Страница 3 из 28
Re: О церкви Покрова на Нерли
Добавлено: 10 сен 2014, 21:59
Владимир Волков
В более поздних аналогичных рельефах чистота символики теряется (там и уши у львов есть острые, и львы с хвостами Василиска встречаются), так что, Вы недалеки от истины
Хотя... Может совмещали символы, а может и не понимали разницу. Копировали рельефы ЦПнН тяп-ляп...
Re: О церкви Покрова на Нерли
Добавлено: 10 сен 2014, 22:10
Владимир Волков
То, что Золотая орда приняла христианство, факт довольно известный. А к источникам, как я уже говорил, отношусь с большим подозрением. Чтобы вот так сослаться на источник, мне нужно всесторонне его проанализировать, найти внутреннюю логику, сравнить с десятками других источников, а лучше пощупать его живьем, посмотреть, не подделка ли.
Чей символ не скажу, но согласитесь, наклонный крест не самый удачный вариант (если не сказать антихристианский). Хотя в некоторых Традициях это обозначает всего лишь финикийскую Тав.
Re: О церкви Покрова на Нерли
Добавлено: 10 сен 2014, 22:11
Парасковья Пятница
Сергей Попов писал(а): По моему разумению, декоративные рельефы создаются для украшения здания.
- Людмилы Клешниной на вас нет:). Она бы вам разукрасила фасад:).
Это что за .здание. такое?:) Избушка на курьих ножках? - В церковном здание не может быть ничего случайного.
Людмила толкует до тонкостей усю архитектуру, отвергая и принимая частности в свете общего. А тут такая ясная, очам видная вещь: рожицы да зверюшки - и всё, что вы можете сказать по их поводу, это "украшение"?:) Сильная мысль!:)
Сергей Попов писал(а): Для зданий построенных давно, допустить такого простого толкования нельзя, поэтому я согласен, что они несут большой сакральный смысл...
Толкование рельефов ПнН может быть любым... искусствоведческим, эзотерическим, материалистическим, литературоведческим, религиозным, конспирологическим и т.д.
- У вас лично какое-нибудь есть?
Напомню долгую дискуссию о разных видах креста. Там каких только завитушек не пытались истолковывать, а тут такой тормоз:).
Сергей Попов писал(а): Оптимально было бы переговорить с автором проекта, но он сейчас "вне зоны действия сети".
- Смотря для кого:).
=================================
...Что касается рубцовской "Звезды Полей" - то я склонна видеть в ней Звезду Полынь.
Рубцов недаром ощущал себя всадником...
Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны,
Неведомый сын удивительных, вольных племён.
Как прежде скакали на голос удачи капризной,
Я буду скакать по следам миновавших времён.
...Россия! Как грустно! Как странно поникли и грустно
Во мгле над обрывом плакучие ивы твои.
Пустынно мерцает померкшая звёздная люстра,
И лодка моя на речной догнивает мели.
И храм старины, удивительный, белоколонный
Мелькнул, как виденье, меж этих погасших полей.
Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны -
Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей.
...Я буду скакать, не нарушив ночное дыханье
И тайные сны неподвижных больших деревень.
Никто средь полей не услышит ночное скаканье,
Никто не заметит мелькнувшую лёгкую тень.
И только вздыхая израненный старый десантник
Расскажет в бреду удивлённой старухе своей,
Что ночью промчался какой-то неведомый всадник,
Невидимый отрок - и скрылся в тумане полей...
===============================
Читал ли Рубцов Апокалипсис?
Не знаю. Но - он-то как раз был "в зоне действия сети":). И древние смыслы нашли свои пути в его головушку.
Ладно. Это шутки и лирика.
Дорогие Сергеи! И прочие историки.
- Неужели в вашем мире не существует даже попыток разъяснения сюжетов рельефов ЦПнН?
Хотя бы на уровне "Александрии" Б. Рыбакова?
Обращаюсь к вам по своему невежеству...

Re: О церкви Покрова на Нерли
Добавлено: 10 сен 2014, 22:19
Сергей Попов
Владимир Волков писал(а):То, что Золотая орда приняла христианство, факт довольно известный. А к источникам, как я уже говорил, отношусь с большим подозрением.
Так откуда Вам стал известен сей факт... не сами же додумались. Вот я и хочу понять, что для Вас является источником.
Re: О церкви Покрова на Нерли
Добавлено: 10 сен 2014, 22:35
Парасковья Пятница
Владимир Волков писал(а):Чей символ не скажу, но согласитесь, наклонный крест не самый удачный вариант (если не сказать антихристианский). Хотя в некоторых Традициях это обозначает всего лишь финикийскую Тав.

Наклонный крест как раз самый удачный вариант - без него не было бы Жизни:).
Обратите внимание, Владимир, на исключительные способности наших предков к инфографике и концентрации знаний.
Re: О церкви Покрова на Нерли
Добавлено: 10 сен 2014, 22:44
Сергей Попов
Парасковья Пятница писал(а):У вас лично какое-нибудь есть?
Есть!!!! Парасковья, ничтоже сумняшеся, думаю, что рельефы, окромя художественного имеют и образовательно-этнографический смысл... от православия Давид, но мастера от бабушек в детстве и другие сказки слышали... отсюда девы и зверюшки... Первично то, что "во первых это красиво"... а кто изображен... Давид, Александр, Сварог, Макошь, русалки, китоврасы или симарглы... какая разница. Подписано "Давид", а кого там местные видели... сие неведомо:)
Re: О церкви Покрова на Нерли
Добавлено: 11 сен 2014, 00:06
Сергей Заграевский
Владимир Волков писал(а):Сергей Заграевский писал(а):Владимир Волков писал(а):
Но все мнения историков, и даже ссылки на документы, не дают гарантий истинности исторических событий. Пока не будет найдена внутренняя логика события, можно легко запутаться в фактах и мнениях. Тем более, что историки не хуже того кота Базилио брешут на кажном шагу, не краснея, подделывают документы (по ЦПнН также есть данные, что документы фальсифицировались).
Поэтому, прежде чем перейти к источникам, найдем сначала внутреннюю логику событий (раз уж вопрос задан).
подкрепление всех утверждений и умозаключений ссылками на источники.
Это так, общее замечание. Меня же как историка архитектуры интересует конкретный вопрос: какие данные есть по ЦПН, что документы фальсифицировались? О каких документах речь?
Мистическим образом в предыдущем посте я уже частично ответил на Ваши вопросы
Коты на фасадах меня больше убеждают, чем все источники мира (что называется, "лапы и хвост мои документы"

)
По поводу фальсификаций:
Памятник XVI века – «Житие святого Андрея Боголюбского», сообщает, что имеется связь храма с гибелью от ран сына Андрея Боголюбского Изяслава в 1165 году. Но другой – вновь обнаруженный – вариант того же Жития не содержит этого текста об Изяславе!
Еще факты:
Из книги Тимофеева Т.П., Новаковская-Бухман С.М. Церковь Покрова на Нерли. М., «Северный паломник». 2003
http://www.rusarch.ru/timofeeva3.htm
"Все три рельефа сопровождают глубоко врезанные надписи «СТЪ ДВДЪ», исполненные уставом."
Но такого текста там нет (я же не слепой!). "СТ" есть, а что делать с Альфой и Ипсилон?
Небольшое уточнение: "Житие Андрея Боголюбского" - памятник 18-го века. Он существует в ряде редакций. Большинство летописей тоже. Переписывали их многократно в разных целях (в том числе, конечно, и с целью кого-то очернить или обелить), для анализа всего этого и существует такая наука, как источниковедение. Множество томов. По конкретной теме рекомендую:
http://www.rusarch.ru/sirenov1.htm
А текст "СТЪ" на ЦПН есть, Вы же сами приводили эту фотографию в первом Вашем посте. Вглядитесь внимательнее. Вы почему-то пытаетесь читать его греческими буквами, а Вы прочтите по-русски, и все станет ясно. Я уже писал, что это общеупотребительное древнерусское сокращение.
Кулыгин. В какой-то семинарии учитель написал на сочинении "чепуха", а ученик прочел "реникса" -- думал, по-латыни написано. (Смеется.) Смешно удивительно
Чехов, "Три сестры".
Re: О церкви Покрова на Нерли
Добавлено: 11 сен 2014, 05:45
Владимир Волков
К источникам нужно относиться как к ядовитой змее, т.е., с большой осторожностью. Вся историческая наука переполнена ложью и фальсификациями, как барбоска блохами
Пример:
Когда-то, очень давно, мне попался под руку один старый советский журнал, в котором анализировалось "Слово о полку Игореве". И там был приведен любопытный фрагмент: когда к Игорю подсылали "готских дев половецких", князь Игорь "не отдал семя русское" (или росское). Пару лет назад я хотел было найти этот фрагмент в "Слове", но отнюдь... (сотни источников перелопатил) Куды Гриньку дели?
А ведь этот фрагмент наносит сильный удар по норманской теории происхождения рюриковичей.
Re: О церкви Покрова на Нерли
Добавлено: 11 сен 2014, 06:19
Владимир Волков
Многие исследователи полагают, что первоначальное Посвящение ЦПнН было иным, я также склоняюсь к этой мысли. В храме нет никаких следов Покрова Богородицы. Даже намеков.
Вопрос: кто поменял Посвящение, и зачем? Источников-ноль по этой теме. Получается, втихаря поменяли, и забыли. Больше похоже на то, что скрыли целенаправленно, ибо ранг храма обязует...
PS "Белокаменный крест с высеченной на нём «Похвалой кресту», стоявший в XII в. на пути к церкви Покрова, хранится сейчас в Боголюбовском храме."
И вроде как имеется владимирская икона того времени, изображающая Спас и сцену Поклонения кресту.
Re: О церкви Покрова на Нерли
Добавлено: 11 сен 2014, 06:28
Владимир Волков
Рельефы ЦПнН очень хорошо иллюстрируют тему "Поклонение кресту", ибо крест древний символ денницы (а наклоненный крест только её и олицетворяет).
Re: О церкви Покрова на Нерли
Добавлено: 11 сен 2014, 07:42
Владимир Волков
И хорошо бы понять, что олицетворяют многочисленные чертики, размещенные по всем фасадам. Надо бы сличить текст Апокалипсиса, где говорится о "язвах", насылаемых на человечество, с этими чертиками.
Пилястры в виде "мамонтовых" ног, опять же... Мамона (она же созвездие М.М.) в древности вроде как называлось созвездием мамонта (и по очертаниям на мамонта похожа).
В «Молитве Архистратига Михаила от у скопу» ( конца XIX в.) говорится о Мамонте — «бесе проклятом»
Re: О церкви Покрова на Нерли
Добавлено: 11 сен 2014, 08:37
Сергей Заграевский
Рассуждать можно сколько угодно о чем угодно, но если рассуждения не подкреплены источниками, они к науке не имеют отношения.
Например, Владимир, Вы упомнили одну из действительно серьезных проблем - первоначальные посвящения Вл.-Сузд. храмов (не только ЦПН, еще и Успенские соборы). В домонгольских источниках они упоминаются просто как посвященные Б-це. Потом их в раннее послемонгольское время "конкретизировали" по праздникам. Когда точно и почему именно - мы не знаем. Данных нет ни прямых, ни косвенных. Поэтому я и не беру на себя смелость рассуждать на эту тему. Вы берете - Ваше право, но к науке это отношения не имеет.
Сюжеты ЦПН (как и декора других храмов) - тоже тема серьезнейшая. Читайте и анализируйте Вагнера, Гладкую, Лидова, да и я на эту тему давным-давно писал, вот Парасковья Пятница недавно поминала
http://zagraevsky.com/dolgoruky6.htm
Дерзайте, спорьте с исследователями, только факты приводите, опровергайте их умозаключения, на источники ссылайтесь. Тогда это будет наука.
Базы колонн "с когтями" пришли к нам из западноевропейской романики. Ищите, что писали о них западные исследователи, анализируйте. Тогда это будет наука. А так, что мамонт, что слон, что кошачья лапа - все равно это поверхностные наблюдения, легко опровергаемые другими подобными наблюдениями.
Почему к слову "СТЪ" оказалась добавлена вертикальная черта - тоже неизвестно. Но это именно "СТЪ", таких сокращений на древнерусских иконах тысячи. Про черту - думайте, толкуйте, если есть время и желание.
Единственное, о чем хочу предупредить - если дилетантская широта взглядов не сменяется профессионально глубоким подходом, занятия наукой превращаются в игру (вот и кота Бегемота Вы вспомнили зачем-то), а игры окружающими воспринимаются несерьезно, да и самому "homo ludens" быстро надоедают.
С Вашего позволения, прекращаю участие в этой теме. Если будут ко мне конкретные вопросы, отвечу, а разговор "вообще" мне неинтересен, уж простите.
Re: О церкви Покрова на Нерли
Добавлено: 11 сен 2014, 12:01
Сергей Попов
Владимир Волков писал(а):К источникам нужно относиться как к ядовитой змее, т.е., с большой осторожностью. Вся историческая наука переполнена ложью и фальсификациями....
...Многие исследователи полагают...
Владимир, ну сообщите наконец, из каких источников лично Вы черпаете информацию... к каким из них Вы относитесь с доверием? Кто эти многочисленные исследователи, которые полагают?
Re: О церкви Покрова на Нерли
Добавлено: 11 сен 2014, 12:21
Владимир Волков
Да кабы этим источникам можно было верить... А так, куда не кинься, везде вылазят уши фальсификации и необоснованных суждений.
Пример:
сейчас множество источников старается убедить, что христианство в Золотой Орде было фрагментарным, и что к концу 13 века З.О. приняла Ислам. Однако другие источники говорят о том, что в Куликовской битве (конец 14 века) участвовало порядка 20 тысяч крещеных татар (конница). Нужно понимать Ислам, -никаких конкурентов он не терпит, и если была такая масса крещеных татар, то Ислама там точно не было (в широких масштабах, по крайней мере).
И согласитесь, пока что только я один выдвинул более-менее вразумительную версию относительно рельефов ЦПнН (иллюстрация Апокалипсиса), и все факты очень хорошо вписываются в эту версию, и никто мне не привел ещё ни одного факта, который бы противоречил этой версии. И пока я слышу одни только заклинания об источниках, никто даже не предпринял попыток обоснованно опровергнуть мои доводы.
Re: О церкви Покрова на Нерли
Добавлено: 11 сен 2014, 13:02
Сергей Попов
Владимир Волков писал(а):Да кабы этим источникам можно было верить...
...сейчас множество источников старается убедить, что ....
...Однако другие источники говорят о том, что....
....я слышу одни только заклинания об источниках....
Так все-таки, из каких источников Вы черпаете информацию? Вы можете ответить на этот вопрос?
Re: О церкви Покрова на Нерли
Добавлено: 11 сен 2014, 13:14
Vitale
Сергей Попов писал(а):Владимир Волков писал(а):Да кабы этим источникам можно было верить...
...сейчас множество источников старается убедить, что ....
...Однако другие источники говорят о том, что....
....я слышу одни только заклинания об источниках....
Так все-таки, из каких источников Вы черпаете информацию? Вы можете ответить на этот вопрос?
Думаю, что
источников не будет. Нету
источников. Похоже, что единственный "источник"- пылкое воображение Владимира.
Да и вообще, кажется Аристотель где-то заметил, что факты(источники) лишь портят стройность Теории,- чем меньше фактов, тем лучше...

Re: О церкви Покрова на Нерли
Добавлено: 11 сен 2014, 14:48
Парасковья Пятница
.
Vitale, прямо как у Булгакова: "Ловите Котов! Держите Котов!":)
- А стоит ли переводить беседу 100% в формат научной конференции?:)
Тем более, Владимир прав в том, что ничего убедительного (и просто хотя бы стройной гипотезы) по теме рельефов ЦПнН научное сообщество на сегодня (примерно за 160 лет деятельности) так и не выработало:). Несмотря на источники, ссылки и проч. атрибутику научных статей и книжек.
Интересно, почему?
=== Может, она не хочет?:)
Нельзя же всерьёз считать стройной гипотезой, например следующий текст, имеющий все внешние признаки научного:
Изображения Давида-музыканта среди зверей и птиц появляются в очень раннее время и получают широкое распространение в средневековом искусстве. Их непосредственным источником могло послужить библейское свидетельство о том, что до своего призвания, Давид «пас овец отца своего в Вифлееме» (I Цар. XVII, 15). Кроме того, подобные изображения, по-видимому, уподобляли библейского царя герою античной мифологии – Орфею, очаровывавшему все живое своей игрой на лире. Климент Александрийский (конец II – начало III в.) и Евсевий Памфил (ок. 260 – 340 гг.) даже приравнивали успокаивающего диких зверей Орфея к Иисусу, смиряющему с помощью своего учения людские сердца42.
Как предполагают исследователи, именно античные и раннехристианские изображения Орфея и Христа в образе Доброго Пастыря могли оказать значительное воздействие на сложение иконографии музицирующего царя Давида43. Имевшие хождение на Руси апокрифы о Давиде дают ему характеристику, сходную с Орфеем: «И когда принимался он играть, овцы и волы, и все животные скакали… и скоты, и вся природа танцует, когда начнет он играть»44.
Размещенные в боковых закомарах рельефы также связаны по смыслу с центральным образом царя Давида. Здесь на всех трех фасадах располагаются изображения грифонов, несущих лань (илл. 31). По средневековым представлениям, грифон мог символизировать Христа, а лань – праведную христианскую душу. Эти скульптурные группы, вероятнее всего, выражали идею покровительства Христа праведной душе и шире – избранному народу, тему «крова крылом», многократно звучащую в псалмах Давида51.
(цит. по
http://www.rusarch.ru/timofeeva3.htm).
ПС. Авторы цитированной статьи (и остальное научное сообщество) обозначают сюжеты следующим образом:
26.Царь Давид в окружении львов и голубей. Львы-стражи. Рельефы центрального прясла западного фасада
27. Царь Давид, львы и голуби. Рельефы центральной закомары северного фасада
30. Царь Давид, львы и голуби. Рельефы центральной закомары южного фасада
Сергей Вольфгангович, конкретный вопрос: вы тоже придерживаетесь этих наименований?
Ещё более конкретный вопрос: откуда известно, что это голуби?
Не пора ли привлечь орнитологов?:)
Также вопрос: что там делают "голуби"? Какой смысл ихнего там присутствия?
"Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить." (С).
Re: О церкви Покрова на Нерли
Добавлено: 11 сен 2014, 17:10
Владимир Волков
Надпись слева: кто мне покажет источник, где альфа с титлом означает "Ъ"?
Титл вообще-то ставили в том числе и над цифрами. Для чего 4-ый знак? Что он означает?
Этот знак явно обозначает упрощенное начертание греческой шестерки, а альфа, как известно, означает 10.
И как вообще могло получиться, что нет никакой вразумительной информации о столь значительной для христианства и России церкви? Ни кто строил, ни когда, ни зачем.
И если посмотреть на все источники по ЦПнН, то окажется, что все они были слеплены (или подправлены) в петровские времена, когда происходила тотальная фальсификация русской истории.
И действительно, если рюриковичи росы (а не скандинавы), то кто они такие, и где правили 7522 года тому назад. Неполиткорректно получается, -русской цивилизации почти 8 тыс. лет (а в это время Европы и в помине не было).
Re: О церкви Покрова на Нерли
Добавлено: 11 сен 2014, 21:33
Владимир Волков
Браво, уважаемая Прасковья Пятница, полностью солидарен с Вашим мнением.
Только вот голубь имеется (слева от Давида), и олицетворяет он Венеру. Справа сокол-символ Полярной звезды и рода рюриковичей.
Re: О церкви Покрова на Нерли
Добавлено: 11 сен 2014, 21:41
Сергей Заграевский
Парасковья Пятница писал(а):.
ПС. Авторы цитированной статьи (и остальное научное сообщество) обозначают сюжеты следующим образом:
26.Царь Давид в окружении львов и голубей. Львы-стражи. Рельефы центрального прясла западного фасада
27. Царь Давид, львы и голуби. Рельефы центральной закомары северного фасада
30. Царь Давид, львы и голуби. Рельефы центральной закомары южного фасада
Сергей Вольфгангович, конкретный вопрос: вы тоже придерживаетесь этих наименований?
Ещё более конкретный вопрос: откуда известно, что это голуби?
Не пора ли привлечь орнитологов?:)
Также вопрос: что там делают "голуби"? Какой смысл ихнего там присутствия?
130316180813 (1).jpg
130316180813.jpg
130316180814 (2).jpg
"Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить." (С).
Уважаемая Парасковья, научное сообщество крайне неоднородно, и обобщенно ссылаться на его загадочное мнение - это все равно, что говорить, что все немцы педантичны, французы любвеобильны, а русские - алкоголики )))
Ссылаться можно только на мнение конкретных исследователей с оценкой их аргументации. Тогда это научно.
Еще раз призываю почитать Вагнера, Гладкую, Лидова, Высоцкого... Можно и меня ))) Собственную позицию многолетней давности могу повторить, мнение с тех пор я не поменял:
...Но скульптурный декор, устанавливаемый на христианских храмах, в той или иной форме обязан был проходить церковную цензуру, и все «язычество», выражавшееся в львах, орлах, грифонах и «вознесении Александра Македонского», должно было находить какие-либо (пусть и натянутые) основания в церковной догматике...
Предвидится возражение по поводу декора суздальских храмов: одно дело – изображения Богородицы и царя Давида, и совсем иное – львов, орлов, грифонов, кентавров, сцен охоты, борьбы зверей и «вознесения Македонского». Пожалуй, церковная догматика могла смириться с изображениями львов – все-таки в Писании это были символы могущества, силы и власти (Дан. 7:4), и даже Слово Божье уподоблялось рыканью льва (Иов 4:10–11). Грифон, как синтез льва и орла, возможно, тоже имел некоторые теоретические шансы на «догматичность». Но ни о каких кентаврах, а тем более о «вознесении Александра» в Библии не говорится. Все это реминисценции языческих времен.
Но на это возражение можно ответить следующее: действительно, трудно спорить с тем, что декор суздальских храмов (как и романских) имеет множество языческих мотивов. Только корни этих мотивов не древнеславянские, а древнеперсидские и древнегреческие.
В IV веке до нашей эры походы Александра Македонского объединили последние одним термином – эллинизм.
В свою очередь, эллинистическая культура была воспринята Древним Римом, а затем оказалась весьма привлекательной для средневековой Европы – она вполне соответствовала имперским устремлениям и правителей, и церкви422.
И «папоцезаристы», и «цезаропаписты» испытывали ностальгию по могучим империям древнего мира, и эта ностальгия нашла отражение не только в богословии423, но и в церковном искусстве.
Но в погоне за «державными» символами в искусстве средневековая церковь столкнулась с крайне «неудобной» ситуацией: императоры-христиане (Константин, Феодосий I и Юстиниан) олицетворяли собой уже не мощь империи, а скорее ее упадок.
Изображать императоров от Траяна до Диоклетиана было «чересчур» – церковь все-таки не могла им простить гонения христиан (хотя для автора «Слова о полку Игореве» – мирянина – упоминания «веков Трояновых»424 были в порядке вещей). Даже Цезарь с Августом (возможно, «благодаря» откровениям Светония425) оказались для церкви слишком одиозными фигурами, к тому же за ними абсолютно логично следовали Тиберий и Калигула. Да и в любом случае официальная символика Древнего Рима, казнившего Христа, Петра и Павла, была традиционно несовместима с христианской.
А вот Александр Македонский, не запятнавший себя «громкими» преступлениями, не уничтожавший иудейских пророков и принесший в Иудею (а косвенно – и в Священное Писание) эллинизм, был вполне приемлемой фигурой. Не зря в западной традиции его называют Александром Великим426.
В итоге получилось, что в средние века «державные» символы эллинизма (грифоны, кентавры и т.п.) вполне мирно уживались с ортодоксальным христианством, не претендуя на то, чтобы быть полноправной частью «Священного Предания», но и не попадая под догматические запреты. Отсюда обилие таких символов в скульптурном декоре и юстиниановских, и романских храмов. «Постиконоборческая» Византия, как мы видели в п. 2 этой главы, имела иные скульптурные традиции, но, например, в византийских церковных манускриптах имеется множество изображений и грифонов, и слонов427.
Возвращаясь к Владимиро-Суздальской земле, скажем: возможно, мы и не вправе называть Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского «цезаропапистами», но такая тенденция, несомненно, присутствовала – уже к Всеволоду Большое Гнездо это определение вполне подходит.
Следовательно, владимирские князья были заинтересованы в изображении не языческих идолов и не народных верований428, а символов своей власти, восходящих к древним империям429. Поэтому на стенах их храмов и появилась вся гамма «державных» эллинистических мотивов (от «восточных» слонов и грифонов до «греческих» кентавров и самого Александра Македонского).
А суздальские священнослужители, получив общее благословение митрополита на скульптурные изображения, вряд ли сопротивлялись «державной» тематике в эллинистической интерпретации.
http://zagraevsky.com/dolgoruky6.htm
Поэтому на Ваш конкретный вопрос отвечу так: голуби вряд ли были державными символами, да и клюв у птиц на ЦПН хищно загнут. Скорее всего, это все же не голуби, а орлы (или ястребы, соколы...).
Re: О церкви Покрова на Нерли
Добавлено: 11 сен 2014, 21:55
Владимир Волков
Теперь немного об источниках: в своей версии я опирался на самые что ни на есть надежные источники, - это текст Апокалипсиса, сведения из астрономии, и собственно сами рельефы ЦПнН.
Апокалипсис 22.16.: "Аз есмь корень и потомок Давида, и звезда, и Зорница, и Денница" (т.е., и Венера, и Полярная).
На фасадах церкви мы видим Давида, в окружении символов Венеры и Денницы, внизу два кота с хвостами Василиска. Коты олицетворяют Зверя Апокалипсиса (в чем нам помог разобраться булгаковский Кот Бегемот).
Василиск дословно: "князь" (мира сего), он же Веельзевул. Его астральные атрибуты это созвездия Дракона, Большой и малой Медведицы (крылья Дракона). Поэтому Василиск иногда изображается в виде петуха (или головой, или хвостом петуха).
Поэтому коты с хвостом Василиска (кот спутник Веельзевула, или же Воланда) здесь уместны, эти коты олицетворяют созвездие Малой Медведицы, которое в Апокалипсисе названо Зверем . И новая Полярная звезда принадлежит этому созвездию.
На всех фасадах по 7 голов, которые олицетворяют 7 ангелов (и 7 звезд) Апокалипсиса (цитаты про 7 ангелов я уже приводил ранее). Чертики, которые расположены между голов ангелов, олицетворяют язвы и различные беды, которые описаны в Апокалипсисе.
Таким образом, имеются основания полагать, что ЦПнН построена в честь Денницы (которая появилась вновь на Полюсе мира в 6616 году)и Иисуса Христа (который в А. 22.16. называет себя Денницей), а также в честь рождения княжича Андрея, прозванного Боголюбским, поскольку это рождение совпало с появлением Денницы.
Кстати, я не настаиваю, что нижние зверюги это коты. Это могут быть барсы с головой льва, поскольку в гл. 13 А. Зверь подобен барсу с головой льва.
Но суть от этого не меняется, звери изображают мамону
Слева от Давида явно голубь, -древний символ Венеры, которая самым тесным образом связана с денницей (падший голубь является символом денницы на эмблеме современных восточных тамплиеров (О.Т.О.), гиксы, по свидетельству Альвейдера, также использовали голубя в качестве символа Полярной звезды).
И кстати, нижние зверюги могут быть просто львами с хвостами Василиска (и лапами, сложенными в виде символа денницы-финикийской Тав). И поскольку они в пассивном состоянии, они могут олицетворять две Полярных звезды созвездия Дракона, которые предшествовали Полярной звезде мамоны.
В любом случае, рельефы иллюстрируют Апокалипсис, -это самая достоверная версия из всех.
Re: О церкви Покрова на Нерли
Добавлено: 11 сен 2014, 22:51
Сергей Попов
Владимир Волков писал(а):...я опирался на самые что ни на есть надежные источники, - это текст Апокалипсиса, сведения из астрономии, и собственно сами рельефы ЦПнН
....имеются основания полагать, что ЦПнН построена... в честь рождения княжича Андрея, прозванного Боголюбским, поскольку это рождение совпало с появлением Денницы.
...Кстати, я не настаиваю, что нижние зверюги это коты. Это могут быть барсы с головой льва...
Вы говорите, что использовали текст Апокалипсиса, но используете трактовки символов Апокалипсиса... Это Ваши трактовки или Вы их взяли из каких-то источников?
Ваши сведения из астрономии обычный копипаст с википедии... на Ваш взгляд это достоверный источник?
Вы воочию видели все рельефы и тексты Покрова на Нерли... или свои выводы строите на основе чужой фотографии северного фасада?
Вы готовы доказать, что рождение Боголюбского совпало с появлением Полярной звезды... как Вы вообще представляете появление Полярной звезды, ее что, до этого не существовало? Год рождения человека абсолютно конкретен. Вы считаете, что появление Полярной звезды произошло в этот же год?
Из позитивного должен заметить, что Вы все-таки решили, что коты могут быть барсами... или даже львами
Ваша версия, конечно достоверная... но пока только для Вас...
Какое все-таки посвящение имела церковь построенная на Нерли, поблизости от Боголюбова? Посвящения Апокалипсису не существует... или опять фальсификация?
P.S. Уважаемая Парасковья, не провоцируйте Владимира... ему и так не просто... Надеюсь у Вас есть своя трактовка... поделитесь... любопытно.
Личная просьба... Вы считаете, что рельефы на всех центральных закомарах изображают не Давида? Тогда кого и где?
Re: О церкви Покрова на Нерли
Добавлено: 11 сен 2014, 23:58
Владимир Волков
Барс (рельеф ЦПнН)-хвост в точности как у нижних зверюг.
Тут некоторые источники утверждают, что якобы барс-символ славы русского народа, но скорее всего это барс 13 гл. Апокалипсиса (то бишь мамона входит на трон мира)
Re: О церкви Покрова на Нерли
Добавлено: 12 сен 2014, 00:54
Владимир Волков
Конечно же символы не я придумал. Это очень древние символы, которые использовались на протяжении тысячелетий и Древнем Египте, и Междуречье, и хеттском царстве, и средневековыми алхимиками, и так далее. С помощью яндекса можно найти массу инфы по этому вопросу.
В Апокалипсисе также использованы эти древние символы. Лев-символ Солнца и денницы (полуденного Солнца и Полярной звезды (поэтому Зверь с головой льва). С котом несколько сложнее, но его используют до сих пор в некоторых эзотерических обществах (тамплиеров обвиняли в поклонении коту ), Булгаков использовал кота как символ спутника Воланда, то бишь созвездия М.М.
Грифон, терзающий лань или оленя-древний символ смены Полярных звезд, его значение знают немногие, но все древние символы имеют под собой некие реальные явления. Чтобы доказательно разъяснить этот символ, нужно разместить текст размером с толстую книгу , при этом, олень (или лань) символ известный-символ созвездия Дракона, его использовали кельты (см. изображения кельтского Луга). Кстати, Коровьев из Мастера и Маргариты это аллюзия на "священную корову кельтов" (Большая Медведица-крыло Дракона). Полярная звезда Малой Медведицы сменила Полярную звезду Дракона (1500 лет до н.э.), и именно поэтому Грифон убивает лань-Дракона.
Ну а чем в данном случае плоха википедия? В ней наиболее точно показаны даты смены Полярных звезд (ну очень долго объяснять, почему это так). Есть масса других источников, где подробно разъясняется, как происходит смена Пол. звезд (см. в яндексе). Поэтому не стоит удивляться, что Полярной звезды 1100 лет не было рядом с полюсом мира.
Дату рождения Андрея Боголюбского различные источники указывают в районе 1100 года н.э. Полярная звезда появилась примерно в это же время. Я лично считаю, что она появилась в 1108 году н.э. (6616 год от сотв. мира), доказательства этому я уже представлял ранее. Неизвестно, именно в этот год родился княжич Андрей, или около того, но то, что появление П.З. связали с его рождением, сомнений никаких.
Здесь нужно проанализировать историческую ситуацию на Руси начала 12 века, борьбу хазарских банкиров за власть в Польше (и вообще в Европе) и Киеве, а также понимать, какую роль играет Полярная звезда в иудаизме (но это опасная тема, поскольку Денница является исключительным сакральным символом в некоторых течениях иудаизма). И именно поэтому Христос говорит: "Я.. и денница", -в том смысле, что поклоняться нужно Богу, а не звездам. Современный ортодоксальный иудаизм категорически отвергает язычество (то бишь поклонение звездам (в частности).
ЦПнН посвящена Богу в лице Иисуса Христа, а также кресту (который есть древнейший символ Бога), ну и рождению Андрея ес-но. Если бы это было не так, то не трогали бы родословную Христа.
Re: О церкви Покрова на Нерли
Добавлено: 12 сен 2014, 01:05
Парасковья Пятница
Сергей Попов писал(а):Вы готовы доказать, что рождение Боголюбского совпало с появлением Полярной звезды... как Вы вообще представляете появление Полярной звезды, ее что, до этого не существовало? Год рождения человека абсолютно конкретен. Вы считаете, что появление Полярной звезды произошло в этот же год?
Помогу Владимиру:) Мне лично импонирует мультинаучный подход Владимира!:)
Полярная звезда - это имя собственное для α Малой Медведицы (второе название этой звезды Киносура).
А как нарицательное имя - это та звезда, на которую в данный момент времени направлена ось вращения Земли в северном полушарии. Будем такую звезду называть полярной со строчной буквы.
Поскольку ось вращения Земли испытывает прецессию ( колебания), то наша ось со временем меняет своё направление. И наиболее близкой к линии продолжения оси оказывается то одна звезда, то другая. Эта смена полярной звезды происходит примерно раз в 1500-2000 лет. Вот история полярных звёзд и прогноз.
Список полярных звёзд полного прецессионного круга.
Прецессия земной оси вокруг северного полюса эклиптики и соответствующая смена полярных звёзд
13 тыс. до н. э. — полярная звезда — Вега (α Лиры)
9 тыс. до н. э. — полярные звезды (поочередно) π и η Геркулеса
8—7 тыс. до н. э. — полярная звезда — τ Геркулеса
5500—3500 гг. до н. э. — полярная звезда — ι Дракона
3500—1500 гг. до н. э. — полярная звезда — Тубан (α Дракона)
1500 г. до н. э. — 1 год н. э. — полярная звезда — Кохаб (β Малой Медведицы).
1—1100 года — полярной звезды нет. Но есть «стражи» — Кохаб (β Малой Медведицы) и Киносура (α Малой Медведицы), полюс примерно на одинаковом расстоянии от α и β Малой Медведицы.
1100—3200 гг. Полярной звездой становится α Малой Медведицы. На минимальном расстоянии от северного полюса (27') она пройдет в 2100 году.
3200—5000 гг. — полярной будет Альраи (γ Цефея).
5000—6500 гг. — полярная — Альфирк (β Цефея).
6500—8500 гг. — полярная — Альдерамин (α Цефея).
8500—13000 гг. — полярные — Денеб и Садр (α и γ Лебедя).
13000 г. — полярной опять станет Вега (α Лиры).
Вопрос. Насколько значимым было для людей в 1100 г. изменение направления земной оси. Заметили ли они его, как толковали, стремились ли увековечить, напр., в искусстве? Могли бы они, например, посвятить этому событию храм?
Если судить по тщательной фиксации разнообразных небесных явлений в летописях (напр., в русских) - фиксации не просто с астрономической, а с предсказательной, эсхатологической и т.п. точек зрения - то можно предположить, что изменение направления оси и переход от двух стражей к одной звезде - это было потрясение основ мироздания. Небо обрело центр.
Кс, русское название Полярной звезды - Кол (см. Даля).
Оно отражает представления о вращении планет вокруг этой звезды. И о направлении на неё земной оси и мирового древа.
А давайте вместе подумаем, о чём те украсы... Да пусть и какие-нибудь завиральные мыслюхи - куда ж без них в живой беседе, да на такую так и не решённую до сих пор темку, как рельефы ЦПнН. Интересно же!