Сергей Попов писал(а):...В контексте шатрового завершения, хотелось бы уточнить, как оно подготовлено "всей историей", если никаких древних деревянных шатровых церквей не сохранилось? Вы приводите в доказательство, или объекты которые не имеют документального подтверждения, а лишь предположительно считаются шатровыми, либо единичные изображения…. но при этом говорите о массовости шатровой архитектуры на Руси и что оно "было обусловлено всей предыдущей историей древнерусской архитектуры". Вам это не кажется предвзятым субъективным мнением?
Не кажется. В статье приведено большое количество примеров. Уна, стояны, иконография... Может, этого и недостаточно для 100% уверенности в отечественном происхождении шатр.зодч., но в других странах и культурах примеров еще меньше.
Сергей Попов писал(а): А почему аналог "имеющий общемировое значение и резонанс" не может быть опровергнут "другими найденными аналогами"?
Вы используете аналоги опираясь на свое современное знание, но его же не существовало в древности… Любая архитектурная форма не возникает одномоментно, она развивается во времени… поэтому предполагать один источник для ее возникновения не корректно… и соответственно, неверно.
На мой взгляд, мнение В.В.Кавельмахера, пусть ошибочное, на самом деле интуитивно верное, так как он не производит форму шатра из какого-либо аналога…
Потому что аналогов, имеющих общемировое значение и резонанс, очень мало.
Ваша философема о развитии во времени архитектурной формы, как мне кажется, как раз подтверждена моей версией происхождения ШЗ, что это не копирование какого-либо иностранного образца, а естественный итог развития, и не одной ветви, а двух (еще и купольные храмы)
И мнение Кавельмахера как раз, по моему мнению, истинно. Пожалуйста, внимательнее прочтите конец статьи:
В.В. Кавельмахер писал: «Что касается шатра, то он – ничто. Случайность в архитектуре. Он только заменяет купол, перекрывающий наос»45. Мы доказательно подтвердили эти слова исследователя, с той лишь существенной оговоркой, что эта замена была не случайностью, а конструктивно обусловленным феноменом.
Сергей Попов писал(а):Так как форма не возникает в законченом виде, а изменяется во времени, то значит и "символические идеи …. и мировоззренческие основы" должны учитываться в исследовании развития архитектурной формы… или нет?
Учитывать их желательно, и я об этом писал:
Символические идеи, как и теологические теории, и мировоззренческие основы в целом, могли влиять на формирование традиции лишь опосредованно (условно говоря, ктиторы заказывают, зодчие строят, общество оценивает, толкователи толкуют, результаты оценки и толкований воспринимаются и в той или иной степени учитываются следующим поколением ктиторов и зодчих, и т.д.)
Только одна проблема - соответствующей научной методологии пока что не существует:
у использования исследователями символики в качестве обоснования тех или иных архитектурных особенностей храмов есть негативный методологический аспект. Если в Средние века символика и имела какое-либо влияние на возникновение архитектурных форм (что, как мы видели, не доказано), то мы все равно не знаем, какая именно символика как именно влияла. Никаких документальных свидетельств на эту тему не сохранилось, а любые усилия современных исследователей в поиске символики тех или иных элементов средневековых храмов, как правило, ведут к исключительно субъективным мнениям на уровне «я так вижу», легко опровергаемым не только статистикой и фактами, но и выдвижением других столь же субъективных мнений, выглядящих не менее убедительно. То же самое относится и к эстетике, которая еще более условна, чем символика.
Сергей Попов писал(а):
Чем иначе объяснить отказ от шатра при Патриархе Никоне, как неприятии им символизма данной формы? Или ему шатер только как конструкция не нравился?
Символикой это точно не объясняется, т.к. Никон, запретив другим строить шатры, сам возвел супершатер в Новом Иерусалиме. Тут возможны разные варианты. Может, это с его стороны была своеобразная "монополия" на шатер. Может, он справедливо считал шатровое зодчество слишком затратным и технологически сложным (из камня-то шатер построить куда сложнее, чем купол) и как предстоятель заботился об экономии церковных средств.
Сергей Попов писал(а):
Получается, что Ваша статья ничем не отличается от всех Вами перечисленных… как говорится, она не имеет "научной новизны", так как базируется на ложной идее возникновения архитектурной формы в одном материале и последующем копировании ее в другом материале… Какой материал первичен зависит только от субъективного мнения автора… Собственно, о происхождении шатрового завершения, как архитектурной формы, Вы ничего нового не смогли предложить...
Лично я, комментируя труды коллег, избегаю подобных жестких формулировок, чтобы не приходилось краснеть, если коллега, находящийся больше " в теме", чем я, все-таки докажет свою правоту.
И очень странно выглядит утверждение об отсутствии научной новизны. Разве обнаружение второго истока - купольного зодчества - не научная новизна? Разве критика других концепций, в том числе новейшей (пизанская романика) - не научная новизна? Не понимаю тогда, чего Вы ждали. Сенсационных открытий в науке уже давно не бывает, разве что "пуп земли" на месте ЦПН ))).
Сергей Попов писал(а):
Остается только сожалеть, что вопрос, почему в разных культурах, в разное время и разных материалах возникают похожие формы, Вам не показался интересным…
Если разрабатывать этот вопрос "вообще", то он относится более к философии, нежели к истории архитектуры. Если же рассматривать конкретно архитектурные формы, то только по шатрам это мое 4-е большое исследование, еще было глобальное "Типологическое формирование..." (
http://zagraevsky.com/classification.htm), еще был крещатый свод (
http://zagraevsky.com/trifon.htm), еще формы глав (
http://zagraevsky.com/glavi.htm), еще храмы с угловыми пристенными опорами (
http://zagraevsky.com/zodchestvo1.htm), еще "русская романика" (
http://zagraevsky.com/romanik.htm) и "русская готика" (
http://zagraevsky.com/gothic.htm). Неужели этого мало, и создалось впечатление, что этот вопрос мне не интересен?