списку населённых мест Олонецкой губернии по сведениям 1873 года» изд. 1879 г. на стр. 76 упоминание о с. Красноляжский погост (Шеино) при колодцах.

Количество дворов на данный момент составляло: 19 единиц.
Количество населения: мужского пола – 48, женского – 49 (всего 97 человек).
В селе располагались: церковь и торжок.

Там же упоминается д. Зенкова (Заляжий) при колодцах.
Количество дворов на данный момент составляло: 15 единиц.
Количество населения: мужского пола – 45, женского – 51 (всего 96 человек).

Всех жителей насчитывалось 193 человека при 34 дворах.

Становая квартира располагалась в г. Каргополе в 22 вёрстах.

Населённые пункты относились к 1-му стану Каргопольского уезда.


3. По «Списку населённых мест Олонецкой губернии» изд. 1894 г. на стр. 71 упоминание о д. Шеина.
Количество дворов на данный момент составляло: 19 единиц.
Количество населения: мужского пола – 70, женского – 71, всего – 141 человек.

Там же упоминается Красноляжский погост.
Количество дворов на данный момент составляло: 2 единицы.
Количество населения: мужского пола – 8, женского – 8, всего – 16 человек

Там же упоминается д. Зенкова (Заляжье).
Количество дворов на данный момент составляло: 16 единиц.
Количество населения: мужского пола – 55, женского – 66, всего – 121 человек.

Всех жителей насчитывалось 278 человек при 37 дворах.

Населённые пункты относились к Красноляжскому сельскому обществу Нифантовской волости Каргопольского уезда.


4. По «Списку населённых мест Олонецкой губернии по сведениям за 1905 г.» изд. 1907 г. на стр. 218-219 упоминание о с. Шейна-Погост.
Расстояние от уездного г. Каргополя – 16 вёрст.
Количество дворов: крестьянских – 26, не крестьянских - 2.
Количество семей: крестьянских – 26, не крестьянских – 4.
Количество населения: крестьянского: мужского пола – 81, женского – 94, всего – 175 человек; не крестьянского: мужского пола – 6, женского – 7, всего – 13 человек. Итого 188 человек.
Количество скота: лошадей – 20; коров – 21; прочего – 85.
Имелась школа.

Там же упоминается д. Зенкова.
Количество дворов на данный момент составляло: 21 единицу.
Количество семей: 22.
Количество населения: мужского пола – 74, женского – 76, всего – 150 человек.
Количество скота: лошадей – 25; коров – 35; прочего – 99.

Всех жителей насчитывалось 338 человек при 49 дворах.

Волостное правление располагалось в д. Поздышевской в 11 вёрстах.

Населённые пункты относились к Красноляжскому сельскому обществу Нифантовской волости Каргопольского уезда.


5. По спискам «Населённые пункты Архангельской области по всесоюзной переписи 1939 г.» (справочник: Административно-территориальное деление Архангельской губернии и области в XVIII-XX веках), изд. 1997 г. на стр. 319 упоминание о деревнях Шейна и Зенково в составе Печниковского сельского совета Каргопольского района.

Данные по количеству дворов и населению отсутствуют.

6. По справочнику «Архангельская область. Административно-территориальное деление (по состоянию на 1 июля 1969 г.)», изд. 1970 г. на стр. 62-63 упоминание о деревнях Шейна и Зенково в составе Печниковского сельского совета (центр – д. Красниковская) Каргопольского района.

Данные по количеству дворов и населению отсутствуют.
Аватара пользователя
uchazdneg
Модератор
Сообщения: 2864
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 00:38
Откуда: N-37-II
Контактная информация:

Re: немного исторических материалов

Сообщение uchazdneg »

http://onegaonline.ru/html/dz2/seef.asp?razdel=Красная Ляга&zag=4534

Изображение

Красноляжское сельское общество на плане генерального межевания Каргопольского уезда XVIII в. Включало в себя деревни Зенкову и Шеину (общее название Красная Ляга), Кучепалду, Максимовскую (Острый Конец), Раколовскую и Часовенскую (Новосёлову). К настоящему времени только в Кучепалде сохранились дома и в Красной Ляге церковь; на месте же остальных деревень теперь урочища.

Любопытно, что уже на этой карте отсутствуют ляги (озёра) в Кучепалде и Красной Ляге.
Аватара пользователя
uchazdneg
Модератор
Сообщения: 2864
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 00:38
Откуда: N-37-II
Контактная информация:

Re: немного исторических материалов

Сообщение uchazdneg »

Интересный материал из газеты "Каргополье" за 1994 год прислал Илья Леонов, один из администраторов сайта Онегаонлайн.ру - о разрушении Красноляжской Рождественской церкви, из брёвен которой построено здание (ныне тоже разрушающееся) мастерских на восточной окраине Печниково. Кое-где перепутаны посвящения, но в то же время масса любопытной информации - о разрушенном кладбище, о некогда стоявшей часовне у деревни Зенкова, о том, что Сретено-Михайловская церковь была выкрашена, вопреки известной реконструкции А.Б. Боде, в голубой, а не желтый цвет... Ну а "никому не нужная часовенка" на фотографии в правом углу - это уже тогда аварийная, но ещё держащаяся Крестовоздвиженская часовня в Зимницах - вот как она выглядит теперь: http://sobory.ru/article/?object=16345
Аватара пользователя
uchazdneg
Модератор
Сообщения: 2864
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 00:38
Откуда: N-37-II
Контактная информация:

Re: немного исторических материалов

Сообщение uchazdneg »

Ниже - распознанный текст:


Красноляжье

А. А. Головин
Украденное кладбище

«Как можно украсть кладбище?» — подумает читатель.
А я вас уверяю, что это действительно было.
В селе Красная Ляга погостов было счётом три, осталось только два. Куда исчез третий, ведь это не какое-то по своей форме и архитектуре уникальнейшее сооружение, каких немало переброшено в Малые Корелы под Архангельск. Всего лишь обыкновенное деревенское кладбище, где издавна хоронили умерших.
Недалеко от деревни Зенково в поле была так называемая по-местному горушка. Невелика по размеру, всего чуть больше ста метров в длину, пятьдесят, а может, шестьдесят метров в ширину и около трёх высотой. На одной половине её росли исключительно одни сосны. Нигде я не видел таких в наших лесах. Сами по себе невысокие, но очень толстые в комле, без сучков, лишь утончённые их вершины покрыты густыми кудрявыми кронами. Сосны-уродцы, да и только. Но если всмотреться в них внимательнее, то они просто поражали своей, такой вот причудливой красотой.
На второй половине горушки стояли осины — стройные, высокие, с мелкими, всегда трепещущими листьями. Это был удивительный памятник, созданный самой матерью-природой. На самой вершине этой горушки издавна красовалась маленькая голубая часовенка.
В советское время она была подвергнута разрушению. Местный старожил Степан Иванович Шарков на месте часовенки поставил крест. И довольно часто приходил сюда. Кто у него здесь похоронен, никто об этом так и не узнал. Ныне здесь глубочайшая, метров в шесть или семь, впадина, следы человеческих рук и механизмов. Удивительный памятник природы исчез навсегда.
По-видимому, это было самое древнее кладбище в наших местах. Когда вскрыли карьер и стали брать щебёнку на ремонт дороги Красная Ляга — Кучепалда, были обнаружены под вековыми деревьями захоронения. Длительное время валялись на проезжей части человеческие черепа и кости. Вот так надругались мы, живые, над своими же предками, которые самыми первыми пришли сюда, построили себе жилища у глубоководной Ляги и дали ей такое ласковое и красивое название — Красная.
Кладбище очень древнее. Когда построили и освятили шатровую церковь, то стали хоронить умерших рядом со святой обителью, которой в 1995 году исполнится 340 лет. И сейчас ещё отчётливо видны рядом с ней могильные холмики. Намного позднее была поставлена рядом с шатровой другая, Рождественская церковь, ныне не существующая. Тогда было отведено под кладбище новое место возле дороги Красная Ляга — Печниково. Вот так здесь оказались в трёх местах захоронения, по ним можно предугадывать начало жизни села Красная Ляга.

Уплыл в былое белый пароход


Майским днём тысяча девятьсот шестьдесят пятого года в селе Красная Ляга, где к этому времени оставалось всего два семейства, нежданно-негаданно, как будто с небес упали, появились два человека. Они неторопливо, по зелёной, никем не примятой шелковистой траве подошли к Рождественской церкви [(1)], так же неторопливо по деревянным скрипучим ступенькам поднялись на крыльцо и, раскрыв пошире незапертые двери, вошли внутрь помещения. Сколько они там находились, об этом никто не знает, но так же неторопливо они вышли, обогнули кругом церковное здание, тщательно рассматривая его снаружи. Идущий впереди вдоль западной стены в обшивочном материале увидел очень узкую продолговатую расщелину, приставил к ней остриё топора. И тут только произнёс вслух одно-единственное за всё время слово, обращаясь к своему товарищу: «Колони-ка», — сказал он, и тот, другой, молча ударил несколько раз обухом своего топора. Когда лезвие углубилось и щель расширилась настолько, что уже можно было вложить в неё лезвие другого топора, с силой нажав на топорища, они оба с большим трудом смогли оторвать небольшой кусок доски. Этого было недостаточно, чтобы проверить качество строительного леса, пришлось ещё расширять отверстие. Тогда обнажили уже потемневшее от времени толстое бревно, постучали его обухами своих топоров и произнесли вслух оба второе слово: «Пойдёт», и так же неторопливо удалились.
На второй день они прибыли сюда на грохочущем дизельном тракторе в прицепной телеге. Их было уже пятеро. Неторопливо спустившись на зелёную, немного примятую шелковистую траву, направились к святой обители и там, удобно устроившись на ступеньках крыльца, стали закручивать «козьи ножки». Вдоволь накурившись, самый старший зычным голосом строго приказал: «За дело!». И «дело» пошло. Один пропиливал «Дружбой» в обшивке четырёхугольные окна, другой вкладывал конец троса, вытаскивал из другого и подцеплял к трактору. Третий давал знак водителю. Когда трос натягивался до отказа, тогда со скрежетом и треском срывались большие и малые куски искорёженного обшивного материала.
И, действительно, к вечеру Рождественскую церковь было не узнать. Ободранная, она имела страшный, убогий вид, а через несколько дней её вообще не стало. Верхний свод с изображением Страшного суда, видимо, был сброшен с высоты, и доски по отдельности лежали на траве, и здесь же, рядом с ними, несколько чудом уцелевших настенных икон. Все пять куполов без крестов остались ржаветь вокруг фундамента. Варвары не пощадили и два старых хвойных дерева, стоявших рядом с церковью. А ведь при закладке этой святой обители ёлочки были совсем маленькие, но плотники-мастеровые сохранили их.
Кому же и для чего потребовалось это церковное здание? Оказывается, для хозяйственных нужд совхозу «Печниковский». Сделано это было не без ведома бывшего директора хозяйства Ивана Игнатьевича Володина, других управленцев. Примерно в это время прибыла в наш район по служебным делам энергичная женщина, сотрудник Московского института истории и архитектуры Гали Владимировна Алфёрова. Узнав от кого-то о случившемся, поспешила на Красную Лягу, но было уже поздно. Увидев свежие следы разрушения, она очень и очень разволновалась и всё в сердцах повторяла: «Судить таких надо, судить таких надо!». А немного успокоившись, попросила меня помочь собрать валявшиеся вокруг уцелевшие, а в большинстве своём поломанные иконы. Потом мы их долго сносили в стоявшее неподалёку нежилое помещение. На прощание она оставила мне свой адрес, попросила: «Если будут рушить и шатровую церковь, немедленно сообщите».
Но, к счастью, этого делать не пришлось. Были у кого-то намерения перебросить её в Малые Корелы, но по какой-то причине этого не случилось, и поныне стоит она сиротливым одиноким памятником, напоминая всем нам о том, что здесь веками, из поколения в поколение, жили крестьяне. Трудились для себя и для блага своего Отечества, молились Господу Богу, поминали усопших, широко отмечали православные праздники, играли шумные свадьбы, венчались, рождались и умирали, умирали и рождались. До Красного Октября в селе Красная Ляга насчитывалось пятьдесят четыре хозяйства. Столько же было амбаров, столько же было бань, немного поменьше — гумен, столько же было коров и лошадей, и в пять раз было больше овец и кур.
Наши предки были бы совершенно наивными, не устроив вот здесь, на высоком угоре, для себя погоста. Сретенский шатровый храм, освящённый в 1655 году, уникальнейший по своей архитектуре, расположен на самой высокой точке равнинного суходола. И сейчас ещё отчётливо видны вокруг него могильные холмики. Здесь похоронены первые поселенцы здешней округи. На два столетия позднее воздвигнута рядом вторая Рождественская церковь, более вместительная, с пятью куполами и колокольней. Оба культовообрядовых здания были обнесены деревянной узорчатой оградой с центральными воротами, с правой стороны которых была поставлена маленькая часовенка-сторожка. Сторожа в ней, как водится у нас на Руси, не было. Рядом с оградой стоял просторный дом со всеми хозяйственными службами, с баней и колодцем, построенный специально для священнослужителей. Так сложился красноляжский Сретено-Михайловский приход, он являлся своеобразным центром духовности и культуры прихожан. Когда разрушали Рождественскую церковь, на ней не было охранной грамоты, поэтому точно никто не знает даты её освящения [(2)]. Местные жители ласково называли её белым пароходом. Шатровый храм и ограда были покрашены голубой краской, а Рождественская церковь стояла как снег белой. И если доводилось смотреть на неё издалека летним туманным утром, то действительно, она как будто плыла по слегка волнующейся голубой воде.
Об утерянном навсегда вспоминать нелегко. На нашей земле за период большевистского руководства были уничтожены сотни, тысячи уникальнейших творений людских рук. Горько и обидно за русский народ, поддавшийся на обман и ограбивший самого себя. А ведь памятники создавались не только на средства купцов и других богачей, безвозмездно жертвовали на их строительство и сами верующие, поэтому надо считать все памятники народным достоянием. А Рождественская церковь на Красной Ляге стала уже одной из последних жертв советского режима.
*
[А. А. Головин].
г. Каргополь.
{Каргополье, 1994, 15 сентября.}
*
[(1)] В оригинале статьи перепутаны посвящения храмов: Рождественская церковь названа Сретено-Михайловской. Здесь и далее исправлены некоторые неточности.
[(2)] Строилась с 1872 по 1880 гг., освящена в 1880 г.
Аватара пользователя
uchazdneg
Модератор
Сообщения: 2864
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 00:38
Откуда: N-37-II
Контактная информация:

Re: немного исторических материалов

Сообщение uchazdneg »

Бокарёв Александр опубликовал страховые оценки по Красноляжскому приходу за 1910 год: http://krasnaya-lyaga.livejournal.com/9105.html . Там много любоытного, но отдельно хочу обратить внимание на упомянутые приходские часовни:
- в Кучепалде http://sobory.ru/article/?object=28682. Мы думали (предположительно), что Якиманская, оказывается - Ильинская.
- в Раколово http://sobory.ru/article/?object=32901. Освящена в честь Арефы, а мы не знали.
- в Максимовской, Казанская. Более-менее рядом с Красной Лягой есть Максимовская в Заручевье, возле Грихневской. Про тамошнюю часовню ничего не было известно, тем более рядом в Грихневской на 1910 год Михайловская часовня http://sobory.ru/article/?object=13340 уж точно стояла, будь она в том же приходе, её бы указали в ведомости. Хотя теоретически граница приходов как раз между Максимовской и Грихневской могла проходить.
Бокарёв Александр
Сообщения: 326
Зарегистрирован: 19 ноя 2004, 08:46

Re: немного исторических материалов

Сообщение Бокарёв Александр »

uchazdneg писал(а):- в Максимовской, Казанская. Более-менее рядом с Красной Лягой есть Максимовская в Заручевье, возле Грихневской. Про тамошнюю часовню ничего не было известно, тем более рядом в Грихневской на 1910 год Михайловская часовня http://sobory.ru/article/?object=13340 уж точно стояла, будь она в том же приходе, её бы указали в ведомости. Хотя теоретически граница приходов как раз между Максимовской и Грихневской могла проходить.
И Максимовская (в Заручевье), и Грихневская - это всё приход Верхнечурьевского погоста. В тамошней Максимовской часовня тоже была, кстати.
Но красноляжская Максимовская с Казанской часовней - это другая деревня, ныне не существующая - она была между Красной Лягой и ныне не существующей Раколовской.
Аватара пользователя
uchazdneg
Модератор
Сообщения: 2864
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 00:38
Откуда: N-37-II
Контактная информация:

Re: немного исторических материалов

Сообщение uchazdneg »

А, так это Острый Конец" http://олонецкая-губерния.рф/w/snmone/1556, спасибо. Проходил через неё, ничего не сохранилось
Аватара пользователя
uchazdneg
Модератор
Сообщения: 2864
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 00:38
Откуда: N-37-II
Контактная информация:

Re: немного исторических материалов

Сообщение uchazdneg »

Ещё несколько материалов с сайта Онегаонлайн.ру от Ильи Леонова:
http://www.onegaonline.ru/html/dz2/seetext.asp?kod=860
http://www.onegaonline.ru/html/dz2/seetext.asp?kod=431
http://www.onegaonline.ru/html/dz2/seetext.asp?kod=855
Он же уточняет про посвящение часовни в Максимовской Верхнечурьевского прихода - в честь Николая Чудотворца. (Данные из книги Н.И. Тормосовой "Каргополье: история исчезнувших волостей").
Ещё полезная ссылка от Ильи: Вестник Олонецкого губернского земства - http://elibrary.karelia.ru/search.shtml ... B0&x=0&y=0
Ответить