ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Балви. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Balvu Vissvētās Dievmātes Aizmigšanas pareizticīgo baznīca


Балви. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки:Между 2005 и 2015.
Архитектор:Людмила Клешнина, Арнис Асис (инженер)
Адрес:
Латвия, Балвский край, Балви, ул. Бривибас 49
Brīvības iela 49, Balvi, Balvu novads, Latvija

Координаты: 57.132878, 27.264313
Проезд:Автобусом Рига - Виляка



Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Церковь оборудована в бывшем причтовом доме.<br>, Балви, Балвский край, Латвия
Церковь оборудована в бывшем причтовом доме.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Людмила Клешнина
21 июня 2007
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Сруб установлен<br>, Балви, Балвский край, Латвия
Сруб установлен
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Людмила Клешнина
19 июня 2013
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Общий вид интерьера после сборки сруба<br>, Балви, Балвский край, Латвия
Общий вид интерьера после сборки сруба
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Людмила Клешнина
22 августа 2015
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Временный иконостас в приспособленном здании служит уже более 30 лет<br>, Балви, Балвский край, Латвия
Временный иконостас в приспособленном здании служит уже более 30 лет
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Людмила Клешнина
21 июня 2007
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Работы по перекрытию нижнего храма<br>, Балви, Балвский край, Латвия
Работы по перекрытию нижнего храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Людмила Клешнина
13 октября 2010
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, На этом месте стоял храм<br>, Балви, Балвский край, Латвия
На этом месте стоял храм
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Людмила Клешнина
21 июня 2007



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Людмила Клешнина
 
Людмила КлешнинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 августа 2007

Православная церковь в Балвах (в имении Боловск) появилась в 1834 году, это была домашняя церковь при доме помещика П.С. Горожанского. В 1842 году церковь стала приходской. В середине 19 века в Латгалии наблюдался массовый переход латышей из католичества в православие. После присоединения этих земель к России стало возможным проводить богослужения для местных жителей на их родном языке. В Балвский приход из Риги присылался причт, хорошо знающий латышский язык, или священники-латыши, окончившие Рижскую духовную семинарию. С бедных местных жителей священники не требовали платы за требы и денег на свое содержание, что способствовало успешной миссионерской работе в приходе. В 80-е годы 19 века в Балвы стали переселяться латышские крестьяне из Видземе, желавшие арендовать помещичьи земли. В 1865-1871 годах на казенные средства для прихода была построена новая деревянная церковь в стиле зклектики, с восьмигранным основным объемом, завершенным шатром, и с шатровой колокольней. Причт был наделен землей, в 1886-1894 годах возведены причтовые постройки. В 1904 году громадное имение перешло во владение крестьянского поземельного банка. С этого времени в Балвы в качестве хуторян стали переселяться многие русские из Псковской губернии, приход стал латышско-русским. Вот уже почти 30 лет богослужения проводятся в бывшем причтовом доме, переоборудованном в храм. Деревянная церковь сгорела в конце 20 века. Место было предусмотрено для строительства нового здания горисполкома. Но эта стройка не состоялась, землю вернули приходу. Еще в 1994 году прихожане задумались о восстановлении храма на прежнем месте, но ... Не было средств, не было инициативных людей, готовых взять на себя все хлопоты по строительству. В настоящее время начались работы по усилению и углублению фундаментов. Церковь будет двухэтажной, с двумя престолами. Верхний этаж – деревянный сруб. Приход нуждается в помощи всех, желающих помочь в восстановлении храма. Контактный телефон – через личное сообщение автору этой статьи.

Источник информации: Сахаров С.П. «Православныя церкви въ Латгалии», Рига, 1939, стр. 26-29.


Александр Вишнёв  13 сентября 2007

Балвская (бывшая Боловская) церковь находилась до 1834 года в селе Мариенгаузен (Виляки) и в этом году церковь со всею утварью была перенесена в Балвы. Для церкви было приспособлено одно из помещений при доме помещика Н.С. Горожанского, поэтому она походила на обыкновенный дом, а колокольня была устроена здесь же на 2-х столбах. Первым священником в Балвах был отец Матвей Лавровский, церковный хор состоял из дворовых людей помещика. В 1842 году церковь из домашней помещечьей была преобразована в приходскую с назначенным Св.Синодом причтом к ней и гос.содержанием. Прихожан числилось до 450 человек. Переход многих крестьян из лютеранства в православие обусловлен тем, что богослужения проводились на латышском языке и православные священники не требовали от прихожан никакой платы ни за требы, ни на своё содержание. С 1836 по 1863 годы настоятелем прихода был отец Иоанн Кушин, скончавшийся в Балви. На его место из Рижской епархии был назначен в приход священник А. Попов и псаломщик П. Бродовицкий - хорошо знающие латышский язык. За четыре года отец А. Попов присоединил к православию более 900 человек. С 01.07.1867 года настоятелем прихода был назначен отец Родион Пойш, окончивший Рижскую Духовную семинарию.

В 1865 году в Балви начали постройку на гос. средства в 3250 рублей новой деревянной церкви. Строительство завершили в 1871 году и храм освятили во имя Успения Пресвятой Богородицы. Зданием церковь деревянная, в связи с такою же колокольнею, снаружи обшита досками. Чертежи на неё находились в Витебском церковном присутствии. В 1882 году Балвский причт был наделён землёю в количестве 36 гектаров, а до 1894 года для причта возвели дома с хоз.постройками. В приходе служили настоятелями – отец П. Сеньковский, Кирилл Зайц, Николай Адамович Лельмеж.

 В 1904 году имение Боложск перешло от помещика Работти во владение крестьянского поземельного банка, в результате на эти земли переселились многие крестьяне из Псковской области. Приход становится латышско-русским, а количество прихожан выросло до 1553 человек, в 1913 году до 3585 человек: из них 2/3 прихожан были русскими. С 1904 по 1938 годы приход возглавлял священник протоиерей Андрей Мазур, скончавшийся 10.10.1938 г. С 21.10.1910 по 1941 годы псаломщиком служил сын священника Николай Давидович Лельмеж. Погребён в Балви. С 01.01.1939 года настоятелем в приход и благочинным Вилякского округа был назначен священник Шкильбенского прихода отец Николай Мартынович Лапикен.

Латв. ГИА, фонд 4754, опись 2, дело 187 за 1900 г. «Клировые ведомости». С листа 59. С.П. Сахаров «Православные церкви в Латгалии», изд. Рига, 1939 г. Стр. 26-29.


Людмила Клешнина
 
Людмила КлешнинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  17 февраля 2012

10 февраля 2012 года по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Рижского и всея Латвии Александра и Преосвященнейшего Епископа Александра состоялся молебен на начало возведения сруба строящейся Свято-Успенской церкви в г. Балви. Молебен был отслужен благочинным Мадонского округа протоиереем Элизбаром Тризна в деревне Захарово Великолукского района Псковской области, где изготавливается сруб, в присутствии участников этого богоугодного дела – руководителя строительством Балвского прихода Ивана Баранова, автора проекта церкви архитектора Людмилы Клешниной и бригады плотников под руководством Сергея Шейченкова.

В этот день установилась чудесная погода – мороз, солнце и яркое голубое небо. Вся природа ликовала вместе с нами, вторя молитвам, обращенным к Пресвятой Богородице. Возвышенное настроение, охватившее всех участников молебна, заставило забыть о зимней стуже, а первые мощные бревна-венцы сруба, розовато-медовые на фоне сияющего чистотой снега, излучали ощутимое душевное тепло.

Сруб изготавливается из отборного леса, по традиционной технологии. Затем из Псковской области его привезут в Балви и соберут на стройплощадке. Проект церкви был разработан в 1995 году. За прошедшие годы выполнены работы по углублению фундаментов, цокольный этаж перекрыт монолитным ж/б сводом. Еще предстоит много трудов по устройству инженерных коммуникаций и украшению интерьера церкви, которым предшествует возведение сруба. Теперь положено начало этому ответственному этапу стройки.

Скоро в Балви вознесется глава нового храма. Здание будет двухэтажным, с двумя престолами - верхний деревянный храм на 200 молящихся с главным престолом и малый храм с крестильным бассейном в цокольном этаже.

http://www.pravoslavie.lv/index.php?newid=4286


Людмила Клешнина
 
Людмила КлешнинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  2 декабря 2014

Строим Свято-Успенский храм

Православная община г. Балви обрела зримое воплощение своих многолетних трудов по возведению храма. Еще предстоит много работы, но установлен деревянный сруб, и теперь каждый прохожий может себе представить очертания будущего храма. Какие идеи будет выражать его архитектура? Ответ на этот вопрос можно найти, если внимательно всмотреться в проект, с которого и начиналась эта благодатная работа.

Разработка проекта началась в сентябре 1994 года и продолжалась около года. Инициатором разработки проекта был о. Владимир Рубчихин, он является автором концепции храма. Задача восстановления прежней деревянной церкви перед нами не ставилась, да это было уже и невозможно, так как еще ранее на участке были произвольно забетонированы фундаменты, которые не соответствовали габаритам прежней, сгоревшей церкви. Обследовав эти фундаменты, наши инженеры констатировали их недостаточную несущую способность и глубину заложения. Но сносить эту конструкцию мы не стали, решили уважительно относиться ко всем усилиям общины по восстановлению храма, поэтому разработали решения по усилению и углублению фундаментов.

О. Владимир представил программу проектирования, согласно которой требовалось запроектировать деревянный рубленый храм в канонических формах, по мотивам традиционных северных церквей, с двумя престолами – главным на 1 этаже и вторым в подвальной части здания. В дальнейшем о. Владимир неоднократно приезжал в Ригу для совместного решения вопросов, возникавших в ходе проектирования.

В то время наше бюро первым в Латвии обратилось к проектированию православного храма. Мне пришлось изучить неведомую до тех пор сферу строительства. Все участники проекта (инженеры Арнис Асис, Александр Лукьянец, Елена Шклевская, Юрис Шатайкин, Татьяна Кириллова, Андрей Либерс, Алла Кере, Ольгерд Лукашевич, Ольга Пилипенко) работали с истинным вдохновением и благоговением. В августе 1995 года проект был утвержден владыкой Александром, согласован в строительной управе г. Балви и безвозмедно, по согласию руководителя бюро Юриса Гертманиса, передан приходу.

Работая над проектом, мы руководствовались каноническими принципами. Православный храм должен быть узнаваем и в своей идее символически выражать православное вероучение. Его символика сообщает представления о мире - Небесном и земном, о Боге и Его отношении к миру и человеку. В целом храм есть образ мира, а средняя его часть (основной объем) – образ земного пространства, в центре которого происходит воссоединение человека и Бога. На богослужении здесь место для людей, которые уверовали и встали на путь духовного совершенствования, а притвор в древности предназначался для оглашенных, кающихся и начинающих свой путь к Богу.

Внешний облик нашего храма традиционно складывается из сочетания разных по пропорциям объемов. Основной объем выделен по высоте и представляет собой трехмерный канонический куб мироздания. Он покрыт четырехгранной крышей, напоминающей шатер, являющей образ Небесного Царства. Центр основного объема увенчан большой главой с крестом, которая символизирует Главу Вселенской Церкви - Христа Вседержителя. В нашем проекте идея иерархического устройства мира поддержана также пропорциями и габаритами колокольни, которая возвышается над западной частью церкви, но ее маленькая главка ниже центральной главы. Не забыт и другой красивый символический смысл ярусной колокольни – образ Богородицы - Лествицы Небесной для нас, духовно возрастающих, и Лествицы, посредством которой на землю сошел Бог. Многогранная и низкая крыша алтаря зримо являет образ пещеры, где был погребен Христос - таков один из многих символических смыслов этой части храма.

План нашей церкви представляет собой каноническую анфиладу помещений (крыльцо, притвор, предхрамие, средняя часть храма, алтарь), которая по горизонтали ведет верующего к иконостасу и раю-алтарю, от «мрака греховного» - к примирению с Богом. Благодаря боковым пристройкам-прирубам, средняя часть храма имеет в плане форму креста. Здесь по вертикальной оси наша душа взлетает навстречу Богу, милосердно нисходящему вниз, с небес. В интерьере высокого основного объема будет установлено подвесное «небо», на котором можно разместить образ Христа-Вседержителя в окружении Небесных Сил, отсюда вниз будет спускаться паникадило – образ Солнца Правды. Расположение окон и их величина в нашем храме тоже неслучайны. Главенство основного объема подчеркнуто окнами в верхней части сруба и большими окнами в боковых прирубах, благодаря чему это пространство будет иметь более яркое освещение, чем притвор, где маленькие окошки создают полумрак, символизирующий «мрак греховный» в душах людей, только вступающих на путь духовного пробуждения.

Посвящение храма празднику Успения Пресвятой Богородицы определило особые нюансы его архитектурного образа. Согласно традиции, богородичные храмы всегда более изящны, легки по пропорциям. И в нашем проекте мы старались добиться динамичного и легкого силуэта, парящей композиции, поэтому отказались от единого, массивного объема здания, а выбрали более мелкий масштаб и многообразные сочетания геометрических форм. Разные наклоны крыш создают впечатление полета. Особенно изящной хотелось сделать колокольню, поэтому габариты ее ярусов уменьшаются по мере подъема вверх. Согласно канону, большая глава храма установлена на основании, символизирующем Закон Божий, но форма основания принята не квадратной в плане, а восьмиугольной, как напоминание о символике числа 8, традиционно характерной для образа Богородицы.

Проектируя храм, нельзя забывать и о символике цвета. Согласно традиции, по цвету купола или главы можно определить посвящение храма. Золото символизирует нетварный Божественный Свет, блистание славы Божией, поэтому купола золотятся у храмов, посвященных Христу. Зеленые купола и крыши подсказывают, что храм посвящен Пресвятой Троице или христианским подвижникам – преподобным и святым. При посвящении церквей Пресвятой Богородице, Святому Духу или бесплотным Небесным Силам, цвет глав и кровли – синий, голубой или белый.

И в нашем проекте мы приняли цветовое решение, традиционное для Свято-Успенского храма – серебристая легкая кровля (серебряный металлик), над которой поднимаются синие главы. Этот вариант хорошо сочетается с летящим силуэтом нежного светло-желтого сруба, он и был утвержден строительной управой г. Балви. Современные кровельные покрытия на алюминиевой основе с посыпкой кристаллами позволяют отойти от прежде широко применявшейся «серебряной» оцинкованной стали. Теперь есть широкий выбор светлых, почти белых покрытий, которые в течение дня меняют тон от ослепительно-белых до темно-серых, это зависит от того, под каким углом падают световые лучи на поверхность кровли. Таким образом, цветовое решение храма будет все время меняться, широко раскрывая нюансы многозначного архитектурного образа храма. Прежде всего, это идея праздника Преображения Господня, а мерцание кристаллов серебристой кровли в солнечную погоду наглядно будет являть поэтичный образ Невесты Неневестной, Честнейшей Херувим.

Не были забыты и местные культурные традиции, поэтому храм лишен затейливых декоративных украшений. Фасады сдержанны, даже немного аскетичны. Только столбики крыльца резные и с «дыньками» (плодами духовными), а свесы кровли акцентированы прорезными подзорами, но формы этих декоративных деталей навеяны мотивами народной архитектуры северо-востока Латвии.

В таком же сдержанном ключе видится и внутреннее убранство храма – открытая деревянная фактура стен, многоярусный тябловый иконостас с яркими каноничными иконами традиционного письма, фактурная деревянная мебель и киоты икон, деревянное паникадило. Такой стиль позволит создать единый по содержанию и формам художественный образ сакрального здания.

Десять лет, до 2005 года реализация проекта не осуществлялась. И только, когда в приходе появился инициативный руководитель строительства – Иван Александрович Баранов, дело стало продвигаться. Проект был заново согласован в строительной управе г. Балви, получено законное разрешение на строительство. За семь лет проделана большая и ответственная работа по конструкциям подземной части церкви. Усилены и углублены старые фундаменты, заложены новые фундаменты боковых пристроек, монолитными бетонными сводами перекрыт подвал. Работа эта была кропотливой, буквально по метру и вручную пришлось откапывать, промывать и бетонировать участки подземных стен. Работа осложнилась и тем, что за прошедшие годы через участок церкви были проложены транзитные трассы современных коммуникаций, сильно стеснившие территорию, свободную для застройки. Благодаря отзывчивости городских коммунальных служб, были творчески решены и эти технические трудности. Уже можно зримо представить себе нижний храм и крестильню с небольшим бассейном, где, как в древности, можно будет крестить взрослых, а также в подвале будет класс для занятий с оглашенными. Участок храма будет обнесен забором с каменными воротами, озеленен и благоустроен – эти решения тоже предусмотрены в проекте.

Все работы выполнялись соборно, в единодушии всех участников строительства, надеемся, что нам удасться завершить эту работу.

Людмила Вениаминовна Клешнина, архитектор, автор проекта Свято-Успенского храма в г. Балви, февраль 2013 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.