Исторический роман "Архитектор его величества"

История строений, архитектурные особенности и все, что с этим связано.
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Исторический роман "Архитектор его величества"

Непрочитанное сообщение Сергей Заграевский » 20 авг 2012, 15:40

АРХИТЕКТОР ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА
(письма аббата Готлиба-Иоганна фон Розенау, описывающие
путешествие на Русь по указу императора Фридриха Барбароссы
в 1157–1161 годах от Рождества Христова)


Книга на сайте полностью!

http://zagraevsky.com/architect.htm

_____

Похоже, в первом приближении книга готова. Не знаю, вызовет ли книга интерес у издательств, но пока что можно выложить на сайте хотя бы ее начало, потому что отзывы и замечания очень важны.
Я даже подготовил вопросы участникам форума:

Интересно ли читать книгу?
Какие ошибки сделаны в воспроизведении деталей жизни середины 12 века?
Что-нибудь шокирует, раздражает?
Не слишком ли книга длинна (коротка)?
Хорошо ли придумано название, заголовки писем, средневековый антураж?
Соблюдена ли логика в сюжете?
Последний раз редактировалось Сергей Заграевский 03 окт 2012, 13:48, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Павел @sobory.ru
Модератор
Сообщения: 4271
Зарегистрирован: 04 апр 2004, 22:00
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Непрочитанное сообщение Павел @sobory.ru » 20 авг 2012, 16:16

Сергей, простите, что не по теме. Поздравляю с днем рождения, желаю новых открытий!

Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Непрочитанное сообщение Сергей Заграевский » 20 авг 2012, 16:18

Спасибо! Вот такой подарок я себе и читателям сделал ко дню рождения :) Видимо, советскую штурмовщину к юбилеям уже из крови не вытравишь :)

Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3154
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Непрочитанное сообщение Сергей Попов » 20 авг 2012, 22:35

Книгу не читал, но поздравляю (с) :)
Сергей, всех благ на научном и личном поприщах! Будем изучать Вашу работу в эпистолярном жанре.

Аватара пользователя
Юрий Булкин
Модератор
Сообщения: 1764
Зарегистрирован: 13 дек 2005, 21:33
Откуда: Московская область
Контактная информация:

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Непрочитанное сообщение Юрий Булкин » 20 авг 2012, 22:56

Присоединяюсь к коллегам с поздравлениями!
Здоровья и удачи!
Юрий Булкин

ВПВ
Сообщения: 164
Зарегистрирован: 17 окт 2009, 19:03

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Непрочитанное сообщение ВПВ » 22 авг 2012, 07:12

Полностью от и до прочитать не успел, но бегло просмотрел.

Не могу критиковать точность описываемых событий т.к. не являюсь специалистом в данной области. Поэтому в целом по концепции.

Вообщем-то в художественном плане идея смелая, и сама форма подачи историко-культурых и археологических данных совершенно не стандартная. Современному читателю наверное скучно будет читать голое историческое описание, как далали Нечволодов, Соловьев и др. историки. Не люблю читать исторические романы в которых автор частенько на свой лад переделывает историю. А здесь можно сказать как-бы отчет разведчика внешней разведки аббата Готлиба-Иоганна фон Розенау своему шефу императору Фридриху Барбароссы о результатах работы под дипломатическим прикрытием. Я сам когда хотел понять современную историю, то читал мемуары наших разведчиков и везде они сопровождались визуальной информацией. Поэтому советую насытить книгу иллюстрациями это с одной стороны сделает издание более дорогим (не путать с затратами на издание), и расширит круг потенциальных читателей.

Теперь по вопросам:
-Книга понравилась, читать интересно;
-по историческим деталям не знаю, не специалист;
-так особо не что не раздражает;
-все-таки книга думаю коротковата, если добавить иллюстрации то будет еще более объемнее;
-по 5 и 6 вопросам пока ничего не могу сказать, т.к. для этого необходимо более детально изучить книгу

Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Непрочитанное сообщение Сергей Заграевский » 22 авг 2012, 09:09

Спасибо, ВПВ, я тоже думал про иллюстрации. Конечно же, они были бы очень полезны, но тут уже вопрос издателя. Если ни одно коммерческое издательство не заинтересуется и придется публиковать самому, то на сайте, где нет требований к объему, иллюстрации выложу. Их очень много может быть: и памятники, и реконструкции городов, и схемы водных путей.
Обращаю внимание всех: на сайте пока только 6 писем из 15, т.е. роман далеко не полностью!

ВПВ
Сообщения: 164
Зарегистрирован: 17 окт 2009, 19:03

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Непрочитанное сообщение ВПВ » 22 авг 2012, 14:07

При создании книги также важно понимать кому адресована книга. Если бы я создавал подобную книгу, то адресовал бы её в первую очередь для молодежи, и всем кто интересуется историей. Соответственно разрабатывал книгу учитывая эти особенности.

Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3154
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Непрочитанное сообщение Сергей Попов » 23 авг 2012, 00:27

Прочитал, забавно. Несколько неоднородный текст, видно, что автору ближе архитектура, а не история. Однако это не мешает. Для такого авантюрного романа форма отдельных писем – донесений весьма симпатична. Текст достаточно читабельный, не напрягает. Конечно, по первой части трудно судить обо всём произведении, но, тем не менее, выскажусь. Как всегда субъективно...

На мой взгляд, в предлагаемом супе бульона достаточно, а мяса маловато. :) Какой-то не очень любознательный получился архитектор Готлиб. Хотя попал в совершенно другую обстановку, столкнулся с другими людьми, а они его не очень-то и интересуют. Вспомните Вашу первую поездку за "бугор", на что обращали внимание, кроме архитектуры конечно?
Ведь всё вокруг другое: еда, одежда, дома, женщины, деньги, оружие, торговля, нравы и т.д. и т.п. А главный герой реагирует на это, но как-то вяло, без особого интереса. Надеюсь, позже он хоть в баню-то попадёт, в русскую, да по-чёрному, да с веником, да с прорубью, да с ….. :) А то ведь так и завшиветь недолго... Или хотя бы в национальной гимнастике стенка-на-стенку поучаствует.... невольно. Кстати, мог бы и в Новгороде попасть в такую передрягу, возвращаясь по мосту с Торга. В общем, на мой взгляд, местного колорита маловато. Одно только вече новгородское должно было сильно подействовать на тихоню Готлиба... Хотя это и в Пскове может его настигнуть... Да и привирать должен аббат, в такую даль забрался, как же без слухов-то из непроверенных источников. В общем, конечно, автору виднее, но по мне, авантюризьмы не хватает… А в Новгороде в те времена жизнь была ох какая весёлая, да и не только там… :)

Теперь мелкие частности, на которые можно не обращать внимания.

В начале глаз зацепился за Русское государство, всё-таки, наверное, в XII веке Русь правильнее.

Бой на Волхове тоже несколько теоретический. Арбалетчики с неустойчивой ладьи могли выпустить максимум 6 болтов на двоих за две минуты, а в ответ должно было прилететь не меньше 15 стрел от каждого лучника, то есть примерно под 100 штук. В предлагаемых обстоятельствах арбалетчики превращаются в ёжиков. Да и злодеи с саблями смотрятся несколько опереточно. Сабля оружие всадника, к тому же дорогое. Пришло от кочевников, поэтому сначала получило распространение в южной Руси. В Новгороде в XII веке, они были конечно, но не массово и тем более не у разбойников. Для них сподручнее топор или кистень. Привычнее, а эффективность не меньше.

Сдача – приёмка отрубленных голов довольно сомнительна, хотя мрачности добавляет.

Избы по-чёрному топились и в XII и в XIX веке, но дым выходил через дымник, а не через открытые двери-окна. При подобной топке находиться в помещении невозможно, или все должны лежать на полу. Этот способ подходит для бань и землянок с низким полом, но не для изб в городе. В избе потолка не было и весь дым собирался под крышей, откуда выходил через узкие верхние окошки и дымник. Граница дыма определялась воронцом (верхней полкой) которая не давала дыму опускаться вдоль стен. При этом в самой избе дыма почти не было.

Ну и конечно пассаж о поголовной новгородской неграмотности…. Судя по берестяным грамотам писали все: и мужчины, и женщины, и дети.

Кстати, не староват Готлиб для таких поездок? По тем временам за 50 очень почтенный возраст, а ему ведь ещё работать. Мы-то знаем :)

А вообще любопытное произведение… интересно, что с горемыкой дальше будет. :) Ждём....

Людмила Клешнина
Сообщения: 1801
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Непрочитанное сообщение Людмила Клешнина » 23 авг 2012, 01:19

Согласна со всеми замечаниями Сергея. И еще неточности :
- письмо 3. "Бревенчатая церковь ... выглядит как изба с крестом..." Это стереотипное утверждение из современной несерьезной литературы, архитектор так не может писать. Внешняя разница между избой и церковью очевидна по формам и композиции объемов.
- письмо 5. " собор, построенный в современном византийском стиле..." Понятие архитектурных стилей на Руси когда появилось ? Думаю, что много позднее описываемых событий. "Византийский стиль" и "современный стиль" - эти термины вообще примета 19 и 20 веков.
- письмо 6. "...когда все русские рабочие напиваются..." Явный перебор. Что тогда пили ? Медовуху, по-моему. И как напивались ? Почему - все ? Рабочие - термин из поздних времен, тогда были, скорее, мастеровые.
" ...вырезает фигурки для коньков крыш и оконные наличники..." Коньки крыш покрывались охлупнем, конец которого мог быть фигурным, но не приставленным. Отдельные фигурки приставлялись на носах судов, а не на домах. Слово "фигурки" не масштабно по отношению к охлупням, монументальным по форме. Вообще, наличники и охлупни имеют глубокий древнейший символический смысл, и очень сомнительно, чтобы приезжий мастеровой мог с легкостью его так быстро усвоить и понять. Эти смыслы - сокровенные для народной души, никто бы иноземцу таких конструкций не заказывал.
Почему аббат ? Только потому, что Сугерий был аббатом ? Кстати, напомните годы жизни аббата Сугерия ?
"Боголюбов - калька с имени Готлиб " - это уже и возмущает полной надуманностью, подобные "гипотезы" недопустимы. Думаю, похожие по смыслу имена независимо друг от друга есть у всех христианских народов, все хотели, чтобы и дети, и города (детищи князей) были любимы Богом.
Русский термин "изба" - режет глаз в письме иностранца.

Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3154
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Непрочитанное сообщение Сергей Попов » 23 авг 2012, 02:57

Добавлю ещё про новгородские мостовые на уровне крыш, чудо средневековой урбанистики :D Это конечно ерунда, культурный слой в Новгороде составляет примерно 1 см в год. Мостовые укладывались над поверхностью земли. Делались они не из брёвен, а из сосновых плах толщиной 20-30 см. Новые плахи настилали поверх предыдущих не тогда, когда они изнашивались (они и сейчас в нормальном состоянии), а когда окружающий культурный слой доходил до их уровня, то есть примерно раз в 15-25 лет. Поэтому ни в какие ямы с домами, бедолага Готлиб, упасть бы с мостовых не смог.
Хотя город с мостовыми на уровне крыш выглядел бы фантастически :)

И ещё одна мелочь. Я конечно понимаю бедственное положение Готлиба, но жить на Полонище в ХII веке, это значит жить в чистом поле, на выпасе. Полонище самый поздний псковский посад, в описываемое время его просто не существовало. Да и в Запсковье гореть тогда было практически нечему.

Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Непрочитанное сообщение Сергей Заграевский » 23 авг 2012, 09:52

Спасибо, коллеги! Вот такие "мелочи", как то, что не было понятия архитектурных стилей, и у разбойников вряд ли были в то время сабли, нужны больше всего! Обычно кинорежиссеров на этом ловят: помню в фильме "Гладиатор" у лошадей стремена, которых в Древнем Риме не было :)

По жанру: я думал о том, чтобы живописать быт вплоть до описания блюд на пирах (даже литературу на эту тему нашел). Но ведь пишет Готлиб не своему приятелю, а хотя и земляку, но начальнику. Тем более для передачи императору. Так что письма все же должны быть деловыми, аббат не хочет выглядеть несерьезным. Иногда какие-то вольности позволяет себе, но не более того.

Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Непрочитанное сообщение Сергей Заграевский » 23 авг 2012, 10:35

Сергей Попов писал(а):Хотя город с мостовыми на уровне крыш выглядел бы фантастически :)
Это печальная современная реалия :(
http://zagraevsky.com/dmitrov.htm
(см. третье фото с конца)

Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3154
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Непрочитанное сообщение Сергей Попов » 23 авг 2012, 18:09

Сергей Заграевский писал(а):Это печальная современная реалия :(
Пока это только "проба пера", главное счастье ещё впереди :)

Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3154
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Непрочитанное сообщение Сергей Попов » 23 авг 2012, 18:15

Сергей Заграевский писал(а):....Но ведь пишет Готлиб не своему приятелю, а хотя и земляку, но начальнику. Тем более для передачи императору. Так что письма все же должны быть деловыми, аббат не хочет выглядеть несерьезным. Иногда какие-то вольности позволяет себе, но не более того.
Резонно, .... а если это не оригиналы, а черновики... с авторскими ремарками: зачёркнуто... дальше неразборчиво....написано на полях.... закапано кровью и т.д. :) Это я фантазирую, а не советы автору даю...

Людмила Клешнина
Сообщения: 1801
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Непрочитанное сообщение Людмила Клешнина » 25 авг 2012, 00:23

Аббат - настоятель монастыря, высокая должность, см. http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz/3174
Очень сомнительно, что аббат поехал в другую страну с таким делом. Аббат Сугерий, кстати, был не архитектором, а инициативным заказчиком. Средневековый зодчий учился в школах нескольких ступеней, получал очень серьезное комплексное образование, а не был учеником кого-то (немец - у француза учился?) . Являлся монахом ордена, но не аббатом. Он ездил по разным городам, где строил соборы, а не хозяйствовал в одном монастыре.

Людмила Клешнина
Сообщения: 1801
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Непрочитанное сообщение Людмила Клешнина » 25 авг 2012, 23:31

Сергей, простите, перечитала о аббате Сугерии - Вы пишете не об ученичестве в архитектуре, а о монашеской жизни. Но вопрос немец - француз остается.
Еще по письму 1.
"....оставил вместо себя келаря". См. http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD% ... %A0%D0%AC/
Во-первых, это должность в православном монастыре, как называлась она на западе ? Во-вторых, должность хлопотная, быть еще и архитектором в то же самое время невозможно.
".... беру ... готовый проект" - уж совсем по-современному звучит. Разве тогда было даже слово такое - "проект" ? Говорили - план, или модель. Детальных чертежей в комплекте не разрабатывали. Мне думается, это BAUHAUS внедрил привычную нам систему комплексной документации в виде проекта.

Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Непрочитанное сообщение Сергей Заграевский » 25 авг 2012, 23:34

Спасибо, Людмила.
Для простоты сошлюсь на Википедию, хотя слышал об этом и раньше:
Начиная с VII века епископы нередко вмешивались в права аббатов, ставили, по своему усмотрению, на места настоятелей своих любимцев, а при освобождении этих мест даже оставляли аббатства за собой. Ещё более опасно для достоинства этого сана было то, что в VIII и особенно в IX веке, по прихоти королей или по соображениям необходимости, он стал переходить к мирянам, и уже Каролинги начали раздавать аббатства своим приверженцам в награду за их верность или за военные заслуги. Результатом этого стало то, что до X века включительно крупнейшие монастыри в пределах иерархии римской церкви имели во главе своей, по большей части, светских аббатов или аббатграфов (лат. Abbacomites, Abbates milites), собиравших для себя доходы этих духовных учреждений.

В этих случаях действительный надзор в монастырях возлагался на деканов, приоров. Во Франции звание аббат давалось сначала настоятелям монастырей. Но когда, по заключённому между папой Львом X и королём Франциском I конкордату, французским королям было предоставлено право назначать 225 Abbes comendataires почти для всех французских аббатств, эта беззаботная и безработная должность побудила многих молодых людей, в том числе и младших членов дворянских фамилий, посвятить себя духовному званию, чтобы при случае получить подобную синекуру.
Словом, как раз аббат для архитектора должность идеальная. Рядовой монах - низковато, тем более что барон по происхождению.
Сугерий мог быть учителем во всем. Келарь есть у Умберто Эко,"Имя Розы". Это трудности перевода :) Заменю на приора.
Слово "проект", наверное, можно заменить на "план", я подумаю. Проблема в том, что план на современном языке означает конкретный вид чертежа, а еще последовательность действий, а проект - более широкое понятие, это не синонимы.
Вообще очень трудно выражать наше современное мышление среденевековыми терминами. Прошу максимально обращать на это внимание (кстати, "максимально" - термин не средневековый, я его из книги вычистил) :)

Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Непрочитанное сообщение Сергей Заграевский » 26 авг 2012, 08:41

По поводу того, что немец учится у француза: это ведь 12-й век, крестовые походы, полная глобализация, как сказали бы сейчас. Даже Византию она затронула. Символ глобализации того времени - Алиенора Аквитанская )))

Людмила Клешнина
Сообщения: 1801
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Непрочитанное сообщение Людмила Клешнина » 26 авг 2012, 15:21

По поводу похожести храмов и изб. Ну разве похоже ?
http://sobory.ru/photo/?photo=16703 и
Карелия. Весьегонский р-н..gif
Интереснее было бы указать общие признаки храмов западных и восточных, и удивление по этому поводу.

Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Непрочитанное сообщение Сергей Заграевский » 26 авг 2012, 23:29

Людмила Клешнина писал(а):По поводу похожести храмов и изб. Ну разве похоже ?
http://sobory.ru/photo/?photo=16703 и
Карелия. Весьегонский р-н..gif
Интереснее было бы указать общие признаки храмов западных и восточных, и удивление по этому поводу.
Готлиб бывал в Византии, так что каменные храмы его вряд ли удивили бы. А клетская церковь, мне кажется, должна была восприниматься им как изба, так как даже в русском языке одно из значений слова "клеть" - "избушка для хранения чего-либо, без печи" (Даль). А выше или ниже крыша - уже тонкости, немец вряд ли в них вглядывался.

Людмила Клешнина
Сообщения: 1801
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Непрочитанное сообщение Людмила Клешнина » 26 авг 2012, 23:40

Сергей Заграевский писал(а):... А выше или ниже крыша - уже тонкости, немец вряд ли в них вглядывался.
??? Архитектор именно в это и вглядывается. И в объемы - объемные композиции-то совсем разные.
Последний раз редактировалось Людмила Клешнина 26 авг 2012, 23:52, всего редактировалось 1 раз.


Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3154
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Непрочитанное сообщение Сергей Попов » 27 авг 2012, 03:00

Насчёт пьянства.
В летописях пьянство упоминается весьма часто. Достаточно упомянуть легендарную фразу Владимира при выборе веры. Но были не менее судьбоносные загулы.
Во время войны Ярослава со Святополком, в 1016 году, войска 3 месяца стояли на берегах Днепра и всё не решались на битву. Однажды Ярослав узнал, что Святополк пьёт со своими боярами, тогда он послал отрока к приязненному ему человеку у Святополка с вопросом "мёду мало варено, а дружины много", на что получил ответ, "не волнуйся, к вечеру дадут". До рассвета Ярослав переправился через Днепр и в битве разбил подвыпившее войско Святополка. Вот так неумеренное потребление даже слабоалкогольных напитков, повлияло на русскую историю. :D

О том, что храмы были похожи на избы, соглашусь с Людмилой. Для архитектора это маловероятно. Деревянные церкви он и в Европе видел, правда, не рубленные, а ставкирки (каркасные).
За избушки Готлиб мог бы принять часовни, но церкви вряд ли. Тем более, что новгородцы своим мастерством в плотницком деле славились, их даже дразнили плотниками. Думаю, в городе они простые клети под двускатной крышей не ставили. Там у них постоянное соревнование было между концами, кто круче. И кончанские церкви несомненно являлись одним из главных аргументов.

Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Исторический роман "Архитектор его величества"

Непрочитанное сообщение Сергей Заграевский » 27 авг 2012, 11:37

Иногда это такие же высокие избы с крестом наверху, какие мне уже приходилось видеть, но чаще встречаются весьма вычурные произведения плотницкого искусства, вплоть до больших храмов башнеобразной формы, увенчанных восьмигранными шатрами.
Такая формулировка устроит моих строгих критиков? :)

Ответить