Ложные представления о храмостроительстве

История строений, архитектурные особенности и все, что с этим связано.
Ответить
Людмила Клешнина
Сообщения: 2033
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Ложные представления о храмостроительстве

Сообщение Людмила Клешнина »

viewtopic.php?f=5&t=29250 Сергей Попов считает : "Архитектура храма изначально дуалистична. Он одновременно материален и сакрален. Как материальный объект, здание храма должно соответствовать классической триаде – польза, прочность, красота. Как сакральный объект, храм - место приобщения к Богу, отражение Царства небесного на земле.
Непосредственно изобразить сакральные образы материальными средствами, невозможно. Поэтому здание храма символично. Оно наполнено сакральными смыслами, понимание которых связано с литургическим действием."

Данное ошибочное суждение очень типично даже для архитекторов и является причиной нынешних проблем в храмостроительстве : почему строим "муляжи", а не храмы ?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо с помощью святоотеческого наследия подробно разобрать данные ошибки взгляда на храмостроительство в крайне рационалистическом духе.
Для этого и открыта данная тема. Если она Вам не интересна, прошу ее не читать.
Материалы будут пополняться постепенно. Прошу не засорять тему дискуссией.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Ложные представления о храмостроительстве

Сообщение Сергей Попов »

Людмила, если Вы не хотите засорять тему дискуссией, не начинайте её с утверждения в ошибочности чужого мнения... Вы далеко не истина в последней инстанции.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2033
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Ложные представления о храмостроительстве

Сообщение Людмила Клешнина »

Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла.
И помоги мне раскрыть эту тему.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2033
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Ложные представления о храмостроительстве

Сообщение Людмила Клешнина »

Важное уточнение.
Здесь будут представлены суждения, соответствующие христианскому мировоззрению. Битва мировоззрений на этой странице не предусмотрена.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2033
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Ложные представления о храмостроительстве

Сообщение Людмила Клешнина »

1) «Архитектура храма изначально дуалистична. Он одновременно материален и сакрален.»

Эти слова выражают современное рациональное мировоззрение, с которым обращаться к храмостроительству принципиально неверно. Это не религиозный, а так называемый научный лексикон.
Корни дихотомии 1)сакральное (иррациональное) – 2) профанное (рациональное, материальное, мирское, повседневное) уходят еще в античные времена Древнего Рима. Это деление стало саморазумеющимся и распространилось в социальных науках около 100 лет назад, в частности благодаря работам французского социолога Э. Дюркгейма. На этом принципе построено понимание религии в социологии, психологии, психоаналитике, этнографии и т.д.

Но христианство, как путь к Богу – это совсем не психология ... Обратимся к трудам епископа Николая Охридского (1880-1956, Сербия).

«... Кто смотрит на видимый мир, как на материальную действительность, а не как на загадку в зеркале духа, тот видит не больше, чем дитя, читающее азбуку и не догадывающееся о смысле прочитанного. .... Вечности принадлежит духовная реальность, а времени- символы этой реальности. ... ....Для неграмотных творения в природе представляют материальную действительность, выраженную в образах их, величинах, красках, в разных функциях и отношениях. Для грамотных же творения природы суть символы, а духовная действительность – есть смысл и жизнь, причина и оправдание существования этих символов. ...Природа есть символ истины. ....Придя, Господь простер символику духовного мира на всю вселенную.»

Перефразируя своими словами, в христианском понимании храм сакрален по сути, в храме все принадлежит сакральному.

«... Вы должны твердо сознавать, что вам открыта истина, и что вы ее знаете. Только – трудитесь непрестанно, чтобы совершеннее знать ее.» свт. Николай Охридский
Людмила Клешнина
Сообщения: 2033
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Ложные представления о храмостроительстве

Сообщение Людмила Клешнина »

2. «Как материальный объект, здание храма должно соответствовать классической триаде – польза, прочность, красота. Как сакральный объект ....»

Опять дихотомия. Выше было сказано, что до недавнего времени человечество не разделяло мир на две половины. В трактате «Десять книг об архитектуре», написанном римским архитектором и инженером Витрувием в 1 веке до н.э., изложены научные и практические основы деятельности в сфере архитектуры, строительства и техники, не разделяя мир на материальный и «потусторонний». Этот трактат не потерял своего значения до наших дней, потому что представляет объективный взгляд на архитектуру как единое целое. Формула говорит о триединстве архитектуры как условии ее существования (в отличие от строительства) - польза, прочность, красота, независимо от того, сакральный объект или нет.

Согласно христианскому учению, Бог Един по существу и Троичен в Лицах, неслиянных и нераздельных. https://azbyka.ru/otechnik/prochee/ents ... -zhizni/85

Мир создан Творцом по Его же подобию, в том числе и архитектура дана нам в виде подобной триады, части которой тоже неслиянны и нераздельны. Единый мир построен по принципу иерархии, так же и храм как святыня занимает высшую ступеньку иерархии в архитектуре, что присуще всем культурам, и особенно наглядно проявляется в градостроительных решениях – храм всегда является акцентом структуры поселений.

Рационализм искажает классическую формулу Витрувия, практически разрушая триединство архитектуры. Конструктивисты заменили красоту правдивостью конструкций, функционалисты на первое место поставили утилитарность. Что такое красота, обычно рационализм понять не может, сводя красоту лишь к декоративизму. Орнамент - «мировые формулы бытия», как определяет его о. Павел Флоренский, рационализм объявил «поношенными тряпками фольклора» - по определению Ле Корбюзье. Этот идеолог рационализма сознательно ниспровергал храм с пьедестала доминанты культуры, проектируя капеллу в Роншане : «Я хочу создать культовое здание по принципу светского сооружения ... Мне не ведомо чувство веры ...».

В триаде Витрувия красота является нам в виде осуществления идеи архитектурного сооружения. В понимании христиан красота – это совершенство и полнота всего во всем, идеалом красоты является Пресвятая Троица, и вероучение, данное Творцом, совершенно и прекрасно как Сам Творец. По принципу подобия, для храмов архитектурную идею и понятие ее красоты можно определить как полноту выражения вероучения.

Интересно, что формула Витрувия, осмысленная им практически, в рамках античной культуры, т.е. вне христианского учения, но по Божиему промыслу, не только не противоречит христианству, но и предвосхищает его учение применительно к архитектуре. Принцип триединства архитектуры был гениально предугадан Витрувием за 200 лет до того, как христианский догмат был сформулирован в богословии (во 2 веке н.э.).
Людмила Клешнина
Сообщения: 2033
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Ложные представления о храмостроительстве

Сообщение Людмила Клешнина »

3) «...... храм - место приобщения к Богу, отражение Царства небесного на земле.»

Во-первых, «отражение», «ассоциация», «впечатление», «напоминание» - это термины и понятия психологии, а не богословия. Психология лукаво манипулирует человеческим сознанием, а богословие правдиво разъясняет путь богопознания. Неверно понимать, что храм что-то «отражает...» и т.д.
Вселенная едина, создана Творцом. Бог вечно, всегда и везде присутствует в сотворенном Им мире. И храм – это реальный (а не выдуманный) дом Бога, где Он присутствует.
«......Господь во храме святем Своем.» Пс. 10, 3
«Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его» Пс. 26, 4.

Каков Творец, таков и дом Его : «.....праведен Господь, и правды возлюби, правоты виде лице Его.» Пс.10, 7. «Правда Твоя правда во век, и закон Твой истина.» Пс.118,142. «Просвещает язык мой словеса Твоя, яко вся заповеди Твоя правда.» Пс. 118, 172 . "Погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь.» Пс. 5,7.

Поэтому и архитектура храма (в триединстве своем) должна правдиво говорить о Боге и дать правдивый, реальный (а не обманный, отражающий, завлекающий как в психологии) путь познания Бога. «....Исполнимся во благих дому твоего, свят храм Твой, дивен в правде.» Пс. 64,5.

Во-вторых, понятие Царствия Небесного – одно из главных и основополагающих в христианском учении, не берусь здесь раскрывать его.
См. http://azbukaspaseniya.ru/biblioteka/ta ... zhiya.html

Можно сказать только, что Царствие Небесное надо не «отражать» (как в кино или в театре, или без всяких усилий - в зеркале), а растить в себе, так учат евангелисты : «Царствие Небесное внутрь вас есть» Лк. 17, 21. « ...прежде ищите Царства, а все остальное, - о чем вы мечтаете, в чем нуждаетесь - приложится вам.» Мтф.6,33.

И вот когда будет Царствие Небесное в нас, соединимся мы с Богом. Происходит это в результате огромного труда над своей душой, длительным путем воцерковления. И архитектура, как пространственная рама богослужебной симфонии, активно участвует в этом процессе и помогает нам.
Утверждать о храме как месте, куда зашел и уже «приобщился» к Богу, может только тот, кто в этом процессе никогда не участвовал, а только как зритель в театре наблюдал со стороны, как люди ставят свечки.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2033
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Ложные представления о храмостроительстве

Сообщение Людмила Клешнина »

4) «...... храм - ...... отражение Царства небесного на земле.»
Эта формулировка и догматически не отвечает христианскому учению.
Бог реально везде присутствует в мире, значит и Царство Его - реально вся Вселенная, Оно и здесь – на земле, в наших сердцах.

«Отражение» - нереально, оно не существующее, как мечта. Так в иудаизме - Царство Небесное понимается как рай на земле, который будет построен в будущем. Иудеи ожидают в лице Мессии земного царя, который построит единую державу, в которой иудеи должны занять первое место. См. например, :«Сказано: «Царство земное есть отражение царства небесного». Но в полной мере эти два понятия: «царство земное» и «Царство небесное» соединятся с приходом нашего праведного царя-Мошиаха ........» . http://www.shalom.org.ru/holidays/holidays1.htm

Христианское понимание см. http://www.pravoslavie.ru/6718.html
Людмила Клешнина
Сообщения: 2033
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Ложные представления о храмостроительстве

Сообщение Людмила Клешнина »

5) «...Непосредственно изобразить сакральные образы материальными средствами, невозможно. Поэтому здание храма символично.»

Это утверждение основано на неверном понимании символа.

Во-первых, почему невозможно ? Столько храмов построено по всему миру за 2000 лет, в которых средствами архитектуры и искусства непосредственно выражено вероучение ! Если нам сегодня недоступно видение непосредственных образов – это наша проблема.

Во-вторых, символы не человеком немощным придуманы, как условные обозначения чего-то, не поддающегося познанию, а через Писание даны человеку Самим Творцом.
Выше уже говорилось, что храм – это реальный (а не условный) дом Бога, реальная святыня (согласно иерархии объектов). Чем глубже реальный внутренний религиозный опыт человека, входящего в храм, тем более полно раскрываются ему истинные реалии Богообщения, картина мироздания, смысл его жизни.

Растленный тварный мир до воплощения Спасителя не был способен воспринять прямые священные образы. Поэтому, чтобы временно оградить его от идолопоклонства, Творцом были даны образы символические. «Сень бо имый закон грядущих благ, а не самый образ вещей» (Евр.10, 1)
«Образ вещей» в понимании апостола – это не субъективные мысленные образы, которые формируются в сознании человека, органами чувств воспринимающего окружающую среду, а сама «вещь» по существу. И символ, как тень этой реальности, поэтому тоже объективен, является нераздельной и неслиянной частью вероучения.
Нашей проблемой является то, что мы уже забыли о священном характере образов церковного искусства. Знания, выявленные человечеством в предыдущие исторические эпохи, уже забыты и продолжают искореняться. Поэтический символизм, мистические или секулярные длинные списки «символических смыслов» (например, см. http://vsemagi.ru/articles/simvol-hristianstva), как и современные формальные историко-художественные описания храмов (как в книгах по искусствоведению или на данном сайте) ничего общего со священной символикой не имеют. В бессилии они бьются в закрытую от них дверь, так как не имеют веры.

О символическом мышлении, о способности творить образы, о том, как говорить об одном через другое - можно послушать подробные лекции Е.А. Авдеенко -
http://avdejenko.ru/projects/lectures_list
См. Книга Бытия. – Первые главы. Беседы 2.3.4. Доступным языком объясняется, что рациональное мышление создает конструкцию, но не может создать образ (беседа 4).

К этому остается только добавить, что потому и рождаются у современных архитекторов муляжи, а не святыни.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2033
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Ложные представления о храмостроительстве

Сообщение Людмила Клешнина »

6) « ...здание храма ... наполнено сакральными смыслами, понимание которых связано с литургическим действием.»

В данном случае перед нами характерный образец рационалистического мировоззрения, которое видит в храме лишь образец экзотической архитектуры, для понимания которой достаточно изучить «литургическое действие» - подобно тому, как в театре мы покупаем программку с либретто оперы или балета, чтобы нам было понятно то, что происходит на сцене.
Рационализм выдает словечко «действие». В храме происходит не «действие», а действо, так как литургия – это не театральное представление, а реально совершающиеся таинства, главное из которых - преложение приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы. Неправильно понимать, что в храме священники (как актеры) изображают некие действия. Таинство совершает Сам Бог.

Ну, и следует уточнить, что в храме служится не только литургия. Действо совершается согласно богослужебным кругам – суточному, семидневному, кругу Октоиха, одиннадцатинедельному, годовому, минейному, триодному. Кроме того, каждое из таинств представляет собой особое богослужение. И еще совершаются требы.

Архитектура организовывает многофункциональное пространство для совершения всех этих действ. Богослужебный обряд может иметь свои варианты в разных культурах. Правильность обряда мы понимаем прежде всего как способность хранить и нести людям вероучение, данное Богом, без искажений и потерь. Особенности хореографии, музыки, прикладного искусства и т. д. имеют второстепенное значение. Поэтому и нет одинаковых храмов, хотя богослужения совершаются по одному и тому же обряду. И в любом канонически возведенном храме можно совершать все таинства, несмотря на региональные особенности его архитектуры и убранства.

Это поистинне многофункциональная архитектура, всегда современная – потому что вечная – именно такой ее дал нам Творец.
Если нам ведомо учение, то понятны и сакральные смыслы.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2033
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Ложные представления о храмостроительстве

Сообщение Людмила Клешнина »

7) « ...здание храма ... наполнено сакральными смыслами..»

Налицо рационалистическая модель храмостроительства : построим конструкцию, отдадим ее священникам, а они наполнят ее сакральными смыслами. Таким методом строил Исакиевский собор Огюст Монферран. И построил богатый музей, а не храм. Метод принципиально неверный.

Строительство храма – это священнодействие, так как создается святыня. Начинается процесс с благословения замысла о строительстве храма. И строится храм с Божией помощью и по промыслу Божию, таинственно воплощая реальные прообразы одновременно в формах, конструкциях, материалах. Сакральными символами не наполняют некую возведенную ранее постройку, они таинственно являются нам по воле Божией в течение всего строительного процесса, и изначально – на уровне замысла – присутствуют в святыне.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2033
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Ложные представления о храмостроительстве

Сообщение Людмила Клешнина »

Резюмэ.
«Вот об этих сакральных смыслах в архитектуре храма и хотелось бы услышать в этой теме.»


К сожалению, просто «услышать» - мало толка будет, по причине рационализма тех, кто хочет услышать, но не слышит по отсутствию у них веры. Об этом говорит не только святоотеческое наследие, но и светские авторитетные ученые :
«...сакральный знак и символ есть «знамение», требующее «веры» (как доверие к верности Бога) и одновременно «знамя», требующее «верности» (как ответа на «верность Бога) – С. С. Аверинцев. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1973, с. 124.

Тема храмостроительства объективно не может быть раскрыта механическим перечислением сакральных смыслов, так как эта тема бесконечно шире и глубже, воистину всеобъемлюща. Архитектура как мать искусств дана нам Богом, ведь без света нет архитектуры. Все символы, данные при сотворении мира, раскрываются (являются) нам постепенно, по мере нашего духовного возрастания. Умный свет, которым непосредственно насыщен христианский храм, рациональному зрению недоступен. Его можно только созерцать, будучи со-единым с Богом. Нам дано вероучение, в храме о нем повествуют освещенные архитектурные формы – это Слово, воплощенное в материалах и технологиях. Вероучение прекрасно и совершенно как его Творец, поэтому и повествующие о нем формы должны быть высшим проявлением материальной красоты. Промыслительно нам дарован и технологический метод, каким такая красота достигается (триада Витрувия).

Эту красоту являют объекты нашего сакрального наследия.
А мы продолжаем создавать муляжи, так как властвует рациональный дух, который не способен даже повторить священные образы, познанные ранее и явленные прежним поколениям.

Познавать глубину сакральных смыслов – увлекательно и благотворно для души и архитектурного творчества, но говорить о них следует только с единомышленниками.
"Наконец, будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры. "(1 Петра 3, 8.)
Последний раз редактировалось Людмила Клешнина 30 янв 2018, 00:31, всего редактировалось 1 раз.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2033
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Ложные представления о храмостроительстве

Сообщение Людмила Клешнина »

Ну, и напоследок :
Сергей Попов писал(а): 05 дек 2017, 23:25 ... Вы далеко не истина в последней инстанции.
Разве это смиренномудрие ?
Приходится закончить эту тему.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2033
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Ложные представления о храмостроительстве

Сообщение Людмила Клешнина »

Иллюстрацией к данной теме форума может служить дискуссия на одной из старых страниц - viewtopic.php?f=5&t=17180
Показателен печальный конец разговора, когда нет единомыслия и смиренномудрия.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2033
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Ложные представления о храмостроительстве

Сообщение Людмила Клешнина »

«Священное» творчество модерниста Ле Корбюзье критиковать запрещено. Но одна из последних работ зрелого мастера - доминиканский монастырь Сен Мари – де ля Турет (1953-1960), является хорошей иллюстрацией к сказанному на этой странице.
В этом объекте воплощены все его новаторские идеи – плоская кровля, «ножки»-опоры, ленточные окна, свободный план, попытка выразить ритмы «застывшей музыки», но, увы, без веры результат получился весьма плачевный - модернистский муляж, что закономерно, ибо рациональным умом созданы формы, а сакрального образа нет. Он писал о себе : «Я не верю в чудеса...» («Модулор», М.1976, стр. 38).

http://mir-vpechatleniy.ru/chuzhoj-mona ... -korbyuze/

http://corbusier.totalarch.com/sainte_m ... a_tourette

Размещаю здесь подробное описание объекта. Прошу обратить внимание на бетонный бункер храма, посвященного Деве Марии. В приведенных описаниях нет ни слова о вероучении, которое выражает эта архитектура. Показательно, что слепое, восторженное и некритичное восприятие этого объекта тоталитарно не допускает другого мнения.
На "сакральных" идеях Ле Корбюзье воспитано уже несколько поколений архитекторов, которые и создают нынешние муляжи сакральной архитектуры.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Ложные представления о храмостроительстве

Сообщение Сергей Попов »

Людмила Клешнина писал(а): 11 мар 2018, 14:10 ... рациональным умом созданы формы, а сакрального образа нет.
А если без привязки к работам Корбюзье, не имеющим никакого отношения к православной архитектуре и традиции… Людмила, в чём и как выражается "сакральный образ" в нашей архитектуре?

Интересно Ваше мнение, как практикующего архитектора.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2033
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Ложные представления о храмостроительстве

Сообщение Людмила Клешнина »

Jaunjelgava.maz.jpg
Это прекрасный образец лютеранского храма, чистота форм которого являет нам образ лютеранского вероучения. Надежный ковчег-корабль, с общиной верующих на борту, движется по пути Спасения, направляемый Самим Вседержителем – Он как Кормчий правит путь на корме. Внешний облик храма расширяет основную идею дополнительными смыслами – совершенная по пропорциям и красоте форм монументальная башня утверждает идею всесильности и совершенства Творца, непоколебимости Его вероучения, указывает нам ось мироздания.
Главная идея лютеранства выражена в архитектурном образе передельно четко, схоластически-ясно, по-протестантски рационально, даже современным модернистам-рационалистам должна быть понятна без слов.

О лютеранском вероучении можно почитать здесь - http://www.tinlib.ru/religiovedenie/bog ... cii/p7.php
И оценить ясность выявления этих идей в архитектурных формах указанного провинциального храма, прихожане которого были в массе безграмотными крестьянами.

Архитектурный образ православного храма более сложен по смыслам, мы обычно хотим "объять необъятное", выразить вероучение во всей его полноте. И нашим предкам это удавалось. Чтобы понять их замыслы, надо иметь настоящую веру, рационализм не поможет.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2033
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Ложные представления о храмостроительстве

Сообщение Людмила Клешнина »

Прекрасный пример непонимания сути символа в сакральном искусстве предоставил уважаемый соавтор сайта на параллельной теме форума :
http://sobory.ru/photo/349861
Сколько ни старайся, имитируя паруса, даже золоченые, образа Корабля Спасения не получится. Потому что в данном случае символ понимается только как обозначение, механически иллюстрируя слова Писания, что в корне неверно. Сравните эту картинку с выше размещенным лаконичным символическим решением в лютеранскрм храме. А в Православии-то теория символа стоит во главе угла, изобразительные аллегории и эмблемы в принципе не принимаются.
Василий Артамонов
Сообщения: 1115
Зарегистрирован: 25 окт 2014, 05:03

Re: Ложные представления о храмостроительстве

Сообщение Василий Артамонов »

Людмила Вениаминовна, в этом случае, по-моему, имеет место обыгрывание названия города Лодейное Поле - ладья и посвящения храма Николаю Чудотворцу - покровителю мореходов. Тоже своего рода символично, хотя и не в том смысле, о котором Вы говорите.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2033
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Ложные представления о храмостроительстве

Сообщение Людмила Клешнина »

Нет, это не символ, а иллюстрация к названию города и неудачная профессиональная эмблема.
о. Павел Флоренский : "...символика не измышляется кем бы то ни было, не возникает чрез обусловливание, а открывается духом в глубинах нашего существа, в средоточии всех сил жизни и отсюда изводится, воплощаясь в ряде последовательных, друг на друга наслояющихся оболочек, чтобы наконец родиться от познавшего и давшего ей воплотиться созерцателя " (Собрание соч. Т.3(1) стр. 424, 425).
Если автор не способен на духовный подвиг - в глубинах своего существа сосредоточиться на всех силах жизни, и поэтому не может явить нам новое прочтение образа Св. Николая Чудотворца, ему следует смириться и принять тысячелетнюю традицию храмостроительства хотя бы формально.
Кстати, христианское вероучение в формах этого здания вообще не выражено.
Для чего оно построено ? речной или морской вокзал ? - такой функции тоже не отвечает. Детский кораблик ? - но масштаб не тот.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2033
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Ложные представления о храмостроительстве

Сообщение Людмила Клешнина »

Василий, "... своего рода символично" - так думал и создатель проекта этого здания, что в корне не верно. Символ есть, и существует превечно, независимо от воли человека. Или это вовсе не символ, а аллегория, эмблема, значок, товарный знак - созданные человеком как условные обозначения какого-то явления, понятия или предмета в соответствии со своми творческими способностями (удачно или не удачно).
В этом принципиальное отличие.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2033
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Ложные представления о храмостроительстве

Сообщение Людмила Клешнина »

Вот прекрасные образы Кораблей Спасения :
настоящий "лайнер" в Тотьме - http://sobory.ru/photo/153646
сильный "буксир" в Кривошееве - http://sobory.ru/photo/335627
маленький кораблик в безбрежных просторах (Криваны, Латвия) -

И во всех вариантах никакой иллюстративности.
Вложения
IMG_3038.maz.maz.jpg
Ответить