Словарь ресурса

Ваши дополнения к статьям, исправления неточностей или ошибок в каталоге.
Олег Щёлоков
Модератор
Сообщения: 7819
Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
Откуда: г.Владимир
Контактная информация:

Re: Словарь ресурса

Сообщение Олег Щёлоков »

немного смущает "в", сразу представляю лицо и лексикон плотника :cry: , который вынужден это выслушивать от господ проектировщиков :)
сказали бы сразу, "ласточкиным хвостом", засунь-ка его.. или вытащи, бревно-то сверху кладут, в том весь и смысл неразъемного соединения

взакрой у кровельщиков, вот где сладко и понятно :)

впрочем всё это несущественно, словарь ожил и это замечательно
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Словарь ресурса

Сообщение Сергей Попов »

Олег, ну не все слова которые употребляют плотники, да и господа архитекторы, стоит заносить в словарь :D

Можно конечно написать пособие "Как простыми словами объяснить плотнику, каменщику, кровельщику и т.д. что надо сделать" и обратное "Как понять, что вам хочет сказать плотник, каменщик, кровельщик и т.д." :D

Лично мне очень понравилось, когда на вопрос мрачного работяги "И как это сделать?" субтильная барышня-дизайнер ответила "Как-нибудь". В результате всё было сделано к обоюдному удовольствию :D
Аватара пользователя
Павел @sobory.ru
Модератор
Сообщения: 4792
Зарегистрирован: 04 апр 2004, 22:00
Контактная информация:

Re: Словарь ресурса

Сообщение Павел @sobory.ru »

Добавил все, кроме повторов и термина "в лас". Не очень понятно как его применять, какой контекст нужен.
Повторы: Гульбище, Курица, Небо, Подбой, Полица, Причелина.
Олег Щёлоков
Модератор
Сообщения: 7819
Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
Откуда: г.Владимир
Контактная информация:

Re: Словарь ресурса

Сообщение Олег Щёлоков »

Дудка - вогнутый шатер, характерная особенность завершений каменных колоколен, получивших распространение в кон.XVII - нач. XVIII вв. исключительно в г.Суздале и его окрестностях; появление таких колоколен иногда связывают со строительной деятельностью митрополита Суздальского и Ростовского Илариона (1631-1707)
илл. http://sobory.ru/photo/?photo=137
http://sobory.ru/photo/?photo=4833
http://sobory.ru/photo/?photo=3903
Олег Щёлоков
Модератор
Сообщения: 7819
Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
Откуда: г.Владимир
Контактная информация:

Re: Словарь ресурса

Сообщение Олег Щёлоков »

Павел, просьба дополнить статью Дымник
Дымник
деревянная труба для выхода дыма в курной избе, обычно резная; в кузнечном и кровельном деле навершие любой дымовой трубы с целью защиты от попадания в трубу атмосферных осадков; для небольших Д. характерно тщательное и разнообразное художественное исполнение, в отопительных системах большой мощности с большими трубами дымники не применяются из-за ухудшения тяги, появления обильного конденсата на металлических поверхностях Д., громоздкости конструкций, малой долговечности, неэстетичных налетах сажи от дымовых газов

http://sobory.ru/photo/?photo=22983
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Словарь ресурса

Сообщение Сергей Попов »

Тёска "в лас" как вариант, хотя я бы оставил "лас" "в лас".
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Словарь ресурса

Сообщение Сергей Попов »

Хорошо бы поправить в Словаре
Водотёчник
нижнее водоприемное бревно, аналог водосборного желоба в Тесовых кровлях, см. то-же Протока
заменить на Поток, то же выкинуть
Протока
см. Водотёчник
заменить на Поток
Очелье
....деревянного дома, фронтон наличника окна, фронтон бочки и т. п.
Пропало первое слово Фронтон
Ещё в словарь
Висячая гирька декоративное украшение, обычно выполненное из резного камня, подвешенное на скрытом в кладке железном стрежне. Служит опорой для пары декоративных арочек, иногда объединённых общей большой аркой. Висячая гирька использовалась в декоре ворот, крылец, оконных проемов. http://sobory.ru/photo/?photo=7828

Закомара полукруглое завершение стены храма, закрывающее торец внутреннего свода (древнерусское название свода - комара) и повторяющее его форму. Кроме полукруглой, закомары могут быть килевидной и треугольной формы. http://sobory.ru/photo/?photo=51528

Добавил бы второе значение к уже существующим терминам:
Вальма треугольный скат кровли от конька до карниза торцевой стены здания. Если скат кровли не доходит до карниза, то он называется полувальма.
Самцовая крыша безгвоздевая конструкция крыши, в которой тес в размер ската укладывается на горизонтальные бревна (Слеги). Снизу кровельные тесины поддерживает выдолбленное бревно Поток, опирающееся на "курицы". В коньке кровельные тесины прижаты Охлупнем.
Аватара пользователя
Павел @sobory.ru
Модератор
Сообщения: 4792
Зарегистрирован: 04 апр 2004, 22:00
Контактная информация:

Re: Словарь ресурса

Сообщение Павел @sobory.ru »

Все поправил, Протоку вовсе удалил.
Олег Щёлоков
Модератор
Сообщения: 7819
Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
Откуда: г.Владимир
Контактная информация:

Re: Словарь ресурса

Сообщение Олег Щёлоков »

Подвязи - старинное название лесов, вспомогательных высотных приспособлений для ведения строительства; характерная особенность П. использование для соединения стержневых элементов в целях экономии дешевых верёвок, лыка и тому подобных естественных волокнистых материалов без использования гвоздей; П. опять же для экономии затрат одним концом (пальцем) опирались на кладку стен; отверстия от этих опор иногда видны на фасадах храмов, они либо не заделывались при разборке П., так как это может представлять некоторую сложность, либо опорное бревно отрубалось, а со временем остаток сгнивал с образованием пустоты, ниши в кладке; более мелкий передвижной инвентарь, подмости и козелки, широко используется и сегодня
Олег Щёлоков
Модератор
Сообщения: 7819
Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
Откуда: г.Владимир
Контактная информация:

Re: Словарь ресурса

Сообщение Олег Щёлоков »

Поребрик (Пила)
илл http://sobory.ru/photo/?photo=4364

Лемех керамический
илл http://sobory.ru/photo/?photo=14201
Аватара пользователя
Александр Богданов
Модератор
Сообщения: 5848
Зарегистрирован: 20 фев 2007, 08:33
Откуда: Ивановская область, г.Кинешма

Re: Словарь ресурса

Сообщение Александр Богданов »

ПА́ПЕРТЬ, паперти, жен. (от греч. parapetros). Церковное крыльцо, площадка перед входом в церковь.
С уважением, А. Богданов
Олег Щёлоков
Модератор
Сообщения: 7819
Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
Откуда: г.Владимир
Контактная информация:

Re: Словарь ресурса

Сообщение Олег Щёлоков »

Анастилоз - способ реставрации античных сооружений, при котором обломки и достаточно крупные хорошо сохранившиеся после разрушений фрагменты, разбросанные по окрестностям, собираются обратно в некое, обычно незаконченное здание, похожее на предыдущее; при А. не ставится задача искусственно дополнить недостающие части сооружения новоделами, но представить в деле все найденные подлинные детали; интересный, и, возможно, единственный своеобразный пример А. в русском зодчестве сборка в XV веке ранее рухнувшего Георгиевского собора (1234) в Юрьев-Польском, где использованы первоначальные квадры или декоративные блоки белого камня, которые местами "сошлись", местами нет
http://sobory.ru/photo/?photo=3703

Рундук - в архитектуре простейшая деревянная пристройка на входе для отряхивания обуви и хранения мелкого уборочного инвентаря, выносной тамбур; помещение под лестницей, в том числе наружной, в этом случае Р. используется и как опора для верхней площадки

Сигнация - в реставрационном деле разграничение подлинника и новодела, современных реставрационных дополнений, во избежание подозрений в фальсификации, недостоверности, нарушений Венецианской хартии, свода основополагающих реставрационных правил; С. выполняется и обозначается различными способами, но не должна доминировать, сильно выделяться и отличаться от подлинника явно чужеродным материалом, интенсивным цветом и тому подобное, иначе это вызывает раздражение и неприятие, воспринимается как грубая поделка, элемент низкой культуры производства работ

Скрытый ряд - характерная особенность кладки стен сооружений домонгольского периода; каждый второй ряд Плинфы по высоте вдвинут в глубь стены для лучшей перевязки, образовавшиеся горизонтальные борозды от С.р. на фасаде затирались известковым раствором, в котором наряду с песком использовался более крупный заполнитель в виде толчёной Плинфы
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Словарь ресурса

Сообщение Сергей Попов »

Что-то давно не добавляли :) Освежим тему

Заворина - разновидность засова, представляющая собой перекладину, как правило, деревянную. Завориной изнутри закладываются ворота.

Экседра (греч. exedra) - полукруглая глубокая ниша в здании или отдельное полукруглое полуоткрытое сооружение. Экседрой называлось также парадное помещение жилого дома.

Падуга - cферическая поверхность, расположенная над карнизом в помещении. Падуга создает переход от плоскости стены к поверхности потолка.

Майолика - керамические изделия с росписью по сырой непрозрачной оловянной глазури, соединяющейся при обжиге с красками. К майолике относят испанскую и итальянскую керамику XV—XVI веков.

Изразцы - архитектурные керамические изделия в виде плит из обожженной глины которые сзади имеют выступ коробчатой формы - румпу, для крепления изразца в кладке. Изразцы могут быть гладкими или рельефными, с лицевой поверхности покрытые глазурью (майоликовые) или неглазурованные (терракотовые); см. Муравленные изразцы

Муравленые изразцы - от названия глазури зеленого цвета, использовавшейся для их покрытия – муравы (свинцовая глазурь).

Сандрик - декоративная архитектурная деталь в виде небольшого карниза, расположенного над проемом окна или двери на фасадах зданий (реже в интерьерах). Сандрик иногда опирается на консоли и завершается фронтоном.

Овы (от лат. ovum - яйцо), то же что ионики - орнаментальный мотив в виде яйцеобразных выпуклостей, обрамленных валиками, на капителях и карнизах ионического и коринфского архитектурных ордеров.

Фахверк (нем. Fachwerk, от Fach - панель, секция и Werk - сооружение) - тип строительной конструкции при котором несущей основой здания служит каркас из прямых и наклонных деревянных брусьев. Они видны с наружной стороны дома и придают зданию характерный вид; пространство между балками заполняется глинобитным материалом, кирпичом, иногда деревом. Фахверк появляется в XV веке в Германии и становится очень популярным в Европе.

Пальметта - декоративный орнамент в виде стилизованных пальмовых листьев, соединенных в гирлянду. Орнамент пальметта был довольно популярен в Риме, позже — в искусстве классицизма.

Пандатив - скульптурное лепное украшение, расположенное (висящее) в вершине свода.

Лепнина - рельефные украшения (фигурные и орнаментальные) на фасадах и в интерьерах зданий, как правило, отлитые или отпрессованные из гипса, штукатурки, бетона или других материалов.

Вестверк (нем. westwerk) поперечная постройка в западной части храма (с 2-3 башнями, открытыми в неф галереями и капеллами на хорах), служившая целям придворного церемониала (первоначально появляется в каролингских и романских храмах Германии).

Фиал (от греч. phialh - чаша, бокал с широким дном) — в готической архитектуре декоративное венчание пинаклей, щипцов, контрфорсов в виде пирамиды, фигурного шпиля, крестоцвета и т.д. Иногда помещались по сторонам окон, порталов.

Тения - горизонтальная тяга в виде полочки, завершающая архитрав (см. дорический ордер).

Перемычка клинчатая - плоская перемычка арочного типа, выложенная из радиального или клинчатого кирпича. Работает по принципу арки. Часто применяется при строительстве печей и каминов

Пандус (от франц. pente douce - пологий склон) прямоугольная или криволинейная в плане наклонная площадка, служащая для въезда к парадному входу, расположенному над цоколем здания, или для подъема автомобилей в многоярусных гаражах; в отдельных случаях заменяет лестницы. В XX в. пандусы чаще всего устраиваются в общественных и промышленных зданиях, транспортных сооружениях, гаражах и т.д.

Октагон - восьмигранное сооружение. Октагон перекрывается восьмигранным же шатровым покрытием.

Маскарон (франц. mascaron, от итал. mascherone - большая маска) - декоративный рельеф в виде маски, изображающей (часто в гротескном или фантастическом облике) человеческое лицо или голову животного. Маскароны помещаются преимущественно на замках арок, оконных и дверных проемов, используются в качестве водометов (с отверстием для выпуска воды на месте рта), а также для украшения мебели.

Лещадь - тонкие каменные плиты, применяющиеся для верхнего настила пола. Каменные или мраморные плитки, бруски для покрытия и облицовки

Каннелюры (от франц. cannelure – желобок) - вертикальные желоба на стволе колонны или пилястры. Делаются либо вплотную одна к другой (дорический ордер), либо с небольшими промежутками (ионический ордер).

Интерколумний (лат. intercolumnium, от inter - между и columna - колонна, столб) - пролет между рядом стоящими колоннами в ордерной архитектуре. Величина интерколумния (постоянная для каждой данной колоннады) зависит от масштабов сооружения, характера и ордера колоннады, а также от размера и материала колонн и архитрава.

Раскреповка - небольшой выступ плоскости фасада, антаблемента, карниза (участок над колонной); применяется для членения или пластического обогащения фасада.

Сграффито или Граффито (от итал. graffiare - скоблить) - способ декоративной отделки фасадов, заключающийся в нанесении на поверхность стены нескольких (чаще двух) тонких разноцветных слоев штукатурки и последующем процарапывании металлическим инструментом высохшего верхнего слоя до нижнего фонового.

Граффити - изображения, рисунки или надписи, выцарапанные на стенах и других поверхностях.

Распалубка - дополнительные небольшие сводики, врезанные в основной свод, часто устраивался над проёмами при расположении верхней точки проёма выше пяты основного свода .

Барельеф (фр. bas-relief, букв. низкий рельеф) - вид рельефной скульптуры, в котором выпуклая часть изображения выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объёма; вид широко распространённого декора в произведениях архитектуры. Барельеф выполняются в различных материалах - мраморе, керамике, металле и др. Орнаментальные и тематические Барельефы широко использовались в архитектуре русского классицизма

Филёнка - выделенные тонкими профилированными рамками участки стены; щиток из тонких досок закрывающий просвет в каркасе полотна двери.

Флигель (от нем. Flugel, основное значение - крыло) - вспомогательная пристройка к жилому дому или отдельно стоящая второстепенная постройка, входящая в комплекс городской или сельской усадьбы, функционально и композиционно подчиненная ее главному сооружению.

Эхин (греч. ecinos, букв. - морской ёж) - часть капители дорической колонны в виде круглой в плане подушки с выпуклым криволинейным профилем. Эхин является переходом от ствола колонны к квадратному абаку.

Машикули (франц. machicoulis) - навесные бойницы, расположенные в верхних частях стен и башен средневековых укреплений. Утратив с развитием огнестрельного оружия оборонительное значение, машикули использовались как элемент архитектурного декора

Лопатка - плоский вертикальный выступ на поверхности стены здания, может быть конструктивным утолщением стены или иметь декоративное значение, являясь одним из средств членения фасадов; то же, что пилястра.

Кариатида (греч.) - скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в здании. Кариатиды были широко распространены в античной архитектуре и европейском зодчестве XVII-XIX вв.

Меандр (по имени очень извилистой реки Меандр в Малой Азии) - разновидность широко распространённого геометрического орнамента в виде ломаной под прямым углом линии

Люкарна (франц. lucarne, от лат. lucerna – светильник) - оконный проем в чердачной крыше или купольном покрытии, снаружи часто украшены наличниками, лепными обрамлениями и т.п.

Терракота (от итал. terra - земля, глина и cotta - обожжённая) - керамические неглазурованные изделия из цветной глины. Применяется в художественных, бытовых и строительных целях. Из терракоты изготавливается посуда, вазы, скульптура, игрушки, изразцы, облицовочные плитки и архитектурные детали. Терракота изготавливается из особых сортов глины, которая после обжига приобретает характерную фактуру (от грубозернистой до тонкой, со сплошной или частичной полировкой) и цвет (от чёрного и красно-коричневого до светлого кремового).

Люнет, люнетта (франц. lunette, букв. - лунка) - арочный проем в своде или стене, ограниченный снизу горизонтально. В сквозных люнетах помещаются окна, «глухие» люнеты часто украшаются росписью или скульптурой.

Дорический ордер - один из трех основных архитектурных ордеров. Колонна дорического ордера не имеет базы, ствол прорезан вертикальными желобками - каннелюрами; капитель состоит из круглой подушки - эхина и толстой квадратной плиты – абака.

Терраса (франц. terrasse, от лат. terra — земля) - приподнятая над землей открытая площадка с твердым покрытием, часто накрытая крышей; естественная или искусственно устроенная на склоне горизонтальная площадка для возведения зданий, прокладки дорожек и т. д.

Веранда - неотапливаемое помещение, застекленное с двух или трех сторон. В отличие от террасы, веранда всегда пристроена к дому.

Виньетка - небольшая лепная орнаментальная или сюжетная композиция на фасаде здания или стене (потолке) помещения

Фрамуга - верхняя застекленная часть оконного переплета. Иногда фрамуга устанавливается над створками дверей.

Мезонин (от итал. mezzanino) - надстройка над средней частью жилого дома, часто имеет балкон. В России мезонин получил широкое распространение в XIX в.

Фреска (от итал. fresco - свежий) - живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность "а секко" (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую пленку, делающую фреску долговечной.

Фриз (франц. frise) - в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом; в дорическом ордере расчленяется на триглифы и метопы, в ионическом и коринфском ордерах заполняется сплошной лентой рельефов или остается пустым; сплошная полоса декоративных, скульптурных, живописных и других изображений (часто орнаментального характера), окаймляющая верх стен, поверхность пола помещения, поле ковра и т.д.

Тетраконх (от греч. tetra - четыре и konch - раковина) - в раннехристианском зодчестве тип центрического храма с четырехлепестковым планом: к квадратному внутреннему подкупольному пространству примыкают четыре полуциркульные в плане помещения; тип храмов в псевдовизантийском стиле в период Эклектики.

Рельеф - скульптурное изображение на плоскости, может быть углубленным и выступающим (барельеф, горельеф); поверхность земельного участка (рельеф местности).

Фронтон (франц. fronton, от лат. frons, frontis - лоб, передняя часть стены) - треугольное завершение фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами по бокам и карнизом у основания. Декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий.

Тимпан - внутреннее поле фронтона, часто украшается скульптурой; углубленная часть стены (ниша) полуциркульного, треугольного или стрельчатого очертания над окном или дверью.

Гризаль (фр. grisaille от gris - серый) - вид декоративной живописи, выполненной оттенками одного цвета, обычно серого или коричневого, часто применялся в росписях интерьера (стены, потолки и др.) в стиле классицизма.

Роза - круглое окно в романских и готических постройках 12—15 вв. с каменным переплетом в виде радиальных лучей, исходящих из центрального круга, также называют аналогичный декоративный мотив, венчающий стрельчатые окна готических зданий

Метопа (греч. metwpon) - прямоугольные плиты, которые, чередуясь с триглифами, образуют фриз дорического ордера, иногда украшались рельефами, реже - живописью.

Триглиф (греч. tríglyphos, от tri - три и glуphō - режу) - прямоугольная плита с несколькими желобками. Чередуясь с плитами-метопами, триглифы образуют фриз в дорическом ордере. Размещаются по осям колонн и интерколумниев и на концах фриза на углах здания. Триглифы воспроизводят в камне торцы балок первоначального деревянного перекрытия.

Смальта (нем. Smalte или Schmalte от schmelzen — плавить) - цветное непрозрачное стекло, изготавливаемое путём выплавки стекла с солями и оксидами металлов, придающими стекловидной массе самую разнообразную окраску. Из маленьких кубиков Смальты делают мозаику.

Солея (от лат. solium - престол) - возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом в христианском храме. Кроме того сам алтарь находится на возвышении и таким образом солея является как бы продолжением алтаря наружу. Со стороны центральной части храма (наоса) солея обычно ограждена невысокой решёткой. Выдающаяся часть солеи перед Царскими вратами называется амвоном. На концах солеи располагаются клиросы.

Клинкер (нем. Klinker) - высокопрочный кирпич, получаемый из специальных глин обжигом до спекания.

Анфилада (франц. Enfilade, от enfiler – нанизывать на нитку) - ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создает сквозную перспективу интерьера

Арабески (фр. arabesque от ит. arabesco - арабский) - вид сложного орнамента, состоящего из геометрических фигур, стилизованных листьев, цветов и т.п., иногда включает арабские надписи; разнообразные фантастические и причудливые сочетания животных, фигур людей, архитектурных композиций.

Стереобат (греч. στερεοβατες) - в античной архитектуре цоколь храма или колоннады, стереобат обычно состоял из трех ступеней, верхняя из которых называется стилобатом.; искусственная площадка, поднимающая основание здания над уровнем городской площади.

Стилобат (греч. στυλοβάτης) - в античной архитектуре верхняя поверхность ступенчатого цоколя (стереобата) древнегреческого храма, на которой сооружалась колоннада; в современной архитектуре - верхняя часть цоколя здания, или общий цокольный этаж, объединяющий несколько зданий

Руст, рустовка, рустик (от лат. rusticus - простой, грубый) - рельефная кладка или облицовка стен камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью, руст создает впечатление мощи, массивности здания. При отделке фасада штукатуркой руст имитируется разбивкой стены на прямоугольники и полосы.

Трансепт (позднелат. transeptum, от лат. trans - за и septum - ограда) - в церковной архитектуре поперечный неф в базиликальных или крестообразных в плане зданиях. Возник в раннехристианских храмах, когда усложнение литургии потребовало увеличить пространство перед алтарем и апсидой. Переход от продольных нефов к трансепту оформлялся подпружными арками средокрестия.

Консоль (франц. console) - выступ в стене или заделанная одним концом в стену балка, поддерживающая карниз, балкон, фигуру, вазу и т.д.

Пилястра (итал. pilastro, от лат. pila - колонна, столб) - см. Лопатка

Тяга - штукатурный горизонтальный или вертикальный профилированный пояс, выступ, членящий стены зданий или обрамляющий панно и потолки

Пинакль (франц. pinacle ) - декоративные башенки, столбики на контрфорсах (реже на других архитектурных частях) позднероманских и готических церквей. Пинакли обычно завершаются фиалами и украшаются краббами.

Плафон (от франц. plafond - потолок) - любое (плоское, сводчатое или купольное) перекрытие помещения; украшающее перекрытие произведение живописи и скульптуры, сюжетное или орнаментальное.

Кронштейн (нем. Kragstein) - выступ в стене, обычно профилированный (например, со спиральными завитками), служит для поддержки карнизов, балконов, а иногда скульптуры

Кружала - деревянная конструкция, поддерживающая опалубку, по которой возводятся арки и своды.

Курватура (лат. curvatura – кривизна, округленность) - едва заметная кривизна прямолинейных частей здания, применяемая для устранения оптических искажений при восприятии здания в ракурсе и для усиления пластической выразительности архитектуры. Характерна главным образом для ордерной архитектуры.

Повалуша - в русской деревянной архитектуре башня в комплексе жилых хором

Сорока - деревянный брусок с утолщением в верхней части, связывающий охлупень и князевую слегу. Пропускался насквозь обеих брёвен и расклинивался снизу. При помощи сорок зажимали кровельный тёс на верху кровли; то же, что Стамик
Олег Щёлоков
Модератор
Сообщения: 7819
Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
Откуда: г.Владимир
Контактная информация:

Re: Словарь ресурса

Сообщение Олег Щёлоков »

Люкарня то-же что и Люкарна

Контрфорсы пилястры, сороки уже были
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Словарь ресурса

Сообщение Сергей Попов »

Контрфорсы, пилястры - есть, каюсь проглядел, а сороки отправлял, но в Словаре не нашёл :( Ещё Ризалит в словаре есть.
Про люкарну не понял и в словаре не нашёл.

Ризалит и контрфорс убрал
Аватара пользователя
Александр Богданов
Модератор
Сообщения: 5848
Зарегистрирован: 20 фев 2007, 08:33
Откуда: Ивановская область, г.Кинешма

Re: Словарь ресурса

Сообщение Александр Богданов »

Люкарна (франц. lucarne, от латинского lux - свет), оконный проём в чердачной крыше или купольном покрытии. Люкарны, также имеющие декоративное значение, снаружи обычно украшены наличниками, лепными обрамлениями и тому подобное.



Руст уже был....
С уважением, А. Богданов
Олег Щёлоков
Модератор
Сообщения: 7819
Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
Откуда: г.Владимир
Контактная информация:

Re: Словарь ресурса

Сообщение Олег Щёлоков »

Возможно у меня неправильный местный народный выговор, смягчающий последнюю гласную в слове "люкАрна", а для масквичей нормальнА :) Приношу извинения. Действительно словарь вещь полезная.

Пожалуй и ПДД надо почитать, а то ездишь десятилетиями, и всё каждый раз вспоминаешь, кто кому должен уступать на трехстороннем перекрестке. Вроде он прямо едет, .. а у меня он слева :)
Олег Щёлоков
Модератор
Сообщения: 7819
Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
Откуда: г.Владимир
Контактная информация:

Re: Словарь ресурса

Сообщение Олег Щёлоков »

"Кружала - деревянная конструкция, поддерживающая опалубку", силовой элемент, стропильные ноги кровель чаще округлой или другой изогнутой формы, см. так же Журавец, Журавцы; криволинейная форма достигается опиливанием/отесыванием наборных досок и последующим их сплачиванием в два слоя гвоздями или, в ответственных случаях, болтами в единую дугу
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Словарь ресурса

Сообщение Сергей Попов »

Наверное Журавцы и Кружала связывать неправильно, при внешней схожести это разные конструкции.
Олег Щёлоков
Модератор
Сообщения: 7819
Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
Откуда: г.Владимир
Контактная информация:

Re: Словарь ресурса

Сообщение Олег Щёлоков »

Это разные словарные статьи словаря, но если мы ставим задачей создать некую объемную поверхность, нам необходим некий набор базовых и близких друг другу инструментов. Более простая формой сфера, набирается из сегментов круга (кружала), к тому же она довольно часто имеет большие геометрические размеры и одной дощечкой не обойтись. Тем более ранее указана типовая область применения - быть времянкой, съемной опалубкой, поддержать кладку криволинейного свода во время строительства. Журавцы элемент более мелкой и более сложной пластики, например деревянных луковичных глав. Хотя распространены и металлические главы, в которых журавцы в виде гнутых полос длиной до 6 метров формируют сложный абрис наружных поверхностей. Но ни те ни другие не являются лицевыми элементами фасадов, их назначение строго утилитарно и скрыто от наблюдателя.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Словарь ресурса

Сообщение Сергей Попов »

Я всё-таки говорил об отсылке Кружала см. Журавцы, как я понимаю смысл подобных отсылок в разном наименовании одинаковых предметов, конструкций и т.д. или связь общее-часть. Сейчас идёт насыщение словаря терминами, возможно потом потребуются более развёрнутые статьи, как Ваше разъяснение по поводу Кружал, вот там наверное отсылка к типологически близким статьям будет уместна.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Словарь ресурса

Сообщение Сергей Попов »

Вот ещё немного :)

Крабб (от нем. Krabbe) - элемент готического архитектурного декора в виде изогнутых стилизованных листьев или цветов, плавно выходящих из основной детали.

Алтарная преграда - начиная с IV в. невысокий парапет между алтарем и наосом христианского храма, в русских православных храмах с XV в. преобразуется в Иконостас.

Балясник - ажурное ограждение лестниц, террас, гульбищ и балконов, состоящее из отдельных круглых или плоских балясин, поддерживающих поручень.

Балясина плоская - элемент балясника, вертикальная доска с контурной порезкой, напоминающей силуэт балясины.

Башня, столп – высокое вертикальное сооружение, первоначально имевшее фортификационное назначение, позже применялись в хоромах, башенных храмах и колокольнях; см. Вежа.

Башенный храм - церковь с высоким, чаще многогранным, храмовым столпом, типологически связана с башнями, обычно завершалась шатром.

Бильница - отдельно стоящая конструкция на которой подвешивалось Било.

Било (клепало) – деревянная, каменная или металлическая пластина, используемая в христианской традиции наряду с колоколом для созыва на богослужение. Била разделяются на "великие" - праздничные и "малые".

Божница (2-е значение существующего в словаре термина) - киот или полка для размещения икон.

Обыденная церковь (об один день) - деревянная церковь, построенная и освященная по обету за одни сутки, чаще всего для избавления от какого-либо бедствия, в строительстве участвовало все трудоспособное население

Капище - дохристианское культовое сооружение

Кафоликон - главный храм монастыря или епархии; то же что Собор; иногда ошибочно используется как название центральной части православного храма, см. Наос.

Наос - основное молитвенное помещение хрис¬тианского храма.

Келарская - кладовая для монастырских припасов, см Келарь.

Клирос – в русских православных храмах огражденное барьером возвышение, на котором находятся во время богослужения чтецы, певчие, а также священнослужители, не принимающие непосредственного участия в богослужении. Обычно устраивались два Клироса в левой (северной) и правой (южной) стороне Солеи.

Оклад – украшение, накладной покров иконы; бывает металлический – золотой и серебряный, украшенный эмалью, цветными стёклами и драгоценными камнями, или шитый - из жемчуга и бисера, см. Риза; в деревянном зодчестве основание сруба см. Окладной венец.

Риза – см. Оклад.

Ордер - художественно осмысленное сочетание частей стоечно-балочной конструкции - колонн и антаблемента, классическая ордерная система сложилась в период античности; в России с XVIII в. применялся в архитектуре барокко и классицизма.

Нищевник – то же, что Паперть

Полати - помост, настил; то же, что Хоры, часто на них размещали верхние Приделы; спальное место около печи в верхнем уровне русской избы.

Помочи (в деревянном зодчестве) - см. Выпуски

Пропуски (в деревянном зодчестве) - см. Выпуски

Проступь - верхняя горизонтальная поверхность лестничной ступени

Подступёнок – вертикальная часть ступени

Слухи - проемы в шатре над ярусом звона колокольни

Уши - петли для подвески колоколов

Яблоко – см. Подкрестный шар
Олег Щёлоков
Модератор
Сообщения: 7819
Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
Откуда: г.Владимир
Контактная информация:

Re: Словарь ресурса

Сообщение Олег Щёлоков »

хм, содержательный объем и количество статей дело хозяйское, наше дело не сквозь зубы выдавливать нечто умное, а предложить, развернуть, объяснить, поговорить, если народ хочет разобраться, что к чему

опять же по количеству, множество терминов и вовсе не относятся к церковной архитектуре - веранда, флигель и т.д., тем не менее без них невозможно полноценно окультуриться в архитектурных сферах :)
Олег Щёлоков
Модератор
Сообщения: 7819
Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
Откуда: г.Владимир
Контактная информация:

Re: Словарь ресурса

Сообщение Олег Щёлоков »

Я вот всё думаю насчет типологии сводов - без картинок никак не обойтись. Пока нет графики, пожалуй придется с ними притормозить. Тут вовсе даже не фото нужны, а небольшие вручную рисованные 3D.gif со схемами
Вложения
Короб4.gif
Короб4.gif (10.08 КБ) 9460 просмотров
Последний раз редактировалось Олег Щёлоков 13 мар 2011, 17:31, всего редактировалось 2 раза.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Словарь ресурса

Сообщение Сергей Попов »

Да и с врубками без картинок не разобраться. Набор статей, как мне кажется, должен иметь отношение к архитектуре в общем понимании и православию, в том числе к ритуалу и службе. Для этого хорошо бы привлечь Людмилу Клешнину, но пока коллектив наполнителей Словаря, мягко говоря, невелик :(

Объём статей действительно, дело хозяйское, но мне кажется, что сводить в одну статью несколько разных терминов, пусть объединённых между собой, для Словаря не совсем правильно. Хотя это зависит от точки зрения, а она бывает разная.
Ответить