ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Пехра-Покровское. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.


Пехра-Покровское. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы, Илии Пророка, Успения Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Ампир
Год постройки:Между 1825 и 1833. 1902-трапезная.
Архитектор:О.И. Бове
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Московская область, г/о Балашиха, квартал Пехра-Покровское, д.128.

Координаты: 55.833747, 37.939444
Проезд:Щёлковское шоссе, 7 км от МКАДа



Сортировка:

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Фото с квадрокоптера, вид с юго-востока<br>, Пехра-Покровское, Балашихинский городской округ и г. Реутов, Московская область
Фото с квадрокоптера, вид с юго-востока
Иванов Дмитрий
24 января 2016
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Фото с квадрокоптера, вид с запада<br>, Пехра-Покровское, Балашихинский городской округ и г. Реутов, Московская область
Фото с квадрокоптера, вид с запада
Иванов Дмитрий
24 января 2016
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Фото с квадрокоптера, вид с юга<br>, Пехра-Покровское, Балашихинский городской округ и г. Реутов, Московская область
Фото с квадрокоптера, вид с юга
Иванов Дмитрий
24 января 2016
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Пехра-Покровское, Балашихинский городской округ и г. Реутов, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
15 августа 2021
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Пехра-Покровское, Балашихинский городской округ и г. Реутов, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
15 августа 2021
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Пехра-Покровское, Балашихинский городской округ и г. Реутов, Московская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
17 августа 2020
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Пехра-Покровское, Балашихинский городской округ и г. Реутов, Московская область
Алексей Кротов
26 ноября 2018
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Пехра-Покровское, Балашихинский городской округ и г. Реутов, Московская область
Алексей Кротов
26 ноября 2018
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Пехра-Покровское, Балашихинский городской округ и г. Реутов, Московская область
Алексей Кротов
26 ноября 2018
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 		      <br>, Пехра-Покровское, Балашихинский городской округ и г. Реутов, Московская область

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
3 июля 2005
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 		      <br>, Пехра-Покровское, Балашихинский городской округ и г. Реутов, Московская область

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
3 июля 2005
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Пехра-Покровское, Балашихинский городской округ и г. Реутов, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
1 мая 2005
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Пехра-Покровское, Балашихинский городской округ и г. Реутов, Московская область
Андрей Агафонов
1 декабря 1997
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Пехра-Покровское, Балашихинский городской округ и г. Реутов, Московская область
Алексей Кротов
22 октября 2022
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Пехра-Покровское, Балашихинский городской округ и г. Реутов, Московская область
Алексей Кротов
22 октября 2022
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Пехра-Покровское, Балашихинский городской округ и г. Реутов, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
15 августа 2021
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Пехра-Покровское, Балашихинский городской округ и г. Реутов, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
15 августа 2021
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Пехра-Покровское, Балашихинский городской округ и г. Реутов, Московская область
Иванов Дмитрий
9 апреля 2008
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Пехра-Покровское, Балашихинский городской округ и г. Реутов, Московская область
Иванов Дмитрий
9 апреля 2008
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Пехра-Покровское, Балашихинский городской округ и г. Реутов, Московская область
Иванов Дмитрий
9 апреля 2008
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Пехра-Покровское, Балашихинский городской округ и г. Реутов, Московская область
Алексей Кротов
22 октября 2022
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Интерьер нижнего яруса колокольни<br>, Пехра-Покровское, Балашихинский городской округ и г. Реутов, Московская область
Интерьер нижнего яруса колокольни
oldboy
15 февраля 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Пехра-Покровское, Балашихинский городской округ и г. Реутов, Московская область
Иванов Дмитрий
9 апреля 2008
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Фото 1930-х годов из фонда Историко-краеведческого музея Балашихи<br>, Пехра-Покровское, Балашихинский городской округ и г. Реутов, Московская область
Фото 1930-х годов из фонда Историко-краеведческого музея Балашихи
Михаил Мещанинов
22 июня 1938
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, с. Пехра - Покровское. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Слева от церкви, под тополями - церковный погост. Снимок сделан фотокамерой "Любитель" моим отцом - Нестеровым Ю. В.  в 1955 - 1956 г. Печать с широкоплёночного негатива контактным способом.<br>, Пехра-Покровское, Балашихинский городской округ и г. Реутов, Московская область
с. Пехра - Покровское. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Слева от церкви, под тополями - церковный погост. Снимок сделан фотокамерой "Любитель" моим отцом - Нестеровым Ю. В. в 1955 - 1956 г. Печать с широкоплёночного негатива контактным способом.
Нестеров Михаил
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


etienne
 
etienneАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  13 декабря 2005

Покровская церковь выстроена в 1825-1833 гг. на средства прихожан по проекту архитектора О.И. Бове, незадолго до этого реализованному в его собственной усадьбе Архангельское (Рузский р-н Московской области). Трапезная перестроена с увеличением габаритов в 1902 г. по проекту московского епархиального архитектора Н.Н. Благовещенского.

Характерный пример московского ампира, здание сложено из кирпича с использованием белого камня, оштукатурено. В его развитой трёхчастной композиции наиболее примечательна двусветная купольная ротонда храма, окружённая колоннадой римско-дорического ордера. В восточной и западной её частях устроены равновеликие помещения для алтаря и хоров. Фасады почти полностью лишены декоративного убранства. Художественная выразительность основана на противопоставлении гладкого массива стен ротонды и окружающей пространственной среды, ограниченной парными колоннами лоджий. Фасады трапезной, равномерно расчленённые пилястрами и филёнками над окнами, более насыщены. В их классицизирующей обработке заключается попытка стилистически объединить поздние части здания с первоначальными. Колокольня с двумя цилиндрическими ярусами звона на призматическом основании восстановлена в конце 1990-х гг. Крупный масштаб и лаконизм общих с храмом форм ее убранства определил монументальный характер архитектуры памятника в целом.

В 1930 г. церковь была закрыта, использовалась как клуб, потом склад. В 1992 г. возвращена верующим. В ходе реставрации выбрано исключительно удачное колористическое решение фасадов, отвечающее канонам архитектуры ампира.


Иванов Дмитрий  18 марта 2011

Если въезжать в Москву по Стромынке, нынешнему Щелковскому шоссе, то ближайшим к столице храмом будет Покровский, что в селе Пехра-Покровское (Лукино). Храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы на Руси известны с XII столетия, когда заботами благоверного князя Андрея Боголюбского был установлен в нашей Церкви праздник Покрова Богоматери и стали появляться посвященные этому празднику храмы - из известнейших напомним о храмах Покрова на Нерли, Покрова на Рву (собор Василия Блаженного), Покрова в Филях.

Скромный храм в селе Пехра-Покровское имеет многовековую историю: свидетельство о нем можно найти в рукописном Троицком патерике XV века. Из жития святителя Серапиона, архиепископа Новгородского, известно, что родился он в семье священника подмосковного села Пехорка и, уже приняв монашеский сан, некоторое время служил священником в Покровском храме, заменяя своего престарелого родителя. Так на Балашихинской земле начался и путь жизни земной, и путь священнослужения одного из известных угодников Божиих Древней Руси.

Самые ранние документальные упоминания о Покровском храме относятся к первой четверти XVII столетия; в писцовой книге Московского уезда за 1623-1624 гг. село Покровское «Погост, а Слободка тож» Пехорского стана числится «за Великим Государем Святейшим Патриархом Филаретом Никитичем Московским и всея Руссии». Храм «клетского типа» представлял собой покрытую двускатной кровлей клеть-избу с прирубами: с востока - алтарь, и с запада - трапезная, паперть и колокольня. В церкви имелись «образы и книги, и ризы», но по малочисленности прихода причт состоял из единственного священника Григория Кондратьева. Из дошедших до нашего времени имен священников, служивших в храмах Балашихинского округа, по времени это самое первое. Записи в окладной книге Патриаршего дворцового приказа за 1635 и 1640 гг. упоминают «попа Мирона», а несколько позднее - «попа Ивана». Село было очень бедным: из упомянутых записей ясно, что жители могли выплачивать не более половины суммы оброка.

В 1653 г. состоялся обмен вотчин Святейшего Патриарха Никона и архимандрита московского Богоявленского монастыря, что за Ветошным рядом в Китай-городе, Серапиона. Так село Покровское с храмом перешло в ведение одного из древнейших московских монастырей - Богоявленского. Под 1680 г. в межевых записях есть упоминание «тоя церкви попа Игнатья да дьячка Федьки Иванова».

На рубеже XVII-XVIII веков земли вдоль Стромынки приобрел А.Д.Меншиков и начал строительство дворца, получившего название «Алексеевского» в честь царевича Алексея Петровича - это был охотничий и увеселительный дворец - и вскоре Покровское перешло во владения «полудержавного властелина», а Богоявленский монастырь получил взамен земли близ Серпухова. Крестьянские хозяйства уступают место многочисленной челяди светлейшего князя.

Переписная книга 1704 г. упоминает «попа Игнатия Иванова и его племянника 25 лет Ивана Федорова в пономарях, да дьячка Михайлы Федорова 19 лет». В 1712 г. на средства Меншикова была в Покровском построена новая деревянная церковь и «по челобитью села Пехры Покровское тож покровского попа Игнатия Иванова велено освятить Московского Большого Успенского собора протопопу Феодору Панкратьеву новопостроенную церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы». Известно имя служившего в 1714-1722 гг. священника: «поп Алексей Борисов по священству у той церкви служит с 1714 году в попах, а отроду ему попу 40 лет». С 1722 г. в Покровской церкви служил священник Иоанн Семенов.

В 1723 году храм сгорел, но лишь через четыре года по прошению священника Илии Филиппова был дан Синодальный указ с разрешением «вместо згорелой церкви построить на том же месте вновь деревянную ж церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы». Указ был выдан в марте 1727 г., а уже в августе церковь была построена и готова к освящению (указ о ее освящении датирован 6 сентября 1727 г.).

После падения Меншикова в 1729 г. по прошению архимандрита Иакинфа село Покровское было возвращено Богоявленскому монастырю и числилось за ним до 1764 г., когда Екатериной II был издан Манифест о секуляризации церковных недвижимых имуществ: все они переходили в ведение Коллегии экономии духовных имений /4/. Священником в это время был Иван Иванов. Заметим, что в 1763 г. церковь вновь была перестроена и освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы; таким образом, в восемнадцатом веке ее перестраивали трижды: в 1712, 1727 и 1763 годах.

По клировой ведомости 1785 года деревянная Покровская церковь относилась к Вохонской десятине Богородской округи; причт состоял из священника Гавриила Федорова, дьячка Василия Семенова и пономаря Андрея Адрианова.

В 1800 г. настоятелем Покровской церкви по резолюции митрополита Московского и Коломенского Платона стал священник Симеон Петрович Муравьев. За сохранение церковных ценностей во время Отечественной войны 1812 г. отец Симеон был награжден бронзовым крестом на Владимирской ленте. Именно ему и принадлежала идея строительства нового храма - каменного, несмотря на то, что церковь «деревянная на каменном фундаменте стояло в твердости, обита кругом тесом, покрыта вся церковь и колокольня железом». В приходе Покровской церкви числилось в то время 122 двора с населением более 800 человек. Между тем, Алексеевский дворец и прилегающие постройки обветшали настолько, «что не только сохранение их не представляет для казны никакой пользы, но угрожает совершенным падением и опасностью для людей». Прихожане Покровской церкви обратились к гражданскому начальству с прошением разрешить разобрать на кирпичи здания Алексеевского дворца, и использовать эти кирпичи на постройку каменной церкви. На имя архиепископа Московского и Коломенского Филарета было подано прошение о строительстве нового храма, который предполагалось освятить в честь Успения Пресвятой Богородицы, приделы - в честь Покрова и пророка Божия Илии.

Архипастырское благословение, как и разрешение на разборку дворца, были получены. Уже в конце 1823 г. были приняты по описи материалы от разобранного дворца («137 600 кирпичей, белого камня разных сортов 6215, железа 337 пудов...»), а архитектором Овчинниковым был представлен проект храма, одобренный церковными властями. Но из-за высокой стоимости смету строительства пришлось пересматривать; изменения, вернее переработку проекта взял на себя выдающийся зодчий О.И.Бове (1784-1834). 5 августа 1824 святителем Филаретом была подписана храмозданная грамота, а на следующий год началось строительство. В 1826 году умер вдохновитель строительства, священник Симеон Муравьев; дочь его вышла замуж за выпускника семинарии Иоанна Малинина, который был рукоположен в священный сан и определен святителем Филаретом к церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Покровское.

Архитектурное решение Бове принято определять как «характерный пример московского ампира»; двусветная ротонда окружена дорической колоннадой, колонны ротонды парные, а трапезная часть равномерно расчленена пилястрами - можно сказать, что архитектурное решение строгое и лаконичное, что, конечно, определялось весьма скромными возможностями заказчиков. В 1830 г. Покровское сильно горело: пожар уничтожил большую часть села, и отец Иоанн заботился не только о строительстве храма, но и о помощи погорельцам. Строительство продолжалось восемь лет, и 10 сентября 1833 г. состоялось освящение главного престола в честь Покрова Божией Матери и левого придела в честь пророка Илии. За усердные труды «при сооружении в селе новой каменной церкви лично своею заботливостью и трудами» настоятель священник Иоанн Малинин был награжден скуфьей и назначен благочинным. В новой должности отец Иоанн продолжал усердные труды по благоустройству приходской жизни, организовал бесплатное училище для крестьянских детей, сумел вернуть в православную веру немало раскольников. Церковными наградами - набедренником, камилавкой - и благословенной грамотой Святейшего Синода «За усердное прохождение возлагаемых на него должностей и за ревность к церковному благоустройству» был отмечен настоятель; увеличился штат храма - была введена диаконская вакансия и рукоположен во диакона пономарь Кирилл Трифоновский. Росла и численность прихода: к середине XIX века в приходе состояли 143 крестьянских двора с населением 1255 человек, а кроме того, в Покровском купцом Е.И.Горшковым была устроена шелково-прядильная фабрика, рабочие которой тоже стали прихожанами Покровской церкви. Село в эти годы относилось к Карачаровской волости Московского уезда, а к концу века - к Пехорской волости.

После смерти отца Иоанна Малинина настоятелем был назначен священник Михаил Истрин; Покровская церковь относилась в первому округу Московского уезда, а центр благочиния находился в Спасо-Преображенской церкви села Богородского. Возросшее число прихожан вызвало необходимость расширения трапезной части храма. В 1902 г. новый настоятель, священник Феодор Преферансов (отец Михаил Истрин вышел за штат, но принимал активное участие в жизни прихода) и ктитор, купец А.К.Сергеев, купивший фабрику Горшкова в Покровском, обратились к викарию Московской епархии епископу Можайскому Парфению (Левицкому) с прошением разрешить «ввиду крайней тесноты теплого храма, не вмещающего, особенно в великие праздники, всех богомольцев, расширить оный храм пристройкой двух каменных приделов».

13 мая 1902 г. благочинный округа получил указ «о разрешении пристройки двух приделов при церкви села Пехры Московского уезда». Автором проекта был Н.Н.Благовещенский, служивший в должности московского епархиального архитектора и спроектировавший многие храмы, часовни и училищные здания. Происходил он из семьи священника, был выпускником Императорской академии художеств; и проект, и строительные работы под его наблюдением были выполнены быстро. Финансирование богоугодного дела взял на себя староста, уже упомянутый выше купец второй гильдии А.К.Алексеев, и к началу октября расширенный храм был готов к освящению.

Чин освящения храма, егда творит е иерей, избранный на сие от архиерея и искусный, состоялся 6 октября 1902 г. Возглавил его благочинный, отец Александр Колычев, а сослужили ему настоятель Покровского храма, священник Феодор Преферансов, заштатный священник Михаил Истрин, другие священники благочиния. По совершении освящения была отслужена Божественная литургия, и в слове к народу отец настоятель обратился со словом «о важном значении храмоздательства в нынешнее время брожения умов и стремления к светским удовольствиям». Для осмотра благоустроенного храма в конце 1902 г. в Пехру-Поковское приезжал викарий Московской епархии епископ Можайский Парфений.

В ноябре 1909 г. настоятелем Покровского храма был назначен священник Николай Воздвиженский, ранее служивший настоятелем Троицкой церкви села Троицкое-Кайнарджи. Его главной заботой стало духовное просвещение. Он преподавал Закон Божий в приходских и земских учебных заведениях, организовал приходскую библиотеку; за усердное служение на этом поприще был отмечен церковными наградами. Помогал отцу настоятелю и диакон Димитрий Сахаров, также имевший грамоты Святейшего Синода и епархиального начальства «за ревностное и усердное преподавание Закона Божия».

Приход развивался и креп; прихожанами были крестьяне села Покровского и соседних деревень (более пятисот дворов), рабочие близлежащих фабрик, владельцы имений (таких имений в округе было три, они принадлежали богатым купцам и фабрикантам). Один из помощников старосты, купец М.И.Галкин (владелец шелковой фабрики), построил в 1910 для причта новые деревянные дома - это было очень кстати, в семье настоятеля росли девять детей, а в семье диакона шестеро.

Клировые ведомости за 1911-1916 гг. дают описание не только самого Покровского храма («церковь каменная, крепка, крыта железом, вся теплая»), но и двух приписанных к нему часовен, а также церковного дома и других построек.

Но революционная буря нарушила благочестивую жизнь прихожан Покровской церкви: декрет от 20 января 1918 года «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» лишил возможности детей, посещавших земское училище, изучать Закон Божий. 4 мая 1922 г. «в пользу голодающих» были изъяты церковные ценности Покровского храма: были конфискованы серебряные ризы с икон, кресты, лампады, кадила, оклады с Евангелий - всего 1 пуд 4 фунта 16 золотников. Протокол Московской уездной комиссии Разинской волости об изъятии ценностей зафиксировал и стандартную запись в соответствующей графе: «жалоб нет». Разинская (ранее она называлась Реутовско-Балашихинской) волость была образована в октябре 1918 г. в память известного бунтовщика; это было вполне в духе времени - вспомним древнюю топонимику: названия Балашихинских поселений вновь стали напоминать о разбойниках. Возможно, попытка увековечить имя бунтовщика была своеобразной местью: владелец этих земель, боярин Ю.А.Долгоруков, в 1671 г. разбил войско Степана Разина под Симбирском и освободил город.

Причт храма в качестве «служителей культа» лишался избирательных прав. А быть лишенцем означало лишиться абсолютно всех прав, в том числе и права на существование: лишенцы не имели права получения продуктовых карточек в самое голодное время. В списках «лишенцев» по Разинской волости числятся: Воздвиженский Н.Д., 63 лет, священник; Сахаров Д.П., 61 года, диакон, Друганов В.Д., 41 года, псаломщик. Вместе с ними лишенцами автоматически становились и члены их семей (а у псаломщика было семеро малолетних детей). В анкете отец Николай Воздвиженский писал: «источником существования служит доброхотное даяние прихожан и занятие сельским хозяйством, земли одна десятина». Легко ли было прокормить большую семью с одного огорода?

Община Покровского храма была в 1925 г. зарегистрирована в местном совдепе; позднее все тридцать верующих, имевших мужество подписать регистрационный договор, были репрессированы. Это были по-настоящему мужественные люди. В 1928 г. у общины была отнята церковная сторожка - потребовалась «под избу-читальню»; в 1929 г. храм был обложен огромным налогом, а хозяйство (небольшой огород!) отца Николая было признано кулацким. Он был арестован ОГПУ, осужден и сослан в Архангельск. 23 января 1930 г. «за уходом служителя культа служба была прекращена»; в ночь на 11 февраля члены местной ячейки РКП(б) взломали двери, выломали из иконостаса иконы, выбросили на улицу церковную утварь. Церковь была использована под хранения конфискованного зерна и имущества «кулаков». Через несколько дней активисты «сельскохозяйственной артели им. Рыкова» (так стал называться образованный в Покровском колхоз) сбросили с храма колокола, сняли и порубили кресты - вместо крестов на храме висели теперь красные флаги. Помещение храма переоборудовали под клуб.

Община пыталась бороться, посылала «ходаков» в Москву, но получила отказ. Мало того, в «Кооперативной газете» появилась статья, в которой борьба верующих за свой храм прямо называлась делом политическим. Было ясно, что властями готовится и другое «дело». Оставшиеся на свободе прихожане вынуждены были перейти в отстоящую на несколько верст Спасскую церковь в Пехре-Яковлевском (но и ее вскоре закрыли) /10/. В ближайший храм Рождества Богородицы в селе Никольском-Трубецком старались не ходить - настоятелем в нем был обновленец Василий Копытов.

После Великой Отечественной войны, когда измученный войной народ в большинстве своем осознал необходимость отеческой веры, группа верующих вновь обратилась в Мособлсовет с ходатайством о возвращении Покровского храма. Вновь последовал отказ. В 1957 г. Е.Д.Терешина (та, что обращалась к властям с просьбой об открытии Спасской церкви) от группы верующих обратилась с письмом к председателю Президиума Верховного Совета СССР К.Е.Ворошилову: «...мы обращаемся, все верующие, с большой просьбой по вопросу нашего храма. Наш храм был много лет разрушен, то открывали его для клуба, то было в нем хранилище, теперь якобы намечают открыть музей. Но мы, православные верующие, считаем незаконным в храме устраивать клуб, совершать веселье в святом месте. Господь сказал - Дом Мой Домом молитвы наречется, поэтому все мы, верующие, желаем открыть храм для богослужения, для Бога, а не для веселья. Для клуба и для музея находятся большие средства. Почему не найти средства для открытия храма для богослужения? Указывают, что якобы у нас находится вблизи храм и у него из-за этого мало будет дохода. Но мы не ради дохода хлопочем, за веру Христову мы должны стоять и бороться». Разумеется, «первый маршал» верующим не помог.

Между тем, храм и прилегающая церковная территория были переданы ОСВОДу; открылась новая трагическая страница истории Покровского храма. Тяжелые станки, перекрытия на три этажа обезобразили храм до неузнаваемости; колокольня была снесена еще в тридцатые годы, это называлось «придать зданию некультовый вид». Милостью Божией, эта страница в летописи злоключений Покровского храма была последней.

В 1992 г. была образована община верующих, а 19 октября митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий назначил своим указом настоятеля - студента Московской Духовной академии священника Георгия Кулемина. Однако бывшие пользователи не спешили освобождать храм и церковную территорию; верующие постоянно собирались возле здания церкви, настоятель служил молебны и, наконец, бюрократическая волокита закончилась - община смогла войти в храм и начать реставрационные работы.

Первая Божественная литургия после шести десятилетий безбожного пленения состоялась в храме 1/14 октября 1993 г., в престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы, и с тех пор богослужение совершается здесь регулярно. За последние годы храм полностью приведен в порядок, в прежнем благолепии предстает замечательное творение О.И.Бове, благоустроена и территория храма, отремонтировано здание церковно-приходской школы; завершается и воссоздание иконостасов. Протоиерей Георгий Кулемин в Балашихинском благочинии отвечает за работу с молодежью: близость мегаполиса делает это направление пастырской работы особенно ответственным и трудным. Покровский храм, стоящий на древней Стромынке, как бы благословляет каждого, кто едет по этой старинной дороге из столицы в Подмосковье.

Для Балашихинского благочиния праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 2004 года был ознаменован событием, явившимся значительным не только для нашего церковного округа, но и для духовной жизни всей Московской епархии. Именно так определил Высокопреосвященнейший Григорий, архиепископ Можайский Великое освящение Покровского храма села Пехра-Покровское (Лукино).

Источник: http://www.hram-bal.ru/temples/temple_pehra.php


Анонимный участник  20 сентября 2015

Село Пехра-Покровское находилось в Московском уезде Московской губернии. С 2015 г. 

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, по адресу: Московская область, Балашихинский район, с.Пехра-Покровское, является объектом культурного наследия федерального значения (памятником истории и культуры общероссийского значения) (Постаноаление СМ РСФСР от 04.12.1974 г. № 624).

На кладбище Пехра-Покровского существовала также деревянная часовня, утраченная в советское время.

Кирилл Аминов, 20 сентября 2015 г.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 апреля 2018

Существовавшая ранее церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покровском-Пехра.

По писцовым книгам Московского уезда Пехорского стана: «Погост, Слободка тож, на речке Пехорке, было в свободных землях, а сказали сторонние люди, что ныне за великим государем св. патриархом Филаретом Никитичем Московским и всея Руси, на погосте церковь Покрова Святой Богородицы древянна, клетцки, а в церкви образы и книги, и ризы, и колокола, и все церковное строение мирское – приходных людей; у церкви во дворе поп Григорий Кондратьев, просвирница Варвара, да крестьян и бобылей 10 дворов, в них 10 чел.».

В приходных книгах Патриаршего казенного приказа под 1634-35 гг. значится: «церковь Покрова Пресвятой Богородицы в патриаршем селе Покровском, на Пехорке, дани и оброку на бобылях, которые живут на церковной земле, по жалованной грамоте, вдвое 6 руб., платил те деньги той же церкви поп Мирон». Под 1639 г. отмечено: «июля в 17 день, по указу великого господина св. патриарха Иоасафа, дани и оброку на половине 3 руб. взять, а другую половину, по челобитью села Покровского крестьян, за пометою дьячка Григория Одинцова, патриарх пожаловал 3 руб. на нынешний 1639 г., и имать не велено».

В 1647 г. 26 апреля, по челобитной за пометою дьяка Федора Торопова, патриаршей вотчины Московскому уезду, что на Пехорке, крестьянам Гришке Спиридонову с товарищи на церковное строение 5 руб. дано. В 1653 г. записано: «церковь Покрова Богородицы из оклада велено выложить и впредь в окладных книгах под Пехрянскою десятиною не писать». А в 1657 г., по указу патриарха Никона, то село «променено» в Богоявленский монастырь, что в Москве, за Ветошным рядом, на село Вельяминово Московского уезда, и та церковь писана в окладных книгах под Радонедскою десятиною». Вследствие чего Покровская церковь снова была обложена данью.

В селе Покровском, Пехра тож, была построена новая церковь Покрова Пресвятой Богородицы и вследствие прошения священника оной церкви Игнатия Иванова, «12 сентября 1712 г. запечатан указ, велено: в Московском уезде, в Пехорском стану, в вотчине светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова, в селе Пехре, Покровское тож, освятить Московского Большого Успенского собора протопопу Федору Панкратьеву новопостроенную церковь деревянную во имя Покрова Пресвятой Богородицы, за одно полотно деньги взято». В 1727 г. на место сгоревшей церкви разрешено построить новую церковь и 11 марта «запечатан указ о строении церкви, по челобитью Московского уезду, Радонежской десятины, вотчины светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова села Покровского Покровского попа Ильи Филиппова с прихожанами, велено ему в том селе, вместо сгорелой Покровской церкви, на том же церковном месте построить вновь деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы; пошлин 3 алтына 2 деньги, нужнейших 1 четь взято».

В 1646 г. в селе Покровском, Слободка тож, по Стромынской дороге, числилось 16 дворов крестьянских и бобыльских, в них 29 чел. и 2 двора нищих». В 1653 г., по указу патриарха Никона, село Покровское «променено» в Богоявленский монастырь архимандриту Серапиону. В 1678 г. в селе находились: двор монастырский и 18 дворов крестьянских и бобыльских, в них 57 чел. В 1701 г. архимандрит Богоявленского монастыря, что в Москве, за Ветошным рядом, Евфимий и казначей старец Иосиф вотчину село Покровское «променили» губернатору Александру Даниловичу Меншикову на серпуховское его имение половину села Теляшева. В 1704 г. в селе Покровском состояло 36 дворов крестьянских, в них 106 чел. В 1729 г. по прошению архимандрита Богоявленского монастыря Иоакима оно отдано было по прежнему в оной монастырь и находилось во владении оного монастыря до 1765 г.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 5, Радонежская десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1886 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  27 мая 2020

Когда-то, на рубеже веков - ХVII и ХVIII-го, здешними землями владел тот, кого Пушкин метко охарактеризовал: "...счастья баловень безродный, полудержавный властелин". Это был Александр Данилович Меншиков. В число его владений, входило и село Пехра-Покровское, бывшая Пехорка, ныне в составе городского округа Балашиха. С новым, более благозвучным названием селу требовался и свой храм. Его Меншиков выстроил на собственные деньги в 1712 году, не иначе как на радостях от венчания обожаемого им Петра Великого с Екатериной Алексеевной Михаиловой (Мартой Самуиловной Скавронской), будущей императрицей Екатериной I. Спустя 12 лет церковь Покрова Пресвятой Богородицы погибла в пожаре, и в 1727-м её сменил новый, на этот раз освящённый уже "во имя Успения Пресвятой Богородицы".

Первое же упоминание о храме, находящемся на этом месте, относится к ХV веку. Известно, что посвящена она была Успению Пресвятой Богородицы, и то, что в ней служил священником известный святитель Серапион Новгородский, местный уроженец. А в 20-х годах ХVII века храм со всем селом принадлежал Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Филарету. Впоследствии село Покровское не раз меняло хозяев, будучи то монастырским, то государевым. Деревянный храм ещё дважды отстраивали заново, а в 1763-м его вновь переосвятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы. На этом же месте в 1828 году была воздвигнута существующая ныне каменная церковь. Это благое дело предложил местный священник Симеон Муравьёв при горячей поддержке прихожан. Спроектировал этот красавец-храм в канонах московского ампира известный российский зодчий Осип Бове. По некоей иронии судьбы здание церкви на сей раз возводили из кирпичей, оставшихся после демонтажа дворца всё того же Александра Меншикова. Не зря говорят, мир тесен! По описи значится: 137 600 кирпичей, белого камня 6215 пудов, железа 337 пудов. За лето 1902 года к ротонде и колокольне была пристроена трапезная с двумя приделами. Автором проекта выступил московский епархиальный архитектор Н. Благовещенский. 6 октября состоялся чин освящения.

При большевиках церковь обложили огромным налогом, собираемым до конца 20-х годов. В январе 1930 года после ареста последнего настоятеля храма, отца Николая, церковь была закрыта. Комсомольские активисты с работниками сельскохозяйственной артели имени Рыкова, образованной в Покровском, похже взломали церковную дверь, осквернили храм, выломав из иконостаса святые иконы и другие ценности, после чего собрав богослужебную утварь выволокли это всё на улицу и долго глумились над этим. Через несколько дней сбросили с колокольни колокола, сняли кресты и повесили вместо них красные флаги. Сначала в Божием доме складировали зерно, конфискованное у "кулаков", затем в здании размещался клуб, а позднее храм был передан ОСВОДу. Тяжёлые производственные станки, перекрытия на три этажа обезобразили храм до неузнаваемости: колокольня была снесена ещё в 30-е годы, дабы "придать зданию некультовый вид". В 1992 году в Пехре-Покровском образовалась община верующих. Первая Божественная литургия состоялась 14 октября 1993 года в престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Лишь к 2001 году был восстановлен прежний облик Покровской церкви.

Из журнала: "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск № 395, ООО "Де Агостини", 2020


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  4 апреля 2024

Среди многих церквей Московской епархии, посвящённых Покрову Пресвятой Богородицы, есть скромный сельский храм в селе Пехра-Покровское, имеющий многовековую историю. Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы Балашихинского благочиния в старинном селе Пехра-Покровское известна с ХV века. Свидетельство тому мы находим в Троицком патерике, в тексте жития святителя Серапиона, архиепископа Новгородского, замечательного подвижника и молитвенника Собора Радонежских святых, что в Лавре Преподобного Сергия. Будущий святитель родился в подмосковном селе Пехорке (Пехра) в семье священника. С детства он хотел стать иноком и расстаться с миром, но родители уговорили его вступить в брак. Через год супруга умерла, Серапион принял монашеский чин и стал священником при Покровском храме, заняв место своего престарелого родителя. Вскоре после кончины последнего он покинул родные места и ушёл в Успенский Дубенский монастырь, где братия избрала его строителем. Известия об его духовной жизни дошли до Великого князя и митрополита, по воле которых в 1493 году Серапион стал игуменом Троице-Сергиева монастыря. В 1506 году Серапион был посвящён в архиепископа Новгородского. Его святительство в Новгороде совпало со страшным испытанием - моровым поветрием, унёсшим множество жизней. Из-за дела о церковном запрещении архиепископом Серапионом преподобного Иосифа, игумена Волоколамского Успенского монастыря, святителя по распоряжению великого князя Василия Иоановича I в 1509 году заточили в Спасо-Андроников монастырь. После примирения с митрополитом Симоном и преподобным Иосифом святитель Серапион в течении пяти лет жил в Троице-Сергиевом монастыре. Там же он и скончался и был погребён в марте 1516 года. Нетленные его мощи покоятся под спудом в построенной ещё в ХVI столетии так называемой Серапионовой палатке. Первое документальное же упоминание о деревянном Покровском храме относится к первой четверти ХVII столетия.

По данным писцовой книги "письма и меры Семена Васильевича Колтовского да подьячего Анисима Ильина" 1623-1624 годов село Покровское называлось "Погост, а Слободка тож", и состояло во владении "за Великим государем Святейшим Патриархом Филаретом Никитичем Московским и всея Руси". Небольшое селение, состоящее из погоста с крестьянским населением и двумя ненаселёнными пустошами Кириллово и Сафонково, имело свой деревянный храм клетского типа (покрытая двускатной кровлей клеть-изба с прирубом с востока алтаря, а с запада - трапезной с папертью и колокольней), "а в церкви образы и книги, и ризы, и колокола и все церковное строение мирское приходских людей". Всего на погосте числилось: двор поповский, двор просвирни, семь дворов крестьянских и три двора бобыльских. По малочисленности прихода причт церкви состоял только из одного священника Гргория Кондратьева, которому помогала "просвирница Варвара". 

Таким образом, в начале ХVII века Покровский погост на речке Пехорке древнего Пехорского стана московского уезда находился в числе домовых вотчин святейших Патриархов Московских и всея Руси. Недалеко от Покровского погоста в местечке Медвежьи озёра существовал древний Спасо-Преображенский монастырь, который по архивным данным в ХIV-ХVI столетиях был приписан к московской Симоновой обители. Основание этого небольшого деревянного монастыря относят ещё ко времен и святого князя Димитрия Донского и преподобного Сергия Радонежского и связывают с именем преподобного Афанасия Высоцкого - любимого ученика прп. Сергия. Возвращаясь к Покровскому погосту на речке Пехре, отметим, что в окладной книге Патриаршего дворцового приказа за 1635 год упомянута деревянная Покровская церковь "в государеве патриархове селе Покровском на Пехорке", настоятель которой священник Мирон и крестьяне-бобыли платили оброк по патриаршей жалованной грамоте "6 рублев".

Запись за 1640 год гласит: "церковь Покрова Пресвятыя Богородицы, что в патриарше селе Покровском на Пехорке на попе Мироне и на бобылях, которые живут на церковной земле, дани и оброку по жалованной грамоте вдвое 6 рублев и генваря в 31 день тех денег половина 3 рубля взято, а другие половины 3 рублев по государеву патриархову указу по челобитью Московского уезда государева патриарша села Покровского, что на Пехорке, крестьян Гришки Спиридонова с товарищи имать не велено". В этом же году в перечне платежей неокладных сборов (венечные пошлины) упоминался патриаршего села Покровского, что на Пехорке, церкви Покрова "поп Иван". С 1653 года село Покровское переходит во владение московского Богоявленского монастыря, что на Торгу за Ветошным рядом и числится среди храмов Селецкой десятины. Так, в документе за 1659 год упомянута "церковь Покрова Пресвятыя Богородицы в вотчине Богоявленского монастыря, что за Ветошным рядом, на речке на Пехорке дани 4 алтына 4 деньги, заезда гривна и августа в 31 день те деньги платил староста поповский села Мытищи Никольский поп Василий".

Новый период в истории села Покровское на рубеже ХVII-ХVIII веков связан с именем знаменитого фаворита и сподвижника импатора Петра Великого Александра Даниловича Меншикова. В 1699 году он приобретает деревню Арсеньево на Стромынке - старинную вотчину Новосильцевых. Здесь в начале 1700-х годов на средства Меншикова возводится дворцово-парковый ансамбль, получивший в честь наследника престола царевича Алексея Петровича название "Алексеевского" дворца. Кроме двухэтажного каменного дома с одноэтажными каменными флигелями в Алексеевском были разбиты сады с цветниками и разными затеями. Тогда в сельце Алексеевском особой церкви при палатах Меншикова не было построено, а приходским храмом тогда считалась Покровская церковь в селе Пехра-Покровское. Вот что было записано в 1709 году: "... в Пехорском стане "Римского и Российского государств Ижерския земли за светлейшим князем Александром Даниловичем Меншиковым сельцо Арсеньево, а ныне Алексеевское... за ним же село Покровское, а в нем церковь Покрова Пресвятыя Богородицы". В 1710 году мы узнаём, что настоятелем церкви в Пехре-Покровском числился отец Игнатий, 70 лет от роду. Кроме него в составе причта числились дьячок Михаил Фёдоров, пономарь Иван Фёдоров, просвирня Евдокия Васильева. На средства светлейшего князя А. Д. Меншикова в 1712 году взамен деревянного обветшавшего храма, строится новая деревянная однопрестольная церковь. Есть сведения, что "по челобитью села Пехры Покровское тож покровского попа Игнатия Иванова велено... освятить Московского Большого Успенского собора протопопу Феодору Панкратьеву новопостроенную церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы".

В 1715 году настоятелем Покровского храма числится священник Алексий Борисов тридцати семи лет, у него жена Орина Петрова тридцати двух лет, у них дочь Акулина шести лет. По ревизским сказкам 1722-1727 годов при Покровской церкви Пехорского стана вотчины фельдмаршала А. Д. Меншикова в селе Покровском числился священник Иоанн Семёнов сорока лет, дьячок Михаил Фёдоров шестидесяти пяти лет, пономарь Иван Иванов тридцати лет. Всего десять лет прошло со времени построения в селе Покровской церкви, как 23 марта 1723 года в результате ужасного пожара Покровский храм сгорел. Только через четыре года священник Илья Филиппов с прихожанами обратились в Синодальный казённый приказ за разрешением "вместо згорелой церкви построить на том же месте вновь деревянную ж церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы". Искомое разрешение было выдано Синодальным указом от 16 марта 1727 года, а в конце августа деревянная Успенская церковь в селе Пехра уже была построена и готова к освящению, которое состоялось 6 сентября 1727 года.

Деревянная церковь простояла до первой четверти ХIХ века, когда был возведён каменный Покровский храм. Таким образом, за ХVIII век Покровская церковь перестраивалась три раза: в 1712, 1727 и 1763 годах. В конце ХVIII века никаких важных изменений в церкви и приходе села Пехра-Покровское Московского уезда не произошло. По клировой ведомости 1785 года Покровская церковь состояла в Вохонской десятине в числе церквей Богородской округи. Причт деревянной церкви состоял из священника Гавриила Фёдорова, дьячка Василия Семёнова и пономаря Андрея Адрианова. Кроме требных денег причт получал доход от 33 десятин пашенной и сенокосной земли. В приходе упоминалось 87 приходских дворов с населением 265 душ мужского пола и 274 женского. С 10 апреля 1800 года настоятелем Покровской церкви был назначен священник Симеон Петрович Муравьёв. Отечественная война 1812 года обошла стороной Покровский приход. Французские мародёры не расхитили церковного имущества. Наиболее ценное успел спрятать настоятель Симеон Муравьев, за что в 1818 году 16 декабря его наградили бронзовым крестом на Владимирской ленте с надписью "1812 год". Ему же принадлежит идея построить в селе Пехра-Покровское новый каменный храм в 1820-х годах. Его поддержал московский вице-губернатор Дмитрий Гаврилович Бибиков и правящий архирей архиепископ Московский и Коломенский Филарет (Дроздов).

Решение использовать для нового здания храма материал ветхого меншиковского дворца в Новоалексеевском-Арсеньеве относится к 1822-1823 годам. Состояние деревянного храма в Покровском не было ветхим: в клировой ведомости за 1821 год отмечалось: "...зданием деревянная на каменном фундаменте, состоит в твердости, обита кругом тесом, покрыта вся церковь и колокольня железом, престол один - во имя Покрова Пресвятой Богородицы". Причт, состоящий из священника и двух причетников, проживал в деревянных домах на церковной усадебной земле, участок который имел в длину 63, а в ширину 36 сажен, "прочая находится под старым кладбищем, которое застроено сараями, овинами и прочим крестьянским строением, пашенной и сенокосной земли 33 десятины". В приходе (селе и двух деревнях) числились 122 двора с населением более 800 человек. Во второй половине августа 1823 года на имя Высокопреосвященнейшего Филарета, архиепископа Московского и Коломенского поступает прошение от "Московской округи Экономического села Покровского, Пехра тож, церкви Покрова Пресвятой Богородицы священника Симеона Петрова с прихожаны". По словам просителей, вместо однопрестольной Покровской церкви, "которая деревянного здания, в твердости" настала нужда постройки каменного храма "на другом удобном месте, отступя от оной саженей 10". Новый храм предполагалось освятить в честь Успения Пресвятой Богородицы с двумя приделами Покрова Пресвятой Богородицы и святого пророка Илии. Проект церкви выполнил "архитектор 9-го класса Овчинников".

К сожалению, в известных справочниках по московским зодчим первой половины ХIХ век нет сведений об архитекторе Овчинникове, хотя сохранился в ЦИАМе проектный чертёж от 1823 года с подписью Овчинникова. Проект Овчинникова был одобрен церковными властями и началась подготовка к строительным работам. В декабре 1823 года по описи приняли материалы разобранного Алексеевского дворца: "кирпича мерою 7 вершков длины и 3 1/2 ширины 137 600 кирпичей, белого камня разных сортов 6215 камней, буту 35 1/2 саженей, железа разных сортов 337 пудов 30 фунтов, балок 155, связей деревянных 144, теса кровельного 442, половых досок 98, дубовых косяков для окон и дверей 173, изразцов печных разного сорта 510". Однако строительство храма по проекту архитектора Овчинникова было остановлено - проект сочли слишком дорогостоящим для сельского прихода. Об этом свидетельствует новое прошение причта и прихожан в Консисторию, датированное февралём 1824 года: "Прошлого 1823 года августа дня представлен нами Его Преосвященству на постройку каменной Покровской церкви при прошении план, но как оный чрезвычайно обширен, то потому ныне составлен таковой же другой, гораздо против того как по материалу, так и по сумме выгоднее, который прилагаем при сем". консистория определила: "учиня мнения о дозволении построить храм по приложенному плану, предложить к подписанию, но прежде послать в Комиссию план уменьшенный для освидетельствования".

Искусствоведческая традиция относит новый проект каменной церкви в селе Пехра-Покровское к творчеству выдающегося московского зодчего первой половины ХIХ века Осипа Ивановича Бове (1784-1834). При этом считается, что в этой работе архитектор повторил собственный проект церкви Святого Михаила Архангела в своём имении - селе Архангельском Рузского уезда (ныне округа). Стилистическая особенность обоих памятников - использование формы двусветной купольной ротонды, окружённой колоннадой римского дорического ордера с примыкающими с запада небольшой трапезной и колокольней с высоким шпилем. Именно идентичность планов и стилистическое своеобразие позволили отнести Покровский храм в селе Пехра к кругу памятников О. Бове. Рассматривая постройку храма в селе Пехра-Покровское, специалист-архитектор, изучающая творчество наследия зодчего Бове, З. К. Покровская отмечает её вторичный характер, "копирование" образца церкви в селе Архангельском, а также тот факт, что "использование в качестве образца современной уникальной постройки было характерно для позднего классицизма". О конкретной работе Осипа Бове по заказу прихожан села Пехра речи нет, так как опубликованный в 1914-1916 годах И. Е. Бондаренко авторский чертёж-разрез, подписанный архитектором, не имеет названия местности и посвящения проектируемого храма.

По мнению З. К. Покровской, "...наиболее логичным остаётся считать, что церковь в селе Пехра-Покровское строилась по проекту Бове местными и не очень квалифицированными мастерами без его участия". Постройка нового храма, которая производилась с начала строительного сезона 1825 года, в 1826 году приостановилась в связи с кончиной храмостроителя священника Симеона Петровича Муравьева. Его дочь Аграфена Семёновна вышла замуж за выпусника семинарии Иоанна Степановича Малинина, которого 5 сентября 1826 года по указу митрополита Московского и Коломенского Филарета рукоположили в сан священника и определили к церкви Покрова Богородицы в село Пехра-Покровское. В клировой ведомости за 1827 год о строительстве в селе Пехра написано следующее: "...начата вновь строиться старанием священника и прихожан каменная церковь и колокольня с тремя престолами, которая каменной кладкой приведена к окончанию, но внутри ещё не отделана".

На время строительных работ богослужения в Покровском приходе не останавливалась и проходили в старой церкви: "зданием деревянная, на каменном фундаменте, обшита тесом". Упоминалось о наличии деревянной одноэтажной сторожки при храме. основной доход причта складывался тогда от мирских приношений за требы и от церковной пашенной и сенокосной земли, количество которой превышало 30 десятин. В экономическом селе Покровском числилось 62 двора, в деревне Лукиной князя Ивана Николаевича Трубецкого 22 крестьянских двора, в экономической деревне Озёры (Богородского уезда) 49 дворов. Всего населения проживало 900 душ обоего пола. Заголовки несохранившихся архивных дел свидетельствуют о нехватке средств для строительных работ по каменной церкви. Московская Духовная Консистория в течение 1827-1828 годов дважды разрешала внеприходские сборы пожертований "на построение церкви в селе Пехра". Церковные власти ходатайствовали перед Московской палатой государственных имуществ "об отпуске материалов для окончания каменной церкви". В 1829 году Консистория разрешила сбор "на отделку внутренности церкви". Наконец отделка трапезной части нового каменного храма в Пехра-Покровском была закончена и один из двух тёплых приделов приготовлен к освящению, а именно, правый придел, который предполагалось освятить в честь Покрова Пересвятой Богородицы. Однако Владыка Филарет благословил оставить Покровское именование для главного храма, а придел освятить в честь Успения Пресвятой Богородицы.

По архипастырскому благословению освящению придельной церкви состоялось 29 сентября 1829 года. О настоятеле каменного храма в селе Пехра клировая ведомость этого времени сообщает: "священник Иоанн Стефанов Малинин, в год говорил 22 проповеди, поведения исправного в должности и житии, довольное имеет попечение по строению церкви". В 1830-1831 годах деревянная Покровская церковь в документах уже не упоминалась. В 1831-1832 годах продолжались отделочные работы в главной церкви и левом приделе, законченные к концу лета следующего 1833 года. Торжественное освящение новых престолов: главного - в честь Покрова Божией Матери и левого придела - во имя святого пророка Илии, состоялось 10 сентября 1833 года. Таким образом, строительство каменной Покровской церкви в селе Пехра-Покровское продолжалось 8 лет с 1825 по 1833 год. По благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) настоятеля Покровской церкви отца Иоанна Малинина наградили скуфьёй "за то, что при сооружении в том селе новой каменной церкви лично своею заботливостью и трудами собрал от доброхотных дателей наличными деньгами более 29 000 рублей ассигнациями, кроме разных материалов". В то же врем отца Иоанна назначили благочинным...

Из книги: Серия: "Святыни Московской епархии". Протоиерей Георгий Кулемин. "Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Пехра-Покровское". - Москва: издательство "Стогна", 2002



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.