Страница 1 из 1

Черные доски

Добавлено: 18 авг 2006, 19:53
Олег Щёлоков
Когда я учился в советской школе и нас заставляли читать владимирского писателя В. Солоухина, я слабо предствлял, что же это за черные доски такие, и саму его книгу "Черные доски" читал отрывочно со скукой и непониманием.
Насколько всё изменилось со временем.
Спустя многие годы "Черные доски" Солоухина оказались для меня настолько сильным произведением, что некоторые главы вводят в шоковое состояние. Ибо частенько мои пути пересекались со страницами книги. Например http://sobory.ru/article/index.html?object=01854

И вот в очредной раз с тяжкими трудами добравшись в одну из исчезающих деревнь Владимирщины и обнаружив там часовню с иконами меня как огрело по голове.
Нетронутая никем часовня и Черные доски - бывшие иконы. Заботливо расставленные ушедшим поколением, оставленные нам.
А нам, в свою очередь, остается так же заботливо расставить в Интернете цифровые изображения того, что мы видим сейчас. И надеяться, может потом хоть как-то что-то можно будет рассмотреть

Добавлено: 18 авг 2006, 22:51
Василий Шелёмин
Интересная у вас была школа:-). Когда я в конце 70-х читал эту книгу, шок был, скорее, от того, что её напечатали в СССР, а не в YMKA-PRESS каком-нибудь. Некоторые места там очень шли вразрез с официальной линией партии. Правда, как я понимаю, существовала и неофициальная линия, которая была ближе к теме.

Добавлено: 19 авг 2006, 20:50
Павел @sobory.ru
Я, к своему стыду, ее не читал, но теперь исправлюсь.

Пост и фотография производят, конечно, очень сильное впечатление...

Добавлено: 01 ноя 2006, 11:02
Ptenec

Добавлено: 17 ноя 2006, 10:19
Валерий Карсаков
А Волосовский монастырь на Владимирщине это реальность или творческий вымысел автора ?

Добавлено: 17 ноя 2006, 12:13
etienne
Монастырь вполне реальный, не вымысел:
http://www.sobory.ru/article/index.html?object=00190

Добавлено: 17 ноя 2006, 22:11
Василий Шелёмин
Валерий Карсаков писал(а):А Волосовский монастырь на Владимирщине это реальность или творческий вымысел автора ?
Валера, я тебе ещё лет пять назад его фотки показывал:-).
Надо чаще встречаться...

Добавлено: 17 ноя 2006, 22:56
Олег Щёлоков
Валерий Карсаков писал(а):А Волосовский монастырь на Владимирщине это реальность или творческий вымысел автора ?
в этом сезоне все главы в Волосово позолотили, надо всё перефотографировать
заодно летом в Аннино съездить, проверить, нет ли сохранившихся руин, на карте крестик бывшей церкви есть

Добавлено: 20 ноя 2006, 15:19
Валерий Карсаков
Василий, дружище, ну как же, как же, конечно помню. … На Кенозере за пивом и шашлыками, ты еще стаканом размахивал…Прекрасные фото…
Я просто еще тогда не читал «Черных досок» , а сейчас прочитал , стало интересно!!

Добавлено: 21 ноя 2006, 15:10
Валерий Карсаков
Статья в Вере на эту тему :http://vera.mrezha.ru/525/9.htm
В начале 60-х. Самая крупная фигура, которая у нас чистила храмы, – это писатель Владимир Солоухин. Есть одна церковь в Опаринском районе, он вынес оттуда два нижних ряда иконостаса, а я привезла в музей два верхних. Солоухина трудно винить – тысячи храмов были обречены, вместе с иконами. Но Глазунов по сей день владеет царскими вратами одного из храмов Ярославля, и хотя церковь уже действует, о том, чтобы вернуть врата, речи не идет. Набеги делались в основном для себя, для своих коллекций. Ездили влиятельные люди, у которых был свой транспорт.

Добавлено: 21 ноя 2006, 22:16
Василий Шелёмин
Про пиво и стакан ты не прав, была водка и кружки, у меня свидетелей полно:-).
А про Солоухина и Глазунова - прав абсолютно. Т.е., отношение двойственное - с одной стороны, спасли то, что пропадало, но с другой - во все времена иконы в случае опасности или прямого уничтожения храма (пожар и т.п.) расходились по домам, где хранились до лучших времен. Храмы открывались - бабки несли иконы обратно в церковь. Но С. и Г. - это ж не бабки какие-нибудь, они коллекционеры...

Добавлено: 28 ноя 2006, 21:55
грохотайло
Василий Шелемин писал(а):Про пиво и стакан ты не прав, была водка и кружки, у меня свидетелей полно:-).
А про Солоухина и Глазунова - прав абсолютно. Т.е., отношение двойственное - с одной стороны, спасли то, что пропадало, но с другой - во все времена иконы в случае опасности или прямого уничтожения храма (пожар и т.п.) расходились по домам, где хранились до лучших времен. Храмы открывались - бабки несли иконы обратно в церковь. Но С. и Г. - это ж не бабки какие-нибудь, они коллекционеры...
Хм, советский строй простоял дольше, чем прожили эти бабки. Опять же читайте начало книги, про сына священника. Что он сделал с иконой? Намалевал трёх богатырей, не факт что бабкины внуки сделали бы в будующем нечто подобное, если бы вообще в печь не пустили.
З.Ы. Прочитал наконец то эту книгу. Супер! Всех своих эмоций даже перечислить не смогу!

Добавлено: 28 ноя 2006, 22:01
Василий Шелёмин
Да, сильная вещь. В разных смыслах.