Неканоническая архитектура православных храмов
-
- Сообщения: 2035
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Неканоническая архитектура православных храмов
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=16941
Прямоугольный схематизм, сухость форм, прямые заимствования идей промышленных сооружений - такие особенности не позволяют назвать этот объект православной архитектурой.
Согласно посвящению - это богородичный храм. Образ Преславной Приснодевы, Невесты Неневестной, Пречистой Божией Матери раскрыть и воплотить не удалось.
Прямоугольный схематизм, сухость форм, прямые заимствования идей промышленных сооружений - такие особенности не позволяют назвать этот объект православной архитектурой.
Согласно посвящению - это богородичный храм. Образ Преславной Приснодевы, Невесты Неневестной, Пречистой Божией Матери раскрыть и воплотить не удалось.
-
- Сообщения: 1593
- Зарегистрирован: 03 дек 2007, 19:03
- Откуда: Санкт-Петербург
Ну а как вам вот этот "шедевр": http://sobory.ru/article/index.html?object=01283
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Да за что уж вы их так - "неправославная арх."? Наоборот - имеет место поиск новых форм, в 1-м случае крайне неудачный, во втором - спорный, но интересный (по-моему, он когда-то на этом форуме фигурировал).
Если вешать такие ярлыки, то и ц-вь Вознесения в Коломенском рядом с Успенским собором в Москве - неправославная архитектура.
Или Людмила и Михаил хотят сказать, что все красивое - православное, некрасивое - неправославное? Тогда напоминаю про вагоны, освященные как храмы (мы их тоже здесь уже обсуждали). Несчастные прихожане и батюшки, они и не знают, что служат в неправославном сооружении
Если вешать такие ярлыки, то и ц-вь Вознесения в Коломенском рядом с Успенским собором в Москве - неправославная архитектура.
Или Людмила и Михаил хотят сказать, что все красивое - православное, некрасивое - неправославное? Тогда напоминаю про вагоны, освященные как храмы (мы их тоже здесь уже обсуждали). Несчастные прихожане и батюшки, они и не знают, что служат в неправославном сооружении
-
- Сообщения: 1069
- Зарегистрирован: 27 ноя 2005, 18:57
- Откуда: Москва
- etienne
- Модератор
- Сообщения: 1671
- Зарегистрирован: 11 янв 2006, 22:51
- Откуда: Богородское
- Контактная информация:
По-моему, форум - как раз место для субъективных оценок.
Людмила считает, что такая архитектура - не православная; Вы считаете, что православная (потому, что церковь освящена), но не в лучшем проявлении. Мне кажется, это одна и та же мысль, но разными словами. В разных системах координат.
Но самое главное, что Людмила, считая такую архитектуру не православной, не требует немедленно её убрать из каталога.
Людмила считает, что такая архитектура - не православная; Вы считаете, что православная (потому, что церковь освящена), но не в лучшем проявлении. Мне кажется, это одна и та же мысль, но разными словами. В разных системах координат.
Но самое главное, что Людмила, считая такую архитектуру не православной, не требует немедленно её убрать из каталога.
-
- Сообщения: 2035
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Наоборот, считаю, что надо помещать все.
Шедеврами прошлого мы восхищаемся, а культурологический аспект современности не менее интересен. Храмы - вагоны мне совсем не нравятся, но это примета нашего времени (увы!), и этим такие сооружения интересны, надо видеть всю культурную среду в совокупности.
Эту тему назвала "неправославная архитектура", то есть объекты, где присутствует архитектура. Если мы их критикуем, то только для того, чтобы учиться видеть архитектуру, понимать язык архитектурных форм, главное - чтобы не повторять досадных ошибок.
Вагоны - не архитектура, что их обсуждать.
Шедеврами прошлого мы восхищаемся, а культурологический аспект современности не менее интересен. Храмы - вагоны мне совсем не нравятся, но это примета нашего времени (увы!), и этим такие сооружения интересны, надо видеть всю культурную среду в совокупности.
Эту тему назвала "неправославная архитектура", то есть объекты, где присутствует архитектура. Если мы их критикуем, то только для того, чтобы учиться видеть архитектуру, понимать язык архитектурных форм, главное - чтобы не повторять досадных ошибок.
Вагоны - не архитектура, что их обсуждать.
- Сергей Коваленко
- Сообщения: 233
- Зарегистрирован: 06 окт 2008, 19:39
- Откуда: Киев - Запорожье - Нижний Архыз
- Контактная информация:
Да уж, первый обьект ... Возможно из подсобного материала и от этого... .
Но и в вагоне ведь служат... .
Второй обьект нельзя сравнивать с первым. Уровень несовместим.
Архитектура имеет место быть.
Я бы не стал такого делать, но у меня половина жизни за плечами и я не истина в последней инстанции.
Людмила, я встречал в прессе Вашу оценку построенного храма.
Вы говорили:
«строительство... БЕЗ СОБЛЮДЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЗАКОНОВ МЕТАФИЗИКИ СВЕТА»
Людмила , как Вы считаете?
В предложенных Вами примерах соблюдены ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЗАКОНЫ МЕТАФИЗИКИ СВЕТА ?
Ведь ЭТО, наверно, важно?!
Но и в вагоне ведь служат... .
Второй обьект нельзя сравнивать с первым. Уровень несовместим.
Архитектура имеет место быть.
Я бы не стал такого делать, но у меня половина жизни за плечами и я не истина в последней инстанции.
Людмила, я встречал в прессе Вашу оценку построенного храма.
Вы говорили:
«строительство... БЕЗ СОБЛЮДЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЗАКОНОВ МЕТАФИЗИКИ СВЕТА»
Людмила , как Вы считаете?
В предложенных Вами примерах соблюдены ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЗАКОНЫ МЕТАФИЗИКИ СВЕТА ?
Ведь ЭТО, наверно, важно?!
-
- Сообщения: 1593
- Зарегистрирован: 03 дек 2007, 19:03
- Откуда: Санкт-Петербург
Я прекрасно понимаю что подобные дискуссии,как бы мы не старались убедить друг друга,всё равно заканчиваются тем,что каждый остаётся при своём мнении,и тем не менее всё же выскажусь как мирянин, дпя которого архитекторы,стало быть,и строят.
Примеры храмов в сараях и вагончиках приводить не надо. Это ВРЕМЕННЫЕ ХРАМЫ, о них речь вообще не идет.
Как известно, традиционный облик православного храма мистически выражает сущность православной веры: "тело" должно соответствовать "душе", поэтому с моей точки зрения важно, чтобы современный архитектор, проетируя церковь не противоречил сути Православия, не подчинялся моде и вкусам "века сего". Русская Православная Церковь сильна прежде всего своим консерватизмом!
Посмотрите на храмы построенные в Петербурге на рубеже XIX-XX веков архитекторами В.А.Косяковым, Н.Н.Никоновым и С.С.Кричинским. Даже сейчас в обезглавленном виде с частично заделанными оконными и дверными проемамаи при одном только взгляде на них видно, что это ХРАМ БОЖИЙ. А теперь мысленно удалите купол и главу на современных творениях (на подобие тех, что были упомянуты в начале темы) - получится не храм, а нечто или абсолютно безликое из стекла и бетона или же что-то напоминающее о языческом культовом зодчестве. Если бы не элементы православной церковной архитектуры, то вряд ли кто вообще догадался бы для чего изначально были построены эти сооружения.
Лишним подтверждением сказанному являятся то, что верующие (по крайней мере у нас в епархии ) в подавляющем большинстве не приемлют такую архитектуру. Сколько негодования в свое время вызвал первоначальный проект "блокадного" храма на Малой Охте арх.Феликса Романовского, взятый словно из какого-то научно-фантастического фильма (кому интересно могут его увидеть в газете "Православный Санкт-Петербург", №1 за 1997г.). Все попытки убедить "этих тупых русских", что это "новый взгляд на церковную архитектуру" и что "во всем цивилизованном мiре уже давно так строят" оказались тщетны - проект пришлось кардинально изменять.
Не секрет, что подобные церковные модернисты существуют не только среди архитекторов, есть они и среди священнослужителей (особенно в Москве) - взять хотя бы печально прославившихся в 90-е годы своими ультралиберальными взглядами и желанием то осовременить церковно-славянский язык или внести свои коррективы даже в Божественную литургию священников Кочеткова, Чистякова, Борисова, Иннокентия (Павлова), однако что они в итоге привнесли в паству кроме смущения? А?
Что касается современной православной архитектуры, то её очень удачным примером, на мой взгляд, являются храмы, спроектированные воронежской проектно-строительной фирмой "РАС"(руководитель мастерской -Александр Александрович Радин). Вот где поиск новых решений полностью опирается на вековой опыт Русского православного храмостроения.
И ещё раз повторяю, что все вышесказанное - это моя личная точка зрения.
P.S. Храмы, построенные по проекту архитектора Людмилы Клешниной мне нравятся.
Примеры храмов в сараях и вагончиках приводить не надо. Это ВРЕМЕННЫЕ ХРАМЫ, о них речь вообще не идет.
Как известно, традиционный облик православного храма мистически выражает сущность православной веры: "тело" должно соответствовать "душе", поэтому с моей точки зрения важно, чтобы современный архитектор, проетируя церковь не противоречил сути Православия, не подчинялся моде и вкусам "века сего". Русская Православная Церковь сильна прежде всего своим консерватизмом!
Посмотрите на храмы построенные в Петербурге на рубеже XIX-XX веков архитекторами В.А.Косяковым, Н.Н.Никоновым и С.С.Кричинским. Даже сейчас в обезглавленном виде с частично заделанными оконными и дверными проемамаи при одном только взгляде на них видно, что это ХРАМ БОЖИЙ. А теперь мысленно удалите купол и главу на современных творениях (на подобие тех, что были упомянуты в начале темы) - получится не храм, а нечто или абсолютно безликое из стекла и бетона или же что-то напоминающее о языческом культовом зодчестве. Если бы не элементы православной церковной архитектуры, то вряд ли кто вообще догадался бы для чего изначально были построены эти сооружения.
Лишним подтверждением сказанному являятся то, что верующие (по крайней мере у нас в епархии ) в подавляющем большинстве не приемлют такую архитектуру. Сколько негодования в свое время вызвал первоначальный проект "блокадного" храма на Малой Охте арх.Феликса Романовского, взятый словно из какого-то научно-фантастического фильма (кому интересно могут его увидеть в газете "Православный Санкт-Петербург", №1 за 1997г.). Все попытки убедить "этих тупых русских", что это "новый взгляд на церковную архитектуру" и что "во всем цивилизованном мiре уже давно так строят" оказались тщетны - проект пришлось кардинально изменять.
Не секрет, что подобные церковные модернисты существуют не только среди архитекторов, есть они и среди священнослужителей (особенно в Москве) - взять хотя бы печально прославившихся в 90-е годы своими ультралиберальными взглядами и желанием то осовременить церковно-славянский язык или внести свои коррективы даже в Божественную литургию священников Кочеткова, Чистякова, Борисова, Иннокентия (Павлова), однако что они в итоге привнесли в паству кроме смущения? А?
Что касается современной православной архитектуры, то её очень удачным примером, на мой взгляд, являются храмы, спроектированные воронежской проектно-строительной фирмой "РАС"(руководитель мастерской -Александр Александрович Радин). Вот где поиск новых решений полностью опирается на вековой опыт Русского православного храмостроения.
И ещё раз повторяю, что все вышесказанное - это моя личная точка зрения.
P.S. Храмы, построенные по проекту архитектора Людмилы Клешниной мне нравятся.
Извините, это я, Игорь Демин, у меня что-то не получается войти.
Что же касательно Вашего мнения, то я бы не стал так абсолютизировать "консерватизм" Русской Православной Церкви. Уже многие тут вспоминали про барокко и классицизм. Да, Вы правы в том, что некоторые современные творения напоминают храм лишь отдельными "элементами православной архитектуры". Но взгляните на Казанский собор в Петербурге. А он чем напоминает традиционный православный храм? Отвечу - да ничем. У него вообще нет традиционных "элементов православной архитектуры". Просто ни одного!
Михаил, я бы просил не уводить разговор в эту сторону. Мы тут условились не обсуждать внутрицерковные дела. Для этого есть другие форумы. Процитированный мною Ваш текст совершенно не в тему каталога: несмотря на вольнодумие упомянутых священнослужителей, на церковную архитектуру они не покушались и в Москве как раз ультрасовременных проектов храмов не наблюдается.Михаил Мещанинов писал(а): Не секрет, что подобные церковные модернисты существуют не только среди архитекторов, есть они и среди священнослужителей (особенно в Москве) - взять хотя бы печально прославившихся в 90-е годы своими ультралиберальными взглядами и желанием то осовременить церковно-славянский язык или внести свои коррективы даже в Божественную литургию священников Кочеткова, Чистякова, Борисова, Иннокентия (Павлова), однако что они в итоге привнесли в паству кроме смущения? А?
Что же касательно Вашего мнения, то я бы не стал так абсолютизировать "консерватизм" Русской Православной Церкви. Уже многие тут вспоминали про барокко и классицизм. Да, Вы правы в том, что некоторые современные творения напоминают храм лишь отдельными "элементами православной архитектуры". Но взгляните на Казанский собор в Петербурге. А он чем напоминает традиционный православный храм? Отвечу - да ничем. У него вообще нет традиционных "элементов православной архитектуры". Просто ни одного!
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Полностью согласен с Игорем. А у меня в связи с этим возник вот какой вопрос: были ли случаи, когда православие при завоевании какой-либо соседней страны освящало бы, например, католические храмы или мечети как православные храмы?Игорь Демин... писал(а): Что же касательно Вашего мнения, то я бы не стал так абсолютизировать "консерватизм" Русской Православной Церкви. Уже многие тут вспоминали про барокко и классицизм. Да, Вы правы в том, что некоторые современные творения напоминают храм лишь отдельными "элементами православной архитектуры". Но взгляните на Казанский собор в Петербурге. А он чем напоминает традиционный православный храм? Отвечу - да ничем. У него вообще нет традиционных "элементов православной архитектуры". Просто ни одного!
Обратных примеров море: мусульманство превратило в мечети всю Византию, католицизм превратил в свой храм мечеть Скалы, ее потом вернули себе мусульмане... А вот православие? Я не припоминаю, но наверняка такие примеры есть - в Польше, Прибалтике, Средней Азии?
А если такие примеры найдутся, то вот вам и "неправославная" архитектура в православии.
- etienne
- Модератор
- Сообщения: 1671
- Зарегистрирован: 11 янв 2006, 22:51
- Откуда: Богородское
- Контактная информация:
Найдутся, хоть отбавляй.Сергей Заграевский писал(а):А у меня в связи с этим возник вот какой вопрос: были ли случаи, когда православие при завоевании какой-либо соседней страны освящало бы, например, католические храмы или мечети как православные храмы?
Обратных примеров море: мусульманство превратило в мечети всю Византию, католицизм превратил в свой храм мечеть Скалы, ее потом вернули себе мусульмане... А вот православие? Я не припоминаю, но наверняка такие примеры есть - в Польше, Прибалтике, Средней Азии?
А если такие примеры найдутся, то вот вам и "неправославная" архитектура в православии.
Правда, православие никого не завоевывало, это все Российская империя...
Действительно, как тогда говорили, в Западном Крае, т.е. Западной Украине и Белоруссии, а также в Прибалтике, нередки случаи, когда храмы, построенные изначально как католические или униатские, в 19 веке были переданы православной церкви. (В определенном смысле, это "ответ" на такие же захваты православных храмов в 16-17 веках.)
В каталоге такие примеры есть.
Или взять нынешнюю Калининградскую область. Там почти все сохранившиеся католические и лютеранские храмы действуют как православные, в том числе есть и православные храмы в стиле готики.
- etienne
- Модератор
- Сообщения: 1671
- Зарегистрирован: 11 янв 2006, 22:51
- Откуда: Богородское
- Контактная информация:
А я вот с этой цитатой Игоря не соглашусь.Игорь Демин... писал(а):Что же касательно Вашего мнения, то я бы не стал так абсолютизировать "консерватизм" Русской Православной Церкви. Уже многие тут вспоминали про барокко и классицизм. Да, Вы правы в том, что некоторые современные творения напоминают храм лишь отдельными "элементами православной архитектуры". Но взгляните на Казанский собор в Петербурге. А он чем напоминает традиционный православный храм? Отвечу - да ничем. У него вообще нет традиционных "элементов православной архитектуры". Просто ни одного!
Выходит - православная архитектура - это только древнерусское зодчество, деревянная архитектура и "узорочье" 17 века?
Как-то это странно выглядит. Получается, половина каталога у нас неправославная?
Игорь, Вы же сами говорили в других темах - всё, что освящено Православной церковью - православная архитектура, а тут такое несоответствие...
Я бы не стал "выкидывать" барокко и классицизм из истории православной архитектуры. Русские барокко и классицизм - это не слепое копирование западных образцов (хотя и такое бывало), это вполне самостоятельные стили и сейчас уже их можно вполне принять за "традиционные" для православной архитектуры.
Если бы сейчас кто-нибудь построил абсолютно новый храм (не по старому проекту) в стиле барокко или классицизма (так, чтобы отличить нельзя было) - вот это было бы интересно. Но ведь нет такого. Нет сейчас Казаковых и Баженовых.
- Василий Шелёмин
- Модератор
- Сообщения: 4623
- Зарегистрирован: 30 июл 2004, 15:53
- Откуда: Санкт-Петербург
- Контактная информация:
Угу, после Польских восстаний 1830 и, особенно, 1863 гг. это было массовым, практически поголовным явлением. Вопиющий пример: http://sobory.ru/article/index.html?object=11014Найдутся, хоть отбавляй.
Первоначально - семейный костел-усыпальница в усадьбе Лопатинских, с 1860-х - православная церковь, при соввласти незнаючто, с конца 1990-х - снова православная церковь.
- etienne
- Модератор
- Сообщения: 1671
- Зарегистрирован: 11 янв 2006, 22:51
- Откуда: Богородское
- Контактная информация:
Меня вот такое противопоставление вообще убивает.Игорь Демин... писал(а):Да, Вы правы в том, что некоторые современные творения напоминают храм лишь отдельными "элементами православной архитектуры". Но взгляните на Казанский собор в Петербурге.
Некоторые современные творения - это прежде всего отсутствие стиля. Набор элементов. И в силу этого блёкло выглядят как храмы. Однозначно проигрывают в сравнении с творениями старых мастеров.
А Казанский собор - шедевр архитектуры классицизма. Да, там нет элементов древнерусской архитектуры. Но, может, это как раз хорошо?
Представляю, если бы там были кокошники, перспективные порталы, карнизы "пилой".
-
- Сообщения: 1593
- Зарегистрирован: 03 дек 2007, 19:03
- Откуда: Санкт-Петербург
Кое-где начинает проявляться,так сказать,положительная динамика: http://foto.radikal.ru/f.aspx?i=d0a12d0 ... 696917f8edetienne писал(а): Если бы сейчас кто-нибудь построил абсолютно новый храм (не по старому проекту) в стиле барокко (так, чтобы отличить нельзя было) - вот это было бы интересно. Но ведь нет такого. Нет сейчас Казаковых и Баженовых.
Последний раз редактировалось Михаил Мещанинов 29 окт 2011, 11:16, всего редактировалось 1 раз.
- etienne
- Модератор
- Сообщения: 1671
- Зарегистрирован: 11 янв 2006, 22:51
- Откуда: Богородское
- Контактная информация:
Да, неплохо, неплохо... (Живут же люди!)
Только это, вроде как, дворец. А храм за ним?
Сам храм с этого ракурса не очень хорошо виден.
Вот здесь http://sobory.ru/article/index.html?object=09178
тоже не густо с фотографиями
Только это, вроде как, дворец. А храм за ним?
Сам храм с этого ракурса не очень хорошо виден.
Вот здесь http://sobory.ru/article/index.html?object=09178
тоже не густо с фотографиями
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Растрелли в гробу перевернулсяМихаил Мещанинов писал(а):Кое-где начинает проявляться,так сказать,положительная динамика:http://foto.radikal.ru/f.aspx?i=d0a12d0 ... 696917f8edetienne писал(а): Если бы сейчас кто-нибудь построил абсолютно новый храм (не по старому проекту) в стиле барокко (так, чтобы отличить нельзя было) - вот это было бы интересно. Но ведь нет такого. Нет сейчас Казаковых и Баженовых.
- Василий Шелёмин
- Модератор
- Сообщения: 4623
- Зарегистрирован: 30 июл 2004, 15:53
- Откуда: Санкт-Петербург
- Контактная информация:
-
- Сообщения: 2035
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Не в стилях главное.
Формы христианского искусства призваны символически выражать идеи христианского миропонимания, законы мироздания. Там, где с первого взгляда узнается принадлежность храма, удалось воплотить эти идеи наиболее полно и точно. Не о стилях надо думать, а о метафизических смыслах форм.
Формы христианского искусства призваны символически выражать идеи христианского миропонимания, законы мироздания. Там, где с первого взгляда узнается принадлежность храма, удалось воплотить эти идеи наиболее полно и точно. Не о стилях надо думать, а о метафизических смыслах форм.
- Сергей Коваленко
- Сообщения: 233
- Зарегистрирован: 06 окт 2008, 19:39
- Откуда: Киев - Запорожье - Нижний Архыз
- Контактная информация:
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
- Сергей Попов
- Модератор
- Сообщения: 3175
- Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
- Откуда: Москва