.
.
"Неудачный пример" - чего?: )
- Это не пример, а очень конкретная информация о состоянии умов в определённое время, и в этом плане как раз очень удачная. Потому что мы видим, каким конкретно способом визуально интерпретируются древние знания о мире --- в 18 веке. Этот способ не "хороший" и не "плохой".
Людмила, а я бы не стала делить "науку и религию" (в контексте данной темы).
- И та, и другая, каждая по-своему, концентрирует знание о мире. И иногда эти подходы смешиваются очень причудливо, в том числе и так, как на обсуждаемой росписи.
Продолжим.
...Итак, мы видели, что в рельефах церкви Покрова на Нерли представлена вертикальная структура мира=ВСМ. Это иерархическая вертикальная структура, для визуального представления которой на ЦПнН использован архаичный видеоряд = звери Древа Мирового. Венчающий ВСМ на ЦПнН бог - это христианский бог, тк. церковь христианская. Речь не идёт о языческих диверсиях в христианство - просто на тот момент ещё не была создана (визуально) христианская ВСМ, которая оформилась несколько столетий спустя в виде иконостаса. Очевидно, для сознания человека 12-го века применение архаичного видеоряда ВСМ для христианских целей не несло в себе противоречий (по факту, см. рельефы ЦПнН и др.). У иконостаса много функций, но сейчас мы рассматриваем иконостас прежде всего как визуальную реализацию представлений христиан об иерархическом устройстве мира.
Сравним две реализации христианских представлений о ВСМ: рельефы ЦПнН (12 век) и православный высокий иконостас (Николо-Угрешский м-рь).
- Что мы видим?
1. Представления о ВСМ, реализованные в иконостасе, отличаются огромной утончённостью и детализированностью --- по сравнению с ВСМ на рельефе ЦПнН.
На иконостасе множество персонажей, миры ВСМ (нижний, средний, верхний, выше верхнего) устроены сложно, имеют тонкие структуры со своими гранями и оттенками.
На рельефе же миры, можно сказать, просто обозначены значками.
Это говорит об архаичности зверей ДМ - для времени постройки ЦПнН.
В умах строителей звери как символы миров утратили утончённость, содержательность и сложность - и мыслятся скорее как знаки (верх, низ, середина). По сравнению с простотой миров на ЦПнН --- миры ВСМ, изображённые "звериным способом" на котле из Гундеструпа (за 1200 лет до ЦПнН), поражают своей сложностью и разработанностью. Почти как православный иконостас: ).
2. Но такая лаконичность ВСМ на церкви Покрова на Нерли --- делает видимое нами "устройство мира по-нерльски" удивительно гармоничным. По принципу "краткость - сестра таланта".
Эти рельефы так же насыщены смыслом и так же программны, как известные максимы:
- "За веру, царя и Отечество!"
или
- "Великий, могучий Советский Союз!"
или
- "Так было, так есть и так будет всегда!"
По сравнению с этой гениальной краткостью --- болтливые рельефы Дмитриевского собора смотрятся какими-то бесконечными "дебатами в Думе":). Кто-то, чего-то, куда-то, зачем-то...
3. Как конкретно изображены миры ВСМ на иконостасе (если брать его композицию в целом, а не сюжеты отдельных икон)?
Нижний мир --- изображается на западной стене храма (тема Страшного Суда и мертвецов). Здесь опять задействован гениальный архитектурный приём замены вертикали на горизонталь.
Но нижний мир в христианстве дифференцирован. На западной стене - это общий НМ, до разделения на спасшихся и проклятых. НМ потенциальных праведников находится внизу (под полом церкви), где захораниваются достойные.
Средний мир --- это люди, прихожане, находящиеся в храме.
Посредники между НМ, СМ и ВМ - это священство.
Подобно богиням-посредницам (котёл из Гундеструпа, ЦПнН), священники помогают душам явиться на свет (из НМ в СМ) в православном качестве (совершая обряд крещения и имянаречение христианским именем). Также они помогают душам "правильно" переправиться в НМ после смерти (отпевание, соборование итд.) Также помогают людям из СМ донести просьбы, вопросы, благодарности итд. до ВМ (святых и Бога), передают из ВМ людям в СМ различные указания, отпущения, наставления и проч. Словом, типичные медиаторы со сложными и важными функциями.
- Что интересно, христианские священники имеют немало андрогинных черт (волосы, одежда, безбрачие, безоружие...). Очевидно, это реликты представлений о богинях-посредницах как о существах женского рода.
Верхний мир.
На иконостасе он представлен очень утончённо и логично. Удаление ВМ от мира людей (СМ) строится гениально в своей постепенности. Это создаёт ощущение "воспарения духа".
Начинается всё с местного ряда. Это наиболее близкая людям часть ВМ - она близка не только духовно, но и физически.
Затем праздники. Эта часть ВМ также имеет большую связь с СМ, так как повествует о событиях из жизни Христа, происходивших в СМ. Здесь задействовано много людей=СМ.
Затем деисус. В деисусе ВМ теряет физическую связь с людьми (СМ), но именно через деисус (молитву) осуществляется духовная связь людей с богом (СМ с ВМ).
Теперь пророки и праотцы. Всё дальше от людей, находящихся в церкви, по времени, всё выше.
То есть представление христианской ВСМ на иконостасе удивительно стройно, полно и логично. Недаром для создания такого представления понадобилось много веков.
- Кроме того, очень важно, что христианский бог (Троица) на иконостасе, в основном, представлен своей ипостасью Сына, то есть Иисусом Христом. Напомню, что Христос относится к типу богов "обожествлённый культурный герой" (подвиги для людей). И в контексте христианства внимание концентрируется именно на Христе, то есть на подвигах.
=================================
Ну а теперь о самом интересном:).
- О том, кто выше верхнего мира.
Но в следующий раз.