Добавлено: 05 дек 2008, 19:32
«Согласен полностью!!!"
Авторские фотографии с описаниями православных монастырей, храмов и других православных строений в России и за её пределами
https://sobory.ru/forum3/
Уважаемый Игорь, это и есть субъективное толкование. Вы же сами говоритеИгорь Демин писал(а): Вот такая у меня позиция. Список может быть расширен (или заужен), но я абсолютно уверен в следующем: должен быть четкий список конфессий, которые мы относим к Православию. Субъективное или формальное толкование здесь недопустимо.
То есть в каталог должны вноситься объекты которые освящены РПЦ или другими, признаными ей, Православными церквями, и всё! Позволю себе как Архитектору с Вами не согласиться. Одно дело когда некая секта занимает трансформаторную подстанцию, и совсем другое, если церковь архитектурно построена в соответствии с Православной традицией. Если мы считаем архитектуру вторичной, то надо в названии каталога заменить слово Архитектура на Здания. Мне гораздо ближе предложение Титана и Дмитрия Василькова о выделении подобных церквей в отдельную категорию, а не удаление их из Каталога. Игорь, пожалуйста выскажитесь о двух конкретных объектах внесённых в Каталог.Игорь Демин писал(а):Я полагаю, что единственный путь в выработке этих критериев - позиция РПЦ. Другого ориентира не вижу.
Какое-то навязчивое желание иметь на сложные вопросы простые ответыСергей Коваленко писал(а):Остается думать, что написанное Уважаемым Сергеем Поповым
означает:
«Полностью не согласен» .
А вот позвольте с Вами не согласиться. Поскольку речь идет о сфере социальной, мы не можем понимать слово "объективный" в смысле "независимый от человека". Здесь уместно толкование в духе К. Поппера, что ли. Объективный подход, в отличие от субъективного, базируется на следствиях, а не на причинах. То есть, говоря примерами: если садовник делал газон, а вышла клумба, то объективно это клумба, что бы не заявлял сам садовник, его друзья, сколько бы он ни тыкал вам в лицо актом приемки работ, в котором написано "за газон уплачено".Сергей Попов писал(а):Уважаемый Игорь, это и есть субъективное толкование.
А вот это Вы, уважаемый Сергей, как раз совершенно субъективно, единолично пытаетесь решить, что соответствует Православной традиции, а что нет. Извините, но нет у Вас никаких объективных критериев. Все это становится совершенно ясно, как только мы обратимся к нашим вечным примерам: церкви Вознесения в Коломенском и Исаакиевском соборе и попытаемся сформулировать: а что же, собственно, в них от Православной традиции?Сергей Попов писал(а):Одно дело когда некая секта занимает трансформаторную подстанцию, и совсем другое, если церковь архитектурно построена в соответствии с Православной традицией.
Мое мнение по поводу представленных фото будет таким же субъективным. А я хочу, чтобы мы основывались не на мнениях, а на четких и объективных критериях.Сергей Попов писал(а):Игорь, пожалуйста выскажитесь о двух конкретных объектах внесённых в Каталог.
Позвольте, но все приведенные Вами примеры имеют контрпримеры и зеркальные толкования. Архитектор (садовник) строил сектантский храм (газон), а вышло похоже ("до степени смешения") и архитектурно, и функционально (обрядово) на православную церковь (клумбу). И сколько бы друзья архитектора или иерархи РПЦ не размахивали бумагами, что это газон - народ-то (читай - большинство?) видит: дак клумба! Следовательно - в каталог ее, к клумбам, нас не проведешь.Игорь Демин писал(а):А вот позвольте с Вами не согласиться. Поскольку речь идет о сфере социальной, мы не можем понимать слово "объективный" в смысле "независимый от человека". Здесь уместно толкование в духе К. Поппера, что ли. Объективный подход, в отличие от субъективного, базируется на следствиях, а не на причинах. То есть, говоря примерами: если садовник делал газон, а вышла клумба, то объективно это клумба, что бы не заявлял сам садовник, его друзья, сколько бы он ни тыкал вам в лицо актом приемки работ, в котором написано "за газон уплачено".Сергей Попов писал(а):Уважаемый Игорь, это и есть субъективное толкование.
Но кто же будет решать, что такое клумба? Решает это большинство. А в области социальных институтов - организации, представляющие это большинство. И они имеют на это право. Всемирная футбольная ассоциация имеет право определять, что такое футбол, каковы его правила, и не относить к нему бильярд и водное поло. Не потому, что она узурпировала право на истину, а потому что представляет большинство. В области Православия такими признанными организациями являются канонические Церкви.
Вот в способе-то и дело. А если табуретками друг друга мутузят, это бокс? А если один, залезши на канаты, прыгает другому на шею - бокс? Очевидно, нет. Значит, какие-то правила все же важны. А кто их будет устанавливать? "Конечно же я сам, я большой любитель бокса и все в нем понимаю" - говорит человек субъективный. "Я буду полагаться на правила, принятые ведущими боксерскими ассоциациями" - говорит объективный человек. Проблема первого подхода в том, что мы получим миллион разных правил. И даже сам бокс может исчезнуть, потому что не может один боксер считать, что ниже пояса бить нельзя, а соперник его - что можно и ниже пояса, и по спине, и с кастетом в перчатке.Если двое дерутся на ринге определенным способом - это бокс.
Почему нет? Дискуссия - вещь полезная. Так, если очистить эту фразуИгорь Демин писал(а):Что же, будем по каждому конкретному объекту завязывать дискуссию?
от эмоций, получится вот что: "построено оно УАПЦ, осознающей и позиционирующей себя как часть Православия и сохраняющей православную обрядность. Последние годы на территории Украины силами УАПЦ построено множество культовых сооружений, безусловно отражающих, по мнению УАПЦ и ее прихожан, православное архитектурное мировоззрение и традицию".Сергей Коваленко писал(а):построено оно "раскольниками самосвятами", которые рядятся под якобы православных. Последние годы на территории Украины как грибы растут подобные архитектурные цацки.
Уже много раз на форуме в разных темах были безплодные поиски таких правил : они никогда не будут сформулированы. Такая постановка вопроса, как и любые жесткие требования, противоречит духу Православия. "...когда Бог посетил человеческое естество, явилось ранее неведомое и сокрытое - родилась благодать, истина - а не закон ..."(митрополит Иларион).Игорь Демин писал(а):....Если кто-то может сформулировать независимые от конкретного объекта правила в отношении того, что относить к православной архитектуре, а что нет...
Нет uchazdneg!uchazdneg писал(а): Так, если очистить эту фразуот эмоций, получится вот что: "построено оно УАПЦ, осознающей и позиционирующей себя как часть Православия и сохраняющей православную обрядность.Сергей Коваленко писал(а):построено оно "раскольниками самосвятами", которые рядятся под якобы православных. Последние годы на территории Украины как грибы растут подобные архитектурные цацки.
Игорь Демин писал(а):Наталия, мой протест касается именно новостроев. С храмами, построенными каноническими православными Церквями и захваченными "не пойми кем", вопрос иной. Тут я вполне согласен на "красную метку".
Пугает меня следующее: появившаяся в конце обсуждения резолюция "включаем все православие". При этом к согласию насчет того, что такое "православие", мы, в общем-то, не пришли. А когда нет четкого понимания, есть опасения, что будет включаться все, что формально несет в названии слово "православный". Причем, поверьте, инициатива будет исходить от самих "апостольских", "истинных" и "катакомбных" - кому же не хочется засветиться в крупнейшем каталоге! Это мы уже проходили.
Я уже говорил, что такой подход меня не устраивает и как православного человека, и как ученого. Как православного потому, что включение сект - это глумление над истинным православием. Как ученого потому, что это вульгаризация, и абсолютно формальный подход, размывающий границы понятий и превращающий строго организованный ресурс в произвольную свалку. Я уже приводил пример про кошку и зайца.
Поэтому хочется вернуть разговор в строгие рамки. Попробую сформулировать:
1. в Каталог включаются объекты, которые
-- построены и освящены православными Церквями
-- построены иными церквями, или возведены как гражданские сооружения, но впоследствии освящены православными Церквями
-- по объективными причинам (запрет светских властей, территориальная удаленность) не освящены православными Церквями, но явно возведенные приверженцами этих конфессий как церковные здания; к объективным причинам не относится отказ православной Церкви от освящения по каноническим мотивам (здание или его оформление признано несоответствующим Православию)
2. не имеет значения, принадлежит ли здание сейчас православной Церкви, занято гражданским учреждением или передано (захвачено) иной церковью или сектой; однако в случае использования здания иной религиозной организацией, это должно быть ясно и недвусмысленно указано на странице объекта.
3. к православным Церквям относятся:
- канонические православные Церкви
- основные направления старообрядчества (нужен список)
Вот такая у меня позиция. Список может быть расширен (или заужен), но я абсолютно уверен в следующем: должен быть четкий список конфессий, которые мы относим к Православию. Субъективное или формальное толкование здесь недопустимо.
Без эмоций.Сергей Коваленко писал(а):Предлагаю участникам обсуждения высказать cогласие, либо не согласие с данной позицией Игоря Демина .
Дабы не размывать смысла сказанного, предлагаю высказываться в формате:
«Согласен полностью»
«Полностью не согласен»
«Согласен исключая абзац ( абзацы ) №... .»
Сильно сказанно. Но.uchazdneg писал(а):...С цивилизационно-этногенетической точки зрения странно, когда двум третям церковных новоделов на 60-миллионной исторически глубоко православной территории...
Вас Владелец сайта и его Модераторы, что уполномочили озвучить их мнение?uchazdneg писал(а):... И есть "расширительное" толкование, по которому добавляются и другие, "неканонические" объекты, имеющие, по мнению отдельных соавторов (в т.ч. владельца сайта и его модераторов), определенные основания быть размещенными (в т.ч. владельца сайта и его модераторов)...
1. Обойтись-то можно, только тогда придется выкинуть множество уже размещенных объектов - старообрядческих (в т.ч. некоторые единоверческие), РПАЦ, УАПЦ...Сергей Коваленко писал(а):1.
Все бы ладно, только вот без расширенного понимания православной архитектуры, а я понимаю так, что и расширенного понимания православия, разве нельзя обойтись в каталоге?
Почему не говорить прямо и просто: «Сооружения НЕ имеющие отношения к православной церкви, построенные самосвятами, отлученными от церкви... и так далее.
uchazdneg О некоторых Ваших замечаниях.
2.Сильно сказанно. Но.uchazdneg писал(а):...С цивилизационно-этногенетической точки зрения странно, когда двум третям церковных новоделов на 60-миллионной исторически глубоко православной территории...
Вы это о чем? Какие две трети, от каких новоделов? Какая 60-ти миллионная территория? Пожалуйста конкретизируйте и сошлитесь на источники. Если это правда.
3.Вас Владелец сайта и его Модераторы, что уполномочили озвучить их мнение?uchazdneg писал(а):... И есть "расширительное" толкование, по которому добавляются и другие, "неканонические" объекты, имеющие, по мнению отдельных соавторов (в т.ч. владельца сайта и его модераторов), определенные основания быть размещенными (в т.ч. владельца сайта и его модераторов)...
Если же это Ваше предположение, то я не вижу к такому предположению оснований.
uchazdneg писал(а):... «вряд ли это такой "коллективный недосмотр" Администрации.»
Называть вещи своими именами не означает что либо разрушать, выбрасывать.uchazdneg писал(а):... тогда придется выкинуть множество уже размещенных объектов