http://www.sedmitza.ru/data/2011/12/13/ ... aricyn.pdf
Сведения о Красноляжском погосте Карг[опольского] уезда
1. О древности места. Давно ли устроился пр[иход] и как началось здесь
жительство, достоверного сведения получить не можно.
2. Свящ[енные] здания. А) Церковь Рождества Пр[есвятой] Богородицы
с теплым приделом великомучен[ицы] Парасковии деревянная, шатровая, хо
лодная, тверда, обшита тесом и была окрашена желтою краскою. Построена
в 1618 году, в вышину 15 саж[ен], а в длину 10 сажен. 2я церковь Сретения
Господня деревянная же, тверда с приделом св. архистратига Михаила холод
ная, шатровая, построена в 1655 году, в вышину 18 саж[ен], а в длину 9 са
ж[ен]. 3)а Колокольня деревянная, шатровая, в вышину 13 саж[ен]. Она по
строена крестьянами приходскими, чего же стоит строение, того неизвестно.
4) Часовен в приходе две, при них достопамятности и примечательности ни
какой нет…
(Л. 15) Свящ[енник] Василий Покровский.
Историч[еское] сведение
2го благочиния Красноляжского погоста
1. О древности места. Красноляжский погост от г[орода] Каргополя в
20 вер[стах] к северу. На месте, имеющем ровное и приятное положение;
с коих времен жительство в нем началось и как устроился приход, об этом
никакого сведения по древности и ненаблюдению жителей получить не можно.
2. Свящ[енные] здания. 1) Две церкви деревянные, шатровые, древнего
строения. Первая Рождества (Л. 15 об.) Пр[есвятой] Богородицы в вышину
15 саж[ен], а в длину 10. Вторая Сретения Господня в вышину 18, а в длину
9 саж[ен]. Устроены снизу осьмериком, а другая четвериком. Одноглавая Рож
дественская обита тесом и окрашена желтою краскою. А другая требует по
правки, холодная. У Рождества в трапезе устроен теплый предел и колоколь
ня деревянная, шатровая, в вышину 13 саж[ен]. И ныне как церковь, так
и колокольня поновляются. 2) Рождества Богородицы построена в 1618 году,
а Сретения Господня построена в 1655 году вместе с колокольнею обывате
лями сего прихода, чего же стоит здание и какими мастерами строено, неиз
вестно. 3) Часовни в приходе и при них примечательности и достопамятно
сти никакой нет.
3. Свящ[енные] вещи. А) Иконостас столярной работы выкрашен голу
бою краскою с небольшою порескою, в пристойных местах золоченою, в обе
их церквах одинаковый. Б) Св[ятые] иконы как местные, так и прочие пи
саны древним греч[еским] письмом и некоторые из них требуют поправки;
чудотв[орных] и явленных нет. В) Свящ[енные] сосуды двои: одни серебря
ные позлащенные, а другие оловянные; два креста, один серебряный, а дру
гой медный, золоченый двойником.
Гб. Напрестольных Евангелий три: обложены одно зеленым бархатом, на
нем евангелисты сребряные золоченые, другое обложено красным (Л. 16) пли
сом, евангелисты сребрянные, а третье старонареченное обложено трифом
красным, [евангелисты] на нем медные.
5. Ризы двои штофные с парчевыми наплечьями, и одни атласные, и двои
шелковые, и двои выбойчатые, и трои ветхие; подризник один шелковый,
а другой ситцевый. Стихарей два бумажные.
6. Книг недостаточно; церковный круг неполный, миней месячных нет
полугода, а кои есть, то старонареченные и октоихи такие же.
7. Колоколев пять древнего фасона.
8. Приходские праздники: А) Их быв[ает] четыре на храмовые дни.
Б) Уставлены они в честь тех дней, в кои устроены во церквах престолы.
В) Особенных обычаев никаких при них нет. Г) Крестных ходов не бывает.
9. Священноцерковнослужители: 1) Их по штату положено издревле
один священник и два причетника. 2) В разсуждение их перемен и в содер
жании их никогда не бывало.
10. Прихожане: 1) В приходе 5 деревень; в них мужеска 328, а женска
320 душ и раскольников 20 человек; дальние деревни из них от церкви в
5 верстах, а прочие поблизости. 2) Все они — государственные крестьяне из
древле, никогда никому не принадлежали.
11. Достопримечательностей в приходе и особенных историч[еских] со
бытий и древних вещей никогда не бывало и не имеется.
Свящ[енник] Дмитр[ий] Малинин.]
(Л. 97 об.) Сведение о построении церквей
Рождества Пресвятые Богородицы и Сретения Господня
Олонецкой епархии Каргопольского уезда Красноляжского погоста,
составленное священноцерковнослужителями того погоста
в точности
1. О церкви Р[ождества] Пресвятой Богородицы. Церковь сия построе
на в 1618 годуа. Это видно только из древней записи, находящейся во внут
ренности оной церкви на дске, которая прибита к стене, она есть следующая:
«Освятися сей храм во имя Рожд[ества] Пресвят[ой] Богородицы в лето ми
роздания 7126 месяца сентября 22 день». Но в это[м] ли именно году постро
ена она, более никакой записи не имеется.
2. О церкви Стретения Господня. Церковь сия построена 1655 году. Это
видно тоже из записи, находящейся на древнем деревянном кресте, а она суть
следующая: «Освятися олтарь Господа нашего Исуса Христа, водружен бысть
крест сей в церкви Стретения Господа нашего Исуса Христа лета 7163 ме
сяца ноября в 30 день на память св. апостола Андрея Первозваннаго при бла
говерном царе и великом князе Алексие Михайловиче всея России, при Пат
риархе Московском Никоне и всея России, при митрополите Новгородском
Макарии, при священнике Григории (Л. 98) Федорове и при сыне его дьячке
Стефане Григорьеве». Но в этом ли году она построена, или в другом, по не
имению на си записки неизвестно.
Что и утверждаем своим рукоприкладствием. К сему сведению Красно
ляжского погоста священник Василий Федоров Покровский руку приложил.
Дьячок Александр Иванов Попов. Удостоверил благочинный Лекшмозер
ского погоста свящ[енник] Димитрий Малинин.
а Дата указана ошибочно, следует читать: 1617 г.