Вознесенская церковь г. Фурманов. Нужен источник
Добавлено: 07 янв 2009, 15:23
Добрый день, форумчане!
Со светлым праздником Рождеством Христовым!
Нужна ваша помощь. Сейчас идут подготовительные работы по реставрации Вознесенского храма в г. Фурманов (бывшее село Середа Нерехтского уезда Костромской области). Кроме того, готовится прошение о постановке храма на учет в качестве памятника архитектуры (как странно, что он не стоит на учете). Для этого необходимо доказать причастность храма к историческим персонажам, историческую и архитектурную ценность. Вот какая проблема. Есть информация, текст об истории храма. Но нет указания источника информации. Судя по тексту, это дореволюционное издание книги. Возможно, что-то типа "Храмы и святыни Костромской губернии". Помогите идентифицировать источник.
Вот текст:
«История древнейшего ядра современного города – села Упино теряется в глубине веков. До нас дошли лишь сведения, причем очень скудные о том, каким оно было в начале семнадцатого века, когда уже носило двойное название Середа – Упино.
7135 год. 7136-7139 (1627 год, 1628-1631 годы от Рождества Христова) за боярином за князем Дмитрием Мастрюковичем Черкасским в поместье по ввозной грамоте 1624 года числилось село Терентьева середа без жеребья… а в селе на государеве земле церковь Покров Пресвятой Богородицы с приделом Николая чудотворца. По всей вероятности храм сначала был деревянным. В селе же торг съезжий, а на торгу 20 поселков да 15 скамей, а торгуют один день в неделю в среду, а тамгу собирают откупщики, а откупают ту тамгу в Москве в Костромской четверти, да в селе же кабак на откупу, а откупают тот кабак боярина князя Димитриевы крестьяне Мастрюковича Черкасского села Середина в Москве из Новыя чети.
Таким образом, в названии этой довольно крупной вотчины князя Димитрия Мастрюковича Черкасского, расположенной на торговом тракте Нерехта-Шуя, отразилась примечательная черта жизни села – «торг съезжий», устраивавшийся в среду. Название села Упино произошло от притока реки Шачи речки Упы, на которой оно расположено. Позже, когда Упино оказалось на середине торговых путей из села Иванова до Волги и от Шуи до Нерехты к имени села прибавили слово Середа. С 1688 года Середа-Упино принадлежит князю Федору Юрьевичу Барятинскому, с 1701 года – его вдове, а за тем его сыну генерал-майору Ивану Федоровичу Барятинскому, сподвижнику Петра I -го. Позднее село перешло к Елене Ивановне Бибиковой, сестре декабристов Сергия и Матфея
Муравьевых-Апостолов, а с середины девятнадцатого века его владельцем стал историк Д.Н. Бантыш-Каменский.
Церковь Вознесения Господня, каменная с такой же колокольней построена на месте, пришедшей в ветхость, деревянной впервые упомянутой в 1614 году. 1727 года запечатан указ о строении церкви по челобитью генерал-майора князя Ивана Федоровича Барятинского велено ему в вотчине его в селе Середоупине вместо ветхой Вознесенской церкви построить вновь каменную церковь Вознесения Господня, да для зимнего времени теплый придел Благовещения Пресвятой Богородицы. В девятнадцатом веке храм был расширен пристройкой северного придела в честь Федоровской иконы Божией матери.
Вероятно тогда же правый придел Благовещения Богородицы был переосвящен и наименован в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Храм в административном отношении был семнадцатым и принадлежал к 10-му благочинническому округу Нерехтского уезда Костромской епархии. Вокруг церкви была железная ограда на каменном фундаменте. Кладбище, бывшее при церкви, было закрыто в конце девятнадцатого века, другое находится в полуверсте от церкви и окопано рвом. На кладбище есть храм с отдельным причтом. Итак, в Вознесенском храме было три престола: в летней во имя Вознесения Господня, в зимней правый в честь Покрова Божией Матери, а левый в честь Федоровской иконы Божией Матери.
Местной святыней храма – был образ Кипрской иконы Божией Матери, весьма старинного письма. По преданию, образ сей был оставлен здесь в храме монахами острова Кипра, когда они проезжали в город Москву для сбора на обители Кипра.
Средства церкви составляли: а) капитал в билетах на сумму 14269 рублей 66 копеек; б) доход от лавочки церковной (с продажей свечей и масла) от 40 до 60 рублей в год; в) каменный весы при торговых рядах от 20 до 25 рублей в год; г) ? десятины (десятина равна 1,0925 га) земли, дающей 50 рублей дохода в год. Из 14269 руб. 66 коп. церковных сумм имели специальное назначение следующие суммы: а) % с 1000 рублей на отопление храма; б) % с 1000 рублей на отопление церковно-приходской школы; в) с 500 рублей в пользу певчих - девочек, учениц этой церковно-приходской школы, при выходе замуж; % с 5000 рублей на украшение храма; д) % с 200 рублей на украшение храма; е) % с 3000 рублей на ремонт храма; ж) % с 35 рублей шли на поддержание в порядке памятников Чирковых;
расстояние от храма до Костромы 55 верст (1 верста = 1 км 63 м), до Нерехты 50 верст; почтовая и железнодорожная станция в полуверсте от храма. Больница в самом селе. Расстояние от храма до ближайших церквей: Скорбященская на кладбище близ села Середы в ? версты; Успенская села Никольского – Горицких 2 версты; Всехсвятская села
Широкова 3 версты.
Причт: священник и псаломщик. Средства причта: жалованье от казны в год священнику 70 рублей 56 копеек, псаломщику 23 рубля 52 копейки, проценты с капитала в билетах на сумму 9083 рубля 34 копейки, арендная плата за 18 десятин земли 360 рублей в год, доход от богослужений и треб – священника 581 рубль 25 копеек в год, а псаломщика 193 рубля 75 копеек.
Помещения для причта были – проходския. Церковной земли было в пользовании причта: пахотной 30 десятин, сенокосной 3 десятины, усадебной 1 десятина 40 квадратных сажен, вся земля удобна. Имелись на землю план и межевые книги. Прихожан в приходе было 314 человек мужского пола и 380 человек женского пола. Приход был частью фабричный, частью торговый. В приходе было 3 семьи раскольников федосеевского толка. Приходских селений одно, на расстоянии одной версты от храма. Препятствий к сообщению не было.
Школ в приходе было 2: церковно-приходская и земская».
Со светлым праздником Рождеством Христовым!
Нужна ваша помощь. Сейчас идут подготовительные работы по реставрации Вознесенского храма в г. Фурманов (бывшее село Середа Нерехтского уезда Костромской области). Кроме того, готовится прошение о постановке храма на учет в качестве памятника архитектуры (как странно, что он не стоит на учете). Для этого необходимо доказать причастность храма к историческим персонажам, историческую и архитектурную ценность. Вот какая проблема. Есть информация, текст об истории храма. Но нет указания источника информации. Судя по тексту, это дореволюционное издание книги. Возможно, что-то типа "Храмы и святыни Костромской губернии". Помогите идентифицировать источник.
Вот текст:
«История древнейшего ядра современного города – села Упино теряется в глубине веков. До нас дошли лишь сведения, причем очень скудные о том, каким оно было в начале семнадцатого века, когда уже носило двойное название Середа – Упино.
7135 год. 7136-7139 (1627 год, 1628-1631 годы от Рождества Христова) за боярином за князем Дмитрием Мастрюковичем Черкасским в поместье по ввозной грамоте 1624 года числилось село Терентьева середа без жеребья… а в селе на государеве земле церковь Покров Пресвятой Богородицы с приделом Николая чудотворца. По всей вероятности храм сначала был деревянным. В селе же торг съезжий, а на торгу 20 поселков да 15 скамей, а торгуют один день в неделю в среду, а тамгу собирают откупщики, а откупают ту тамгу в Москве в Костромской четверти, да в селе же кабак на откупу, а откупают тот кабак боярина князя Димитриевы крестьяне Мастрюковича Черкасского села Середина в Москве из Новыя чети.
Таким образом, в названии этой довольно крупной вотчины князя Димитрия Мастрюковича Черкасского, расположенной на торговом тракте Нерехта-Шуя, отразилась примечательная черта жизни села – «торг съезжий», устраивавшийся в среду. Название села Упино произошло от притока реки Шачи речки Упы, на которой оно расположено. Позже, когда Упино оказалось на середине торговых путей из села Иванова до Волги и от Шуи до Нерехты к имени села прибавили слово Середа. С 1688 года Середа-Упино принадлежит князю Федору Юрьевичу Барятинскому, с 1701 года – его вдове, а за тем его сыну генерал-майору Ивану Федоровичу Барятинскому, сподвижнику Петра I -го. Позднее село перешло к Елене Ивановне Бибиковой, сестре декабристов Сергия и Матфея
Муравьевых-Апостолов, а с середины девятнадцатого века его владельцем стал историк Д.Н. Бантыш-Каменский.
Церковь Вознесения Господня, каменная с такой же колокольней построена на месте, пришедшей в ветхость, деревянной впервые упомянутой в 1614 году. 1727 года запечатан указ о строении церкви по челобитью генерал-майора князя Ивана Федоровича Барятинского велено ему в вотчине его в селе Середоупине вместо ветхой Вознесенской церкви построить вновь каменную церковь Вознесения Господня, да для зимнего времени теплый придел Благовещения Пресвятой Богородицы. В девятнадцатом веке храм был расширен пристройкой северного придела в честь Федоровской иконы Божией матери.
Вероятно тогда же правый придел Благовещения Богородицы был переосвящен и наименован в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Храм в административном отношении был семнадцатым и принадлежал к 10-му благочинническому округу Нерехтского уезда Костромской епархии. Вокруг церкви была железная ограда на каменном фундаменте. Кладбище, бывшее при церкви, было закрыто в конце девятнадцатого века, другое находится в полуверсте от церкви и окопано рвом. На кладбище есть храм с отдельным причтом. Итак, в Вознесенском храме было три престола: в летней во имя Вознесения Господня, в зимней правый в честь Покрова Божией Матери, а левый в честь Федоровской иконы Божией Матери.
Местной святыней храма – был образ Кипрской иконы Божией Матери, весьма старинного письма. По преданию, образ сей был оставлен здесь в храме монахами острова Кипра, когда они проезжали в город Москву для сбора на обители Кипра.
Средства церкви составляли: а) капитал в билетах на сумму 14269 рублей 66 копеек; б) доход от лавочки церковной (с продажей свечей и масла) от 40 до 60 рублей в год; в) каменный весы при торговых рядах от 20 до 25 рублей в год; г) ? десятины (десятина равна 1,0925 га) земли, дающей 50 рублей дохода в год. Из 14269 руб. 66 коп. церковных сумм имели специальное назначение следующие суммы: а) % с 1000 рублей на отопление храма; б) % с 1000 рублей на отопление церковно-приходской школы; в) с 500 рублей в пользу певчих - девочек, учениц этой церковно-приходской школы, при выходе замуж; % с 5000 рублей на украшение храма; д) % с 200 рублей на украшение храма; е) % с 3000 рублей на ремонт храма; ж) % с 35 рублей шли на поддержание в порядке памятников Чирковых;
расстояние от храма до Костромы 55 верст (1 верста = 1 км 63 м), до Нерехты 50 верст; почтовая и железнодорожная станция в полуверсте от храма. Больница в самом селе. Расстояние от храма до ближайших церквей: Скорбященская на кладбище близ села Середы в ? версты; Успенская села Никольского – Горицких 2 версты; Всехсвятская села
Широкова 3 версты.
Причт: священник и псаломщик. Средства причта: жалованье от казны в год священнику 70 рублей 56 копеек, псаломщику 23 рубля 52 копейки, проценты с капитала в билетах на сумму 9083 рубля 34 копейки, арендная плата за 18 десятин земли 360 рублей в год, доход от богослужений и треб – священника 581 рубль 25 копеек в год, а псаломщика 193 рубля 75 копеек.
Помещения для причта были – проходския. Церковной земли было в пользовании причта: пахотной 30 десятин, сенокосной 3 десятины, усадебной 1 десятина 40 квадратных сажен, вся земля удобна. Имелись на землю план и межевые книги. Прихожан в приходе было 314 человек мужского пола и 380 человек женского пола. Приход был частью фабричный, частью торговый. В приходе было 3 семьи раскольников федосеевского толка. Приходских селений одно, на расстоянии одной версты от храма. Препятствий к сообщению не было.
Школ в приходе было 2: церковно-приходская и земская».