.
Вернусь к теме постепенно сложившихся в христианстве изображений ВСМ=вертикальной структуры мира.
Своё наиболее полное изображение христианская ВСМ получила в высоком иконостасе, а высокий иконостас сложился (не окончательно) к 15 веку. На ЦПнН мы видим очень раннюю реализацию христианских представлений о ВСМ (здесь горизонтальные уровни обозначены предыдущим по отношению к христианству "звериным способом" - но вполне со знанием этого способа, в отличие от ДС, где знание уже отчасти формализовано). К 15 веку и далее христианство наполнило горизонтальные уровни мира своими чётко определёнными персонажами, создало их иерархию - и, казалось бы, должно было окончательно определиться с тем, "кто выше всех".
- Кто же находится "выше всех", в завершении иконостаса - и всей христианской ВСМ?
...И здесь всплывают странные истории непрерывной борьбы... И прение это продолжается и поныне (см. ХСС в Москве).
* С одной стороны, народ активно позиционирует наверху христианской ВСМ Бога-Отца.
* С другой стороны, церковь до определённой степени это принимает; но если ей кажется, что это уже сверх меры - то вводятся различные правила, постановления, осуждения, ограничения и запреты на изображение Бога-Отца. См., напр., упомянутую выше 43 главу деяний БМС 1667 г.
"Лепо бо и прилично есть во святых Церквах
на деисусе вместо Саваофа, поставити Крест, сиречь Распятие Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Якоже чин держится издревле во всех святых Церквах в восточных странах, и в Киеве и повсюду, опричь Московскаго государства, и то велие таинство содержится во святей Церкви".
= Что говорит о насущности проблемы "Саваофа на деисусе". Ссылочка на то, что "так принято в цивилизованных странах" необходима, но лукава - ибо там точно тот же Саваоф:).
...Так качели и качаются до сих пор...
=========================
Главное основание противников изображаемости Бога-Отца понятно. = См. Св.Писание.= Они находили и дополнительные аргументы по поводу конкретных сюжетов (напр., неравнозначность персонажей Новозаветной Троицы).
Каковы же основания у тех, кто изображал и изображает Бога-Отца?
- ВСМ - это дохристианский архетип. Предыдущие (по отношению к христианству) заполнения ВСМ разными религиями и мифологиями ставили на вершине одного-единственного бога (могли быть боги меньшего ранга, но неравнозначные, создатель - единственный). Поэтому троичность не так просто ложится на древний, устойчивый и по-своему совершенно обоснованный архетип: одной-единственной вершины.
- В мифологическом сознании "бог вершины"= демиург, законоподатель, судия, начало и источник всего сущего. Он имеет высшее достоинство; в т.ч. и по сравнению с "обожествлённым культурным героем". И отсюда до христианской равнозначности Бога-Отца с Христом, т.е. "бога вершины" с "обожествлённым культурным героям" --- как до... Полярной Звезды:). Никак не хочет восприниматься такая равнозначность, что мы и видим по сей день.
===============================
Искусство и архитектура оставили множество свидетельств этих качаний.
В логике интерьера христианского храма "вершиной горы" могут служить три места.
1.Купол
2.Завершение иконостаса
3.Средняя икона верхнего чина иконостаса, те. пророческого.
Посмотрим в купол.
Дополнительным доводом размещения в куполе Саваофа служит свет (атрибут "бога вершины"), льющийся сверху.
Понятно, что в ходе периодических "гонений на изображение Бога-Отца" предпринимались определённые меры по переписыванию уже написанного. Вероятно, следы таких переделок - это иконография "Ветхий деньми" (Христос с седыми волосами). Думается, в исходнике это Бог-Отец, которому потом сделали крестчатый нимб и соответствующую надпись. Также и иконография "Отечество" исходно вполне могла быть просто изображением Бога-Отца, а потом сверху пишется Христос и птичка. Это интересный вопрос для исследования. Приведу занятный пример таких переделок: в церкви Каранлик Бог-Отец в конхе малого дьяконника подписан "Авраам". И все вопросы сняты:).
В куполах Бог-Отец представлен как автономно, так и "с уступками троичности". Такими уступками являются сюжет "Отечество", сюжет "Саваоф с младенцем Иисусом", а "уступками неизображаемости" - просто символическое изображение Бога-Отца в виде солнца и/или треугольника-горы.
- Что интересно, даже на Афоне (и в Успенском соборе Московского Кремля), даже сегодня --- запросто можно пообщаться с Богом-Отцом в куполе.
Примеры.
1) Бог-Отец в куполе "без уступок".
2) Бог-Отец, пополненный до Троицы Новозаветной, в куполе