Ну что ж, попробую описать свои ощущения от книги, как всегда субъективные.
В первых главах мне не хватало действия, и немного раздражала аморфность Готлиба, понятно, что он архитектор, белая кость, но ведь не белоручка. Вроде по миру поездил, жизненный опыт есть, должен уметь адаптироваться к новой среде и новым людям. К тому же барон, не селянин безродный. А он как пацан слушается туповатого тамплиера, вздрагивает от каждой тени и т.д. Человек руководящий строительством, подсознательно начинает руководить везде, это я по себе сужу.

В общем, не тянет он на опытного архитектора….
К тому же он, какой ни какой, а шпион, агент с заданием разузнать о крепостях на Руси и вообще собрать информацию. О крепостях он пишет как турист, у нас в Европе лучше, здесь хуже…. Почему и для чего так сделано его не интересует. Какие он видит слабости в такой обороне или наоборот, не сообщает. Схемы и планы не рисует…. Так проехал мимо, посмотрел…. Таких туристов из Германии сейчас по Москве много бродит, такие же пенсионеры, но хоть с фотоаппаратами.
Информация Готлиба о Руси подошла бы для "Клуба кинопутешественников", как будто он не информацию шпионскую сообщает, а готовится путеводитель для монашек издать на родине. Характеристики власть предержащих в основном внешне-визуальные, без оценок, никаких слухов и жареных фактов из жизни аборигенов нет, про бородатых женщин, питьё водки из самоваров и гуляющих по улицам медведях не привирает….То есть агент тоже, так себе. Ну да ладно.
Постепенно действие вроде начинает раскручиваться, но медленно и как-то однообразно циклично. Вообще построение глав, по схеме, похоже. Описание, описание, описание….напали бандиты, описание, описание…..продал иуда Радко, описание…..баня с дамами, и т.д.
Процесс проектирования и строительства Автор знает, но особо вводить читателя в эту кухню не торопится, тут главный герой выступает как настоящий подпольщик, ни слова врагам.
Однако постепенно Готлиб становится всё больше похожим на специалиста, упёрся в вопросе с добычей камня, начал какие-то требования выдвигать….
Примерно с этого места сюжет начинает оживать… Поездка в Ростов уже динамична, старикан, оказывается, умеет плавать, может врага топором припугнуть при необходимости, владеет навыками маскировки и экстремального туризма. В сюжет вовремя вливается группа тамплиеров, правда тоже довольно аморфных, но действие продолжает насыщаться, Автору даже приходится по-быстрому свернуть строительные работы.
Готлиб отправляется в Киев и тут наступает кульминация… события происходят быстро, сменяют друг друга по нарастающей, появляется авантюрная тема с Граалем, в общем, в книге возникают персонажи, которые не только говорят. Даже Готлиб совершает решительные поступки, как-то жизнь на Руси его оживила. Сцена в мертвецкой уже показывает Готлиба, как вполне разумного человека с реальным пониманием собственных перспектив.
Финал вполне логичный, Готлиб обрусел, и иллюзии питать перестал. Дама тоже пришлась к месту, связала начало и конец. Автор, конечно, не дал пенсионеру пожить по-людски, грохнул его в послесловии, но это уже мелочь…
В общем, моё мнение таково: Автор так и не решил, что он пишет – авантюрный роман о приключениях на Руси в 12 веке или познавательную книгу о строительстве белокаменных древнерусских храмов прибывшим из Европы архитектором. В этом двусмысленность книги и её главная слабость. Фэнтези плохо сочетается с просветительством.
Ещё один минус романа – одномерные персонажи, без выраженного характера, то есть о них говорят не их поступки, а комментарии к ним. Хотя описывается эпоха дел, а не слов… Чтобы в этом убедиться достаточно почитать новгородские летописи…
В плюс Автору можно поставить смелость замысла и его безбоязненную реализацию. Отдельное спасибо за полученную возможность освежить свои старые знания и получить новые
Насколько книга интересна издателям, сказать не могу. Сам прочитал с любопытством, а в конце и с интересом

Покупать бы наверное не стал...разве что в поезд
