привязка храмов и церквей на местности

История строений, архитектурные особенности и все, что с этим связано.
Юрий Красильников
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: 27 сен 2005, 17:26
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Юрий Красильников » 17 дек 2007, 19:12

etienne писал(а):У меня есть большие сомнения, что строители храмов перед закладкой вообще рассчитывали азимут. Я вообще сомневаюсь, что тогда вопрос ставился так, как ставим сейчас его мы. Уверен, что строители храмов не читали труды древних астрономов (на греческом или на латыни) и не увлекались тригонометрией. Мы вроде бы не нашли абсолютно точной формулировки канона (возможно, потому, что никакой "железной" формулировки и не было: в каноне важен смысл, а не слова), но уверен, что смысл был доступен для понимания всех людей, даже неграмотных.
Я тоже склоняюсь к этому мнению. Ничего вразумительнее того, что ставить храм надо алтарем в сторону востока, сказано не было. А как видно, большинство храмов этому требованию удовлетворяют: азимуты лежат в пределах от 45 до 135 градусов, т.е. алтари смотрят скорее на восток, чем на какую-то из трех других сторон света. Так что все согласно правилам...

Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Сергей Заграевский » 17 дек 2007, 19:13

etienne писал(а):У меня есть большие сомнения, что строители храмов перед закладкой вообще рассчитывали азимут. Я вообще сомневаюсь, что тогда вопрос ставился так, как ставим сейчас его мы. Уверен, что строители храмов не читали труды древних астрономов (на греческом или на латыни) и не увлекались тригонометрией. Мы вроде бы не нашли абсолютно точной формулировки канона (возможно, потому, что никакой "железной" формулировки и не было: в каноне важен смысл, а не слова), но уверен, что смысл был доступен для понимания всех людей, даже неграмотных.
Конечно, азимут не рассчитывали, и статистика это подтверждает: точная ориентация на восток является явно случайной. Но по восходу ориентировались, и статистика это тоже подтверждает: большинство храмов ориентированы примерно туда, где солнце находится в начале строительного сезона. Да и много рядом стоящих храмов непараллельны, это тоже показатель ориентации на солнце.
Но все равно вопрос: то, что строители ориентировались по восходу, знал еще Раппопорт. А больше ничего нового мы понять не можем. В чем тут может быть наша научная новизна?

Аватара пользователя
etienne
Модератор
Сообщения: 1673
Зарегистрирован: 11 янв 2006, 22:51
Откуда: Богородское
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение etienne » 17 дек 2007, 20:12

Да, мне кажется, новизны тут нет никакой. Потому что спорили мы о деталях, о теориях, а они к делу отношение имеют довольно далекое.

Обобщенные данные, как мне кажется, как раз свидетельствуют, что в большинстве случаев ориентировались как раз не на теорию, а на Солнце, причем небольшие отклонения от точки восхода только подтверждают правило. К примеру, если на данной широте солнце восходит 22 июня на 45°, а храм ориентирован на 35° или 40°, то это означает, всего лишь, что во время восхода солнечные лучи будут проникать через алтарные окна в храм под углом 5-10°, а не точно по оси здания. Противоречия с каноном здесь нет. Правда, зимой солнце будет вставать совсем с другой стороны, градусов на 90 южнее, то есть скорее со стороны колокольни, чем со стороны алтаря. Накладка. Если бы строители знали теорию, такого бы не произошло! Но все равно, трагедии в этом нет. Не так часто зимой бывает солнце :)

Что касается Риги, где храмы сориентированы на СЗ, думаю вообще каноны в расчет не принимались. Почему? Надо разбираться. Как получилось, что кафедральный собор Епархии построен не по канону? Может дело в том, что в лютеранском преимущественно городе, строители были не очень в курсе православного канона?

Людмила Клешнина
Сообщения: 1737
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Непрочитанное сообщение Людмила Клешнина » 18 дек 2007, 01:01

ETIENNE, по Риге мною были приведены храмы с наибольшим отступлением от востока, как пример неудачного решения светового пространства. Подавляющее большинство других в Риге и в других городах Латвии, и не только православных, но и католических и лютеранских, ориентированы согласно канону. Простите, не могу так быстро предоставить статистику.

Людмила Клешнина
Сообщения: 1737
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Привязка храмов на местности

Непрочитанное сообщение Людмила Клешнина » 18 дек 2007, 01:46

Anonymous писал(а): По поводу архитекторов,считаю,что их обязанность проектировать,а как разместить храм-дело церковных служителей.
Ув. Гость, а проектирование-то начинается с размещения объекта на местности. Причем, это решающий аспект для всех объектов, не только церковных. Если здание плохо "посажено" на месте, то никакие украшения и ухищрения не помогут. Хорошую архитектуру может сделать только профессионал. А если налицо единодушие всей триады (проектировщиков, строителей, заказчика), то результат будет отличный.
От церковно-служителей ждем духовного окормления всех участников строительства. Как-то приехала на стройку в день памяти святого, которому был посвящен строившийся храм. Теплилась маленькая надежда, вдруг будет молебен на стройке ... Но никто из рабочих и прораб не знали, что это был такой день. Молебен никто не служил. Рассказала про праздник, а свою грусть запрятала.

Людмила Клешнина
Сообщения: 1737
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Привязка храмов и церквей на местности

Непрочитанное сообщение Людмила Клешнина » 18 дек 2007, 02:05

Наталия писал(а):
Она же не церкви доклад делала? Кстати в советское время в Смольный нельзя было женщинам в брюках.
Это аспект моральный и к творчесву, на мой взгляд, отношения не имеет.
К церковному творчеству этот факт имеет прямое отношение, так как говорит о том, что автор не причастен к церковной жизни и потому работа его механическая, а не творческая.

Вот что пишет о церковном творчестве и каноне один из основоположников возрождения православного иконописания в 20 веке, богослов и иконописец Леонид Успенский (1902 – 1987):

"...творчество в каноне воспринимается художником не как выражение своего индивидуального восприятия мира и веры, а как выражение церковной веры и жизни, как служение. Он выражает ту жизнь, в которой участвует, то есть включает свою жизнь и творчество в совокупность других областей церковной жизни, направляемых каноном. И чтобы быть подлинным, его творчество должно быть в согласии с ними, органически в них включаться."
Л.А.Успенский "Богословие иконы Православной Церкви", М. 1989, стр.428

Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Сергей Заграевский » 18 дек 2007, 02:56

Уважаемая Людмила, а Вы не допускаете, что Бог может вдохновлять на служение церкви людей, не принадлежащих к ней? Так сказать, "посторонних"?

Во всяком случае, я не раз слышал подобное от священнослужителей, с храмами которых работал. И неуважения к себе и к своей научной работе оттого, что я - не принадлежащий ни к какой конфессии полуеврей-полунемец, я ни разу не наблюдал.

Не стремитесь ли Вы, так сказать, быть бо'льшим католиком, чем папа? :)

Впрочем, это не по теме ориентации храмов :)

Юрий Красильников
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: 27 сен 2005, 17:26
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Юрий Красильников » 18 дек 2007, 07:58

Сергей Заграевский писал(а):Впрочем, это не по теме ориентации храмов :)
Чтобы вернуться к теме :) - хочу посоветовать быстрый способ набрать статистику по ориентации с помощью Google Maps.

На сайте http://temples.ru для многих храмов имеются координаты, и работа с ними организована достаточно удобно. В "Общем реестре" (меню в левой части страницы) щелкаем по значку "снимки из космоса" ( Изображение ) и получаем список храмов с координатами по данной области. Далее для каждой церкви в списке пользуемся надписью "посмотреть" (лучше открывать в новом окне через меню по правой кнопке), увеличиваем масштаб на одно деление, чтобы изображение было покрупнее, копируем картинку в буфер с помощью PrtSc или Alt-PrtSc и вставляем в какую-нибудь программу работы с изображениями, которая умеет измерять углы.

При хорошем (т.е. лучше, чем обычный модем) доступе в интернет на замер одной церкви уйдет не более трех-четырех минут.

Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Сергей Заграевский » 18 дек 2007, 10:54

Уважаемый Юрий, мне кажется, что на данном этапе статистики достаточно для промежуточных выводов, которые пока что, как я уже писал, получаются малоинтересными. Давайте подумаем над тем, что есть.

Юрий Красильников
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: 27 сен 2005, 17:26
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Юрий Красильников » 18 дек 2007, 11:40

Сергей Заграевский писал(а):Уважаемый Юрий, мне кажется, что на данном этапе статистики достаточно для промежуточных выводов, которые пока что, как я уже писал, получаются малоинтересными. Давайте подумаем над тем, что есть.
Как-то обобщить надо. Может, гистограмму построить?

АС

Непрочитанное сообщение АС » 18 дек 2007, 12:04

Юрий Красильников писал(а):На сайте http://temples.ru для многих храмов имеются координаты, и работа с ними организована достаточно удобно.
Когда ж на нашем каталоге будет также удобно :?

Юрий Красильников
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: 27 сен 2005, 17:26
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Юрий Красильников » 18 дек 2007, 12:06

Вот гистограмма по представленным Вами данным. По оси x - азимут здания, по y - количество зданий с данным азимутом.
Вложения
Histaz1.gif
Histaz1.gif (5.68 КБ) 5105 просмотров
Последний раз редактировалось Юрий Красильников 18 дек 2007, 15:05, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Сергей Заграевский » 18 дек 2007, 13:14

Очень красивая и информативная гистограмма, только вот не подумает она за нас :(

Чтобы было удобнее думать, вынесу сюда текст Раппопорта:

СРОКИ ВОЗВЕДЕНИЯ ЗДАНИЙ

Начало строительства храмов, если судить по данным летописей, обычно падает на весенние или летние месяцы. Так, собор Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве был заложен 11 июля 1108 г., церковь Георгия в Каневе - 9 июня 1144 г., Успенский собор во Владимире - 8 апреля или 8 мая 1158 г. (по разным спискам летописи), а ворота детинца - 4 июня 1194 г., собор Княгинина монастыря - 15 июля 1200 г., Успенский собор в Смоленске - 7 марта или, по другим источникам, 2 мая 1101 г., церковь Спаса в Старой Руссе - 21 мая 1198 г. В Новгороде церковь Федора Тирона заложена 28 апреля 1115 г., Петра и Павла 6 мая 1185 г., Благовещения на Мячине - 21 мая 1179 г., Спаса-Нередицы - 8 июля 1198 г., Кирилла - в апреле 1196 г., надвратная церковь в детинце - 4 мая 1195 г. О новгородской церкви Бориса и Глеба отмечено более обобщенно, что ее заложили "на весну". 31)
Таким образом, судя по летописям, закладка храмов производилась начиная с марта или апреля до середины июля. Однако есть сведения и о более поздней закладке. Так, осенью 1192 г. был заложен собор Рождественского монастыря во Владимире; правда, здесь в летописи раздельно отмечено, что князь Всеволод "заложи церковь", а потом "почата же бысть здати месяца августа в 22-й день". Очевидно, иногда строительство храмов начинали и в августе.
О времени закладки храмов можно судить не только по письменным источникам, но и по ориентации продольной оси самих храмов, поскольку при закладке продольную ось ориентировали на ту точку горизонта, где в день закладки всходило солнце. 32) Ориентация эта в настоящее время фиксируется с помощью магнитного компаса, т.е. представляет собой магнитный азимут. Зная магнитное склонение пунктов, где расположены памятники, легко определить истинный азимут продольной оси храмов. 33) По истинному азимуту можно с помощью таблиц найти угол склонения солнца, а по углу склонения определить день, в который солнце всходило соответственно данному азимуту, т.е в той точке горизонта, куда направлена продольная ось храма. 34) Естественно, что это будет не один, а два дня, поскольку в каждой такой точке горизонта солнце всходит дважды в году. Они будут соответствовать современному, т.е. григорианскому календарю, а не древнему, юлианскому. Разница между календарями в X-XI вв. составляла шесть дней, а в XII в. - семь, и, следовательно, довольно легко определить дни, в которые солнце всходило в данной точке горизонта при закладке храма.
С какой степенью точности можно определить название даты? Измерить ориентацию продольной оси церкви с точностью свыше 1-2° трудно, ибо этому обычно мешает некоторая неопределенность разбивки самих древнерусских памятников. Отклонение оси в 2° дает в итоге разницу примерно в три дня, а для летних месяцев - даже до 10 дней. Кроме того, расчеты производятся для геометрического горизонта, тогда как неровности рельефа часто делают реальный, видимый горизонт несколько суженным или расширенным. 35) Поэтому определение дней закладки древнерусских храмов по ориентации их продольной оси можно совершать с точностью не большей, чем примерно в одну неделю. Однако и такая точность дает нам достаточно ценные сведения (см. таблицу).

-110-


--------------------------------------------------------------------------------

Определение дней заложения храмов по их азимуту

№ п/п
Памятник
Азимут храма
Магнитное склонение
Истинный азимут
Широта
Склонение солнца
Дни современные
Дни древние

1
Успенский собор (Владимир)
53
+9
62
56
+ 14
28 апр.- 16 авг.
21 апр. - 9 авг.

2
Церковь Петра и Павла на Синичьей горе (Новгород)
115
+6
121
59
-16
5 февр.- 7 нояб.
29 янв.- 31 окт.

3
Церковь Благовещения на Мячине (Новгород)
92
+6
98
59
-5
8 марта- 6 окт.
1 марта- 29 сент.

4
Церковь Спаса-Нередицы (Новгород)
57
+6
63
59
+13
25 апр.- 19 авг.
18 апр.- 12 авг.

5
Церковь Благовещения на Городище (Новгород)
80
+6
86
59
+1
24 марта- 21 сент.
17 марта- 14 сент.

6
Церковь Василия на Смядыни (Смоленск)
56
+6
62
55
+15
1 мая- 13 авг.
24 апр.- 6 авг.

7
Церковь Иоанна (Перемышль)
54
+1
55
50
+21
25 мая- 19 июля
19 мая- 12июля

8
Собор Выдубицкого монастыря (Киев)
90
+4
94
50.5
-3
13 марта- 1 окт.
6 марта- 24 сент.

9
Церковь Андрея у ворот (Переяславль)
61
+4
65
50
+15
1 мая- 13 авг.
24 апр.- 6 авг.

10
Спасская церковь, апсида (Переяславль)
62
+4
66
50
+14
28 апр.- 16 авг.
21 апр.- 9 авг.

11
Спасский собор (Чернигов)
60
+4
64
51.5
+15
1 мая- 13 авг.
24апр.- 6 авг.

12
Собор в Боголюбове
80
+9
89
56
0
21 марта- 23 сент.
14 марта- 16 сент.

13
Церковь под Успенской церковью (Переяславль)
65
+4
69
50
+12
22 апр.- 22 авг.
15 апр.- 15 авг.

14
Успенская церковь (Старая Рязань)
69
+8
77
54
+7
8 апр.- 5 сент.
1 апр.- 29 авг.

15
Церковь архангела Михаила (Смоленск)
77
+6
83
55
+3
29 марта- 16 сент.
22 марта- 9 сент.

16
Церковь Ивана Богослова (Смоленск)
87
+6
93
55
-2
16 марта- 29 сент.
9 марта- 22 сент.

17
Борисоглебский собор Смядынского монастыря (Смоленск)
68
+6
74
55
+8
11 апр.- 3 сент.
4 апр.- 27 авг.

18
Церковь у устья р. Чуриловки (Смоленск)
99
+6
105
55
-9
26 февр.- 17 окт.
19 февр.- 10 окт.

19
Церковь Ивана на Опоках (Новгород)
104
+6
110
59
-11
20 февр.- 22 окт.
13 февр.- 15 окт.

20
Церковь Благовещения (Чернигов)
92
+4
96
51.5
-5
8 марта- 6 окт.
1 марта- 29 сент.




-111-


--------------------------------------------------------------------------------

Насколько можно доверять полученным датам? И насколько часто даты закладки совпадают с определениями, сделанными по азимутам? К сожалению, имеется очень-небольшое количество храмов, у которых известны и азимут, продольной оси, и летописные данные о дне закладки. Успенский собор во Владимире, судя по его азимуту, мог быть заложен 21 апреля или 9 августа (см. таблицу, 1). Но расположение здания на высокой горе над пойменной низиной дает сдвиг азимута к северу. Если допустить, что сдвиг этот был равен примерно 8-9°, то восход точно совпадает с летописной датой - 8 мая. Однако три новгородских памятника демонстрируют явное несовпадение дат: в церквах Петра и Павла, Благовещения на Мячине и Спаса-Нередицы расчет, сделанный по азимутам, даже приближенно не дает дней, названных в летописи (см. таблицу, 2-4). Может быть, не случайно в летописи заложение и начало строительства указаны раздельно. Так, о церкви Благовещения записано: "Заложи архиепископ Илия... церковь камяну... и начя здати церковь майя месяця в 21...". Возможно, что в данном случае летопись отмечает день не закладки, а начала строительных работ. Тем более что этот день, видимо, тоже порой оформлялся торжественной процедурой с участием заказчика. 36) Реально также, что несовпадение летописных дат с датами, полученными в соответствии с азимутами церквей, объясняется тем, что летописец под закладкой мог иногда понимать не первоначальную разбивку храма, а заложение первого камня здания. Так, автор первой половины XV в. Симеон Фессалоникийский указывает, что архиерей торжественно закладывает первый камень алтаря уже после того, как отрыты фундаменты. 37) Наконец, вполне возможно, что в ряде случаев церкви вообще не ориентировали продольной осью на восход солнца, а ставили в соответствии с направлением уже существовавшей улицы, ориентацией предшествующей деревянной церкви или исходя из каких-либо особых условий. 38)
Сравнение дней закладки, полученных по азимутам, с днями патронов храмов также показывает, что в большинстве случаев дни эти не совпадают. И все же, даже учитывая такие несовпадения, можно выделить ряд памятников, дни закладки которых, судя по азимутам, близки патрональным дням данного храма. Так, согласно азимуту, церковь Благовещения на Городище близ Новгорода была заложена 17 марта или 14 сентября (см. таблицу, 5). При расположении на всхолмлении сдвижка точки восхода дает дату, очень близкую 25 марта, т.е. дню Благовещения. Церковь Василия на Смядыни в Смоленске, видимо, была заложена в день святителя Василия - 26 апреля (по азимуту - 24 апреля; см. таблицу, 6), а церковь Иоанна в Перемышле - в день обретения главы Иоанна Предтечи - 25 мая (по азимуту - 19 мая; см. таблицу, 7). Собор киевского Выдубицкого монастыря заложен, судя по азимуту, 6 марта или 24 сентября (см. таблицу, 8). Учитывая сдвижку, связанную сочень высоким горизонтом, закладка, вероятно, была произведена 6 сентября, т.е. в день чуда архангела Михаила. Имеется еще ряд памятников, совпадающие даты которых оказываются осенними. Так, ориентация церкви Андрея в Переяславле близка дню Андрея Стратилата (19 августа; см. таблицу, 9), а ориентация Спасской церкви в Переяславле почти точно совпадает с праздником Спаса (6 августа; см. таблицу, 10). Азимут Спасского собора в Чернигове свидетельствует о закладке либо 24 апреля, либо 6 августа, т.е. тоже совпадает с праздником Спаса (см. таблицу, 11). Ориентация собора в Боголюбове очень близка дню Рождества Богородицы (8 сентября; см. таблицу, 12). С днем Успения (15 августа) совпадает ориентация маленькой церкви, раскопанной под более поздней Успенской церковью в Переяславле (см. таблицу, 13). Этому же дню близка ориентация церкви в Старой Рязани, которую обычно считают Успенской (см. таблицу, 14). Осенняя дата более вероятна и для смоленской церкви архангела Михаила, заложенной, видимо, 6 сентября, в день, когда отмечают чудо архангела Михаила (см.таблицу, 15). Еще более позднюю дату, очевидно, следует принимать для церкви Ивана Богослова в Смоленске, поскольку расчет по азимуту почти точно совпадает с днем памяти Иоанна

-112-


--------------------------------------------------------------------------------

Богослова (26 сентября; см. таблицу 16). Борисоглебский собор на Смядыни в Смоленске, судя по азимуту, заложен 4 апреля или 27 августа (см. таблицу, 17). При низком положении храма соответственно должен быть сдвиг азимута к югу. В таком случае получается, что собор был заложен 5 сентября, т.е. в день 130-летия смерти князя Глеба, происшедшей на Смядыни.
Зимняя закладка храмов - явление редкое. Однако известны случаи, когда, судя по азимутам, храмы все же закладывали зимой. Такую своеобразную ориентацию имеет, например, смоленская церковь в устье р. Чуриловки. Продольная ось этого храма обращена на юго-восток (истинный азимут 105°; см. таблицу, 18), т.е. на зимний восход. Это, вероятно, связано с тем, что закладку храма хотели приурочить ко дню его патрона - Константина-Кирилла (14 февраля). Возможно, что с февральской закладкой связана ориентация новгородской церкви Ивана на Опоках, близкая дню обретения главы Ионна Предтечи (24 февраля; см. таблицу, 19).
Известно несколько случаев, когда азимут храма настолько близок к северу, что не может соответствовать точке восхода солнца даже в день летнего солнцестояния. Таков, например, азимут собора Спасского монастыря в Новгороде-Северском, равный 30° (при магнитном склонении +4 истинный азимут 34°). Однако следует учесть, что храм стоял на высоком месте, откуда начинался спуск к Десне, противоположный берег которой низкий. Следовательно, горизонт на участке храма был очень расширенным. Если сдвижка здесь достигала 15°, то азимут мог соответствовать середине июня.
Таким образом, сопоставление письменных источников и расчетов по азимутам дает основание заключить, что день закладки храма обычно падал на весну или на первую половину лета, но нередко и на осень. Причем день закладки большей частью не совпадал с днем патрона данного храма, хотя к этому, видимо, иногда стремились. 39) Изредка, для того чтобы совместить указанные события, закладку переносили даже на зимнее время. Вероятно, это было возможно потому, что после торжественной церемонии закладки не обязательно было сразу же начинать строительство; к нему можно было приступить и через два-три месяца, т.е. тогда, когда начнется строительный сезон. Значительно чаще с днем патрона церкви совпадала не ее закладка, а освящение.
Сроки начала и конца строительного сезона в Древней Руси определяются в настоящее время лишь очень приблизительно, и главным образом по документам более позднего времени. Рамки эти имели огромное значение для организации древнего строительного производства. Известно, что осенью, с наступлением холодов, работы обычно прекращались. В Смоленске в конце XVII в. был случай, когда плохое качество кирпичной кладки заинтересованные лица объясняли тем, что "то, де, дело было осеннее, в самые заморозы и в ненастные дни каменщики работали от зимности и от ненастья в шубах и епанчах и в рукавицах". 40) На основании документов о строительстве в середине XVII в. Валдайского Иверского монастыря М.А. Ильин сделал вывод, что строительный сезон заканчивался ко дню Воздвижения (14 сентября). 41) Очень вероятно, что сезон длился около пяти месяцев, т.е. начинался в апреле. Этнографические данные свидетельствуют, что примерно такова была в XIX в. продолжительность сезона формовки и обжига кирпича. В "Урочном положении" вплоть до начала XX в. рабочий день на строительстве определялся длительностью в 12 часов, но только от апреля до сентября, а в остальные месяцы его продолжительность резко сокращалась. 42) Видимо, это и были примерные рамки древнерусского строительного сезона. 43) С учетом воскресений и праздников строительный сезон вряд ли превышал 120 рабочих дней.
Естественно, что наиболее удобным временем для начала строительства являлось наступление строительного сезона или во всяком случае его первая половина. Между тем нередки случаи, когда закладку производили осенью, всего за месяц до окончания сезона, а порой даже почти в самом его конце. Почему была

-113-


--------------------------------------------------------------------------------

возможна такая поздняя дата закладки храмов? Ведь ее производили не обязательно в день патрона данного храма, а при необходимости могли начать и раньше. Если же все-таки не боялись приступать к строительству нового храма в такое позднее время, то, видимо, цикл работ, предназначенный к выполнению в течение строительного сезона, был очень невелик, вполне укладывался в короткий срок и к тому же не очень зависел от наступления холодной и дождливой погоды. Очевидно, цикл этот в основном включал устройство фундамента, т.е. отрывку рвов и укладку самого фундамента. Более детальное изучение остатков древних построек показывает, однако, что в цикл первого строительного сезона, по-видимому, входило не только устройство самого фундамента, но и покрытие его кирпичной вымосткой. После этого наступал зимний перерыв, а следующей весной поверх вымостки, которая вместе с фундаментом успевала уже хорошо осесть, начинали кладку стен. 44)
Разбивку здания в начале второго строительного сезона производили заново, на этот раз более точно, чем разбивку фундамента и вымостки, из-за чего в целом ряде случаев план фундамента и вымостки не вполне точно совпадает с планом наземных частей здания. Это очень хорошо удалось проследить при исследовании нескольких смоленских памятников. Так, кривая центральной апсиды бесстолпного храма в детинце, исполненная в вымостке, не совпадает с кривизной стен той же апсиды. Имеются существенные несовпадения в разбивке членений вымостки и стен Борисоглебского собора на Смядыни. Не менее отчетливо это проявляется в Троицком соборе на Кловке, где разбивка пилястр и положение северо-восточного угла храма в вымостке и кладке стен оказываются не вполне одинаковыми. Более того, даже профилировка пилястр данного храма в вымостке несколько иная, чем осуществленных в натуре. Не сходится положение подкупольных столбов и ленточных фундаментов в псковском Ивановском соборе. В киевской церкви Успения на Подоле направление стен и фундаментов не совпадает на несколько градусов. В Гродно здание терема построено так, что вымостка точно совпадает с обрезом северной и восточной стен, тогда как в западной стене она несколько выступает наружу, образуя уступ.
Частое несовпадение плана фундамента и вымостки с планом стен здания в сочетании с поздними датами закладки некоторых храмов позволяет думать, что строители XII-XIII вв. полагали нужным, чтобы фундамент, покрытый кирпичной вымосткой, простоял зиму и хорошо осел, прежде чем на нем начнут возводить кирпичные стены. 45) Несомненно, что это было особенно важно в тех случаях, когда фундамент выводили насухо, без раствора.
Таким образом, очевидно, что цикл работ первого строительного сезона завершался закрытием фундамента кирпичной вымосткой, а кирпичную кладку стен начинали уже во втором строительном сезоне. Конечно, количество изученного материала, еще не дает оснований распространять данный вывод на все древнерусские постройки; быть может, это не было всеобщим правилом и в отдельных случаях кладку стен начинали сразу же после укладки фундамента, т.е. еще в первом строительном сезоне.
Сколько же сезонов занимало строительство храма? Письменные источники дают достаточно точный ответ. Десятинную церковь строили, судя по летописи, 8 лет. Но это была первая каменно-кирпичная постройка Киева; очевидно, что ее строительство не могло вестись такими темпами, как при налаженном строительном производстве. Действительно, в XI в. сроки строительства становятся более короткими. По расчетам Г.Н. Логвина, основанным на изучении конструкции и кладок, киевский Софийский собор возвели за 5 лет, не считая года закладки фундамента, т.е. всего за 6 лет. 46) За такой же срок построили Софийский собор в Новгороде (1045-1050). Но Софийские соборы были грандиозными зданиями, значительно превосходящими рядовые храмы. Обычно же строительство храма не превышало 5 лет. Собор киевского Михайловского монастыря был заложен в 1108 г., а в 1113 г. в нем уже был погребен его заказчик; следова-

-114-


--------------------------------------------------------------------------------

тельно, строительство было закончено еще до этого. О строительстве Успенского собора Киево-Печерского монастыря в летописи сказано, что оно было завершершено "на третее лето", не считая года закладки, т.е. всего за четыре строительных сезона. 47)
В течение всего домонгольского периода для строительства более или менее крупной церкви был нормальным такой же срок - 4 - 5 лет. Так, по 5 лет (иногда 6) строили церкви Рождественского монастыря во Владимире (1192-1196), Бориса и Глеба в Ростове (1214-1218), Богородицы Пирогощей в Киеве (1131- 1136). Столько же лет шло строительство собора в Юрьеве-Польском (1230-1234), хотя в этом случае в первый год, кроме того, "рушили" древнюю церковь, на месте которой ставили новую.
Достаточно часто храмы строили не 5, а всего 4 года. Так, церковь Федоровского монастыря в Киеве была заложена в 1129 г., а в 1133 г. в уже законченном храме был похоронен ее заказчик - князь Мстислав Владимирович. За 4 года построили собор в Суздале (1222-1225). Иногда строительство шло еще быстрее: Успенский собор (1158-1160) и собор Княгинина монастыря (1200-1202) во Владимире возвели за 3 года. Успенский собор в Ростове строили всего 2 года, но здесь летописец счел нужным специально отметить, что "бе церковь основана мала" (1161-1162). 48)
Гораздо реже удается получить археологические данные, свидетельствующие о сроках строительства. В одном случае ответ на этот вопрос дали раскопки в Смоленске: стратиграфические наблюдения у апсидной части церкви на Воскресенской горе выявили прослойки, связанные с тремя строительными сезонами. 49) Очень вероятно, что эти прослойки отвечают только постройке стен, тогда как последний строительный сезон, во время которого выводили своды, мог не дать известковых прослоек снаружи здания. В таком случае возведение здания должно было занять четыре строительных сезона, а вместе с устройством фундамента - 5 лет.
Очень существенная эволюция сроков строительства прослеживается в Новгороде. В первой половине XII в. здесь строили с такой же скоростью, как в других городах. Церковь Ивана на Опоках возвели за 4 года (1127-1130), а собор Антониева монастыря - за 3 или 4 года (1116 или 1117-1119). Однако во второй половине XII в. стали строить быстрее. Небольшие размеры храмов и их упрощенные формы позволили возводить церкви за два сезона, а еще чаще - за один. Так, за два сезона построили церковь Успения в Аркажах (1188-1189) и церковь Воскресения (1195-1196). При этом в церкви Воскресения в первый строительный сезон успели не только уложить фундамент, но "и възделаша до двьрии". Все церкви, возведенные за один сезон, естественно, были заложены в его начале (апреле, мае, первой половине июня). Таковы надвратная церковь в детинце (заложена 4 мая 1195 г.), церкви Кирилла (апрель 1196 г.), Спаса-Нередицы (8 июня 1198 г.). Строительство каждой из этих церквей продолжалось около трех месяцев. Еще быстрее закончили постройку церкви Спаса в Старой Руссе - с 21 мая по 31 июля 1198 г., т.е. за 72 календарных дня. В действительности, учитывая наличие воскресных и праздничных дней, конечно, рабочих дней было меньше. В одном случае летопись дает даже точный подсчет: церковь Благовещения на Мячине начали строить 21 мая и закончили 25 августа 1179 г., т.е. через 97 дней; однако в летописи отмечено: "А всего дела церковьнаго зьдания днии 70". Скорость строительства, заставлявшая сразу же после укладки фундамента начинать возведение стен, была одной из причин, почему в Новгороде, в отличие от Смоленска, Полоцка и других городов, не перешли на безрастворные фундаменты.
После завершения строительных работ начинали внутреннюю отделку храма, и прежде всего его роспись. Если имелась возможность, роспись производили в следующем строительном сезоне, т.е. сразу же после окончания строительства. Так, Успенский собор во Владимире был возведен в 1160 г., а в 1161 г.

-115-


--------------------------------------------------------------------------------

"почата бысть писати... кончана августа в 30". Строительство церкви Спаса-Нередицы в Новгороде закончили в 1198 г., а уже в следующем году "испьсаша церковь". Точно так же была завершена и расписана церковь Спаса в Старой Руссе. В 1195 г. была построена церковь на воротах новгородского детинца, а в 1196 г. она была расписана. Однако, по-видимому, так делать не всегда удавалось, и иногда роспись начинали лишь через несколько лет после окончания строительства. Например, церковь в новгородском Антониеве монастыре построили в 1119 г. (по другим источникам - в 1122 г.), а расписали только в 1125 г. Новгородскую церковь 40 мучеников возвели в 1211 г., а расписали в 1227 г. Порой разрыв между завершением строительства и росписью храма бывал еще большим, а иной раз церковь навсегда оставалась без живописного убранства. Примеры церквей, в которых так и не была исполнена фресковая роспись интерьера, достаточно многочисленны.
Судя по летописям, роспись, особенно в небольших храмах, производили за один сезон, хотя в более крупных храмах исполнение фресковой росписи, видимо, могло затягиваться. 50) Так, в новгородском Софийском соборе изображение Спаса в центральном куполе храма заняло "годищное время и боле".

Юрий Красильников
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: 27 сен 2005, 17:26
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Юрий Красильников » 18 дек 2007, 16:18

Я взял на себя смелость проверить таблицу Рапопорта :) В общем, склонения Солнца приведены довольно точно, лишь в строках 13 и 20 ошибка превышает естественную ошибку округления и составляет около 0.6 градуса.

Замечание по точности. Скорость изменения склонения (т.е. производная dD/dt) непостоянна, она максимальна вблизи равноденствий (почти полградуса в день) и очень мала вблизи солннцестояний. Поэтому говорить, что мы полагаем ошибку в определении азимута в 2-3 градуса и поэтому можем определить дату заложения церкви с погрешностью в неделю, не вполне корректно. Грубо ("на глаз") на широтах Киева-Новгорода градус в склонении соответствует паре градусов в азимуте, поэтому вблизи равноденствий ошибка в азимуте в пару градусов - это ошибка в пару суток в дате. А вблизи солнестояний такая же ошибка в азимуте - это, может быть, и месяц...

Азимуты храмов не проверял, хотя для Киева, Владимира и Смоленска это легко проделать.

Но у меня все-таки все тот же вопрос: есть ли какие-то исторические свидетельства о том, что при закладке храма непосредственно определяли азимут восхода? Или исследования, определяющие, насколько вычисленные по азимуту даты согласуются с зафиксированными в летописях?

Гость

Непрочитанное сообщение Гость » 18 дек 2007, 16:45

Юрий Красильников писал(а):Но у меня все-таки все тот же вопрос: есть ли какие-то исторические свидетельства о том, что при закладке храма непосредственно определяли азимут восхода? Или исследования, определяющие, насколько вычисленные по азимуту даты согласуются с зафиксированными в летописях?
Нет, таких свидетельств нету. Исследования Раппопорта перед Вами. Больше нет ничего, кроме той "негативной" информации, о которой я писал на этом форуме и в статье о Никоновском приделе: отсутствие взаимосвязи между известными по летописям датами торжественной закладки (с участием клира) и реальной датой разметки плана строителями. Собственно, это мелькало и у Раппопорта.

Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Сергей Заграевский » 18 дек 2007, 18:18

Форум опять почему-то меня не признал :D
С.В.Заграевский

Бокарёв Александр
Сообщения: 281
Зарегистрирован: 19 ноя 2004, 08:46

Непрочитанное сообщение Бокарёв Александр » 18 дек 2007, 18:36

Ну в общем как-то так. Есть вопрос: верна ли гипотеза о том, что при закладке здания его продольная ось ориентировалась (с той или иной погрешностью) на точку, где в день закладки всходило солнце ?
Если эта гипотеза верна, то возможно: а) исходя из ориентации существующего здания определять время его закладки, даже если эта дата неизвестна, б) исходя из времени закладки зданий строить дальнейшие гипотезы.
Для поиска ответа на этот вопрос можно использовать набор известных дат закладки, сопоставив их с ориентацией зданий. Этот опыт провёл уже П.А.Раппопорт и получилось, что данное предположение как минимум в части случаев неверно. Сделанную им выборку можно расширить, но кажется всё равно хорошей корреляции между датой закладки и ориентацией здания не наблюдается. Это делает гипотезу неприменимой для дальнейших логических построений.
С учётом того, что реальная разбивка планы и официальная дата закладки могут не совпадать, возможно выдвинуть преположение о том, что здания ориентированы на восток на момент разбивки плана, а не официальной закладки. Но эту гипотезу ещё сложнее подтвердить, и имеется целый ряд гарантированных исключений - когда здание ориентировано в сторону, в которой солнце физически не могло восходить.
Ну что же, отрицательный результат - тоже результат. Можно сделать предположение, что в общем случае при постройке здания церкви точное место восхождения солнца над горизонтом как в день начала строительных работ, так и в день официальной закладки здания не играло существенной роли по сравнению с другими факторами, сказывающимися на ориентации постройки.

Юрий Красильников
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: 27 сен 2005, 17:26
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Юрий Красильников » 18 дек 2007, 18:54

Я тут решил посмотреть, что делается в Ивановской области :) Координаты брались с temples.ru , церкви в основном - в селах.

Исходные данные в формате CSV и гистограмма азимутов - ниже.

N;Название;Азимут
1;Церковь Варвары Великомученицы в Ново-Талицах;122
2;Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм в Ратницком;69
3;Церковь Воздвижения Честного Креста Господня в Плосково;80
4;Церковь Воскресения Христова в Зернилово;75
5;Церковь Воскресения Христова на Яковлевском погосте;57
6;Церковь Георгия Победоносца в Георгиевском-на-Уводи;70
7;Церковь Иконы Божией Матери Владимирская в Крапивново;115
8;Церковь Иконы Божией Матери Владимирская в Филяндино;76
9;Церковь Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость в Сотницах;83
10;Церковь Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Дмитровке, в Иваново;75
11;Церковь Иконы Божией Матери Знамение в Лежнево;48
12;Церковь Иконы Божией Матери Казанская в Лежнево;65
13;Церковь Иконы Божией Матери Казанская в Ратницком;65
14;Церковь Иконы Божией Матери Казанская в Седиково;86
15;Церковь Иконы Божией Матери Казанская в Хомутово;86
16;Церковь Иконы Божией Матери Неопалимая Купина в Бородино;113
17;Церковь Иконы Божией Матери Смоленская в Румянцево;85
18;Церковь Иконы Божией Матери Смоленская в Семёновском;77
19;Церковь Иконы Божией Матери Смоленская на Митрофаниевском погосте;82
20;Церковь Илии Пророка в Воробьеве, в Иваново;88
21;Церковь Иоанна Богослова в Панеево;65
22;Церковь Иоанна Богослова в Стебачево;95
23;Церковь Иоанна Предтечи в Маслово;132
24;Церковь Михаила Архангела в Архангеле (Острове);70
25;Церковь Михаила Архангела в Афанасово;104
26;Церковь Михаила Архангела в Бородино;112
27;Церковь Михаила Архангела в Пронино;116
28;Церковь Михаила Архангела в Сахтыше;70
29;Церковь Николая Чудотворца в Клевцово;?
30;Церковь Николая Чудотворца в Лежнево (Назарьево);70
31;Церковь Николая Чудотворца в Мытищах;115
32;Церковь Николая Чудотворца в Никольском;96
33;Церковь Николая Чудотворца в Ново-Талицах;125
34;Церковь Николая Чудотворца в Петрово-Городище;66
35;Церковь Николая Чудотворца в Сахтыше;70
36;Церковь Николая Чудотворца в Филяндино;95
37;Церковь Петра и Павла на кладбище в Балино, в Иваново;92
38;Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Брюхово;123
39;Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Булгаково;74
40;Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Златоусте;78
41;Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Кочнево;88
42;Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Лежнево (Назарьево);82
43;Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Малом Давыдовском;112
44;Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Петропавловском погосте;76
45;Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при подворье Ивановского Свято-Успенского монастыря;74
46;Церковь Преображения Господня в Хомутово;86
47;Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Подольце;113
48;Церковь Рождества Христова в Комсомольске;88
49;Церковь Рождества Христова в Лежнево;67
50;Церковь Сергия Радонежского при подворье Николо-Шартомского монастыря в Иваново;87
51;Церковь Собора Пресвятой Богородицы в Березниках;101
52;Церковь Спаса Всемилостивого в Клементьево;86
53;Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Новоселках;112
54;Церковь Троицы Живоначальной в Богатырево;115
55;Церковь Троицы Живоначальной в Смердово;104
56;Церковь Троицы Живоначальной в Чернцах;30
57;Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Кибергино;112
58;Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Сотницах;77
Вложения
HistIv1.gif
HistIv1.gif (4.22 КБ) 5091 просмотр

Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Сергей Заграевский » 18 дек 2007, 21:07

Как видно, в Ивановской области даже отсутствует тенденция к ориентации на солнце по апрелю-маю. Восток плюс-минус 30 градусов. Вообще случайность полная.
Словом, не зашло ли наше исследование в тупик?

Юрий Красильников
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: 27 сен 2005, 17:26
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Юрий Красильников » 19 дек 2007, 05:36

Сергей Заграевский писал(а):Как видно, в Ивановской области даже отсутствует тенденция к ориентации на солнце по апрелю-маю. Восток плюс-минус 30 градусов. Вообще случайность полная.
Словом, не зашло ли наше исследование в тупик?
Мне представляется, что для вывода исследования из тупика есть только один путь - провести более тщательное исследование :)

Во-первых, провести рассмотрение по подгруппам (городские церкви, сельские церкви, церкви 17 века, церкви 18 века и т.п.). Исходных данных нужно значительно больше, и подходить к ним надо более тщательно, чем сделал я (быстро-быстро таскал картинки и мерил углы). Т.е. смотреть, нет ли явного влияния на ориентацию окружающей застройки, близрасположенных дорог и т.п.

Во-вторых, составить большой список церквей с известными по документам датами основания (хотя бы с точностью до месяца) и посмотреть, сколь хорошо ориентация здания согласуется с азимутом восхода в эту дату. Для статистической значимости список должен быть существенно большим, чем у Рапопорта.

И то и другое трудоемко, кто этим будет заниматься - не знаю. Хотя, наверно, это неплохая тема для курсовой работы для студентов-историков.

Пока же получается, что "пациент скорее мертв, чем жив". По той же Ивановской области треть рассмотренных церквей (20 из 58 ) имеют азимут 95 градусов и более, т.е. по рассматриваемой гипотезе они закладывались с октября по середину марта. Как говаривал Константин Сергеевич: "Не верю!"

Однако ничего странного в этом (т.е. что гипотеза, похоже, не подтверждается) нет. Как я понял, никаких документальных подтверждений прямого наблюдения восхода при закладке нет, т.е. это - чисто умозрительное предположение.

Еще аргументы против.

Во-первых, зачем измерять то, что и так известно? Повторюсь: люди, встававшие с зарей, знали, где восходит солнце, так же твердо, как мы с вами знаем, что в 9 вечера по ОРТ начнется программа "Время" (и на экране скорее всего появится Е.Андреева) :)

Во-вторых, такие действия (наблюдение восхода, фиксация направления) действительно чем-то напоминают солнцепоклонничество, вряд ли высоким представителям церковных властей это бы понравилось. Язычества-то они всегда побаивались :)

----------

И напоследок вопрос. Когда Рапопорт выдвинул свою гипотезу? До 1973 года или после? Если после - то это многое объясняет :)

Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Сергей Заграевский » 19 дек 2007, 10:31

Юрий Красильников писал(а): И напоследок вопрос. Когда Рапопорт выдвинул свою гипотезу? До 1973 года или после? Если после - то это многое объясняет :)
По-моему, это было уже после смерти Воронина, т.е. после 1976 г. А что это объясняет?

Юрий Красильников
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: 27 сен 2005, 17:26
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Юрий Красильников » 19 дек 2007, 13:29

Сергей Заграевский писал(а):По-моему, это было уже после смерти Воронина, т.е. после 1976 г. А что это объясняет?
В 1973 году была издана книга: Дж.Хокинс, Дж.Уайт "Разгадка тайны Стоунхенджа", М., 1973. Краткая суть - в статье Хокинса в Nature в 1963 г.: http://masters.donntu.edu.ua/2006/fvti/ ... /art06.htm (русский перевод, статья небольшая, две-три страницы).

Еще короче - при анализе плана памятника с помощью компьютера выяснилось, что многие направления, задаваемые его камнями и арками, указывают на астрономически значимые точки горизонта (напр., точки восходов и заходов Солнца в дни летнего и зимнего солнцестояний).

(Книга - сугубо научная и дельная, правда, потом на нее стали ссылаться всякие эзотерики, уфологи и прочий сброд, но авторы в том никак не повинны.)

Очевидно, после издания этой книги идея астрономического ориентирования памятников архитектуры стала популярной, отсюда и эта гипотеза.

Юрий Красильников
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: 27 сен 2005, 17:26
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Юрий Красильников » 19 дек 2007, 15:57

Кстати, есть желающие покопаться в астроархеологической пыли?

Если есть - могу аккуратно изложить методику расчетов, которые можно выполнить на калькуляторе, а еще лучше - в экселе, и привести нужные формулы.

Тема богатая (хотя перспективы imho туманные).

Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Сергей Заграевский » 19 дек 2007, 19:56

Я предлагаю пока не спешить, еще подумать, пособирать статистику по разным эпохам и регионам - глядишь, что-нибудь само придумается :) Спешки-то никакой нет, у нас впереди вечность :)

Юрий Красильников
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: 27 сен 2005, 17:26
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Юрий Красильников » 19 дек 2007, 20:01

Сергей Заграевский писал(а):Я предлагаю пока не спешить, еще подумать, пособирать статистику по разным эпохам и регионам - глядишь, что-нибудь само придумается :) Спешки-то никакой нет, у нас впереди вечность :)
Вот и я про то же - а куда нам спешить? А расчетную методику все-таки опубликую, как время будет - вдруг кто к исследованиям присоединится :)

Ответить