Страница 7 из 28

Re: О церкви Покрова на Нерли

Добавлено: 14 сен 2014, 01:31
Парасковья Пятница
.
"Всё выше и выше, и выше!" (С).
Взглянем теперь на самые рельефы, продвигаясь снизу вверх (так скромнее).

Ремарка. Подобные священные изображения не являются "программной живописью" (т.е. регламентированными иллюстрациями некоего канонического текста. Нет ни канонического текста, ни фиксированных способов его иллюстрировать). Пример апрограммности - в моём предыдущем посте (замена мировой вертикали храмовой горизонталью, но и мировая вертикаль в храме представлена). Рациональный критик скажет, что Древо не может быть горизонтальным - но современное рацио тут не совсем работает. Наши предки порою просто гениально концентрировали своё знание в простые формы.

Итак, нижние рельефы ЦПнН.
7.jpg
1.jpg
В отличие от уже цитированного мною "Слона-то я и не приметил" - в нижних рельефах ЦПнН учёное сообщество как раз "приметило слона", то есть мамонта, назвав нижнюю часть полуколонок "мамонтовыми ногами".
Смешно:). Зачем мамонту пятая нога.

О чём всё это?
- Поскольку весь рельеф в целом являет собой мироустройство, выражаемое по-другому понятием Мирового древа, то нижняя часть этого рельефа являет собой... ну же, правильно:) - нижнюю часть Мирового древа, то есть Нижний мир.
Мы видим здесь все распространённые образы Нижнего мира.
Полуколонки - стволы.
Капители - ветви и листья.
Нижняя часть полуколонок - корни Древа ( а, пардон, не мамонтовы ноги).
В корнях - обитатели Нижнего мира. В разных традициях это разные существа, ходовой набор - змеи, лягушки, мыши, бобры, выдры, рыбы, иногда медведь или фантастические чудовища хтонического типа.
Поскольку в рельефах ЦПнН обитатели Нижнего мира представлены в спокойном, неагрессивном виде, то это опять-таки не поддерживает апокалиптический тренд.
Вот в таком смысле правомочен и мамонт - как существо Нижнего мира. Но, думается, товарищи учёные не это имели ввиду со своими мамонтовыми ногами:)

Теперь вы подключаете рацио и начинаете отрицать: Древо-то одно, а полуколонок вон сколько! Проколочка у вас, Парасковья, с вашей мифологией.
Ответ. Не программируйтесь.
- Капительки соединены арочками - в единое целое.
- Для мифологического сознания повторение = усиление (истинности, действенности, обладания знанием). Напр., "аминь, аминь, аминь", "свят, свят, свят", далее сами.
Это в немалой степени присуще и современному сознанию, проявляется в быту, в искусстве (напр., повторение рекламных роликов, па в танце и проч.). Поэтому 5 Древ вместо одного Древа - это в 100 раз истиннее и убедительнее.

Итак, Нижний мир. Видим очень доходчивое и ясное для понимания представление его на ЦПнН, без особых страшилок. Здесь, конечно, интересно подумать, почему выбраны именно такие обитатели, оригинально ли или заимствовано такое представление НМ, к какой традиции оно ближе, как оно проникло из традиции в христианскую архитектуру и конкретно на ЦПнН и разные такие вопросы: наполнения схемы конкретикой.
Но это отдельный разговор:)

Re: О церкви Покрова на Нерли

Добавлено: 14 сен 2014, 01:43
Владимир Волков
Уважаемая Прасковья, на мой взгляд, ещё более точно определила суть храма. Т.е., это не просто иллюстрация, а целая космогоническая поэма в камне.

Полагаю, что храм в те времена произвел фурор, и Дмитриевский храм всего лишь копирует сюжеты ЦПнН, которые стали тогда каноническими.

Во время реформ Никона всё это естественно потерли (вместе с названием), сбили все рельефы, которые могли напрямую навести на смыслы (и заодно изменили текст Апокалипсиса, чтобы уж точно никто не догадался).

Re: О церкви Покрова на Нерли

Добавлено: 14 сен 2014, 09:53
Парасковья Пятница
.
Маленькое дополнение к вышесказанному.
1.Спасибо собеседникам за интересное общение, какого уже давно не было на Соборах. Продолжим?:)
2.Дополняю.
"– искусственный холм был укрёплен более надёжно, чем подпорными стенками, – сплошной белокаменной вымосткой."
Источник: Заграевский С.В. К вопросу о реконструкции и датировке церкви Покрова на Нерли. В кн.: Материалы областной краеведческой конференции (20–21 апреля 2007 г.). Владимир, 2008. Т. 2. С. 3-12. (взято с РусАрх).

== То есть желание убедительно преобразовать профанное пространство ЦПнН в сакральное пространство Центра мира привело строителей к такой экстраординарной мере. В сакральном пространстве Центр мира находится на Мировой горе, это Гора белая (сияющая, сверкающая итд.)

Реконструкция ЦПнН (взято из того же источника).
1.jpg
Меру – пуп земли. Это не просто абстрактный или конкретный географический объект. Меру скрывает в себе начала мира.
Местоположение Меру представляется странным. С одной стороны, Меру – несомненно Мировая Гора и, в силу этого, не может быть сколь-нибудь чётко локализована. С другой стороны, авторы преданий о Меру наделяют чудесную страну весьма характерными признаками. Здесь "полгода – день, полгода – ночь". Здесь высоко в небе – Полярная звезда, вокруг которой водят бесконечный хоровод созвездия Кассиопеи, Волопаса и Большой Медведицы, осенённые сиянием апсаров. Подле Меру – молочный океан, полный амриты. Традиция прямо отводит Меру место в царстве холода.


Эта затея с искусственной белой горой для ЦПнН представляется исключительным явлением.
(Вопрос к нашим архитекторам и искусствоведам: прецеденты есть?).
Создание такой горы, думается, замечательно говорит о том, какое значение придавали строители этому храму.
- А ещё больше говорят о том... собственные глаза. Даже не умея толком вербализовать священный, космогонический, мифологический смысл, заложенный создателями в своё создание --- и сегодня миллионы людей, увидевших ЦПнН, сразу понимают: боже, как же она прекрасна!:)

Re: О церкви Покрова на Нерли

Добавлено: 14 сен 2014, 10:25
Сергей Попов
Владимир Волков писал(а):Вернемся к нашим баранам ...
Давид в окружении символов Венеры и Денницы это иллюстрация 22.16 Апокалипсиса.
И поскольку там говорится о родословной Христа и Деннице, а время появления Денницы и рождение Андрея совпадают, то логично было предположить, что храм построен в том числе и в честь рождения княжича Андрея.
А раз Давид иллюстрирует Апокалипсис, то и остальные персонажи делают то же самое. Всё логично.
А иначе как объяснить все эти рожицы и зверюшек? Те объяснения различных источников, которые мне удалось прочитать, слишком наивны.
.....
Полагаю, что храм в те времена произвел фурор, и Дмитриевский храм всего лишь копирует сюжеты ЦПнН, которые стали тогда каноническими.

Во время реформ Никона всё это естественно потерли (вместе с названием), сбили все рельефы, которые могли напрямую навести на смыслы (и заодно изменили текст Апокалипсиса, чтобы уж точно никто не догадался).
Владимир, я с Вами не спорю и не пытаюсь в чем-то убедить… поверьте, мне совершенно все равно, какая трактовка рельефов ПнН для Вас более истинная… это никак не влияет на мое восприятии храма. Я лишь хочу понять, на основании каких источников Вы строите свои умозаключения… ну и не принимаю откровенные выдумки, типа иудаизма монголов, русского языка хеттов и неожиданного появления Полярной звезды… Если Вы высказываете подобные экстравагантные теории, то будьте любезны подтверждать их документами, а не словами "это всем известно". Пока многие Ваши утверждения отдают фоменковщиной и ей подобными теориями, что все сфальсифицировано и историки нагло врут и переписывают все в угоду правящему режиму… :(

На мой взгляд, Ваша версия не имеет серьезных оснований, так как
- Давид это не только персонаж Апокалипсиса,
- животные и птицы названы символами Венеры и Полярной звезды, но пока бездоказательно,
- неожиданное появление Полярной звезды противоречит всем физическим законам,
- данное эпохальное событие не имеет никаких упоминаний в исторических документах,
- никому кроме Вас неизвестно о связи между Полярной звездой и рождением Боголюбского,
- если Вы не можете объяснить "все эти рожицы и зверюшек", то это не доказывает Вашу версию,
- если прочитанные источники кажутся Вам наивными, это не говорит, что они ошибочны

Вы полагаете, что рельефы на ПнН произвели фурор…. однако рельефы были и на главном храме Боголюбского – Успенском соборе Владимира, наверное, он был более важным сакральным сооружением, чем стоящая в безлюдном месте церковь Покрова…

Для Вас кажется естественным, что во время реформ Никона все, что должно подтверждать Вашу версию, было уничтожено… приведите доказательства, иначе это фоменковщина…

Обратите внимание, что от уважаемой Парасковьи, я никаких доказательств не требую… у нее собственная целостная картина мира… у Вас пока такой нет… :)

Re: О церкви Покрова на Нерли

Добавлено: 14 сен 2014, 11:25
Сергей Попов
Парасковья Пятница писал(а):Итак, Нижний мир. Видим очень доходчивое и ясное для понимания представление его на ЦПнН, без особых страшилок.
Парасковья, если аркатурный пояс - дерево, растущее из Нижнего мира, а зверушки жители/обитатели оного, то чьи когти торчат из цоколя? :)
Парасковья Пятница писал(а):То есть желание убедительно преобразовать профанное пространство ЦПнН в сакральное пространство Центра мира привело строителей к такой экстраординарной мере.
Вообще-то облицовка земляной насыпи камнем служит для ее укрепления от размыва и позволяет иметь более крутой склон. Такие облицовки применялись в крепостных рвах земляных крепостей. ПнН расположена в затапливаемой пойме Клязьмы и Нерли, поэтому до начала строительства храма пришлось укреплять и защищать его основание от половодья и льдин. Никакого сакрального смысла эта конструкция не имеет… только практический... Понятно, что качество облицовки основания храма и крепостного рва отличались, так сказать, эстетически... Вполне допускаю, что версия о Центре мира прозвучала, когда Боголюбскому принесли смету на оплату работ по облицовке… :)
У церквей стоящих в обычном, незатапливаемом ежегодно месте, никаких холмов в основании нет, так как строить на насыпном грунте нельзя и пришлось бы значительно углублять фундаменты... а это затраты... поэтому версия о горе Меру заказчиками не оплачивалась...

Re: О церкви Покрова на Нерли

Добавлено: 14 сен 2014, 11:43
Владимир Волков
Да я просто пытаюсь разобраться в ответах на вопросы, которые мне задают, и если меня обоснованно поправляют, то я соглашаюсь с оппонентом (как Вы могли заметить).

Всё так или иначе относится к ЦПнН, и исторической обстановке на Руси начала 12 века.
Иногда ну очень косвенно, каюсь.

Иногда могу быть невнимательным. Сори

Но если Давид с символами явно иллюстрирует Апокалипсис, то как я могу думать иначе?
И на грани гениальных космогонические версии Прасковьи на мой взгляд не противоречат моей теории.

Зря Вы думаете, что звезды не могут достаточно быстро менять своего положения (относительно наблюдателя, по крайней мере).
Вот здесь, например, посмотрите (причем, ситуация аналогичная-когда в начале тысячелетия появилась Вифлеемская зведа):
http://www.gnozis.info/?q=node/3618

О положении Полярной звезды мы можем судить, в частности, по Альмагесту Птоломея. Стражи в начале I тысячелетия н.э. находились в 8 и 12 град (сейчас в 1гр.) от Полюса мира. Т.е., Полярной звезды не было у Полюса мира.
Ф. Енгельс (серьезный дядечка, просто так не будет утверждать ) указывает, что число Зверя 616 ( в своей работе "О религии"), и современные гностики придерживаются того же мнения. При том, что Апокалипсис говорит о числе 666.
На рельефе ЦПнН, справа от Давида, вырезана надпись, которая никак не стыкуется с СТЪ, поскольку 3-тьим знаком является альфа с титлом (обозначающая, как известно, 10), а 4-тым греческая шестерка.

Причем, если повернуть альфу с титлом на 90 гр. против ч.с., то получится арабская 10, а первый знак -в точности арабская 6. Сомнения вызвал 2-ой знак (Т), поскольку этот знак позднее использовался в качестве числа 300 (см. надпись на щите Рюрика-1000 Крещ.Руси). Но вполне мог использоваться в качестве числа 600 (а вот здесь нужно анализировать арканы Таро, что весьма утомительно).

Таким образом, и учитывая Енгельса , стала вырисовываться версия о "появлении" новой Полярной звезды в 6616 г. от С.М. Не факт, что она идеальная, но в качестве рабочей вполне может быть.

Точный год рождения Андрея Боголюбского не известен, но исследователи сходятся примерно на 1100 годе н.э. Т.е, примерно в год появления Денницы.

Re: О церкви Покрова на Нерли

Добавлено: 14 сен 2014, 12:28
Владимир Волков
Сергей Попов писал(а):На мой взгляд, Ваша версия не имеет серьезных оснований, так как
- Давид это не только персонаж Апокалипсиса,
- животные и птицы названы символами Венеры и Полярной звезды, но пока бездоказательно,
- если Вы не можете объяснить "все эти рожицы и зверюшек", то это не доказывает Вашу версию,
- если прочитанные источники кажутся Вам наивными, это не говорит, что они ошибочны
Давид слишком мелкая фигура для такого храма (да ещё и с такой стоимостью ).
А вот в качестве символа Христа-вполне. Христос, как род Давида, упоминается, в частности, в А. 22.16., и именно там же называет Себя Денницей (больше нигде)

Надо понимать, что творилось на Руси в эти годы... Киев находился под властью хазарских банкиров, которые, пользуясь разорительными войнами с печенегами, и нехваткой наличности в Киеве (по причине снижения торговли), установили грабительский процент на займы. В Новгороде дела обстояли не намного лучше (Новгород оставался перманентным очагом противодействия христианству и княжеской власти вплоть до Иоанна Грозного, который железной рукой выжег это осиное гнездо заговоров).
Летописец Нестор писал об этом времени: "Города опустели, в селах пылают церкви, домы, житницы и гумны. Жители издыхают под острием меча или трепещут, ожидая смерти".

Re: О церкви Покрова на Нерли

Добавлено: 14 сен 2014, 12:59
Сергей Попов
Владимир Волков писал(а): Зря Вы думаете, что звезды не могут достаточно быстро менять своего положения (относительно наблюдателя, по крайней мере)....
Стражи в начале II тысячелетия н.э. находились в 8 и 12 град (сейчас в 1гр.) от Полюса мира. Т.е., Полярной звезды не было у Полюса мира.
Перемещение звезды на 9-10 градусов за три тысячи лет это достаточно быстро... Завязывайте Вы глупости писать... уже скучно :(

Опровергать фоменковщину неинтересно... безграмотность ликвидируйте самостоятельно или оставайтесь в своем мире, где русские хетты вместе с неандертальцами дают римлянам латинский алфавит, где заговор еврейских хазар-банкиров в XII веке толкает Украину в лапы европейской интеграции, где денница и вельзевул в виде котов Бегемотов с головами барсов, где Ахтуба течет в Волгу, а Сириус падает из Овна на голову Псу, где Александр Невский и Андрей Боголюбский в союзе с монгольскими иудеями сражаются на Куликовом поле...

Глупость бывает забавна, но когда она превращается в тупость, это к врачам... :(

Re: О церкви Покрова на Нерли

Добавлено: 14 сен 2014, 13:07
Владимир Волков
Ни одного моего положения Вы не опровергли, как я узнаю, что Вы правы?

Куликовская битва:
В XIII-XIV веках, после длительного упадка, оживляется Великий Шелковый путь, и территория Золотой Орды становится стратегически важной для торговли.

После разгрома хазарского царства на территории Крыма (в Тавриде), в местах проживания тавров, возникает независимое еврейское государство Феодоро (Ашкеназ). Тавры - это евреи-горцы (отсюда старое название Крыма – Таврис - Таврика или Таврида). У Гомера они известны под именем «Листригоны».

Современники описывают тавров-листригонов как народ дикий и жестокий. Согласно Геродоту: «У тавров существуют такие обычаи: они приносят в жертву деве потерпевших крушение мореходов и всех эллинов. Живут тавры разбоем и войной».

Как свидетельствуют археологические раскопки, тавры жили не только войной и разбоем, но занимались и земледелием, виноградарством, разведением мелкого рогатого скота: овец, коз. Но они не разводили свиней. Они занимались охотой и рыболовством, были знакомы с ткачеством и литьем из бронзы. Не чуждо было таврам и искусство каменной кладки.

Местом обитания тавров была Главная и Средняя гряда гор юго-западного Крыма, где и сложилось впоследствии еврейское государство Ашкеназ или княжество Феодоро, основным этническим элементом которого и были тавры-евреи, или евреи-горцы.

Торговым и политическим центром Феодоро являлся город Кафа, где и обитал Мамай. Огромное влияние здесь имели генуэзские банкиры.

Мамай был темником Золотой орды, и наместником Крыма и Северного Причерноморья. С 1357 года при хане Бердибеке занимал должность беклярбека — одну из двух главных в администрации Золотой Орды. В его функции входило руководство армией, внешними делами и верховным судом.http://ru.wikipedia....%CC%E0%EC%E0%E9

Мамай был ставленником генуэзских банкиров, которые с его помощью установили полный контроль над Золотой Ордой, по территории которой проходила половина «Великого Шёлкового пути».
Затем генуэзские банкиры попытались проделать то же самое и с находящимся к северу от их черноморских владений Московским княжеством, которое к этому времени стало центром объединения русских земель. Пошли по пути «оранжевой» революции: организовали заговор с целью свержения московского князя Дмитрия (впоследствии названного Донским). Но в 1375 году заговор был раскрыт. Не сумев установить контроль над Московским княжеством с помощью внутреннего переворота, как это удалось сделать с Золотой Ордой, генуэзские банкиры решили подчинить его себе с помощью внешнего военного давления.
В 1377-1378 годах золотоордынское войско предпринимает ряд крупномасштабных походов на Московскую Русь. Однако свергнуть с их помощью князя Дмитрия или заставить его подчиниться не удалось. И тогда началась подготовка большой войны против Москвы.

В 1377 г. молодой хан, законный наследник золотоордынского трона чингизид Тохтамыш при поддержке войск Тамерлана начал поход по установлению законной власти в Золотой Орде. Весной 1378 г. после того, как пала восточная часть — Синяя Орда со столицей в Сыгнаке Тохтамыш вторгся в западную часть — Белую Орду, — контролируемую Мамаем. К апрелю 1380 г. Тохтамыш сумел захватить всю Золотую Орду вплоть до северного Приазовья, включая город Азак (г. Азов). Под контролем Мамая оставались лишь его родные половецкие степи — Северное Причерноморье и Крым.

Генуэзские банкиры и крымские купцы лишились таким образом контроля над ВШП.
Мамай явно не хотел идти на Русь, понимая, что против него выступят не только русские, но и войска Тохтамыша и Тамерлана. Тем более, что в битве на Воже в августе 1378 года войска Мамая под командованием мурзы Бегича уже потерпели сокрушительное поражение от войск Дмитрия Донского. Но выбор у него был небольшой, -или потерять всё (в том числе и власть в Крыму), или идти до победного конца.

К 1380 году Мамай отдал генуэзским банкирам все южное побережье Крыма. Ситуация для Мамая к концу 70-х годов складывалась не лучшим образом: он потерял контроль над русским улусом. Московское княжество, и другие великие княжества не платили ему дань с 1373 года, не владел Сараем и нуждался в крупных денежных суммах для продолжения борьбы за господство в Орде. Генуэзцы имели возможность финансировать крупные военные мероприятия, такие как найм армии для Мамая. С 1377 года Мамай начинает действовать все более активно и успешно, наносит удары по Руси, подчиняет себе Сурский край, Прикубанье и Северный Кавказ и, наконец, набирает огромную армию для завоевательного похода на Русь. Генуэзские банкиры не просто давали Мамаю деньги в долг. Они откупали у Мамая право на сбор дани в завоеванных с их помощью областях. Так же к 1380 году генуэзцы откупили у Мамая право сбора ордынской дани с Руси.
Расклад сил:
князь Дмитрий под руководством Сергия Радонежского успел собрать не только свою рать, но и воинов союзных князей – ростовских, ярославских, белозерских и стародубских. К нему прибыли со своими дружинами и литовские князья – Андрей и Дмитрий Ольгердовичи. Андрей был наместником Дмитрия во Пскове, а Дмитрий — в Переяславле-Залесском.

Сбор русских войск был назначен в Коломне 15 августа. Из Москвы в Коломну выступило ядро русского войска тремя частями по трём дорогам. Отдельно шёл двор самого Дмитрия, отдельно полки его двоюродного братаВладимира Андреевича Серпуховского и отдельно полки подручных белозерских, ярославских и ростовских князей.
Также прибыли войска из Суздальского и Смоленского великих княжеств. Согласно некоторым источникам (более поздняя Никоновская летопись ), в сборе участвовали также тверской полк приведённый племянником Михаила Александровича Иваном Всеволодовичем, а также присоединившиеся непосредственно перед битвой новгородцы.

Общая численность русского войска составила порядка 150 тыс. человек (источник: .«Сказание о Мамаевом побоище»)
20-тысячная конница Дмитрия Донского состояла из крещеных татар, литовцев и русских, обученных бою в татарском конном строю. Остальные 130 тысяч состояли из княжеских конных и пеших дружин, а также ополчения. Тверь отказалась участвовать в битве. На помощь Дмитрию шел с сибирскими татарами хан Тохтамыш.

Уже в Коломне был сформирован первичный боевой порядок: Дмитрий возглавил большой полк; Владимир Андреевич с ярославцами — полк правой руки; в полк левой руки был назначен командующим Глеб Брянский; передовой полк составили коломенцы.
За большим полком был расположен резерв (конница). Кроме того, из отборной конницы был создан сильный засадный полк под командованием опытных военачальников - воеводы Дмитрия Боброка-Волынского и серпуховского князя Владимира Андреевича Этот полк выполнял задачу общего резерва и был скрытно расположен в лесу за левым флангом главных сил.

Войско Мамая численностью порядка 200 тысяч человек состояло из

- ясы и аланы (народы Кавказа)
- половцы и печенеги (народы Прикубанья);
- бродники и черкасы (народы Причерноморья);
- фряги (генуэзская пехота)
и бессермены (народы Крыма).
Так повествует нам о войске Мамая "Сказание о Мамаевом побоище".Войско Мамая состояло из одних наемников. Среди войска Мамая мы почти не видим коренных жителей Золотой Орды — татар. Некоторые источники утверждают, что в составе войска Мамая было всего 5 тысяч татар.
Татарский народ Поволжья и Каспия, составляющий вместе с булгарским и мордово-финским этносом Суздальской земли основу Золотой Орды, в своей массе не поддержал узурпатора власти - Мамая.
Даже Н.М. Карамзин в своей "оде Московии" вынужден был такие вещи признавать:
"...он (Мамай) долго медлил, набирая войско из Татар, Половцев, Хазарских Турков, Черкесов, Ясов, Буртанов или Жидов Кавказских, Армян и самых Крымских Генуэзцев...".
/Н.М. Карамзин "История ...", том V, стр.36./
Лев Николаевич Гумилев :"В царстве Мамая обитали потомки половцев, алан, ясов, касогов, крымские готы и евреи, а союзниками его были литовцы и генуэзцы, сам же он был по происхождению монгол" (Древняя Русь и Великая Степь).

На соединение с Мамаем спешило 80 тысячное войско литовского князя Ягайло, которое опоздало лишь на один дневной переход. И это не было случайностью. Литовское войско задержал рязанский князь Олег (который напросился в "союзники" к Мамаю), -имея всего 5 тысяч воинов, он искусно маневрируя не давал литовцам двигаться вперед. В конце концов, литовцы отогнали рязанцев, но к битве опоздали.

200 тысячное войско Мамая двигалось на Москву, князь Дмитрий не стал дожидаться подхода войск к Москве, и выдвинул свои войска навстречу. 30 августа русские войска переправились через Оку у устья р. Лопасня и двинулись к верховьям Дона. Дальняя разведка сообщала о передвижениях и численности вражеского войска. 5 сентября русские полки вышли к устью р. Непрядва, и остановились. Немного не доходя до Дона и Непрядвы, на Куликовом поле, становился и Мамай, ожидая подхода 80 тысячного войска литовского князя Ягайло.

Каково же было удивление Мамая, когда утром 7 сентября он увидел русские войска на Куликовом поле, вблизи своих войск. С военной точки зрения этот маневр русских казался безумием, поскольку отступать русским было некуда, и в случае неудачи, русские войска были бы полностью уничтожены.

Дмитрий поручил воеводе Дмитрию Михайловичу Боброк-Волынскому построить армию для сечи. Построение войска проходило под прикрытием сторожевого полка под командованием князей Симеона Оболенского и Ивана Тарусского и дозоров на флангах.

Для того, чтобы противник не помешал построению войск, русская разведка под началом Семена Мелика вступила в бой с передовыми частями врага и нанесла им значительный урон.

В центре был поставлен большой полк во главе московским боярином Тимофеем Вельяминовым, полком правой руки командовал литовский князь Андрей Ольгердович, полком левой руки — князья Василий Ярославский и Федор Моложский, засадными войсками — князь Владимир Андреевич Серпуховский и воевода Дмитрий Боброк-Волынец. Резервом, за левым флангом большого полка, руководил литовский князь Дмитрий Ольгердович. Великий князь Дмитрий одел доспехи простого воина и встал в первые ряды войска, великокняжеская броня была передана боярину Михаилу Бренку, который встал под великокняжеское знамя в большом полку (он погиб в сражении). Засадный полк встал в большой дубовой роще, расположенной в 2 км юго-восточнее устья Непрядвы (в Зеленой Дубраве). В ночь на 8 сентября русские полки выстроились в боевые порядки.

В центре боевых порядков Мамая располагалась генуэзская пехота (в количестве примерно 4-х тысяч человек), о которой следует рассказать подробнее. Генуэзская пехота имела тяжелые латы и длинные окованные копья длиной более 4 метров (при атака или обороне, копье удерживали несколько человек стоявших друг за другом), перерубить которые не было возможности, строилась правильным карэ, в середине карэ находились арбалетчики которые непрерывно обстреливали противника. Генуэзская пехота была одной из первых кто мог эффективно противостоять как коннице, так и пехоте (похожую тактику использовали еще римские легионы, а затем тевтонские рыцари). Фактически генуэзская пехота была аналогом танков в нашем времени.
На флангах располагались конные соединения. Армия Мамая имела значительное численное преимущество, но не могла его реализовать из-за ограниченного фронта развертывания войск. Построение армии Мамая было глубоким, видимо, он планировал одним мощным ударом сломить сопротивление русских войск. Однако, атакуя в лоб, Мамай не имел возможности применить любимую тактику – совершить обход или охват сил врага. Мамай был вынужден принять сражение в невыгодном для него стратегическом раскладе.

Утром 8 сентября, когда туман рассеялся, после сближения противостоящих друг другу армий, по сообщению «Сказания о Мамаевом побоище», произошло традиционное для средних веков единоборство богатырей-поединщиков. С русской стороны выехал витязь Пересвет, а со стороны врага — богатырь Темир-Мурза (Челубей). Оба бойца погибли в схватке.

Затем произошло столкновение сторожевого полка с передовыми частями Мамая, бой шёл около часа. В двенадцатом часу дня русское командование двинуло основные войска навстречу врагу. Полк правой руки защитил свой фланг оврагами и перелесками у речки Нижний Дубяк, а полк левой руки речкой Смолка. Начался кровавый бой. «И тако сступишася обе силы великиа на бой, — сообщает русский летописец, — и бысть брань крепка и сеча зла зело, и лиашеся кровь, аки вода, и падоша мертвых множество бесчислено от обоих сил, от татарскиа и русскиа...; всюду бо множество мертвых лежаху, и не можаху кони ступати по мертвым; не токмо же оружием убивахуся, но сами себя бьюще, и под коньскыми ногами умираху, от великие тесноты задыхахуся, яко немощно бе вместитися на поле Куликове...».

Русский правый фланг отразил все вражеские атаки. В центре, куда первоначально был нанесён главный удар вражеских сил, шла яростная сеча. Противник после трех часов битвы стал одолевать, русские силы несли большие потери. Однако русские воеводы смогли выправить положение, прорыв фронта был предотвращён. Критическая ситуация сложилась на левом фланге русской армии: левое крыло под страшным давлением неприятеля было большей частью уничтожено и стало отходить, только вмешательство резерва Дмитрия Ольгердовича устранило угрозу прорыва в тыл русского центра.

Следует отметить правильную тактику русских против генуэзской пехоты: передовой полк, который выдвинулся далеко вперед, создавая иллюзию основного войска, принял на себя удар арбалетчиков, которые израсходовали почти весь запас стрел, не затронув основные силы русских.


Около 3 часов дня воевода Дмитрий Боброк повёл в наступление засадный полк. Русская тяжёлая конница нанесла мощный удар во фланг и тыл вражеским порядкам, которые продолжали давить на остатки полка левой руки (Мамай в это время ввел в бой резервы, посчитав, что наступил решающий момент битвы). Одновременно в общее наступление пошли силы русского центра и правого фланга. Удар засадных сил стал решающим в Куликовской битве. Войска Мамая были сильно изнурены, крупных резервов не осталось. Войска начали отступать. Мамай не стал ждать исхода сражения и с охраной бежал. За ним побежали и остальные войска. Русские войска преследовали противника до р. Красивая Меча на расстоянии около 50 км. Был захвачен весь вражеский обоз.

Это была полная победа, хотя и досталась она большой ценой – русская армия потеряла до половины воинов и около 60 % всего командного состава. Армия Мамая была полностью разгромлена. Ягайло, узнав о поражении союзника, поспешно отступил (хотя часть литовских войск позднее перехватила обозы с ранеными русскими воинами). Москва после этой битвы стала общепризнанным центром восточнославянских земель.

Апелляции к Фоменко-это признание собственного поражения в споре, поскольку все эти нарочито бредовые теории (типа опусов РЕН ТВ и Фоменко) являются спецпроектом по отшибанию охоты к ревизии истории.

Нужно обоснованно опровергать доводы оппонента, а не ссылаться на Фоменко.

Re: О церкви Покрова на Нерли

Добавлено: 14 сен 2014, 14:07
Владимир Волков
Апелляции к Фоменко-это признание собственного поражения в споре, поскольку все эти нарочито бредовые теории (типа опусов РЕН ТВ и Фоменко) являются спецпроектом по отшибанию охоты к ревизии истории.

Нужно обоснованно опровергать доводы оппонента, а не ссылаться на Фоменко.

Re: О церкви Покрова на Нерли

Добавлено: 14 сен 2014, 16:32
Сергей Попов
Не надо ни с кем спорить… надо аргументировать свою позицию документами, фактами, ссылками на других исследователей… либо собственными размышлениями по теме… тогда получится содержательный или интересный разговор. Бессмысленно и бессистемно копипастить непонятно откуда взятую ерунду… а после требовать ее опровергать… ну как опровергнуть Ваше утверждение, что Ахтуба впадает в Волгу, если у Вас там дача… непосильная задача для простого человека :)

Re: О церкви Покрова на Нерли

Добавлено: 14 сен 2014, 19:20
Владимир Волков
А как доказывается Ваше утверждение, что Полярная звезда не может быстро менять свое расположение (с точки зрения наблюдателя, конечно). Альмагест Птоломея прямо опровергает эту Вашу версию, но Вы не желаете признавать факты.
Если Вы считаете мои версии необоснованными, почему бы Вам не привести достоверные источники, которые опровергают эти мои версии. Но Вы ни разу ещё этого не сделали.
Когда я считаю нужным приводить источники, я их привожу, а когда не привожу, это означает, что я предлагаю самостоятельно исследовать событие.
PS В отношении Ахтубы я, конечно, немного запутался, просто мысли мои были сосредоточены на другом... Не думаю, что не знать о завоевании Вещим Олегом Цареграда лучше, чем путать с Ахтубой. И согласитесь, я всегда соглашаюсь поменять точку зрения, если мне обоснованно (только обоснованно) докажут мою неправоту.
На то он и форум, чтобы учиться друг у друга
Тут не расстраиваться нужно, а радоваться, что ошибочное мнение исправлено.
В связи с тем, что мы тут раскопали про ЦПнН, у меня возникло масса вопросов: кто поменял название (зачем-мне понятно), кто разрушал храм, почему наша Церковь так халатно отнеслась к столь значительному памятнику культуры и религии, и много еще вопросов...

Re: О церкви Покрова на Нерли

Добавлено: 14 сен 2014, 19:58
Юрий Булкин
Давид слишком мелкая фигура для такого храма (да ещё и с такой стоимостью :wink: ).А вот в качестве символа Христа-вполне
.
Кто так решил?Мелкая, средняя или крупная?

И, например, как Вы относитесь к такой гепотезе?
«У тавров существуют такие обычаи: они приносят в жертву Деве (Богине-Матери, которую греки отождествляли с Артемидой Таврической, Дианой. — В. Г.) потерпевших крушение мореходов и всех эллинов, кого захватят в открытом море... Живут тавры разбоем и войной». (5, 213)

Эти представления были усвоены христианской культурой. Кирилл Александрийский (V век):

«Скифы, живущие на Таврическом Херсонесе, предавая закланию захваченных ими чужестранцев в честь туземной Артемиды». (9, 225)

Восточные географы подобный обычай находили у русов области Арса. Ал-Истахри (X век):

«Что же касается Арсы, то неизвестно, чтобы кто-нибудь из чужестранцев достигал ее, так как они (жители) убивают всякого чужеземца, приходящего в их землю». (13,411)

«Худуд ал-алам»:

«Артаб (Арса. — В. Г.) — город, где убивают всякого чужестранца. (13, 412)

И византийские, и мусульманские источники дают русам близкую характеристику, восходящую к античной традиции. На этом сходство восточных и византийских известий о русах не ограничивается.


В Византии самое раннее присутствие русов в монастырях отмечено на Афоне. Подпись Герасима, игумена русского монастыря, стоит под грамотой 1016 года. (17, 24) К этому году русский монастырь на Афоне уже существовал. За пределами Константинополя Афон – вообще единственное место, где известно проживание русских монахов в Византии XI века. После духовных подвигов на Афоне св. Антоний Печерский пришёл в Киев и основал Печерский монастырь, ставший самым знаменитым из монастырей домонгольской Руси. Своё паломничество этот уроженец черниговского города Любеча совершил не позднее середины XI века. Уже в столь раннее время Афон был известен на Руси в качестве центра духовного совершенствования и духовное окормление воинов Владимира Святого, следует связать с Афоном.

Омываемый Эгейским морем полуостров Халкидика имеет три пальцеобразных окончания. Афон занимает самый восточный из этих «пальцев». Современное его название Агиос-Орос, то есть Святая Гора. Наиболее значимым местом Святой Горы является гора Афон высотой 2027 метров над уровнем моря. Афонскими монахами гора Афон сближалась с новозаветной горой Фавор, на которой произошло Преображенье Господне. По дожившей до настоящего времени традиции ежегодно совершается крестный ход. Монахи и паломники по многу часов шествуют к вершине горы Афон, чтобы встретить там праздник Преображения. В местных преданиях говорится о том, что перед концом света в храме Преображения, стоящем на вершине горы, 12 афонских старцев отслужат последнюю литургию на Земле. (17, 13)

В 986 году византийские войска под командованием Василия II потерпели сокрушительное поражение от болгаро-русских войск в районе современной Софии. Василий II, справившись с мятежом Варды Фоки и наведя в 990 году порядок в Грузии, наметил на следующий год реванш над болгарами. Нападению должны были подвергнуться западноболгарские области, а выступление войск - последовать из пограничной области. Степанос Таронский пишет о взятии в ходе войны 991 года крупной западномакедонской крепости Верии, захваченной болгарами в 989 году. (7, 188) Ал-Мекин уточняет, что, не надеясь удержать этот город, византийцы разрушили его. (6, 83)

Re: О церкви Покрова на Нерли

Добавлено: 14 сен 2014, 20:09
Парасковья Пятница
Сергей Попов писал(а):У церквей стоящих в обычном, незатапливаемом ежегодно месте, никаких холмов в основании нет, так как строить на насыпном грунте нельзя и пришлось бы значительно углублять фундаменты... а это затраты... поэтому версия о горе Меру заказчиками не оплачивалась...
Сергей, спасибо:), вы замечательно демонстрируете программное мышление и попытки применить рацио аля натурель.
Я, конечно, могу с ласковой улыбкой спросить: а почему такой ваш подход не даёт вам возможности сказать что-нибудь внятное по поводу декора ЦПнН кроме "ряда полуколонок" или "Давида с голубями":). А может, подход не тот?:)
=== Не стоит думать, что строительство холма выглядело как сформулированная словами программа, и заказ гласил: "изобразите мне Центр мира в виде белой горы" - те. выполните сформулированную мной программу.
Нет. Всё получалось как-то само собой:). И вряд ли (кроме очень конкретных случаев и очень посвящённых людей) выражалось словами.

Строителей и заказчиков ограничивало их мировоззрение (взгляды человека на устройство мира, сложившиеся к определённому времени; в контексте нашей беседы - ко времени создания и украшения ЦПнН). Это мировоззрение создавалось у человека тысячелетиями. Глупо сводить это мировоззрение к христианскому или считать христианское мировоззрение обособленным от всей прочей мифологии. Христианство - это просто вариант №...
Имхо:).

Re: О церкви Покрова на Нерли

Добавлено: 14 сен 2014, 20:23
Сергей Попов
Владимир Волков писал(а):А как доказывается Ваше утверждение, что Полярная звезда не может быстро менять свое расположение (с точки зрения наблюдателя, конечно). Альмагест Птоломея прямо опровергает эту Вашу версию, но Вы не желаете признавать факты.
Вы пишете чушь... опровергать ее бессмысленно... так как отсутствие знаний не позволяет Вам понять, что никакую версию я не выдвигаю ...
Читайте книги... Купите современный учебник астрономии... Если после этого Вы сохраните уверенность в том, что Полярная звезда может быстро менять свое расположение, то перечитайте все еще раз... и еще раз... возможно тогда Вам станет понятно о чем я говорил... :(

Re: О церкви Покрова на Нерли

Добавлено: 14 сен 2014, 20:49
Сергей Попов
Парасковья Пятница писал(а): Сергей, спасибо:), вы замечательно демонстрируете программное мышление и попытки применить рацио аля натурель.
Я, конечно, могу с ласковой улыбкой спросить: а почему такой ваш подход не даёт вам возможности сказать что-нибудь внятное по поводу декора ЦПнН…
Спасибо за улыбку… ласковую… Вы действительно считаете, что кто-то может сказать что-то внятное по поводу рельефов ПнН? :)
Можно до бесконечности обсуждать, какой смысл вкладывали в рельефы и собственно в сам храм люди создавшие ПнН… То, что изображено на рельефах ПнН существует только как реальность, а то, какой смысл несут эти изображения недоказуемо в принципе… но любые трактовки "имеют место быть"… Все эти теоретические построения никоим образом не умаляют значение и ценность ПнН для нашего восприятия… даже если восприятие ПнН современниками было совсем иным…
Парасковья Пятница писал(а): … Всё получалось как-то само собой…
Это наша национальная забава… хотим что-то сделать, а получается "как всегда" или само собой… иногда красиво :)
Парасковья Пятница писал(а): … Глупо сводить это мировоззрение к христианскому или считать христианское мировоззрение обособленным от всей прочей мифологии. Христианство - это просто вариант №...
Незабвенный Станислав Ежи Лец говаривал, что "все боги были бессмертны"…

Re: О церкви Покрова на Нерли

Добавлено: 14 сен 2014, 21:04
Владимир Волков
Вы выдвинули версию, что Полярная звезда не может быстро менять свое расположение. Как же Вы говорите, что не выдвигали версий?
И как же это "бессмысленно опровергать", когда Альмагест (составленный как считается во 2 века н.э) указывает, что Кохаб (Бета М.М., которая была полярной звездой в начале 1 века) находится на расстоянии 8 градусов от Полюса мира. Т.е., получается, что скорость "движения" П.З. в данном конкретном случае как минимум 1 градус за 25 лет (а не 0,5 за 100).

Надо учитывать ещё влияние гравитации Вифлеемской звезды, изменение положения земной оси при этом может быть ещё интенсивнее. Глава 14 А. описывает звуки, которые предшествуют появлению звезды. Я привел ссылку на исследование, которое показало, что перед появлением новой звезды в 2012 году ( а появилась она просто внезапно) наблюдались "движения" Полярной звезды и изменения в положении созвездий.

Учебники по астрономии учитывают гравитационные влияния появившихся звезд? Полагаю, что нет.

Такое впечатление, что Вы плохо умеете видеть даже очевидные факты, а уж косвенные вообще не видите. Сори

Re: О церкви Покрова на Нерли

Добавлено: 14 сен 2014, 21:10
Владимир Волков
Юрий Булкин писал(а):
Давид слишком мелкая фигура для такого храма (да ещё и с такой стоимостью :wink: ).А вот в качестве символа Христа-вполне
.
Кто так решил?Мелкая, средняя или крупная?

И, например, как Вы относитесь к такой гепотезе?
«У тавров существуют такие обычаи: они приносят в жертву Деве (Богине-Матери, которую греки отождествляли с Артемидой Таврической, Дианой. — В. Г.) потерпевших крушение мореходов и всех эллинов, кого захватят в открытом море... Живут тавры разбоем и войной». (5, 213)

Эти представления были усвоены христианской культурой. Кирилл Александрийский (V век):

«Скифы, живущие на Таврическом Херсонесе, предавая закланию захваченных ими чужестранцев в честь туземной Артемиды». (9, 225)

Восточные географы подобный обычай находили у русов области Арса. Ал-Истахри (X век):

«Что же касается Арсы, то неизвестно, чтобы кто-нибудь из чужестранцев достигал ее, так как они (жители) убивают всякого чужеземца, приходящего в их землю». (13,411)

«Худуд ал-алам»:

«Артаб (Арса. — В. Г.) — город, где убивают всякого чужестранца. (13, 412)

И византийские, и мусульманские источники дают русам близкую характеристику, восходящую к античной традиции. На этом сходство восточных и византийских известий о русах не ограничивается.
Все эти сказки о злых русах с легкой руки Шуйского возникли во времена Иоанна Грозного.
Грозный изгнал хазарских купцов из Руси, и они мстили ему, распространяя небылицы.
Кстати, именно тогда Европа первый раз ввела санкции в отношении Руси. В результате этих санкций территория Руси увеличилась в 3 раза, и она стала могущественной державой.

Русская цивилизация тем и отличается от звериной полунеандертальской, что это цивилизация Справедливости и Света. Какие уж там жертвоприношения... У тавров был культ поклонения Мамаи (аналог Артемиды)
А русичи Артемиде не поклонялись...

А что, сложно понять, какие сакральные персонажи главные, а какие второстепенные?

Re: О церкви Покрова на Нерли

Добавлено: 14 сен 2014, 21:49
Владимир Волков
Кто мне скажет: а в каком году был канонизирован царь Давид?
До реформ Никона Ветхий Завет вообще не считался Святым Писанием.

Re: О церкви Покрова на Нерли

Добавлено: 14 сен 2014, 22:02
Парасковья Пятница
.
...Итак, они не оставили нам пояснительной записки. Типа: в восьмом ряду четвёртый справа - это семаргл.
Безнадёжны попытки разыскать такие записки, глупы попытки высмеивания факта, что таких записок нет, и смешны попытки написать такие записки сегодня (типа, а вот это Давид с голубями на мамонтовых ногах), вкладывая в их головы - наше рацио...
Поэтому способ, который я применяю (пытаюсь) --- понять мировоззрение строителей. И таким образом, понять их замысел и понять внешние формы для выражения этого замысла. Обретя это понимание - уточнить свои знания о мировоззрении человека в изучаемое время. (На чём основаны мои способности к пониманию - это другой вопрос. Но какие-никакие, всё же они есть).
=== Пардон, а неужели кому-то интересно описывать и "исследовать" то, чего не понимаешь?:) ===
Продолжим.
Поднимемся выше...
3.jpg
Итак, "всем известная" композиция, повторенная трижды в центральных пряслах трёх сторон. О чём это?
1.jpg
Начинаем с рациональных пасов.
Даю слово некоему своему собеседнику.
- Вы, Парасковья, пояснили, что нижняя часть всей композиции - это, по-вашему, изображение Мирового древа=МД, в котором акцентирован (наличием обитателей) Нижний мир = НМ. Но вы же сами и показали там кроны с листьями, сливающимися в одно целое. Значит, верхняя часть всего рельефа, где "Давид" и проч. - это то, что уже выше кроны МД? А там - что? Космос, или как? Что там у заказчика написано?
=======================
:)

...И вновь отмечу важное и присущее свойство мифологического сознания: повторение смыслов. На повторении основана устойчивость мира (дня и ночи, времён года...). Повторение=усиление (действенности, истинности итд.). Об этом я уже сказала.
Повторение же небуквальное даёт возможность игры смыслов, возможность явить разные уровни понимания...
И именно повторение одного и того же сюжета мы видим здесь.
В нижней части прясла = МД (см. мой предыдущий пост).
В верхней части прясла = МД.
Но это совершенно разные уровни понимания.
Нижнюю часть (с деревцами-полуколонками) можно назвать демоверсией:). Это простая схема, доступная сознанию любого тогдашнего обывателя. Так сказать, народный вариант. Он доступен и буквально, физически, так как находится достаточно низко.
Верхний же рельеф - это проработанная схема МД (= устройство Мира) для посвящённых, насыщенная деталями и персонажами разных Миров в их иерархии и взаимосвязи. Расположен "ближе к богу", то есть даётся не каждому, представляя из себя некое божественное знание. Да и в самом деле, не каждому дано (и не каждому нужно, и не каждому можно) знать мироустройство во всех деталях:).
Конкретно - чуть позже.

Re: О церкви Покрова на Нерли

Добавлено: 14 сен 2014, 22:10
Сергей Попов
Владимир Волков писал(а):Вы выдвинули версию, что Полярная звезда не может быстро менять свое расположение. Как же Вы говорите, что не выдвигали версий?
Ладно, попробую последний раз... Полярная звезда не меняет свое расположение... она где была, там и находится. Если Вы посмотрите на звезды, а потом вздремнете пару часиков и посмотрите вновь, положение звезд изменится... это значит, что они передвинулись или дело не в этом?
Я не выдвигаю версию, я Вам о физических законах толкую... вот я скажу, что Земля круглая, а Вы в окно смотрите и ничего круглого не видите... это я тоже версию выдвигаю? То, что Птолемей придерживался геоцентрической системы мира, это когда Солнце вращается вокруг Земли, Вам тоже кажется единственно верным? Ладно, Альмагест Вы в глаза не видели, а если увидите ничего там не поймете... посмотрите карты Птолемея... и сравните с современными... разница в глаза не бросается? Вы копипастили из википедии статью о прецессии... поняли, что это за процесс? Как-то связать перемещение звезд на ночном небе и прецессию сможете? Чтобы Полярная звезда переместилась, Вам надо не пару часиков проспать, а пару тысяч лет... это понятно? Если для Вас это быстрое перемещение, то можно дальше голову не напрягать...

Re: О церкви Покрова на Нерли

Добавлено: 14 сен 2014, 22:43
Владимир Волков
Вы именно версию выдвигаете, поскольку нет никаких доказательств, что полярная звезда не может быстро менять свое расположение (ест-но субъективно относительно наблюдателя).
Ещё Колумб столкнулся с проблемой "ухода" полярной звезды. Так было открыто склонение.
Т.е, при изменении направления оси Земли, полярная звезда "меняет" свое расположение.
Гравитационные силы Вифлеемской звезды вполне могли повлиять на ось Земли, и как показали исследования перед 2012 годом, Полярная звезда уже "меняла" свое положение (ссылку я приводил).

Косвенным доказательством того факта, что Полярной звезды не было в определенный период на Полюсе мира, являются животные Апокалипсиса (ангел, а не животное, -символ Вифлеемской звезды).
Аркан Тав (22, он же 21)

Re: О церкви Покрова на Нерли

Добавлено: 14 сен 2014, 22:53
Владимир Волков
Ещё одним косвенным доказательством перемены положения П.З. является Зогар, согласно которому буква Тав (изображенная выше) раньше имело "длинную ногу", потом "ногу" укоротили. А поскольку Тав имеет своим архетипом созвездие Малой медведицы (см. форму Тав и созв. М.М.), то это может доказывать, что "ногу" укоротили в связи с тем, что Полярная звезда "ушла" от Полюса мира.

Re: О церкви Покрова на Нерли

Добавлено: 15 сен 2014, 00:22
Парасковья Пятница
.
Svp, продолжу о верхней части рельефа=ВР в центральных пряслах ЦПнН.
- Почему всю верхнюю композицию в целом можно рассматривать как детальное, проработанное выражение мироустройства и его законов=МД?
- Потому что она чётко структурирована по вертикали (подобно тому, как в МД выделен нижний, средний и верхний мир). Каждый уровень ВР населён теми же существами, которыми населён соответствующий уровень МД.

На ВР отсутствует (в явном виде) само Древо - корни-ветки итд. Но дерево - это визуализация "для простого народа", совершенно не нужная народу "непростому". На ВР явлены уровни, иерархии, подчинённости - то есть устройство мира (в тогдашних понятиях), а не картинка этого устройства для детей (как на НР).

На ВР Нижний и Верхний мир детализированы (то есть представления о мироустройстве демонстрируют определённое развитие и утончённость). Поищите МД скандинавской традиции - есть картинки с подробной детализацией миров.
Начинаем, по скромности, опять снизу.
В Нижнем Мире ВР мы видим следующих персонажей (уважаемый Владимир Волков предполагал, что это коты, наблюдательно подметив их острые уши).
11.jpg
- Что это за персонажи?
Это характерные обитатели НМ - хтонические чудовища.
- Кто конкретно?
В д.сл. это один из главных хтоников = волк.
Изображение волка с процветшим хвостом в НМ в хтонической роли далеко не одиноко во владимирской белокаменной резьбе - и не только в ней (правда, те, кто называет корни МД мамонтовыми ногами, и волка любят порой называть барсом с собаковидной головой. Прям Шариков какой-то:)).
9.jpg
Обратите внимание, что на правом рельефе волк изображён в той же хтонической ситуации Нижнего мира - у корней МД.
Теперь некая гипотеза о так наз. "процветшем хвосте". Не вообще хвосте, а хвосте нашего волка с нижнего уровня (из Нижнего мира) ВР на ЦПнН. Обратимся к скандинавской традиции, где этих процветших хвостов множество (впрочем, не сканды первые). В скандинавской традиции три главных хтонических персонажа, они дети Локи и Ангрбоды: волк Фенрир, змей Ёрмунганд и повелительница мира мёртвых Хель. Причём если Хель (как и положено женщине) не влияет активно на судьбы Мира, то Фенрир и Ёрмунганд (волк и змей) призваны начать Рагнарёк=Апокалипсис. Фенрир - когда сорвётся с цепи, а Ёрмунганд - когда вырастет настолько, что проглотит свой хвост.

Поскольку два этих чудища - братья и функционально оба предназначены для зачина Рагнарёка, то в изобразительном искусстве встречается синтез волка и змея практически в одно существо. Примеры:
8.jpg
Возможно, процветший хвост у волка - это доведение такого синтеза до абстракции, перевод реализма в орнаментику... Гипотезу буду додумывать.
Здесь опять хочу обратить внимание, что, в понимании строителей ЦПнН, в Багдаде (т.е. в Нижнем мире) всё спокойно:). До заглатывания (начало Рагнарёка) хвосту ещё расти и расти. А сам волк и не думает никуда срываться. Это ещё один анитапокалиптический довод.
Возможно, поклонники норманнской теории сочтут применение на русской церкви скандинавских хтоников аргументом в свою пользу. Но волк как хтоническое чудовище (и змей) практически универсален, так что аргумент не работает - либо нуждается в иных обоснованиях... Я обратилась к скандинавской традиции, в основном, потому, что она лучше известна широкой публике, и нагляднее мой рассказ.
- Является ли хтонический волк на ЦПнН некоей диверсией, персонажем, прорвавшимся (или специально запущенным) из язычества в христианство?
Ответ: нет, т.к. "несть ни эллина, ни иудея", и мировоззрение, явленное в рельефах ЦПнН - это явление высшего порядка по сравнению с христианством или язычеством (как вариантом религии). Оно присуще и христианам, и язычникам, каждый лишь излагает его в своих терминах.
============================

Ну что мы всё о самолётах:) Давайте-ка лучше - о девушках! И следующий мой рассказ будет о женских головках, расположенных в ВР между Нижним и Средним миром.

Re: О церкви Покрова на Нерли

Добавлено: 15 сен 2014, 07:57
Сергей Попов
Владимир Волков писал(а):Ещё Колумб столкнулся с проблемой "ухода" полярной звезды. Так было открыто склонение.
Т.е, при изменении направления оси Земли, полярная звезда "меняет" свое расположение.
Если Вы смотрите на компас и при этом движетесь, стрелка будет менять свое положение... в Вашем представлении это значит, что магнитный полюс перемещается... С Вами бесполезно говорить... у Вас отсутствуют элементарные знания... Вы пишите о склонениии, но абсолютно не понимаете, что это такое... Оставайтесь в своем мире, который покоится на трех слонах, стоящих на трех китах...продолжайте копипастить карты Таро и упиваться собственным невежеством... :)