Путаница с фотографиями в справочнике по храмам Лен. области

Обмен информацией, обсуждение литературы, имеющей отношение к теме сайта.
Михаил Мещанинов

Путаница с фотографиями в справочнике по храмам Лен. области

Непрочитанное сообщение Михаил Мещанинов »

Тщательно изучив выпущенный 4 месяца назад изд-вом "Лики России" справочник"Земля Невская Православная" приходится констатировать, что и его 2-ое издание далеко от полноты и точности помещенных в нем сведений. Пока что остановиться хочется на его иллюстрациях, часть которых предоставил лично я, а часть - различные петербург. архивы, фотографии из которых, в результате путаницы в изд-ве оказались неверно аннотированы.
Нижеприведенная информация актуальна лишь для тех, у кого имеется этот справочник и кому интересна тема храмов Ленинград. области.

Итак:

1.Под №293 на самом деле помещена фотогр. руин Петропавловской церкви в с.Заполье Волосовского р-на(подпись в спрвочнике-ошибочна).

2.Под №405 подпись верна, но в справочнике этот храм проходит под №406.

3.Под №573 помещено фото руин Никольской церкви в с.Никольское Гатчинского р-на(подпись в справ.-ошибочна).

4.Под №646 помещено фото церкви Ап.Иоанна Богослова (а не Иоанна Предтечи).

5.Под №715 подпись верна , но в справ. этот храм проходит под №716.

6.Под №719 на самом деле изображен макет НЕОСУЩЕСТВЛЕННОГО ВАРИАНТА в Череменецком монастыре(какой смысл его было помещать, если есть много подлинных фотографий ПОСТРОЕННОГО собора?).

7.Под №892 подпись верна, но в справ. этот храм проходит под №894, к тому же это фото 1990-х гг.(а не старое).

8.Под №954 та же история , подпись верна , но в справ. он под №956.

9.Под №958-959 помещено фото деревянной и каменной церквей(обе - во имя Апп.Петра и Павла) в Мелигижском погосте Тихвинского р-на(оригинал этой фотографии находится в фототеке ИИМК РАН, альбом Q774(18), подпись же в спрв. - ошибочна!

10.Под №1005 помещено фото каменной Троицкой церкви в с.Сенно, которая в справ. ВООБЩЕ ПРОПУЩЕНА по вине его составителей!

11.Под №1024 помещено фото Троицкой церкви в с.Озерево, а не Георгиевской(опять ошибка составителей, которые даже не удосужились заглянуть в современ. справочник действующих приходов Спб епархии, а вместо этого написали , что "церковь вмч.Георгия Победоносца имеет боковые приделы св.Троицы и вмч.Георгия Победоносца(!!!)...н-да!

12.Под №1072 на самом деле помещена фотография Георгиевской церкви в с.Шеменичи Подпорожского р-на (в справ. он проходит под №1148). Это фото взято из фототеки ИИМК РАН, альбом 0.405(1896) и датирована 1915годом.

Точность вышеприведенных сведений гарантирую на 100%, поскольку все первоисточники этих фотографий мне известны, и лишь невнимательность сотрудников изд-ва внесла путаницу в этот иллюстративный материал(который по большей части все же аннотирован правильно и действительно уникален).

Михаил Мещанинов

Непрочитанное сообщение Михаил Мещанинов »

13.Под №1053 на самом деле изображен рисунок Никольской церкви в Оштенском погосте Лодейнопольского уезда Олонецкой губ., взятый из фототеки ИИМК РАН, альбом 0.443(682), подпись же в справочнике, гласящая, что это церк. в с.Оятское(ныне Доможирово Лодейнопольского р-на)ошибочна.

Аватара пользователя
Василий Шелёмин
Модератор
Сообщения: 4313
Зарегистрирован: 30 июл 2004, 15:53
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Василий Шелёмин »

Обсуждение этого сообщения с новыми яркими примерами на форуме "Окрестностей Петербурга" http://www.forum.around.spb.ru/index.ph ... v=&reveal=

Бокарёв Александр
Сообщения: 304
Зарегистрирован: 19 ноя 2004, 08:46

Непрочитанное сообщение Бокарёв Александр »

Один вопрос.
Нумер 643 - это точно деревянная церковь в Кёрстово ?!
Очень уж неожиданное для Лен-области здание.
Будь это "фотоугадайка", я бы предположил, что это Сиверщина или Слобожанщина, но никак не окрестности Ямбурга.
Понятно, что прот. Феодор Дубянский после восшествия Елизаветы Петровны на престол мог себе позволить многое. В том числе и построить рядом со своей усадьбой церковь, полностью повторяющую здания родной для него Восточной Украины. Но уж очень неожиданно.
С уважением, Бокарёв Александр

Михаил Мещанинов

Непрочитанное сообщение Михаил Мещанинов »

Александр, фото дер. церкви в с.Керстово(№643) абсолютно соответствует действительности. Оригинал этой фотографии(из коллекции арх.А.П.Аплаксина с его собственноручной подписью) находится в фототеке Научно-исследовательского музея Российской Академии Художеств(инв.№18390). Здесь же хранится фотография с интерьером этой церкви-фронтальный вид на роскошный 5-и ярусный иконостас(инв.№18388). Обе фотгр. выполнены в 1910-х гг. петербургским фотографом Е.Ф.Феофановым.
Кроме этого, в фототеке ИИМК РАН хранятся несколько фотографий 1925г. этой же церкви:альбомы 0.67(39) и 0.68(28-33), запечатлевших храм с разных сторон. Все их я видел и прекрасно помню.

Р.S.Для тех, кто живет не в Петербурге, поясню, что ИИМК РАН-это Институт истории материальной культуры Российской Академии Наук(Дворцовая наб.,18). Там хранятся все архивы(в т.ч. богатейший фотоархив) Императорской Археологической комиссии и фотоархивы археологических экспедиций 1920-30-х гг. по всей России, а это тысячи и тысячи фотографий, в основном-церковная архитектура.

Михаил Мещанинов

Непрочитанное сообщение Михаил Мещанинов »

14.Под №749 помещена фотогр. церкви, которую я никак не могу пока опознать. Подпись же под ней, гласящея, что это Троицкая церковь в с.Верхутино Лужского р-на, совершенно не соответствует действительности, поскольку тамошняя церковь выглядит совершенно иначе-в той же фототеке ИИМК РАН имеется несколько ее фотографий 1927г. (альбом 0.154(6)).

Имеются также серьезные сомнения по поводу еще нескольких фотографий. Опровергнуть, что это именно те церкви , что указаны в подписях под ними , я пока не могу, однако и подтверждений им я пока не нашел.
Интересно и то, что целый ряд фотографий(№№350; 395; 445; 954; 966) попросту украдены с sobory.ru, причем безо всякой ссылки на сайт.

Что касается количества ошибок в различных датах и количества пропущенных храмов в тексте справочника, то их столько, что, как говорится, мама не горюй. Достаточно сказать, что пропущено около 20 дореволюционных храмов и около 60-и новых (построенных в последние годы)! Например, в Царском Селе пропущено сразу 4 храма, в пос.Вырица Гатчинского р-на еще 4 храма, и т.д.

Аватара пользователя
Павел @sobory.ru
Модератор
Сообщения: 4468
Зарегистрирован: 04 апр 2004, 22:00
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Павел @sobory.ru »

Михаил Мещанинов писал(а):Интересно и то, что целый ряд фотографий(№№350; 395; 445; 954; 966) попросту украдены с sobory.ru, причем безо всякой ссылки на сайт.
Хмм... а как бы эту книгу купить или посмотреть хотя бы сканы или цифровые фотографии этих страниц?

Наталия
Сообщения: 2014
Зарегистрирован: 19 дек 2005, 08:11

Непрочитанное сообщение Наталия »

Да, все точно, полное совпадение вплоть до луж, теней, облаков -только чуть плотнее кадрированные. Все фото Василия . В 966 указан год 2004, хотя на соборах 2005. Сканера у меня нет, а переснять... 6 - 7 на 8 см, хотя если нужно можно попробовать.

Наталия
Сообщения: 2014
Зарегистрирован: 19 дек 2005, 08:11

Непрочитанное сообщение Наталия »

350 Ц. Константина и Елены Всеволожск - в книге Бернгардовка
395 Покровская в Кондратьево выборгский р-н
445 Троицкая в Мельниково Приозерского
954 Троицкая в Новоандреево Тихвинского
966 Никольская в Исаково Тихвинского

Олег Щёлоков
Модератор
Сообщения: 6291
Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
Откуда: г.Владимир
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Олег Щёлоков »

Лики России :)

Аватара пользователя
Василий Шелёмин
Модератор
Сообщения: 4313
Зарегистрирован: 30 июл 2004, 15:53
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Василий Шелёмин »

Если бы я сдуру купил эту книжку - точно бы разборки устроил. А, может, и так устроить? Михаил, что скажете, в ЭТИХ кругах можно чего-нибудь добиться? Я не о деньгах, о другом - может, ксиву какую-нибудь мне потребовать в качестве моральной компенсации, чтобы с фотоаппаратом ходить, куда нельзя:-)?

Гость

Непрочитанное сообщение Гость »

В предисловии ко второму изданию написано, что его подготовкой целиком зпнимался В.В. Антонов. Иллюстрации из архива, из коллекции открыток М. Мещанинова. Фотоматериал также поступил от о. Геннадия Беловолова, архитектора Е. Варакина, историков И. Попова и Н.Яковлева :lol:

Аватара пользователя
Василий Шелёмин
Модератор
Сообщения: 4313
Зарегистрирован: 30 июл 2004, 15:53
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Василий Шелёмин »

Anonymous писал(а):В предисловии ко второму изданию написано, что его подготовкой целиком зпнимался В.В. Антонов. Иллюстрации из архива, из коллекции открыток М. Мещанинова. Фотоматериал также поступил от о. Геннадия Беловолова, архитектора Е. Варакина, историков И. Попова и Н.Яковлева :lol:
Угу, а остальное украдено:-). Но об этом почему-то в выходных данных редко пишут...

Аватара пользователя
Юрий Булкин
Модератор
Сообщения: 1898
Зарегистрирован: 13 дек 2005, 21:33
Откуда: Московская область
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Юрий Булкин »

Вот тебе бабушка и авторское право!
Василий! А может тебе под псевдонимом написали, типа архитектор Е. Варакин!
Будешь ксивы просить, меня тоже не забудь, пожалуйста.Я думаю от двух у них не убудет. :D
С пламенным приветом,
Юрий Булкин

Михаил Мещанинов

Непрочитанное сообщение Михаил Мещанинов »

По-видимому, все содранные с сайта фотографии поступили от кого-то из упомянутых в предисловии книги людей. Я к этим(взятым с сайта) фотографиям не имею абсолютно никакого отношения, а что касается издательства, то они, насколько я знаю, происхождение фотографий, принесенных вышеупомянутыми лицами, не выясняют.

Михаил_К

Непрочитанное сообщение Михаил_К »

Павел @sobory.ru:
<Хмм... а как бы эту книгу купить или посмотреть хотя бы сканы или цифровые фотографии этих страниц?>

Если не жалко 350 рублей, то могу подвести - с вероятностью 80 процентов 27 или 28 марта буду вечером (скорее не ранее 20 часов) двигатся через Москву от места прибытия автобуса из Тульской области (точку не знаю) до Ленинградского вокзала.
Если есть потребность в двух-трех экземплярах, то лучше сообщить до обеда пятницы - позже уже просто в издатедьство не попаду

Аватара пользователя
Павел @sobory.ru
Модератор
Сообщения: 4468
Зарегистрирован: 04 апр 2004, 22:00
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Павел @sobory.ru »

Конечно, не жалко. Одного экземпляра мне хватит. Мой телефон (916) 356-4048

Михаил Мещанинов

Непрочитанное сообщение Михаил Мещанинов »

Фотографии №№219 и 236 тоже содраны с sobory.ru. Ну, безпредел, в натуре!

Наталия
Сообщения: 2014
Зарегистрирован: 19 дек 2005, 08:11

Непрочитанное сообщение Наталия »

Ну слабость они питают к фото Василия. А тут даже руки приложили - провод на фото из Лебяжьего затерли.

Аватара пользователя
Павел @sobory.ru
Модератор
Сообщения: 4468
Зарегистрирован: 04 апр 2004, 22:00
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Павел @sobory.ru »

Им тоже письмо написал.

Аватара пользователя
Павел @sobory.ru
Модератор
Сообщения: 4468
Зарегистрирован: 04 апр 2004, 22:00
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Павел @sobory.ru »

Спасибо Михаилу, книгу получил.

Ситуация следующая. Издательство ответило, что у них заключен договор с составителем (Антонов В.В.) по которому автор гарантирует отсутствие претензий третьих лиц на предоставленный материал. Сейчас они связываются с составителем и проясняют дело. Осложняется все это тем, что, похоже, что этот Антонов В.В. человек заметный и, на мой взгляд, поступил так не со зла. Так что, до возвращения Василия предпринимать ничего не буду.

Михаил Мещанинов

Непрочитанное сообщение Михаил Мещанинов »

Что уж там говорить о путанице с аннотированием фотографий храмов, если составители справочника не смогли даже правильно определить административно-территориальное местонахождение некоторых из них:

Храмы под №№47-52 (Парголово и Успенское кладбище) находятся на территории Выборгского р-на СПб (не путать с Выборгским р-ном Ленинградской обл.), а не Курортного.

Территория Красносельского р-на (с 1973г. явл. р-ном СПб) гораздо более обширна и включает намного больше храмов, чем указано в справочнике. Понятно, что авторы решили ограничиться лишь территорией, находящейся к югу от Балтийской ж.д., однако не только не указали этого (хотя бы в подстрочной сноске), но и пропустили в этом случае 2 храма (старый и новый) в дер.Старо-Паново.

Храм под №77 (Большой Красносельский лагерь) как это ни странно, территориально находится в Ломоносовском р-не, а не в Красносельском.

Храм под №97 (Усть-Славянка) находится на территории Невского р-на СПб, а не Колпинского.

Храм под №153 (д.Каменка) находится на территории Московского р-на СПб, а не Пушкинского.

Храмы под №№197 и 198 (ст.Сергиево) находятся на территории Красносельского р-на, а не Петродворцового (почему-то названного Петергофским (?!)).

Храм под №321 (пос.Лесное) находится на территории Пушкинского р-на, а не Гатчинского.


Храм под №338 в пос.Стеклянный Всеволожского р-на зачем-то продублирован под №895 в Волховском р-не (?!).Чудеса, да и только!

Всей этой путаницы можно было бы избежать, если бы к справочнику была приложена хотя бы небольшая современная карта административно-территориального деления Ленинградской области.

Наталия
Сообщения: 2014
Зарегистрирован: 19 дек 2005, 08:11

Непрочитанное сообщение Наталия »

Усть-Славянка это все-таки Колпинский район. Но в любом случае, если это СПРАВОЧНИК, то к проверке следовало приложить больше усилий... Увы.

Михаил Мещанинов

Непрочитанное сообщение Михаил Мещанинов »

Наталья, благодарю за поддержку затронутой темы.
Границы Невского и Колпинского районов проходит между Усть-Славянкой и Усть-Ижорой, приблизительно в 1000м от места, где находилась церковь пророка Илии (район нынешнего дома 16 по Заводской ул.). На любой карте административно-территориального деления СПб это хорошо видно, так что Усть-Славянка это все-таки Невский район.

С уважением, Михаил.

Михаил Мещанинов

Непрочитанное сообщение Михаил Мещанинов »

Под №749 на самом деле помещено фото Троицкой церкви в с.Ругуй Тихвинского р-на (в справочнике она проходит под№952). Подпись под иллюстрацией ошибочна (подробнее см. сообщение от 21.03.2007). Пришлось попотеть, чтобы опознать эту фотографию, взятую, как я выяснил, из фототеки ИИМК РАН, альбом Q779(6).
Вообще же, подводя итог этой теме, хочется выразить лишь удивление такому отношению и состовителей, и издательства к столь нужному справочнику. Получить доступ к уникальнейшим фотографиям, и в итоге перепутать их, словно ценники в булочной...

Ответить