Статья Сергея Попова "Первые русские храмы"

История строений, архитектурные особенности и все, что с этим связано.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2035
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Статья Сергея Попова "Первые русские храмы"

Сообщение Людмила Клешнина »

Василий, а у меня есть сомнения. Интересно, кто назвал эти элементы драконами ? Вот здесь можно посмотреть крупно : http://www.comgun.ru/building/782-norve ... kirxi.html
На драконов совсем не похоже. Абстрактные сторожевые звери в рамках звериного стиля, характерного для романики. Мне видятся здесь не драконы, а обереги, которые по обычаю помещались на носу корабля. А идея-то здесь чисто христианская - корабль Спасения, которая как образ была очень близка викингам-мореходам. Вот они и украсили храм так же, как и свои корабли. Кстати, все ставкирхи - каркасные по конструкции, так строили именно корабли. Поэтому и корабль Спасения построен по подобию корабля морского.
Очень красивая идея, принципиально новая и отличная от язычества.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2035
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Статья Сергея Попова "Первые русские храмы"

Сообщение Людмила Клешнина »

А здесь еще одна церковь, очень похожая по идее - как образ Вселенской Церкви, на русские деревянные храмы (даже намек на многоглавие). Совсем другое конструктивное решение (в норвежских традициях), отличие в деталях, но идея - одинаковая.
Фото : yandex.ru
Хеддал.jpg
Хеддал.jpg (138.08 КБ) 10778 просмотров
Аватара пользователя
Василий Шелёмин
Модератор
Сообщения: 4623
Зарегистрирован: 30 июл 2004, 15:53
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Статья Сергея Попова "Первые русские храмы"

Сообщение Василий Шелёмин »

А мне Хеддал смутно Закарпатье напомнил:-). Дивное сооружение!
Людмила Клешнина
Сообщения: 2035
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Статья Сергея Попова "Первые русские храмы"

Сообщение Людмила Клешнина »

Василий, конечно, и закарпатские храмы являют те же идеи.

На крышах норвежских храмов можно усмотреть изображения змей (а не драконов !), но и это не языческий, а христианский символ.
" ....и как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин.3:14-15)
Одно из толкований этого текста здесь : http://lib.eparhia-saratov.ru/books/11l ... n6/82.html
Как символ, связанный с Христом, такое изображение уместно на завершении храма.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2035
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Статья Сергея Попова "Первые русские храмы"

Сообщение Людмила Клешнина »

Можно добавить от себя : множество змей на кровле норвежского храма аналогично многоглавию русских соборов.
м. Елисавета

Re: Статья Сергея Попова "Первые русские храмы"

Сообщение м. Елисавета »

Благодарю,
очень хорошая статья, благодаря этой статье захотелось углубить познания и обратиться к учебникам.
В качестве ликбеза и для тех, кто впервые открывает для себя эту тему - очень нужный материал.
Еще раз благодарю. Помощи Божией Вам!
Александр Фёдоров

Re: Статья Сергея Попова "Первые русские храмы"

Сообщение Александр Фёдоров »

Здравствуйте, Сергей.
Всё бы хорошо, если бы не поразительное сходство русских архитектурных форм с индийскими. Поэтому наша архитектура возникла до разделения арийской общности на индо-арьев и славян. Т.е. ей не менее 4000 лет. Об этом см.: Рачинский А.В., Фёдоров А.Е. Сходные черты в русской и индийской традиционных архитектурах. Часть 1 // «Пространство и время», 2012, № 2 (8), с. 180 – 192. (есть в интернете),
Рачинский А.В, Фёдоров А.Е. О связи русской архитектуры с индийской // Система Планета Земля. 200 лет со дня рождения И.И.Срезневского и 100 лет со дня выхода его словаря Древнерусского языка. Монография, М. ЛЕНАРД, 2012, с. 561 – 604.
Перечислю некоторые особенности: Только в русской и арийской архитектуре встречаются бочки, крещатые бочки; кубовастые покрытия; «горы кокошников»; храмы c кувшинчиками; храмы с зонтиками-главками; золотые купола; надвратные храмы. Широко распространены шатровые храмы, многоглавые храмы, маковки-луковицы, коруны, стамики и др. архитектурные формы. Ничего этого нет в Византии.
С уважением, А.Фёдоров (автор книги "Симметрия и искажения в русской традиционной архитектуре" (2013).
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Статья Сергея Попова "Первые русские храмы"

Сообщение Сергей Заграевский »

Уважаемый Александр! Если у Вас есть статья в электронном виде, может быть, выложите ее здесь или пришлете в библиотеку "РусАрх"? А то не могу вспомнить, где в Индии 4000 лет назад встречались многочисленные перечисленные Вами архитектурные элементы. Да и 1000 лет назад вспомнить не могу. Вы уверены, например, что в Индии в те времена золотили купола? И в русском зодчестве тоже не припоминаю "храмов с кувшинчиками", что Вы имеете в виду? Да и в целом - элементы элементами, а облик храмов все-таки совсем другой.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2035
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Статья Сергея Попова "Первые русские храмы"

Сообщение Людмила Клешнина »

Уважаемый Александр, у меня есть Ваша книга "Симметрия в русской традиционной архитектуре", 1997. Очень интересно, познавательно, глубоко. Спасибо, постоянно пользуюсь в работе приемами, которые вы так точно смогли выявить в нашей замечательной архитектуре. Очень интересно было бы познакомиться с Вашей новой книгой.

Глубинная общность (не поверхностное украшательство !) архитектурных форм индийской и русской архитектуры (Дмитриевский собор, Покрова на Нерли и др.) несомненно есть. Когда я была в Индии, меня постоянно преследовали эти интуитивные впечатления. Интересно было бы познакомиться с анализом этой общности.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2035
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Статья Сергея Попова "Первые русские храмы"

Сообщение Людмила Клешнина »

Уважаемый Александр Евгеньевич !
С интересом прочитала Вашу статью "Сходные черты в русской и индийской традиционных архитектурах", наблюдения интересные. Но по выводам в конце статьи никак с Вами согласиться невозможно.
Выявленные Вами сходные черты относятся к сфере архитектурного языка, а не к архитектуре как таковой. Одну и ту же идею можно выразить на языках разных народов, и архитектурный язык тут не исключение. Но идеи-то бывают разные. Архитектуру мы понимаем как искусство организации гармоничных пространств, но пространственные решения в Вашей статье не рассматриваются, а именно в этом и есть принципиальные различия индийской и русской архитектуры.
В индийском храме нет окон, световые пространства храмового интерьера индийского и православного принципиально разные, выражают идеи разных культов. Поэтому русская архитектура возникла, несомнено, с принятием христианства, но использовала генетически понятный язык архитектурных форм.
ВК1
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 04 ноя 2016, 09:17

Re: Статья Сергея Попова "Первые русские храмы"

Сообщение ВК1 »

Можете уточнить, где располагается вима? Сейчас текст такой: «Дополнительное пространство между апсидами и наосом называется вима.» Но на чертеже вима является частью наоса. Ранее формулировка была: «Дополнительное пространство между апсидами и подкупольным пространством». Из которой понятно, что вима – это часть наоса, расположенная между колоннами и апсидой. Но тогда возникает вопрос ещё по одной фразе: «в основном это характерно для больших храмов». Нет. Ведь «Внутри наоса размещалось четыре свободно стоящих колонны», следовательно, во всех таких храмах есть это пространство.
Ещё. Понятно Ваше желание узнать мнение простых, не искушённых в архитектурном искусстве посетителей сайта. Вы для них, в первую очередь, и пишете статью. Но, может, это к лучшему. Форум не засорён. Вы укажите личную почту, думаю, будут писать. А если пришлют толковые мысли, Вы всегда можете их в форуме напечатать, согласовав с автором.
Я, например, написал бы это всё Вам лично, без форма. И, самое главное! Спасибо! Хорошая статья!
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Статья Сергея Попова "Первые русские храмы"

Сообщение Сергей Попов »

Собственно вима, это дополнительное пространство между центральной подкупольной частью и алтарем. Её можно считать отдельной частью храма, но реально она составляет единое пространство наоса. Наос с востока ограничен алтарем, а с запада притвором (нартексом). На границе наоса и алтаря установлена алтарная преграда, в русских храмах это иконостас.
Вима.jpg
Написать мне можно отправив личное сообщение через мой профиль...
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ СЕРГЕЙ ПОПОВ
Личное сообщение: Отправить личное сообщение
александр
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 09 дек 2021, 20:55

Re: Статья Сергея Попова "Первые русские храмы"

Сообщение александр »

крестово- купольная классификация - 50-е годы 20в.(((
Православные храмы делятся на Купольные и Без купольные
Купольные делятся на столпные и без столпные.
Столпные автоматически становятся крестово-купольными
Ответить