Каменный Спасо-Преображенский собор в Шадринске вырос не на пустом месте - ему предшествовала деревянная церковь. К 1770-м годам, когда развернулись строительные работы, городу - впрочем, официально городом ещё не являвшемуся, - пошла уже вторая сотня лет. Он был основан в начале 1660-х годов и стал одним из опорных пунктов Исетской укреплённой линии. Русские проникли в Южное Зауралье в первой половине ХVII века, причём первым русским, обосновавшимся в окрестностях нынешнего Шадринска, был монах - преподобный Далмат, пришедший сюда в 1644 году. В 1662 году некий слобожанин казацкого роду Юрий Никифорович Малечкин по прозвищу Соловей отправил главному тобольскому воеводе князю И.А. Хилкову прошение об устройстве острога и слободы на месте брошенной промысловой заимки тобольчанина Ефима Шадрина (отсюда и название города). Шадрин оставил свою заимку неспроста - населявшие эту территорию башкиры и татары не были в восторге от строительных дерзаний русских конкурентов и чинили им неприятности, беспощадно разоряя тех, кто пытался пустить корни на берегах Исети. Поэтому в прошении Юшки Соловья наряду со слободой фигурировал и острог. В 1664 году острог был выстроен - с трёх сторон его окружали рубленые стены с валами и рвами, а с четвёртой, южной, крепость выходила на реку. Как водится, срубили и деревянную церковь, освятив её во имя Михаила Архангела, который по сию пору почитается как небесный защитник Шадринска. Первые документальные сведения о ней относятся к 1673 году - в том году шадринский священник Терентий Савинов "за вклад по своей душе" отправил на три года работать в Далматовский монастырь "дворового своего детину Митьку Трофимова с женою его и с детьми".
Шадринская слобода быстро росла, и в 1712 году, в пору петровских административных преобразований, получила статус города, названного - по посвящению храма - Архангельским Шадринским городком или Малоархангельском. К тому времени в Шадринске уже стоял каменный Спасо-Преображенский собор, воздвигнутый на месте деревянной Михаило-Архангельской церкви (а точнее, рядом с этим местом). Которой по счёту - не известно. В 1771 году по благословению епископа Тобольского и Сибирского Варлаама (Петрова) был заложен каменный собор. В разгар строительства Шадринск оказался в страшной опасности - в феврале 1774 года пугачёвские отряды, осадившие к тому времени Далматовский монастырь, приблизились к городу. Лишь решительные действия генерала Декалонга, рассеявшего основные силы мятежников, спасли острог от разорения. Строительство собора после этого можно было спокойно продолжать.
В 1777 году настоятель Успенского Далматовского монастыря игумен Адам (Аркудинский) освятил собор в честь Преображения Господня. Посвящение во имя Михаила Архангела унаследовал один из его приделов. Что касается деревянного храма-предшественника, то его судьба не вполне ясна. В некоторых современных источниках утверждается, что он сгорел ещё до начала строительства собора, в других (дореволюционных) говорится, что в 1780 году, уже после освящения собора, вместе с иконостасом была продана жителям недалёкого от Шадринска села Полевского. Её место в Шадринске позже обозначили памятной часовней, уничтоженной в советские годы. Жителям Полевского церковь служила верой и правдой более тридцати лет, а потом её снова продали - на этот раз в село Сосновское в 25 верстах от уездного города. Что было с храмом позже - история умалчивает. В 1777 году освятили главный престол и приделы Спасо-Преображенского собора, что вовсе не означало "окончательного" окончания строительства - на этом завершился только первый его этап, потому что несколько десятилетий храм стоял без колокольни: её пристроили к трапезной в начале 1820-х годов. Художественные вкусы к тому времени изменились, что не лучшим образом сказалось на внешнем виде собора с колокольней - дело в том, что колокольню, в отличие от легкого барочного четверика, исполнили в стилистике провинциального классицизма, причём "тяжёлого" его извода. Она представляла собой мощный трёхъярусный восьмерик с огромными окнами в каждом ярусе и полусферическим завершением, увенчанным шпилем. не слишком высокий шпиль был не в состоянии смягчить ощущение тяжеловесности постройки, сместившей к себе центр масс собора, - рядом с ней четверик теперь казался совсем уж невесомым и даже как бы "несущественным". Впрочем, это обыкновенная история для той эпохи, которая не слишком озабочивалась художественной гармонией, а более стремилась к "материальному росту". Не всегда оправданный "материальный рост" собора, определявшийся встававшими перед причтом функциональными задачами, продолжался и позже. Одной из таких задач была реконструкция трапезной, служившей тёплым храмом в зимнее время года, весьма продолжительное в местном климате. Её площади при большом скоплении людей (а приход насчитывал более двух тысяч только горожан; с жителями окрестных деревень эта цифра увеличивалась в разы) не хватало.
В 1852 году паперть придельных храмов обратили в притвор, построив новую паперть с двумя отдельными помещениями, расположенными с юга и севера. Однако это мало помогло, и годом позже в главном храме устроили печи, одновременно закрыв окна по-настоящему зимними рамами - увы, протопить четверик в сильные морозы всё равно не получалось, и богослужения по-прежнему совершались в трапезной, в страшной тесноте. Обустраивая собор, не забывали и об интерьере. Так, в 1867 году известный художник Фёдор Бронников, уроженец Шадринска, порекомендовал приходу нанять его приятеля Евграфа Сорокина, признанного мастера религиозной живописи, для написания образов для центрального иконостаса. Работу Сорокина оплатил один из благотворителей собора купец И.Г. Шишкин (к слову, на средства его сына позже был отлит 1000-пудовый соборный колокол). Двадцатью годами позже художник Павел Никулин выполнил роспись храма, тогда же его стараниями столпы трапезной были выкрашены "под мрамор". В конце ХIХ века в приделах заменили иконостасы - на средства ещё одного благотворителя, купца Ф.А. Соснина, позже упокоившегося в церковной ограде. В 1907 году над росписями купола трудился художник В. Звездин. При соборе действовала церковноприходская школа, к нему были приписаны три храма, несколько часовен, далеко за пределы Шадринска распрстранилась слава о церковном хоре, которым руководил выпускник консерватории Г.В. Мещеряков.
Всё рухнуло после революции. В 1926 году из собора изгнали настоятеля - протоирея Николая Буткина, а храм передали представителям "григорианского раскола". Но и это не спасло собор от закрытия в начале 1930-х годов. С колокольни сбросили колокола - старожилы вспоминали, что при падении большого колокола вылетели стёкла в окнах окрестных домов. Саму колокольню позже разобрали. Была уничтожена часовня и ограда. В здании устроили столовую, затем магазин, а во время Великой Отечественной войны его и вовсе превратили в тюрьму. Избавлением от тюремной "функции" храм, согласно городскому преданию, был обязан маршалу Г.К. Жукову. С 1948 по 1953 год Жуков пребывал в фактической ссылке, возглавляя Уральский военный округ. В один из приездов в Шадринск он будто бы узнав, что в Божьем храме содержат заключённых, разгневался и велел перевести арестантов в бараки, до того занятые немецкими военнопленными. В 1950-е годы здание забросили, которе со временем стало ещё больше разрушаться. В 1960-х годах Спасо-Преображенский собор поставили на учёт как памятник архитектуры республиканского значения. Проект реставрации готовили очень долго, реставрационные работы начались лишь в 1970-х годах. Финансирование было минимальным, и к концу 1980-х годов храм привели в порядок только снаружи, внутри же он выглядел ужасающе. Лишь в 1989 году городская администрация передала здание собора образовавшейся к тому времени в Шадринске правосланой общине.
Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №192, 2016 г.