иерей Андрей писал(а):А что Вы, собственно ответили?
Что Голгофа - христианский символ?
Но я спрашивал, что делает этот символ в солярном обереге?
А я разве утверждал, что голгофский крест это солярный оберег?
Мне кажется, что Вы неправильно понимаете мои вопросы. Постараюсь объяснить. Я вижу нетрадиционные, на мой взгляд, изображения голгофского креста, причём, только на зданиях и в определённом регионе. Если не рассматривать их с идеалистической (не критической) точки зрения, не важно, религиозной, языческой, атеистической, то у меня возникает вопрос: а почему сделано так? Возможно, это связано с недостатком моих знаний в данной области.
Ответа на заданный вопрос у меня нет, я пытаюсь высказать свои предположения о возникновении таких голгофских крестов. Убеждать Вас в отсутствии христианской символики голгофского креста я не собираюсь. Скорее мне интересно Ваше мнение о возникновении такой, на мой взгляд, не типичной формы, как представителя канонической церкви. Если Вы можете привести аргументы, убедительно объясняющие их происхождение, я с Вами соглашусь. Пока приведённые Вами аргументы не кажутся мне убедительными.
Тезис о связи круга на голгофском кресте с терновым венцом изображённом на иконах и нательных крестах, с некоторой натяжкой, но можно принять. Однако, если это такой важный символ, почему он так редко встречается на зданиях? Объяснить это сложностью выполнения данного символа в строительстве нельзя.
Почему не выделенный на иконах терновый венец (по размеру), при изображении на стенах приобрёл такой гипертрофированный, сопоставимый с крестом, размер? Это касается и изображения на окладе Евангелия Симеона Гордого. Там его не сразу и найдёшь.
Изображения иконописи, книжной графики, миниатюры и мелкой пластики очень редко являются образцом для монументального искусства, чаще наоборот.
Предположение о связи стреловидных окончаний голгофского креста с трилистными завершениями "процветшего креста", пока голословно. Трилистные завершеня голгофского креста есть на соседних изображениях церкви Спаса на Ильине, но они выполнены иначе.
Стреловидные завершения голгофских крестов с кругом не кажутся мне случайными, хотя объяснения этому у меня нет. Возможно, стреловидность как-то связана с охранительной символикой, по крайней мере, на стенах крепости.
Пока я считаю, что такие кресты помимо христианской символики могут нести элементы, которые заимствованы в забытой сейчас, солярно-лунной. В Х-ХIV веках, несмотря на христианскую трактовку, эти элементы ещё имели понятную людям охранительную символику. Насколько я понимаю, эта символика не противопоставлялась христианской, тем не менее, церковь старалась не допускать двусмысленности, поэтому такие кресты весьма редко встречаются.
Интересно, есть ли какая-то закономерность между такими крестами и их нахождением в Изборске и Новгороде, городах возникших задолго до крещения Руси? Например, на "приступной" стене Порховской крепости, построенной в то же время, есть изображения четырёх и восьмиконечных голгофских крестов, но кругов и стреловидных окончаний на них нет.
Напрашивается ещё один вопрос: есть ли связь между этими крестами и ирландским "кельтским" крестом? Новгород был торговым городом и в нём, скорее всего, знали форму "кельтского" креста. Его художественная выразительность могла оказаться привлекательной для местных мастеров. Кресты с кругом (в круге) в ХI-ХV веке, довольно часто встречаются в Новгороде, Пскове и Изборске, как закладные и поклонные.
Не надо приписывать мне языческие взгляды, язычество, как мировоззренческая система, давно исчезло, однако художественная система, созданная язычеством, существует и сейчас. Я просто считаю, что объяснение артефактов 700 летней давности с позиций сегодняшнего дня может быть весьма ошибочным.