Обобщающая статья по цвету глав древнерусских храмов

История строений, архитектурные особенности и все, что с этим связано.
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Обобщающая статья по цвету глав древнерусских храмов

Сообщение Сергей Заграевский »

В целом для специалистов проблема цвета глав в Древней Руси больших сложностей собой не представляет (она обсуждалась и на нашем форуме), но поскольку на эту тему существует множество домыслов, я счел своим долгом написать обобщающую статью. Она здесь:
http://zagraevsky.com/color.htm
Как всегда, буду благодарен за замечания и комментарии.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2037
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Обобщающая статья по цвету глав древнерусских храмов

Сообщение Людмила Клешнина »

Сергей, лукавство Вашей статьи раскрывается в определении глав храма как архитектурной формы : это « декоративное покрытие, расположенное над куполом и устраиваемое на барабане».
Ныне, в 2014 году как-то не верится, что Вы не знакомы с теорией символа в православном ее понимании и не можете отличить пустую декорацию от наполненной символическими смыслами архитектурной формы, выражающей идею храма. Думаю, Вы сознательно вводите читателя в заблуждения. Возвышенному делу сохранения культурного наследия Ваша статья не служит.

Согласна только с утверждением, что «мы не можем рекомендовать современным храмоздателям руководствоваться подобными теориями», если отнести эти слова именно к Вашей статье.
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Обобщающая статья по цвету глав древнерусских храмов

Сообщение Сергей Заграевский »

Не я придумал определение глав как декоративного покрытия, там есть ссылка. Я не считаю возможным подменять классическую историю архитектуры "теорией символа в православном понимании". Полагаю, что вопросам символики в статье уделено достаточно внимания.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Обобщающая статья по цвету глав древнерусских храмов

Сообщение Сергей Попов »

Сергей, честно говоря, мне статья не понравилась... Наличие разного цвета глав в подтверждении не нуждается. То, что разные материалы дают главам свои натуральные цвета, тоже не тайна за семью печатями... Экономические соображения и здравый смысл, во все времена никто не отменял... Это в статье есть... но и всё. А что из этого следует...

Притянутый за уши символизм цветов, который так пропагандирует, но скрывает Людмила, Вы отметили, но вскользь, хотя, наверное, этому стоило уделить больше внимания... тема сейчас популярная среди определённой категории граждан.

В общем, для меня ожидания не совпали с результатом. Получилась констатация очевидного факта.

Допускаю, что я не понял цели статьи :(

Р.S. Иллюстрации хотелось бы видеть не только полностью, но и крупными фрагментами, подтверждающими сказанное...
Людмила Клешнина
Сообщения: 2037
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Обобщающая статья по цвету глав древнерусских храмов

Сообщение Людмила Клешнина »

Сергей, ничего я не скрываю. Читайте св. Дионисия, о. Павла Флоренского, А. Лидова, книги по церковному искусству, МДС 31-9.2003, наконец.
В статье принципиально неверный подход. "Пересчитыванием" грешит простестантизм, но в данном случае еще хуже - просто инвентаризация без осмысления, из которой никаких выводов делать невозможно. В наши дни стыдно так писать. Хоть капельку какого-то культурологического анализа ...
Символизм церковного искусства не "за уши притянут", а изливается из сердца зодчего.
Аватара пользователя
Юрий Булкин
Модератор
Сообщения: 2177
Зарегистрирован: 13 дек 2005, 21:33
Откуда: Московская область

Re: Обобщающая статья по цвету глав древнерусских храмов

Сообщение Юрий Булкин »

...тема сейчас популярная среди определённой категории граждан...
.
В статье нет ответа - когда, в какое время эта тема стала популярной. Мой уважаемый товарищ спросил бы в данном случае :"Но ведь кто-то это придумал?".
В советской школе учительница написала бы красной ручкой:" Тема раскрыта не полностью", и поставила бы троечку.
У меня складывается впечатление, что эта статья просто не дописана. И самое интересное в продолжении.
Теперь о символизме. Для этого нужно покопаться в первоисточниках.
"Что же касается до различных цветов камней, то надобно думать, что белый цвет изображает светлость, красный - пламенность, желтый - златовидность, зеленый - юность и бодрость; словом, в каждом виде символических образов ты найдешь таинственное изъяснение."
Дионисий Ареопагит. "О небесной иерархии". Каюсь, здесь говорится не о цвете глав. Но о символизме.
Иконография и летописные своды это хорошо. Но это косвенные факты, которые только частично могут добавлять ту или иную версию.
Настольная книга священнослужителя и сайт Сретенского монастыря тоже заслуживающие внимания издания.
Но мне кажется , что искать нужно в исторических описаниях, исторических документах о постройках церквей, археологических известиях, документах Св. Синода и т.д.
И конечно же очертить временные рамки.
И ещё. Символизм - не символизм. Но мы то с Вами знаем, что в праздник Св. Троицы храмы украшают зеленью. Называется это традицией.
Моё мнение, такая робкая версия, нельзя цвет покрытия глав рассматривать в целом, так как это не палитра. А в каждом случае индивидуально.
Юрий Булкин
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Обобщающая статья по цвету глав древнерусских храмов

Сообщение Сергей Заграевский »

Коллеги, в том-то и проблема, что я не нашел никаких древнерусских (или любых других старинных) источников, подтверждающих любые современные теории символизма цветов глав (как и вообще символизма цвета в архитектуре). Откуда все это взяли современные толкователи (что цвет глав храмов Троицы такой-то, Богородицы - такой-то и т.д.) - не понимаю. Они это тоже не уточняют, к сожалению: ни одной статьи на эту тему с научным аппаратом я не нашел. Поэтому мне оставалось только собрать статистику и констатировать, что в Древней Руси ничего подобного не было. Что я еще мог сделать в такой ситуации?
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Обобщающая статья по цвету глав древнерусских храмов

Сообщение Сергей Попов »

Юрий Булкин писал(а):Символизм - не символизм. Но мы то с Вами знаем, что в праздник Св. Троицы храмы украшают зеленью. Называется это традицией...
А на Пасху яйца красят в разные цвета... смотрится красиво... можно провести аналогию с полихромными главами Покрова на Рву ... сослаться на авторитет Дионисия Ареопагита... какую-нибудь умную фразу у Лидова или Кудрявцева найти... из собственного сердца излить немного... и готово обоснование цветового символизма в православной архитектуре... :)

Весь этот вульгарный символизм количества и цвета глав, суть есть порождение современного сознания и никаких оснований в святоотеческой литературе, классическом богословии и канонах христианства не имеет... Поэтому Людмила и уходит от прямого ответа... ибо всё сводится к примитивной формуле: золото - Христос, синий - Богородица, зелёный - Троица, чёрный - бяка... Тоска, а не символизм....
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Обобщающая статья по цвету глав древнерусских храмов

Сообщение Сергей Попов »

Сергей Заграевский писал(а):Коллеги, в том-то и проблема, что я не нашел никаких древнерусских (или любых других старинных) источников, подтверждающих любые современные теории символизма цветов глав (как и вообще символизма цвета в архитектуре)....
Думаю, Сергей, и не найдёте... Любопытно другое, есть ли какие-то факты замены именно цвета покрытия глав до 18-19 века. Были, например, зелёные, а стали красно-кирпичные... при этом материал покрытия тот же. Золочение не рассматриваем, т.к. это не использование жёлтого цвета, а перенос символики материала (власть, слава, богатство, сила), существующей и без христианства... Замену одного материала другим, тоже игнорируем, как эволюционный... осиновый лемех поменяли на поливной керамический... естественно и цвет изменился...
Честно говоря, я никаких упоминаний о цвете глав, кроме золочения, в летописях и прочих документах не припомню...
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Обобщающая статья по цвету глав древнерусских храмов

Сообщение Сергей Заграевский »

А мне любопытно, откуда все же пошли все эти теории о том, что такой-то цвет глав - храмы Троицы, такой-то - Богородицы и т.п. Древняя Русь тут ни при чем, это я показал в статье. Думаю, что это либо 19, либо 20 век. Кто-то ведь это все придумал (или на кого-то снизошло озарение - неважно). Кто-то был первым. Кто - найти пока не могу. Может быть, кто-нибудь знает?
Аватара пользователя
Валерий Долженко
Модератор
Сообщения: 756
Зарегистрирован: 05 май 2013, 14:40
Откуда: Москва, Богородское

Re: Обобщающая статья по цвету глав древнерусских храмов

Сообщение Валерий Долженко »

Вопрос в самом деле интересный. Я бы в отношении того, "откуда все это пошло", предположил роль Синода с его наклонностью к всестороннему регулированию храмостроительства и пресечению любой самодеятельности. Занятно было бы узнать, какой была оригинальная раскраска куполов типовых псевдорусских церквей в моих краях (это все бывшие северные уезды Самарской губернии)... во всяком случае, представить ту же Казанскую церковь в Бинарадке с синими куполами (вроде, положено именно так, хотя сейчас они серые) у меня не получается. Вариант с рождением и началом применения на практике в конце прошлого века тоже, конечно, нельзя сбрасывать со счетов... но эта идея плохо сочетается с повальным увлечением золотыми куполами и главами. Зато черный цвет, что вполне логично, в нынешних толкованиях вообще не фигурирует
Аватара пользователя
Юрий Булкин
Модератор
Сообщения: 2177
Зарегистрирован: 13 дек 2005, 21:33
Откуда: Московская область

Re: Обобщающая статья по цвету глав древнерусских храмов

Сообщение Юрий Булкин »

А на Пасху яйца красят в разные цвета... смотрится красиво...
Ага, и развешивают по храму, и на паперти, и на портале. Вот ведь красотища какая.........
сослаться на авторитет Дионисия Ареопагита
.
Главное здесь не авторитет Дионисия. Важно другое - из его пера выходит слово символизм.
"... красный - пламенность...".
Я понимаю твою реплику. Но никто и не собирался здесь подтягивать высказывания Св. Отцов под обсуждаемый цветовой символизм, если нет прямого высказывания по поводу цвета глав.
Ведь что важно в решении этого вопроса - это современная версия, пришедшая в голову какому-то исследователю символизма(которых действительно развелось), или же это проскальзывает в литературе, хотя бы позапрошлого века? Ну, а если есть ссылки в 19 веке тогда глубить дальше. Но пределом я считаю рубеж 16-17 вв.
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Обобщающая статья по цвету глав древнерусских храмов

Сообщение Сергей Заграевский »

Юрий Булкин писал(а): Ведь что важно в решении этого вопроса - это современная версия, пришедшая в голову какому-то исследователю символизма(которых действительно развелось), или же это проскальзывает в литературе, хотя бы позапрошлого века? Ну, а если есть ссылки в 19 веке тогда глубить дальше. Но пределом я считаю рубеж 16-17 вв.
Я сомневаюсь, что в 19-м веке или ранее. Дело в том, что если бы это было некое постановление Синода или любое другое обязывающее (или хотя бы популярное) положение, то ему бы следовали в храмостроительстве того времени, и это в том или ином виде дошло бы до нас. Но мы не видим на современных храмах никакой такой системы:
«Золотые купола символизируют Божественную славу. Поэтому златоглавыми чаще всего устраивают храмы, посвященные Господским праздникам. Голубой или синий цвет купола символически изображают небесную чистоту и непорочность. Эти купола венчают храмы, посвященные Божией Матери. Купола храмов, посвященные Пресвятой Живоначальной Троице, имеют, как правило, зеленый цвет. Храмы, освященные в честь святых, также имеют зеленые купола»
(сайт Сретенского м-ря: http://www.pravoslavie.ru/answers/7009.htm)
Так что похоже, что это теория 20-го века. Но у Кудрявцева и Мокеева я этого пока что не нашел.
Откровенно говоря, я надеялся на Людмилу, что она, как последователь "теории символа", знает, кто, когда и на какой основе разрабатывал эту систему цветов для глав, и почему она не была принята храмоздателями ни во времена Синода, ни в наше время. Но боюсь, что этого и она не знает.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Обобщающая статья по цвету глав древнерусских храмов

Сообщение Сергей Попов »

Юрий Булкин писал(а):...Главное здесь не авторитет Дионисия. Важно другое - из его пера выходит слово символизм.
"... красный - пламенность...".
Символизм цвета, это не христианское изобретение... он существовал и в язычестве и в античности. Христиане, как раз, эту тему практически не рассматривали, поэтому она и не имеет оснований в богословии. Вообще-то надо осторожней относиться к подобным трактовкам текстов тысячелетней давности... что там в оригинале у Дионисия Ареопагита сказано... что он имел в виду...
Сергей Заграевский писал(а):...если бы это было некое постановление Синода или любое другое обязывающее (или хотя бы популярное) положение, то ему бы следовали в храмостроительстве...
Уровень подобных представлений о символизме, говорит о непричастности Синода к этой ерунде. Синод организация серьёзная и люди там были грамотные. Это уровень популярных брошюрок о просвещении крестьянства, которые издавались в конце 19 - начале 20 века. А в конце 20 века советская интеллигенция, из этого самого крестьянства и выросшая, объявила такие представления почти каноническими... Атеисты верили... То же самое можно сказать о числовом символизме глав церкви... Всё это порождение безграмотности и склонности к простым ответам :(
Технологию строительства, производство работ, материалы применяемые для покрытий глав и т.д. надо изучать... а не выдумывать теории абсурдные... Какая цветовая символика глав могла существовать в стране, где почти 900 лет 90% церквей были деревянные...
Людмила Клешнина
Сообщения: 2037
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Обобщающая статья по цвету глав древнерусских храмов

Сообщение Людмила Клешнина »

Сергей Попов писал(а):... Всё это порождение безграмотности и склонности к простым ответам
Ваша принципиальная ошибка - свести все к рассудочности, найти непременно упоминание, да еще и в документе ... Бессмысленное занятие. И не найдете нигде, потому что не было такой нужды.
Да, всегда ответ нужен именно простой, но многозначный . И этот ответ можно получить только с верой. Есть вера - есть и ответы, в сердце они приходят зодчему, и не от Синода вовсе.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2037
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Обобщающая статья по цвету глав древнерусских храмов

Сообщение Людмила Клешнина »

Валерий Д писал(а):... какой была оригинальная раскраска куполов типовых псевдорусских церквей в моих краях
Сколько пустых слов ! Типовых храмов до наших упадочных времен не было, были образцовые проекты, а вообще-то правильнее - канонические пространственные решения. Не раскраска , а внутреннее родство цветового решения архитектурной формы и ее прообраза.
Что это за псевдорусские церкви ? А Вы сам-то кто - тоже псевдорусский ?
Не бросайтесь словами, если не понимаете их смысла. "Слышал звон, а не знает, откуда он."
Аватара пользователя
Валерий Долженко
Модератор
Сообщения: 756
Зарегистрирован: 05 май 2013, 14:40
Откуда: Москва, Богородское

Re: Обобщающая статья по цвету глав древнерусских храмов

Сообщение Валерий Долженко »

Во всяком случае, понятно, что я имел в виду - стандартную эклектичную краснокирпичную церковь второй половины 19 века. Понятие "псевдорусский" не я придумал, ровно как и "псевдовизантийский" или "русско-византийский". Про "типовые" - не знаю, как иначе объяснить феномен, когда в пределах одной губернии можно подобрать не одну пару (или даже тройку) храмов, схожих между собой до степени смешения и построенных с разницей в несколько лет. Не совпадением же. Во всяком случае, все это ничуть не умаляет их архитектурные достоинства.
Ну а с цветом... когда я проезжаю мимо церкви в Бинарадке, то в ее образцовой тоновской главе я вижу не "внутреннее родство цветового решения архитектурной формы и ее прообраза" (хотя и не исключаю, что оно имеет место быть), а просто серебристую раскраску. Почему ее когда-то сделали серебристой? Может быть, потому, что на фоне апрельских полей церковь с такой главой просто смотрится очень органично и служит логичным завершением пейзажа, которое исправно, из года в год радует глаз.
Аватара пользователя
Валерий Долженко
Модератор
Сообщения: 756
Зарегистрирован: 05 май 2013, 14:40
Откуда: Москва, Богородское

Re: Обобщающая статья по цвету глав древнерусских храмов

Сообщение Валерий Долженко »

И еще про "рассудочность", вот такой момент. Скажем, захочу я рассказать туристам о символике цвета церковных глав (предположим, на примере церкви Воскресения Словущего в селе Воскресенском, кажется, Угличского района). Вот, традиционные голубые главы - это Богородичному приделу, центральный золотой купол - к настоящему, и так далее. На что при этом стоит сослаться? На традицию (на нее я и ссылался, а сейчас подумал - да и убрал весь этот пассаж из своей заготовки до выяснения обстоятельств). Чтобы уверенно говорить о такой традиции, нужно именно документальное подтверждение - подтверждение не того, что, скажем, 200 лет назад главам церквей придавались разные цвета, а того, что их окраска в заметном количестве случаев оказывалась взаимосвязана с посвящениями приделов. Например, 55% недеревянных Троицких храмов имели главы зеленого цвета. Тогда имелся бы смысл говорить об устоявшейся традиции, а что имеется на практике? Корни такой традиции установить не удается, с доказательствами ее устойчивого бытования тоже проблемы, вот и получается, что этот символизм в архитектуре - новейшее явление, хотя и не лишенное определенных оснований.
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Обобщающая статья по цвету глав древнерусских храмов

Сообщение Сергей Заграевский »

Валерий Д писал(а):И еще про "рассудочность", вот такой момент. Скажем, захочу я рассказать туристам о символике цвета церковных глав (предположим, на примере церкви Воскресения Словущего в селе Воскресенском, кажется, Угличского района). Вот, традиционные голубые главы - это Богородичному приделу, центральный золотой купол - к настоящему, и так далее. На что при этом стоит сослаться? На традицию (на нее я и ссылался, а сейчас подумал - да и убрал весь этот пассаж из своей заготовки до выяснения обстоятельств).
Спасибо, Валерий. Я рад, что моя статья оказалась полезной.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2037
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Обобщающая статья по цвету глав древнерусских храмов

Сообщение Людмила Клешнина »

Валерий Д писал(а):.... захочу я рассказать туристам о символике цвета церковных глав ..... символизм в архитектуре - новейшее явление
Не надо рассказывать о том, что Вам не понятно.
Читать надо прежде всего Ветхий и Новый Завет. Множество событий из Ветхого Завета - прообразы новозаветных. Символизм был всегда - со времен Сотворения мира.
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Обобщающая статья по цвету глав древнерусских храмов

Сообщение Сергей Заграевский »

Людмила Клешнина писал(а):
Валерий Д писал(а):.... захочу я рассказать туристам о символике цвета церковных глав ..... символизм в архитектуре - новейшее явление
Не надо рассказывать о том, что Вам не понятно.
Читать надо прежде всего Ветхий и Новый Завет. Множество событий из Ветхого Завета - прообразы новозаветных. Символизм был всегда - со времен Сотворения мира.
С тем, что в древности придавали большое значение символам, никто не спорит. Вопрос, придавалось ли на Руси символическое значение именно цвету глав, и если да, то какое. Пока что никто не смог это доказательно объяснить. В том числе Людмила. Ни в Ветхом, ни в Новом Завете, ни в патристике ничего про цвет глав нет, к сожалению. Нет ничего и в древнерусских источниках. Статистика тоже не подтверждает никакую символику цвета глав. А "я так вижу (чувствую etc.)" - в науке не аргумент. Собственно, я повторяюсь, т.к. все это написано в статье.
Vitale
Сообщения: 450
Зарегистрирован: 10 май 2007, 20:12
Откуда: Москва

Re: Обобщающая статья по цвету глав древнерусских храмов

Сообщение Vitale »

Валерий Д писал(а):И еще про "рассудочность", вот такой момент. Скажем, захочу я рассказать туристам о символике цвета церковных глав (предположим, на примере церкви Воскресения Словущего в селе Воскресенском, кажется, Угличского района). Вот, традиционные голубые главы - это Богородичному приделу, центральный золотой купол - к настоящему, и так далее. На что при этом стоит сослаться? На традицию (на нее я и ссылался, а сейчас подумал - да и убрал весь этот пассаж из своей заготовки до выяснения обстоятельств). Чтобы уверенно говорить о такой традиции, нужно именно документальное подтверждение - подтверждение не того, что, скажем, 200 лет назад главам церквей придавались разные цвета, а того, что их окраска в заметном количестве случаев оказывалась взаимосвязана с посвящениями приделов. Например, 55% недеревянных Троицких храмов имели главы зеленого цвета. Тогда имелся бы смысл говорить об устоявшейся традиции, а что имеется на практике? Корни такой традиции установить не удается, с доказательствами ее устойчивого бытования тоже проблемы, вот и получается, что этот символизм в архитектуре - новейшее явление, хотя и не лишенное определенных оснований.
Cошлитесь на Людмилу: по ряду вопросов, она давно обладает Истиной в последней инстанции. "Документальное подтверждение" в этом случае,- пустая формальность.
Аватара пользователя
Валерий Долженко
Модератор
Сообщения: 756
Зарегистрирован: 05 май 2013, 14:40
Откуда: Москва, Богородское

Re: Обобщающая статья по цвету глав древнерусских храмов

Сообщение Валерий Долженко »

Я сегодня ради интереса полистал на досуге любимый альбом Прокудина-Горского, тот, что по Мариинской водной системе. Ограничился Вологодской и Олонецкой губерниями, благо фотографий там много, для статистической выборки вполне сойдет.
Итак, статистика по цвету глав и посвящениям.
Золотой - 1 шт., посвящение - Александра Невского
Серебристый - 26 шт. (!), посвящения: Преображения (х3), Покрова, Рождества Христова (х2), Спаса Всемилостивого, Петра и Павла (х2), Успения (х2), Богоявления (х3), Благовещения, Воскресения Христова (х3), Тихвинской иконы, Троицы (х2), Похвалы, Иоанна Предтечи, Параскевы Пятницы, Знамения, Николая Чудотворца
Зеленый - 19 шт., посвящения: Николая Чудотворца (х3), Всех Святых, Покрова, Воскресения Христова, Вознесения, Зосимы и Савватия, Иоанна Лествичника, Евфимия, Успения, Иоанна Предтечи (х2), Сергия Радонежского, Введения, Спаса Нерукотворного Образа, Тихвинской иконы, Климента
Бурый - 1 шт., посвящение - Петра и Павла
Синий (со звездочками) - 3 (?) шт., посвящения - Троицы, Введения, Казанской иконы (?)

Я здесь вижу только тотальное преобладание серебристых глав (оно и понятно, это же цвет металла для обшивки) вне зависимости от посвящений, плюс - не знаю, совпадение или нет, уж очень редкий вариант - вероятная предрасположенность синих глав к храмам с Богородичными посвящениями. Впрочем, при этом большинство (11 штук против двух) тех же Богородичных храмов имело все же серебристые или зеленые главы, да и Троицкий собор (из Горицкого монастыря, кстати) со своей синей главкой сильно портит статистику.
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Обобщающая статья по цвету глав древнерусских храмов

Сообщение Сергей Заграевский »

Валерий, спасибо Вам за статистику. Она хоть и не древнерусская, но все равно очень важная. Идея привлечь фото Прокудина-Горского великолепная! Если Вы не возражаете, я включу Вашу статистику в статью как пример, что и в начале 20 в. никакой символической системы не было. Только напишите, пожалуйста, Ваши ФИО (можно в личку), чтобы я сослался на Вас ("Статистика любезно предоставлена...").
Vitale
Сообщения: 450
Зарегистрирован: 10 май 2007, 20:12
Откуда: Москва

Re: Обобщающая статья по цвету глав древнерусских храмов

Сообщение Vitale »

Валерий Долженко писал(а):Я сегодня ради интереса полистал на досуге любимый альбом Прокудина-Горского, тот, что по Мариинской водной системе. Ограничился Вологодской и Олонецкой губерниями, благо фотографий там много, для статистической выборки вполне сойдет.
Итак, статистика по цвету глав и посвящениям.
Золотой - 1 шт., посвящение - Александра Невского
Серебристый - 26 шт. (!), посвящения: Преображения (х3), Покрова, Рождества Христова (х2), Спаса Всемилостивого, Петра и Павла (х2), Успения (х2), Богоявления (х3), Благовещения, Воскресения Христова (х3), Тихвинской иконы, Троицы (х2), Похвалы, Иоанна Предтечи, Параскевы Пятницы, Знамения, Николая Чудотворца
Зеленый - 19 шт., посвящения: Николая Чудотворца (х3), Всех Святых, Покрова, Воскресения Христова, Вознесения, Зосимы и Савватия, Иоанна Лествичника, Евфимия, Успения, Иоанна Предтечи (х2), Сергия Радонежского, Введения, Спаса Нерукотворного Образа, Тихвинской иконы, Климента
Бурый - 1 шт., посвящение - Петра и Павла
Синий (со звездочками) - 3 (?) шт., посвящения - Троицы, Введения, Казанской иконы (?)

Я здесь вижу только тотальное преобладание серебристых глав (оно и понятно, это же цвет металла для обшивки) вне зависимости от посвящений, плюс - не знаю, совпадение или нет, уж очень редкий вариант - вероятная предрасположенность синих глав к храмам с Богородичными посвящениями. Впрочем, при этом большинство (11 штук против двух) тех же Богородичных храмов имело все же серебристые или зеленые главы, да и Троицкий собор (из Горицкого монастыря, кстати) со своей синей главкой сильно портит статистику.
А вот интересно, Валерий! Почему помещенные Вами, например по Александро- Свирскому монастырю, снимки Прокудина-Горского приписываются Вам, как "автору"? И "согласовывать" их использование надо с Вами? И Вы не возражаете? Не смешно.
Вопрос к Павлу: неужели за последние 6-7 лет так и не придумалось оптимального решения? Не открою особого секрета: наследие НАЙДЕНОВА И ПРОКУДИНА- ГОРСКОГО давно уже принадлежит ВСЕМ! ( с этим не согласны только соборы.ру?)
Ответить