Мобильный храм-трасформер. Вопросы каталогизации.

Ваши дополнения к статьям, исправления неточностей или ошибок в каталоге.
Юрий Красильников
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: 27 сен 2005, 17:26

Сообщение Юрий Красильников »

Игорь Демин писал(а):Этот храм был, безусловно, навигационным ориентиром.
А кто с этим спорит? Любое высокое и хорошо заметное сооружение - уже ориентир. (На Селигере важный ориентир при возвращении в город в сумерки - труба кирпичного завода. Завода давно нет, а труба осталась. Держи на нее - и как раз выйдешь к красному бую перед городом.)

Но строился-то он в первую очередь как храм, а ориентир - уж по совместительству, полагаю...
Игорь Демин писал(а):Что зеленый (по воспоминаниям) - так это позже покрасили (а может, и не зеленый он был, может, запамятовали - про цвет мы всего у одного жителя зафиксировали).
Да, действительно, могли и позже покрасить, и память подвести...
Игорь Демин писал(а):Ни огня, ни фонаря там не было нужно - это же Север, там летом темнеет всего на несколько часов.
Это летом. А осенью, в конце сентября, и день 12 часов и ночь столько же. Навигация-то в это время еще была, думаю?
Игорь Демин писал(а):Зелень церковь не загораживала - там ничего высокого не растет. Вот как смотрится нынешний навигационный ориентир на фоне неяркого северного неба:
http://foto.1553.ru/albums/albld_72/317.jpg
http://foto.1553.ru/albums/albld_72/471.jpg
Вполне смотрится. Предназначение вроде исполняет, и ничего такого уж особо чудовищного в нем не наблюдается...
Игорь Демин писал(а):Представьте на месте навигационного ориентира шатровый храм (который был повыше) и поймете, что он был прекрасным ориентиром, хотя бы и был выкрашен в зеленый цвет.
Не, светло-зеленый в тумане в пасмурный день плохо виден, даже высокий.
Nina
Сообщения: 54
Зарегистрирован: 12 сен 2007, 23:48
Откуда: Питер - Берлин

Сообщение Nina »

В случае села, о котором писал Игорь Демин, церковь на корабле, вероятно, некоторое решение проблемы.
Но все-таки во всех модификациях храмов нельзя переходить некую грань. А в случае с электричкой, похоже, эту грань переступили. Если есть рельсы, по которым едет электричка, надо сесть на эту электричку и подъехать к храму, а не наоборот.
Если человек болен, всегда трудно бывать в церкви, даже если храм недалеко.
Юрий Красильников
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: 27 сен 2005, 17:26

Сообщение Юрий Красильников »

Nina писал(а):В случае села, о котором писал Игорь Демин, церковь на корабле, вероятно, некоторое решение проблемы.
Но все-таки во всех модификациях храмов нельзя переходить некую грань. А в случае с электричкой, похоже, эту грань переступили. Если есть рельсы, по которым едет электричка, надо сесть на эту электричку и подъехать к храму, а не наоборот.
Ну, насколько можно понять из фото http://sobory.ru/photo/index.html?photo=30978 , тот бывший вагон электрички уже никуда не ездит и ездить не может, т.к. снят с колесой тележки и поставлен на землю...
Игорь Демин
Сообщения: 1069
Зарегистрирован: 27 ноя 2005, 18:57
Откуда: Москва

Сообщение Игорь Демин »

Да, вагон электрички - это совсем другое дело. Это временное сооружение при строящейся церкви, на нем кстати и табличка висит с изображением возводимого храма. Это явление повсеместное, особенно при строительстве храма в новых районах крупных городов: строительство может быть долгим, а нужно формировать приход, иначе люди, постоянно посещающие храм - а это опора всякого прихода - разойдутся по соседним церквям и вероятно, там и останутся. Вот и возводят нечто временное на период строительства. Иногда эти временные постройки выглядят вполне пристойно и сохраняются в качестве храмов или храмов-часовен, иногда демонтируются. Конечно, электричка после постройки основного здания должна занять положенное ей место - в металлоломе.

А к размышлениям о мобильных храмах - немного статистики: в России примерно 150 000 населенных пунктов и около 28 000 православных приходов.
Аватара пользователя
etienne
Модератор
Сообщения: 1671
Зарегистрирован: 11 янв 2006, 22:51
Откуда: Богородское

Сообщение etienne »

Мне кажется, тут есть два вопроса:

Одно дело, нужны такие храмы или не нужны, допустима ли такая практика или нет, - этот вопрос можно долго обсуждать, но все равно в конечном итоге нас не спросят. Будут нужны - значит сделают.

А есть другой вопрос - включать такие храмы в каталог или нет, и если да, то на каких условиях (куда прописывать).
Аватара пользователя
Александр Богданов
Модератор
Сообщения: 5848
Зарегистрирован: 20 фев 2007, 08:33
Откуда: Ивановская область, г.Кинешма

Сообщение Александр Богданов »

Раз каталог АРХИТЕКТУРНЫЙ, то мое мнение - не включать!
С уважением, А. Богданов
Наталия
Сообщения: 2044
Зарегистрирован: 19 дек 2005, 08:11

Сообщение Наталия »

Вагон в таком виде все-таки явление редкое - часто оди несколько более облагарожены. Бывают стоят сараюшки с крестами и иногда выглядят даже мило. Чаще всего это и появляется именно при строительстве, так что такое фото пойдет в будущему храму как дополнительная информация - история. Это мое мнение. А вот для диковинок вроде пароходов-самолетов я бы завела какую-нибудь отдельную страничку, правда не придумывается куда ее вставить...
Олег Щёлоков
Модератор
Сообщения: 7819
Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
Откуда: г.Владимир
Контактная информация:

Сообщение Олег Щёлоков »

Наталия писал(а):правда не придумывается куда ее вставить...
вот именно, нарочно не придумаешь :)
Аватара пользователя
etienne
Модератор
Сообщения: 1671
Зарегистрирован: 11 янв 2006, 22:51
Откуда: Богородское

Сообщение etienne »

Олег Щёлоков писал(а):нарочно не придумаешь :)
Так и назвать страничку :)
Раньше была такая рубрика в газетах.
Наталия
Сообщения: 2044
Зарегистрирован: 19 дек 2005, 08:11

Сообщение Наталия »

etienne писал(а): Раньше была такая рубрика в газетах.
В журнале "Крокодил" :?
Аватара пользователя
Павел @sobory.ru
Модератор
Сообщения: 4791
Зарегистрирован: 04 апр 2004, 22:00
Контактная информация:

Сообщение Павел @sobory.ru »

А может оставить временные храмы (электрички и т.д.)?
Если есть приход, глядишь и капитальный храм появится, а у нас в архиве фотка останется типа "с чего все начиналось"...
Юрий Красильников
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: 27 сен 2005, 17:26

Сообщение Юрий Красильников »

Кое-какие мысли по поводу.

Во-первых, по поводу вагона электрички. Из висящего на нем плаката совершенно ясно, что там намерены построить вполне нормальную церковь. Более того, из имеющихся фото непонятно, проводятся ли в этом вагоне богослужения или это просто строительная подсобка или что-то вроде. Главка-то на третьем фото, возможно, и не к вагону приделана. (К сожалению, не смог найти этот вагон на спутниковых снимках. Может, плохо искал, а может, снимки старые...)

По поводу каталогизации мобильных храмов. Т.к. каталог построен по географическому принципу, то объекты, которые "нынче здесь, завтра там", в него не вписываются. Видимо, если мы признаем такие объекты архитектурными, то нужно будет завести для них отдельный раздел.
Nina писал(а):Но все-таки во всех модификациях храмов нельзя переходить некую грань. А в случае с электричкой, похоже, эту грань переступили. Если есть рельсы, по которым едет электричка, надо сесть на эту электричку и подъехать к храму, а не наоборот.
Если человек болен, всегда трудно бывать в церкви, даже если храм недалеко.
Если есть рельсы, по ним необязательно регулярно ездит что-то пассажирское. (А данная электричка, как я уже говорил, уже никуда не ездит и ездить не будет.) А насчет грани - главное, как мне представляется, не форма, а содержание. Можно искренне молиться в бывшем вагоне электрички, на корабле, в пещере - и лицемерить в громадном соборе... (Помните телекадры бывших партийных функционеров, рядами стоящих со свечками?)

Что же до трудностей бывания в церкви, то к ним, наверно, надо относиться с пониманием и не создавать их без надобности. (У кого-то из церковных деятелей спросили - можно ли сидеть во время службы, если ноги болят? Ответ был очень человечным: "Лучше сидя думать о Боге, чем стоя - о ногах".) Так что Игорь Демин, думается, глубоко прав: многие обитатели глухих уголков были бы рады и храму в бывшей электричке, и приезду автораскладушки...
Людмила Клешнина
Сообщения: 2037
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Сообщение Людмила Клешнина »

Вы путаете совершенно разные понятия.
Можно приехать в глухую деревню на автомобиле, расстелить на камне антиминс и отслужить литургию, причастить верующих. Можно приехать с преждеосвященными св. дарами, причастить больных и этим их утешить. Но это не значит, что приехавший автомобиль - храм.
Когда кругом возводятся особняки, кощунственно называть храмом старую электричку.
"Так говорит Господь Саваоф : ... Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему и прославлюсь, говорит Господь. Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. - За что ? Говорит Господь Саваоф : За Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому". (Агг.1, 8 - 9)
Игорь Демин
Сообщения: 1069
Зарегистрирован: 27 ноя 2005, 18:57
Откуда: Москва

Сообщение Игорь Демин »

Павел @sobory.ru писал(а):А может оставить временные храмы (электрички и т.д.)?
Если есть приход, глядишь и капитальный храм появится, а у нас в архиве фотка останется типа "с чего все начиналось"...
Считаю, что такие храмы нужно безусловно оставить. Именно с такой точки зрения - это история. Да и вообще, мы, кажется, уже договорились: если храм освящен, значит, Церковь благословила такому храму быть. Давайте не будем придумывать собственное Православие; задача каталога - фиксировать то, что в православном храмоздании происходит. Нравится нам это или не нравится.

А личные отношения - это сюда, на форум. Можно даже тему создать: "Что мне не нравится в современных храмах".
Андрей_81
Сообщения: 549
Зарегистрирован: 02 ноя 2017, 20:29

Re: Мобильный храм-трасформер. Вопросы каталогизации.

Сообщение Андрей_81 »

Не совсем пойму в тему будет или нет, но вот храм-вагон кон. XIXв. Это сообщение не для споров - нужны такие храмы или нет, а просто для информации о мобильных храмах:
Источник: журнал "Всемирная иллюстрация", №1445, от 5 октября 1896г. :
1.jpg
2.jpg
3.jpg
4.jpg
5.jpg
6.jpg
Из альбома "Сибирская железная дорога в ее прошлом и настоящем", С.-Петербург, 1903г. (http://andcvet.narod.ru/DR/10/asd204.html):
7.jpg
Более подробно здесь:
http://xn--90ax2c.xn--p1ai/catalog/0002 ... /?page=628
http://xn--90ax2c.xn--p1ai/catalog/0002 ... /?page=629
Андрей_81
Сообщения: 549
Зарегистрирован: 02 ноя 2017, 20:29

Re: Мобильный храм-трасформер. Вопросы каталогизации.

Сообщение Андрей_81 »

Если таким храмам не находится места в каталоге, так может размещать их на форуме? Храмы-вагоны, походные храмы-палатки, храмы на кораблях и т.п. можно объединить в одну тему "Мобильные храмы" ??????
Аватара пользователя
Василий Шелёмин
Модератор
Сообщения: 4629
Зарегистрирован: 30 июл 2004, 15:53
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Мобильный храм-трасформер. Вопросы каталогизации.

Сообщение Василий Шелёмин »

Андрей_81 писал(а): 20 июн 2018, 11:14 Если таким храмам не находится места в каталоге, так может размещать их на форуме? Храмы-вагоны, походные храмы-палатки, храмы на кораблях и т.п. можно объединить в одну тему "Мобильные храмы" ??????
Я бы поддержал. Если храмы-трансформаторные будки и храмы-сельпо ещё как-то могут соответствовать архитектурному каталогу (мне кажется, не могут, но формально это хотя бы здания), то вагоны и т.п. - уж совсем никак. Интересует мнение Виктора Дмитриевича Куркова - он лучше всех формулирует, что куда годится... Правда, мы не спешим это исполнять, увы.
Аватара пользователя
Терентий
Модератор
Сообщения: 1668
Зарегистрирован: 22 мар 2012, 23:23
Откуда: Казань

Re: Мобильный храм-трасформер. Вопросы каталогизации.

Сообщение Терентий »

Я бы поддержал Василия Владимировича и попросил не забывать архитектуру как основу каталога, что отражено в названии - Народный каталог православной архитектуры. То есть каталог архитектуры, а не просто перечень любых подвернувшихся под руку храмов. Архитектура, ПМСМ, это в первую очередь неподвижный объект, жестко привязанный по месту к земле, то есть объект недвижимости, имеющий постоянные во времени координаты. И если трансформаторная будка по чисто формальным критериям может быть отнесена к архитектурным сооружениям (в утилитарном, а высоком и пафосном смысле этого слова), то вагоны и палатки - извините, но нет.
А просто задачу составить полный список всех храмов я бы оставил епархиальным и митрополичьим сайтам - как раз их профиль должен быть. Форум - другое дело, тут зачастую обсуждаются темы далекие от архитектуры, тут вполне можно переписывать автобусы.
Андрей_81
Сообщения: 549
Зарегистрирован: 02 ноя 2017, 20:29

Re: Мобильный храм-трасформер. Вопросы каталогизации.

Сообщение Андрей_81 »

Собственно про "ФОРУМ" и идет речь. О том, что такие храмы включать в каталог я разговора и не вел, и не пытался даже :) ...
Андрей_81
Сообщения: 549
Зарегистрирован: 02 ноя 2017, 20:29

Re: Мобильный храм-трасформер. Вопросы каталогизации.

Сообщение Андрей_81 »

Вопрос то был в другом... Как Вы смотрите на то, чтобы в этой ветке форума можно было выкладывать фото таких храмов? По типу того, как я уже сегодня сделал... (см. выше). Повторюсь, о том, чтобы включать такие храмы в каталог речи не идет.
Аватара пользователя
Василий Шелёмин
Модератор
Сообщения: 4629
Зарегистрирован: 30 июл 2004, 15:53
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Мобильный храм-трасформер. Вопросы каталогизации.

Сообщение Василий Шелёмин »

Андрей_81, с моей стороны возражений нет. Уважаемый Терентий, я вижу, тоже не против. Выкладывайте, конечно.
Андрей_81
Сообщения: 549
Зарегистрирован: 02 ноя 2017, 20:29

Re: Мобильный храм-трасформер. Вопросы каталогизации.

Сообщение Андрей_81 »

Вот еще один мобильный храм (тоже дореволюционный):
Астрахань Копировать.jpg
Церковь-корабль Николая Чудотворца. Освящен был в 1910г.
Аватара пользователя
Терентий
Модератор
Сообщения: 1668
Зарегистрирован: 22 мар 2012, 23:23
Откуда: Казань

Re: Мобильный храм-трасформер. Вопросы каталогизации.

Сообщение Терентий »

Василий Шелёмин писал(а): 21 июн 2018, 10:14Андрей_81, с моей стороны возражений нет. Уважаемый Терентий, я вижу, тоже не против. Выкладывайте, конечно.
Конечно, не против, о чем и написал. Но если остальные семь не отошедших в сторону модераторов в эти дни в тайге и приполярной тундре, где интернета нет, а завтра вернутся и выскажут свои категорические возражения, то всегда успеем удалить и забанить. :D
Ответить