Добавлено: 22 окт 2007, 18:04
Я тут еще одну статью отсканировал и выложил на сайт - на сей раз А.И.Комеча, о "русской романике".
http://www.rusarch.ru/komech1.htm
http://www.rusarch.ru/komech1.htm
Авторские фотографии с описаниями православных монастырей, храмов и других православных строений в России и за её пределами
https://sobory.ru/forum3/
Это из Исследования истории Тойнби.Современный Запад далеко превзошел свое мусульманское наследство в области науки, однако о влиянии сирийской цивилизации на юношески впечатлительное воображение средневекового западно-христианского мира все еще наглядно свидетельствуют в области архитектуры "готические" здания, которые в опровержение своему нелепому прозвищу, данному им антикварами XVIII столетия, несут на себе запатентованное свидетельство происхождение от моделей, все еще сохраняющихся в руинах армянских церквей и сельджукских караван-сараев. В XX веке в городах Западной Европы все ещё доминировали "готические" соборы, которые затмили своих романских предшественников в результате революции в средневековой европейской архитектуре, ускоренной архитектурным воздействием сирийского мира...
... а в области архитектуры романский стиль, который, как следует из самого его названия, был вариацией на тему, унаследованную из последней фазы предшествующей эллинской цивилизации, уже был подавлен назойливой "готикой", которая происходила, как мы уже отмечали, из сирийского мира Аббасидского и Андалусского халифатов.
Он о том, что название "готика" якобы было придумано в 18-м веке "любителями старины". Это в корне неверно. На самом деле оно появилось впервые еще у Вазари, и означало то, что для мастеров Ренессанса готическая архитектера являлась "варварской". В это время в Германии была распространена потрясающая "бакштайн-готика", а германцы для итальянцев всегда были как бы "варварами", "готами". Отсюда и готика. Прозвище и впрямь может показаться нелепым, но Вазари было виднее )))Дмитрий Сухарев писал(а):"готические" здания, которые в опровержение своему нелепому прозвищу, данному им антикварами XVIII столетия, несут на себе запатентованное свидетельство происхождение от моделей, все еще сохраняющихся в руинах армянских церквей и сельджукских караван-сараев[/b].
... а в области архитектуры романский стиль, который, как следует из самого его названия, был вариацией на тему, унаследованную из последней фазы предшествующей эллинской цивилизации, уже был подавлен назойливой "готикой", которая происходила, как мы уже отмечали, из сирийского мира Аббасидского и Андалусского халифатов.
О чём это он? Что за антиквары? Как они дали "нелепое прозвище" готике?
Неужели в западной готике действительно так сильно влияние с Востока?
Наконец, из Ближнего Востока в Россию есть более короткий путь, нежели чем через Францию и Англию. Может с Юга на нас было больше влияние, чем с крайнего Запада?
Конечно, при становлении любого стиля имело место множество разных локальных влияний. В частности, стрельчатая арка появилась именно на Востоке, а потом стала одним из многочисленных признаков готики. Но это именно частность, не более того.Черты отличия готической архитектуры от романской рассмотрены в большом объеме литературы и интерпретируются достаточно широко. Поскольку для нас в данном исследовании важно понимание основных черт готики, а не изучение ее генезиса17, перечислим лишь основные и бесспорные:
– появление стрельчатой арки, увеличивающей высоту сводов и уменьшающей распор на стены;
– появление нервюрного каркаса сводов;
– разгрузка стен контрфорсами и аркбутанами;
– появление специфической каркасной конструкции, состоящей из двух диагонально пересекающихся арок и четырех боковых;
– вырождение трансепта и нартекса храмов;
– почти повсеместное наличие развитой хоровой части храмов и венца капелл;
– широкое применение пучков колонн;
– ощущение цельности внутреннего пространства храмов;
– ощущение легкости сводов;
– увеличение площади интерьера храмов;
– увеличение высоты сводов и общей высоты храмов;
– увеличение пролета сводов;
– подчеркнутая конструктивная ясность храмов;
– существенное улучшение освещения храмов за счет пробивки в разгруженных стенах широких окон, в том числе окна-розы в западном фасаде;
– пинакли, вимперги, краббы и прочие специфические детали архитектурного декора;
– усиление, по сравнению с романикой, общего впечатления «башнеобразности» (высокие башни-колокольни, декоративные башенки, шпили);
- более богатый, чем в романике, скульптурный декор.
О.Шуази писал: «Прогресс, отмечающий эпоху готики, выразится главным образом в окончательном и последовательном решении двойственной задачи: выкладки крестовых сводов и достижения их устойчивости. Готическая архитектура одолеет трудности выкладки применением нервюрных сводов, а проблему устойчивости решит введением аркбутанов... История готической архитектуры – это история нервюры и аркбутана»18.
Важно также отметить, что готика и романика в Западной Европе имеют ряд черт сходства, из которых можно назвать:
– общую базиликальную композицию храмов;
– скульптурный декор зооантропоморфного типа;
– базовые элементы архитектурного декора (перспективные порталы, аркатура, орнамент и пр.);
– преимущественное строительство храмов из камня (из кирпича строились только второстепенные постройки гражданского характера и небольшие провинциальные церкви). На кирпич строители «знаковых» соборов перешли только во времена поздней готики, долгое время (не менее одного века) существовавшей параллельно с Возрождением;
– общее ощущение «высотности» архитектуры;
– наличие при соборах башен-колоколен;
– стремление строить храмы максимально возможных размеров, с максимально возможными пролетами сводов (конструктивные новшества готики позволили реализовать это стремление в большей мере).
под готикой карамзинисты понимали все, что не было классицизмом. Обращая свои взоры к Европе, дворянские культуртрегеры находили там две разновидности «готического варварства»: готику каменную и кирпичную (под «готикой» понималась и романская архитектура). Конечно, эти представления были неопределенны и туманны. Но их собственные псевдоготические романтические произведения не оставляют сомнения, что разумелась именно германская кирпичная готика.
А было ли ИГО???. Лично я уже задумался....Klyk писал(а):Как историк не могу не заметить, что:«позволившем Твери, а затем и Москве в самые тяжелые времена монгольского ига <…> не выпасть из «мэйнстрима» мировой архитектурно-художественной мысли и не изменить свою культурную ориентацию на наиболее цивилизованные страны мира».
1. Западная Европа в 13 – 14 вв. вовсе не была ещё средоточием наибольшей цивилизованности (и это закрывая глаза на одиозность самого понятия «самый цивилизованный»). Даже если встать на откровенно европоцентристский взгляд, то «мэйнстримом» торгово-промышленной цивилизации Европа стала только к 18 в. Именно тогда и в России возникает подобострастное отношение к Западу, которое заставило нас рассматривать собственную историю и культуру в довольно убогих и чуждых понятиях «готики-ренессанса-просвещения».
2. Понятие «монгольское ИГО» настоятельно советую исключить из серьёзного научного употребления
Александр, сейчас много разнообразной информации, авторы которой сообщают, что она не требует специальных знаний.... после этого обычно следуют сенсационные разоблачения, как нас обманывалиАлександр Богданов писал(а):А было ли ИГО???. Лично я уже задумался....
Сергей,второй день захожу,но не вижу мнения.... Мне тоже показалось,что Александр имел ввиду "странности" и "не стыковки" в предоставленных док. кадрах..........Если да, то выскажу свое мнение.
Судя по набранному Фоменко и Ко темпу, они их напишутСергей Заграевский писал(а):....Надо написать те же тысячи томов![]()
Вы прекрасно подметили их общий принцип работы. Но насчет тысяч томов - не все так ужасно. Дело в том, что общей системы взглядов, которую они могли бы противопоставить исторической науке, у всей массы фоменковцев нет. У самого Ф. - одна система, у многих его последователей - совсем другая. Это давно уже такая увлекательная игра - а что я еще смогу придумать этакого и выдать за "историческую теорию"?Сергей Попов писал(а):Судя по набранному Фоменко и Ко темпу, они их напишутСергей Заграевский писал(а):....Надо написать те же тысячи томов![]()
![]()
Всю систему их доказательств можно свести к простой формуле:
Утверждение: Конь может быть рыжим.
Следствие: Белый конь не может быть рыжим.
Вывод: Белый конь - не конь
![]()
![]()
Как-то попал на фоменковский сайт. Народ обсуждал тему, что Новгород это Ярославль…. Для доказательств была предложена европейская карта 16 века. Так как познания в географии были слабоваты, Ярославль искали на левом берегу Волги и благополучно не нашли…. Зато нашли интересный город Roma nova, и это привело сообщество в полный экстаз…. В течение трёх дней строились разнообразные теории на тему Нового Рима, продажных историков и фальсификации всего и вся…. Я был в восторге… К сожалению, кто-то просветил сообщество о географических реалиях и тема как-то увяла. До сих пор жалею, что не скопировал обсуждение, как прелестный образец мыслительного процесса самоуверенного невежества.Сергей Заграевский писал(а):....развивать со мной свою теорию он не стал, а то бы я много еще интересного узнал