Дорогие участники данного форума, давайте, вместо того, чтобы выяснять межличностные отношения, лучше подведем итоги данному обсуждению. Какой-то ответ на свой вопрос про "Храм из рельсов" я все же получил, а значит, и есть смысл обобщить информацию.
1. Есть любопытный факт, что в рабочем поселке Бежица Орловской губернии, в 1884 году был построен храм в честь Преображения Господня.
2. Согласно имеющимся (т.е. сохранившимся) документам известно, что храм был построен из РЕЛЬСОВ, и снаружи и изнутри обшит дубом. Сейчас этого здания храма не существует - он был разобран безбожниками и богоборцами в 1935 году.
3.В начале форума был задан вопрос - это единственный случай использования рельсов при постройке храма или нет?
4.Из обсуждения следовало, что таких храмов не строили, хотя "практика в то время была такая, русские инженеры опережали планету по всем параметрам", применяя "просчитанные и законченные конструктивные решения", где "каждая деталька была уникальной, индивидуальной".
Будучи хорошо знаком с историей Брянского рельсопрокатного завода, могу согласиться с этим утверждением (к примеру, с краткой историей БМЗ можно познакомиться на
http://izmerov.narod.ru/bmz/index.html)
В некоторых местах Бежицы по сей день сохранились интересные (и видимо индивидуальные) литые ограды, лесницы, сень над входом в здание и т.д.
5.Однако, применения железа (или, если хотите металла) для постройки храма, как выяснилось, было довольно смелым экспериментом.
а) Поскольку металл имеет "излишне высокую теплопроводность материала для постройки. Меж тем у нас в России отопительный сезон 200 дней в году. Естественно полагать неизбежный конденсат от перепада температур вкупе с коррозией резко ограничивают применимость голого железа для любого строительства".
б) "Возни, правда, с рельсами, по тем временам, было непомерно много. Ещё не было монтажной электросварки соединительных узлов и газорезки или ручных болгарок для подрезки в длину необходимой мерности".
в) "Металл антагонист акустике, традиционной планировке помещений, теплотехнике, тяжелее кирпича в три раза, а древесины в 12 раз, без декораций выглядит отвратительно, на нём нельзя стоять, в нём нельзя дышать, летом жарко, зимой холодно. В огне кузнечное железо плывёт уже при 300-х градусах, чугун легко лопается." К томуже, "при пожаре деревянная облицовка совсем не защищает металлические конструкции, от высокой температуры металл теряет прочность, храм "складывается"."
6.Не смотря на все выше изложенные трудности, храмы и часовни построенные, пускай не все буквально из рельсов, а из металла, все же существовали. Будучи знаком воочию с двумя из них, категорически не могу согласиться с тем мнением, что эта красота этих зданий "не совершенная, а обедненная, ущербная"
а) Храм Преображения Господня в Бежице (1884)
б) Металлическая часовня в Северском (1830)
в) Плевненская часовня на Ильинском сквере (правда, без ссылки)
г) Походная церковь в местечке Ерсика в Латвии (тоже, без ссылки)
7.Поскольку Храм Преображения Господня в Бежице не сохранился, то и узнать о том, какой именно практический способ для возведения этого здания использовался, мы не сможем. Действительно, как сочленялись рельсы? Как делались (все же существовавшие и многочисленные) арочные окна? Из документов и воспоминаний, лично мне, ничего не известно о том, что в этом храме было не удобно. Напротив, в одном из источников (сейчас не буду его искать) почти буквально сказано что "Преображенский храм в Бежице своей красотой и величием превосходил Городской Собор Брянска".
Так что практические приемы возведения этого храма, видимо, останутся нам не известны.
8. Вывод. Факт все же более чем интересный. Возможно, даже заслуживающий отдельного исследования. Поэтому смело можно назвать способ применения РЕЛЬСОВ при постройке храма - уникальным, небывалым, единственным! Хотя, как можно видеть, и не практичным, ведь действительно, подобные храмовые строения не получили повсеместного развития и распространения.
Большое Спасибо всем участникам обсуждения за их помощь! Ответ на поставленный вопрос я получил. Было приятно с Вами общаться!
Р.S. На этом считаю тему про «Храм из рельсов», на данный момент, исчерпанной. Если нет СУЩЕСТВЕННЫХ дополнений, к примеру, конкретных ссылок на обозначенные выше церковные здания и т.п., то видимо обсуждать более данный вопрос нам не стоит. Спасибо!
