Неканоническая архитектура православных храмов
-
- Сообщения: 1596
- Зарегистрирован: 03 дек 2007, 19:03
- Откуда: Санкт-Петербург
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
Некоторые дореволюционные храмы (в частности подмосковные) имели тоже более чем странную планировку:
-
- Сообщения: 2038
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
Два придела, один над другим ? Интересно, так как редко такое встречается. Сознательный отказ от высокого иконостаса. Вопрос : во имя чего ?
Высокий иконостас постепенно появился в результате прозрений исихастов. Наглядно являет путь обожения человека и путь Вселенской Церкви. Какие идеи являет такой укороченный вариант ? В отличие от низких византийских иконостасов, в данном варианте нет никакой идеи.
Высокий иконостас постепенно появился в результате прозрений исихастов. Наглядно являет путь обожения человека и путь Вселенской Церкви. Какие идеи являет такой укороченный вариант ? В отличие от низких византийских иконостасов, в данном варианте нет никакой идеи.
- иерей Андрей
- Сообщения: 34
- Зарегистрирован: 13 мар 2010, 02:05
- Откуда: Днепропетровск
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
Это Вы прочитали у свт. Григория Паламы, или у Л. Успенского?Людмила Клешнина писал(а):Высокий иконостас постепенно появился в результате прозрений исихастов. Наглядно являет путь обожения человека и путь Вселенской Церкви.
Не нужно частное мнение воспринимать как всеобъемлющую истину.
Если действительно высота иконостаса раскрывает путь обожения человека, то почему греки остановились на двух-трех рядах, а у русских и пять, и шесть, до девяти рядов можно встретить. На Руси были не такие исихасты, как в Византии?
-
- Сообщения: 2038
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
"Высокий русский иконостас", Москва, "Патриаршие пруды", "Пульс", 2004. 207 страниц + иллюстрации.
Одобрено Искусствоведческой комиссией Московского Патриархата. Рекомендовано Государственным предприятием институтом по реставрации памятников истории и культуры "Спецреставрация" и Академией архитектурного наследия в качестве учебного и научно-методического пособия для выполнения реставрационных и проектных работ при строительстве и восстановлении иконостасов православных храмов.
Аннотация : " Книга представляет сборник исследований, посвященных теме высокого русского иконостаса как явления православной культуры. Публикуемые работы известных церковных ученых Н.А.Сперанского, Н.И.Троицкого и Л.А.Успенского посвящены истории формирования высокого иконостаса, особенностям его архитектурного построения, иконографического содержания и символического значения в интерьере храма. Издание может быть полезно для широкого круга специалистов, занимающихся возрождением современного церковного искусства."
Одобрено Искусствоведческой комиссией Московского Патриархата. Рекомендовано Государственным предприятием институтом по реставрации памятников истории и культуры "Спецреставрация" и Академией архитектурного наследия в качестве учебного и научно-методического пособия для выполнения реставрационных и проектных работ при строительстве и восстановлении иконостасов православных храмов.
Аннотация : " Книга представляет сборник исследований, посвященных теме высокого русского иконостаса как явления православной культуры. Публикуемые работы известных церковных ученых Н.А.Сперанского, Н.И.Троицкого и Л.А.Успенского посвящены истории формирования высокого иконостаса, особенностям его архитектурного построения, иконографического содержания и символического значения в интерьере храма. Издание может быть полезно для широкого круга специалистов, занимающихся возрождением современного церковного искусства."
- иерей Андрей
- Сообщения: 34
- Зарегистрирован: 13 мар 2010, 02:05
- Откуда: Днепропетровск
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
Людмила, простите, но Вы не поняли мой вопрос. Я ведь не против высокого иконостаса, и не за низкий (впрочем, как и ровно наоборот).
Но смешивать богословие и иконоведение не стоит. Не может быть и некая художественная традиция единственно верным переложением богословских понятий на язык символов.
Но смешивать богословие и иконоведение не стоит. Не может быть и некая художественная традиция единственно верным переложением богословских понятий на язык символов.
-
- Сообщения: 1596
- Зарегистрирован: 03 дек 2007, 19:03
- Откуда: Санкт-Петербург
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
Незадолго до революции проблему каноничности иконостасов в столичных (петербургских) храмах затронул епископ Антоний (Храповицкий). В своей брошюре "Какiе сооружать иконостасы въ новыхъ храмахъ?", изданной в 1914 г.в Харькове, он в частности писал
"...Лет 30 назад в Петербурге начали строить храмы почти без иконостасов-с Царскими дверями в 1,5 аршина высотой и шириной в 2 сажени.Таков храм Воскресения в Сергиевой пустыни,храм Троицы на Стремянной и многие домовые церкви столицы" (с.13)
Брошюра хотя небольшая и без иллюстраций,но довольно интересная.Рекомендую. Имеется в РНБ.
Для наглядности интерьеры этих храмов я решил проиллюстрировать Не подобная ли эволюция в храмостроительстве сподвигла Императора Николая II в конце концов обратится к древнерусскому стилю,ориентированному на ранние образцы отечественного церковного зодчества.
"...Лет 30 назад в Петербурге начали строить храмы почти без иконостасов-с Царскими дверями в 1,5 аршина высотой и шириной в 2 сажени.Таков храм Воскресения в Сергиевой пустыни,храм Троицы на Стремянной и многие домовые церкви столицы" (с.13)
Брошюра хотя небольшая и без иллюстраций,но довольно интересная.Рекомендую. Имеется в РНБ.
Для наглядности интерьеры этих храмов я решил проиллюстрировать Не подобная ли эволюция в храмостроительстве сподвигла Императора Николая II в конце концов обратится к древнерусскому стилю,ориентированному на ранние образцы отечественного церковного зодчества.
-
- Сообщения: 2038
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
"Иконостас. Происхождение - развитие - символика." Редактор-составитель А.М.Лидов. Прогресс-традиция, Москва, 2000. Центр восточнохристианской культуры. Research centre for eastern christian culture. 752 стр.
Аннотация : " Сборник составлен на основе международного симпозиума и включает 28 статей ведущих российских и американских исследователей. Иконостас понимается как иконная декорация алтарной преграды, история которой рассматривается на важнейших примерах от IV до XIX в., включающих памятники Византии, Сирии, Каппадокии, Армении. Более половины книги посвящено древнерусской алтарной преграде и развитию высокого иконостаса, который для всего мира давно стал знаком-образом русского православного храма. Внимание авторов сосредоточено на проблемах символики и иконографии. Книга продолжает серию изданий Центра восточнохристианской культуры, которую уже составили тематические сборники "Иерусалим в русской культуре", "Восточнохристианский храм. Литургия и искусство", "Чудотворная икона в Византии и Древней Руси".
Аннотация : " Сборник составлен на основе международного симпозиума и включает 28 статей ведущих российских и американских исследователей. Иконостас понимается как иконная декорация алтарной преграды, история которой рассматривается на важнейших примерах от IV до XIX в., включающих памятники Византии, Сирии, Каппадокии, Армении. Более половины книги посвящено древнерусской алтарной преграде и развитию высокого иконостаса, который для всего мира давно стал знаком-образом русского православного храма. Внимание авторов сосредоточено на проблемах символики и иконографии. Книга продолжает серию изданий Центра восточнохристианской культуры, которую уже составили тематические сборники "Иерусалим в русской культуре", "Восточнохристианский храм. Литургия и искусство", "Чудотворная икона в Византии и Древней Руси".
-
- Сообщения: 2038
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
"Новая скрижаль", глава 7, Москва, Русский духовный центр, 1992. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин.
"Настольная книга священнослужителя", том 4, глава 7. РПЦ, издательство Московской Патриархии, 2001. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена.
"Православные храмы. Том 1. Идея и образ." МДС 31-9.2003, Москва 2004. Архитектурно-художественный центр Московской Патриархии АХЦ "АРХХРАМ".
"Иконостас", Москва, Искусство, 1994. П.А.Флоренский.
"Настольная книга священнослужителя", том 4, глава 7. РПЦ, издательство Московской Патриархии, 2001. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена.
"Православные храмы. Том 1. Идея и образ." МДС 31-9.2003, Москва 2004. Архитектурно-художественный центр Московской Патриархии АХЦ "АРХХРАМ".
"Иконостас", Москва, Искусство, 1994. П.А.Флоренский.
-
- Сообщения: 2038
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
О. Андрей, Ваш вопрос мне понятен. А с Вашим ответом на него принципиально не согласна.иерей Андрей писал(а): Но смешивать богословие и иконоведение не стоит. Не может быть и некая художественная традиция единственно верным переложением богословских понятий на язык символов.
" Богословие - совокупность религиозных доктрин о сущности и бытии Бога".
Все церковное искусство и архитектура - это неотъемлемая часть этой совокупности, а не переложение богословских понятий на язык символов (так можно понимать только аллегорию !).
Инвентаризация предметов светского искусства не есть искусствознание, такой метод исследований уже исчерпан, в настоящее время устарел, без культурологического рассмотрения нет науки.
Церковное искусство никогда не рассматривается в отрыве от богословия. Многие аспекты такого научного подхода рассмотрены в указанной выше литературе.
- иерей Андрей
- Сообщения: 34
- Зарегистрирован: 13 мар 2010, 02:05
- Откуда: Днепропетровск
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
Если Вам показалось, что я как чукча писатель, а не читатель, то смею Вас заверить, читаю...Людмила Клешнина писал(а):...Многие аспекты такого научного подхода рассмотрены в указанной выше литературе.
Вот только зачем Вы перечислили всю ту литературу, в толк не возьму. В Ваших сообщениях содержится то противоречие, на которое я пробую обратить Ваше внимание.
Людмила Клешнина писал(а):Высокий иконостас постепенно появился в результате прозрений исихастов.
Поясните, почему "прозрения исихастов" привели к возникновению высокого иконостаса только в русской культуре?Людмила Клешнина писал(а):Более половины книги посвящено древнерусской алтарной преграде и развитию высокого иконостаса, который для всего мира давно стал знаком-образом русского православного храма.
-
- Сообщения: 2038
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
Это цитата из аннотации, а не мои слова, хотя с этим утверждением согласна.иерей Андрей писал(а):Людмила Клешнина писал(а):Более половины книги посвящено древнерусской алтарной преграде и развитию высокого иконостаса, который для всего мира давно стал знаком-образом русского православного храма.
А на Ваш вопрос мог бы ответить только св. Андрей Рублев. Он и ответил - своими иконами. Думаю, русские иконы отвечают на этот вопрос. Не принято у нас все "по полочкам раскладывать" .
О.Андрей, Ваш вопрос риторический, или обращен лично ко мне ? Мне бы тоже хотелось словами сформулировать то, что чувствует сердце. Для этого надо быть профессиональным ученым.
А как архитектор, могу сказать : по причине особенностей пространственного мышления, как "исключительной одаренности русского народа"( как писал акад. Грабарь). Русский иконостас выражает те же идеи, что и пространственные формы русского крестово-купольного храма. У нас пространственно выражали богословские истины, что, кстати, труднее, чем пояснить словами. Но так уж у нас было принято.
Список книг указан для интересующихся иконостасом и его богословским смыслом.
- иерей Андрей
- Сообщения: 34
- Зарегистрирован: 13 мар 2010, 02:05
- Откуда: Днепропетровск
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
У НАС - это у кого? В Церкви всегда были люди мыслящие и те, кто занимался начетничеством, цитируя чужие мысли. И те и другие - наши, но смешивать их не нужно.Людмила Клешнина писал(а): Не принято у нас все "по полочкам раскладывать" ... Но так уж у нас было принято.
На сегодня, к сожалению большинство литературы по церковному искусству как раз только воспроизводит чужие мысли (не всегда убедительные). Тема обширная, позвольте воздержаться от рассуждений на эту тему (в этой ветке). Но вот вопросы я ставлю не риторические, а прошу поразмыслить над ними. На преп. Андрей Рублева ссылка не принимается. Он гениальный иконописец, но какой из этого вывод?
-
- Сообщения: 2038
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
Вывод самый прямой. О.Андрей, Вы иконописание рассматриваете изолировано от других видов церковного искусства, с чем нельзя согласиться.
Неужели Вы разрешаете высказывать "свое" мнение ? Да тут сразу же заклеймят несмирением. Посмотрите позорную тему "О женщинах в архитектуре" на этом форуме.
Ссылки на литературу по иконостасам приведены и для того, чтобы показать, что в этих текстах выражено соборное мнение, а не частное. Изучение источников не считаю начетничеством.
Неужели Вы разрешаете высказывать "свое" мнение ? Да тут сразу же заклеймят несмирением. Посмотрите позорную тему "О женщинах в архитектуре" на этом форуме.
Ссылки на литературу по иконостасам приведены и для того, чтобы показать, что в этих текстах выражено соборное мнение, а не частное. Изучение источников не считаю начетничеством.
- иерей Андрей
- Сообщения: 34
- Зарегистрирован: 13 мар 2010, 02:05
- Откуда: Днепропетровск
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
Откуда такой вывод? Вы так хорошо знаете меня и мои работы?Людмила Клешнина писал(а):Вывод самый прямой. О.Андрей, Вы иконописание рассматриваете изолировано от других видов церковного искусства, с чем нельзя согласиться.
1. Соборное мнение изложено в оросах Соборов, а не в книгах (пусть и уважаемых) исследователей.Людмила Клешнина писал(а):Ссылки на литературу по иконостасам приведены и для того, чтобы показать, что в этих текстах выражено соборное мнение, а не частное. Изучение источников не считаю начетничеством.
2. Источники - творения святых отцов. Вы их можете перечислить?(те, что касаются рассматриваемой проблемы "каноничности" в искусстве)
3. Если у Вас нет желания хотя бы попытаться порассуждать, то простите за беспокойство.
-
- Сообщения: 2038
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
Здесь, на этом форуме - нет желания. Для этого нужна доброжелательная атмосфера.
-
- Сообщения: 1596
- Зарегистрирован: 03 дек 2007, 19:03
- Откуда: Санкт-Петербург
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
Совершенно случайно здесь http://vesti7.ru/news?id=11904 наткнулся на очередной строящийся шедевр. Львов, пр.Червоноi Калини, 76 а.
Вот его другие ракурсы, получше http://fotki.yandex.ru/users/kovig2009/ ... 47/?page=5
и с другой стороны http://fotki.yandex.ru/users/kovig2009/ ... 86/?page=1
и с другой стороны http://fotki.yandex.ru/users/kovig2009/ ... 86/?page=1
Последний раз редактировалось Михаил Мещанинов 11 ноя 2010, 09:22, всего редактировалось 3 раза.
-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
мексиканский местпром, росписи церкви Рождества Богородицы во Вл.обл, Гусь-Хрустальный район, поселок Золотково
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=81824
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=81824
-
- Сообщения: 1596
- Зарегистрирован: 03 дек 2007, 19:03
- Откуда: Санкт-Петербург
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
Новинка этого года - надувной компактный храм:
- Александр Богданов
- Модератор
- Сообщения: 5848
- Зарегистрирован: 20 фев 2007, 08:33
- Откуда: Ивановская область, г.Кинешма
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
Католики пляшут в церквях и поют рок-оперы, так что ничего удивительного
С уважением, А. Богданов
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
Ценная информация. Аналог наших храмов-вагонов. Думаю, что и у них вагоны тоже есть.Михаил Мещанинов писал(а):Новинка этого года - надувной компактный храм:
-
- Сообщения: 1596
- Зарегистрирован: 03 дек 2007, 19:03
- Откуда: Санкт-Петербург
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
Архитектура каноническая, но материал, отнюдь
http://www.uznayvse.ru/v-mire/v-bavarii ... 32723.html
http://www.proshivki.net/index.php?view ... &Itemid=38
http://www.uznayvse.ru/v-mire/v-bavarii ... 32723.html
http://www.proshivki.net/index.php?view ... &Itemid=38
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
Это уже было в классике: Лажечников, "Ледяной дом". Деньги девать, видимо, некуда
- Сергей Попов
- Модератор
- Сообщения: 3175
- Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
- Откуда: Москва
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
Как арт-объект интересно. Зримое воплощение понятия "зимний храм"
- Александр Богданов
- Модератор
- Сообщения: 5848
- Зарегистрирован: 20 фев 2007, 08:33
- Откуда: Ивановская область, г.Кинешма
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
Собор Св. Климента Охридского в Скопье. Увидел телерепортаж про этот храм, решил узнать по-подробнее. Собор был построен в 1970 году вместо старого уничтоженного фашистами. Формой он напоминает несколько шариков мороженого в вазочке - идеальные сферические купола начинаются прямо от земли, на них держится центральный купол, увенчанный широким крестом. Чудеса современной архитектуры на этом не заканчиваются - рядом стоит часовня, столь же необычная.
С уважением, А. Богданов
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
Особенно колокольня впечатлила. С часами.