ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Последние добавленные статьи




Соликамск, Богоявления Господня, церковь.     Автор: Елена Григорьева, 2020-02-22

28 (18) января 1695 года освящен главный престол во имя Богоявления Господня Богоявленской церкви г. Соликамска. Кирпичная одноэтажная двухпридельная пятиглавая с шатровой колокольней церковь Богоявления, расположенная в центре г. Соликамска на левом берегу р. Усолка заложена между 1683 и 1687 годов. Престол во имя Владимирской Богоматери освящен 9 ноября 1691 года, а престол во имя святых Антония и Феодосия Печерских - в 1770 году. В основном храме сохранился 4-ярусный тябловый иконостас конца 18 века с великолепным собранием икон строгановского письма 17 века и более поздних - 18-19 веков. Богоявленская церковь часто горела. При пожаре 1688 года она была уничтожена полностью, в 1695 году сгорели крыша и главы. На протяжении 18 века, когда Соликамск горел 14 раз, церковь перестраивалась не менее 10 раз.

Богоявленская церковь была действующей до 1933 года. В 1934 году Богоявленская церковь была передана музею. В храме предполагали разместить антирелигиозный отдел музея, где ... >>


Пермь, Петра и Павла ("Пермоградский"), собор.     Автор: Елена Григорьева, 2020-02-22

4 декабря (23 ноября) 1764 года в посёлке Егошихинского завода освящён собор Святых апостолов Петра и Павла. В 1724 году в Егошихинском заводе была заложена деревянная Петропавловская церковь, в связи с ростом поселка в 1757 году заложен, а в 1764 году освящён каменный собор во имя Св. апостолов Петра и Павла - первое каменное здание города Перми.

До 1929 года собор находился в ведении приходского совета, после освидетельствования комиссии горисполкома здание изъято "с целью лучшего сохранения". В 1932 году собор приспособлен под склад. В конце 1930-х годов была утрачена колокольня, каменная ограда, купола. В 1948 году Петропавловский собор принят под охрану как памятник архитектуры.

В период Великой Отечественной войны собор передан наркомату обороны. В 1960 году памятник передан на баланс Пермскому паровозоремонтному заводу им. Шпагина. Заводом проведено приспособление трапезной под спортивный зал. В 1974 году в храмовой части собора размещен участок Пермских специ... >>


Пермь, Успенский женский монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери.     Автор: Елена Григорьева, 2020-02-22

25 (12) октября 1908 года в гор. Перми освящена церковь Казанской Иконы Божией Матери, заложенная 1 мая 1905 года. Кирпичная церковь во имя Казанской Иконы Божией Матери построена в усадьбе Свято-Успенского женского монастыря взамен деревянной на средства Ивана Григорьевича и Веры Александровны Каменских – постоянных попечителей монастыря.

Автор проекта не установлен, однако различные исследователи выдвигают версии авторства Скавровского Ю., Васнецова В.М. или Покровского В.А. Известно, что в оформлении церкви принимали участие художники С.И. Вашков (деревянный резной иконостас и эскизы утвари) и Н.К. Рерих (иконы для иконостаса). Также вероятно авторство Н.К. Рериха майоликовых панно "Казанская Божия Матерь" на восточном и "Спас Вседержитель" на северном фасадах церкви.

В подвале церкви предполагалось устроить фамильную усыпальницу. Здесь был похоронен только И.Г. Каменский в 1919 году, впоследствии прах из церкви удален. Сведений о настоящем месте захоронения н... >>


Выкса, Выксунский Иверский монастырь.     Автор: Алексей Кротов, 2020-02-22

"Выксунский Иверский монастырь, 3 класса, общежительный, при селе Выксе, в 80 верстах от города Ардатова... Здесь находится местночтимая икона Божией Матери. При монастыре больница, богадельня и мастерские: живописная, золотошвейная, малярная и другие", - читаем в книге С. В. Булгакова "Русские монастыри в 1913 году". Основание Иверской обители связано с именем преподобного Варнавы Гефсиманского (Василия Ильича Меркулова), родившегося в селе Прудищи Венёвского уезда Тульской губернии в семье крепостных. Женский монастырь в Выксе он устроил по завету своего духовника и по благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова). Место выбрали не случайно, в народе говорили, что по ночам здесь слышали идущий как бы из ниоткуда колокольный звон и видели зажжённые свечи.

Начинался монастырь в 1863 году из богадельни с насельницами под управлением Неониллы Честновой. Этому событию предшествовал случай. В 1863 году богатые выксунские купцы решили совершить доброе д... >>


Кострома, Александра и Антонины в Селище, церковь.     Автор: Елена Григорьева, 2020-02-22

В конце 70-х гг. XVIII века в Селище было решено возвести каменную церковь. Согласно «Летописи» основными жертвователями на её строительство стали местные помещики: генерал-майор Александр Филиппович Мошков, отставной гвардии поручик Василий Данилович Каблуков и «вдова-дворянка» Прасковья Степановна Поливанова. Похоже, что главной фигурой среди них был генерал А.Ф. Мошков, владевший усадьбой в Малышкове. По сообщению «Летописи», он сам составил и «план на устройство храма» (вряд ли это выражение надо понимать в том смысле, что генерал Мошков является автором проекта постройки каменного храма: вероятнее всего, речь идет о том, что он выбрал место закладки и предписал строителям основные пропорции церкви). Причины, побудившие прихожан-помещиков возвести каменную церковь взамен деревянных храмов, скорее всего, были теми, что и вез-де: во-первых, к 70-м г.г. XVIII века деревянные храмы вероятно уже сильно обветшали, во-вторых, деревянный х... >>


Кострома, Александра и Антонины в Селище, церковь.     Автор: Елена Григорьева, 2020-02-22

Село Селище на правом берегу Волги, входящее в городскую черту с 1932 года, известно ещё с XIV века. В старину место это было покрыто лесами и называлось Мошениной слободой; население ее было очень незначительно, поэтому и слобода первоначально именовалась Новоселками.

В первой трети XVII столетия Новоселки являлись вотчиной боярина И.М. Глинского; к тому времени здесь имелись две деревянные церкви - во имя святого великомученика Георгия Победоносца и во имя святого пророка Божия Илии. Согласно сохранившемуся устному преданию, князь Глинский (или другое лицо из его семейства) с беременной супругой проезжал по своим владениям, и в Новоселках женщина разрешилась двумя младенцами - мальчиком и девочкой, впоследствии нареченными Александром и Антониной в честь святых мучеников Александра и Антонины Римских. В память об этом событии в Новоселках князем Глинским была воздвигнута деревянная Александро-Антониновская церковь, впервые (вместе с Ильинской и Георгиевской) упоминаемая в к... >>


Соликамск, Молдавской иконы Божией Матери, часовня.     Автор: Елена Григорьева, 2020-02-22

Рядом с Мироносицкой церковью стояла небольшая древняя каменная часовня во имя иконы Божией Матери Молдавской, описанная впервые ещё В. Берхом в 1821 году. Она была поставлена на могиле защитников города (XVI в.).


Куя, Рождества Христова, церковь.     Автор: Марина Зуйкова, 2020-02-22

Церковь Рождества Христова д. Куя

Куйский приход был открыт в 1894 г. и состоял из двух деревень: Куйской и Козленской, входивших ранее в Мудьюжский приход. Эти деревни были выделены в самостоятельный приход ввиду отдаленности от приходских церквей: Куя в 25 верстах и Козлы в 45 верстах. Приходская церковь располагалась в д. Куе, освящена 14 декабря 1858 г. в честь Рождества Христова. Церковь была одноэтажная, деревянная на каменном фундаменте. На месте церкви в давние времена стояла деревянная часовня во имя Зосимы и Савватия Соловецких, построенная на средства Соловецкого монастыря, который имел в д. Куе соляные варницы и при них много построек для рабочих. Часовня со всеми другими монастырскими и крестьянскими постройками была сожжена в 1701 г. шведами.

Д. Кую в 1844 г. посетил великий князь Константин Николаевич и беседовал с крестьянами. Возможно, тогда же созрело решение о строительстве в деревне церкви, приписной к Мудьюжской, и вскоре после этого консисторией... >>


Ракула, Покрова Пресвятой Богородицы, церковь.     Автор: Марина Зуйкова, 2020-02-22

Протоколы реставрационных заседаний Императорской археологической комиссии. Ракульская Покровская церковь Холмогорского уезда Архангельской губернии. Известия Императорской археологической комиссии. Вып. 46 (Вопросы реставрации, вып. 10). - С.-Петербург, 1912. - С. 58-59. XV.

Архангельской губ. Холмогорского у., с. Ракулы. Деревянная Покровская церковь, 1763 г.

Доложено отношение духовной консистории от 17 февраля 1912 г. с препровождением ходатайства крестьянина Андрея Степ. Чудинова о разрешении перенести храм, вместе с колокольней, на кладбище, для устройства на месте его каменной церкви. Иконостас предположено перенести в новую церковь. По донесению причта, храм требует ремонта, так как потолок грозит падением. Оригинальный иконостас церкви 1718 г. пожертвован из Холмогорской Зачатиевской церкви преосв. Вениамином. Колокольня пристроена, будто бы, в 1874 г. (Дело 1912 г. №34. - Изв. Имп. Арх. Ком., в. 41, стр. 159). В. В. Суслов заметил, что кол... >>


Североуральск, Георгия Победоносца, церковь.     Автор: Марина Зуйкова, 2020-02-22

Церковь Георгия Победоносца в Североуральске, 2013-2015 гг.

Небольшая деревянная церковь-часовня построена в 2015 г. при поддержке ветеранов войн в Афганистане и Чечне на добровольные пожертвования. Постройка представляет собой восьмерик на четверике под шатровой восьмигранной кровлей. Освящена 6 мая 2015 г.

http://severouralsk.cerkov.ru


Мольгино, Спаса Преображения (старая), церковь.     Автор: Марина Зуйкова, 2020-02-22

Еще в 1621 году на средства прихожан в селе Мольгино был построен деревянный храм во имя Преображения Господня, который не сохранился. В 1820 году взамен деревянной церкви был возведен на средства графа Никиты Петровича Панина каменный храм с тем же названием. Кирпичный однокупольный храм в стиле ампир интересен крестообразной организацией внутреннего пространства и колоннадой в алтаре, с отдельно стоящей колокольней. 14 мая 1941 года храм был закрыт. До наших дней здание церкви сохранилось в сильно обветшавшем состоянии, колокольня сломана.

В 2014 году церковь восстановлена в первозданном виде на пожертвования прихожан. Храм освящен 19 августа 2014 года Епископом Смоленским и Вяземским Исидором в день Преображения Господня. В настоящее время в храме регулярно совершаются богослужения .

http://hram-molgino.cerkov.ru/kontakty/


Пресненский, Неизвестная кладбищенская часовня на Ваганьковском кладбище.     Автор: Марина Зуйкова, 2020-02-22

Памятная часовня на месте престола первой деревянной церкви Ваганьковского кладбища, бывшей во имя Иоанна Милостивого (1772). Оригинальная постройка - ротонда, стоящая на 6 колоннах - возведена после окончания строительства ныне существующего каменного храма (1824) и слома старого. В настоящее время никак не используется и ветшает. От купола осталась только обрешетка.

По материалам: Розанов Н.П. О московских городских кладбищах. - М., 1868, с. 4-5


Беспаловский, Тихона Задонского, церковь.     Автор: Елена Григорьева, 2020-02-22

Строительство разрушенной в годы гонений на Православие и казачество церкви было задумано в 2006 году. Церковь была спроектирована и выполнена за пару лет, привезена и в 2008 году начато непосредственное строительство уже на своём постоянном месте. Оно выбрано не случайно - рядом с тем местом, где она была ранее. В инициативной группе по возрождению храма были глава сельского поселения В.М. Сказоватов, члены хуторского казачьего общества, местные предприниматели и знаменитые уроженцы хутора. В числе тех, чья помощь особенно ощутима, состоятельный земляк А.С. Яровой, подаривший хуторянам церковный сруб, пиломатериалы, купол и крест, атаман ХКО «Беспаловское» В.А. Земцов, казаки С.В. Телешев, С.А. Потапов, П.А. Моторыгин, руководители и предприниматели В.А. Берестнев, В.П. Николаев, С.В. Серков, С.В. емцов, Н.В. Серков, Сергей и Ольга Фомины и другие. Решение об оказании помощи в строительстве храма принималось и на хуторском казачьем Круге, каждый имел возможность вложить... >>


Беспаловский, Тихона Задонского, церковь.     Автор: Елена Григорьева, 2020-02-22

Церковь, запечатлённая на фотографии начала 1930-х годов (единственной сохранившейся фотографии храма), была построена в 1892 году взамен старой, меньшей по размерам. Как записано в «Клировых ведомостях Праваторовского Благочиния» была она «…на каменном фундаменте, деревянная, в одной связи с такой же колокольней и крыта железом». В ту пору в приходе Тихона Задонского насчитывалось около трёх тысяч прихожан из пяти окрестных хуторов. Перед революцией настоятелем церкви был священник Иван Федорович Богданов, сын священника. Помогал ему псаломщик Константин Николаевич Рагульский, из дворян. А в самом хуторе атаманил урядник Н. Матарыгин. При новой власти атамана с семьёй расстреляли, а церковь закрыли.

В первые десятилетия Советской власти существовала организация с названием «Союз воинствующих безбожников». Этим сказано всё. Церковь, правда, не разрушили, долгое время она простояла заброшенной, пока в ней не открыли клуб. В 1919 году... >>


Павловка, Александра Невского, часовня.     Автор: Елена Григорьева, 2020-02-21

В центре села у главной площади, на углу, у ведущего к базару проезда расположено здание каменной часовни. Часовня была построена в 1890 году на базарной площади «в память в Бозе почившего Императора Александра II, на средства церковного попечительства». Принадлежала церкви Воскресения Христова, построенной 1827 году.

Часовня имеет вид квадратного в плане четверика, несколько вытянутого кверху и ранее увенчанного декоративным пятиглавием. Стены и своды кирпичные (24,5х12х6,5), на цементном растворе. Кладка крестовая. Покрытие железом по деревянным стропилам, сложное: в центре коническое восьмигранное возвышение с четырьмя декоративными люкарнами по сторонам света являлось основанием центральной главы, а по углам четверика сохранились восьмигранные основания малых главок.

Низкий цоколь здания имеет отступ, оформленный сложным профилем из лекального кирпича. Фасады декорированы в духе псевдоклассики второй половины XIX века. Их украшают плоские четырёхпиляс... >>


Илюшкино, Николая Чудотворца, церковь.     Автор: Елена Григорьева, 2020-02-21

Каменное здание церкви построено в 1903 году на средства прихожан. Здание сохранилось в полном объёме без существенных изменений. Церковь стоит примерно в центре села на хребте возвышенной гряды и значительно доминирует в окружающем ландшафте. Здание сложено из кирпича (25х12,5х6,5 см) на прочном однородном известковом растворе. Кладка крестовая, шов с двойной подрезкой. Фасады не оштукатурены. Нижняя часть цоколя из тесанного белого камня. Первоначальное покрытие кровли – железное (на храме – по своду и закомарам, алтарь и трапезная – по деревянным стропилам, купола – по кружалам).

Развитая композиция приходской трехчастной церкви слагается из храма, трапезной и колоколъни. Храм – двусветный кубический, четверик с позакомарным покрытием, увенчанный шлемовидной главой на высоком световом барабане. Фасады храма разделены лопатками на три прясла, каждое из которых завершено декоративной закомарой с трёхступенчатой архивольтой и килевидным верхом. ... >>


Кадышевка, Покрова Пресвятой Богородицы, церковь.     Автор: Елена Григорьева, 2020-02-21

Деревянная церковь была построена в 1709 году по инициативе прихожан. К этому времени относится двухъярусный объём храма с апсидой и, может быть, трапезная. В 1866 году церковь «вновь перестроена»: заменена обшивка и декор фасадов, купольное завершение храма и кровли. Тогда же была сооружена двухъярусная колокольня. Главный храмовый придел освящён во имя Покрова Богородицы, тёплый трапезный – во имя Святителя Тихона.

Церковь расположена на окраине села, у подножия склона протяжённой холмистой гряды, огибающего село с юго-запада, посреди заброшенного кладбища. Небольшое по габаритам здание приходской трёхчастной церкви отличается компактной компоновкой объёмов. Церковь деревянная, рубленная «в лапу» из круглых брёвен на цоколе из камней известковой породы, скреплённых раствором. Нижние венцы сруба сделаны из более толстых брёвен, фасады обшиты тёсом. Кровли крыты железом по деревянным стропилам, довольно пологие.

Храм – «восьмер... >>


Шаховское, Покрова Пресвятой Богородицы, церковь.     Автор: Елена Григорьева, 2020-02-21

В 1878 году в селе «тщанием земледельцев Рябинина и Михайлова» построена однопрестольная каменная церковь, освящённая в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь расположена в центре села на открытом возвышенном месте. Объёмная композиция здания слагалась из четверика храма, увенчанного декоративным пятиглавием, и колокольни, водружённой над западным притвором, примыкавшим непосредственно к храму; алтарь в плане полукруглый. К югу от церкви по дну оврага протекает ручей, с северной стороны проходит дорога.

Здание кирпичное с забутовкой, наружная кладка фасадов крестовая, в алтаре – тычковая. Раствор цементный, шов с односторонней подрезкой. Фасады оштукатурены, большинство деталей декора выполнены в штукатурке. Кровли железные по деревянным стропилам: над храмом четырёхскатные, над алтарём в виде конхи. Главы и шатры железные. Особенностью композиции двусветного четверика храма является наличие на его углах широких диагонально ориентированных пилонов. Шир... >>


Новая Алексеевка, Михаила Архангела, церковь.     Автор: Елена Григорьева, 2020-02-21

В начале ХХ века в селе была построена церковь Архангела Михаила. Церковь стоит на открытом, возвышенном месте, в ста метрах к востоку от дороги, ведущей из райцентра на север района. С северной стороны от церкви проходит дорога, спускающаяся к селу, стоящему ниже, по берегам оврага вдоль речки Ломовки.

Объем приходской трехчастной церкви ориентирован по оси восток-запад и состоит из объемов храма – композиция восьмерик на четверике пятигранной апсиды, небольшой, равной храму по ширине трапезной и высокой ярусной колокольни. Восьмерик храма с его сферическим купольным покрытием в плане вдвое уже четверика и имеет характер большой главы над кубическим объемом храма. Вертикальные габариты и пропорции в разных частях здания согласованы между собой. Равные по высоте апсида, трапезная и нижний ярус колокольни имеют общий непрерывный антаблемент, пересекающий и фасады четверика, отделяя на них аттиковую часть, соразмерную со вторым ярусом колокольни. Кровли апсиды и трапезной... >>


Октябрьское, Николая Чудотворца, церковь.     Автор: Елена Григорьева, 2020-02-21

В 1821 году на средства прихожан в селе была построена каменная церковь, освящённая во имя Николая Чудотворца, с трапезным приделом в честь Казанской иконы Божьей Матери. Колокольня разобрана в тридцатые годы ХХ века. Церковь расположена в центре села на площади. Трёхчастная приходская церковь решена в формах, характерных для позднего классицизма (ампира) первой трети XIX века.

Храм – монолитный кубический объём, увенчанный широким купольным покрытием в обрамлении четырёх фронтонов, завершающих фасады. Алтарь полукруглый; трапезная широкая, прямоугольная, под пологой двускатной кровлей. С запада примыкала колокольня, от которой сохранился лишь нижний объём - западный притвор – на западном фасаде которого сделан лёгкий ризалитный выступ, равный по ширине следующему ярусу колокольни. Объём трапезной и алтаря ниже объёма четверика, так что в общей композиции здания объём храма доминирует.

Здание сложено из кирпича на известковом растворе. Кладка крестовая. Куп... >>