Современная православная архитектура

История строений, архитектурные особенности и все, что с этим связано.
Аватара пользователя
Павел @sobory.ru
Модератор
Сообщения: 4782
Зарегистрирован: 04 апр 2004, 22:00
Контактная информация:

Современная православная архитектура

Сообщение Павел @sobory.ru »

Очень важная и своевременная статья о современной православной архитектуре.
http://www.nsad.ru/articles/dolzhna-li- ... ovremennoj
Больше бы таких. Нужен поиск, нужны новые идеи!
Михаил Мещанинов
Сообщения: 1593
Зарегистрирован: 03 дек 2007, 19:03
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Современная православная архитектура

Сообщение Михаил Мещанинов »

Этот "архитектор" Макаров Д.Е., чьи проекты там приведены, интересно, спросил у православных - нужны ли им такие храмы ?
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Современная православная архитектура

Сообщение Сергей Заграевский »

В работах Макарова слишком явно читается дом Мельникова на Арбате, а в целом неплохо. Да и другие мне понравились. Не хватает разнообразия, а еще стеклянных поверхностей. Но тут я необъективен, т.к. стекло в современной архитектуре - моя слабость ;)
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Современная православная архитектура

Сообщение Сергей Попов »

Сергей Заграевский писал(а):В работах Макарова слишком явно читается дом Мельникова на Арбате,...
Скорее капелла в Роншане, Корбюзье. В целом скучно, идей нет, к сожалению... :wink:
Малый храм для Русского Севера, должен называться "проект приспособления под храм бесхозной колхозной веялки, после ремонта шиферной крыши". :)
Vitale
Сообщения: 450
Зарегистрирован: 10 май 2007, 20:12
Откуда: Москва

Re: Современная православная архитектура

Сообщение Vitale »

Сергей Заграевский писал(а):В работах Макарова слишком явно читается дом Мельникова на Арбате, а в целом неплохо. Да и другие мне понравились. Не хватает разнообразия, а еще стеклянных поверхностей. Но тут я необъективен, т.к. стекло в современной архитектуре - моя слабость ;)
Интересно, чему можно научиться у Мельникова? Ровные дырочки в стенках проковыривать? Тот же пресловутый арбатский дом, на мой взгляд: ни пользы, ни прочности, ни красоты... Стоит серая балда, ведь не в Бибирево,- а на историческом Арбате...
Аватара пользователя
Юрий Булкин
Модератор
Сообщения: 2173
Зарегистрирован: 13 дек 2005, 21:33
Откуда: Московская область
Контактная информация:

Re: Современная православная архитектура

Сообщение Юрий Булкин »

В монастырском храме есть руки, которые поддерживают, скажем тябло. Руки,растущие из стены, прям Вий какой-то.Если это атланты, то это язычество. Если это святые(?), то это кощунство.
Аватара пользователя
Василий Шелёмин
Модератор
Сообщения: 4623
Зарегистрирован: 30 июл 2004, 15:53
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Современная православная архитектура

Сообщение Василий Шелёмин »

В каргопольском соборе рука, растущая из стены, держит паникадило. Несколько веков уже держит, и ничего, не отсохла...
Кмк, уместность того или иного решения всё же надо рассматривать по месту. И хорошо бы ещё талант какой-никакой присутствовал у автора решения:-).
Аватара пользователя
Александр Богданов
Модератор
Сообщения: 5848
Зарегистрирован: 20 фев 2007, 08:33
Откуда: Ивановская область, г.Кинешма

Re: Современная православная архитектура

Сообщение Александр Богданов »

Выскажу сугубо свое частное мнение - МНЕ НЕ НРАВИТСЯ!
С уважением, А. Богданов
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Современная православная архитектура

Сообщение Сергей Заграевский »

Vitale писал(а): Интересно, чему можно научиться у Мельникова? Ровные дырочки в стенках проковыривать? Тот же пресловутый арбатский дом, на мой взгляд: ни пользы, ни прочности, ни красоты... Стоит серая балда, ведь не в Бибирево,- а на историческом Арбате...
Это вообще беда конструктивизма - вписывание (точнее, невписывание) архитектурных решений в городскую среду. Все шедевры абсолютно самодостаточны и предназначены для некого фантастического "города-сада". Но я все равно их люблю. Печальная эпоха несбывшихся надежд.
Vitale
Сообщения: 450
Зарегистрирован: 10 май 2007, 20:12
Откуда: Москва

Re: Современная православная архитектура

Сообщение Vitale »

Сергей Заграевский писал(а):
Vitale писал(а): Интересно, чему можно научиться у Мельникова? Ровные дырочки в стенках проковыривать? Тот же пресловутый арбатский дом, на мой взгляд: ни пользы, ни прочности, ни красоты... Стоит серая балда, ведь не в Бибирево,- а на историческом Арбате...
Это вообще беда конструктивизма - вписывание (точнее, невписывание) архитектурных решений в городскую среду. Все шедевры абсолютно самодостаточны и предназначены для некого фантастического "города-сада". Но я все равно их люблю. Печальная эпоха несбывшихся надежд.
Простите, Сергей, возможно Вы поделитесь своими мыслями о "самодостаточности" того же дома Мельникова, который Вы, вероятно, и называете одним из Шедевров. А кроме общих пиэтических фраз о "несбывшихся надеждах", что еще? Жить в нем неудобно, никаких революционных конструктивных решений вроде не наблюдается, только ли эти два цилиндра с дырочками наполняют Васе сердце восторгом? Да, необычно, но это уж как как в анекдоте: "все видел, но чтобы обезьяна играла на лопате..." :D
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Современная православная архитектура

Сообщение Сергей Заграевский »

Vitale писал(а): Простите, Сергей, возможно Вы поделитесь своими мыслями о "самодостаточности" того же дома Мельникова, который Вы, вероятно, и называете одним из Шедевров. А кроме общих пиэтических фраз о "несбывшихся надеждах", что еще? Жить в нем неудобно, никаких революционных конструктивных решений вроде не наблюдается, только ли эти два цилиндра с дырочками наполняют Васе сердце восторгом? Да, необычно, но это уж как как в анекдоте: "все видел, но чтобы обезьяна играла на лопате..." :D
Я не рассматриваю Дом Мельникова вне контекста конструктивизма. Этот стиль как раз и возвел в культ именно удобство и практицизм архитектуры, создав "утилитарную эстетику" - все конструкции наружу, ничего лишнего. И ДМ не может быть исключением по определению. Наверное, М. было там удобно, он для себя строил. Мы же там не жили, может, и нам было бы удобно? Инсоляция, например, там наверняка прекрасная, конструктивизм на ней вообще был повернут.
А что между зданиями зажат - так наверняка они рано или поздно должны были быть снесены. С этим у мастеров констр. было просто :D Не зря они и потом вполне органично уживались с советской властью, просто их на окраины страны вытеснили. Советские были люди со всеми соответствующими минусами :) Но творческие, не отнимешь.
Не забывайте, что еще одна проблема констр. - несоответствие революционности форм и традиционности материалов.
Словом, опередили архитекторы свое время. Но не было бы констр. - не было бы и огромного многообразия современной архитектуры.
Так что люблю я конструктивизм, конечно, странною любовью :) Но все равно люблю, как и любое подлинное творчество.

В связи с этим обращаюсь ко всем форумчанам по заявленной теме "Современная православная архитектура". Точнее, к тем, кто не любит постмодернизм, постконструктивизм, минимализм, "стекляшки" и т.п. А что вы любите? Можете назвать то, что, по-вашему, могло бы служить образцом для современных церковных архитекторов? Римейки церкви Покрова на Нерли не предлагать :D
Vitale
Сообщения: 450
Зарегистрирован: 10 май 2007, 20:12
Откуда: Москва

Re: Современная православная архитектура

Сообщение Vitale »

Сергей Заграевский писал(а):
Vitale писал(а): Простите, Сергей, возможно Вы поделитесь своими мыслями о "самодостаточности" того же дома Мельникова, который Вы, вероятно, и называете одним из Шедевров. А кроме общих пиэтических фраз о "несбывшихся надеждах", что еще? Жить в нем неудобно, никаких революционных конструктивных решений вроде не наблюдается, только ли эти два цилиндра с дырочками наполняют Васе сердце восторгом? Да, необычно, но это уж как как в анекдоте: "все видел, но чтобы обезьяна играла на лопате..." :D
Я не рассматриваю Дом Мельникова вне контекста конструктивизма. Этот стиль как раз и возвел в культ именно удобство и практицизм архитектуры, создав "утилитарную эстетику" - все конструкции наружу, ничего лишнего. И ДМ не может быть исключением по определению. Наверное, М. было там удобно, он для себя строил. Мы же там не жили, может, и нам было бы удобно? Инсоляция, например, там наверняка прекрасная, конструктивизм на ней вообще был повернут.
А что между зданиями зажат - так наверняка они рано или поздно должны были быть снесены. С этим у мастеров констр. было просто :D Не зря они и потом вполне органично уживались с советской властью, просто их на окраины страны вытеснили. Советские были люди со всеми соответствующими минусами :) Но творческие, не отнимешь.
Не забывайте, что еще одна проблема констр. - несоответствие революционности форм и традиционности материалов.
Словом, опередили архитекторы свое время. Но не было бы констр. - не было бы и огромного многообразия современной архитектуры.
Так что люблю я конструктивизм, конечно, странною любовью :) Но все равно люблю, как и любое подлинное творчество.

В связи с этим обращаюсь ко всем форумчанам по заявленной теме "Современная православная архитектура". Точнее, к тем, кто не любит постмодернизм, постконструктивизм, минимализм, "стекляшки" и т.п. А что вы любите? Можете назвать то, что, по-вашему, могло бы служить образцом для современных церковных архитекторов? Римейки церкви Покрова на Нерли не предлагать :D
Cпасибо, Сергей! У Вас опять обтекаемые искусствоведческие фразы... А про "культ удобства" вообще нонсенс :D . Тот же ДМ, по рассказам сына и внучки Мельникова, зимой холодный, летом душный...ради инсоляции что-ли все затеяно? Знаменитый дом Гинзбурга(там я был)- просто собачья конура с коммунальной столовой, прачешной, баней... Это несерьезно. Расскажите про "практицизм" конструктивизма, где там просто УДОБНО?
Насчет "огромного многообразия современной архитектуры", к сожалению, все равно было бы и без советских конструктивистов: ибо это уже давно не форма, а только технологический цикл ( сначала все из фигни сделают, а потом несколько шансиков на фасад ляпнут) или смятый пакет от МкДональдса в масштабе 500:1. Во всяком случае, лично я, как обыватель, вместе с 90% человечества, точно проживу без Хадидов и Фостеров, наслаждаясь более интересными вещами.
А насчет совсременной православной архитектуры, я думаю, что ближайшие 50-100 лет никакого стекла и бетона в массовом порядке не будет точно, и слава Богу! Если будет бережный подход к Наследию, к Детали, возможно развитие некоей "неоЩусевщины" ( в самом положительном смысле), возможно- шаг вправо, к Покровскому, Маяту, возможно- шаг влево к Аплаксину или Вашкову, думаю шире разброс и не нужен...Конечно, Щусева вряд ли превзойти, но я его люблю и мне лично кажется это направление правильным и наиболее вероятным.
А про "римейк" храма Покрова на Нерли: у Вас это слово в негативе получается, а я думаю, что и упомянутая Покровская церковь тоже возможно была в свое время "римейком"...
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Современная православная архитектура

Сообщение Сергей Заграевский »

Vitale писал(а): Cпасибо, Сергей! У Вас опять обтекаемые искусствоведческие фразы... А про "культ удобства" вообще нонсенс :D . Тот же ДМ, по рассказам сына и внучки Мельникова, зимой холодный, летом душный...ради инсоляции что-ли все затеяно? Знаменитый дом Гинзбурга(там я был)- просто собачья конура с коммунальной столовой, прачешной, баней... Это несерьезно. Расскажите про "практицизм" конструктивизма, где там просто УДОБНО?
Насчет "огромного многообразия современной архитектуры", к сожалению, все равно было бы и без советских конструктивистов: ибо это уже давно не форма, а только технологический цикл ( сначала все из фигни сделают, а потом несколько шансиков на фасад ляпнут) или смятый пакет от МкДональдса в масштабе 500:1. Во всяком случае, лично я, как обыватель, вместе с 90% человечества, точно проживу без Хадидов и Фостеров, наслаждаясь более интересными вещами.
А насчет совсременной православной архитектуры, я думаю, что ближайшие 50-100 лет никакого стекла и бетона в массовом порядке не будет точно, и слава Богу! Если будет бережный подход к Наследию, к Детали, возможно развитие некоей "неоЩусевщины" ( в самом положительном смысле), возможно- шаг вправо, к Покровскому, Маяту, возможно- шаг влево к Аплаксину или Вашкову, думаю шире разброс и не нужен...Конечно, Щусева вряд ли превзойти, но я его люблю и мне лично кажется это направление правильным и наиболее вероятным.
А про "римейк" храма Покрова на Нерли: у Вас это слово в негативе получается, а я думаю, что и упомянутая Покровская церковь тоже возможно была в свое время "римейком"...
По порядку.
1) Понятия удобства во времена конструктивизма сильно отличались от современных. Это была архитектура для несравненно более широких масс, чем раньше, но еще не на современном уровне, отсюда и некая середина: от комфорта лачуги ушли, к комфорту дворца (да хотя бы современных квартир) не пришли. Поэтому ДМ и не стал новорусским особняком ;)
2) Без современной архитектуры я не проживу, т.к. понимаю, что архитектура ни на секунду не должна застывать.
3) Я тоже очень люблю Щусева. Только не забывайте, что он построил такой шедевр позднего конструктивизма, как Наркомзем-Минсельхоз.
4) Напрямую следовать стилю церковной архитектуры Щусева, Покровского, Маята я тоже не советовал бы современным зодчим, т.к. сейчас другое время, и что - делать стилизацию стилизации? Уж лучше тогда обратиться к истокам, тиражировать церковь Покрова на Нерли (Великую Успенскую церковь в Киеве и т.п.) и не напрягаться вообще :D
5) У церкви Покрова, разумеется, тоже есть свои истоки (на тему истоков, как Вы помните, у меня было целое исследование - http://zagraevsky.com/classification.htm), но римейком она не была, просто архитектура в то время развивалась в несравненно более узких "стилевых коридорах", чем теперь.
5) Я, наверное, неточно сформулировал вопрос. Я имел в виду образец не в прошлом, а в современности. О каком церковном здании, построенном в течение пары последних десятилетий, Вы можете сказать: это по-настоящему хорошо?
Напоминаю, это вопрос ко всем форумчанам.
Аватара пользователя
uchazdneg
Модератор
Сообщения: 2864
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 00:38
Откуда: N-37-II
Контактная информация:

Re: Современная православная архитектура

Сообщение uchazdneg »

Сергей Заграевский писал(а):О каком церковном здании, построенном в течение пары последних десятилетий, Вы можете сказать: это по-настоящему хорошо?
Не буду оригинален, мне нравится бетонная церковь в Повенце http://sobory.ru/article/?object=06603 . То, что строит Анисимов, мне тоже в основном нравится. И проекты из статьи в заглавном сообщении по большей части тоже.
Аватара пользователя
Павел @sobory.ru
Модератор
Сообщения: 4782
Зарегистрирован: 04 апр 2004, 22:00
Контактная информация:

Re: Современная православная архитектура

Сообщение Павел @sobory.ru »

Мне тоже проекты в статье представляются как минимум уместными, достойными экспериментами. Может, чуть более смелыми, чем следовало бы для такой консервативной темы. Если не будет этих экспериментов, если не будет дискуссии и поиска, то наш период 1980-2020х не оставит в учебниках по архитектуре никакого наследия, кроме варварских реставраций и копий Покрова на Нерли.
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Современная православная архитектура

Сообщение Сергей Заграевский »

uchazdneg писал(а): Не буду оригинален, мне нравится бетонная церковь в Повенце http://sobory.ru/article/?object=06603 .
Уж очень явно в этом бетоне просматривается шатровая деревянная церковь в Уне (ее изображение я приводил здесь: http://www.zagraevsky.com/sloboda_book5.htm).
Аватара пользователя
uchazdneg
Модератор
Сообщения: 2864
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 00:38
Откуда: N-37-II
Контактная информация:

Re: Современная православная архитектура

Сообщение uchazdneg »

Сергей Заграевский писал(а):
uchazdneg писал(а): Не буду оригинален, мне нравится бетонная церковь в Повенце http://sobory.ru/article/?object=06603 .
Уж очень явно в этом бетоне просматривается шатровая деревянная церковь в Уне (ее изображение я приводил здесь: http://www.zagraevsky.com/sloboda_book5.htm).
Я аналогий не вижу. Вообще никаких. В Уне главки на крещатой бочке по сторонам света + шатер, в Повенце малые шатры по углам. Пятишатровая церковь есть только в Неноксе, но там каждый шатер на своем основании. А в Кимже шатры на крещатой бочке, но тоже по сторонам света. Малые шатры по углам помимо Повенца я видел только в Устье-Печенгском http://sobory.ru/photo/?photo=153655 .
Ну а крыльцо на два схода это вообще много где. Вот звонницы на столбах единственный известный пример только в Сакулинской http://www.pravoslavie.ru/gallery/image90_16817.htm , хотя в Повенце вряд ли стремились что-то цитировать, просто стилизация под лагерную вышку.
Vitale
Сообщения: 450
Зарегистрирован: 10 май 2007, 20:12
Откуда: Москва

Re: Современная православная архитектура

Сообщение Vitale »

Сергей Заграевский писал(а):
uchazdneg писал(а): Не буду оригинален, мне нравится бетонная церковь в Повенце http://sobory.ru/article/?object=06603 .
Уж очень явно в этом бетоне просматривается шатровая деревянная церковь в Уне (ее изображение я приводил здесь: http://www.zagraevsky.com/sloboda_book5.htm).
Ясное дело, что во всех храмах следующих традициям, будет что-то цитироваться, или будет что-то "просматриваться"...
Кстати, говоря о "щусевском" стиле и неорусской архитектуре начала 20в., я вовсе не имел ввиду подражаний стилю церковной архитектуры Щусева, Покровского и etc... Пожалуй прямые заимствования только у Анисимова и встречаются. Я говорил о новом, вдумчивом изучении Наследия, изучении деталей и образов допетровской архитектуры...и создания на этой основе НОВОГО НЕОРУССКОГО стиля. По моему Макаров и Земляков, с которых началось обсуждение темы, тоже постоянно пытаются связать свои опыты то,- с балканскими памятниками, то, - с мотивами новгородской архитектуры периода расцвета.
Так что ни о какой "стилизации стилизации" и подражании какому-нибудь Маяту, практически не строившему, самостоятельно, храмов, речи вообще нет.
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Современная православная архитектура

Сообщение Сергей Заграевский »

Переубеждать никого не собираюсь, просто выскажу собственные соображения.
Я считаю, что отгораживаться от мирового архитектурного мэйнстрима "особым путем России", "нео-неорусским стилем" и т.п. неверно. Это ни к чему не приведет, кроме бесконечного стилизаторства. Надо принимать все лучшее, что делает Запад, переосмысливать и воспроизводить у нас. Так, как это делалось при Юрии Долгоруком, Андрее Боголюбском, Иване III, Петре I и Екатерине II. И самим надо дерзать, выдумывать, спорить, обсуждать, а не тиражировать.
Только тогда западная (да и мировая) архитектура органично включится в русские традиции, усилит их и оживит. Подавить она их не сможет, никуда они не денутся, они очень сильны. Даже при Петре подавить их не удалось, и даже Трезини строил на Руси в целом русские, а не западные храмы.
И только тогда в России вновь появится уникальная церковная архитектура, которая во всем мире будет восприниматься именно как произведения искусства, а не как провинциальные русские сувениры на уровне арбатских матрешек с лицом Ельцина и шапок-ушанок, увешанных значками.
А бесконечно воспроизводить древнерусские шедевры с некоторыми отклонениями на уровне детских загадок "найдите в рисунках 7 различий" - путь в никуда. Эти шедевры уже один раз построили, и один раз под них стилизовали в кон. 19 - нач. 20 в. Хватит.
Vitale
Сообщения: 450
Зарегистрирован: 10 май 2007, 20:12
Откуда: Москва

Re: Современная православная архитектура

Сообщение Vitale »

Сергей Заграевский писал(а):Переубеждать никого не собираюсь, просто выскажу собственные соображения.
Я считаю, что отгораживаться от мирового архитектурного мэйнстрима "особым путем России", "нео-неорусским стилем" и т.п. неверно. Это ни к чему не приведет, кроме бесконечного стилизаторства. Надо принимать все лучшее, что делает Запад, переосмысливать и воспроизводить у нас. Так, как это делалось при Юрии Долгоруком, Андрее Боголюбском, Иване III, Петре I и Екатерине II. И самим надо дерзать, выдумывать, спорить, обсуждать, а не тиражировать.
Только тогда западная (да и мировая) архитектура органично включится в русские традиции, усилит их и оживит. Подавить она их не сможет, никуда они не денутся, они очень сильны. Даже при Петре подавить их не удалось, и даже Трезини строил на Руси в целом русские, а не западные храмы.
И только тогда в России вновь появится уникальная церковная архитектура, которая во всем мире будет восприниматься именно как произведения искусства, а не как провинциальные русские сувениры на уровне арбатских матрешек с лицом Ельцина и шапок-ушанок, увешанных значками.
А бесконечно воспроизводить древнерусские шедевры с некоторыми отклонениями на уровне детских загадок "найдите в рисунках 7 различий" - путь в никуда. Эти шедевры уже один раз построили, и один раз под них стилизовали в кон. 19 - нач. 20 в. Хватит.
Да, все совсем просто! :D Только вот закавыка, которая почище размышлений о церковной архитектуре: что такое "мировой архитектурный мейнстрим" и что такое западная (мировая) архитектура? Может у Вас есть какие-то примеры? Кто его (мейнстрим) назначает? И чем этот "мейнстрим" отличается от архитектуры 50-100-летней давности? Кстати, неоклассические архитектурные школы существуют и в Европе, и еще больше в Америке. Существуют стилизации колониального стиля, неогрек, ренессанс и вообще чего захочется... Я так понимаю, что Вы это не считаете "мейнстримом"? А они не стесняются своей "провинциальности" и правильно делают.
Вот все, что отдаленно напоминает "конструктивизьм"- это вероятно оно... Сергей, я Вас тоже не пытаюсь переубедить, но, согласиться с Вашим мнением не могу. Вот, вероятно, один из примеров "мейнстрима"- http://beliaeva-t.livejournal.com/15708.html (по ссылке смотрите до конца поста)
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Современная православная архитектура

Сообщение Сергей Заграевский »

Vitale писал(а): Да, все совсем просто! :D Только вот закавыка, которая почище размышлений о церковной архитектуре: что такое "мировой архитектурный мейнстрим" и что такое западная (мировая) архитектура? Может у Вас есть какие-то примеры? Кто его (мейнстрим) назначает? И чем этот "мейнстрим" отличается от архитектуры 50-100-летней давности? Кстати, неоклассические архитектурные школы существуют и в Европе, и еще больше в Америке. Существуют стилизации колониального стиля, неогрек, ренессанс и вообще чего захочется... Я так понимаю, что Вы это не считаете "мейнстримом"? А они не стесняются своей "провинциальности" и правильно делают.
Да, все это существует, находится друг с другом в конкуренции, порождает общественные дискуссии, взаимные обвинения в "провинциальности", "космополитизме" и прочих грехах... И в этих спорах рождается тот самый "мэйнстрим". Где он - я вам сейчас не хочу и не могу сказать, об этом тоже надо думать, спорить, толковать... Но в любом случае можно провести параллель в экономике - с рынком, который сам все регулирует. А когда "командно-административно" принят только один стиль (нео-нео-русский или любой другой), то и спорить вроде как и не о чем. И становится скучно.
Vitale писал(а): Вот все, что отдаленно напоминает "конструктивизьм"- это вероятно оно... Сергей, я Вас тоже не пытаюсь переубедить, но, согласиться с Вашим мнением не могу.
А не напоминает Вам этот самый "изьм" архитектоническая система древнерусских храмов с закомарами, внешними и внутренними лопатками, апсидами, подпружными арками? И система готических соборов с нервюрами, аркбутанами и контрфорсами? Мне напоминает. Это еще одна причина, за что его люблю.
Vitale писал(а): Вот, вероятно, один из примеров "мейнстрима"- http://beliaeva-t.livejournal.com/15708.html (по ссылке смотрите до конца поста)
Там вокруг этого здания огромное разнообразие архитектуры, есть простор для творчества и для споров. И есть возможность не оценивать априорно на уровне "нравится-не нравится" (т.е. исходя из "вкусовщины"), а говорить серьезно, прослеживать генезис, влияния и т.п.

Опять скажу общие слова, хотя Вы их и не любите ;) : однообразие архитектуру губит, разнообразие животворит.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2035
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Современная православная архитектура

Сообщение Людмила Клешнина »

Лозунг конструктивизма "Незнание - залог успеха" по-прежнему популярен у новичков в архитектуре. И Марио Ботта в этом не исключение. Новых идей здесь вообще нет, формальные перепевы модернизма.
Идея храма (любой конфессии, не только христианской) - выражение вероучения (мировоззрения). Эти "малыши" не знакомы с христианским вероучением, выражают только свое ущербное представление о реальности. Так что, это не храмы вообще, потому и неприемлет их душа. И давайте называть вещи своими именами.
Vitale
Сообщения: 450
Зарегистрирован: 10 май 2007, 20:12
Откуда: Москва

Re: Современная православная архитектура

Сообщение Vitale »

Сергей Заграевский писал(а):
Vitale писал(а): Да, все совсем просто! :D Только вот закавыка, которая почище размышлений о церковной архитектуре: что такое "мировой архитектурный мейнстрим" и что такое западная (мировая) архитектура? Может у Вас есть какие-то примеры? Кто его (мейнстрим) назначает? И чем этот "мейнстрим" отличается от архитектуры 50-100-летней давности? Кстати, неоклассические архитектурные школы существуют и в Европе, и еще больше в Америке. Существуют стилизации колониального стиля, неогрек, ренессанс и вообще чего захочется... Я так понимаю, что Вы это не считаете "мейнстримом"? А они не стесняются своей "провинциальности" и правильно делают.
Да, все это существует, находится друг с другом в конкуренции, порождает общественные дискуссии, взаимные обвинения в "провинциальности", "космополитизме" и прочих грехах... И в этих спорах рождается тот самый "мэйнстрим". Где он - я вам сейчас не хочу и не могу сказать, об этом тоже надо думать, спорить, толковать... Но в любом случае можно провести параллель в экономике - с рынком, который сам все регулирует. А когда "командно-административно" принят только один стиль (нео-нео-русский или любой другой), то и спорить вроде как и не о чем. И становится скучно.
Vitale писал(а): Вот все, что отдаленно напоминает "конструктивизьм"- это вероятно оно... Сергей, я Вас тоже не пытаюсь переубедить, но, согласиться с Вашим мнением не могу.
А не напоминает Вам этот самый "изьм" архитектоническая система древнерусских храмов с закомарами, внешними и внутренними лопатками, апсидами, подпружными арками? И система готических соборов с нервюрами, аркбутанами и контрфорсами? Мне напоминает. Это еще одна причина, за что его люблю.
Vitale писал(а): Вот, вероятно, один из примеров "мейнстрима"- http://beliaeva-t.livejournal.com/15708.html (по ссылке смотрите до конца поста)
Там вокруг этого здания огромное разнообразие архитектуры, есть простор для творчества и для споров. И есть возможность не оценивать априорно на уровне "нравится-не нравится" (т.е. исходя из "вкусовщины"), а говорить серьезно, прослеживать генезис, влияния и т.п.

Опять скажу общие слова, хотя Вы их и не любите ;) : однообразие архитектуру губит, разнообразие животворит.
Уважаемый Сергей! Разговор о современной культуре-архитектуре возможен долгий... Могу сказать только,что, наверное, 95% так это и воспринимает (на уровне "нравится-не нравится"...) и никакой генезис, влияния и прочие "сурьезные" разговоры, с раздуванием щек и без оных, ничего не изменят, если на уровне "вкусовщины" просто с души воротит...
Искусство и Архитектура все-таки развиваются по своим, автономным законам...если хотите, по законам свободного и бессмертного человеческого Духа, и всякие аналогии и сближения с законами рынка, суть случайные и мимопроходящие... Мне даже странно от Вас такое слышать.
И еще, насчет рынка, который якобы все регулирует: Ваши сведения о нем уже устарели, новые (и не очень) экономические теории и модели, не подтверждают этих сверхспособностей... Да Вы ведь сами за "животворящее разнообразие"? Оно во всем.
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Современная православная архитектура

Сообщение Сергей Заграевский »

Vitale писал(а):Искусство и Архитектура все-таки развиваются по своим, автономным законам...если хотите, по законам свободного и бессмертного человеческого Духа, и всякие аналогии и сближения с законами рынка, суть случайные и мимопроходящие... Мне даже странно от Вас такое слышать.
И еще, насчет рынка, который якобы все регулирует: Ваши сведения о нем уже устарели, новые (и не очень) экономические теории и модели, не подтверждают этих сверхспособностей... Да Вы ведь сами за "животворящее разнообразие"? Оно во всем.
Поясню: я лишь проводил параллели с рынком в экономике, и не говорил, что являюсь сторонником рыночных отношений в искусстве и архитектуре. Эта параллель выражает следующее: если искусству и архитектуре навязывается идеология вместо того, чтобы давать им свободно развиваться, это аналогично внедрению в экономику командно-административной системы вместо рынка.

А если Вы меня спросите, что хуже для архитектуры - стихийный рынок, потакающий неразвитому вкусу заказчика, или идеология, скажу, как некогда якобы сказал Сталин по поводу правого и левого уклонов: оба хуже :D Прошу не обвинять в сталинизме :D
Аватара пользователя
Юрий Булкин
Модератор
Сообщения: 2173
Зарегистрирован: 13 дек 2005, 21:33
Откуда: Московская область
Контактная информация:

Re: Современная православная архитектура

Сообщение Юрий Булкин »

Так как я вхожу,не побоюсь этого слова, :D в число
что, наверное, 95% так это и воспринимает (на уровне "нравится-не нравится"...)
этих процентов,хотелось бы поинтересоваться,чем в настоящий период
... западная (да и мировая) архитектура органично включится в русские традиции, усилит их и оживит.
?
Ответить