Критерии отбора фотографий

Обсуждение сайта и форума. Книга жалоб и предложений.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Критерии отбора фотографий

Сообщение Сергей Попов »

Олег Щёлоков писал(а):Кстати, а кто на photo=39931 автор?
Вноситель Анатолий Терентьев делает ход конём и заявляет .. Фото Сергея Кулишенко.
Эдакий доброжелатель, которому понравилась широкоугольная оптика у Сергея Кулишенко и он решил типа распространить результат :)
Похоже вопрос заодно требует будирования темы "Опять воровство".
Насчёт воровства Олег, похоже Вы погорячились, автор Анатолий Терентьев честно пишет чья это фотография, хотя Вы однозначно против таких ситуаций. А насчёт оптики Вы абсолютно правы, http://sobory.ru/photo/index.html?photo=39382 того же вносителя-автора, с теми же проблемами. Я у этой церкви был позавчера, по такой фотографии точно бы не узнал. Бродил бы по окрестным лесам, искал :D
Олег Щёлоков
Модератор
Сообщения: 7819
Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
Откуда: г.Владимир
Контактная информация:

Re: Критерии отбора фотографий

Сообщение Олег Щёлоков »

Сергей Попов писал(а):Насчёт воровства Олег, похоже Вы погорячились, автор Анатолий Терентьев честно пишет чья это фотография
Если вор честно сообщает, что он, к примеру, украл телевизор по адресу ул. Покатная, д.10, кв. 12 у гражданина Непейцына, то это совершенно не умаляет потери хозяина, телевизор-то спёрли :) а ящик то дорогой, отлично показывал.
Если серьезно, то читаем раздел "О проекте"
Вы можете самостоятельно добавить на сайт свои фотографии и краткие историко-архитектурные описания православных сооружений. Большая просьба - не нарушать чужие авторские права при добавлении материалов. Это означает, что не надо загружать фотографии, сделанные не Вами и на публикацию которых у Вас нет прямого разрешения автора
Увы д..кам закон не писан (с) :cry:
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Критерии отбора фотографий

Сообщение Сергей Попов »

Олег Щёлоков писал(а): Это означает, что не надо загружать фотографии, сделанные не Вами и на публикацию которых у Вас нет прямого разрешения автора
Увы д..кам закон не писан (с) :cry:
А если у Анатолия Терентьева есть прямое разрешение автора Сергея Кулишенко? Или он должен предоставить его в письменном виде?
Я с Вами Олег в принципе согласен, но должна быть однозначность, не берём чужие, так не берём. А так получается, что некоторые из тех, что не берём, иногда всё таки берём, которые с прямым разрешением :D
Аватара пользователя
etienne
Модератор
Сообщения: 1671
Зарегистрирован: 11 янв 2006, 22:51
Откуда: Богородское

Re: Критерии отбора фотографий

Сообщение etienne »

http://sobory.ru/photo/index.html?photo=27278
К вопросу об искажениях :P
Олег Щёлоков
Модератор
Сообщения: 7819
Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
Откуда: г.Владимир
Контактная информация:

Re: Критерии отбора фотографий

Сообщение Олег Щёлоков »

"Прямое разрешение" очень похоже на некий фантом, от которого долгие годы я предлагал и предлагаю решительно отказываться.

Если у автора есть руки чтобы заснять, и желание поместить что-то в Каталог, то ничто не мешает ему это сделать. Всё остальное плод фантазий добросердечных мирян в стремлении типа помочь некоему архиважному делу.

Дело архиважное, но помогать надо чисто. Сто пятый раз вспомним про задачу "морально ли украсть машину досок для ремонта храма?", и ведь сто пятый раз понимаем, публикаторы чужих трудов не для себя стараются. Но может старания как-то направить в более полезное русло? Хочешь помочь храму, возьми веник и подмети, брось мятый полтинник в соборную кружку "на ремонт", но не засевай Интернет чужими снимками и статьями. Если настолько трясёт, просто невмоготу, то пожалуйста, на форуме есть тема "Про красивости и не только" viewtopic.php?f=12&t=10085 , куда можно поместить горячий линк на чужую работу и пообсуждать жгучие моменты.
Аватара пользователя
Юрий Булкин
Модератор
Сообщения: 2177
Зарегистрирован: 13 дек 2005, 21:33
Откуда: Московская область

Re: Критерии отбора фотографий

Сообщение Юрий Булкин »

etienne писал(а):К вопросу об искажениях
Эту фотографию "вытянуть" уже не удастся. Желание соавтора понятно - снять на обычный фотоаппарат полностью объект с ограниченной точки фотосъёмки. Здесь уж как получилось.
Юрий Булкин
Олег Щёлоков
Модератор
Сообщения: 7819
Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
Откуда: г.Владимир
Контактная информация:

Re: Критерии отбора фотографий

Сообщение Олег Щёлоков »

Точка фотосъемки ничем не ограничена, нет ни стен, ни паркинга, ни заборов, ничего.
Другое дело широкоугольный объектив антипод гуманизма; то что он вытворяет с портретируемыми и прочей натурой, не говоря об архитектуре, сдвигает набекрень и мировоззрение автора.
Автору уже некогда любить храмы, часовенки :cry:
Всё человеческое, тонкое, ранимое, ручной работы, пожирает бездонная черная дыра объектива. Рыбий глаз существует только для себя. А всё остальное ничтожный придаток его аппетитов. Собираясь на фотоохоту, однако подумайте, нужон ли реально вам такой змей на шее. Гад он, короче :) Единственное место, где он незаменим - интерьеры.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Критерии отбора фотографий

Сообщение Сергей Попов »

Олег Щёлоков писал(а):... широкоугольный объектив антипод гуманизма;
Олег, объектив-то ни в чем не виноват, зря Вы его ругаете. Без широкоугольника, что в городе, что в монастыре, иногда ничего нельзя сделать. А в другом случае, телевик очень надёжно избавляет от общения с охраной. :D "Рыбий глаз", согласен - вредная вещь.
Другое дело, что за удобство съёмки приходится расплачиваться временем на последующую обработку. А оно не всегда есть, как и желание соавторов этим заниматься.
Наверное есть уникальные объекты к которым любая фотография принимается "на ура", но можно пересмотреть весь каталог, такие фото только у объектов где и без них информации больше чем достаточно. Соавторы, присылающие подобные фотографии, обычно ею и ограничиваются. Поэтому, мне кажется, такой материал модераторы могут сразу отбраковывать.
Олег Щёлоков
Модератор
Сообщения: 7819
Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
Откуда: г.Владимир
Контактная информация:

Re: Критерии отбора фотографий

Сообщение Олег Щёлоков »

Ап
Аватара пользователя
Дмитрий Лоптев
Модератор
Сообщения: 932
Зарегистрирован: 01 дек 2014, 19:58
Откуда: г. Киров (Вятка)

Re: Критерии отбора фотографий

Сообщение Дмитрий Лоптев »

Сразу скажу. Выражаю своё личное мнение, не более.
В последнее время наблюдаю большое количество вертикально ориентированных фотографий, присылаемых в Каталог. Сам я редко снимаю так. Не нравится последующее восприятие. Человеческий глаз заточен на нормальные 4:3, вернее 16:9 и так далее. Почему то вертикальных телевизоров я ещё не видел....
Понимаю, что в эру смартфонов много фоткается и видохается вертикально, но всёж удобоваримее горизонт.
Лучше два шага отойти назвд и сфоткать нормально, а не вырезку какую.
Олег Щёлоков
Модератор
Сообщения: 7819
Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
Откуда: г.Владимир
Контактная информация:

Re: Критерии отбора фотографий

Сообщение Олег Щёлоков »

Дмитрий Лоптев писал(а): 25 май 2020, 20:58 В последнее время наблюдаю большое количество вертикально ориентированных фотографий, присылаемых в Каталог.
Портретная ориентация в фотосъемке архитектуры 100%-ый признак фотографического бескультурья, полного незнания основ композиции. Но голая констатация этого печального факта ничего не изменит. В лучшем случае, такие фотографы пожмут плечами, в худшем пошлют подальше слишком грамотных, но все равно будут тупо продолжать вертикальное фотографирование. Надо подумать над способами лечения этой болезни, значительно худшей, чем ночное недержание мочи. Иногда запреты помогают. Вроде такого объявления: "Вниманию глубокоуважаемых господ фотографов! С июня 25 дня сего года полностью прекращается прием фотокарточек с портретной ориентацией, на которых нетъ портрэтов". Но без мастер-классов и системного обучения они даже не поймут, что это было, о чем разговор. Для них все нормально, нет проблем, классные фотки, а че¿

https://sobory.ru/photo/442826
https://sobory.ru/photo/443038
https://sobory.ru/photo/443003
https://sobory.ru/photo/442586
https://sobory.ru/photo/442635
Василий Артамонов
Сообщения: 1124
Зарегистрирован: 25 окт 2014, 05:03

Re: Критерии отбора фотографий

Сообщение Василий Артамонов »

Олег Щёлоков писал(а): Портретная ориентация в фотосъемке архитектуры 100%-ый признак фотографического бескультурья
https://sobory.ru/photo/436734
https://sobory.ru/photo/423608
https://sobory.ru/photo/431577
https://sobory.ru/photo/372417
Это бескультурье? Это классика!
Дмитрий Лоптев писал(а): 25 май 2020, 20:58 Лучше два шага отойти назвд и сфоткать нормально
(хотел прикрепить скриншот, система выдаёт: "Ошибка. Достигнут максимальный общий размер ваших вложений.", поэтому даю ссылку)
https://yandex.ru/maps/11212/miass/?l=s ... e_big&z=19
И куда тут отойти? От храма до деревьев 8-11 метров (виды с севера не в счёт из-за контрового света), высота храма с куполом и крестом - более 10 - волей-неволей приходится делать вертикальные кадры.
Не надо огульно хаять вертикальные (портретные) фотографии. Вы не знаете почему автор снял что-то вертикально. Может, и правда, смартзависимость, а может есть какие-то ограничения на месте съёмки (деревья, здания, заборы), может автор не хотел, чтобы в кадр попали какие-то посторонние объекты (люди, машины, туалеты, мусор и т.д. - уже писал), а может у автора был какой-то творческий замысел, пусть и наивный, например, автор хотел показать дорогу к храму или то, что храм находится на горе.
И главное - не надо путать пейзажную и архитектурную фотографию. Пейзаж - это 100% горизонтальный кадр и то бывают исключения: https://yandex.ru/images/search?text=пейзаж&from=tabbar. А архитектура - несколько другое... Вот статья в Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Архитектурная_фотография, где в качестве примеров 3 фото, 2 из которых вертикальные, 3-ье квадратное.
Олег Щёлоков
Модератор
Сообщения: 7819
Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
Откуда: г.Владимир
Контактная информация:

Re: Критерии отбора фотографий

Сообщение Олег Щёлоков »

Василий Артамонов писал(а): 26 июн 2021, 03:12 Это бескультурье? Это классика!
Это классика маркетинга, когда фотография делается исключительно для продаж через открытки. У открыток строго заданный формат, не допускающий никакой постобработки композиции в редакторе, и маленький размер, при котором желательно что-то рассмотреть.
Ссылки на фотографии прошлых времен убедительное доказательство, чем меньше у художника технических средств и чем больше ограничений свободы, тем ярче мастерство и сильнее стимулы к старательности.
Так что учитесь у мастеров и если найдется хоть один такого же уровня и в рядах волонтеров проекта, будет хорошо.
В проходных коммерческих открытках мы довольно часто видим нарочитое пренебрежение к действительно академическим канонам. Так сплошь и рядом информационно пустое небо и земля. Нешедевры, что пережили 70 летний рубеж охраны авторских прав, местами хорошо сохранились, как-то так.
Василий Артамонов писал(а): 26 июн 2021, 03:12 Не надо огульно хаять вертикальные (портретные) фотографии.
Огульно не хаям и/или не хаем. Сначала вдумайтесь, что означает слово "портрет" и словосочетание " портретная ориентация". Это будет ваш первый и нетвердый шаг на пути изучения основ фотографической композиции. Давно пора бы его сделать. Как только найдете глаза на грибах ("У нас в Рязани все грибы с глазами" - русская народная прибаутка), как только найдете глаза на храмах, немедленно фокусируйте по ним и делайте портрет.
Василий Артамонов писал(а): 26 июн 2021, 03:12 Вы не знаете почему автор снял что-то вертикально.
Всё мы прекрасно знаем. Граждан никто не учит фотографировать и правильно держать фотоаппарат. Это поправимо. Держите строго горизонтально и не дыша. А уж если в руках смартфон, все, сливай воду, приехали. Это все равно, что метлу учить песни петь. Но попробовать иногда можно.
Василий Артамонов писал(а): 26 июн 2021, 03:12 может есть какие-то ограничения на месте съёмки (деревья, здания, заборы), может автор не хотел, чтобы в кадр попали какие-то посторонние объекты (люди, машины, туалеты, мусор и т.д. - уже писал), а может у автора был какой-то творческий замысел, пусть и наивный, например, автор хотел показать дорогу к храму или то, что храм находится на горе.
Вы это серьезно? Хорошему танцору яйца не мешают. Самое первое оправдание кривой фотографии от начинающих "оно само так стояло". Но ни один опытный фотохудожник так не скажет, потому, что он вложил свою мысль в произведение. Если мыслей не было изначально, вероятность появления шедевра приближается к вероятности появления в поле нашего зрения обратной стороны Луны.
Василий Артамонов писал(а): 26 июн 2021, 03:12 И главное - не надо путать пейзажную и архитектурную фотографию.
Совершенно согласен. Но к вертикальному формату это не имеет отношения. В свое время люди, располагающие фотокамерами с квадратным кадром 6х6 типа Салют или Роллейфлекс считались небожителями. Они могли в этой жизни все. Это так, справочно.
Василий Артамонов писал(а): 26 июн 2021, 03:12 Пейзаж - это 100% горизонтальный кадр и то бывают исключения: https://yandex.ru/images/search?text=пейзаж&from=tabbar. А архитектура - несколько другое...
В плоской постановке задачи это так. Особенно про проценты. Вы не знакомы ли с творчеством гениального фотохудожника Вадима Гиппенрейтера? В его работах есть вертикальные шедевры пейзажной фотографии. В скобках заметим, даже в цифровую эпоху Мастер предпочитал снимать на фотопластины и цветную листовую слайдовую фотопленку больших форматов. Нас же интересует архитектура, давайте о нашем, родном и близком.
Василий Артамонов писал(а): 26 июн 2021, 03:12Вот статья в Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Архитектурная_фотография, где в качестве примеров 3 фото, 2 из которых вертикальные, 3-ье квадратное.
Если вики для вас основной источник повышения мастерства, значит вы сознательно обделяете себя хорошими книгами про фотографию от опытных мастеров своего дела. Всё, что написано в статье на вики, есть здесь, на форуме. Можно отсюда взять и там дополнить и подредактировать. Есть более надежные точки роста, чем народные американские энциклопедии. Об этом можно открыть целый раздел форума. К сожалению он будет непрофильным, начальство сказало "здесь не фотосайт", значит так оно и есть. Но тема не раскрыта.
Последний раз редактировалось Олег Щёлоков 26 июн 2021, 13:04, всего редактировалось 4 раза.
Олег Щёлоков
Модератор
Сообщения: 7819
Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
Откуда: г.Владимир
Контактная информация:

Re: Критерии отбора фотографий

Сообщение Олег Щёлоков »

Справедливости и объективности ради, отложив в сторону ненужные эмоции, следует заметить нижеследующее.
В Каталоге есть строгая узкая серьёзная тематическая ветка, где вертикально-ориентированные фотоснимки обычное дело, поскольку заранее понятно, сбоку от объекта ничего не должно быть по определению кроме неба. Это кресты на главах. И глазик у них бывает, на средокрестии, в треугольнике, символ всевидящего Ока. Или маленькое распятие.
На средокрестие и размах крыльев креста можно и нужно ориентироваться при построении вертикального кадра в самых лучших золотых пропорциях.
Как всё правильно делать, можно поучиться у признанного мастера по фотографированию крестов Виктора Куркова.
https://sobory.ru/photo/434344
https://sobory.ru/photo/439710
https://sobory.ru/photo/435014
https://sobory.ru/photo/435017
https://sobory.ru/photo/432334 и так далее, сотни крестов в портфолио нашего уважаемого соавтора. No Comments. Fine.
Олег Щёлоков
Модератор
Сообщения: 7819
Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
Откуда: г.Владимир
Контактная информация:

Re: Критерии отбора фотографий

Сообщение Олег Щёлоков »

Есть ещё одна тема вертикальной композиции фотографий церквей, и, например, памятников архитектуры. Это книгоиздательство. Обычный формат книг портретный. Чтобы хорошо представить фотографии в макете издания, на какие только ухищрения не идут. Некоторые фотографы, собрав портфель публикации, убеждаются, горизонтальных снимков больше, даже заказывают свои фотоальбомы в квадратном или горизонтальном варианте. Это очень дорого, но оно того стоит.
В Каталоге изначательно все макеты веб-страниц заточены на формат горизонтально-ориентированных мониторов. Естественно и фотографии оптимальны к загрузке, как чисто технически горизонтальные. Вертикальные не используют драгоценное место и требуют ненужных усложнений программного кода. В конечном итоге удовольствия посетителям не приносят. Как плавание против течения.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2037
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Критерии отбора фотографий

Сообщение Людмила Клешнина »

Полностью поддерживаю Василия Артамонова.
Вот пример бездарного горизонтального кадра - https://sobory.ru/photo/222161. Причем, принят еще и вертикальный дубль того же самого фото. Это любимый автор sobory.ru - В. Ткаченков (которого критиковать нельзя).
Олег Щёлоков
Модератор
Сообщения: 7819
Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
Откуда: г.Владимир
Контактная информация:

Re: Критерии отбора фотографий

Сообщение Олег Щёлоков »

Надо всех поддерживать, и Артамонова, и Ткаченкова, и Клешнину.
И еще нужен какой-то поддерживающий костыль тому, кто принял эту фотографию https://sobory.ru/photo/356012
Хотя есть рабочий вариант ему же бинтами связать сзади руки.
Крепнет уверенность, ничего хорошего от вертикального формата мы все равно не имеем и спокойно можно от него отказаться. Оставить в порядке чтимой экзотики открыточки прошлых веков от Михаила Мещанинова. К вертикальному формату можно вернуться, когда на Гугл маркете выйдет лайт версия sobory.ru для мобильных Андроид устройств. А все фотки со смартфонов прямиком туда.
Василий Артамонов
Сообщения: 1124
Зарегистрирован: 25 окт 2014, 05:03

Re: Критерии отбора фотографий

Сообщение Василий Артамонов »

Олег Щёлоков писал(а): 26 июн 2021, 09:12 Это классика маркетинга... У открыток строго заданный формат... В проходных коммерческих открытках..
При чём здесь маркетинг, коммерция? Что вертикальные открытки стоили дороже или лучше продавались? В те времена снимали на большеформатные камеры с кадром близким к квадрату, кадрировать фото под формат открытки можно было хоть горизонтально, хоть вертикально, но в некоторых случаях выбирали всё-таки вертикальный формат, значит был какой-то смысл.
Олег Щёлоков писал(а): 26 июн 2021, 09:12 Сначала вдумайтесь, что означает слово "портрет" и словосочетание " портретная ориентация".
Портретная ориентация - всего лишь условное обозначение вертикального формата кадра. А на самом деле портреты бывают пейзажного формата - групповой портрет, портрет лежащего человека, портрет на фоне чего-либо.
Олег Щёлоков писал(а): 26 июн 2021, 09:12 Если вики для вас основной источник повышения мастерства, значит вы сознательно обделяете себя хорошими книгами про фотографию от опытных мастеров своего дела.
Книжки мы тоже читаем (супруга - библиотекарь), но о том, что архитектурные фотографии должны быть всенепременно в горизонтальном формате мне что-то не попадалось, скорее наоборот. Привожу выдержки из книги А.А. Пономарёва "Фотофишки цифровой и плёночной фотографии" 2010 года, глава "Вертикальный или горизонтальный формат" (с 215-216):
"Приучите себя к мысли, что кроме горизонтального формата, который нам привычен и понятен по причине бинокулярного зрения, существует еще и вертикальный формат.
Если объект высокий и узкий, следует применять вертикальный формат...
При фотографировании высоких объектов новичок, как правило, по умолчанию использует горизонтальный формат, однако при этом приходится далеко отходить назад... В результате снижается количество различимых деталей на объекте съемки, а, собственно, они в большинстве случаев являются цель фотографа. При этом над объектом на значительном расстоянии от него начинает довлеть окружающий фон. Обычно свободное пространство наполняется посторонними объектами, которые мы бы хотели вывести из кадра...
...вертикальный формат можно использовать как свойство снимка, подчеркивающее высоту снимаемого объекта или сцены, сразу ориентирующее зрителя на то, что он увидит что-то высокое..."
Олег Щёлоков писал(а): 26 июн 2021, 09:12 вероятность появления шедевра
За шедеврами сюда: https://photosight.ru/photos/category/82/... Хотя, наверное, ошибаюсь - на каждой странице по 2-3 вертикальных фото церквей.
Олег Щёлоков писал(а): 26 июн 2021, 09:12 Это будет ваш первый и нетвердый шаг на пути изучения основ фотографической композиции.
Ради интереса решил посмотреть, что думают насчёт формата изображения церквей художники. Живопись - близкое к фотографии искусство, а художники, в отличие от фотолюбителей, композицию изучают. Я спросил у Яндекса: https://yandex.ru/images/search?from=t ... на церковь. И опять вертикальный формат присутствует.
Олег Щёлоков
Модератор
Сообщения: 7819
Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
Откуда: г.Владимир
Контактная информация:

Re: Критерии отбора фотографий

Сообщение Олег Щёлоков »

Василий Артамонов писал(а): 26 июн 2021, 22:00 При чём здесь маркетинг, коммерция? Что вертикальные открытки стоили дороже или лучше продавались? В те времена снимали на большеформатные камеры с кадром близким к квадрату, кадрировать фото под формат открытки можно было хоть горизонтально, хоть вертикально, но в некоторых случаях выбирали всё-таки вертикальный формат, значит был какой-то смысл.
Вот и расскажите, какой был смысл. Если в затруднениях, я подскажу. Сохранившееся наследие прошлых времен прежде всего сделано профессионалами, так как оборудование и технологии были сложными и дорогостоящими. Задача профессионалов продать работы, но это невозможно без хорошего знания фотографической композиции. В свою очередь именно композиция определяет, насколько фотография понравится зрителю. Если вы не имеете представления, что такое композиция, то ничего не мешает вам фотографировать в верикальном формате все, что вам заблагорассудится. Впихивать невпихуемое и все такое. Но у вас есть просветы, еще не все потеряно. Вы утвержали самолично, мол пейзаж, это всегда горизонтально, 100%. Значит минимум, но есть какое-то понимание, что сюжет, композиция и ориентация фотоснимка взаимосвязаны. Дело за малым, см. продолжение после рекламной паузы.
Василий Артамонов писал(а): 26 июн 2021, 22:00 Портретная ориентация - всего лишь условное обозначение вертикального формата кадра. А на самом деле портреты бывают пейзажного формата - групповой портрет, портрет лежащего человека, портрет на фоне чего-либо.
Продолжаем разговор. Вот у вас действительно что-то бродит в голове: "портреты пейзажного формата". То есть портрет, но голова отрезана. Церковь с крестами, но они отрезаны. Одно есть, но другого не хватает. Какая-то вечная неполноценность. Вот здесь самое время включать интуицию и опыт, ставить элементы композиции на свои места. Как же все-таки же сфотографировать архитектурное сооружение сюжетно наполненно, но без инвалидности?
Здесь вылезают два капитально ошибочных решения от неподготовленных к проблеме фотографов. Поставить фотоаппарат вертикально или отойти за километр, чтобы в кадре было всего много-много. В обоих случаях грубо нарушаются каконы правильной композиции. В первом случае объект чаще всего затеснен, а порой и фактически урезан с боков. Во втором случае лишние сюжетно пустые поля снижают интерес зрителя к работе до нуля. Нас прежде всего беспокоит (по нашей теме) первый случай. Раскрываю ошибку максимально подробно. Фотографу кажется, если он поставил фотоаппарат вертикально, вверху все хорошо видно, с боков не важно, видно что или нет, снизу вообще может быть что угодно, земля, грязь, тень, трава, на них никто не смотрит. Итого КПД (коэффициент полезного действия) такой фотографии редко превышает КПД паровоза, 3-5%. Чтобы тема плавно не переходила на личности, обратимся в качестве примера к нейтральной, "безавторской" фотографии, известной ранее по ссылке https://sobory.ru/photo/372417
Здесь мы наблюдаем вертикальный формат и его тотальную слабость - много земли и неба, не имеющих никакого отношения к сюжету. Опытные ведущие мастер-классов в таких случаях предлагают взять два листочка бумаги и начинать последовательно прикрывать ими фотографию снизу и сверху, постепенно изменяя композицию и сжимая полезную площадь картинки. Попробуйте и вы. Очевидно, с уходом под листочками земли и неба интерес к фотоснимку непрерывно возрастает, достигая свой кульминации, когда кадр станет практически квадратным или немного горизонтальным. Вывод один - здесь изначально неверный выбор ориентации фотоаппарата при съемке или суровые ограничения типографии. Значит, начиная с этого момента вы будете задумываться, а надо ли так держать фотоаппарат, чтобы потом любой взял лист бумаги и... но не будем о грустном.
Василий Артамонов писал(а): 26 июн 2021, 22:00 Книжки мы тоже читаем (супруга - библиотекарь), ... "Фишки.."
при этом приходится далеко отходить назад... В результате снижается количество различимых деталей на объекте
Если книжка про фишки, явно неизбежны шишки. Спорить с Пономарёвым в его отсутствие некорректно, но если вы подписываетесь под его тезисами, еще раз напомню, в sobory.ru единственное располагаемое средство доставки фотоизображений до зрителя, это монитор и веб-страница. Монитор горизонтальный. Веб-страница с жестким вебдизайном. Всё, что хочется рассмотреть, должно стремиться к формату 1150х768. Это так, вкратце. А тот автор выражался в своей книжке вобщем и как-бы фигурально, без привязки к местному контенту. Тянул мысль резиной за собой. Так что цитатник из него слабенький.
И на сладкое:
...вертикальный формат можно использовать как свойство снимка, подчеркивающее высоту снимаемого объекта или сцены, сразу ориентирующее зрителя на то, что он увидит что-то высокое..."
Я уже писал тоже самое в теме про фотографирование крестов.
Василий Артамонов писал(а): 26 июн 2021, 22:00 За шедеврами сюда: https://photosight.ru/
"Кому и кобыла невеста."
Гениально, тоже шедевр, от Ильфа и Петрова.
Мне на фотосайт, вам в Лувр. Уж посылать, так посылать, куда следует, вот и договорились. Но, в скобках замечу, на фотосайте у меня действующий акаунт с 2002 года, так что совет отличный, но с пролётом мимо, полезный для тех, кто не в теме.
Василий Артамонов
Сообщения: 1124
Зарегистрирован: 25 окт 2014, 05:03

Re: Критерии отбора фотографий

Сообщение Василий Артамонов »

Олег Щёлоков писал(а): 27 июн 2021, 08:45 Чтобы тема плавно не переходила на личности, обратимся в качестве примера к нейтральной, "безавторской" фотографии, известной ранее по ссылке https://sobory.ru/photo/372417
Здесь мы наблюдаем вертикальный формат и его тотальную слабость - много земли и неба
Согласен. Я бы кадрировал.
Но давайте рассмотрим другой пример:
Изображение
Что потерялось бы, если бы я снял в вертикальном формате, а не в горизонтальном? ~70% потерь - небо, ~15% - земля, а также ржавый вагон-сарай, туалет типа сортир, кучка дров и кучка хлама - слева, пара столбов и домик - справа. А оно нам надо? В вертикальном формате только церковь, ничего лишнего, ни что не отвлекает, ни что не раздражает.
Олег Щёлоков писал(а): 27 июн 2021, 08:45 Если книжка про фишки, явно неизбежны шишки.
Так что цитатник из него слабенький.
Плиз, дайте ссылку на фотобиблию, где прописаны каноны. Прочитаю от корки до корки.
Олег Щёлоков писал(а): 27 июн 2021, 08:45 "...вертикальный формат можно использовать как свойство снимка, подчеркивающее высоту снимаемого объекта или сцены, сразу ориентирующее зрителя на то, что он увидит что-то высокое..."
Я уже писал тоже самое в теме про фотографирование крестов.
Ну, так, а чем колокольни или, например, часовенные столбы отличаются по свойствам от крестов? Тоже высокие и узкие.
Олег Щёлоков
Модератор
Сообщения: 7819
Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
Откуда: г.Владимир
Контактная информация:

Re: Критерии отбора фотографий

Сообщение Олег Щёлоков »

Василий Артамонов писал(а): 27 июн 2021, 14:29 Что потерялось бы, если бы я снял в вертикальном формате, а не в горизонтальном?
Вертикальный формат не даёт вздохнуть объекту, слишком всё урезано. Зрителю не хватает охвата окружающего пространства. Это тоже известная и распространённая проблема, результат хромающей композиции. Чуть бы дать пошире, и зрителю было бы спокойнее. Но нет, всё зажато, а то и вовсе обрублено.
Наш удачный композиционный приём, который можно взять на вооружение, следующий. Основному объекту в кадре надо дышать, ему нужно хоть какое-то окружение. Иначе он станет человеком с прижатыми или обрезанными ушами и без причёски, просто документом на пропуск. Каталог даёт по ширине запас и предлагает широкую сторону снимка больше, чем вертикальную. Ну и пользуемся, на здоровье. В кинотеатре, дома в телевизоре, как они там без вертикальных кадров обходятся? Да очень просто. Некоторый запас по ширине кармана не тянет.

То, что Павел принимает оба формата, и вертикальный, и горизонтальный, должно обнадёживать всех наших соавторов.
Но для тех, кто хочет расти над собой и повышать уровень, улучшить качество своих фотографий, разумеется, можно очень быстро. Для начала, полностью откажитесь от вертикальной ориентации своего устройства при фотосъёмке архитектурных объектов. Всегда можно поискать более выразительные способы, чтобы передать суть того, что вы фотографируете. Если вы не знаете, что фотографируете, и в чём должна быть суть, то это новая тема новой, большой дискуссии про основы фотографической композиции. Вкратце описание проблемы: два окна, левое и правое, на какое смотреть? В кадре в ряд четыре здания, на какое смотреть? В кадре мужик, солнце, листья в небе, церковь и голубь пролетает. На что смотреть? И так далее. Учимся выделять суть, чтобы глаза не бегали туда-сюда, быстро не уставали и не командовали "ну-ка давай следующее, надоело тут искать не пойми чего".

Итак, аргументации по вертикальным кадрам уже было много много, дискуссия интересная, пора пододвигаться к её итогам и практическим выводам.
Вопрос Василию Артамонову для формирования финишного аккорда после длительного арпеджио: пожалуйста сформируйте вашу окончательную личную творческую позицию по вертикальному формату ваших фотографий для Каталога sobory.ru. Вы теперь всё будете снимать в вертикальном формате, - убеждённый, идейный портретист, - или будут какие-то просветы на горизонте?
Василий Артамонов
Сообщения: 1124
Зарегистрирован: 25 окт 2014, 05:03

Re: Критерии отбора фотографий

Сообщение Василий Артамонов »

Олег Щёлоков писал(а): 28 июн 2021, 16:56 Вопрос Василию Артамонову для формирования финишного аккорда после длительного арпеджио: пожалуйста сформируйте вашу окончательную личную творческую позицию по вертикальному формату ваших фотографий для Каталога sobory.ru. Вы теперь всё будете снимать в вертикальном формате, - убеждённый, идейный портретист, - или будут какие-то просветы на горизонте?
Я никогда и не снимал ВСЁ в вертикальном формате! Среди моих фотографий "вертикалок" не более четверти. И я остаюсь при своём мнении - вертикальный формат церковных фотографий имеет право на жизнь. Уже писал, но повторюсь, вот случаи, когда я считаю возможным вертикальный формат: а) если из-за каких-то ограничений снимаемый объект не вписывается в горизонтальный кадр; б) если автор не хочет, чтобы в кадр попали нежелательные объекты; в) если снимаемый объект высокий, но узкий (последний пункт на усмотрение автора). А в рамках нашего Каталога фото вертикального формата имеют ещё больше права на жизнь, нежели на каком-нибудь фотосайте. Фотографии в Каталог "поставляются", как правило, сетами по несколько штук с разных ракурсов (за себя говорю) и, если, например, на вертикальном фото колокольни не хватает чего-то композиционно, нет понимания окружающей действительности, то рядом в большинстве случаев есть фото "Вид с юго-запада" в горизонтальном формате, где всё это есть.
Ещё... Олег Олегович, ранее Вы пошутили про "фото на паспорт", а чем страница объекта в Каталоге не его паспорт?
А вообще, я считаю, что фото у объектов разные должны быть - и "фото на паспорт", где только объект и ничего лишнего, и художественные, где может быть самого объекта мало, зато красота неописуемая, и аэрофото, и, если существуют, старинные фото (по возможностям и способностям соавторов). А зритель сам выберет, что ему интересно.
Олег Щёлоков
Модератор
Сообщения: 7819
Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
Откуда: г.Владимир
Контактная информация:

Re: Критерии отбора фотографий

Сообщение Олег Щёлоков »

Паспорта бывают и на тепловозы. Видимо и с портретной ориентацией тоже), когда в кадре весело улыбается машинист.
Тема изучена подробно, всем желающим есть повод поразмыслить и поднять свой творческий уровень, успешно избежав одну из типовых ошибок композиции.
Аватара пользователя
Valery Chudinov
Сообщения: 225
Зарегистрирован: 25 мар 2018, 19:50
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Re: Критерии отбора фотографий

Сообщение Valery Chudinov »

https://sobory.ru/photo/444739

Обычное пейзажное фото, не имеющее отношение к сайту по тематике
С уважением, соавтор сайта
Олег Щёлоков
Модератор
Сообщения: 7819
Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
Откуда: г.Владимир
Контактная информация:

Re: Критерии отбора фотографий

Сообщение Олег Щёлоков »

Valery Chudinov писал(а): 05 июл 2021, 08:15 https://sobory.ru/photo/444739

Обычное пейзажное фото, не имеющее отношение к сайту по тематике
Да, я тоже поначалу удивился и этот снимок приметил. Но посмотрел, что еще есть из фото. Короче говоря, когда Каталог после долгих споров и колебаний решился включить в базу утраченные церкви, сразу встал практический вопрос, а что-же тогда фотографировать? И наши убежденные соавторы первооткрыватели без всяких археологических исследований не сомневаясь принялись фотографировать природу и пейзажи в полном убеждении, что где-то здесь когда-то была церковь. Администрация смотрит на это лояльно и ждет главного, не кустики - водичку, а настоящие архивные фотографии, сделанные, когда церковь еще стояла. А вдруг появятся? Пока да, водичка. Уточек не хватает.
Ответить